Ситаров В. А. Социально-педагогические подходы и практики организации доступной среды обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ (грант № 13-06-00318, «Социальные условия обеспечения доступной среды обучения детей с ограниченными возможностями развития»).
Аннотация ♦ В статье рассматривается проблема организации обучения детей с ограниченными возможностями развития, показана необходимость их всемерной социальной адаптации посредством практики образовательной интеграции, раскрываются психологические и педагогические подходы построения данной практики.
Долгое время социальная адаптация нетипичных детей рассматривалась в рамках дефектологического и нормоцентрического подходов, которые опирались на медицинскую модель их адаптации. Исходя из категории болезни, данные подходы инициировали практику изоляции нетипичных детей, что приводило к развитию у них комплекса неполноценности. В статье показывается необходимость перехода к социально-развивающей практике обучения и адаптации детей с ограниченными возможностями, которая направлена на их активную социализацию путем устранения различного рода физических и культурных барьеров.
На основе обращения к опыту становления прогрессивных моделей обучения нетипичных детей приводится анализ различных подходов их полноценной адаптации. Антропологический подход полагает целостное и разностороннее изучение и развитие детей, раскрытие их потенциальных возможностей к успешному образованию. Комплексно-санаторный подход центрируется на создании здоровой среды, приспособленной к особенностям ребенка. Культурно-исторический подход рассматривает дефект как социокультурный феномен и показывает универсальные законы развития для всех детей независимо от их физического и психического статуса. Метод Монтессори заключается в систематической разработке предметно-развивающей среды с особым участием педагога в качестве партнера-фасилитатора с опорой на сензитивные периоды развития детей. Социоцентрический подход объединяет целые направления исследований, отводящих решающую роль социума в развитии нетипичных детей. Виктимологический подход рассматривает детей-инвалидов в качестве жертв социализации и разрабатывает пути преодоления этой практики.
В результате анализа констатируется перспективность интеграционного подхода, который основывается на идее совместного обучения и воспитания здоровых детей и детей с ограниченными возможностями. В статье раскрываются психолого-педагогические условия перехода системы образования к интеграционной модели обучения нетипичных детей.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями развития, подходы к социальной адаптации, интегрированное обучение, безбарьерная среда.
Ситаров Вячеслав Алексеевич — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (495) 374-74-59. Эл. адрес:
sitarov@mail.ru
Библиограф. описание: Ситаров В. А. Социально-педагогические подходы и практики организации доступной среды обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 4. С. 181–189.
Ситаров, В. А., Шутенко, А. И. (2011) Развитие образовательных компетенций детей с ограниченными возможностями в условиях интегрированного обучения [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 6 (ноябрь — декабрь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/6/Sitarov-Shutenko_Integrated-Learning/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 11.08.2014).
Трошин, Г. Я. (1915) Антропологические основы воспитания: Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей : в 2 т. Пг. : Изд. клиники доктора Г. Я. Трошина. T. 1. Процессы умственной жизни. 404 с.
Ушинский, К. Д. (2004) Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. М. : Гранд ; Фаир-пресс. 574 с.
Шипицына, Л. М. (1998) Интегрированное обучение: за и против // Народное образование. № 6. С. 154–156.