Главная / Журнал «Знание. Понимание. Умение» / Содержание / 2015 / №1
Lencek L. M. The Venetian Mirror: Pavel Pavlovich Muratov’s “Obrazy Italii” (1924) and the Literature of Art [Венецианское зеркало: «Образы Италии» (1924) Павла Павловича Муратова и литература об искусстве]
(Рид Колледж, Портленд, Орегон, США)
Аннотация ♦ Сложная эстетическая программа трехтомного труда (сочинения) «Образы Италии» (1911–1924) П. П. Муратова, историка, художественного критика, писателя, «ренессансного человека» эпохи русского модернизма, до сих пор не получила законченного, всестороннего критического анализа.
Строя повествование об Италии, включающее как искусствоведческие сведения и исторические факты, так и личные воспоминания, лирические отступления, биографические очерки, и философские рассуждения, Муратов ориентируется, прежде всего, на жанр так называемой литературы об искусстве на примере трилогии Дж. Рескина «Камни Венеции» (1851–1853), а также на теории и методологические работы Уолтера Патера, Верноны Ли и Бернарда Беренсона, чьи произведения Муратов не только хорошо знал, но и переводил на русский язык.
Сочинение, над которым Муратов работал в течение 13 лет, совпавших с периодом драматических разломов в европейской и русской истории и культуре, с эмиграцией самого автора, может быть прочитано как гуманистическая эстетическая утопия, представляющая альтернативу расколовшейся современной автору реальности. В настоящей работе утверждается, что Муратов предлагает свой способ для преодоления чувства раскола, страха перед разрушающимся настоящим, а именно: обращение к нетленным духовным ценностям, погружение в прошлое, прочтение его сквозь призму искусства.
Такой способ аллегорически представлен Муратовым в рассказе «Венецианское стекло» (1922), в котором Италия эпохи Возрождения противопоставляется России, чья культурная самобытность, по мнению Муратова, необратимо разрешена войной и революцией.
Ключевые слова: Павел Павлович Муратов, «Образы Италии», «Венецианское зеркало», Венеция, Серебряный век, русский эстетизм, образ Италии в русском модернизме, литература об искусстве, художественный эссе, художественный травелог, экфрасис, палимпсест.
Ленчек Лена М. — профессор русской филологии и гуманитарных наук Рид Колледжа. Адрес: Reed College, 3203 SE Woodstock Blvd., Portland, OR 97210, USA. Тел.: + 1 (503) 517-7309. Эл. адрес:
llencek@reed.edu
Библиограф. описание: Lencek L. M. The Venetian Mirror: Pavel Pavlovich Muratov’s “Obrazy Italii” (1924) and the Literature of Art [Венецианское зеркало: «Образы Италии» (1924) Павла Павловича Муратова и литература об искусстве] // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 1. С. 344–358. (На англ. яз.).
DOI: 10.17805/zpu.2015.1.35
Дата поступления: 24.10.2014 г.
ENGLISH VERSION
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Baedeker, K. (1870) Italy: Handbook for travellers; First part: Northern Italy and Corsica (2nd Edition ed.). Coblenz : Karl Baedeker.
Baljon, C. J. (1997) Interpreting Ruskin: The argument of “The Seven Lamps of Architecture” and “The Stones of Venice” // The Journal of Aesthetics and Art Criticism. Vol. 55. No. 4. Р. 401–414.
Beaune-Gray, D. (2004) L'itinéraire intellectual de Pavel Muratov (1881–1945). Les rencontres de l'Institut Europeén Est-Ouest. Premières Rencontres. Lyon.
Bullen, J. B. (1995) Ruskin, Venice, and the construction of femininity // The Review of English Studies. New series. No. 46 (184). Р. 502–520.
Castiglione, B. (1928) The book of the courtier. London, United Kingdom : J.M. Dent & Sons.
Foucault, M. (1984) “Dits et écrits,” Des espaces autres (conférence au Cercle d'etudes architecturales, 14 mars 1967) // Architecture, mouvement, continuité. No. 5. Р. 46–49.
James, C. (2007) Pavel Pavlovich Muratov // James, C. Cultural amnesia: Necessary memories from history and the arts. New York, United States : W.W. Norton & Co.
Lee, V. (1899) Genius Loci: Notes on places. London, United Kingdom : G. Richards.
Polonsky, R. (1998) English literature and the Russian aesthetic Renaissance. Cambridge, England : Cambridge University Press.
Strange, G. R. (1968) “Art criticism as a prose genre”. In: Levine, G. and Madden, W. (Eds.). The art of Victorian prose. N. Y. : Oxford University Press.
Wilson, R. K. (1973) The literary travelogue. A comparative study with special relevance to Russian literature from Fonvizin to Pushkin. The Hague: Nijhoff.
Гращенков, В. (1993). П. П. Муратов и его «Образы Италии» // Муратов П. Образы Италии. М. : Галарт. Т. 1.
Муратов, П. (1912) Новеллы треченто // Муратов П. Новеллы итальянского Возрождения, избранные и переведенные П. Муратовым. М. : К. Ф. Некрасов.
Муратов, П. (1913). Новеллисты чинквеченто // Муратов П. Новеллисты итальянского Возрождения, избранные и переведенные П. Муратовым. М. : К. Ф. Некрасов.
Муратов, П. (1912) Новеллисты кватроченто // Муратов П. Новеллы итальянского Возрождения, избранные и переведенные П. Муратовым. М. : К. Ф. Некрасов.
Муратов, П. (1911, 1912–1913, 1917). Образы Италии. М. : Научное Слово. Т. 1.
Муратов, П. (1922) Венецианское зеркало // Муратов П. Магические рассказы. М. : Дельфин.
Муратов, П. (1924) Образы Италии : в 3 т. Лейпциг: З. И. Гржебин.
Муратов, П. (1926) Искусство прозы // Современные записки. № 29. С. 240–258.
Муратов, П. (2009) Образы Италии. От Тибра к Арно. Север. Венецианский эпилог. СПб. : Азбука-Классика.
|