Главная / Журнал «Знание. Понимание. Умение» / Содержание / 2014 / №1
Луков С. В., Боков В. И. Проблемы социализации на страницах журнала «Знание. Понимание. Умение»
(Московский гуманитарный университет),
(Коми региональное отделение Международной академии наук экологии,
безопасности человека и природы, г. Сыктывкар)
Аннотация ♦ В аналитическом обзоре представлены статьи, опубликованные в журнале «Знание. Понимание. Умение» в 2004–2013 гг. и посвященные проблеме социализации — одной из основных в современной социологической науке. Под социализацией в этих статьях понимается двусторонний процесс постоянной передачи обществом и освоения индивидом в течение всей его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения для успешного функционирования и индивида, и общества.
Рассмотрены публикации журнала по социологическому аспекту социализации, концептуализации понятий «социализационная норма» и «социализационная траектория», а также тезаурусной концепции социализации. Показано, что в этих исследованиях наибольшее отражение нашли положения, развиваемые в рамках социологической научной школы Московского гуманитарного университета, где проблематика социализации осмысливается в тесной связи с проблемами социологии молодежи. В разработке социологического аспекта социализации авторы обзора видят вклад указанной научной школы в теорию социализации.
Этот аспект обнаруживается в гуманистической теории молодежи ректора Московского гуманитарного университета профессора И. М. Ильинского, тезаурусной концепции социализации профессора Вал. А. Лукова, концепциях социализационной нормы и социализационной траектории, выдвинутых профессором А. И. Ковалевой. Трактовке социализационной нормы и социализационной траектории авторы обзора уделяют особое место, поскольку в журнале этому посвящены статьи ряда представителей указанной научной школы (Д. Л. Аграната, В. В. Богдановой, М. А. Лобанова и др.). Охарактеризованы также работы авторов, представляющих другие направления в изучении социализации (В. А. Гневашева, Б. Ф. Усманов, Я. А. Миневич и др.). Утверждается, что в динамично меняющемся обществе внимание исследователей к проблемам социализации будет возрастать.
Ключевые слова: социализация, социализационная норма, социализационная траектория, молодежь.
Луков Сергей Валерьевич — кандидат социологических наук, магистр социальной работы (Германия), заместитель директора Центра социологии молодежи Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-75-95. Эл. адрес:
sv-lukov@rambler.ru
Боков Владимир Иванович — кандидат социологических наук, ученый секретарь Коми регионального отделения Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы (г. Сыктывкар). Адрес: 167000, Россия, г. Сыктывкар, ул. Морозова, д. 47. Тел.: +7 (8212) 31-16-77. Эл. адрес:
1nn3@rambler.ru
Библиограф. описание: Луков С. В., Боков В. И. Проблемы социализации на страницах журнала «Знание. Понимание. Умение» // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 1. С. 327–335.
Дата поступления: 15.01.2014 г.
ENGLISH VERSION
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агранат, Д. Л. (2009) Особенности социализации личности в условиях военизированной организации, вытекающие из институционального конфликта // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 75–80.
Агранат, Д. Л., Панченко, Т. М. (2012) Профессиональная социализация учителя средней школы: пример типичной социализационной траектории // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 154–161.
Богданова, В. В. (2009) Траектории социализации как социологический феномен // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 70–74.
Бородай, А. Д. (2012) Творческая молодежь как профессиональный сегмент социальной группы // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 106–110.
Гневашева, В. А., Сукталиева, Э. В. (2011) Высшее профессиональное образование в системе ценностей современной молодежи // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 126–130.
Жулковска, Т., Ковалева, А. И., Луков, Вал. А. (2003) «Ненормальные» в обществе: Социализация людей с ограниченными интеллектуальными возможностями. М. ; Щецин : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 432 с.
Зимин, А. В. (2013) Исследование вопросов социализации школьников в общеобразовательных учреждениях на Крайнем Севере // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 284–287.
Ильинский, И. М. (2004) К читателям журнала «Знание. Понимание. Умение» // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 5–7.
Ильинский, И. М. (2011a) Воспитание в индивидуализированном обществе // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 3–8.
Ильинский, И. М. (2011b) Прошлое в Настоящем // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 3–8.
Ковалева, А. И. (2004) Социализация // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 139–143.
Ковалева, А. И. (2006) Социализация нетипичной молодежи // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 187.
Ковалева, А. И. (2012) Методологические проблемы исследования социализации // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 19–24.
Ковалева, А. И., Богданова, В. В. (2012) Траектория социализации. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 184 с.
Ковалева, А. И., Реут, М. Н. (2001) Социализация неслышащей молодежи. М. : Социум. 222 с.
Лобанов, М. В. (2011) Факторы, влияющие на освоение социализационной нормы молодыми сотрудниками ОВД // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 237–240.
Луков, Вал. А. (2007a) Теории молодежи: пути развития (начало) // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 70–82.
Луков, Вал. А. (2007b) Теории молодежи: пути развития (окончание) // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 87–98.
Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2013) Тезаурусы II : Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 640 с.
Миневич, Я. В. (2007) Социальное проектирование как технология стимулирования социализации студентов // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 31–37.
Савинова, И. А. (2010) Социализирующие возможности интерактивных технологий обучения // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 92–95.
Усманов, Б. Ф. (2011) Социализационная компетентность в семейном воспитании: программно-целевой подход // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 144–151.
Чернышев, С. А. (2011) Социализация подростков в траекторном измерении // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 152–154.
|