Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №6 2016

Караткевич А. Г. Ценности свободы и демократии в политической культуре российского общества

Статья подготовлена для секции «Ценности российской цивилизации в современной культуре, экономике, политике», организованной кафедрой философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета и проведенной 17 октября 2016 г. в рамках IV Международной научно-практической конференции «Ценности и интересы современного общества».

The paper was prepared for the panel “Values of Russian Civilization in Contemporary Culture, Economics, Politics”, which was organized by the Department of Philosophy, Culturology and Politology at Moscow University for the Humanities and convened on October 17, 2016 within the framework of the 4th International research-to-practice conference “Values and Interests of Modern Society”.


УДК 008 ; 32

Karatkevich A. G. Values of Freedom and Democracy in the Political Culture of Russian Society

Аннотация ♦ Автор доказывает, что в ближайшее время вряд ли следует ожидать снижения уровня конфликтности в обществе. Данный факт обусловлен внутренними и внешними факторами. Однако, основной фактор — трансформация политической системы, что тесно связано как с экономикой, так и уровнем культуры российского общества. В данном случае следует говорить не только об уровне политической культуры, но и о наличии исторических предпосылок к изменениям в процессе трансформации российского общества, что выражается в ценностных изменениях. Как утверждает автор, проблема заключается в утверждении демократических ценностей в обществе.

Ключевые слова: ценности, культура, демократические ценности, конфликтность, экономика, политика, политическая культура.

Abstract ♦ The author proves that we should hardly expect a decrease in the level of proneness to conflict in the society in the nearest future. This fact is caused by internal and external factors. However, the major factor is the transformation of the political system. This is closely connected with both economics and the level of culture of Russian society. In this case, it is necessary to speak not only about the level of political culture, but also about the availability of historical prerequisites to changes in the process of transformation of Russian society. This is expressed in axiological changes. As the author claims, the problem consists in the approval of democratic values in the society.

Keywords: values, culture, democratic values, conflictness, proneness to conflict, economics, politics, political culture.


Если говорить о политической культуре участия, то к демократическим ценностям можно отнести активность граждан для защиты своих интересов, что выражается в различных формах. Это могут быть акции протеста, запрос на реализацию прав и свобод, гражданская ответственность, терпимость к другим общностям, поддержка демократии и др. Данные факторы в связке с проблемами, обусловленными социально-экономической трансформацией, несут в себе политические последствия. В результате социально-экономической трансформации изменилась ситуация и в других сферах жизнедеятельности общества. Именно простые граждане ощутили на себе все тяготы «шоковой терапии». Наблюдая, что происходит в обществе в последние 15–20 лет, следует констатировать, что если в протестных акциях конца прошлого века принимали участие в основном пенсионеры и ностальгически скучающая по советскому прошлому общественность, то сегодня на улицы выходит зарождающийся средний класс. Большинство коллективных протестных акций (митинги, пикеты, акции солидарности) осуществлялась за пределами предприятий.

Данные социологических исследований показывают, что это происходит, так как современное государство не обеспечивает реализации базовых прав граждан. Хуже всего государство, по мнению респондентов, выполняет свою обязанность по обеспечению достойной жизни и всестороннего развития граждан (74%). Поэтому налицо отчуждение людей от власти. Если в 1994 г. 66% респондентов считали, что сильным мира сего нет никакого дела до простых граждан, то в 2005 г. так считали уже 80%. И только 6–9% видели в лице государства защитника своих интересов (Шулус, 2006: 32).

Вместе с тем, в результатах социологических опросов зафиксирована усталость большинства граждан от различного рода политических потрясений. Больше всего массе людей хочется политической стабильности и порядка. Рынок, не подкрепленный правовыми нормами, лишь добавил хаоса и в экономику, и в общественное сознание. Тот факт, что сегодняшнее поколение россиян менее политизировано, вовсе не означает, что у него полностью атрофирована потребность в идеологической и политической идентификации. Она сохраняется, но носит не столь простой характер, как 20 лет назад, когда идейно-политическая дифференциация рассматривалась следующим образом: «коммунисты — демократы, реформаторы — консерваторы, и т. д. Это отчетливо проявилось в исследованиях ВЦИОМ 2004–2007 гг., в ходе которых респондентам предлагалось высказать свое отношение к понятиям и терминам, представляющим собой ценностную палитру современной российской политической жизни» (Петухов, 2008: 51).

Анализ собранной из различных источников информации об оценке общественно-политической ситуации в России позволяет сделать определенные выводы. Более половины российских граждан и в 1990-е гг., и сегодня считают, что проводимые преобразования не отвечают интересам большинства российских граждан, однако критическая оценка своего положения имеет тенденцию к снижению.

Если в начале 1990-х гг. более половины граждан считали, что они проиграли от реформ, то сегодня так считает одна треть. Более половины респондентов (60%) относит себя к среднему слою. Около 50% опрошенных считают, что благополучие России обеспечит укрепление гражданских прав и свобод, и оценивают политическую обстановку как среднюю. Если в 1990-е гг. 70% респондентов выбирали личную безопасность, т. е. ограничение прав и свобод государством, то сегодня так считает 51%. Вместе с тем более половины респондентов (несмотря на некоторую тенденцию к снижению) утверждают, что эффективных способов воздействия на власть нет (60% — 2006 г., 53% — 2010 г.). Что касается в целом ситуации с демократией в нашей стране, как подчеркивает В. В. Петухов, то ее по-разному оценивают респонденты различных материальных групп: те, кто выиграл от проводимых реформ, считают Россию демократической страной (50%), а те, кто проиграл, считают, что Россию нельзя назвать демократической страной (20%) (Петухов, 2012: 53).

Тем не менее, по разным данным, готовность к участию в различных акциях протеста не превышает 35–40%. Однако здесь следует отметить интересный феномен: протестующие выступают не против конкретного решения власти, как во Франции и других высокоразвитых странах Запада, а против конкретной личности.

Результаты ряда исследований подтверждают, что нельзя говорить о приверженности населения, например, России, ценностям либерализма или консерватизма в традиционном смысле, как их понимают на западе. По данным исследования «Евробарометр в России», обе группы (консерваторы, либералы) по-разному интерпретируют предложенные альтернативы. Например, «консерваторам присуще более политически окрашенное понимание слова “свобода”», а «для либералов свобода не является политическим понятием» (Напреенко, 2013: Электронный ресурс). Это говорит об отсутствии в России единого поля политических ценностей и смысла, что характерно и для других постсоветских обществ.

Отсутствие консенсуса между участниками политической жизни провоцирует конфликтность. Причина конфликтности политического процесса в российском и других постсоветских обществах как раз и заключается в различном понимании ценностей свободы и демократии у формирующихся политических сил, в неравных стартовых возможностях для активного участия в трансформационном процессе. Для отстаивания разнородных политических целей и их реализации они используют широкий арсенал средств, в том числе и незаконные.

Разнородные политические силы ведут споры и по поводу культурно-духовных ценностей (например, опора на национальные традиции и обычаи, создание условий социокультурного равенства). Условно можно рассматривать культурную ценность как определенную объективную объективность, которая, находясь в обладании конкретного лица, группы лиц или общества в целом, и представляется им универсальной ценностью. Универсальная ценность — материальный предмет или объект, в котором выявлено содержание духовной ценности, значимой для широкого круга субъектов, как отдельных индивидов, так и различных социальных групп (классов, религиозных конфессий, народов и наций) (см.: Культурные ценности, 2013: Электронный ресурс).

Мы разделяем точку зрения исследователей, которые определяют Россию как основу российской или евразийской цивилизации. Но особенностью ситуации, в которой находится в настоящее время российская цивилизация, является подрыв базовых основ общества и национально-культурных традиций. Все это происходит под видом европеизации, т. е. включения России и других постсоветских обществ в иную систему ценностей, где приоритет отдается таким ценностям как выгода, успех, потребительство и др. В социально-политической, общественной сфере мы наблюдаем пассивность.

Если говорить о внешней политике нашей страны, то сегодня ее можно охарактеризовать как государственно-патриотическую. Во внутренней же политике преобладает либеральный проект, выдвинутый в 1990-е гг. Данный факт способствует распространению в обществе ценностей выживания, т. е. культуры пассивного типа. Граждане не проявляют интереса в политике, не принимают в ней активного участия. Интересные выводы по этому поводу сделали авторы доклада «Флэш-Евробарометр 2015»: «В 2012 г. было в 2 раза меньше людей готовых пойти на оппозиционный митинг. В 2015 г. — в 6 раз чаще готовы были пойти на митинг в поддержку власти» (Вахштайн, Степанцов, Бардина, 2015: Электронный ресурс). Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня граждане предпочитают сильную власть и устойчивый экономический рост.

В этом контексте можно задаться вопросом: хорошо ли, что в выборах в органы законодательной власти побеждает «партия власти»? Да, в этом случае мы получаем стабильное правительство. Однако следует понимать, что высокая концентрация политической власти и ресурсов в руках правящей элиты заставляет оппозицию выступать в качестве радикальных движений, а не конструктивных оппонентов. Лишенные «трибуны», они ищут ее на площадях или «майданах».

Вместе с тем в заключение еще раз подчеркнем, что отчуждение граждан от реального влияния на политические процессы приводит к тому, что люди начинают объединяться на основе групповых норм, но эти объединения преследуют лишь узкогрупповые интересы, не учитывая интересы общества и государства. Поэтому не всегда самоорганизации граждан можно рассматривать как свидетельство развития прогрессивной социально-политической активности.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вахштайн, В. С., Степанцов, П. М., Бардина, С. М. (2015) Флэш-Евробарометр 2015 [Электронный ресурс] // Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. URL: http://ranepa.ru/images/docs/nayka/EB_2015_prezentatsia_07_09_ed.pdf [архивировано в WebCite] (дата обращения: 10.10.2016).

Культурные ценности. [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Культурные_ценности [архивировано в WebCite] (дата обращения: 16.06.2016).

Напреенко, И. (2013) У россиян нет представления о том, что такое свобода и порядок [Электронный ресурс] // Ведомости. 20 мая. URL: http://vedomosti.ru/opinion/news/12174351/svoboda_protiv_svobody [архивировано в WebCite] (дата обращения: 16.06.2016).

Петухов, В. В. (2008) Динамика мировоззренческих и идеологических установок россиян // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 1 (85). С. 48–61.

Петухов, В. В. (2012) Гражданское участие в контексте политической модернизации России // Социологические исследования. № 1. С. 48–60.

Шулус, А. А. (2006) Гражданское общество и профсоюзы. М. : АТиСО.


REFERENCES

Vakhshtain, V. S., Stepantsov, P. M. and Bardina, S. M. (2015) Flesh-Evrobarometr 2015 [Flash Eurobarometer 2015]. Rossiiskaia akademiia narodnogo khoziaistva i gosudarstvennoi sluzhby pri Prezidente Rossiiskoi Federatsii [Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation]. [online] Available at: http://ranepa.ru/images/docs/nayka/EB_2015_prezentatsia_07_09_ed.pdf [archived in WebCite] (accessed 10.10.2016). (In Russ.).

Kul'turnye tsennosti [Cultural properties]. Vikipediia: svobodnaia entsiklopediia [Wikipedia: The Free Encyclopedia]. [online] Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Культурные_ценности [archived in WebCite] (accessed 16.06.2016). (In Russ.).

Napreenko, I. (2013) U rossiian net predstavleniia o tom, chto takoe svoboda i poriadok [Russians don’t have an idea of what freedom and order are]. Vedomosti, May 20 [online] Available at: http://vedomosti.ru/opinion/news/12174351/svoboda_protiv_svobody [archived in WebCite] (accessed 16.06.2016). (In Russ.).

Petukhov, V. V. (2008) Dinamika mirovozzrencheskikh i ideologicheskikh ustanovok rossiian [Dynamics of world outlook and ideological orientations of Russians]. Monitoring obshchestvennogo mneniia: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny, no. 1 (85), pp. 48–61. (In Russ.).

Petukhov, V. V. (2012) Grazhdanskoe uchastie v kontekste politicheskoi modernizatsii Rossii [Civic participation in the context of Russia’s political modernization]. Sotsiologicheskie issledovaniia, no. 1, pp. 48–60. (In Russ.).

Shulus, A. A. (2006) Grazhdanskoe obshchestvo i profsoiuzy [Civil society and trade unions]. Moscow, Academy of Labour and Social Relations Publ. (In Russ.).


Караткевич Александр Григорьевич — доктор политических наук, доцент, профессор кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета. Тел.: +7 (985) 173-39-57.

Karatkevich Alexander Grigoryevich, Doctor of Political Sciences, Associate Professor; Professor, Department of Philosophy, Culturology and Politology, Moscow University for the Humanities. Tel.: +7 (985) 173-39-57.

E-mail: karatkevich1@mail.ru


Библиограф. описание: Караткевич А. Г. Ценности свободы и демократии в политической культуре российского общества [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2016. № 6 (ноябрь — декабрь). С. 38–44. URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2016/6/Karatkevich_Values/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).

Дата поступления: 5.11.2016.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»