Соколовский В. В. Научно-методическое обеспечение педагогических условий формирования эмоционально-волевой культуры курсантов в процессе их профессиональной подготовки
УДК 37.02
Sokolovsky V. V. The Scientific and Methodical Support of the Pedagogical Conditions for Emotional and Volitional Culture Formation among Cadets during Their Professional Training
Аннотация ◊ В статье раскрыта суть понятия эмоционально-волевая культура, определенные педагогические условия формирования эмоционально-волевой культуры курсантов в процессе их профессиональной подготовки, как одного из профессиональных качеств. Представлена структура эмоционально-волевой культуры офицера, показана специфика научно-методического обеспечения условий данного качества.
Abstract ◊ The article reveals the essence of the concept of emotional and volitional culture. The author determines certain pedagogical conditions for the formation of cadets’ emotional and volitional culture during their occupational development as one of their professional qualities. The structure of officer’s emotional and volitional culture is presented. The specificity of the scientific and methodological support for the conditions of this quality is shown.
Keywords: pedagogical conditions, emotional and volitional culture, professional training, cadets.
Эмоционально-волевая культура — это интегрированное личностное образование, которое определяет уровень развития личности, способность адекватно проявлять собственные эмоции и реагировать на эмоции других, управлять эмоциональным состоянием и эмоциональными реакциями на внешние и внутренние действия, к самообразованию, саморегуляции, самоорганизации своей жизни и деятельности, самоограничение некоторых непосредственных стремлений и нужд, самоконтроля и выявление волевых качеств (Соколовський, 2011a; 2011b).
Суть эмоционально-волевой культуры раскрыта через интегрированное понимание эмоционально-чувственных и волевых проявлений личности, которые имеют индивидуальную своеобразность, постоянно изменяются и пополняются. Среди известных педагогов, рассматривавших данные проблемы, можно отметить Л. В. Романюк (Романюк, 2007; Романюк, 2009; Романюк, 2012; Романюк, Косинова, 2012) и В. А. Ситарова (Ситаров, Ковров, Сикорская, 2007; Ситаров, Романюк, Луговой, 2007; Ситаров, 2008; Ситаров, 2009; ; Ситаров, Глаголев, Шутенко, 2010; Ситаров, Шутенко, 2012).
Изучение разнообразных аспектов деятельности сотрудников МВД и подразделений внутренних войск, а также изучение работ ученых (Професіографічна характеристика…, 2003; Бандурка, 2004; Буданов, 1997; Вдовюк, 1991; Деликатный, Половникова, Прыгунов, 1998; Заярин, Матюхин, 1995; Заярин, 1998; и др.), дало возможность определить особенность эмоционально-волевой культуры будущих офицеров системы МВД Украины, которая сказывается на формировании готовности их к профессиональной деятельности в определенной социальной среде, чрезвычайных и экстремальных ситуациях, при разных обстоятельствах, которые требуют от офицера стойкости профессиональной мотивации, организации психофизиологической структуры деятельности, специальных знаний, умений и навыков.
Эмоционально-волевая культура офицера выступает как профессионально важное качество личности, которая содержит в себе понимание личностью социального значения своих профессиональных действий, четкое знание профессиональных функций и задач, правильную оценку собственных возможностей, активную жизненную позицию, способность предусматривать результаты своих действий и поступков. Характеризуется уровнем сформированности умений контролировать свои эмоциональные проявления; умением саморегуляции; степенью выражения способности к эмоционально наполненному взаимодействию с другими людьми; проявлением профессионально значимых для офицера личностных качеств: эмпатии, эмоциональной чувствительности, дисциплинированности, настойчивости, активности, выносливости, толерантности и т. п.; адекватностью самооценки.
На основе изучения разных взглядов ученых установлена структура эмоционально-волевой культуры будущего офицера. Она может быть представлена совокупностью таких взаимозависимых компонентов: 1) мотивационно-ценностный (профессиональный интерес, эмоционально-ценностное отношение к формированию эмоционально-волевой культуры как профессионального качества личности офицера, потребность в саморазвитии и самосовершенствовании эмоционально-волевой культуры в процессе профессиональной подготовки); 2) информационно-когнитивный (базовые знания для формирования эмоционально-волевой культуры будущего офицера); 3) операционно-деятельностный (умение контролировать свои эмоциональные проявления; умение саморегуляции, степень выражения способности к эмоционально наполненному взаимодействию с другими людьми); 4) личностно-корректирующий (личностные качества, которые характеризуют эмоционально-волевую культуру офицера: эмпатия, эмоциональная чувствительность, дисциплинированность, настойчивость, активность, выносливость, толерантность и т. п.).
Учеными (Ковалев, 1970; Кузьмина, Реан, 1993; Леонтьев, 1975; Маркова, 1996; и др.) доказано, что успешность формирования любого качества личности, в том числе профессионального, определяется потребностями, интересами, ценностным отношением человека к деятельности и т. п., что образовывают ее мотивационную сферу.
Поэтому определены такие педагогические условия формирования эмоционально-волевой культуры будущих офицеров: 1) обеспечение развития у курсантов стойкой мотивации овладения эмоционально-волевой культурой на почве осознания ее как профессионально значимого качества; 2) применение в учебно-воспитательном процессе педагогического инструментария (форм, методов, средств), что требует проявления эмоций и волевых качеств личности; 3) привлечение курсантов к самосовершенствованию эмоционально-волевой сферы и соответствующих знаний, умений, личностных качеств.
Результативность процесса формирования эмоционально-волевой культуры курсантов состоит во взаимосвязи эмоций и чувств, мотивов и направленности, которые определяют эмоционально-волевую культуру (Ананьев, 1996; Вилюнас, 1976; Леонтьев, 1975; Рубинштейн, 1999; Агранат, Луков, 2002; Луков, Агранат, 2005; и др.).
Основными психолого-педагогическими положениями формирования личности является то, что любое влияние на воспитанника имеет, в первую очередь, согласовывать с его личными потребностями, интересами и убеждениями, т. е. мотивационной сферой. Мотивационное обеспечение учебно-воспитательного процесса интенсифицирует познавательную активность и заинтересованность, оказывает содействие мобилизации всех ресурсов и потенциальных возможностей личности для достижения цели. В содержании и характере мотивов раскрывается жизненное значение для личности ее собственной деятельности, от чего в значительной мере зависит производительность обучения и воспитание.
Процесс эффективного формирования эмоционально-волевой культуры курсанта включает: во-первых, выявление типичных профессиональных и служебно-боевых задач, которые ему необходимо решать во время выполнения своих обязанностей; во-вторых, разработка на их основе учебно-профессиональных задач, которые в комплексе охватывают всю деятельность; в-третьих, определение места этих задач в содержании обучения; в-четвертых, выбор форм и методов обучения, которые наибольшей мерой отвечает каждой задаче.
Применение в учебно-воспитательном процессе педагогического инструментария (форм, методов, средств), что требует проявления эмоциональных и волевых качеств личности направлялось на расширение знаний дисциплин цикла практического (профессионального) направления, умений и навыков решения практических проблем, также усиление мотивации учебно-профессиональной деятельности.
Взаимовлияние мотивации и способностей осуществляется через деятельность, потому, что без активной деятельности, в данном случае практической, формирование и развитие личности и необходимых качеств будут будто бы приостановленные. Деятельность выступает как непосредственно исполнительный, технический момент психической активности. В свою очередь, в процессе формирования и развития личности курсанта, его эмоционально-волевой культуры осуществляется влияние на производительность деятельности, а деятельность на эмоциональные и волевые качества личности.
Специфика профессиональной деятельности предъявляют к офицерам повышенные требования к развитию и усовершенствованию их профессиональных качеств. Она неразрывно связана с самоопределением личности, т. е. с самоутверждением, самореализацией и самосовершенствованием человека в коллективе, обществе.
Одной из важнейших задач организации этого вида деятельности есть формирования у курсантов высокого самосознания, дисциплинированности, личной организованности и ответственности за выполнение своей военной обязанности, а также формирование в них стойких мотивационных установок на постоянное самосовершенствование.
Ученые, которые исследовали основы формирования потребности в профессиональном самосовершенствовании, саморазвития (Козаков, 1990; Селевко, 2006; Сластенин, 1993; и др.), отмечали, что обретение профессионального опыта ведет к постоянному усовершенствованию самого себя как профессионала, так как условия постоянно смене условия жизни и деятельности требуют обогащения индивидуальности, оказывают содействие возникновению нового и перестройки профессиональных и личностных установок согласно требованиям современности.
Рассматривая эмоционально-волевую культуру как одну из профессиональное качество офицеров системы МВД Украины необходимо указать, что большое значение имеет развитие знаний и умений, которые обеспечивают процессы самостоятельного поиска и принятие решений офицером, в которых отображаются его особенности и как личности, и как профессионала: настолько он внутренне мотивирован на поиск новых, нестандартных решений; настолько его профессиональная позиция проявляет общую личностную установку в сфере профессиональной деятельности; его индивидуальные особенности, которые оказывают содействие развитию творческого отношения к ней.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агранат, Д. Л., Луков Вал. А. (2002) Молодые милиционеры : Проблема адаптации к новой социальн. роли : науч. монография / Моск. гуманит.-социальн. академия ; Нац. ин-т бизнеса. М. : Социум.
Ананьев, Б. Г. (1996) Психология и проблемы человекознания : Избранные психологические труды / под ред. А. А. Бодалева. М. : Изд-во Моск. психолого-социальн. ин-та; Воронеж : Модэк. — 383 с.
Буданов, А. В. (1997) Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудника органов внутренних дел. М. : [б. и.]. — 168 с.
Вдовюк, В. И. (1971) Военно-педагогические качества офицера и пути их формирования. М. : ВПА. — 271 с.
Вилюнас, В. К. (1976) Психология эмоциональных явлений. М. : Изд-во Моск. ун-та. — 142 с.
Деликатный, С. К., Половникова, Ж. Ю, Прыгунов, П. Я. (1998) Основы профессиональной и психологической подготовки сотрудников личной охраны : учеб. пособие. К. : Альфа Щит. — 546 с.
Заярин, Г. А. (1998) Экспериментальная система управления профобразованием курсантов в вузах МВД // Проблеми правознавства та правоохоронної діяльності. № 2. С. 167–173.
Заярин, Г. А., Матюхин, С. Д. (1995) Исследование психолого-педагогических условий формирования уверенности в действиях при экстремальных ситуациях у будущих сотрудников правоохранительных органов // Человеческий фактор в повышении эффективности деятельности правоохранительных органов : материалы науч.-метод, межвуз. конф. Луганск : [б. и.]. С. 155–157.
Ковалев, А. Г. (1970) Психология личности. М. : Просвещение. — 391 с.
Козаков, В. А. (1990) Самостоятельная работа студентов и её информационно-методическое обеспечение. К. : Выща школа. — 248 с.
Кузьмина, Н. В., Реан, А. А. (1993) Профессионализм педагогической деятельности. СПб. ; Рыбинск : [б. и.]. — 54 с.
Леонтьев, А. Н. (1975) Деятельность, сознание, личность. М. : Политиздат. — 304 с.
Луков, Вал. А., Агранат, Д. Л. (2005) Курсанты : Плац. Быт. Секс : Социол. и социально-психолог. исследование. М. : Флинта ; Наука.
Маркова, А. К. (1996) Психология профессионализма. М. : Знание. — 308 с.
Романюк, Л. В. (2007) Сущность феномена гуманистической педагогической традиции в педагогической теории // Сибирский педагогический журнал. № 8. С. 240–263.
Ситаров, В. А., Ковров, В. В., Сикорская, Л. Е. (2007) Педагогика и образование XXI в. // Сибирский педагогический журнал. № 1. С. 215–218.
Ситаров, В. А., Романюк, Л. В., Луговой, М. В. (2007) Жизнеспособность «Концепции воспитания жизнеспособных поколений» // Сибирский педагогический журнал. № 1. С. 134–137.
Сластенин, В. А. (1993) Теория и практика высшего педагогического образования. М. : Прометей. — 118 с.
Бандурка, О. М. (2004) Якість освіти у вищих навчальних закладах МВС України — основа професіоналізму працівників органів внутрішніх справ // Вісник Харківського національного університету внутрішніх справ. Вип. 28. С. 347–351.
Професіографічна характеристика основних видів діяльності в органах внутрішніх справ України (кваліфікаційні характеристики професій, професіограми основних спеціальностей) (2003): довідник / М. І. Ануфрієв , Ю. Б. Ірхін, М. Н. Курко [та ін.]. К. : МВС України ; КІВС. — 80 с.
Соколовський, В. В. (2011a) Визначення суті поняття «емоційно-вольова культура» в сучасній психолого-педагогічній літературі // Педагогіка формування творчої особистості у вищій і загальноосвітній школах : зб. наук. праць. Вип. 16 (69). Запоріжжя. С. 262–267.
Соколовський, В. В. (2011b) Формування емоційно-вольової культури як одне з важливих завдань професійної підготовки // Наукове забезпечення службово-бойової діяльності внутрішніх військ МВС України : Матеріали ІІІ Науково-практичної конференції. Секція 4. — «Актуальні проблеми морально-психологічного забезпечення СБД сил охорони правопорядку, місце і роль гуманітарних наук» (30 березня 2011 р.) / Академія внутрішніх військ МВС України. Харків. С. 60–61.
BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)
Agranat, D. L., Lukov Val. A. (2002) Molodye militsionery : Problema adaptatsii k novoi sotsial'n. roli : nauch. monografiia / Mosk. gumanit.-sotsial'n. akademiia ; Nats. in-t biznesa. M. : Sotsium.
Anan'ev, B. G. (1996) Psikhologiia i problemy chelovekoznaniia : Izbrannye psikhologicheskie trudy / pod red. A. A. Bodaleva. M. : Izd-vo Mosk. psikhologo-sotsial'n. in-ta; Voronezh : Modek. — 383 s.
Budanov, A. V. (1997) Pedagogika lichnoi professional'noi bezopasnosti sotrudnika organov vnutrennikh del. M. : [b. i.]. — 168 s.
Vdoviuk, V. I. (1971) Voenno-pedagogicheskie kachestva ofitsera i puti ikh formirovaniia. M. : VPA. — 271 s.
Viliunas, V. K. (1976) Psikhologiia emotsional'nykh iavlenii. M. : Izd-vo Mosk. un-ta. — 142 s.
Delikatnyi, S. K., Polovnikova, Zh. Iu, Prygunov, P. Ia. (1998) Osnovy professional'noi i psikhologicheskoi podgotovki sotrudnikov lichnoi okhrany : ucheb. posobie. K. : Al'fa Shchit. — 546 s.
Zaiarin, G. A. (1998) Eksperimental'naia sistema upravleniia profobrazovaniem kursantov v vuzakh MVD // Problemi pravoznavstva ta pravookhoronnoї dіial'nostі. № 2. S. 167–173.
Zaiarin, G. A., Matiukhin, S. D. (1995) Issledovanie psikhologo-pedagogicheskikh uslovii formirovaniia uverennosti v deistviiakh pri ekstremal'nykh situatsiiakh u budushchikh sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov // Chelovecheskii faktor v povyshenii effektivnosti deiatel'nosti pravookhranitel'nykh organov : materialy nauch.-metod, mezhvuz. konf. Lugansk : [b. i.]. S. 155–157.
Kovalev, A. G. (1970) Psikhologiia lichnosti. M. : Prosveshchenie. — 391 s.
Kozakov, V. A. (1990) Samostoiatel'naia rabota studentov i ee informatsionno-metodicheskoe obespechenie. K. : Vyshcha shkola. — 248 s.
Kuz'mina, N. V., Rean, A. A. (1993) Professionalizm pedagogicheskoi deiatel'nosti. SPb. ; Rybinsk : [b. i.]. — 54 s.
Leont'ev, A. N. (1975) Deiatel'nost', soznanie, lichnost'. M. : Politizdat. — 304 s.
Lukov, Val. A., Agranat, D. L. (2005) Kursanty : Plats. Byt. Seks : Sotsiol. i sotsial'no-psikholog. issledovanie. M. : Flinta ; Nauka.
Markova, A. K. (1996) Psikhologiia professionalizma. M. : Znanie. — 308 s.
Romaniuk, L. V. (2007) Sushchnost' fenomena gumanisticheskoi pedagogicheskoi traditsii v pedagogicheskoi teorii // Sibirskii pedagogicheskii zhurnal. № 8. S. 240–263.
Romaniuk, L. V. (2009) Fenomen gumanisticheskoi pedagogicheskoi traditsii // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 1. S. 144–147.
Romaniuk, L. V. (2012) Gumanisticheskaia pedagogika // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 2. S. 304–307.
Romaniuk, L. V., Kosinova, O. A. (2012) Rossiiskoe pedagogicheskoe zarubezh'e // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 4. S. 330–333.
Rubinshtein, S. L. (1999) Osnovy obshchei psikhologii. SPb. : Piter. — 712 s.
Selevko, G. K. (2006) Entsiklopediia obrazovatel'nykh tekhnologii : v 2 t. M. : NII shkol'nykh tekhnologii. T. 1. — 816 s.
Sitarov, V. A. (2008) Formirovanie dukhovno-tvorcheskogo potentsiala studencheskoi molodezhi // Alma mater (Vestnik vysshei shkoly). № 11. S. 35–37.
Sitarov, V. A. (2009) Problemnoe obuchenie kak odno iz napravlenii sovremennykh tekhnologii obucheniia // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 1. S. 148–157.
Sitarov, V. A., Kovrov, V. V., Sikorskaia, L. E. (2007) Pedagogika i obrazovanie XXI v. // Sibirskii pedagogicheskii zhurnal. № 1. S. 215–218.
Sitarov, V. A., Romaniuk, L. V., Lugovoi, M. V. (2007) Zhiznesposobnost' «Kontseptsii vospitaniia zhiznesposobnykh pokolenii» // Sibirskii pedagogicheskii zhurnal. № 1. S. 134–137.
Sitarov, V. A., Shutenko, A. I. (2012) Soderzhanie obrazovaniia v kontekste lichnostnogo izmereniia vuzovskoi podgotovki // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 4. S. 234–241.
Sitarov. V. A., Glagolev, S. N., Shutenko, A. I. (2010) Evoliutsiia idei integrirovannogo obucheniia v pedagogicheskoi nauki i praktike // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 1. S. 152–160.
Slastenin, V. A. (1993) Teoriia i praktika vysshego pedagogicheskogo obrazovaniia. M. : Prometei. — 118 s.
Bandurka, O. M. (2004) Iakіst' osvіti u vishchikh navchal'nikh zakladakh MVS Ukraїni — osnova profesіonalіzmu pratsіvnikіv organіv vnutrіshnіkh sprav // Vіsnik Kharkіvs'kogo natsіonal'nogo unіversitetu vnutrіshnіkh sprav. Vip. 28. S. 347–351.
Profesіografіchna kharakteristika osnovnikh vidіv dіial'nostі v organakh vnutrіshnіkh sprav Ukraїni (kvalіfіkatsіinі kharakteristiki profesіi, profesіogrami osnovnikh spetsіal'nostei) (2003): dovіdnik / M. І. Anufrієv , Iu. B. Іrkhіn, M. N. Kurko [ta іn.]. K. : MVS Ukraїni ; KІVS. — 80 s.
Sokolovs'kii, V. V. (2011a) Viznachennia sutі poniattia «emotsіino-vol'ova kul'tura» v suchasnіi psikhologo-pedagogіchnіi lіteraturі // Pedagogіka formuvannia tvorchoї osobistostі u vishchіi і zagal'noosvіtnіi shkolakh : zb. nauk. prats'. Vip. 16 (69). Zaporіzhzhia. S. 262–267.
Sokolovs'kii, V. V. (2011b) Formuvannia emotsіino-vol'ovoї kul'turi iak odne z vazhlivikh zavdan' profesіinoї pіdgotovki // Naukove zabezpechennia sluzhbovo-boiovoї dіial'nostі vnutrіshnіkh vіis'k MVS Ukraїni : Materіali ІІІ Naukovo-praktichnoї konferentsії. Sektsіia 4. — «Aktual'nі problemi moral'no-psikhologіchnogo zabezpechennia SBD sil okhoroni pravoporiadku, mіstse і rol' gumanіtarnikh nauk» (30 bereznia 2011 r.) / Akademіia vnutrіshnіkh vіis'k MVS Ukraїni. Kharkіv. S. 60–61.
Соколовский Владимир Васильевич — старший преподаватель кафедры вооружения и стрельбы, инженерно-технического факультета Академии внутренних войск МВД Украины.
Sokolovsky Vladimir Vasilievich, senior lecturer of the Arms and Shooting Department of the Engineering Faculty of the Academy of the Interior Troops of the Ministry of Internal Affairs of Ukraine.
Библиограф. описание: Соколовский В. В. Научно-методическое обеспечение педагогических условий формирования эмоционально-волевой культуры курсантов в процессе их профессиональной подготовки [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 4 (июль — август). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/4/Sokolovsky_Culture-Formation-Cadets/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).
Леонова, И. В. (2009) Подготовка социальных педагогов к работе с девиантным поведением виктимных детей [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 2 — Педагогика. Психология. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/2/Leonova/ (дата обращения: дд.мм.гггг).
Ткаченко А. А. «Деложизненный» подход в практике профессиональной подготовки [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 2 — Педагогика. Психология. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/2/Tkachenko/ (дата обращения: дд.мм.гггг).