Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №4 2015
Луков Вал. А., Селиверстова Н. А. О биографическом методе и его применении в социологии молодежи
Подготовлено в рамках работы над проектом «Социология молодежи: Электронная энциклопедия» (грант РГНФ № 15-03-12019/14в).
The article was prepared as part of the project “The Sociology of Youth: An Electronic Encyclopedia” with financial support from the Russian Foundation for the Humanities, grant No. 15-03-12019/14в.
УДК 316.2
Lukov Val. A., Seliverstova N. A. On Biographical Approach and Its Application in the Sociology of Youth
Аннотация ♦ В статье представлены особенности применения общесоциологического биографического метода в социологии молодежи. Отражены этапы работы над электронной энциклопедией «Социология молодежи».
Ключевые слова: молодежь, социология молодежи, биографический метод, тезаурусный подход.
Abstract ♦ The article describes the features of the application of the general sociological biographical approach in the sociology of youth. The authors examine the stages of the work on the electronic encyclopedia “The Sociology of Youth”.
Keywords: youth, sociology of youth, biographical approach, thesaurus approach.
В ходе реализации проекта электронной энциклопедии «Социология молодежи» возникла необходимость выявить наиболее значимые для реализации задач эмпирических исследований среди молодежи методов. Очевидно, что основу методического арсенала социологии молодежи составляют те же методы, что применимы в социологии в целом, т. е. являются в этом отношении собственно социологическими. Лишь некоторые методы, по видимости, в большей мере применимы в социологии молодежи, чем в других отраслях социологии (например, метод символьного пространства; см.: Гневашева, Луков, 2015: Электронный ресурс), но и это утверждение еще требует проверки. Тем не менее справедливо априори утверждать, что при изучении тех или иных состояний и процессов в молодежной среде общеприменимые методы социологии должны быть осмыслены в соответствии с особенностями молодежи как объекта социологического исследования и соответствующим образом модифицированы.
В полной мере это может быть отнесено к биографическому методу. В энциклопедической статье, опубликованной в электронной энциклопедии «Социология молодежи», он представлен Н. А. Селиверстовой следующим образом.
Биографический метод (англ. biographical approach, biographical perspective) — методологический подход, базирующийся на парадигмах социологического номинализма и социологического конструктивизма. Представляет собой способы измерения и оценки историй жизни, рассказанных или сообщенных свидетельств о жизни с позиций тех, кто эту жизнь прожил (Рождественская, 2012: 5). Включает в себя совокупность методов сбора информации (нарративные и лейтмотивные интервью, протоколы наблюдений, письма, дневники, фотографии и т. д.) и методы анализа. Основной проблемой анализа и интерпретации данных, полученных биографическим методом, является выделение социально-типичных и индивидуальных характеристик в конкретной биографической истории.
Данный метод как метод социологический впервые был применен представителями Чикагской социологический школы У. Томасом и Ф. Знанецким в исследовании «Польский крестьянин в Европе и Америке» (Thomas, Znaniecki, 1918–1920).
В биографических исследованиях западной социологии выделяют следующие направления: 1) исследования социальной обусловленности жизненных путей: профессиональные биографии (В. Деппе), разделенных / неразделенных по гендерному признаку; социодемографические когортные исследования (Н. Ридер), анализирующие механизмы регулирования жизненных траекторий во взаимосвязи с возрастом, социально-классовым расслоением, конъюнктурными циклами и кризисами, историческими событиями; 2) исследования, направленные на реконструкцию социального опыта и его смысловых структур: исследования сознания рабочего класса (Д. Берто, Э. Леман), коллективного исторического сознания (Л. Нитхаммер), субкультурных стилевых форм (Дж. Кларк и др.). Данные исследования направлены на понимание способов построения субъективного опыта и его интерпретации; 3) исследования генезиса опыта и смысловых структур (Ф. Шютце); 4) эмпирические биографические исследования как обоснования теоретических концепций: в психологии развития (Ш. Бюлер), психопатологии (Л. Бисвангер) (Мещеркина, 1994: 6–7). Целью данных исследований является эмпирическое знание о природе психического и социального поведения.
Опыт применения биографического метода в отечественной социологии свидетельствует об исследовании различных социальных групп в переломные моменты развития российского общества. В рамках исследовательского проекта «Век социальной мобильности в России» под руководством В. В. Семеновой (исследование инициировано французским социологом Д. Берто) реконструировались индивидуальные стратегии трех поколений семей (Судьбы людей … , 1996). В проекте приняли участие В. Ф. Журавлев, Е. Ю. Мещеркина, С. М. Рождественский, Е. В. Фотеева, М. М. Малышева. Биографический метод использован в исследовании жизненных траекторий некогда привилегированных сословий и групп (Алексеев, 2006; Новак, 2003; Чуйкина, 2000), типичных представителей советского общества (Козлова, Сандомирская, 1996; Козлова, 2004), феминисток (Здравомыслова, 1996) и т. д.
Биографический метод активно используется в этнографии, психологии. Перспективы применения биографического метода в социологии молодежи связаны с исследованием жизненных стратегий молодежи (Орлова, 2010). В этом направлении исследования среди молодежи проведены в ряде диссертационных исследований (Чуйкина, 2000; Новак, 2003; Алексеев, 2006; Богданова, 2009; Чернышев, 2011).
Феномен ко-биографии раскрыт на материалах эмпирического исследования вынужденных мигрантов В. А. Луковым (Луков, 1997). Им же вместе с Д. Л. Агранатом биографический метод применен в исследованиях молодых милиционеров и курсантов (Агранат, Луков, 2002; Луков, Агранат, 2005).
Это описание особенностей биографического метода направляет внимание и интерес исследователя проблем молодежи к одному из наиболее эффективных качественных методов и классической, и современной социологии. В нем отразилась и общегуманитарная практика применения биографического метода, восходящая к филологии: биографический метод, разработанный Ш. О. Сент-Бёвом (1804–1869), определил его вклад в утверждение романтизма и формирование жанра литературного портрета (Луков В., Луков Вл., 2013: 476–478), но также и породил подходы, которые были восприняты всем спектром гуманитарных наук. Собственно, в применении этого метода сегодня не так много того, что уже не было освоено в научной литературе XIX в. Между тем, специфика применения этого метода в социологии молодежи не вполне четко выделена.
В чем же она состоит? Прежде всего в том, что молодой человек еще не имеет такой биографии, какая характерна для человека «в летах», а это значит — и накопившего гораздо больший жизненный опыт. Когда мы говорим «жизненный опыт», то исходим из имеющегося в тезаурусном подходе представления о таком свойстве тезауруса (индивидуального в том числе), как фрактальность / событийность (там же: 131–140). Следовательно, у молодого человека еще недостаточна база структурных повторений пройденного в аспекте связанности целого и его частей и мало жизненных событий, которые закрепляют картину мира как ядро тезауруса, определенный ценностный ансамбль и набор освоенных социальных и культурных практик. Применять в этом случае биографический метод в социологии молодежи можно с ясным представлением о том, что собственно биографии мы здесь еще не можем выделить. Ее в значительной мере заменяют ожидания, которые могут иметь свойства жизненных планов, но в обществе, пораженном социальной аномией, таких планов может и не быть у значительного числа представителей подрастающего поколения. Повышенный объем ожиданий в сравнении с реальными уже свершившимися событиями не может не вести к тому, что в сознании молодого человека его жизненный путь достраивается в технике социального конструирования действительности.
Точно так же следует учитывать, что в собираемых при помощи биографического метода данных о жизненных траекториях людей, достигших зрелого возраста, их молодые годы будут представлены сквозь призму прожитых лет и накопленного жизненного опыта, т. е. также не будут соответствовать некому идеальному представлению об объективных данных для последующего анализа.
С учетом этих обстоятельств и энциклопедическая статья «Биографический метод» может в дальнейшем претерпеть изменения и уточнения в рамках работы над электронной энциклопедией «Социология молодежи». То, что невозможно в издаваемых на бумажном носителе энциклопедиях, в электронной энциклопедии составляет естественное преимущество: она может меняться в ходе своего создания, не дожидаясь последующих изданий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агранат, Д. Л., Луков, В. А. (2002) Молодые милиционеры: Проблема адаптации к новой социальной роли. М. : Социум. 144 с.
Алексеев, А. А. (2006) Жизненные траектории комсомольских работников 1970–1980-х годов в условиях смены политической системы в России: дис. ... канд. соц. наук. М. 143 с.
Богданова, В. В. (2009) Социализационные траектории студенческой молодежи: состояние, направленность, основные тенденциии : автореф. дис. … канд. социол. наук. М. 18 с.
Гневашева, В. А., Луков, С. В. (2015) Символьного пространства метод [Электронный ресурс] // Социология молодежи: Электронная энциклопедия. URL: http://soc-mol.ru/encyclopaedia/methods/139-simvolnogo.html [архивировано в
WebCite] (дата обращения: 10.08.2015).
Здравомыслова, Е. (1996) Коллективная биография современных российских феминисток // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период : сб. статей / Центр независ. социальн. исследований. СПб. 94 с. С. 33–60.
Козлова, Н. Н., Сандомирская, И. И. (1996) Я так хочу назвать кино. «Наивное письмо»: опыт лингво-социологического чтения. М. : Гнозис ; Русское феноменологическое общество. 256 с.
Козлова, Н. Н. (2004) Методология анализа человеческих документов // Социологические исследования. № 1. С. 14–26.
Луков, В. А. (2007) Феномен ко-биографии // Российский журнал социальной работы. № 2. С. 78–92.
Луков, В. А., Агранат, Д. Л. (2005) Курсанты: Плац. Быт. Секс : Социологическое и социально-психологическое исследование. М. : Флинта ; Наука. 272 с.
Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2013) Тезаурусы II: Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 640 с.
Мещеркина, Е. Ю. (1994) Введение // Биографический метод: История, методология, практика / под ред. Е. Ю. Мещеркиной, В. В. Семеновой. М. : Ин-т социологии РАН. С. 5–10.
Новак, Ю. (2003) Жизненные траектории бывших активистов молодежных организаций в условиях смены элит и коренных социальных перемен: (На материалах Польши) : автореф. дис. … канд. социол. наук. М. 20 с.
Орлова, В. В. (2010) Применение биографического метода в изучении жизненных стратегий молодежи // Вестник Бурятского государственного университета. № 6. С. 177–181.
Рождественская, Е. Ю. (2012) Биографический метод в социологии. М. : НИУ ВШЭ. 381 с.
Судьбы людей: Россия XX век. Биографии семей как объект социологического исследования (1996) / отв. ред.: В. В. Семенова, Е. В. Фотеева ; Ин-т социологии РАН. М. 426 с.
Чернышев, С. А. (2011) Социализационные траектории подростков в российском обществе : автореф. дис. … канд. социол. наук. М. 18 с.
Чуйкина, С. А. (2000) Жизненные траектории дворян в советском обществе: Ленинград 1920–1930-х годов : дис. ... канд. социол. наук. СПб. 179 с.
Thomas, W. I., Znaniecki, F. (1918–1920) The Polish peasant in Europe and America : in 5 vols. Boston : Richard G. Badger.
REFERENCES
Agranat, D. L. and Lukov, V. A. (2002) Molodye militsionery: Problema adaptatsii k novoi sotsial'noi roli [Young militiamen: The problem of adaptation to a new social role]. Moscow, Sotsium Publ. 144 p. (In Russ.).
Alekseev, A. A. (2006) Zhiznennye traektorii komsomol'skikh rabotnikov 1970–1980-kh godov v usloviiakh smeny politicheskoi sistemy v Rossii [Life trajectories of Komsomol workers in the 1970s–1980s in the context of the change of the political system] : Diss. ... Candidate of Sociology. Moscow. 143 p. (In Russ.).
Bogdanova, V. V. (2009) Sotsializatsionnye traektorii studencheskoi molodezhi: sostoianie, napravlennost', osnovnye tendentsiii [Socialization trajectories of student youth: Condition, orientation, main trends] : Abstract of the diss. … Candidate of Sociology. Moscow. 18 p. (In Russ.).
Gnevasheva, V. A. and Lukov, S. V. (2015) Simvol'nogo prostranstva metod [Method of symbol space]. Sotsiologiia molodezhi: Elektronnaia entsiklopediia. [online] Available at: http://soc-mol.ru/encyclopaedia/methods/139-simvolnogo.html [archived in
WebCite] (accessed 10.08.2015).
Zdravomyslova, E. (1996) Kollektivnaia biografiia sovremennykh rossiiskikh feministok [A collective biography of contemporary Russian feminists]. In: Gendernoe izmerenie sotsial'noi i politicheskoi aktivnosti v perekhodnyi period [Gender measure of social and political activity in transition period] : A collection of articles / Center for Independent Social Studies. St. Petersburg. 94 p. Pp. 33–60. (In Russ.).
Kozlova, N. N. and Sandomirskaia, I. I. (1996) Ia tak khochu nazvat' kino. «Naivnoe pis'mo»: opyt lingvo-sotsiologicheskogo chteniia [I want to call cinema this way. “A naïve letter”: An experience of linguo-sociological reading]. Moscow, Gnozis Publ. ; Russkoe fenomenologicheskoe obshchestvo [Russian Phenomenological Society]. 256 p. (In Russ.).
Kozlova, N. N. (2004) Metodologiia analiza chelovecheskikh dokumentov [Methodology for the analysis of human documents]. Sotsiologicheskie issledovaniia, no. 1, pp. 14–26. (In Russ.).
Lukov, V. A. (2007) Fenomen ko-biografii [The phenomenon of co-biography]. Rossiiskii zhurnal sotsial'noi raboty, no. 2, pp. 78–92. (In Russ.).
Lukov, V. A. and Agranat, D. L. (2005) Kursanty: Plats. Byt. Seks : Sotsiologicheskoe i sotsial'no-psikhologicheskoe issledovanie [Cadets: Drill field. Everyday life. Sex: A social and socio-psychological study]. Moscow, Flinta Publ. ; Nauka Publ. 272 p. (In Russ.).
Lukov, V. A. and Lukov, Vl. A. (2013) Tezaurusy II : Tezaurusnyi podkhod k ponimaniiu cheloveka i ego mira [Thesauri II: The thesaurus approach to the conceptualization of the person and his/her world]. Moscow, The National Institute of Business Publ. 640 p. (In Russ.).
Meshcherkina, E. Yu. (1994) Vvedenie [Introduction]. In: Biograficheskii metod: Istoriia, metodologiia, praktika [The biographical approach: History, methodology, practice] / ed. by E. Yu. Meshcherkina and V. V. Semenova. Moscow, Publ. House of the Institute of Sociology, RAS. Pp. 5–10. (In Russ.).
Novak, Yu. (2003) Zhiznennye traektorii byvshikh aktivistov molodezhnykh organizatsii v usloviiakh smeny elit i korennykh sotsial'nykh peremen: (Na materialakh Pol'shi) [Life trajectories of former activists of youth organizations in the face of the change of elites and drastic social changes: (The case of Poland)] : Abstract of the diss. … Candidate of Sociology. Moscow. 20 p. (In Russ.).
Orlova, V. V. (2010) Primenenie biograficheskogo metoda v izuchenii zhiznennykh strategii molodezhi [Application of the biographical approach to the study of life strategies of the youth]. Vestnik Buriatskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 6, pp. 177–181. (In Russ.).
Rozhdestvenskaia, E. Yu. (2012) Biograficheskii metod v sotsiologii [The biographical approach in sociology]. Moscow, Publishing House of the Higher School of Economics. 381 p. (In Russ.).
Sud'by liudei: Rossiia XX vek. Biografii semei kak ob"ekt sotsiologicheskogo issledovaniia [Fates of people: Russia, 20th century. Biographies of families as an object of sociological study] (1996) / ed. by V. V. Semenova and E. V. Foteeva ; Institute of Sociology, RAS. Moscow. 426 p. (In Russ.).
Chernyshev, S. A. (2011) Sotsializatsionnye traektorii podrostkov v rossiiskom obshchestve [Socialization trajectories of teenagers in Russian society] : Abstract of the diss. … Candidate of Sociology. Moscow. 18 p. (In Russ.).
Chuikina, S. A. (2000) Zhiznennye traektorii dvorian v sovetskom obshchestve: Leningrad 1920–1930-kh godov [Life trajectories of the nobility in Soviet society: Leningrad in the 1920s–1930s] : Diss. … Candidate of Sociology. St. Petersburg. 179 p. (In Russ.).
Thomas, W. I. and Znaniecki, F. (1918–1920) The Polish peasant in Europe and America : in 5 vols. Boston, Richard G. Badger.
Луков Валерий Андреевич — доктор философских наук, профессор, директор Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, заслуженный деятель науки Российской Федерации, вице-президент Международной академии наук (IAS, Инсбрук, Австрия), академик Международной академии наук педагогического образования. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-75-95.
Lukov Valery Andreevich, Doctor of Philosophy, Professor, Director, Institute of Fundamental and Applied Studies, Moscow University for the Humanities; Honored Scientist of the Russian Federation; Vice President, International Academy of Science (Innsbruck, Austria); Full member, International Teacher’s Training Academy of Science. Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-75-95.
E-mail:
v-lukov@list.ru
Селиверстова Нина Анатольевна — доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-60-21.
Seliverstova Nina Anatolievna, Doctor of Sociology, Professor, Department of Sociology, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-60-21.
E-mail:
nas0311@ya.ru
Библиограф. описание: Луков В. А., Селиверстова Н. А. О биографическом методе и его применении в социологии молодежи [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2015. № 4 (июль — август). С. 73–80. URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2015/4/Lukov_Seliverstova_Biographical-Approach [архивировано в
WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).
Дата поступления: 10.08.2015.
|