Ламажаа Ч. К., Луков С. В. Проблематика ценностных ориентаций и исторического сознания молодежи в публикациях журнала «Знание. Понимание. Умение»
УДК 316
Lamazhaa Ch. K., Lukov S. V. The Problematics of Youth’s Value Orientations and Historical Consciousness in the Publications of the Journal “Znanie. Ponimanie. Umenie” (“Knowledge. Understanding. Skill”)
Аннотация ♦ В статье проведен анализ публикаций журнала «Знание. Понимание. Умение», в которых представлены различные аспекты исследований ценностных ориентаций и исторического сознания молодежи. Произведена группировка статей по тематическим блокам.
Abstract ♦ The paper presents a content analysis of articles published in the journal “Znanie. Ponimanie. Umenie” (“Knowledge. Understanding. Skill”), which cover various aspects of studies on youth’s value orientations and historical consciousness. The authors sort the articles into thematic categories.
Keywords: youth, value orientations, historical consciousness, journal “Znanie. Ponimanie. Umenie”.
Журнал Московского гуманитарного университета «Знание. Понимание. Умение» был зарегистрирован 23 января 2004 г. Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации (свидетельство о регистрации ПИ № 77-17275) как периодическое издание, освещающее результаты фундаментальных и прикладных исследований в области гуманитарных наук.
Журнал включен в Российский индекс научного цитирования. Его место в рейтинге SCIENCE INDEX за 2013 г. среди мультидисциплинарных журналов — 28 (из 699), а в общем рейтинге — 252 (из 6797 научных журналов России). Импакт-фактор журнала в рейтинге SCIENCE INDEX за 2013 г. составил — 0,457. Информация о журнале была включена в международную справочную систему по периодическим и продолжающимся изданиям «Ulrich’s Periodicals Directory» (2011 г.).
С 2006 г. журнал включен Высшей аттестационной комиссией в Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук по четырем, а с 2008 г. — по семи научным направлениям: философия, социология, культурология, педагогика, психология, филология, искусствоведение.
Основное содержание журнала представляют собой научные статьи, научные обзоры, научные рецензии и отзывы.
Всего в 40 номерах журнала, вышедших в 2004–2014 гг., было опубликовано 1802 статьи (85% из которых — научные статьи, остальное — обзоры, рецензии, сообщения и пр.) 1050 авторов, среди которых ведущие российские и зарубежные ученые, деятели образования и культуры — вице-президенты РАН Г. А. Месяц, А. Д. Некипелов, директора институтов РАН А. А. Гусейнов, А. Л. Журавлев, Б. Г. Юдин, академики и члены-корреспонденты РАН и других государственных академий наук Ю. Л. Воротников, П. П. Гайденко, Ю. И. Журавлев, И. А. Зимняя, В. Г. Костомаров, В. С. Степин, К. В. Судаков, Ж. Т. Тощенко, президент Международной академии наук В. Кофлер (Австрия), профессора А. А. Зиновьев, К. К. Колин, В. М. Межуев, А. Д. Урсул, В. Г. Федотова, руководитель Университетских семинаров в Колумбийском университете (США) Р. Белкнап, ректоры вузов Ю. С. Давыдов, С. И. Плаксий, Б. Н. Тарасов, политические деятели Г. А. Зюганов, С. М. Миронов, О. Н. Смолин, В. Е. Шудегов и многие другие.
Авторы опубликованных статей работают в ведущих вузах и научных учреждениях страны — МГУ имени М. В. Ломоносова, СПбГУ, федеральных университетах, РГГУ, МПГУ, НИУ ВШЭ, МГИМО, РУДН, РАНХиГС при Президенте РФ, институтах РАН — философии, социологии, психологии, социально-политических исследований, экономики, археологии, антропологии и этнографии, проблем информатики, ИНИОН и других, институтах РАО.
География представленных в журнале материалов широка: только в 2013 г. она включала 40 российских городов (Астрахань, Барнаул, Белгород, Владивосток, Вологда, Екатеринбург, Ижевск, Иркутск, Казань, Калининград, Кемерово, Киров, Кострома, Краснодар, Красноярск, Львов, Люберцы, Магнитогорск, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Орел, Пенза, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Ставрополь, Тамбов, Тверь, Тобольск, Томск, Тюмень, Уфа, Хабаровск, Челябинск, Чита, Ярославль). Авторы из других городов, представители разных научных, научно-образовательных учреждений (124 чел.) в 2013 г. составляли 60% авторского состава журнала.
Журнал «Знание. Понимание. Умение» выступает и как научный форум международного значения. В 2004–2013 гг. на его страницах опубликованы статьи, присланные авторами из 31 страны мира (Австрия, Азербайджан, Беларусь, Болгария, Великобритания, Вьетнам, Германия, Грузия, Израиль, Иран, Казахстан, Китай, Латвия, Литва, Молдова, Монголия, Новая Зеландия, Польша, Саудовская Аравия, Сербия, США, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Франция, Хорватия, Черногория, Чили, Швейцария, Швеция, Япония).
В 2004–2014 гг. в журнале «Знание. Понимание. Умение» было опубликовано 27 статей, непосредственно посвященных проблематике ценностей и ценностных ориентаций, что составляет 1,5% всех опубликованных в журнале статей. Тематически эти статьи распределяются в следующие пять групп:
1. Общие характеристики ценностей и ценностных ориентаций, методы их исследования (Сурина, 2005; Гневашева, 2013a; Журавлев, Соина, 2012; Юдин, 2014).
2. Ценностные характеристики социальных групп, общества, культуры (Лапин, 2007; Хазанкович, 2008; Костин, 2009; Сушкова-Ирина, 2010; Выборнова, 2012; Красовский, 2012).
3. Характеристика отдельных ценностей и их систем (Приступа, 2007; Биченко, 2008; Бобырева, 2008; Гневашева, 2011; Ву Т. Ф. Тхао, 2012; Луков, Курганская, 2012; Челнокова-Щейка, 2013).
4. Формирование системы ценностей в процессе образования (Ситаров, Шутенко, Шутенко, 2008; Потанина, 2009; Герасимова, 2009; Журавлев, Дробышева, 2012; Романова, 2012).
Из этой группы публикаций наиболее значимы для данного научного проекта публикации, представляющие данные исследований по студенческой молодежи и их интерпретацию (Намлинская, 2005; Биченко, 2008; Гневашева, Сукталиева, 2011). Так, статья И. Г. Биченко содержит анализ данных социологического исследования «Российский вуз глазами студентов» в аспекте выявления элементов ценностной системы, доминирующей в среде студенческой молодежи. Показано, что взаимная любовь — один из важных элементов ценностной системы студентов. Его можно назвать структурообразующим, так как он оказывает заметное влияние как на дифференциацию, так и на схождение систем ценностей. При этом у студентов старшей возрастной группы формируется здоровое и целостное представление о ценности любви, и не наблюдается тенденций к искаженному или девиантному ее восприятию.
Анализ показывает, что в журнале опубликованы также статьи, в которых тематика ценностных ориентаций молодежи представлена в контексте общих вопросов исследования молодежи, молодежного движения, молодежной политики. К этой группе публикаций относятся 69 статей, или 8,6% от всех статей, опубликованных в журнале в 2004–2014 гг.
В этой группе статей выявляются 9 подгрупп, а именно:
1. Теории молодежи и молодежной политики (Ильинский, 2005; Ильинский, Луков, 2008; Луков, 2007a; 2007b; 2009; Луков, Погорский, Тихомиров, 2011; Першуткин, 2011).
Вопросы исторического сознания молодежи в публикациях журнала отражены главным образом косвенно, вкупе с другими аспектами ценностных ориентаций. Известным исключением является статья Е. Л. Кудриной, в которой раскрывается роль вузов культуры и искусств в пропаганде исторического культурного наследия России на базе опыта Кемеровского государственного университета культуры и искусств (Кудрина, 2014), однако в ней тема исторического сознания молодежи обозначена в самой общей форме. Ближе к задачам формирования исторического сознания студентов стоит статья Б. А. Ручкина, построенная как разоблачение мифа, что в 1941 г. Красная Армия не воевала. Показывается, что утверждение подобного рода в публикациях Г. Х. Попова, Б. В. Соколова, М. С. Солонина не соответствует действительности (Ручкин, 2014). Данная статья подготовлена в рамках проекта «Демифологизация истории России», поддержанного грантом Общества «Знание» России № ДГ-279, и общая направленность проекта на формирование исторического сознания новых поколений определяет подход автора к отбору материала и его подаче. Вопросы исторического сознания молодежи в теоретическом ключе оказываются соотносимы с общеметодологическим тезаурусным подходом, которому посвящены многие публикации журнала, начиная с первых его номеров на протяжении всех лет издания (Луков Вал., Луков Вл., 2004; 2014; Луков, 2006ab; Захаров, 2007; Ламажаа, 2012).
В целом анализ публикаций журнала «Знание. Понимание. Умение» показывает, что проблема формирования ценностных ориентаций и исторического создания молодежи в последнее десятилетие оставалась одной из наиболее актуальных для публикуемых в журнале авторов. Ее значение определяется той ролью, какую играет ценностная сфера для общества, его развития, его устойчивости и безопасности. Отражая прежде всего позиции, близкие научной школе социологии Московского гуманитарного университета, журнал дает в руки исследователей и практиков большой материал для осмысления, а также надежные теоретико-методологические ориентиры.
Agranat, D. L. and Lobanov, M. A. (2009) Sushchnost' i soderzhanie sotsializatsii molodykh sotrudnikov organov vnutrennikh del. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 99–105.
Akmanaeva, D. Kh. (2012) Osobennosti priobshcheniia studentov k nauchnoi deiatel'nosti v usloviiakh sovremennogo rossiiskogo vuza. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 294–297.
Alekseev, S. V. (2013) Sankt-Peterburgskaia nauchno-pedagogicheskaia shkola ekologicheskogo obrazovaniia molodezhi. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 175–181.
Bichenko, I. G. (2008) Elementy tsennostnoi sistemy rossiiskikh studentov: liubov' v strukture predstavlenii o «khoroshei zhizni». Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 215–221.
Bobyreva, E. V. (2008) Religioznyi diskurs: tsennosti i zhanry. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 162–167.
Borodai, A. D. (2013) Tvorcheskaia molodezh' i komsomol: v poiskakh ideinykh skrep. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 144–153.
Borodai, A. D. (2014) Professional'noe stanovlenie tvorcheskoi molodezhi Rossii v sfere khudozhestvennoi kul'tury. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 153–166.
Volokitina, A. A. (2010) Zhiznennye strategii molodezhi v usloviiakh professional'nogo vybora. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 216–221.
Vorobieva, A. E., Kupreichenko, A. B. (2008) Otnoshenie molodezhi k neetichnym formulirovkam gazetnykh zagolovkov. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 126–133.
Vu T. F. Tkhao. (2012) Semeinye tsennosti v reklamnykh tekstakh v natsional'no-kul'turnom aspekte. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 206–210.
Vybornova, V. V. (2012) Transformatsiia sotsial'noi struktury i izmenenie tsennostnykh orientatsii v rossiiskom obshchestve. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 160–164.
Gerasimova, A, pp. (2009) Tsennostno-deiatel'nostnyi podkhod k psikhodiagnostike uchebnoi motivatsii studentov. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 116–121.
Gnevasheva, V. A. (2008) Rossiiskaia molodezh' v nachale XXI veka: ee sotsial'nyi obraz dlia nas i dlia mira. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 24–28.
Gnevasheva, V. A. (2010) Tipologiia obraztsov investitsionnogo povedeniia molodezhi Rossii (po rezul'tatam monitoringa «Rossiiskii vuz glazami studentov»). Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 237–241.
Gnevasheva, V. A. (2011) Tsennost': diskurs bogoslovskogo i gumanitarnogo poznaniia. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 64–67.
Gnevasheva, V. A. (2013a) Matematicheskie metody tsennostnogo opredeleniia. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 62–66.
Gnevasheva, V. A. (2013b) Osobennosti sovremennogo formirovaniia professional'nykh kompetentsii molodezhi cherez sistemu vysshego professional'nogo obrazovaniia. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 5–10.
Gnevasheva, V. A. (2014a) Problemy determinatsii molodezhi v kontekste bogoslovskogo znaniia. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 167–174.
Gnevasheva, V. A. (2014b) Dobrodetel' i tsennost' kak tezaurusnye konstanty. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 117–124.
Gnevasheva, V. A. and Suktalieva, E. V. (2011) Vysshee professional'noe obrazovanie v sisteme tsennostei sovremennoi molodezhi. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 126–130.
Grigorenko, B. Yu. (2013) Tezaurusnyi podkhod v issledovanii doveriia molodezhi k vlasti: metodologicheskie vozmozhnosti primeneniia. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 118–122.
Egorova, T. V. (2008) Sotsial'no-pedagogicheskaia podderzhka molodezhi iz neformal'nykh ob"edinenii. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 32–37.
Zhuravlev, A. L. and Drobysheva, T. V. (2012) Vliianie rannego ekonomicheskogo obrazovaniia na tsennostnye orientatsii mladshikh shkol'nikov. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 181–190.
Zhuravlev, A. L. and Soina, I. A. (2012) Rol' tsennostnykh orientatsii lichnosti v formirovanii ee sotsial'no-psikhologicheskogo prostranstva. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 218–226.
Zakharov, N. V. (2007) Vkhozhdenie Shekspira v russkii kul'turnyi tezaurus. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 131–140.
Ilinskiy, I. M. (2005) Molodezh' kak budushchee Rossii v kategoriiakh voiny. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 5–17.
Ilinskiy, I. M. (2010) Obrazovanie v tseliakh oglupleniia. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 3–30.
Ilinskiy, I. M. (2011a) Kuda idet otechestvennoe obrazovanie. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 4–13.
Ilinskiy, I. M. (2011b) Vospitanie v individualizirovannom obshchestve. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 3–8.
Ilinskiy, I. M. (2012) «Modernizatsiia» rossiiskogo obrazovaniia v kontekste mirovoi globalizatsii. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 3–23.
Ilinskiy, I. M. (2014) Vospitanie v uvazhenii i liubvi. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 5–10.
Ilinskiy, I. M. and Lukov, Val. A. (2008) Gosudarstvennaia molodezhnaia politika v Rossii: filosofiia preemstvennosti i smeny pokolenii. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 5–14.
Karpukhin, O. I. (2006) Obrazovanie. Molodezh'. Chelovek. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 233–235.
Kovalev, P. A. (2006) Molodezhnaia auditoriia televideniia. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 178–181.
Kovaleva, A. I. (2004) Sotsializatsiia. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 139–143.
Kovaleva, A. I. (2006a) Desotsializatsiia. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 184.
Kovaleva, A. I. (2006b) Lichnost' molodogo cheloveka. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 221–222.
Kovalchuk, Ya. V. (2012) Vybor tsennostei v sovremennykh subkul'turakh molodezhi megapolisa. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 309–312.
Kostin, A. V. (2009) Protivorechiia razvitiia kul'tury informatsionnogo obshchestva: sotsial'nyi i tsennostnyi aspekt. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 223–228.
Kotova, K. A. (2012) Deiatel'nost' v regional'nykh molodezhnykh politicheskikh organizatsiiakh: sravnitel'nyi analiz form aktivnosti. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 307–309.
Kochnev, S. V. (2010) Uchastie molodezhi v razvitii mestnogo samoupravleniia. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 86–91.
Krasovskiy, Yu. D. (2012) Upravlencheskie tsennosti rukovoditelei. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 149–154.
Krulekht, M. V. (2009) Pedagogika vysshei shkoly: chemu i kak uchit' studentov gumanitarnogo universiteta. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 158–162.
Kudrina, E. L. (2014) Rol' vuzov kul'tury i iskusstv v propagande istoricheskogo kul'turnogo naslediia Rossii. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 61–73.
Kurganskaia, M. Ya. (2012) Zhiznennaia pozitsiia i obshchestvennaia poleznost' trudovoi deiatel'nosti kak sotsiologicheskie pokazateli molodezhnogo patriotizma. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 267–270.
Lamazhaa, Ch. K. (2012) Tezaurusnyi podkhod dlia tuvinovedeniia. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 38–45.
Lapin, N. M. (2007) Sotsietal'no-tsennostnye funktsii intelligentsii. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 38–43.
Levicheva, V. F. (2012) Sotsial'noe samoopredelenie molodezhi. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 322–324.
Lobanov, M. V. (2011) Faktory, vliiaiushchie na osvoenie sotsializatsionnoi normy molodymi sotrudnikami OVD. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 237–240.
Lukov, Val. A. (2006a) Vospitanie kak otvet na vyzovy globalizatsii (nachalo). Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 101–109.
Lukov, Val. A. (2006b) Vospitanie kak otvet na vyzovy globalizatsii (okonchanie). Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 95–103.
Lukov, Val. A. (2007a) Teorii molodezhi: puti razvitiia (nachalo). Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 70–82.
Lukov, Val. A. (2007b) Teorii molodezhi: puti razvitiia (okonchanie). Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 87–98.
Lukov, Val. A. (2008a) Molodezh' v svete perspektiv cheloveka i obshchestva. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 21–30.
Lukov, Val. A. (2008b) Molodezh' i problema kul'turnykh konstant. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 11–17.
Lukov, Val. A. (2009) Teorii molodezhi: apologiia ikh neischerpaemosti. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 58–65.
Lukov, Val. A. (2012) Biosotsiologiia molodezhi i budushchee grazhdanskogo obshchestva. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 13–19.
Lukov, Val. A., Kurganskaia, M. Ya. (2012) Patrioticheskie tsennostnye orientatsii. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 316–317.
Lukov, Val. A. and Lukov, Vl. A. (2004) Tezaurusnyi podkhod v gumanitarnykh naukakh. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 93–100.
Lukov, Val. A. and Lukov, Vl. A. (2014) Metodologiia tezaurusnogo podkhoda: strategiia ponimaniia. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 18–35.
Lukov, Val. A. and Lukov, S. V. (2007) Problemy vospitaniia studentov: materialy issledovaniia. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 197–200.
Lukov, Val. A., Pogorskiy, E. K. and Tikhomirov, D. A. (2011) Gosudarstvennaia molodezhnaia politika: rossiiskaia i mirovaia praktika realizatsii v obshchestve innovatsionnogo potentsiala novykh pokolenii. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 231–236.
Martynenko, A. V. (2004) Zdorovyi obraz zhizni molodezhi. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 136–138.
Namlinskaia, O. O. (2004) Vuz gosudarstvennyi vs. vuz negosudarstvennyi: moskovskie studenty o svoikh vuzakh. Dannye sotsiologicheskogo issledovaniia. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 117–126.
Namlinskaia, O. O. (2005) Tsennostnye orientatsii pervokursnikov Moskovskogo gumanitarnogo universiteta. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 123–129.
Namlinskaia, O. O. (2006) Russkaia natsional'naia identichnost' v molodezhnoi srede. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 211–218.
Ovchinskaia, E. V. (2011) Izmenenie praktik telepotrebleniia rossiiskoi molodezhi v usloviiakh razvitiia informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologii. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 295–299.
Panieva, K. O. (2013) U istokov kontseptsii zhiznennogo uspekha kak tsennostnoi orientatsii molodezhi (nekotorye idei amerikanskoi sotsiologii i sotsial'noi psikhologii). Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 315–319.
Perinskaia, N. A. (2005) Resotsializatsiia. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 161–162.
Pershutkin, S. N. (2011) Molodezh' «v kategoriiakh voiny». Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 102–107.
Pogosian, A. V. (2012) Korporativnaia kul'tura dlia molodykh spetsialistov v reklamnoi otrasli. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 216–220.
Potanina, L. T. (2009) Obrazno-simvolicheskii iazyk kak sredstvo razvitiia sistemy tsennostei shkol'nika. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 73–77.
Pristupa, E. N. (2007) Zdorov'e rebenka kak sotsial'naia tsennost'. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 176–183.
Purynychev, M. Yu. (2011) Problemy professional'nogo vybora sovremennoi molodezhi. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 245–248.
Romanova, O. V. (2012) Tsennostno-smyslovye kharakteristiki informatsionnogo podkhoda k obucheniiu. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 238–243.
Romashova, L. O. (2013) Protivorechiia v professional'nom samoopredelenii molodezhi. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 179–182.
Ruchkin, B. A. (2014) 1941-i: mif «Armiia ne voevala» (istoricheskoe obozrenie). Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 125–131.
Savinkova, Yu. V. (2012) Televizionnye predpochteniia molodezhi. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 313–316.
Savinova, I. A. (2010) Sotsializiruiushchie vozmozhnosti interaktivnykh tekhnologii obucheniia. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 92–95.
Seliverstova, N. A. (2005) Chitatel'skie interesy molodezhi. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 156–157.
Seliverstova, N. A. (2012) Chitatel'skie interesy molodezhi. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 324–326.
Sikorskaia, L. E. (2009a) Volonterstvo kak forma trudovogo vospitaniia studencheskoi molodezhi. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 163–168.
Sikorskaia, L. E. (2009b) Sotsializatsiia molodezhi v protsesse dobrovol'cheskoi deiatel'nosti. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 138–145.
Sikorskaia, L. E. (2011) Pedagogicheskii potentsial dobrovol'cheskoi deiatel'nosti studencheskoi molodezhi. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 213–217.
Sitarov, V. A. and Sikorskaia, L. E. (2009) Dobrovol'cheskaia deiatel'nost' kak shkola nravstvennogo stanovleniia molodezhi (nachalo). Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 122–127.
Sitarov, V. A. and Sikorskaia, L. E. (2010) Dobrovol'cheskaia deiatel'nost' kak shkola nravstvennogo stanovleniia molodezhi (okonchanie). Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 161–166.
Sitarov, V. A., Shutenko, A. I., and Shutenko, E. N. (2008) Samorealizatsiia studencheskoi molodezhi kak tsennost' vuzovskogo obucheniia. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 143–152.
Sitarov, V. A., Shutenko, A. I. and Shutenko, E. N. (2009) Psikhologicheskie osobennosti sotsiokul'turnogo oblika studencheskoi molodezhi. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 66–72.
Sokolova, E. S. (2011) Sotsial'naia aktivnost' sovremennoi rossiiskoi molodezhi. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 197–202.
Surina, I. A. (2005) Tsennostnye orientatsii. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 162–164.
Surkova, E. G. and Gurova, E. V. (2012) Sposobnost' k sozidaniiu i preobrazovaniiu sobstvennoi zhizni u iunoshei i devushek, otnosiashchikh sebia k predstaviteliam molodezhnykh subkul'tur. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 262–268.
Sushkova-Irina, A. I. (2010) Restavratory, fal'sifikatory, kopiisty, plagiatchiki kak sozdateli simvolicheskoi tsennosti produkta khudozhestvennoi kul'tury. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 248–252.
Tikhomirov, D. A. (2009) Dobrachnye sozhitel'stva v Moskve kak novaia sostavliaiushchaia matrimonial'nogo povedeniia molodezhi. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 106–110.
Usmanov, B. F. (2012) Molodezh' i perspektivy politicheskogo protsessa v Rossii. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 79–83.
Khazankovich, Yu. G. (2008) Khronotopy i khronotopicheskie tsennosti v proze narodov Severa. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 173–176.
Khairullina, N. G. (2014) Ustanovki tolerantnogo soznaniia tiumenskoi molodezhi. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 183–193.
Chelnokova-Shcheika, A. V. (2013) Transformatsiia semeinykh tsennostei v sovremennom Kitae. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 309–314.
Chibisova, O. V. (2012) Molodezhnye subkul'tury v meniaiushchemsia mire. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 198–201.
Shugalskiy, S, pp. (2012) Razvlecheniia molodezhi v sotsiokul'turnoi srede megapolisa. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 178–184.
Shugalskiy, S, pp. (2013) Sotsial'nye praktiki razvlechenii molodezhi v nochnom klube. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 268–272.
Yudin, B. G. (2014) Nauchnoe poznanie cheloveka i tsennosti. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 35–49.
Iavon, S. V. (2012) Zhiznennoe samoopredelenie rossiiskoi molodezhi. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 174–178.
Iavon, S. V. (2013) Zhiznennye tseli i sotsial'noe samochuvstvie regional'noi molodezhi: vnutrivozrastnaia spetsifika. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 120–127.
Ламажаа Чимиза Кудер-ооловна — доктор философских наук, заместитель директора Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 6. Тел.: +7 (499) 374-75-95.
Lamazhaa Chimiza Kuder-oolovna, Doctor of Philosophy, Deputy Director, Institute of Fundamental and Applied Studies, Moscow University for the Humanities; Full Member, International Academy of Science (Innsbruck, Austria). Postal address: 5 Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-75-95.
Луков Сергей Валерьевич — кандидат социологических наук, магистр социальной работы (Германия), заместитель директора Центра социологии молодежи Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-75-95.
Lukov Sergey Valerievich, Candidate of Social Sciences, Master of Social Work (Germany), Deputy Director, Center for Youth Sociology, Institute of Fundamental and Applied Studies, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-75-95.