Главная / Журнал «Знание. Понимание. Умение» / Содержание / 2014 / №3
Позняков В. П., Вавакина Т. С. Ресурсно-ценностный подход к анализу социального взаимодействия субъектов совместной жизнедеятельности
(Институт психологии РАН, Московский гуманитарный университет),
(Высшая школа психологии, Института психологии РАН)
Аннотация ♦ В статье излагаются концептуальные представления о социальном взаимодействии и психологических отношениях субъектов совместной жизнедеятельности. Актуальность проблемы обусловлена высокой социальной востребованностью научного анализа трансформации форм и видов социального взаимодействия в современной России как в сфере деловых, так и в сфере эмоциональных отношений. Эта потребность сочетается с недостаточной разработкой методологических подходов к исследованию различных видов социального взаимодействия.
Анализ существующих теоретических подходов к рассмотрению различных видов социального взаимодействия позволил выделить четыре основных типа социального взаимодействия: предметно-ресурсное, субъектно-ресурсное, субъектно-ценностное и предметно-ценностное взаимодействие. Выделены наиболее общие базовые принципы социального взаимодействия: прагматичность (полезность, выгодность) и нравственность. Сформулированы основные положения ресурсно-ценностного подхода к анализу социального взаимодействия. Показано, что существенными характеристиками взаимодействия между его участниками (партнерами) является содержание ценностей и норм, определяющих позицию, ориентацию того или иного участника взаимодействия, которая придает этому взаимодействию конкретный и определенный смысл. Выделены основные виды психологических отношений субъектов совместной жизнедеятельности, различающиеся по критерию, лежащему в основе эмоционально окрашенной оценки объекта отношения: эмоционально-потребностные (эмоциональные) отношения, рационально-целевые (деловые) и ценностно-смысловые (ценностные) отношения. Показана перспективность использования ресурсно-ценностного подхода к анализу социального взаимодействия и психологических отношений субъектов совместной жизнедеятельности.
Ключевые слова: психологические отношения, ресурсно-ценностный подход, социальная психология, социальное взаимодействие, совместная жизнедеятельность.
Позняков Владимир Петрович — доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной и этнической психологии Московского гуманитарного университета, главный научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН. Адрес: 190003, Россия, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13. Тел.: +7 (499) 374-56-11. Эл. адрес:
pozn_v@mail.ru
Вавакина Татьяна Сергеевна — кандидат психологических наук, психолог-консультант Высшей школы психологии, ассоциированный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН. Адрес: 190003, Россия, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13. Тел.: +7 (495) 683-59-30. Эл. адрес:
vavakina@gmail.com
Библиограф. описание: Позняков В. П., Вавакина Т. С. Ресурсно-ценностный подход к анализу социального взаимодействия субъектов совместной жизнедеятельности // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 3. С. 257–268.
Дата поступления: 30.05.2014 г.
ENGLISH VERSION
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Вавакина, Т. С. (2011) Типы психологического отношения российских предпринимателей к деловому партнерству : дис. … канд. психол. наук. М. 219 с.
Вавакина, Т. С. (2013) Деловая культура, нормы и принципы делового партнерства в среде российских предпринимателей // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 220–226.
Вавакина, Т. С., Позняков, В. П. (2013) Трансформация форм взаимодействия экономических субъектов: ресурсно-ценностный подход // Человек, субъект, личность в современной психологии : Материалы Международной научной конференции, посвященной 80-летию А. В. Брушлинского (10–11 октября 2013 г., Москва) : в 3 т. / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. М. : Изд-во Института психологии РАН. Т. 2. 502 с. С. 228–231.
Грачев, А. А. (2008) Психологическое проектирование производственной организации. СПб. : Ин-т практической психологии. 187 с.
Журавлев, А. Л. (2004) Психология управленческого взаимодействия (теоретические и прикладные проблемы). М. : Изд-во Института психологии РАН. 476 с.
Журавлев, А. Л. (2005) Психология совместной деятельности. М. : Изд-во Института психологии РАН. 640 с.
Журавлев, А. Л. (2007) Социально-психологический анализ исполнительской деятельности // Психологический журнал. Т. 28. № 1. С. 6–16.
Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (1992) Динамика межгрупповых отношений в условиях изменения форм собственности // Психологический журнал. Т. 13. № 4. С. 24–32.
Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (2012) Социальная психология российского предпринимательства: Концепция психологических отношений. М. : Изд-во Института психологии РАН. 480 с.
Журавлев, А. Л., Позняков, В. П., Дорофеев, Е. Д. (1999) Социально-психологические факторы деловой активности и успешность деятельности предпринимателей // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М. : Изд-во Института психологии РАН. 276 с. С. 44–67.
Журавлев, А. Л. и др. (2002) Социальная психология : учеб. пособие для вузов / А. Л. Журавлев, В. П. Позняков, Е. Н. Резников, С. К. Рощин, В. А. Соснин, В. А. Хащенко, Е. В. Шорохова ; отв. ред. А. Л. Журавлев. М. : Изд-во Пер Сэ. 351 с.
Журавлев, А. Л., Позняков, В. П., Титова, О. И. (2008) Гендерные особенности конкуренции и партнерства // Наука. Культура. Общество. № 4. С. 102–115.
Журавлев, А. Л., Соснин, В. А., Красников, М. А. (2008) Социальная психология : учеб. пособие для студентов вузов. М. : Форум ; Инфра-М. 412 с.
Ключникова, Л. В. (2001) Взаимосвязь социально-психологической адаптации переселенцев и межгруппового восприятия (на примере немцев, выехавших из стран СНГ на постоянное место жительства в Германию) : автореф. дис. … канд. психол. наук. М. 25 с.
Ключникова, Л. В., Позняков, В. П. (1999) Социально-психологические факторы адаптации переселенцев к новым социально-экономическим и этнокультурным условиям (на примере немцев, выехавших из стран СНГ в Германию) // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М. : Изд-во Института психологии РАН. 276 с. С. 203–217.
Ломов, Б. Ф., Журавлев, А. Л. (1978) Психология и управление. М. : Знание. 64 с.
Методология комплексного человекознания и современная психология (2008) / отв. ред. А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова. М. : Изд-во Института психологии РАН. 603 с.
Никуло, Е. А. (2013) Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия : автореф. дис. … канд. психол. наук. М. 26 с.
Позняков, В. П. (1997) Групповая дифференциация в сельских общностях в условиях изменения форм собственности // Психологический журнал. Т. 18. № 5. С. 62–73.
Позняков, В. П. (2000) Психологические отношения и деловая активность субъектов экономической деятельности в условиях разных форм собственности // Психологический журнал. Т. 21. № 6. С. 38–50.
Позняков, В. П. (2001) Психологические отношения и деловая активность российских предпринимателей. М. : Изд-во Института психологии РАН. 240 с.
Позняков, В. П. (2002) Психологические отношения в условиях изменения форм собственности : дис. ... д-ра психол. наук. М. 346 с.
Позняков, В. П. (2012) Психологические отношения индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности // Психологический журнал. Т. 33. № 5. С. 5–15.
Позняков, В. П., Вавакина, Т. С. (2009) Деловое партнерство как одна из форм деловой активности предпринимателей // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 36–43.
Позняков, В. П., Вавакина, Т. С. (2010) Взаимосвязь психологических отношений предпринимателей к деловому партнерству и их ценностных ориентаций // Социальная психология труда: Теория и практика : в 2 т. / отв. ред. А. Л. Журавлев, Л. Г. Дикая. М. : Изд-во Института психологии РАН. Т. 2. 442 с. С. 397–420.
Позняков, В. П., Вавакина, Т. С. (2011) Типы психологического отношения российских предпринимателей к деловому партнерству // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 100–103.
Позняков, В. П., Груздева, Е. А. (2013) Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 226–234.
Позняков, В. П., Титова, О. И. (2002) Психологические отношения российских предпринимателей: гендерные особенности // Вестник РГНФ. № 3. С. 162–172.
Позняков, В. П., Титова, О. И. (2005) Конкурентные и партнерские отношения российских предпринимателей: региональные и гендерные особенности // Проблемы экономической психологии : в 2 т. / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко. М. : Изд-во Института психологии РАН. Т. 2. 644 с. С. 181–204.
Позняков, В. П., Филинкова, Е. Б. (1998) Психология успешного предпринимательства: опыт исследования и практической работы // Прикладная психология. № 5. С. 32–43.
Позняков, В. П., Филинкова, Е. Б. (1999) Динамика удовлетворенности предпринимательской деятельностью // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М. : Изд-во Института психологии РАН. 276 с. С. 110–126.
Позняков, В. П., Хромова, В. Л. (2010) Социально-психологическое исследование отношения к табакокурению. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 180 с.
Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы (2007) / отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. М. : Изд-во Института психологии РАН. 624 с.
Совместная деятельность: методология, теория, практика (1988) / отв. ред. А. Л. Журавлев, П. Н. Шихирев, Е. В. Шорохова. М. : Наука. 232 с.
Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений (1998) / А. Л. Журавлев, Е. В. Шорозова, В. Н. Хащенко, Е. Д. Дорофеев, Е. Н. Сиващенко, В. П. Позняков, Е. В. Журавлева, М. Е. Колесникова, Н. А. Журавлева, Е. В. Познякова, В. А. Сумарокова, А. Н. Лебедев, М. В. Кирюхина. М. : Изд-во Института психологии РАН. 295 с.
Субъектный подход в психологии (2009) / отв. ред. А. Л. Журавлев, В. В. Знаков, З. И. Рябикина, Е. А. Сергиенко. М. : Изд-во Института психологии РАН. 619 с.
Титова, О. И. (2007) Гендерные различия отношений российских предпринимателей к конкуренции и партнерству : дис. ... канд. психол. наук. М. 167 с.
Толочек, В. А. (2000) Стили профессиональной деятельности. М. : Смысл. 199 с.
Филинкова, Е. Б. (2001) Социально-психологические характеристики предпринимателей с разным уровнем удовлетворенности предпринимательской деятельностью : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М. 25 с.
Хромова, В. Л. (2011) Межгрупповые различия в отношении к табакокурению (на примере курящих и некурящих мужчин и женщин : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М. 26 с.
|