Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №2 2013
Шугальский С. С. Социальные практики молодежи в свете тезаурусного подхода
Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 11-33-00229а1).
УДК 316 ; 009
Shugalskiy S. S. The Social Practices of Young People in the Light of the Thesaurus Approach
Аннотация ◊ В статье предлагается применить методологический тезаурусный подход к философскому анализу социальных практик молодежи, сущностью которых являются освоение действительности и тезаурусное конструирование своего жизненного мира.
Ключевые слова: тезаурусный подход, молодежь, социальные практики.
Abstract ◊ The article proposes to apply the methodological thesaurus approach to the philosophical analysis of youth’s social practices. The exploration of the reality and the thesaurus construction of one’s own vital world are the essence of these practices.
Keywords: the thesaurus approach, youth, social practices.
Интерес к понятию социальных практик возрождается в контексте «практического поворота» (“practice turn”) в гуманитарной науке — фокусировке значительной части теорий на сфере повседневности, а также выделения мира опривыченных действий в самостоятельную область исследований и формирования нового подхода к исследованию общества на основе концепции практик.
Теоретическая основа разработки социальных практик была заложена в работах таких авторов, как П. Бурдье, П. Бергер, Т. Лукман, Л. Витгенштейн, Г. Гарфинкель, Э. Гидденс, К. Гирц, И. Гофман, Т. Парсонс, А. Шюц и др.
В отечественной науке изучение практик повседневности проводилось в рамках исследований бюджета времени (Т. М. Карахановой, В. Д. Патрушева и др.), культурно-антропологического подхода (О. Н. Бредниковой, В. М. Воронкова, М. М. Соколова, О. В. Паченкова и др.), а также в виде крупных эмпирических исследований Института социологии РАН, например, «Российская повседневность в условиях кризиса» под руководством М. К. Горшкова или «Воздействие западных социальных образцов на социальные практики в России» под руководством В. А. Ядова. Также это направление исследований активно развивается в Европейском университете в Санкт-Петербурге под руководством В. В. Волкова и О. В. Хархордина.
В настоящее время перспективным направлением представляется совмещение тезаурусного подхода с концепцией социальных практик.
Несмотря на новизну, в последние десятилетия тезаурусный (субъектно-ориентированный) подход все чаще фигурирует в научных публикациях по гуманитарным дисциплинам (см.: Костина, 2008b). Интерес к использованию данной методологии связан с необходимостью преодоления возникающих теоретико-методологических трудностей интерпретации социальных явлений, а также возникшего в последние годы кризисных явлений в самой жизни общества, проявившихся в новых проблемах социализации и социальной адаптации (см.: Ковалева, 2004; 2008; 2012; Ковалева, Луков, 2012; Агранат, 2008; 2009), идетичности и идентификации (см.: Ильинский, 2004), инновационности молодежи (см.: Погорский, 2012), усиления влияния массовой культуры (см.: Костина, 2006; Луков Вал. А., 2005; Кузнецова, Луков Вл. А., Луков М. В., 2008: Электр. ресурс), кризиса образования и проблемах в его реформировании (см.: Ильинский, 2011a; Ковалева, 1994; Луков Вал. А., 2006; Луков Вл. А., 2005), утраты позиций и необходимости возрождения воспитания и, шире, эффективной молодежной политики (см.: Ильинский, 1987; Луков, Рожнов, 2006), утраты понимания исторической связи поколений (см.: Ильинский, 2011b), усиленной, с одной стороны, мифологизацией истории, которой должна быть противопоставлена ее демифологизация (см.: Ильинский, 2013; Воспоминания русского солдата…, 2013: Электр. ресурс) и, с другой стороны, как следствие воздействия СМИ, ограничением мироощущения узкими рамками пребывания в не в истории, а в пространственно-временной точке «здесь и сейчас» (см.: Ильинский, 2011. № 3. С. 3–8; Луков Вл. А., Луков М. В., Луков А. В., 2008: Электр. ресурс; Полуэхтова, 2012).
В общем случае современный подход к тезаурусу в гуманитарном знании трактует его как полную в качественном смысле, систематизированную совокупность знаний (представлений, установок, норм) социального субъекта, необходимых для его ориентации в той или иной области жизнедеятельности (см., например: Луков Вал. А., 1997: 3; 2000; 2004: 88).
Основополагающей характеристикой тезауруса является его структурирование по ценностному основанию, выраженное в разделении фрагментов реальности на «свое» и «чужое», что в итоге образует структуру «свое — чужое — чуждое» (Луков Вал. А., Луков Вл. А., 2008a: Электр. ресурс; основные работы о тезаурусном подходе: Луков Вал. А., Луков Вл. А., 2004; 2008b; 2013). При этом в структуру могут включаться неоднородные и противоречивые элементы, если они необходимы для социальной ориентации субъекта. В этой связи отмечается, что «те или иные ценности по своему происхождению могут принадлежать разным эпохам и народам, быть разделенными пространством и временем, но именно в тезаурусе они объединяются. Фактически пространственно-временная дистанция между частями тезауруса заменяется ценностной» (Агранат, 2007: 22). Тем самым в данной концепции объясняется связь эпох и преемственность поколений.
Социальные практики выступают в повседневности как совокупность устойчиво воспроизводимых образцов поведения. Свобода выбора индивидом своего повседневного поведения дает повод посмотреть на проблематику социальных практик сквозь призму тезаурусного подхода: «Суть принципа — в признании активности субъекта социального действия (или иными словами — социальной субъектности) в качестве решающего фактора, определяющего содержание и формы социальной жизни» (Луков Вал. А., 2007: Элекр. ресурс). Анализ тезаурусов дает возможность приблизиться к важным для индивида социальным реалиям на уровне повседневности. Свойства тезауруса могут составить значимый предмет исследования социальных практик, что поможет прояснить основания формирования, освоения и трансформаций социальных практик. В этой связи Вал. А. Луков пишет, что понятие тезауруса «маркирует устанавливаемые эмпирически ментальные структуры, придающие смысл обыденным действиям людей и их сообществ, но кроме этого предопределяющие самые различные отклонения от обыденности и оказывающие воздействие, возможно — решающее, на весь комплекс социальных структур, социальных институтов и процессов» (Ковалева, Луков, 1999: 130).
По той же логике тезаурусный подход может выстроить теоретический каркас социальных практик, согласуясь с концепциями «социального конструирования реальности» П. Бергера и Т. Лукмана, «габитуса» П. Бурдье, «фреймов» И. Гофмана, и т. п. (см.: Костина, 2008a: 85).
Остановимся подробнее на том, как социальные практики встраиваются в ценностно-ориентационную структуру тезауруса (см.: Луков Вал. А., Луков Вл. А., 2006; 2007; Биченко, 2008):
· «Свое» — центральная часть тезауруса, образующая основу для формирования социальных практик. Все новое для того, чтобы занять определенное место в тезаурусе, должно быть в той или иной мере освоено (буквально: сделано своим);
· «Чужое» — периферия тезауруса, то что не идентифицируется как ценностно-необходимое, но сопоставляется со «своим». То, что может быть освоено как социальная практика, в случае изменения социальной среды;
· «Чуждое» — находится за границами тезауруса, как неприемлемое, недопустимое; выступает объектом критики и не допускается к закреплению в социальных практиках.
Как мы видим, структура тезауруса непостоянна и подвержена изменениям в зависимости от трансформаций социальных условий окружающей среды, а также под влиянием значимых других и их тезаурусных конструкций. Меняется дистанция — «свое» может отдаляться на периферию, в то время как «чужое» приобретать ценность и перемещаться ближе к центру. В отношении практик здесь важно отметить, что, однажды сформировавшись, социальные практики уже не разрушаются, даже оказавшись на периферии тезауруса.
Фундаментальный механизм ценностно-ориентированного разделения по модели «свой-чужой-чуждый», заложенный в тезаурусном подходе для ориентации о социальной среде, оказывается существенным и для исследований социальных практик молодежи, и позволяет приблизиться к ее пониманию на уровне повседневности.
Здесь важно выделить тезаурусную (субъектно-ориентированную) концепцию молодежи Вал. А. Лукова. Появившись в результате многолетних разработок, в содействии с рядом известных исследователей, данный подход объединил особенности формирования социальной субъектности молодежи, в процессе ее включения во взрослую жизнь. В работе «Социология молодежи: Теоретические вопросы» авторами дается трактовка молодежи как «социальной группы, которую составляют люди…объективно связанные на определенном этапе своей жизни переходом от преимущественного свойства быть объектом социализации к преимущественному свойству быть субъектом социальной деятельности, имеющие социальный статус молодых и являющиеся по самоидентификации молодыми, а также распространенные в этой социальной группе тезаурусы (ценностно-нормативные и информационно-ориентационные комплексы) и выражающий и отражающий их символический и предметный мир» (Ковалева, Луков, 1999: 150).
В группе молодежь мы наблюдаем наименее устойчивые тезаурусные конструкции, что является следствием самой сущности молодежи как социальной группы наиболее готовой и подверженной изменениям. Исследователи отмечают, что «…изменения тезаурусов связаны с объективными социальными процессами и субъективным их осмыслением» (Костина, 2008a: 87). Также особенностью молодежной среды является совмещение нескольких тезаурусных конструкций, которые активизируются ситуативно (см., например: Луков Вал. А., Луков Вл. А, 2009: 123; Биченко, 2008: 62).
Тезаурусный подход позволяет установить, каким образом ценностно-ориентационный комплекс молодежи, реализуется ее представителями на уровне повседневных социальных практик. С точки зрения перестроения соотношения «свое-чужое» в тезаурусе молодежи можно выделить следующие этапы:
1) связан с попытками индивидов выявить и оценить поведенческие установки и пространственно-временные границы социальной среды. Периферия тезауруса — «чужое»;
2) повторение/подражание как необходимость молодежи следовать нормам, принятым в конкретной социальной среде. На данном этапе это своего рода механическая деятельность, происходит смещение такой деятельности от «чужой» к «своей»;
3) беспроблемное рутинное повторение действий соединяется с адекватными окружающей социальной реальности смыслами и значениями и, образуя социальные практики, перемещается в центр тезауруса — «свое».
Сформированный тезаурус способствует успешному ориентированию и достаточно быстрой адаптации молодого человека к новым жизненным ситуациям. Однако, в ряде случаев, социальные практики, не соответствующие тезаурусу молодого человека и находящиеся на уровне «чуждого», воспроизводятся с целью соответствия, и являются результатом конформистского поведения в peer group. При этом сам тезаурус не изменяется. Ряд авторов называет такую ситуацию демонстративный тезаурус — «это освоенная индивидом система действий, направленных на демонстрацию окружающим своей принадлежности к данному сообществу. Такие тезаурусные конструкции не обладают устойчивостью к изменяющимся социальным условиям» (Агранат, 2007: 34).
Таким образом, тезаурус определяет предрасположенность субъекта к тем или иным социальным практикам, а социальные практики в свою очередь как бы притягивают к себе людей с определенными тезаурусами.
Тезаурусный подход в данном случае позволяет сосредоточиться на фиксации ценностно-ориентационных комплексов молодежи, которые и послужили предпосылками освоения тех или иных практик. Это позволяет более основательно классифицировать структурные основы организации повседневности применительно к молодежи, переходя от анализа внешних проявлений практик к их внутреннему содержанию. А. И. Ковалева отмечает: «Это одновременно означает и специфическое в молодом возрасте изменение социальной и культурной идентичности, а также активное применение молодежью социального конструирования реальности (жизненного мира)» (см.: Ковалева, 1998: 33–34). В результате, исследования социальных практик, проводимые с применением тезаурусного подхода, охватывают символический, предметный и деятельностный миры молодежи, что вносит определенный вклад в концептуализацию молодежи как теоретическую проблему (см.: Луков Вал. А., 2012).
В заключение еще раз отметим, что социальные практики молодежи определяются характерными для нее условиями социальной среды, а сущностью социальных практик молодежи является освоение действительности и тезаурусное конструирование своего жизненного мира на основе ценностных субъективных предпочтений в выборе форм деятельности и ориентации в повседневности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агранат, Д. Л. (2007) Этапы вторичной социализации личности в условиях военизированной организации: тезаурусный анализ // Тезаурусный анализ мировой культуры : сб. науч. трудов. Вып. 13 / под общ. ред. Вл. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 21–34.
Агранат, Д. Л. (2008) Особенности правовой социализации студентов-юристов в условиях военного вуза // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 92–97.
Агранат, Д. Л. (2009) Особенности социализации личности в условиях военизированной организации, вытекающие из институционального конфликта // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 75–80.
Биченко, И. Г. (2008) Тезаурусный подход к изучению ценностных ориентаций молодежи // Тезаурусный анализ мировой культуры : сб. науч. трудов. Вып. 17 / под общ. ред. Вл. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 60–65.
Воспоминания русского солдата: «Умирать страшно, но в народе была решимость победить» (подготовил Л. Отхмезури) (2013) [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 1 (январь — февраль). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/1/Lasha_Zakharov_Recollections-of-a-Russian-Soldier/ (дата обращения: 11.04.2013).
Ильинский, И. М. (1987) Наш молодой современник: вопросы мировоззренческого воспитания // Социологические исследования. № 2. С. 16–22.
Ильинский, И. М. (2004) Негосударственные вузы: кризис идентичности и пути его преодоления // Alma mater (Вестник высшей школы). № 7. С. 3–12.
Ильинский, И. М. (2011a) Куда идет отечественное образование // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 4–13.
Ильинский, И. М. (2011b) Прошлое в настоящем // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 3–8.
Ильинский, И. М. (2013) Победа бесценна // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 3–10.
Ковалева, А. И. (1994) Кризис системы образования // Социологические исследования. № 3. С. 79–85.
Ковалева, А. И. (1998) Социализационные траектории современной российской молодежи // Молодежь и общество на рубеже веков : Междунар. науч.-практич. конференция, 20–21 октября 1998 г. : Секция «Будущее России и молодежь: к новой концепции молодежной политики». М. Ч. 1. С. 33–34.
Ковалева, А. И. (2004) Социализация // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 139–143.
Ковалева, А. И. (2008) Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. № 9. С. 109–115.
Ковалева, А. И. (2012) Методологические проблемы исследования социализации // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 19–24.
Ковалева, А. И., Луков, Вал. А. (1999) Социология молодежи: теоретические вопросы. М. : Социум.
Ковалева, А. И., Луков, Вал. А. (2012) Социализация: социально-философский, социологический и социально-психологический аспекты понимания // Философия и культура. № 3. С. 27–35.
Костина, А. В. (2006) Массовая культура: аспекты понимания // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 28–35.
Костина, А. В. (2008a) Книга Вал. А. и Вл. А. Луковых «Тезаурусы» и формирование новой парадигмы гуманитарного знания // Тезаурусный анализ мировой культуры : сб. науч. трудов. Вып. 16 / под общ. ред. Вл. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 82–97.
Костина, А. В. (2008b) Тезаурусный подход как новая парадигма гуманитарного знания // Обсерватория культуры. № 5. С. 102–109.
Кузнецова, Т. Ф., Луков, Вл. А., Луков, М. В. (2008) Массовая культура и массовая беллетристика [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 4 — Культурология. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/4/Kuznetsova&Lukovs/ (дата обращения: 11.04.2013).
Луков, Вал. А. (1997) Социологические основы социального проектирования: тезаурологический подход // Социологический сборник: Вып. 3 / Ин-т молодежи. М. С. 3–20.
Луков, Вал. А. (2000) Социальное проектирование: Учеб. пособие / 2-е изд., перераб. и доп. ; Ин-т молодежи. М. : Социум.
Луков, Вал. А. (2004) Историческая психология: возможности тезаурусного подхода (взгляд методолога) // Историческая психология: предмет, структура и методы / Под ред. А. А. Королева. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 88–103.
Луков, Вал. А. (2005) Хип-хоп культура // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 147–151.
Луков, Вал. А. (2006) Высшая школа России: разнообразие форм, ресурсы, перспективы («круглый стол») // Социологические исследования. № 2. С. 99–106.
Луков, Вал. А. (2007) Тезаурусная концепция социального проектирования [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». URL: http://www.zpu-journal.ru/gumtech/projection/articles/2007/Lukov/3 (дата обращения: 15.04.2013).
Луков, Вал. А. (2012) Концептуализация молодежи в XXI веке: новые идеи и подходы // Социологические исследования. Т. 334. № 2. С. 21–30.
Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2004) Тезаурусный подход в гуманитарных науках // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 93–100.
Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2006) Гуманитарное знание: тезаурусный подход // Вестник Международной академии наук (Русская секция). № 1. С. 69–74.
Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2007) Теория тезаурусного подхода [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». URL: http://www.zpu-journal.ru/gum/new/articles/2007/Lukovs/ (дата обращения: 15.04.2013).
Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2008a) Развитие теории и практики тезаурусного подхода (о деятельности ЦТИ МАНПО) [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 9 — Комплексные исследования: тезаурусный анализ мировой культуры. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/9/Lukovs/ (дата обращения: 15.04.2013).
Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2008b) Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. М. : Изд-во Национального института бизнеса.
Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2009) Культурная политика и молодежная политика: тенденции развития в эпоху глобализации // Трансформации культуры в глобальном информационном обществе : сб. науч. статей / отв. ред. А. В. Костина; ред. колл.: А. И. Шендрик и др. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 114–125.
Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2013) Тезаурусы II : Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира : науч. моногр. М. : Изд-во Национального института бизнеса.
Луков, Вал. А., Рожнов, О. А. (2006) Государственная молодежная политика и национальная безопасность // Безопасность Евразии. № 3. С. 60–70.
Луков, Вл. А. (2005) Реформы образования // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 217–219.
Луков, Вл. А., Луков, М. В., Луков, А. В. (2008) Телевидение: конструирование культуры Происходящего [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 1 — Философия. Политология. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/1/Lukovs_TV/ (дата обращения: 15.04.2013).
Погорский, Э.К. (2012) Инновационность молодежи как источник социокультурных изменений на этапе становления информационного общества : автореф. дисс. … канд. философ. наук. М.
Полуэхтова, И. А. (2012) Телевидение в общественном мнении и повседневной жизни россиян // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 166–172.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
Agranat, D. L. (2007) Etapy vtorichnoi sotsializatsii lichnosti v usloviiakh voenizirovannoi organizatsii: tezaurusnyi analiz // Tezaurusnyi analiz mirovoi kul'tury : sb. nauch. trudov. Vyp. 13 / pod obshch. red. Vl. A. Lukova. M. : Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta. S. 21–34.
Agranat, D. L. (2008) Osobennosti pravovoi sotsializatsii studentov-iuristov v usloviiakh voennogo vuza // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 3. S. 92–97.
Agranat, D. L. (2009) Osobennosti sotsializatsii lichnosti v usloviiakh voenizirovannoi organizatsii, vytekaiushchie iz institutsional'nogo konflikta // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 1. S. 75–80.
Bichenko, I. G. (2008) Tezaurusnyi podkhod k izucheniiu tsennostnykh orientatsii molodezhi // Tezaurusnyi analiz mirovoi kul'tury : sb. nauch. trudov. Vyp. 17 / pod obshch. red. Vl. A. Lukova. M. : Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta. S. 60–65.
Vospominaniia russkogo soldata: «Umirat' strashno, no v narode byla reshimost' pobedit'» (podgotovil L. Otkhmezuri) (2013) [Elektronnyi resurs] // Informatsionnyi gumanitarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie». № 1 (ianvar' — fevral'). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/1/Lasha_Zakharov_Recollections-of-a-Russian-Soldier/ (data obrashcheniia: 11.04.2013).
Il'inskii, I. M. (1987) Nash molodoi sovremennik: voprosy mirovozzrencheskogo vospitaniia // Sotsiologicheskie issledovaniia. № 2. S. 16–22.
Il'inskii, I. M. (2004) Negosudarstvennye vuzy: krizis identichnosti i puti ego preodoleniia // Alma mater (Vestnik vysshei shkoly). № 7. S. 3–12.
Il'inskii, I. M. (2011a) Kuda idet otechestvennoe obrazovanie // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 1. S. 4–13.
Il'inskii, I. M. (2011b) Proshloe v nastoiashchem // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 3. S. 3–8.
Il'inskii, I. M. (2013) Pobeda bestsenna // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 1. S. 3–10.
Kovaleva, A. I. (1994) Krizis sistemy obrazovaniia // Sotsiologicheskie issledovaniia. № 3. S. 79–85.
Kovaleva, A. I. (1998) Sotsializatsionnye traektorii sovremennoi rossiiskoi molodezhi // Molodezh' i obshchestvo na rubezhe vekov : Mezhdunar. nauch.-praktich. konferentsiia, 20–21 oktiabria 1998 g. : Sektsiia «Budushchee Rossii i molodezh': k novoi kontseptsii molodezhnoi politiki». M. Ch. 1. S. 33–34.
Kovaleva, A. I. (2004) Sotsializatsiia // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 1. S. 139–143.
Kovaleva, A. I. (2008) Kontseptsiia sotsializatsii molodezhi: normy, otkloneniia, sotsializatsionnaia traektoriia // Sotsiologicheskie issledovaniia. № 9. S. 109–115.
Kovaleva, A. I. (2012) Metodologicheskie problemy issledovaniia sotsializatsii // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 2. S. 19–24.
Kovaleva, A. I., Lukov, Val. A. (1999) Sotsiologiia molodezhi: teoreticheskie voprosy. M. : Sotsium.
Kovaleva, A. I., Lukov, Val. A. (2012) Sotsializatsiia: sotsial'no-filosofskii, sotsiologicheskii i sotsial'no-psikhologicheskii aspekty ponimaniia // Filosofiia i kul'tura. № 3. S. 27–35.
Kostina, A. V. (2006) Massovaia kul'tura: aspekty ponimaniia // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 1. S. 28–35.
Kostina, A. V. (2008a) Kniga Val. A. i Vl. A. Lukovykh «Tezaurusy» i formirovanie novoi paradigmy gumanitarnogo znaniia // Tezaurusnyi analiz mirovoi kul'tury : sb. nauch. trudov. Vyp. 16 / pod obshch. red. Vl. A. Lukova. M. : Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta. S. 82–97.
Kostina, A. V. (2008b) Tezaurusnyi podkhod kak novaia paradigma gumanitarnogo znaniia // Observatoriia kul'tury. № 5. S. 102–109.
Kuznetsova, T. F., Lukov, Vl. A., Lukov, M. V. (2008) Massovaia kul'tura i massovaia belletristika [Elektronnyi resurs] // Informatsionnyi gumanitarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie». № 4 — Kul'turologiia. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/4/Kuznetsova&Lukovs/ (data obrashcheniia: 11.04.2013).
Lukov, Val. A. (1997) Sotsiologicheskie osnovy sotsial'nogo proektirovaniia: tezaurologicheskii podkhod // Sotsiologicheskii sbornik: Vyp. 3 / In-t molodezhi. M. S. 3–20.
Lukov, Val. A. (2000) Sotsial'noe proektirovanie: Ucheb. posobie / 2-e izd., pererab. i dop. ; In-t molodezhi. M. : Sotsium.
Lukov, Val. A. (2004) Istoricheskaia psikhologiia: vozmozhnosti tezaurusnogo podkhoda (vzgliad metodologa) // Istoricheskaia psikhologiia: predmet, struktura i metody / Pod red. A. A. Koroleva. M. : Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta. S. 88–103.
Lukov, Val. A. (2005) Khip-khop kul'tura // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 1. S. 147–151.
Lukov, Val. A. (2006) Vysshaia shkola Rossii: raznoobrazie form, resursy, perspektivy («kruglyi stol») // Sotsiologicheskie issledovaniia. № 2. S. 99–106.
Lukov, Val. A. (2007) Tezaurusnaia kontseptsiia sotsial'nogo proektirovaniia [Elektronnyi resurs] // Informatsionnyi gumanitarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie». URL: http://www.zpu-journal.ru/gumtech/projection/articles/2007/Lukov/3 (data obrashcheniia: 15.04.2013).
Lukov, Val. A. (2012) Kontseptualizatsiia molodezhi v XXI veke: novye idei i podkhody // Sotsiologicheskie issledovaniia. T. 334. № 2. S. 21–30.
Lukov, Val. A., Lukov, Vl. A. (2004) Tezaurusnyi podkhod v gumanitarnykh naukakh // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 1. S. 93–100.
Lukov, Val. A., Lukov, Vl. A. (2006) Gumanitarnoe znanie: tezaurusnyi podkhod // Vestnik Mezhdunarodnoi akademii nauk (Russkaia sektsiia). № 1. S. 69–74.
Lukov, Val. A., Lukov, Vl. A. (2007) Teoriia tezaurusnogo podkhoda [Elektronnyi resurs] // Informatsionnyi gumanitarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie». URL: http://www.zpu-journal.ru/gum/new/articles/2007/Lukovs/ (data obrashcheniia: 15.04.2013).
Lukov, Val. A., Lukov, Vl. A. (2008a) Razvitie teorii i praktiki tezaurusnogo podkhoda (o deiatel'nosti TsTI MANPO) [Elektronnyi resurs] // Informatsionnyi gumanitarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie». № 9 — Kompleksnye issledovaniia: tezaurusnyi analiz mirovoi kul'tury. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/9/Lukovs/ (data obrashcheniia: 15.04.2013).
Lukov, Val. A., Lukov, Vl. A. (2008b) Tezaurusy: Sub"ektnaia organizatsiia gumanitarnogo znaniia. M. : Izd-vo Natsional'nogo instituta biznesa.
Lukov, Val. A., Lukov, Vl. A. (2009) Kul'turnaia politika i molodezhnaia politika: tendentsii razvitiia v epokhu globalizatsii // Transformatsii kul'tury v global'nom informatsionnom obshchestve : sb. nauch. statei / otv. red. A. V. Kostina; red. koll.: A. I. Shendrik i dr. M. : Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta. S. 114–125.
Lukov, Val. A., Lukov, Vl. A. (2013) Tezaurusy II : Tezaurusnyi podkhod k ponimaniiu cheloveka i ego mira : nauch. monogr. M. : Izd-vo Natsional'nogo instituta biznesa.
Lukov, Val. A., Rozhnov, O. A. (2006) Gosudarstvennaia molodezhnaia politika i natsional'naia bezopasnost' // Bezopasnost' Evrazii. № 3. S. 60–70.
Lukov, Vl. A. (2005) Reformy obrazovaniia // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 3. S. 217–219.
Lukov, Vl. A., Lukov, M. V., Lukov, A. V. (2008) Televidenie: konstruirovanie kul'tury Proiskhodiashchego [Elektronnyi resurs] // Informatsionnyi gumanitarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie». № 1 — Filosofiia. Politologiia. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/1/Lukovs_TV/ (data obrashcheniia: 15.04.2013).
Pogorskii, E.K. (2012) Innovatsionnost' molodezhi kak istochnik sotsiokul'turnykh izmenenii na etape stanovleniia informatsionnogo obshchestva : avtoref. diss. … kand. filosof. nauk. M.
Poluekhtova, I. A. (2012) Televidenie v obshchestvennom mnenii i povsednevnoi zhizni rossiian // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 2. S. 166–172.
Шугальский Сергей Сергеевич — стажер кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета.
Shugalskiy Sergey Sergeevich, trainee of the Philosophy, Culturology and Politology Department at Moscow University for the Humanities.
E-mail:
stillp4@mail.ru
Библиограф. описание: Шугальский С. С. Социальные практики молодежи в свете тезаурусного подхода [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 2 (март — апрель). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/2/Shugalskiy_Social-Practices-Thesaurus/ [архивировано в
WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).
Дата поступления: 17.04.2013.
|
|
Вышел в свет
№4 журнала за 2021 г.
|
|
|