Аннотация ♦ В данной статье рассматриваются основные аспекты, связанные с особенностями исследования социальной субъектности молодежи. Было определено два основных критерия проявления социальной субъектности молодых людей: 1) обладание субъектом социально обусловленными возможностями к социальной деятельности; 2) способность субъекта к самостоятельному осуществлению социальной деятельности.
Первый критерий представлен как совокупность внешних факторов, которые определяют возможные границы проявления молодыми людьми социальной субъектности. К таким фактора отнесены социальный статус молодежи, обретаемые молодежью социальные роли, а также социальные нормы, доминирующие в данном обществе.
В рамках второго критерия выделен ряд субъектных характеристик, обусловливающих проявление личностью (а следовательно, и личностью молодого человека) социальной субъектности. Среди таких характеристик — высокое интеллектуальное развитие и способность к организации своей жизни, развитый механизм самоорганизации и саморегуляции, способность к разрешению жизненных противоречий, позитивная жизненная стратегия, стремление к самосовершенствованию, наличие «Я-концепции», идентификация самого себя с субъектом деятельности, осознание своей ответственности и себя самого как источника жизненных перемен. Эти идеальные характеристики составляют верхнюю часть шкалы свойств личности как социального субъекта. В нижней части шкалы те же свойства окажутся как представленные в минимальной степени, неразвитые, нереализуемые и т. д. Между этими полюсами расположатся переходные вариации представленных свойств.
Автором выделены свойства субъектности: целенаправленность, мотивированность, инициативность. Предложено следующее определение социальной субъектности молодежи: «Социальная субъектность молодежи — это способность молодежи к проявлению самостоятельной инициативы в социуме, обусловленная наличием конкретной цели, соответствующей мотивацией, развитым механизмом саморегуляции, осознанием своей роли и ответственности, а также наличием осознанной позитивной жизненной стратегии».
Алиев Вадим Видадиевич — заместитель декана факультета культуры и искусства, преподаватель кафедры социологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-56-70. Эл. адрес: arhont12.88@gmail.com. Научный руководитель — д-р соц. наук, проф. А. И. Ковалева.
Библиограф. описание: Алиев В. В. Основы исследования социальной субъектности молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 1. С. 152–161. DOI: 10.17805/zpu.2015.1.14
Абульханова, К. А. (2005) Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. 2. № 4. С. 3–21.
Брушлинский, А. В. (1991) Проблема субъекта в психологической науке (статья первая) // Психологический журнал. Т. 12. № 6. С. 3–11.
Выборнова, В. В. (2013) О новых подходах к тезаурусным исследованиям молодежных проблем [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 1 (январь — февраль). URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2013/1/Vybornova_Thesaurus-Investigations/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 20.10.2014).
Данилов, А. Н. (2003a) Инициатива; Инициатива социальная // Социологическая энциклопедия / под общ. ред. А. Н. Данилова. Мн. : БелЭн. 384 с. С. 109.
Данилов, А. Н. (2003b) Цель // Социологическая энциклопедия / под общ. ред. А. Н. Данилова. Мн. : БелЭн. 384 с. С. 347.
Ильинский, И. М. (2001) Молодежь и молодежная политика. М. : Голос. 694 с.
Ковалева, А. И., Левичева, В. Ф. (2014) [Рец. на кн.:] Луков Вал. А. Теории молодежи: междисциплинарный анализ. М. : Канон+, 2012 // Социологические исследования. № 4 (360). С. 153–155.
Ковалева, А. И., Луков, Вал. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум. 351 с.
Криворученко, В. К., Яковлев, И. Г. (2012a) Теории молодежи // Управление мегаполисом. № 4. С. 161–169.
Луков, Вал. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ : науч. монография. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация». 528 с.
Луков, Вал. А., Тихомиров, Д. А. (2012) Добрачные сексуальные отношения молодежи: дилемма социальной нормы и отклонения. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 188 с.
Мангейм, К. (1994) Диагноз нашего времени : пер. с нем. и англ. М. : Юристъ. 700 с.
Психология индивидуального и группового субъекта (2002) / под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М. : Пер Сэ. 368 с.
Рубинштейн, С. Л. (2003) Бытие и сознание. Человек и мир. СПб. : Питер. 512 с.
Рубинштейн, С. Л. (2009) Основы общей психологии. СПб. : Питер. 713 с.
Сосунова, И. А. (2003) Инициатива // Социологическая энциклопедия : в 2 т. / рук. науч. проекта Г. Ю. Семигин. М. : Мысль. Т. 1. 863 с. С. 369.
Шавель, С. А. (2003) Мотив // Социологическая энциклопедия / под ред. А. Н. Данилова. Минск : БелЭн. 384 с. С. 213.
Karwat, M., Milanowski, W. (1981a) Młodzież. Ruch młodzieżowy. Polityka. T. 1: Młodzież jako przedmiot i podmiot polityki. Warszawa : CSA. 330 s.
Karwat, M., Milanowski, W. (1981b) Młodzież. Ruch młodzieżowy. Polityka. T. 2: Podmiotowość młodzieży. Socjalistyczny ruch młodzieżowy jako podmiot polityki. Warszawa : CSA. 347 s.