Аннотация ♦ Цель данной статьи — охарактеризовать молодежь как субъект протестных настроений и выделить те ее черты, которые способствуют или препятствуют реализации протестных намерений. В статье представлен анализ основных социологических концепций молодежи в аспекте изучения протестных настроений. Рассмотрены гуманистическая, тезаурусная, рискологическая концепции молодежи. Особое внимание уделено стратификационным, социально-групповым, социализационным и субкультурным характеристикам молодежи. Показано, что молодежь является социальной группой, значимой для обеспечения устойчивости общества и передачи социокультурного опыта, и в то же время — источником межпоколенческих конфликтов, смены поколений как социодинамики. Обосновывается атрибутивность для молодежи протестного поведения. В этой связи в определение молодежи вносится уточнение, позволяющее ее трактовать как социально-возрастную группу, основывающуюся на самоидентификации и особом социальном статусе, обладающую значительным новационным и протестным потенциалом, который выступает фактором преобразовательной социальной деятельности, характеризующейся динамичностью и перспективностью, парадоксальностью и маргинальностью, осознанием, формированием и отстаиванием собственной субъектности, вкупе составляющими предпосылку возникновения рисков в молодежной среде. Протестное поведение свойственно молодежи в силу особенностей социализационного процесса в период молодости. В этом процессе молодежь проявляет острое ощущение несовершенства общества, завышенные притязания к себе и окружающим, осознание собственной субъектности и невозможности ее реализовать в полной мере. Наличие в тезаурусах молодежи представлений о возможности и успешности протестных акций и одновременно отсутствие понимания рисков и представлений о возможностях конвенционального политического поведения в решении своих проблем способствуют росту протестных настроений в молодежной среде.
Габа Олег Иванович — аспирант кафедры социологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-51-61. Эл. адрес: uppd@mail.ru. Научный руководитель — д-р филос. наук, проф. Вал. А. Луков.
Библиограф. описание: Габа О. И. Молодежь как субъект протестных настроений // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 1. С. 144–151. DOI: 10.17805/zpu.2015.1.13
Акунина, Ю. А. (2011) Молодежные движения современной России: протест и созидание // Вестник МГУКИ. № 3 (41). С. 123–127.
Асадова, З. Н. (2014) Контркультура и проблемы современной молодежи // Международный журнал экспериментального образования. № 8-3. С. 47–50.
Бараш, Р. Э. (2012) Интернет как средство самоактуализации и революционной самоорганизации // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 3 (109). С. 100–109.
Вишневский, Ю. Р., Шапко, В. Т. (2006a) Парадоксальный молодой человек // Социологические исследования. № 6. С. 26–36.
Вишневский, Ю. Р., Шапко, В. Т. (2006b) Социология молодежи : учебник. Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. 430 с.
Зубок, Ю. А. (2003) Риск как фактор социального развития молодежи : дис. … д-ра социол. наук. М. 335 с.
Ильинский, И. М. (1999) Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы / И. М. Ильинский и др. ; рук. автор. кол. и науч. ред. И. М. Ильинский. М. : Ин-т молодежи ; Голос. 323 с.
Ильинский, И. М. (2001) Молодежь и молодежная политика. М. : Голос. 694 с.
Ильинский, И. М. (2011) Прошлое в Настоящем : Избранное. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 840 с.
Ковалева, А. И. (2003) Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. № 1. С. 109–115.
Ковалева, А. И., Луков, Вал. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум. 351 с.
Луков, Вал. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация». 528 с.
Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2008) Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 784 с.
Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2013) Тезаурусы II : Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира : науч. монография. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 640 с.
Мангейм, К. (1994) Диагноз нашего времени. М. : Юрист. 700 с.
Маркузе, Г. (1995) Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда. Киев : Гос. б-ка Украины для юношества. 352 с.
Сикорская, Л. Е. (2009) Кризис институтов социализации современной молодежи // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. Т. 15. № 4. С. 258–265.
Чупров, В. И. (1992) Развитие молодежи: концептуализация понятия // Молодежь России: социальное развитие / отв. ред. В. И. Чупров. М. : Наука. 184 с. С. 6–14.
Чупров, В. И., Зубок, Ю. А. (2009) Экстремизм среди молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 1 (89). С. 146–166.