Стенина Т. Л. Профессиональная социализация студенческой молодежи России
(Ульяновский государственный технический университет)
Аннотация ♦ В педагогической науке России в настоящее время активно обсуждается кризисное состояние основ воспитательного процесса в вузе. Высказываются мнения о том, что воспитательная функция вуза отходит на второй план, так как основной задачей субъекта образования является получение профессиональных знаний для успешной самореализации на рынке труда.
Действительно, присоединение России к Болонскому соглашению определило приоритет компетентностного подхода в образовании. Компетенции выпускника вуза есть совокупный ожидаемый результат образования по завершении освоения основной образовательной программы. Нельзя также полностью отрицать доминирование профессиоцентрической парадигмы современного высшего образования. Однако конкурентоспособность выпускника определяется не только суммой полученных в вузе знаний, но и содержанием его мировоззрения, широтой кругозора, умением адаптироваться в изменяющихся условиях, желанием реализоваться в выбранной профессии.
Одним из условий формирования качеств, необходимых современному выпускнику, является реализация в вузе специально разработанных программ, основанных на систематизированных представлениях о закономерностях профессионального самоопределения молодежи. При этом важно учитывать не только особенности процессов социокультурной трансформации и глобализации экономики, но и региональную специфику.
Интеграция выпускника вуза в социально-профессиональную среду общества — это социально обусловленный процесс. На него оказывают влияние как субъективные факторы, так и объективные. Последние связаны с противоречиями между рынком труда, системой образования и ценностным отношением молодежи к будущей профессии.
В статье обобщаются выводы ученых о факторах, затрудняющих профессиональную социализацию студенческой молодежи: индивидуально-личностных и социально-профессиональных.
Для практики интерес может представлять опыт реализации в Ульяновском государственном техническом университете программы профессиональной социализации студентов, состоящей из взаимосвязанных элементов педагогической, организационной, информационно-коммуникационной деятельности вузовских структур. Все они обеспечивают содержательное наполнение когнитивного, мотивационного, деятельностного и рефлексивного компонентов структуры профессионального самоопределения выпускников вуза.
На основе анализа социализирующего потенциала проектной культуры студентов обоснована значимость интеграции технологии социального проектирования в образовательный процесс. Названы условия, определяющие эффективность становления проектной культуры: организация педагогического процесса, целенаправленного на становление проектной культуры студентов, ценностное педагогическое взаимодействие субъектов педагогического процесса; разработка инновационных форм организации социально-педагогического пространства вуза.
Ключевые слова: профессиональная социализация студентов, региональный рынок труда, проектная культура студентов.
Стенина Татьяна Львовна — доктор педагогических наук, доцент, проректор по работе с молодежью Ульяновского государственного технического университета. Адрес: 432027, Россия, г. Ульяновск, ул. Северный Венец, д. 32. Тел.: +7 (8422) 77-83-34. Эл. адрес:
stl@ulstu.ru
Библиограф. описание: Стенина Т. Л. Профессиональная социализация студенческой молодежи России // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 3. С. 38–47.
Айтпаева, А. К. (2009) Профессиональная социализация студентов вузов в условиях модернизации [Электронный ресурс] // Publishing House Education and Science s.r.o. URL: http://www.rusnauka.com/30_NIEK_2009/Pedagogica/53991.doc.htm [архивировано в WebCite] (дата обращения: 10.09.2013).
Андреева, Г. М. (2001) Социальная психология. М. : Аспект Пресс. 384 с.
Букин, В. П. (2011) Социализация молодежи российской провинции в современных условиях : автореф. дис. … д-ра социол. наук. Саранск. 48 c.
Воробьева, И. В. (2007) Особенности профессиональной социализации студентов, получающих специальность «социальная работа» : автореф. дис. … канд. социол. наук. М. 26 с.
Свечников, К. Л. (2009) Реализация метода проектов в гуманитарной подготовке студентов учреждений среднего профессионального образования : автореф. дис. … канд. пед. наук. Казань. 25 с.
Стенина, Т. Л. (2011) Социально-педагогическое пространство вуза как предиктор становления проектной культуры студентов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. № 4. URL: http://www.science-education.ru/98-4752 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 10.09.2013).
Стенина, Т. Л. (2012) Становление проектной культуры студентов в социально-педагогическом пространстве вуза : автореф. дис. … д-ра пед. наук. Ульяновск. 44 с.
Фролов, Д. П., Шелестова, Д. А., Лаврентьева, А. В. (2013) Экономика знаний и когнитивная реиндустриализация России: институционально-эволюционный анализ // Приоритеты России. № 13 (202). С. 14–23.
Шарова, Е. Н. (2012) Профессиональное самоопределение молодежи в условиях трансформации российского общества (на примере Мурманской области) : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Архангельск. 25 с.