Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Журнал «Знание. Понимание. Умение»  / Содержание / 2014 / №4

Ситаров В. А. Социально-педагогические подходы и практики организации доступной среды обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ (грант № 13-06-00318, «Социальные условия обеспечения доступной среды обучения детей с ограниченными возможностями развития»).


(Московский гуманитарный университет)

Аннотация ♦ В статье рассматривается проблема организации обучения детей с ограниченными возможностями развития, показана необходимость их всемерной социальной адаптации посредством практики образовательной интеграции, раскрываются психологические и педагогические подходы построения данной практики.

Долгое время социальная адаптация нетипичных детей рассматривалась в рамках дефектологического и нормоцентрического подходов, которые опирались на медицинскую модель их адаптации. Исходя из категории болезни, данные подходы инициировали практику изоляции нетипичных детей, что приводило к развитию у них комплекса неполноценности. В статье показывается необходимость перехода к социально-развивающей практике обучения и адаптации детей с ограниченными возможностями, которая направлена на их активную социализацию путем устранения различного рода физических и культурных барьеров.

На основе обращения к опыту становления прогрессивных моделей обучения нетипичных детей приводится анализ различных подходов их полноценной адаптации. Антропологический подход полагает целостное и разностороннее изучение и развитие детей, раскрытие их потенциальных возможностей к успешному образованию. Комплексно-санаторный подход центрируется на создании здоровой среды, приспособленной к особенностям ребенка. Культурно-исторический подход рассматривает дефект как социокультурный феномен и показывает универсальные законы развития для всех детей независимо от их физического и психического статуса. Метод Монтессори заключается в систематической разработке предметно-развивающей среды с особым участием педагога в качестве партнера-фасилитатора с опорой на сензитивные периоды развития детей. Социоцентрический подход объединяет целые направления исследований, отводящих решающую роль социума в развитии нетипичных детей. Виктимологический подход рассматривает детей-инвалидов в качестве жертв социализации и разрабатывает пути преодоления этой практики.

В результате анализа констатируется перспективность интеграционного подхода, который основывается на идее совместного обучения и воспитания здоровых детей и детей с ограниченными возможностями. В статье раскрываются психолого-педагогические условия перехода системы образования к интеграционной модели обучения нетипичных детей.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями развития, подходы к социальной адаптации, интегрированное обучение, безбарьерная среда.


Ситаров Вячеслав Алексеевич — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (495) 374-74-59. Эл. адрес: sitarov@mail.ru

Скачать

Библиограф. описание: Ситаров В. А. Социально-педагогические подходы и практики организации доступной среды обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 4. С. 181–189.

Дата поступления: 30.08.2014 г.

ENGLISH VERSION


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Балл, Г. А. (1989) Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. № 1. С. 92–100.

Выготский, Л. С. (1935) Умственное развитие детей в процессе обучения. М. ; Л. : Учпедгиз. 135 с.

Выготский, Л. С. (1983) Собр. соч. : в 6 т. М. : Педагогика. Т. 5: Основы дефектологии. 368 с.

Галагузова, М. А. (2000) Социальная педагогика : курс лекций. М. : ВЛАДОС. 416 с.

Кащенко, В. П., Крюков, С. Н. (1913) Воспитание и обучение трудных детей: Из опыта Санатория-школы доктора В. П. Кащенко. М. : Друкарь. 54 с.

Монтессори, М. (2005) Дом ребенка. Метод научной педагогики. М. : Астрель ; АСТ. 272 с.

Мудрик, А. В. (2006) Социализация человека : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия. 304 с.

Ратнер, Ф. Л., Юсупова, А. Ю. (2006) Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М. : ВЛАДОС. 175 с.

Ситаров, В. А., Глаголев, С. Н., Шутенко, А. И. (2010) Эволюция идеи интегрированного обучения в педагогической науке и практике // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 152–160.

Ситаров, В. А., Шутенко, А. И. (2011) Развитие образовательных компетенций детей с ограниченными возможностями в условиях интегрированного обучения [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 6 (ноябрь — декабрь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/6/Sitarov-Shutenko_Integrated-Learning/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 11.08.2014).

Трошин, Г. Я. (1915) Антропологические основы воспитания: Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей : в 2 т. Пг. : Изд. клиники доктора Г. Я. Трошина. T. 1. Процессы умственной жизни. 404 с.

Ушинский, К. Д. (2004) Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. М. : Гранд ; Фаир-пресс. 574 с.

Шипицына, Л. М. (1998) Интегрированное обучение: за и против // Народное образование. № 6. С. 154–156.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»