Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №5 2014

Козлова Н. С. Влияние эмоциональной направленности личности на ее вовлеченность в интернет-пространство

УДК 159.9

Kozlova N. S. Influence of the Person’s Emotional Orientation to His/her Involvement in the Internet

Аннотация ♦ Статья посвящена анализу влияния эмоциональной направленности личности на особенности ее вовлеченности в Интернет. Приводятся результаты эмпирического исследования по данной теме. Выделяются типы направленности личности, способствующие деструктивной активности в виртуальном мире и формированию аддикции.

Ключевые слова: интернет-среда, вовлеченность и аддикция, эмоциональная направленность.

Abstract ♦ The article analyses the influence of the person’s emotional orientation to the specifics of his/her involvement in the Internet. The results of an empirical study are reported. The author specifies the types of the person’s orientation that are contributory factors of a destructive activity in the virtual world and development of an addiction.

Keywords: internet environment, involvement and addiction, emotional orientation.


В современной социальной психологии при рассмотрении любого явления, процесса, закономерности нередко игнорируется их эмоциональная составляющая. Вопрос о роли чувств ставился в отечественной психологической науке практически изначально. Л. С. Выготский и в качестве начала формирования сознания, и в качестве объяснения поведения личности видел именно переживания (Выготский, 2003: 615–636). С. Л. Рубинштейн также определял сознание, через два полюса — один из которых — переживания, а второй — знание (Рубинштейн, 2002: 134–150).

В современной науке вопросом соотношения и первичности чувств над разума занимается И. Р. Сушков. В своих работах он пишет: «Утверждая приоритет логического как в поведении человека, так и в рассуждениях о нем, мы якобы стремимся к объективному в психологическом познании. Но всякое объективное бессмысленно для конкретной личности и становиться просто набором информации без соотнесения его с переживаниями и чувствами человека» (Сушков, 2012: 112). И здесь мы соглашаемся с автором, в любом аспекте жизнедеятельности личности, эмоции и чувства определяют его смысл.

И точно такая же тенденция будет присутствовать по отношению к виртуальному миру. Являясь движущей силой любых начинаний личности, именно чувства и будут определять и вектор, и силу, и особенности ее деятельности и общения в Интернете.

Особенно сложным вопросом в психологии эмоций является их классификация. Максимально полной и продуктивной нам кажется типология Б. И. Додонова, который определяет типы направленности личности в зависимости от доминирования тех или иных эмоций, (Додонов, 1975). Именно на данной типологии и построено наше исследование, главной задачей которого является определение того, как каждый из видов эмоций и чувств влияет на вовлеченность личности в виртуальный мир.

Первая из рассматриваемых нами направленностей — альтруистическая. Пользователи с подобными эмоциями в Интернете ориентированы на общение, причем с тем, с кем в реальной жизни постоянно взаимодействуют (r=0,33, при р≤0,05), для чего создают собственный сайты и страницы (r=0,35, при р≤0,05). И в качестве влияния сети на их жизнь они указывают на изменения в сфере взаимодействия. Они стали больше общаться (r=0,36, при р≤0,05) и делать это им стало проще (r=0,32, при р≤0,05). При этом виртуальная среда для них не является способной удовлетворить ряд потребностей: в дружбе (r=-0,34, при р≤0,05), в достижениях (r=-0,39, при р≤0,01), стремление быть в центре внимания (r=-0,40, при р≤0,05), в доминантности (r=-0,28, при р≤0,01), в агрессии (r=-0,38, при р≤0,01), в игре (r=-0,54, при р≤0,01).

Таким образом, выраженная альтруистическая направленность связана с акцентированием личности в виртуальном мире на сфере взаимодействия с другими. К этой же сфере сводится и влияние Интернета на жизнь таких пользователей. Однако сеть не способна реализовать целый ряд базовых мотивов, поэтому виртуальная коммуникация не может заменить той реальной активности, которая должно быть направлена на удовлетворение других потребностей.

Следующая анализируемая направленность, коммуникативная, как мы и ожидали, связана с акцентированием активности личности на общении в сети (r=0,37, при р≤0,01). Такие пользователи также создают собственные страницы и сайты (r=0,29, при р≤0,05). А вот решать денежные вопросы через Интернет они не хотят (r=-0,30, при р≤0,05), так же как и участвовать в образовательных программах (r=-0,29, при р≤0,05), и в целом склонны считать, что сеть не способна экономить время и деньги (r=-0,34, при р≤0,05). Как и при выраженности альтруистических эмоций, при коммуникативных наблюдается неспособность виртуального мира удовлетворять потребности личности в доминантности (r=-0,31, при р≤0,05), игре (r=-0,32, при р≤0,05). Но в тоже время реализованы стремления к общению (r=0,29, при р≤0,05) и привязанности (r=0,34, при р≤0,05). Влияние Интернета также касается системы взаимодействий человека. У таких пользователей отмучается увеличение как самого общения (r=0,30, при р≤0,05), так и количества партнёров в этой сфере (r=0,32, при р≤0,05), отчасти за счет поддержания контактов с теми, кто далеко (r=0,34, при р≤0,05). Отмечают респонденты и то, что общаться им стало проще (r=0,37, при р≤0,01).

Можно заметить, что влияние коммуникативной направленности на вовлеченность личности в сеть сходно с влиянием альтруистической, и касается именно общения и отношений. Однако, в данном случае, Интернет способен удовлетворить потребности, относящиеся к сфере взаимодействия с другими, но при этом блокирует ряд других. При этом личность не использует и функциональные, практические стороны интернет-ресурсов.

Глористическая направленность связана не только с направленностью пользователей на общение (r=0,29, при р≤0,05), качество которого они оценивают высоко (r=0,34, при р≤0,05), но и с стремлением узнавать новости, быть в курсе событий в мире (r=0,37, при р≤0,01), решением конкретных задач (r=0,41, при р≤0,01), использованием мультимедийных возможностей (r=0,36, при р≤0,05), а также с игровой активностью (r=0,30, при р≤0,05). Также они создают и собственные страницы и сайты (r=0,49, при р≤0,05) и размещают там продукты своей деятельности и творчества (r=0,28, при р≤0,05). При этом они сами подтверждают, что стремятся к виртуальной самопрезентации (r=0,30, при р≤0,05). Стоит отметить, что виртуальный мир способен удовлетворить их потребности и в достижениях (r=0,30, при р≤0,05), и в порядке (r=0,30, при р≤0,05), и в заботе о других (r=0,34, при р≤0,05), и в общественном признании (r=0,37, при р≤0,01). Характерна для таких пользователей и позитивная оценка влияния Интернета на их жизнь, которая касается в основном общения (стало проще общаться — r=0,40, при р≤0,01 и стали больше знать о других r=0,38, при р≤0,01) и развлечений (в целом r=0,42, при р≤0,01 и стали чаще слушать музыку и смотреть фильмы (r=0,29, при р≤0,05).

Здесь мы видим, что высокая глористическая направленность определяет не только выраженную коммуникативную активность личности в сети, но и другую весьма разнообразную деятельность в Интернете. К ней относится, помимо общения, решение деловых вопросов; развлечения, включающие и мультимедию, и онлайн-игры; удовлетворение потребностей и самопрезентация (Козлова, Сушков, 2013: Электр. ресурс). То есть активность таких пользователей можно назвать чрезмерной и разбросанной, именно для них Интернет может стать более значимой средой, чем реальность.

Нескольку иную активность демонстрируют пользователи с выраженной практической направленностью. Как и другие, они создают собственные страницы и сайты (r=0,30, при р≤0,05), но помимо этого их чаще всего интересует мнения других о вещах, которые они собираются приобрести (r=0,49, при р≤0,01). То есть им характерен интерес к достаточно узкой, сугубо практической теме. Влияние Интернета они оценивают лишь в целом, причем как позитивное (r=0,30, при р≤0,05) и не считая, что он отвлекает их от дел в реальности (r=-0,32, при р≤0,05).

Так, можно говорить, что пользователи с практической направленностью, крайне мало вовлечены в Сеть, и Интернет, при позитивном восприятии его личностью, не влияет на ее жизнь.

Пугностические эмоции сходны по своему влиянию на вовлеченность личности в сети с глористическими. При их выраженности активность пользователей включает в себя как общение и с теми, с кем взаимодействует постоянно (r=0,34, при р≤0,05) и с теми, с кем видится очень редко (r=0,49, при р≤0,01), новые знакомства (r=0,39, при р≤0,01), так и решение конкретных задач (r=0,29, при р≤0,05), игры (r=0,36, при р≤0,05). Здесь также присутствует высокая оценка качества виртуального взаимодействия (r=0,33, при р≤0,05). И также выявлено стремление к самопрезентации в Интернете (r=0,30, при р≤0,05). К мотивам, реализуемым такими людьми в сети, относятся потребность в эгоизме (r=0,29, при р≤0,05), в порядке (r=0,29, при р≤0,05), в заботе о других (r=0,45, при р≤0,01). Влияние Интернета они считают положительным в целом (r=0,34, при р≤0,05), а также указывают и на ряд конкретных изменений. Большинство из них относятся к коммуникативной сфере: они стали больше общаться (r=0,33, при р≤0,05),делать это стало проще (r=0,30, при р≤0,05) увеличилось число партнеров (r=0,38, при р≤0,05),

В результате такие пользователи достаточно сильно вовлечены в виртуальный мир, при этом их активность достаточна разнообразна. Однако, ключевым аспектом остается виртуальное взаимодействие, об этом свидетельствует то влияние, которые Интернет оказывает на жизнь личности, оно сводится к коммуникативной сфере.

Далее рассмотрим влияние романтической направленности личности на деятельность и общении личности в интернет-пространстве. Активность пользователей с выраженными романтическими эмоциями включает в себя поиск нужной информации (r=0,31, при р≤0,05), новостей о знакомых (r=0,37, при р≤0,01), общение (с теми, с кем r=0,37, при р≤0,01 постоянно и с кем редко r=0,35, при р≤0,05), создание собственный сайтов и страниц (r=0,37, при р≤0,01), виртуальную самопрезентацию (r=0,49, при р≤0,01). В итоге увеличивается число лиц, с которыми подобные пользователи общаются (r=0,36, при р≤0,05). Влияние Интернета такие люди воспринимают исключительно как позитивное.

Если обобщить вышесказанное, то мы получаем, что романтически направленные лица, также используют разнообразные функции Интернета, и у них отсутствует критическая оценка возможных последствий. Никаких негативных сторон своей погруженности в виртуальный мир они не видят. И это также может служить фактором формирования интернет-аддикции.

Гностическая направленность определяет нескольку иную активность, с центральным познавательным компонентом. Таких пользователей интересуют и новости о мире (r=0,34, при р≤0,05), и конкретная информация по важным для них вопросам (r=0,35, при р≤0,05), мнения других о вещах, которые они собираются приобрести (r=0,35, при р≤0,05). Они также имеют собственные страницы или сайты в сети (r=0,34, при р≤0,05). Интернет вызывает у них доверие (r=0,29, при р≤0,05), и взаимодействие в его рамках кажется им глубоким (r=0,37, при р≤0,05). Такие пользователи реализуют в Интернете и иные потребности — в созидании (r=0,37, при р≤0,01) и творчестве (r=0,41, при р≤0,01). Влияние виртуального пространства они воспринимают позитивным (r=0,29, при р≤0,05), и помимо того, что общаться им стало проще (r=0,30, при р≤0,05) и они стали более открытыми (r=0,30, при р≤0,05), они указывают, что стали больше читать (r=0,38, при р≤0,01). Не наблюдается у них усугубления лени под воздействием сети (r=-0,29, при р≤0,05), и нет ощущения деградации (r=-0,35, при р≤0,05).

Так выраженные гностические эмоции приводят к специфической, но достаточно рациональной позиции в отношении использования Интернета. Но, тем не менее, остается вопрос о том, насколько критичны они в своей позитивной оценке влияния сети на их жизнедеятельность.

Еще один вид эмоциональной направленности, эстетическая, связан с тем что, при наличии собственных страниц и сайтов (r=0,31, при р≤0,05), личность ориентирована на развлечения, для чего активно использует мультимедийные возможности (r=0,29, при р≤0,05). А вот игровая активность (r=-0,39, при р≤0,01), поиск дружеских связей (r=-0,40, при р≤0,01) ей не свойственны. Их особенность еще и в том, что в рамках активности в виртуальной среде у них не возникает идентичности с другими (r=-0,30, при р≤0,05). Следствием их использования сети можно считать увеличение эрудированности (r=0,34, при р≤0,05).

В итоге можно говорить, что эстетические эмоции, в отличие от всех вышеперечисленных никаким образом не связаны с коммуникативной активностью личности в сети. Можно говорить, что подобная направленность присуща тем пользователям, для которых виртуальная среда является средством развлечения.

Такая направленность как гедонистическая также связана с определенными формами активности личности в Интернете: слежение за новостями в мире (r=0,34, при р≤0,05), общение с теми, с кем редко удается взаимодействовать в реальности (r=0,30, при р≤0,05), использование мультимедийных возможностей (r=0,35, при р≤0,05). При этом исключается такие формы деятельности, как создание собственных сайтов, групп или сообществ в профессиональных целях (r=0,34, при р≤0,05) — в отличие от общих, например, страниц в социальных сетях (r=0,30, при р≤0,05), участие в образовательных программах (r=-0,38, при р≤0,01). Особо стоит отметить, что именно такие пользователи, пытаются удовлетворить в Интернете такие базовые потребности, как стремление к самопрезентации (r=0,30, при р≤0,05) и идентичности (r=0,37, при р≤0,01), любви (r=0,29, при р≤0,05), общественного признания (r=0,41, при р≤0,01)а также мотив заботы о других (r=0,36, при р≤0,05). Довольны они и качеством виртуального общения (r=0,41, при р≤0,01), отмечают расширения круга взаимодействия (r=0,37, при р≤0,01). Другие последствия вовлеченности в сеть — увеличение знания о других (r=0,52, при р≤0,01), разнообразия развлечений (r=0,46, при р≤0,01).

Это означает, что интернет-активность личности при выраженных гедонистических эмоциях исключает реализацию деловых, профессиональных задач, хотя в остальном является очень разнообразной. Здесь мы фиксируем очень высокую психологическую вовлеченность в сеть, с переносом туда базовых стремлений и потребностей.

В заключение анализа результатов эмпирического исследования, остановимся на рассмотрении акхизитивной направленности. При выраженности подобных эмоций наблюдается отсутствие деятельности и общения личности в сети. В отличие от всех других направленностей, здесь связь с созданием собственный сайтов и страниц отрицательная (r=-0,35, при р≤0,05). Также такие лица не вступают ни в какие группы и сообщества (r=-0,45, при р≤0,01). И в целом сеть не играет никакой роли в структуре их жизнедеятельности, все «взаимодействие» сводится к наличию электронной почты (r=-0,29, при р≤0,05). Соответственно, такие пользователи не ощущают негативного влияния и указывают, что интернет не провоцирует развитие лени (r=-0,42, при р≤0,01), не приводит к нарушению режима (r=-0,30, при р≤0,05), не отвлекает от решения проблем в реальности (r=-0,29, при р≤0,05).

Основной характеристикой лиц с акхизитивной направленностью в отношении их интернет-активности можно считать ее отсутствие.

Таким образом, можно подвести итог исследованию. Прежде всего, мы действительно подтвердили, вовлеченность личности в Интернет зависит от ее эмоциональной направленности. Так, альтруистическая и коммуникативная — ориентируют личность на общение в сети, причем это общение носит глобальный характер, и очень сильно влияет на реальную жизнь. Но при этом остаются неудовлетворенными другие потребности, а также могут возникать проблемы в реальной жизни.

Глористические и пугностические, романтические, гедонистические эмоции способствуют тотальному погружению личности в интернет-среду, для таких пользователей становится возможными формирование аддикции и замещение реальности виртуальным миром.

Практическая и гностическая направленности не способствуют высокой активности личности в сети, а характер вовлеченности можно назвать конструктивно-рациональным. Исключительно развлекательной деятельностью в Интернете характеризуются лица с эстетической направленностью. При акхизитивной направленность человек практически не пользуется сетью.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Выготский, Л. С. (2003) Психология развития человека. М. : Смысл ; Эксмо. 1136 с.

Додонов, Б. И. (1975) Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности // Вопросы психологии. № 6. С. 21–33.

Козлова, Н. С., Сушков, И. Р. (2013) Стремление к публичности и самопрезентации как проявление специфических потребностей, реализуемых личностью в интернет-среде // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 6 (ноябрь — декабрь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/6/Kozlova_Sushkov_Publicity-Self-Presentation [архивировано в WebCite] (дата обращения: 17.09.2014).

Рубинштейн, С. Л. (2002) Основы общей психологии. СПб. : Питер. 720 с.

Сушков, И. Р. (2012) Чувства и эмоции личности как предмет социально-психологических исследований // Актуальные проблемы психологии творчества и психологии общения : материалы Международной научно-практической конференции. Иваново : Иван. гос. ун-т. 168 с. С. 110–114.


REFERENCE

Vygotsky, L. S. (2003) Psikhologiia razvitiia cheloveka [Psychology of Human Development]. Moscow, Smysl Publ. ; Eksmo Publ. 1136 p. (In Russ.).

Dodonov, B. I. (1975) Klassifikatsiia emotsii pri issledovanii emotsional'noi napravlennosti lichnosti [Classification of Emotion in Research of Emotional Personality Orientation]. Voprosy psikhologii, no. 6, pp. 21–33. (In Russ.).

Kozlova, N. S. and Sushkov, I. R. (2013) Stremlenie k publichnosti i samoprezentatsii kak proiavlenie spetsificheskikh potrebnostei, realizuemykh lichnost'iu v internet-srede [Aspiration for Publicity and Self-Presentation as a Manifestation of Specific Needs Fulfilled on the Internet]. Informatsionnyi gumanitarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie», no. 6 (November — December) [online] Available at: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/6/Kozlova_Sushkov_Publicity-Self-Presentation [archived in WebCite] (accessed 17.09.2014). (In Russ.).

Rubinshtein, S. L. (2002) Osnovy obshchei psikhologii [Basics of General Psychology]. St. Petersburg, Piter Publ. 720 p. (In Russ.).

Sushkov, I. R. (2012) Chuvstva i emotsii lichnosti kak predmet sotsial'no-psikhologicheskikh issledovaniia [Feelings and Emotions of the Person as a Subject of Socio-psychological Studies]. In: Aktual'nye problemy psikhologii tvorchestva i psikhologii obshcheniia [Topical Issues of the Psychology of Creativity and Psychology of Conversation] : proceedings of the International research-to-practice conference. Ivanovo, Ivanovo State University Press. 168 p. Pp. 110–114. (In Russ.).


Козлова Наталия Сергеевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии Ивановского государственного университета.

Kozlova Natalia Sergeevna, Candidate of Psychology, Associate Professor, Department of Social Psychology, Ivanovo State University.

E-mail: nat-tycuk@yandex.ru


Библиограф. описание: Козлова Н. С. Влияние эмоциональной направленности личности на ее вовлеченность в интернет-пространство [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2014. № 5 (сентябрь — октябрь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/5/Kozlova_Emotional-Orientation-Internet/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).

Дата поступления: 25.09.2014.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»