Козлова Н. С., Сушков И. Р. Стремление к публичности и самопрезентации как проявление специфических потребностей, реализуемых личностью в интернет-среде
УДК 159.9
Kozlova N. S., Sushkov I. R. Aspiration for Publicity and Self-Presentation as a Manifestation of Specific Needs Fulfilled on the Internet
Аннотация ◊ Статья посвящена анализу вовлеченности и активности личности в интернет-среде. Акцент делается на процессах самопрезентации и стремлении к публичности. Приводятся результаты эмпирического исследования по данной теме.
Ключевые слова: интернет-среда, потребности личности, самопрезентация, стремление к публичности, самореализация.
Abstract: ◊ The article describes person's involvement and activity on the Internet with emphasis on the processes of self-presentation and pursuit of publicity. The authors provide the results of an empirical study of the problem.
Keywords: Internet space, human needs, self-presentation, aspiration for publicity, self-realization.
Особенность процесса вовлеченности и активности личности в Интернете
Особенность процесса вовлеченности и активности личности в Интернете неразрывно связана с ее потребностью в публичности. Научная новизна исследования обусловлена тем, что социально-психологические аспекты зарождения и проявления стремления к публичности, тем более виртуальной, ни в зарубежной, ни в отечественной психологии не затрагивались.
Уже после перехода в новое тысячелетие Интернет перестал быть только техническим средством, превратившись в поле общественной и частной жизни. Пространство Интернета стало коммуникативно-информационным пространством (Проблемы медиапсихологии, 2002).
Затем появился новый термин — интернет-среда — «виртуальная реальность» или «киберпространство». В своих работах И. В. Романов исследует история изучения данного понятия и указывает, что сам термин «был введен исследователями в Массачусетском технологическом институте еще в конце 70-х годов для обозначения трехмерных макромоделей, реализованных при помощи компьютера. Сегодня в узком смысле виртуальная реальность понимается именно как иллюзорная реальность трехмерного мира, создаваемого с помощью компьютерных технологий, позволяющая человеку взаимодействовать с представленными в нем объектами (включая изменение их формы, местоположения и тому подобное), и в котором» (Романов, 2005: 14). В более широком толковании, виртуальность компьютерного трехмерного мира является не меньшей, чем виртуальность медитативных состояний сознания, снов, наркотического или алкогольного опьянения, состояния транса на рейв-дискотеках или на средневековом карнавале, являясь сосредоточием очевидных «точек» размывания границ обыденного, а значит — субъективно «подлинного»). В предельном значении, любой акт человеческого самоосуществления в воображении — это факт виртуальной реальности (Белинская, 2005: Электронный ресурс).
С психологической точки зрения интернет-среда — это не просто технические средства, но, прежде всего, совокупность людей, в процессе их общения и деятельности, и всеми продуктами этих процессов.
С социально-психологической точки зрения Интернет может трактоваться как антропотехническая система или как особая семиосфера (М. Ю. Лотман). Он является, как пишет И. В. Романов «с одной стороны, продуктом деятельности пользователей (в широком смысле, то есть, включая разработчиков) и как результат реализации личностных свойств. А с другой стороны, он является специфической средой, которая может существенно влиять на социализацию личности, то есть, на процесс становления человека, как общественного существа, включённого в социальные отношения, и как субъекта сознания» (Романов, 2005: 32).
Интернет — это комплексное пространство, в котором сотни миллионов людей проявляют активность, направленную на удовлетворение трёх потребностей: коммуникативной, познавательной и игровой. Также здесь стоит отметить, что у человека появляется дополнительная возможность формирования своего «образа — Я» (Тихомиров, 1993). Но мы считаем, что возможности Интернет, которые использует личность, существенно шире трех вышеперечисленных.
В рамках нашего подхода, вслед за И. В. Романовым, под интернет-средой мы будем рассматривать «систему специфических знаково-символических и технических средств, опосредствующих активность личности в процессе осуществления ей своей жизнедеятельности» (Романов, 2005: 35).
Феномен стремления к публичности, связанный с ростом технологий средств массовых коммуникаций, становится все более очевидным. Легкость осуществления межличностных контактов превращается в провоцирующий фактор, ответственный за разрушение границ интимной сферы личности, утрату чувства тревоги за возможное вмешательство в частную жизнь, повышение маргинальности. Личность перестает переживать свою принадлежность к устойчивым, стабильным сообществам, обладающим своеобразием и собственной историей, объединяющей разные поколения. Она получает возможность произвольно преодолеть свои психологические границы и за счет собственного творчества создать социальное окружение, которое полностью будет отвечать индивидуальным потребностям. Это может привести к серьезным изменениям личностного сознания и требует современных социально-психологических исследований механизмов возникновения стремления к публичности.
Старшее поколение, возможно в силу состояния коммуникационных технологий, «изливало душу» только самым близким, родным, вызывающим полное доверие, людям. Сегодня молодые люди рассказывает о себе самую сокровенную информацию открыто всем пользователям сети, которые, часто без ограничений, заходят на соответствующие страницы. Подчеркнем, что это происходит в отношение тех, кого человек совсем не знает. Современный человек сообщает полные сведения о себе (начиная от всех социально-демографических характеристик, заканчивая местами отдыха), рассказывает о своих интересах, увлечениях, предпочтениях во всех сферах жизнедеятельности, демонстрирует фотографии своих близких и себя, и, что более важно, о своем состоянии и настроение «здесь и сейчас». Информация поступает ко всем, зарегистрированным в сети (как правило, несколько миллионов). Напомним, что большая часть из них — это абсолютно неизвестные люди. Поэтому мы считаем, что можно говорить об актуальности и своевременности внимания социальной психологии к такому феномену, сопровождающему развитие современного общества, как стремление личности к публичности.
Обращаясь к проблеме самопрезентации личности в интернет-среде, приведем позицию Е. П. Белинской, которая пишет: «...в большинстве случаев исследователи склоняются, по сути, к мысли о компенсаторном характере такого поведения в Сети, как создание “виртуальной личности”. Последняя представляет собой “максимально управляемую самопрезентацию, призванную компенсировать те или иные сложности, испытываемые пользователем в реальном взаимодействии”» (Белинская, 2005: Электронный ресурс). Е. Л. Доценко рассматривает самопрезентацию как управление образами реципиента. Это управление образами он относит к разновидностям манипуляции (Доценко, 2004). И. Гофман также говорит о контроле субъектом впечатлениями, которые он производит на аудиторию, и даже выделяет специальные приемы (Гофман, 2000: 251–283).
Эмпирическое исследование вовлеченности личности в интернет-пространство, мы начали с анализа того, что, прежде всего, востребовано человеком в виртуальном мире.
Общие направления активности личности в интернет-среде
Мы остановились на анализе того, что чаще всего делают пользователи в Интернете (оценка происходила по 10-бальной шкале — где 0 — вообще не пользуюсь, и 10 использую постоянно). В итоге, получили следующий список 10 наиболее популярных сервисов (пункты выстроены по принципу убывания — от самых востребованных сервисов к наименее):
1. Социальные сети — 8,6 балла.
2. Общение (означает, использование не только сетей, но и других сервисов) — 8,2 балла.
3. Поиск полезной информации — 7,9 балла.
4. Использование для учебы или работы — 7,65 балла.
5. Прослушивание музыки — 7,45 балла.
6. Просмотр кинофильмов — 6,55 балла.
7. Игры — 3,45 балла.
8. Форумы — 2,75 балла.
9. Для романтических знакомств — 2,15 балла.
10. Ведение блогов — 1,95 балла.
Мы видим, что наиболее востребованы следующие «разделы» интернет-среды: 1) общение; 2) «деловой блок»; 3) развлечение и мультимедиа. Самым важным, на наш взгляд, является то, что коммуникация как цель посещения виртуального мира, опередила деловую мотивацию, ради которой изначально и создавался Интернет.
Необходимы дальнейшие исследования того, почему большинство людей наделяют значимостью именно общение в сети. Причин, предположительно, может быть две: первая — коммуникация в сети более привлекательна (более физически доступна, легка, не налагает обязательств или обладает еще какими-то особенностями, отличающими ее от непосредственного общения в лучшую сторону) вторая — дефицит времени на реальные взаимодействия в связи с повышенным ритмом современной жизни.
Данные говорят также о том, что появляется интерес к более узким направлениям общения. К ним относятся форумы (тематические объединения), романтические знакомства (возможно, что не вес готовы признаться в посещении таких сайтов), а также блоги (четкое выражение своей позиции по каким либо вопросам или просто описание собственной жизни).
Стоит отметить, что полученная нами иерархия наиболее популярных интернет-сервисов, не позволяет делать вывод о целях самопрезентации личности в виртуальной реальности. Так, две основные позиции, которые предлагают универсальную платформу для этого явления — социальные сети и блоги. Они занимают, соответственно, первое и последнее место. Можно предположить, что наряду с самопрезентацией существенную роль играют и другие факторы. Следует более внимательно взвесить возможности Интернета, предоставляемые пользователю, чтобы оценить соотношение феноменов публичности и самопрезентации.
Возможности интернет-среды, привлекающие пользователей
Крайне любопытны данные, которые мы получили, попросив респондентов самостоятельно указать, что является для них наиболее ценным в интернет-среде.
Наиболее популярным ответом стал — «Возможность связаться с тем, кого нет рядом» (86 %). С существенным отрывом следуют неоднозначный пункт «Возможность провести время не впустую» (21,5%) и «Возможность получить поддержку единомышленников» (17 %). Такие ответы явно указывают на попытку удовлетворения потребностей в связях, а также могут свидетельствовать и о стремление личности к интеграции с коллективным субъектом.
Возможность быть самим собой, наряду с творческой самореализацией, указано 14 % испытуемых. В отношении творчества вопросов не возникает. Интернет-среда действительно дает средства для раскрытия своего потенциала в этой сфере. Что же касается заявления «быть самим собой», возникает целый спектр размышлений.
Практически все исследователи утверждают, виртуальный мир дает возможность использовать маску. Человек может изображаться совершенно иным, таким, каким бы он хотел, чтобы его видели другие. И, тем не менее, сами респонденты (причем самостоятельно, без заданных вариантов) указывают, что ценность Интернета для них заключается именно в возможности «быть собой». Это может означать, что для одних пользователей Интернет является средством создания своего желаемого «Я», в то время как для других он может быть средством понимания и сопереживания с личностью пользователя, который хочет быть искренним и принятым другими.
Можно добавить, что способствует этому и тот факт, что очень многие сервисы предполагают полную анонимность и безответственность за любую форму активности. Это действительно облегчает «задачу» быть собой без всяких масок. В данном случае можно предположить, что стремление облегчается ощущением безнаказанности. В реальном мире многие испытывают определенный страх и барьеры самораскрытию.
В целом, этот вопрос явно требует исследования и уточнения. Если цифра 14 % не особо внушительна, то при учете, что в феврале 2013 года в России было зарегистрировано 76,5 млн пользователей, мы получим, что такая позиция будет характерна примерно для 10,71 млн россиян (По данным TNS Россия…, 2013: Электронный ресурс).
Остальные варианты того, что ценят пользователи в Интернете, не преодолели порога в 10% и рассматриваться нами не будут.
Стремление пользователей к публичности и их самопрезентация в интернет-среде
В рамках заявленной концепции необходимо акцентировать внимание на вопросе о соотношении стремления к публичности, то есть к расширению позитивного внимания к собственному «Я» и на желании самопрезентации личности, связанном с повышением ценности «Я» в сознании других. Мы считаем эти потребности диалектический связанными, но не совпадающими, а имеющими свои специфические ресурсы удовлетворения.
Данный вопрос может прояснить анализ активности людей на том сервисе интернет-пространства, который позволяет информации о человеке быть доступной большому количеству пользователей. Можно проанализировать то, насколько часто и какую именно информацию респонденты размещают в сети, насколько она полна и правдива, и насколько представлены в ней сведения, которые до этого пользователи никому не сообщали.
Для начала ознакомимся с результатами, показывающими полноту информации сообщаемой пользователями Интернета о себе. По итогам опроса можно заключить, что большинство респондентов выборочно и аккуратно подходят к этой проблеме. Если практически нет тех, кто не предоставлял бы информацию о себе, и ограничился бы только фамилией именем отчеством, то и тех, кто сообщает о себе максимально полно — не так много. Тем не менее, большинство лиц, указывающие информацию в ограниченных пределах, или оставляющие пропуски, руководствуются определёнными критериями. Скрываются, как правило, сведения об адресах, телефонах и других возможностях бесконтрольного контакта.
Анализ данных говорит о том, что количество и содержание, указанной пользователями информации, взаимосвязаны со спецификой аспектов вовлеченности личности в интернет-общение.
Мы предположили, что знаковыми показателями может служить информация, выставляемая в Интернете; особенности визуального образа «Я»; сведения о собственных достижениях в реальном мире их жизнедеятельности.
Информация о пользователях
С точки зрения ограниченности информации пользователей, нами выделено 4 группы.
Первая группа (хотя их и немного) — ограничивается только указанием ФИО. Важным преимуществом Интернета они видят возможность создания вымышленного образа себя (r=0,48, при р≤0,01). Данная связь весьма логична и указывает на то, что человек действительно стремится создать и презентовать новое «Я», без учета тех реальных характеристик, которыми обладает. Вероятно поэтому, он оставляет лишь минимум реальной личной информации.
Вторую группу составляют лица, стремящиеся рассказать о себе максимально подробно, то есть сделать реальное «Я» достоянием публики. Они реже увлекаются мультимедийными возможностями Интернета (-0,24, при р≤0,05) и используют сеть для рабочих или учебных целей (-0,27, при р≤0,05).
Такая противоречивость тенденций говорит о том, что стремление к самопрезентации — самостоятельная цель, не совпадающая с профессиональной направленностью или стремлением к развлечениям. О том, что в первом случае, как ни парадоксально, отсутствует самопрезентация, свидетельствует то, что такие люди признаются в вымышленности значительной части предоставляемых ими сведений (0,34, при р≤0,01). Показательными являются связи такой позиции с выбором выкладываемых фотографий: такие люди не склонны демонстрировать снимки, на которых они сами (-0,32, при р≤0,05), заменяя их изображениями знаменитостей (0,24, при р≤0,05). Фотоальбомы они обновляют не часто (-0,50, при р≤0,01). Можно предположить, что причинами такого поведения является наличие комплексов личности в сфере физического «Я». Это мешает пользователям, наряду с информацией о себе, выставлять свои изображения как отпечатки реального «Я».
Нами была выделена также третья, промежуточная, группа пользователей, достаточно подробно рассказывающих о себе, но оставляющих «белые пятна» в своем образе. Определенные сведение такие пользователи не обнародуют. Для таких людей свойственно иметь собственные блоги (0,35, при р≤0,01), а романтических виртуальных знакомств они избегают (-0,27, при р≤0,05). Они не ищут поддержки со стороны других, единомышленников (-0,25, при р≤0,05), хотя друзей, с которыми они общаются в сети у них достаточно много (0,47, при р≤0,01). Фотоальбомы они обновляют часто (0,27, при р≤0,05). Причем, на снимках преимущественно изображены они сами (0,27, при р≤0,05). Кроме этого, такие пользователи регулярно выставляют в сети продукты своих увлечений, хобби (0,41, при р≤0,01), а также различные подтверждения достижений (0,31, при р≤0,01). Можно предположить, что здесь проявляется тенденция к самопрезентации, при сохранении некоторой приватности, то есть о действительно промежуточном типе пользователя.
Наконец, существует и четвертая группа, которую составляют лица, еще более критично относящиеся к распространению сведений о себе в Интернете, заполняющие только основные «пункты», не являющиеся пользователями блогов (-0,26, при р≤0,05) и форумов (-0,245, при р≤0,05). Они стремятся к творческой самореализации через интернет-сервисы (0,34, при р≤0,01), и ищут поддержки со стороны других (0,27, при р≤0,05). Стоит отметить, что в этом плане они ориентированы не на количество «друзей» в сетях (-0,31, при р≤0,05) , а на единомыслие. Здесь доминирует потребность в достижении публичности, но без размывания границ собственного Я.
Чаще меняют сведения о себе те, кто является активным пользователем как социальных сетей (0,28, при р≤0,05), так и мультимедийных ресурсов: прослушивание музыки (0,24, при р≤0,05) и просмотр фильмов (0,32, при р≤0,05). Они также регулярно выставляют различного рода фотографии в сети (0,43, при р≤0,05). В данном случае речь, скорее всего, идет, просто об активной деятельности личности в Интернете, без строго выраженной направленности.
На наш взгляд, достаточно неоднозначно можно оценить, то, что практически половина испытуемых говорят о частоте или регулярности предоставления в Интернете той информации, которую не озвучивают в реальной жизни. Это может означать и как снятие стоп-барьеров в сети, и ощущении чувства безнаказанности, о котором мы говорили в начале раздела, и то, что Интернет придает «социальную смелость» личности. В любом случае мы можем утверждать, что виртуальный мир изменяет самого человека и особенности его общения в сторону облегчения реализации потребности личности в публичности.
Такой же вывод можно сделать из количества пользователей, сообщающих подробности своей личной жизни в Интернете (постоянно 6,7%, часто 27% и время от времени 23%).Более половины респондентов готовы выставлять на «показ» свою частную жизнь, что и подтверждает проявление их стремления к публичности.
Еще один аспект, который мы изначально рассматриваем, как стремление к публичности — это сообщения пользователями подробностей своей личной жизни. Те, кто имеет такую особенность, характеризуются активным участием в социальных сетях (0,26, при р≤0,05), при этом не ощущая безнаказанности (-0,30, при р≤0,05). Они считают, что тратят время не впустую (0,25, при р≤0,05). Они часто выкладывают снимки с собственными портретами (0,32, при р≤0,05). Среди таких респондентов нет тех, кто бы ни указывал, скрывал информацию о себе (-0,27, при р≤0,05). Это может говорить о преобладании стремления к публичности над самопрезентацией.
Частота выкладывания информации, которую личность не сообщала никому в реальной жизни, относится к активности в блогерской деятельности. Есть определённая группа лиц, которым проще открываться опосредованным путем. Для этого они, вероятно, и создают личные блоги (0,29, при р≤0,05). Особо ценны для них возможности, как кажется респондентам, быть собой (0,23, при р≤0,05), предоставляемые интернет-средой, сочетающиеся с явлением «виртуальной безнаказанности» (0,35, при р≤0,01). Такая рациональная функция, как связь с теми, кто живет в других городах, и с кем легко выйти на связь другим способом ими не используется (-0,28, при р≤0,05). Это, в некоторой степени, противоречит публичности. Сюда же можно отнести и тенденцию таких лиц выкладывать в Интернет различные подтверждения своих достижений (0,41, при р≤0,01). В целом же все это является показателям четкого стремления к самопрезентации.
В целом, можно говорить, что, то, насколько полную информацию указывает человек о себе в Интернете, характеризует силу его стремления к самопрезентации и/или к публичности в виртуальном мире.
Стремление к публичности или самопрезентации, как показывает корреляционный анализ, ярко отражаются в степени правдивости, сообщаемой респондентами, информации, связанной с тенденцией выставлять в Интернет фотографии со своим изображением.
Так, те, кто указывают, что все сведения, запускаемые ими в виртуальный мир, являются истинными, часто обновляют интернет-альбомы (0,27, при р≤0,05). По содержанию на снимка доминируют портреты самих пользователей (0,40, при р≤0,01), и гораздо реже совместные фото с другими людьми(-0,28, при р≤0,05). Общие снимки более характерны для тех, кто говорит о том, что в большей степени сообщает правду, но предоставляет и приукрашенные или искажённые факты (0,37, при р≤0,01). Преобладание вымысла над правдивой информацией связано с тенденцией выкладывать снимки со знаменитостями (0,26, при р≤0,05), вместо собственных фотографий (-0,26, при р≤0,05), при редких случаях обновления альбомов (0,33, при р≤0,01).
Визуальный образ Я пользователей Интернета
Доминирующая тенденция к публичности в Интернете у соответствующей части пользователей, подтверждается тем, что 45,95 % выкладывают фотографии своего образа, сделанные специально для Интернета (не считая того, что практически все, выкладываемые ими снимки, связанны именно с собственным «Я»). Если на данный момент люди специально организуют фотосессии (что означает и финансовые затраты, и специальную подготовку), для обнародования в виртуальном мире то, это значит, что именно публичность стала для них неотъемлемой и очень значимой частью жизни. Это подтверждается и частотой обновления виртуальных фотоальбомов.
Тем, кто являются пользователями социальных сетей, свойственно создание виртуальных фотоальбомов. На снимках преимущественно они сами (0,25, при р≤0,05), и частота обновления достаточно высокая (0,31, при р≤0,05). Аналогичные связи выявлены с количеством социальных сетей, в которых респонденты зарегистрированы. Также регулярно пополняют виртуальные фотоальбомы те, кто являются создателями собственных блогов (0,24, при р≤0,05), но при этом они обладают определенной особенностью: большинство снимков, которые затем появляются в Интернете, сделаны специально для этого (0,30, при р≤0,05) Такая же тенденция свойственна активным участникам различных форумов (0,32, при р≤0,05). Что говорит об их стремлении к публичности.
Выявлены показатели связи между особенностями фотографий личности, опубликованных в виртуальном мире, и оценкой Интернета как средства «быть собой». Те лица, для кого это имеет особое значение, чаще всего размещают либо снимки, сделанные целенаправленно для обнародования (0,25, при р≤0,05), либо заменяют свои портреты фотографиями знаменитостей (0,42, при р≤0,01). Что так же подсказывает нам особую роль стремления личности, в основном, к публичности.
Те, кто ищет романтических знакомств, то есть знакомств, которые возможно будут реализованы в реальной жизни, стараются размещать фотографии, на которых они с кем-то (0,28, при р≤0,05). Вероятно это своего рода объявление себя как человека публичного, контактного, окруженного другими людьми и испытывающего потребность в позитивном внимании со стороны других.
В отличие от предыдущих категорий респондентов, те, кто стремится к творческой самореализации через технические средства и виртуальную среду, выставляют снимки либо незнакомых (0,27, при р≤0,05), либо себя, но сделанные специально (0,24, при р≤0,05). И здесь уже можно предполагать, что речь идет о самореализации, но о самопрезентации, принимающей псевдоформу. Она уходит в самовыражение без продуктивности.
Данная форма или способ самореализации изучался нами ранее на основании позиции К. А. Абульхановой-Славской (Абульханова-Славская, 1985), которую в основы своих работ использует Л. А. Коростылева (Коростылева, 2005). Данный автор считает, что «самореализация возможна лишь тогда, когда познание человеком своих способностей уже закончено, полностью сформирован образ «Я» и имеется личностная готовность обеспечить всю совокупность внешних условий самореализации. У личности возникает необходимость строить совокупность своих внешних взаимодействий с миром, которая и называется самореализацией. Если же эти условия не соблюдаются, мы наблюдаем процесс не самореализации, а самовыражения. Самовыражение часто находится на стадии исключительно внешнего, показного «выражения» самого себя, когда демонстрировать еще нечего. Такое самовыражение у взрослого человека становится признаком «великовозрастного инфантилизма». В наших же работах мы выявили связь самовыражения именно со стремлением к творческой самореализации, продуктивность которой ничем не подтверждается (Козлова, 2009).
Еще одна цель вовлеченности личности в интернет-пространство — поиск единомышленников, поддержки, характерна тем, кто вообще не выкладывает фотографий (0,24, при р≤0,05). Это означает, что стремление к идентификации, не всегда связано с желанием самопрезентацией личности.
Рациональная мотивация, касающаяся общения через Интернет с теми, кто живет в других городах и странах, определяет неакцентированное внимание к фото-презентации «Я» в виртуальном мире. Они не отказываются полностью от размещения своих снимков (-0,27, при р≤0,05), но не делают их специально (-0,36, при р≤0,01), и не замещают их портретами незнакомцев и других людей (-0,41, при р≤0,01).
Демонстрация собственных достижений в Интернете
Очевидными показателями стремления к публичности или самопрезентации являются желание человека (и собственно его осуществление) выкладывать в Интернет продукты своей творческой деятельности или каких-либо достижений (в том числе и документы, их подтверждающие, награды, сертификаты и прочее).
Лица, публикующие подтверждения своих достижений и те, кто выставляет продукты своей творческой деятельности или хобби (полученные коэффициенты корреляции сходны), указывают, что хотели бы меньше времени проводить в Интернете (0,29, при р≤0,05).
Такие пользователи являются участниками различных форумов (0,37, при р≤0,01) и ведут свои блоги (0,31, при р≤0,05). Им важно «быть собой» (0,25, при р≤0,05). Они сообщают в сети то, что до этого в реальной жизни не открывали ни кому (0,41, при р≤0,01). Они делают фотографии специально (ходят на фотосессии в студии, фотографируют себя сами, специально готовятся к визуализации «Я» и т. д.) для опубликования в сети (0,36, при р≤0,01).
В целом здесь присутствует очень активная деятельность по реализации стремления к публичности по всем направлениям, сопровождающаяся собственной негативной оценкой своей активности.
В итоге проведенной работы можно говорить о следующих тенденциях вовлеченности личности в Интернет, связанных со стремлением к публичности и самопрезентации:
1. Коммуникация, как цель посещения виртуального мира, опередила деловую мотивацию, реализуемую в реальном мире.
2. Безнаказанность пользователей в сети Интернет является катализатором обострения истинно доминирующих потребностей пользователей.
3. Полнота и содержание информации, сообщаемой человеком о себе в Интернете, характеризует его склонность к публичности и/или к самопрезентации в виртуальном мире.
4. Обнаружено две тенденции, образующиеся на основе публикуемой информации, фотографий, выставляемых пользователями Интернета и демонстрации собственных достижений: первая касается самопрезентации через создание вымышленного образа «Я», вторая — попытки создания виртуального образа, максимально приближенного к реальному, что соответствует доминированию стремления личности к публичности.
5. Подобная дифференциация публичности и самопрезентации позволяет говорить о том, что между категориями Э. Фромма «Иметь» и «Быть» (Фромм, 2012) в современном мире приобретает самостоятельный смысл категория «Казаться», которая в концепции Э. Фромма имела лишь защитное значение.
6. Самопрезентация и публичность, их степень и сочетание опосредованы, прежде всего, целями, которые преследуют респонденты, проявляя активность в сети. Такая мотивация, как возможность обнаружить себя или побыть «анонимом», романтические знакомства, самореализация, вытесненная самовыражением, не увеличивают степень глубины, а скорее расширяют спектр возможных путей объявления «Я» в соответствии с интенциями. При этом подобные мотивы, вероятней всего, связаны с неразрешенными личностными проблемами реального мира, которые люди пытаются компенсировать за счет мира виртуального.
Развитие гибкости и универсальности современных коммуникаций имеет, как и все естественные, закономерные явления позитивную и негативную стороны. Это, с одной стороны, делает человека как более доступным социальному воздействию, так и дает ему возможность компенсировать неудовлетворенность существующей структурой социально-психологических отношений. Результат воздействия Интернета, в конечном счете, зависит от реальных идеологических и культурных особенностей сообщества, в которых он существует. Стремление к публичности будет расти с ослаблением социальной идентичности личности, а стремление к самопрезентации — с недостаточным позитивным вниманием к ней. Оба процесса, в итоге, взаимообусловлены и зависят от состояния коллективного субъекта, в который личность включена. Если речь иногда заходит о негативном влиянии Интернета на личность, то акцент критики необходимо переносить на способность культуры сообщества соответствовать динамике его (общества) цивилизационного развития и на способность соответствовать становлению личности гармоничной в соответствии с условиями ее существования и возможностями проявления своей жизнедеятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абульханова-Славская, К. А. (1985) Типология активности личности // Психологический журнал. Т. 6. № 5. С. 3–18
Гофман, И. (2000) Представление себя другим в повседневной жизни. М. : Канон-пресс-Ц.
Доценко, Е. Л. (2004) Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. СПб. : Речь. — 304 с.
Козлова, Н. С. (2009) Социально-психологические детерминанты восприятия реализованности собственного потенциала личностью : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05. Кострома.
Коростылева, Л. А. (2005) Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб. : Речь. — 222 с.
Проблемы медиапсихологии (2002) : Материалы секции «Медиапсихология» Международной научно-практической конференции «Журналистика в 2000 году: Реалии и прогнозы развития», Москва, МГУ, 30 января — 3 февраля 2001 г. / сост. Е. Е. Пронина М. : РИП-Холдинг. — 158 с.
Романов, И. В. (2005) Влияние интернет-среды на индивидуально-психологические качества пользователей научно-информационных сайтов : Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. Иваново.
Тихомиров, О. К. (1993) Информационный век и теория Л. С. Выготского // Психологический журнал. № 1. С. 114–119.
Фромм, Э. (2012) Иметь или быть? М. : АСТ ; Астрель ; Полиграфиздат. — 314 с.
BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)
Abul'khanova-Slavskaia, K. A. (1985) Tipologiia aktivnosti lichnosti // Psikhologicheskii zhurnal. T. 6. № 5. S. 3–18
Problemy mediapsikhologii (2002) : Materialy sektsii «Mediapsikhologiia» Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Zhurnalistika v 2000 godu: Realii i prognozy razvitiia», Moskva, MGU, 30 ianvaria — 3 fevralia 2001 g. / sost. E. E. Pronina M. : RIP-Kholding. — 158 s.
Romanov, I. V. (2005) Vliianie internet-sredy na individual'no-psikhologicheskie kachestva pol'zovatelei nauchno-informatsionnykh saitov : Dis. ... kand. psikhol. nauk: 19.00.05. Ivanovo.
Tikhomirov, O. K. (1993) Informatsionnyi vek i teoriia L. S. Vygotskogo // Psikhologicheskii zhurnal. № 1. S. 114–119.
Fromm, E. (2012) Imet' ili byt'? M. : AST ; Astrel' ; Poligrafizdat. — 314 s.
Козлова Наталия Сергеевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии Ивановского государственного университета.
Kozlova Natalia Sergeevna, Candidate of Science (psychology), associate professor of the Social Psychology Department at Ivanovo State University.
Сушков Игорь Рудольфович — доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии Ивановского государственного университета.
Sushkov Igor Rudolphovich, Doctor of Science (psychology), professor, the head of the Social Psychology Department at Ivanovo State University.