Кудрина Е. Л. Роль вузов культуры и искусства в пропаганде исторического культурного наследия России
(Кемеровский государственный университет культуры и искусств)
Аннотация ♦ В статье рассматриваются проблемы пропаганды исторического культурного наследия России на примере духовно-нравственного образования и воспитания студентов вузов культуры и искусств. Как считает автор, духовно-нравственное воспитание личности в этих вузах лежит в основе национальной безопасности и является важной составляющей отечественной культурной политики. Характеризуются ключевые определения темы — «культурное наследие», «историческое наследие».
Полагая, что только личность может воспитывать личность, автор приводит пример великой исторической личности для России — Преподобного Сергия Радонежского. Его вклад в развитие культуры нашей страны велик, и он остается в памяти народа как Учитель, Заступник и Ободритель. Рассказывается о мероприятиях, которые проводятся в Кемеровской области по поддержанию общественного внимания к личности Сергия Радонежского.
Современная педагогическая система образования в сфере культуры и искусства, ориентированная на социокультурную ситуацию ХХI в., приобретает инновационный характер новой парадигмы образования — «образование в течение всей жизни». Поэтому вузы культуры и искусств призваны пропагандировать историко-культурное и духовное наследие не только через предметное поле дисциплин, но и посредством формирования интеллектуальной социокультурной среды в вузе, а также в регионе, в стране в целом.
В статье описывается опыт Кемеровского государственного университета культуры и искусств по пропаганде исторического наследия, которая вписана в систему духовно-нравственного воспитания студентов. Девиз вуза — «Культура, основанная на знаниях!» стал главной идеей корпоративной культуры студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников.
Ключевые слова: высшее образование, глобализация, диверсификация, духовное воспитание, историческое наследие, традиция, культура и искусство.
Кудрина Екатерина Леонидовна — доктор педагогических наук, профессор, ректор Кемеровского государственного университета культуры и искусств; действительный член Международной академии наук высшей школы, Международной академии информатизации, Российской академии естественных наук, Почетный профессор Монгольского государственного университета культуры и искусств, заслуженный работник культуры Российской Федерации. Адрес: 650029, Россия, г. Кемерово, ул. Ворошилова, д. 17. Тел.: +7 (3842) 73-28-08. Эл. адрес:
kudrina@kemguki.ru
Библиограф. описание: Кудрина Е. Л. Роль вузов культуры и искусства в пропаганде исторического культурного наследия России // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 2. С. 61–73.
Аракелова, А. О. (2012) Искусству замены нет // Культура России: Информационно-аналитический сборник. Актуальные задачи духовного возрождения России. М. : ФГУП «ГИВЦ Минкультуры России». 283 с. С. 34–46.
Ариарский, М. А. (2012) Педагогическая культурология : в 2 т. СПб. : Концерт. Том 1. Методология и методика постижения культуры. 400 с.
Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия. г. Париж, 1972 [Электронный ресурс] // Национальный центр опеки наследия. URL: http://www.ntrust.ru/public.cms/?eid=698273 (дата обращения: 12.02.2014).
Галкова, О. В. (2012) Российские традиции охраны культурного наследия : автореф. дис. …д-ра ист. наук. Волгоград. 51 с.
Колин, К. К. (2013a) Философия информации и проблема формирования современного научного мировоззрения // Вестник международной академии наук (русская секция). № 1. С. 73–76.
Колин, К. К. (2013b) Философия информации: структура реальности и феномен информации // Метафизика. № 4 (10). С. 61–84.
Кудрина, Е. Л., Гендина, Н. И., Пономарев, В. Д. (2007) «Культура, основанная на знаниях» как парадигма образования // Высшее образование в России. № 7. С. 140–143.
Кудрина, Е. Л., Пономарев, В. Д. (2013) Общекультурное развитие студентов в условиях современного вуза (на примере Кемеровского государственного университета культуры и искусств) // Мир науки, культуры, образования. № 6 (43). С. 507–510.
Лихачев, Д. С. (1989) Письма о добром и прекрасном. М. : Детская литература. 238 с.
Нечаев, М. П. (2011) Теоретические основания развития воспитывающего потенциала образовательной среды школы : автореф. дис. … д-ра пед. наук. М. 40 с.
О государственной поддержке исторического наследия России [Электронный ресурс] // Национальный центр опеки наследия. URL: www.ntrust.ru/public.cms/default.aspx?eid=698205 (дата обращения: 31.01.2014).
Слово на XV образовательных Рождественских чтениях Высокопреосвященнейшего митрополита Климента [Электронный ресурс] // Рейтинг персональных страниц и электронных библиотек VIPERSON. URL: http://viperson.ru/wind.php?ID=445945&soch=1 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 19.01.2014).
Смирнов, С. А. Содержательные (парадигмальные) аспекты высшего социально-гуманитарного образования [Электронный ресурс] // Учебный материал. URL: http://do2.gendocs.ru/docs/index-442672.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 15.01.2014).
Тумановская, О. М. Духовно-культурное наследие — основа воспитания личности [Электронный ресурс] // СЛОВО: образовательный портал. URL: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38978.php [архивировано в WebCite] (дата обращения: 15.01.2014).
Яровская, Н. (Е. И. Рерих) Преподобный Сергий Радонежский [Электронный ресурс] // Объединенные сайты Сибирского Рериховского Общества. URL: http://sibro.ru/teacher/books/813/24334 (дата обращения: 11.01.2014).