Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Журнал «Знание. Понимание. Умение»  / Содержание / 2014 / №1

Луков С. В., Боков В. И. Проблемы социализации на страницах журнала «Знание. Понимание. Умение»

(Московский гуманитарный университет),
(Коми региональное отделение Международной академии наук экологии,
безопасности человека и природы, г. Сыктывкар)

Аннотация ♦ В аналитическом обзоре представлены статьи, опубликованные в журнале «Знание. Понимание. Умение» в 2004–2013 гг. и посвященные проблеме социализации — одной из основных в современной социологической науке. Под социализацией в этих статьях понимается двусторонний процесс постоянной передачи обществом и освоения индивидом в течение всей его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения для успешного функционирования и индивида, и общества.

Рассмотрены публикации журнала по социологическому аспекту социализации, концептуализации понятий «социализационная норма» и «социализационная траектория», а также тезаурусной концепции социализации. Показано, что в этих исследованиях наибольшее отражение нашли положения, развиваемые в рамках социологической научной школы Московского гуманитарного университета, где проблематика социализации осмысливается в тесной связи с проблемами социологии молодежи. В разработке социологического аспекта социализации авторы обзора видят вклад указанной научной школы в теорию социализации.

Этот аспект обнаруживается в гуманистической теории молодежи ректора Московского гуманитарного университета профессора И. М. Ильинского, тезаурусной концепции социализации профессора Вал. А. Лукова, концепциях социализационной нормы и социализационной траектории, выдвинутых профессором А. И. Ковалевой. Трактовке социализационной нормы и социализационной траектории авторы обзора уделяют особое место, поскольку в журнале этому посвящены статьи ряда представителей указанной научной школы (Д. Л. Аграната, В. В. Богдановой, М. А. Лобанова и др.). Охарактеризованы также работы авторов, представляющих другие направления в изучении социализации (В. А. Гневашева, Б. Ф. Усманов, Я. А. Миневич и др.). Утверждается, что в динамично меняющемся обществе внимание исследователей к проблемам социализации будет возрастать.

Ключевые слова: социализация, социализационная норма, социализационная траектория, молодежь.


Луков Сергей Валерьевич — кандидат социологических наук, магистр социальной работы (Германия), заместитель директора Центра социологии молодежи Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-75-95. Эл. адрес: sv-lukov@rambler.ru

Боков Владимир Иванович — кандидат социологических наук, ученый секретарь Коми регионального отделения Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы (г. Сыктывкар). Адрес: 167000, Россия, г. Сыктывкар, ул. Морозова, д. 47. Тел.: +7 (8212) 31-16-77. Эл. адрес: 1nn3@rambler.ru

Скачать

Библиограф. описание: Луков С. В., Боков В. И. Проблемы социализации на страницах журнала «Знание. Понимание. Умение» // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 1. С. 327–335.

Дата поступления: 15.01.2014 г.

ENGLISH VERSION


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Агранат, Д. Л. (2009) Особенности социализации личности в условиях военизированной организации, вытекающие из институционального конфликта // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 75–80.

Агранат, Д. Л., Панченко, Т. М. (2012) Профессиональная социализация учителя средней школы: пример типичной социализационной траектории // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 154–161.

Богданова, В. В. (2009) Траектории социализации как социологический феномен // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 70–74.

Бородай, А. Д. (2012) Творческая молодежь как профессиональный сегмент социальной группы // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 106–110.

Гневашева, В. А., Сукталиева, Э. В. (2011) Высшее профессиональное образование в системе ценностей современной молодежи // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 126–130.

Жулковска, Т., Ковалева, А. И., Луков, Вал. А. (2003) «Ненормальные» в обществе: Социализация людей с ограниченными интеллектуальными возможностями. М. ; Щецин : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 432 с.

Зимин, А. В. (2013) Исследование вопросов социализации школьников в общеобразовательных учреждениях на Крайнем Севере // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 284–287.

Ильинский, И. М. (2004) К читателям журнала «Знание. Понимание. Умение» // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 5–7.

Ильинский, И. М. (2011a) Воспитание в индивидуализированном обществе // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 3–8.

Ильинский, И. М. (2011b) Прошлое в Настоящем // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 3–8.

Ковалева, А. И. (2004) Социализация // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 139–143.

Ковалева, А. И. (2006) Социализация нетипичной молодежи // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 187.

Ковалева, А. И. (2012) Методологические проблемы исследования социализации // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 19–24.

Ковалева, А. И., Богданова, В. В. (2012) Траектория социализации. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 184 с.

Ковалева, А. И., Реут, М. Н. (2001) Социализация неслышащей молодежи. М. : Социум. 222 с.

Лобанов, М. В. (2011) Факторы, влияющие на освоение социализационной нормы молодыми сотрудниками ОВД // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 237–240.

Луков, Вал. А. (2007a) Теории молодежи: пути развития (начало) // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 70–82.

Луков, Вал. А. (2007b) Теории молодежи: пути развития (окончание) // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 87–98.

Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2013) Тезаурусы II : Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 640 с.

Миневич, Я. В. (2007) Социальное проектирование как технология стимулирования социализации студентов // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 31–37.

Савинова, И. А. (2010) Социализирующие возможности интерактивных технологий обучения // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 92–95.

Усманов, Б. Ф. (2011) Социализационная компетентность в семейном воспитании: программно-целевой подход // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 144–151.

Чернышев, С. А. (2011) Социализация подростков в траекторном измерении // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 152–154.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»