Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Журнал «Знание. Понимание. Умение»  / Содержание / 2014 / №3

Критинина А. В. Защитная функция игры

(Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена)

Аннотация ♦ Проблематика феномена игры, а также вопросы, касающиеся силы ее воздействия как на игроков, так и на зрителей, по-прежнему находятся в поле внимания исследователей, в том числе культурологов. В настоящей статье осуществляется попытка раскрыть одну из сторон игровой деятельности, которая заключается в защите своего внутреннего «Я» от влияния непредсказуемой окружающей действительности.

Среди существующих ныне классификаций функций игры защитная функция никоим образом не выделяется. Между тем предполагается, что она является одной из основных. С целью доказательства выдвинутого положения автор анализирует варианты защиты игровым действием от древности до наших дней, от детства к зрелости и специфику наиболее популярных, первоначально выполнявших сакральную функцию игровых предметов, таких как кукла и маска.

Для того чтобы получить представление о возможностях реализации защиты посредством игрового действия, рассматриваются теории игры философа Р. Кайуа, психолога С. Миллер, детского психоаналитика Д. В. Винникотта, которые отмечали в своих исследованиях, что игра занимает промежуточное положение между внешней действительностью и реальностью, созданной воображением игрока. Тем самым авторы единодушны во мнении, что обращение к игровой деятельности указывает на необходимость снятия напряжения и установления гармоничного состояния.

Подобные поведенческие тенденции начинают проявляться у детей уже в раннем возрасте, на что указывают варианты обхождения с любимыми игрушками или создание обособленных игровых пространств. Разумеется, в данном случае обращение к игре осуществляется бессознательно. Однако в процессе формирования игрового опыта можно наблюдать и осознанные варианты защиты посредством игры, что также подтверждает выдвинутое положение.

Ключевые слова: игра, игрушка, кукла, маска, окультуривание, функции игры, защитная функция игры 


Критинина Александра Викторовна — аспирант кафедры теории и истории культуры Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Адрес: 197046, Россия, Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, д. 26. Тел.: +7 (812) 232-34-95. Эл. адрес: yodelayhee@yandex.ru. Научный руководитель — д-р филос. наук, проф. М. С. Уваров.

Скачать

Библиограф. описание: Критинина А. В. Защитная функция игры // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 3. С. 313–318.

Дата поступления: 10.12.2013 г.

ENGLISH VERSION


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Винникотт, Д. В. (2002) Игра и реальность. М. : Институт общегуманитарных исследований. 288 с.

Кабо, В. Р. Синкретизм первобытного искусства (По материалам австралийского изобразительного искусства) [Электронный ресурс] // Владимир Кабо. Аборигены Австралии, первобытное общество, традиционные религии. URL: http://aboriginals.narod.ru/Syncretism.htm [архивировано в WebCite] (дата обращения: 24.11.2013).

Кайуа, Р. (2007) Игры и люди. Статьи и эссе по социологии культуры. М. : ОГИ. 304 с.

Миллер, С. (1999) Психология игры. СПб. : Университетская книга. 320 с.

Теория Винникотта (Winnicott's Theory) [Электронный ресурс] // Наследие. Искусство. Величие. URL: http://www.niv.ru/doc/psychology/terms-concepts/234.htm [архивировано в WebCite] (дата обращения: 24.11.2013).

Российская педагогическая энциклопедия (1999) : в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М. : Большая российская энциклопедия. Т. 2. 672 с.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»