Аннотация ♦ В статье рассмотрены особенности связи психотипа ведущего телевизионного эфира с коммуникативным стилем ведения телевизионного эфира. Исследование, проведенное по данной проблеме, включало в себя два этапа.
Первый этап состоял в проверке гипотезы о наличии связи психотипа ведущего телеэфира с коммуникативным стилем. В качестве испытуемых выступили 30 студентов факультета телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова со стажем работы телеведущих. Для диагностики коммуникативных стилей использовались методики коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) А. В. Барташева и методика оценки целостной структуры индивидуальности (ОСЦИ) Т. Ф. Базылевич.
Второй этап имел целью исследование качественных особенностей стиля ведения эфира для ведущих 12 психотипов, различающихся соотношением и направленностью осознаваемого (рационального) и неосознаваемого (иррационального) компонентов в познании, а также направленностью каждого из видов познания на Я (субъектцентрированного) или на мир (объектцентрированного). Для диагностики направленности рационального познания применялась проективная методика «Тело и душа». Установлено, что уровень коммуникативных способностей и показатель «интегральный индекс индивидуальности» статистически значимо выше для группы ведущих телевизионного эфира с рациональной составляющей познания, направленной на Я, чем на мир.
Приводится модифицированный алгоритм создания психологического портрета исторического лица (основанный на системно-биографическом методе Н. Л. Нагибиной и В. А. Барабанщикова) с учетом специфики такой деятельности, как ведение телевизионного эфира. С помощью данного алгоритма продиагностированы 47 известных телеведущих России, выявлены особенности их коммуникативного стиля, полученные данные приведены в сводной таблице.
Сделан вывод о том, что индивидуальный стиль ведения телевизионного эфира можно описать как индивидуальный коммуникативный стиль. Направленность рациональной функции на Я или на мир определяет преимущественные стратегии коммуникативного поведения в различных жанрах. Способности к ведению телевизионного эфира в различных жанрах слабо описываются общепсихологическими методиками, однако типологический анализ и качественные методы (например, метод создания психологического портрета исторического лица) позволяют описать преимущественные коммуникативные стратегии для каждого типа. Полученный результат важен также с точки зрения методологии исследования творческой деятельности.
Ключевые слова: телевидение, психология телевидение, телеведущий, психотип, индивидуальный коммуникативный стиль, индивидуальный стиль деятельности, системно-биографический метод.
Нагибина Наталья Львовна — доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой дифференциальной психологии и психологии личности Московского института психоанализа, профессор кафедры общей психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-67-20. Эл. адрес:
nagibina@inpsycho.ru
Огаркова (Дубинская) Юлия Леонидовна — кандидат физико-математических наук, доцент кафедры журналистики и телевидения Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования Московского института психоанализа, аспирант кафедры общей психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-67-20. Эл. адрес:
j.dubinskaya@gmail.com
Библиограф. описание: Нагибина Н. Л., Огаркова (Дубинская) Ю. Л. Психологические типы: влияние на коммуникативный стиль телеведущих // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 3. С. 235–244.
Базылевич, Т. Ф. (2006) Проблема тестов в психологии и дифференциальной акмеологии. М. : Изд-во РАГС. 96 с.
Барташев, А. В. (1999) Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М. : ВЛАДОС. 176 с.
Матвеева, Л. В., Аникеева, Т. Я., Мочалова, Ю. В. (2004) Психология телевизионной коммуникации. 2-е изд., испр. М. : РИП-холдинг. 316 с.
Нагибина, Н. Л. (1995) Стратегии восприятия музыки : дис. … канд. психол. наук. М. 171 с.
Нагибина, Н. Л. (2000) Психология типов. Системный подход : в 4 ч. М. : Институт молодежи. Ч. 1: Психодиагностические методики. 150 с.
Нагибина, Н. Л., Миронычева, А. В. (2002) Психология типов. Системный подход : в 4 ч. М. : МГСА. Ч. 2: Тело и душа. 154 с.
Нагибина, Н. Л., Огаркова (Дубинская), Ю. Л. (2013) Речевые навыки как основа специальных способностей телеведущих // Голос и речь. № 2 (10). С. 59–69.
Нагибина, Н. Л., Огаркова (Дубинская), Ю. Л. (2014) Качественный и количественный анализ структуры профессиональных качеств телеведущих информационного, аналитического и художественного жанров // Психологические и психоаналитические исследования : ежегодник 2014. М. : Моск. ин-т психоанализа. 448 с. С. 179–204.
Огаркова (Дубинская), Ю. Л. (2012a) Пирамида публичности в контексте использования «психофизических» тренингов русской психологической театральной школы для повышения успешности профессиональной самореализации личности // Современная психология: теория и практика : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 9–10 октября 2012 г. М. : Спецкнига. 156 с. С. 98–102.
Огаркова (Дубинская), Ю. Л. (2012b) Использование психофизических тренингов русской психологической театральной школы для повышения успешности профессиональной самореализации личности // Материалы Всероссийской научной конференции «Человек в экономических и социальных отношениях». Москва, 4–5 октября 2012 г. М. : Институт психологии РАН. 415 с. С. 185–187.
Огаркова (Дубинская), Ю. Л. (2012c) Психология эфира через призму актерских «психофизических» тренингов // Междунар. науч.-практ. конф. «Эволюция психотерапии. Взгляд из XXI века». Москва, 22–23 декабря 2012 г. : сб. докладов. М. : Моск. ин-т психоанализа ; Издатель Воробьев А. В. 120 с. С. 72–81.
Огаркова (Дубинская), Ю. Л. (2012d) Методики предметов «Мастерство актера» и «Сценическая речь» русской психологической театральной школы для повышения успешности профессиональной самореализации личности // Психология и искусствознание: исследование творчества и творческой личности : материалы Междунар. конф. Берлин ; М. : International Institute of Differential Psychology. 292 c. C. 207–216.
Огаркова, Ю. Л. (2013a) Использование инновационных технологий в процессе публичного и эфирного выступления : практические рекомендации [Электронный ресурс] // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. № 6. URL: http://www.online-science.ru/m/products/filologicheskie-nauki/gid778/pg9/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.03.2013).