Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / № 1 2012

Луков Вал. А., Луков С. В., Погорский Э. К. Российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений: подходы к исследованию

Работа выполнена при поддержке РГНФ (проект № 11-33-00229а1, «Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений»).


Статья зарегистрирована ФГУП НТЦ «Информрегистр»: № 0421200131\0001.

Lukov Val. A., Lukov S. V., Pogorskiy E. K. The Russian and World Practice of New Generations’ Innovative Potential Realization in Society: the Approaches to the Study

УДК 300-399:31

Аннотация ♦ В статье содержатся основные положения проекта по проблемам государственной молодежной политики, осуществляемого на базе Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета в 2011–2013 гг.

Ключевые слова: молодежь, государственная молодежная политика, инновационный потенциал молодежи.

Abstract ♦ The article contains the conceptual issues of the project on the state youth policy that is being implemented on the basis of the Institute of Fundamental and Applied Studies at Moscow University for the Humanities in 2011–2013.

Keywords: youth, state youth policy, innovative potential of youth.


Инновационный потенциал новых поколений сегодня включается в развитых странах в число наиболее значимых ресурсов социального и культурного развития. Можно определенно сказать, что с эффективной реализацией в обществе инновационного потенциала молодежи в современных общественных условиях связывается главное в концепциях государственной молодежной политики. Более того, российская и мировая практика последних десятилетий явно показывает, что вне активизации инновационного потенциала молодежи в рамках приемлемых социальных действий само выделение молодежной политики в качестве определенного направления государственной деятельности не имело бы достаточных оснований.

В современном российском обществе динамично корректируются цели и задачи государственной молодежной политики с тем, чтобы наилучшим образом содействовать успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитию ее потенциала в интересах России и, следовательно, социально-экономическому и культурному развитию страны, обеспечению ее конкурентоспособности и укреплению национальной безопасности. Этот процесс далек от завершения, требует научного сопровождения в режиме мониторинга, в том числе и с участием молодых исследователей, оценки которых в данном случае выступают как факт гуманитарной экспертизы принимаемых управленческих решений и осуществляемых социальных проектов.

Эти обстоятельства определили подходы к организации научного проекта «Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений», который с 2011 г. осуществляется на базе Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета группой молодых ученых под руководством проф. Вал. А. Лукова. Проект продолжает традицию комплексного анализа принятых и готовящихся концепций и управленческих решений в рассматриваемой области в сопоставлении с обширными данными о положении молодежи, ее ценностных ориентациях, общественных ожиданиях. Он предусматривает изучение мировой и отечественной практики разработки и осуществления государственной молодежной политики, по итогам которого ведется обобщение тенденций ее развития, смены концепций, эффективности реализации. Особое внимание в проекте уделяется возможностям реализации молодежью своего инновационного потенциала.

В проекте мы исходим из того, что государственная молодежная политика составляет важное направление государственной деятельности, цель которой — создание социально-экономических, правовых и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Эта формула идет от концептуальных работ по проблемам государственной молодежной политики, которые были подготовлены в конце 1980-х — начале 1990-х годов в Научно-исследовательском центре ВКШ при ЦК ВЛКСМ (позже НИЦ при Институте молодежи) под руководством И. М. Ильинского (Закон о молодежи, 2008). Позже она переписывалась, но существо ее осталось (Луков, 2012: 416–438). Для нас важно, что в первоначальной формуле доминантой выступает социальная субъектность, обретаемая молодежью в своей жизнедеятельности. Это напрямую связано с той значимостью, которая придается инновационности как определенному свойству молодежи.

Соответственно, цель проекта его разработчикам видится в выявлении перспективных путей реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений. С этих позиций мы планируем провести гуманитарную экспертизу основных направлений государственной молодежной политики в России.

На каких методологических основаниях будет строиться такая экспертиза? Наряду с общенаучными методами и подходами (системным, историческим, анализом, синтезом), а также специальными методами социологии (экспертный опрос, анализ документов и др.) в проекте применяется методологический тезаурусный подход, что создает дополнительные возможности по осмыслению проблем государственной молодежной политики и инновационных свойств молодежи. Проект развивает тезаурусную концепцию молодежи (Ковалева, Луков, 1999; Луков, 2007; 2009; 2010, 2011, 2012: 317–341).

Назначение понятия «тезаурус» в понятийной системе науки выявляется тогда, когда необходимо отразить полноту некоторого знания (информации), существенного для некого субъекта по какому-либо основанию (Луков Вал. А., Луков Вл. А., 2008). Здесь сочетаются две важнейшие характеристики понятия: первая оставляет в тени, на периферии мыслительного акта измеряемые признаки информации (объем, мера) и обозначает лишь то, что информация полна, т. е. по каким-то соображениям признана достаточной для каких-то целей. Полнота, таким образом, является здесь не количественной, а качественной характеристикой. Вторая характеристика находится в зоне ценностей и ценностных ориентаций. Существенность того знания, которое составляет тезаурус, предопределена субъектом — его целями, потребностями, интересами, установками. Систематизация данных в тезаурусе строится не от общего к частному, а от своего к чужому. Все новое для того, чтобы занять определенное место в тезаурусе, должно быть в той или иной мере освоено (буквально: сделано своим). Этот методологический ключ особенно продуктивен при изучении инновационности в ее общественном значении. Соответственно, и анализ процессов в государственной молодежной политике учитывает данное обстоятельство.

Предпринимаемое исследование осуществляется в теоретико-методологических рамках научной школы социологии молодежи и молодежной политики, сложившейся в Московском гуманитарном университете на протяжении почти 40 лет. На этой научной базе осуществлялись важнейшие концептуальные разработки в сфере молодежной политики и готовились соответствующие документы (включая законопроекты, проекты правительственных постановлений, федеральных и региональных целевых программ, ведомственных нормативных правовых актов и др.), велся анализ мирового и отечественного опыта практической реализации государственной молодежной политики. Вся эта работа носила инициативный характер и реализовала гуманистическую концепцию молодежи И. М. Ильинского, сохраняющую свою эвристичность и сегодня и постоянно развиваемую автором (Ильинский, 2005; 2011).

Концепция Ильинского включает восемь базовых положений. Они таковы:

1. Молодежь — это объективное общественное явление, выступающее всегда как большая специфическая возрастная подгруппа. Ключом к познанию природы молодежи является диалектика целого и части («молодежь — часть общества; молодежь — часть общества»). Специфические, обусловленные возрастом проблемы молодежи в любом обществе состоят в том, что (а) молодость тесно связана с идеей зависимости; (б) большая часть молодежи (учащиеся, студенты и т. п.) еще не включена в процесс производства и потому «живет в кредит»; (в) большинство молодых людей не обладает личной самостоятельностью в принятии решений, касающихся их жизни; (г) перед молодыми людьми стоит проблема выбора сферы трудовой деятельности, выбора профессии; (д) молодые люди решают проблему нравственного и духовного самоопределения; (е) они решают проблему брачного выбора и деторождения.

2. Молодежь по природе двойственна: она — явление биологическое и социальное, что определяет связь ее психофизического и социального развития.

3. Молодежь — явление конкретно-историческое. Это означает, что «число определений молодежи может быть равно числу конкретных обществ, каждое из которых выводится из общего определения молодежи и в то же время служит базой для конкретизации этого определения».

4. Молодежь — это носитель огромного интеллектуального потенциала, особых способностей к творчеству.

5. Молодежь одновременно объект и субъект социализации, что определяет ее социальный статус.

6. Молодежь обретает субъектность по мере самоидентификации, самоосознания своих интересов, роста своей организованности.

7. Молодежь — носитель процессов, которые развернутся в полную мощь в будущем.

8. Молодежь — объект комплексных, междисциплинарных исследований, которые только в своей совокупности могут дать достаточно достоверную картину о ней.

Основополагающей в концепции Ильинского является идея субъектности молодежи. Близкая позиция разрабатывалась в трудах болгарского исследователя П.-Э. Митева, выдвинувшего концепцию реализации и самореализации молодежи. Она в той или иной мере представлена в трудах польских исследователей М. Карвата и В. Миляновского, ряда российских исследователей. И. М. Ильинский интерпретирует субъектность молодежи особым образом, показывая, что проблема состоит в том, что мир решительно меняется, идут процессы, которые не могут быть в достаточной мере осмыслены и тем более взяты под контроль старшим поколением. В этих условиях вопрос состоит не в том, чтобы поделиться субъектностью с молодежью, но опереться на субъектность молодежи, чтобы вытянуть целое — все общество, его настоящее и будущее. Это концептуальное переосмысление роли молодежи и молодежного движения в новых социальных и культурных условиях. «Современное общество должно открыть молодежь как субъект истории, как исключительно важный фактор перемен, как носителя новых идей и программ, как социальную ценность особого рода» (Молодежь России, 1993: 6) — таков, по Ильинскому, путь к управлению социальным развитием в новых условиях: «открытие» субъектной роли молодежи в масштабах общества и есть необходимое условие, предваряющее эффективную реализацию социальной субъектности молодежи.

Для данного проекта такой подход к субъектности молодежи является наиболее приемлемым и выражает пафос проводимого исследования.

Основные идеи концепции Ильинского дали толчок к теоретическому осмыслению задач и результатов государственной молодежной политики (Луков, Рожнов, 2006; Ильинский, 2011: 488–502). Новое поколение исследователей молодежной политики намерено не только освоить теоретико-методологические основания научной школы Московского гуманитарного университета в области социологических наук, но и внести свой вклад в теорию молодежи и молодежной политики.

Научная составляющая проекта определяется кругом проблем, с которыми сталкивается общество на индустриальном и постиндустриальном этапах своего развития, когда молодежь приобретает черты специфической социальной группы с автономными системами коммуникации, взаимодействия и самореализации. Наличие таких проблем стало заметно в начале XX века в немалой степени в связи с бурными процессами становления политических молодежных движений, но лишь после «студенческих бунтов» 1960-х годов привело к формированию особого направления государственной деятельности, каковым стала государственная молодежная политика. Это явление общемировое, осмысленное как особо значимое и на национальном уровне (системы молодежной политики, законодательства о молодежи в Германии, Швеции, Италии, США и десятках других стран), и на межправительственном уровне, включая Год молодежи, объявленный ООН в 1985 г., и др.

Тем не менее подходы к концепции государственной молодежной политики, лежащие в основе деятельности органов государственной власти и применяемых правовых норм, существенно различаются даже между странами с близкой культурой и сходным уровнем социально-экономического развития. В социологическом аспекте это обстоятельство отражает неоднозначность решения фундаментальной проблемы управляемости общества на основе перераспределения ресурсов развития его отдельных сегментов. Существует дилемма сохранения общества как целого на основе поддержания культурных образцов и инновационного развития общества, разрушающего эти образцы. Проблематизации подвергается диалектический процесс преемственности и смены поколений. Осмысление этого процесса составляет одну из фундаментальных основ социологии молодежи (Социология молодежи, 2008: 368–371; Чупров, Зубок, 2011).

Развитие социологии молодежи в значительной мере определяется задачами, которые ставят государство и общество перед исследователями, формируя подходы к молодежной политике. В прикладном плане выбор концепции государственной молодежной политики должен согласоваться с пониманием противоположности целей семейной и молодежной политики, устанавливать баланс между отношением к молодежи, с одной стороны, как к социально слабой группе, требующей усиленных мер социальной опеки и защиты, и, с другой, как к основному ресурсу общественного развития, объекту инвестиционной политики. В зависимости от утверждаемых в обществе представлений о месте и роли молодежи в решении его насущных и перспективных задач формируется концептуальный арсенал молодежной политики, в чем ведущую роль играют научные коллективы и отдельные ученые, изучающие проблемы молодежи.

В начале 2000-х годов возникла потребность в пересмотре концепции государственной молодежной политики, закрепленной на законодательном уровне в начале 1990-х годов, и в 2009 г. эти вопросы были специально обсуждены на заседании Государственного совета РФ. Этот последний период наглядно показал, что новые группы разработчиков концептуальных решений в данной сфере (политиков, ученых, практиков сферы работы с молодежью) нуждаются в научно-информационном обеспечении, поскольку систематического сбора и обработки научной информации по вопросам молодежной политики не велось с конца 1990-х годов до последнего времени (до формирования аналитических структур в Министерстве спорта, туризма и молодежной политики, учрежденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 408). Это касается в первую очередь осмысления концептуальных оснований и практики осуществления государственной молодежной политики, тенденций ее развития в России и мире в аспекте реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений. Этот аспект в той или иной мере затрагивается концептуальными разработками государственной молодежной политики, но при этом не производится дифференциации проблемы с точки зрения новационных свойств молодежи как таковой, инновационного потенциала молодежи данного общества и инновационных возможностей, вытекающих их состояния общества и положения молодежи в нем. В этом ключе предпринимаемое исследование обладает научной новизной. Среди прочего в проекте впервые будут учтены рекомендации Тематической Группы ООН (UNTG) по молодежной политике, принятые в 2010 г. на основе анализа ситуации в России по литературным источникам (Молодежь в России, 2010).

Концепция проекта в научном плане обосновывает систематизацию многообразной документации и материалов по теме проекта на базе тезаурусного подхода, что позволяет от разрозненного сбора данных, в той или иной мере относящихся к молодежной проблематике, перейти к работе с выделенными группами источников. В рамках проекта проводится анализ как замыслов и подходов к осуществлению государственной молодежной политики, так и ее результативности (отраженных в статистике, эмпирических исследованиях и т. д.), что для исследователей и политических деятелей создает уникальную возможность видеть весь процесс в целом от выработки концепции до фиксации и осмысления ее итогов.

Из этого вытекает структура проекта (тематические блоки, или разделы), которая на данном этапе имеет следующий вид:

I. ОБЩИЕ НАЧАЛА ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ. В этом разделе рассматриваются: понятие молодежной политики; становление молодежной политики как направления деятельности государства и структур гражданского общества; различие современных концепций государственной молодежной политики: мировые тенденции взаимодействия государства с молодежью; дискуссии о молодежи и основаниях молодежной политики в России; Вклад Организации Объединенных Наций в разработку информированной молодежной политики.

II. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА. Здесь рассматриваются: законодательство о молодежи и молодежной политике; управление в сфере государственной молодежной политики. Органы по делам молодежи; социальная инфраструктура, дружественная молодежи, социальные службы для молодежи; проектный и программный принципы в государственной молодежной политике; кадровое обеспечение государственной молодежной политики; финансовое обеспечение государственной молодежной политики и принцип субсидиарности; научное обеспечение государственной молодежной политики; Трансформации содержания и форм реализации молодежной политики в информационном обществе.

III. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ: ПОДСИСТЕМА МОЛОДЕЖНОГО УЧАСТИЯ. В разделе сосредоточено внимание на вопросах: участие молодежи как принцип государственной молодежной политики; новационные свойства, инновационный потенциал и инновационные возможности молодежи; профессиональная социализация молодых государственных служащих; молодежное движение и проблемы участия молодежи; государственная поддержка молодежных и детских общественных объединений; Инновационные проекты молодежи и для молодежи.

IV. ПОЛОЖЕНИЕ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ. Здесь выделяются блоки: а) демография и здоровье — демографический кризис, семья и репродуктивное поведение молодежи, жилищная проблема, уровень здравоохранения, социально опасные заболевания; б) образование и занятость — доступ к качественному образованию, трудоустройство молодежи и проблема безработицы; в) состояние и проблемы социальной интеграции — адаптация молодежи к социальной ситуации, социальная солидарность, опыт социальных коммуникаций, восприятие собственного положения, проведение свободного времени, доступ к инфраструктуре досуга, особые риски социальной адаптации: социальное сиротство, бездомность, молодежная преступность.

V. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ. В разделе выделяются блоки: а) ценности — иерархия ценностей молодежи, ценности национальной самобытности, духовности, патриотизма, отношение к военной службе, ориентация на профессиональные ценности; б) гражданственно-политическая активность и политическая культура, гражданская позиция, способность выполнять гражданские обязанности, условия для гражданской активности, экстремизм в молодежных субкультурах.

VI. ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ С ОПОРОЙ НА ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖИ. Раздел посвящен рассмотрению вопросов: парадоксы государственной молодежной политики в России; проблема различий в образе жизни, территориальных и социокультурных различий молодежи; специфика социального проектирования в сфере государственной молодежной политики; инструменты компенсаций и инвестиций в управлении инновационным потенциалом молодежи; гуманитарная экспертиза государственной молодежной политики.

Структура проекта, таким образом, непосредственно вытекает из цели и задач, сформулированных выше. При этом в плане соответствия содержания проекта его замыслу следует отметить, что узкая трактовка инновационного потенциала молодежи, не сопряженная с анализом ее реального положения в аспекте экономики, политики, культуры, вряд ли даст практически значимый результат и может породить только новые необоснованные ожидания от молодежи и разочарования, что эти ожидания так и остались за бортом действительного движения российского общества к новым этапам его развития.

В некотором роде предлагаемая система сбора и анализа материала может восполнить пробел, который образовался, когда была прекращена практика подготовки государственных докладов о положении молодежи в Российской Федерации. Доклады такого уровня начали готовиться по распоряжению Президента РФ от 29.01.1992 г. № 39-рп, и первый доклад был обнародован в 1993 г. Последний, седьмой доклад был опубликован через 10 лет в 2003 г. В дальнейшем к этой форме сбора и представления информации о молодежи и ее (информации) официальной оценки федеральные органы государственной власти не прибегали, если не считать доклад, представленный министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ на заседании Госсовета РФ в 2009 г. Хотя группе молодых ученых не удастся сделать аналог государственного доклада (такой цели и не ставится в рамках проекта), некоторый интегральный результат будет полезен для формирования оценок об эффективности государственной молодежной политики последних лет.

В проекте его базовые концептуальные положения опираются на центральные понятия, трактовка которых представлена ниже.

Понятие молодежной политики. Молодежная политика представляет собой деятельность государства, политических партий, общественных объединений и других субъектов общественных отношений, имеющую целью определенным образом воздействовать на социализацию и социальное развитие молодежи и, как следствие этого, на будущее состояние общества. «Определенным образом» воздействовать в данном случае значит — создавать условия и стимулы для решения молодежью своих собственных проблем, и принуждать к соблюдению установившихся в обществе социальных норм и правил, и развивать ее творческий, инно­вационный потенциал, и обеспечивать возможности для молодежи участия в управлении делами общества и государства, партнерства с другими участниками социальной жизни в созидании процвета­ющего общества с передовым общественным строем, эффективной экономикой, богатой культурой, благополучием людей.

В молодежной политике выделяются две основных части, которые обладают определенной долей автономии и в то же время действия которых эффективны в той мере, в какой они способны обеспечить взаимодействие между собой. Эти две части суть государственная молодежная политика и общественная молодежная политика.

Выделение двух частей молодежной политики сформировано и обосновано в рамках научной школы И. М. Ильинского и опирается на его работы (Ильинский, 2001: 626–644). В новейших документах по вопросам молодежной политики, в подготовке которых в теоретико-методологической части участвовали И. М. Ильинский и Вал. А. Луков, этот подход воспринят. Так, в Докладе Государственному совету Российской Федерации «Молодежная политика России на современном этапе (2009) указывается: «Молодежную политику нужно рассматривать как единство государственной и общественной составляющих. Она представляет собой деятельность государства, политических партий, общественных объединений и других субъектов общественных отношений. Общий смысл молодежной политики состоит в создании в обществе условий и стимулов для жизнедеятельности новых поколений, которые способствовали бы проявлению, развитию и реализации задатков, способностей и талантов молодых людей в целях социально-экономического и политического прогресса российского общества. При этом общество хочет видеть молодежь нравственной, национально ориентированной, высококультурной, инновационной, предприимчивой, здоровой» (Молодежная политика…, 2009)

Субъекты молодежной политики. В соответствии с двумя частями молодежной политики субъектами ее выступают государство и различные общественные силы, и их ресурсы предопределяют, каким образом они могут строить свою политику. Очевидно, что субъекты молодежной политики не равны в своих возможностях решать такие задачи, в силу этого они только в совокупности и только в тех направлениях, где удается достичь приемлемого уровня согласия и взаимодействия, могут достигать общественно значимых целей.

В обществе, основывающемся на принципах правового государства, государственная молодежная политика оказывается центральным звеном общественной регуляции процессов становления новых поколений — социализации и самореализации молодежи. При таком подходе у государства имеются широкие возможности опереться в своей молодежной политике на систему права, мобилизуя экономические, организационные, кадровые и другие ресурсы на достижение общественно значимых задач и блокируя воздействие многих неблагоприятных факторов социаль­ного развития молодежи (Чупров, Зубок, Певцова, 2007; Першуткин, 2009). В то же время в рамках многопартийной системы, имеющей влияние на государственную власть через фракции в законодательных органах, группы поддержки и т. д., значительно сокращены, а чаще всего ничтожны возможности государства по установлению некоторых идеальных образов молодого человека и молодежи в качестве правовой нормы. Здесь возможно лишь косвенное влияние на утверждение тех или иных социальных и социализационных норм и только в особых условиях политической жизни осуществимо в государ­ственной деятельности соединение воедино идеала и правовых механизмов его поддержания, но такое соединение таит в себе опасности насилия над личностью.

Основным полем реализации положений государственной молодежной политики в правовой сфере остается область прав человека и гражданина. Разрыв между правовым и социальным статусом молодого человека является одним из важнейших аргументов в пользу выделения государственной молодежной политики в особую область государственной деятельности.

Общественная молодежная политика развивается, поддерживая государственную молодежную политику или выступая в оппозиции по отношению к ней. Это важная характеристика гражданского общества, которая в современной России скорее намечается, чем реально воздействует на политический и социокультурный процесс. В этом отношении следует отметить и то, что молодежная политика политических партий, общественных объединений и других субъектов общественной молодежной политики ограничена их правовыми возможностями, но имеет важное направление развития, состоящее в том, что вырабатывается некая идеальная модель (нормативный образ) молодого человека, молодежи, которую организация (корпорация) стремится представить всему обществу как эталон.

Система молодежной политики. Молодежная политика как система включает следующие элементы:

— нормативно-правовое обеспечение;

— информационное обеспечение;

— подсистема управления (органы, принимающие решения, проекты и программы, экспертиза и мониторинг, научное обеспечение, подготовка и переподготовка кадров;

— ресурсы (кадры, организации, финансы, социальная инфраструктура;

— молодежное участие и его стимулирование (представительство молодежи в органах власти, структурах гражданского общества, молодежные и детские общественные объединения, молодежная социально-проектная деятельности, обеспечение инновационных возможностей для молодежи).

Такая система отражает длительный мировой опыт решения проблем молодежи на уровне государства и гражданского общества. В зависимости от того, что признается проблемами молодежи в данном обществе, как определяются границы и задачи государственного регулирования социальных процессов, насколько дифференциация общества по возрастному признаку отражает культурную традицию и соответствует сложившимся в данном обществе ценностям и нормам, государственная молодежная политика существенно различается и по концепции, и по применяемым на практике методам ее осуществления.

Анализ документов, непосредственно относящихся к сфере государственной молодежной политики, выявляет довольно стройную концептуальную основу: исходные положения и принципы этой политики предполагают достижение прогресса в процессе интеграции молодежи в многообразные общественные связи; в раскрытии инновационного потенциала молодежи и самореализации личности молодого человека с определенной общественно полезной отдачей; в лучшем общественном контроле за молодыми людьми из групп риска, сужении для них сфер и ситуаций возможного девиантного поведения; в формировании проектов и программ, лучше отвечающих потребностям молодежи; в практическом освоении молодыми людьми норм и принципов демократического общества.

На этом позитивном фоне заметны, однако, проблемы диалога власти и молодежи, который складывается очень противоречиво. В дискуссии о содержании государственной молодежной политики, которая в начале 2000-х годов велась в структурах законодательной и исполнительной власти, все более очевидно проявлялось стремление отказаться от демократических принципов диалога с молодежью в пользу приказа и унификации. Формировались по сути планы государственного контроля над молодежью. Для демократического общества сама постановка такой задачи неприемлема. Когда же она возникает в стране с ослабленным государством, не располагающим нужными для тотальных действий правовыми и организационными рычагами, финансовыми средствами, кадрами, инфраструктурой и т. д., это свидетельство растерянности власти перед новыми вызовами и угрозами.

Программные разработки в области государственной молодежной политики, давшие на выходе ряд важных документов, не вывели ее тем не менее за пределы организационных мероприятий, осуществляемых на уровне верхних эшелонов власти. Организационные перемены не привели к созданию реальных условий для улучшения положения молодежи. Социальные проблемы для большинства молодых людей не только не разрешались, но и нарастали.

Противоречие между активизацией практических действий органов исполнительной власти по осуществлению целевых про­грамм и отсутствием заметных сдвигов в положении подавляющего большинства молодых россиян составляет ядро проблемы эффективности государственной молодежной политики в России на современном этапе. С пониманием этого обстоятельства и будет осмысливаться проблема инновационного потенциала молодежи и возможностей его эффективной реализации в российском обществе.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Закон о молодежи (2008) : Документы и материалы по истории становления государственной молодежной политики в России : в 2 т. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. Т. 1–2.

Ильинский, И. М. (2001) Молодежь и молодежная политика. М. : Голос.

Ильинский, И. М. (2005) Молодежь как будущее России в категориях войны // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 3. С. 5–17.

Ильинский, И. М. (2011) Прошлое в Настоящем : Избранное. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та.

Ковалева, А. И., Луков, Вал. А. (1999) Социология молодежи : Теоретические вопросы. М. : Социум.

Луков, Вал. А., Рожнов, О. А. (2006) Государственная молодежная политика и национальная безопасность // Безопасность Евразии. №3 (25). С. 60–69.

Луков, Вал. А. (2007) Теории молодежи: пути развития // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 70–82; № 4. С. 87–98.

Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2008) Тезаурусы : Субъектная организация гуманитарного знания. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса.

Луков, Вал. А. (2009) Основания тезаурусного подхода к исследованиям молодежи // Тезаурусный анализ мировой культуры : сб. науч. трудов. Вып. 19 / под общ. ред. Вл. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 3–30.

Луков, Вал. А. (2010) Тезаурусная концепция молодежи как методологический ресурс развития социологии молодежи // Молодежь в зеркале социологии : материалы круглого стола по социологии молодежи. Москва, 27 марта 2010 г. Вып. 1. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 8–26.

Луков, Вал. А. (2011) Теории молодежи в свете тезаурусного подхода // Тезаурусный анализ мировой культуры : сб. науч. трудов. Вып. 21 / под общ. ред. Вл. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 3–13.

Луков, Вал. А. (2012) Теории молодежи : Междисциплинарный анализ. М. : Канон+, 2012.

Молодежная политика России на современном этапе (2009) : Доклад Государственному совету Российской Федерации [Электронный ресурс] // Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. URL: http://molod.eduhmao.ru/var/db/files/16401.doklad-molodezhnaya-politika-na-sovremennom-etape.doc (дата обращения: 27.02.2012).

Молодежь в России (2010) : Обзор литературы [Электронный ресурс] // Организация Объединённых Наций в Российской Федерации. URL: http://www.unrussia.ru/sites/default/files/doc/youth_in_Russia_Executive_Summary_rus.pdf (дата обращения: 27.02.2012).

Молодежь России (1993) : Тенденции, перспективы / под ред. И. М. Ильинского, А. В. Шаронова. М. : Мол. гвардия.

Першуткин, С. Н. (2009) Государство и молодежь. М. : Изд-во РАГС.

Социология молодежи (2008) : энциклопедич. словарь / авт.-сост. Ю. А. Зубок, А. И. Ковалева, Вал. А. Луков, В. И. Чупров ; отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. М. : Academia.

Чупров, В. И., Зубок, Ю. А., Певцова, Е. А. (2007) Права молодежи в России: состояние и проблемы реализации : Сравнительный социолого-правовой анализ. М. : Русское слово.

Чупров, В. И., Зубок, Ю. А. (2011) Социология молодежи : учебник. М. : Норма ; ИНФРА-М.


  REFERENCES (TRANSLITERATION)

Zakon o molodezhi (2008) : Dokumenty i materialy po istorii stanovleniia gosudarstvennoi molodezhnoi politiki v Rossii : v 2 t. M. : Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta. T. 1–2.

Il'inskii, I. M. (2001) Molodezh' i molodezhnaia politika. M. : Golos.

Il'inskii, I. M. (2005) Molodezh' kak budushchee Rossii v kategoriiakh voiny // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2005. № 3. S. 5–17.

Il'inskii, I. M. (2011) Proshloe v Nastoiashchem : Izbrannoe. M. : Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta.

Kovaleva, A. I., Lukov, Val. A. (1999) Sotsiologiia molodezhi : Teoreticheskie voprosy. M. : Sotsium.

Lukov, Val. A., Rozhnov, O. A. (2006) Gosudarstvennaia molodezhnaia politika i natsional'naia bezopasnost' // Bezopasnost' Evrazii. №3 (25). S. 60–69.

Lukov, Val. A. (2007) Teorii molodezhi: puti razvitiia // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 3. S. 70–82; № 4. S. 87–98.

Lukov, Val. A., Lukov, Vl. A. (2008) Tezaurusy : Sub"ektnaia organizatsiia gumanitarnogo znaniia. M. : Izd-vo Nats. in-ta biznesa.

Lukov, Val. A. (2009) Osnovaniia tezaurusnogo podkhoda k issledovaniiam molodezhi // Tezaurusnyi analiz mirovoi kul'tury : sb. nauch. trudov. Vyp. 19 / pod obshch. red. Vl. A. Lukova. M. : Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta. S. 3–30.

Lukov, Val. A. (2010) Tezaurusnaia kontseptsiia molodezhi kak metodologicheskii resurs razvitiia sotsiologii molodezhi // Molodezh' v zerkale sotsiologii : materialy kruglogo stola po sotsiologii molodezhi. Moskva, 27 marta 2010 g. Vyp. 1. M. : Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta. S. 8–26.

Lukov, Val. A. (2011) Teorii molodezhi v svete tezaurusnogo podkhoda // Tezaurusnyi analiz mirovoi kul'tury : sb. nauch. trudov. Vyp. 21 / pod obshch. red. Vl. A. Lukova. M. : Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta. S. 3–13.

Lukov, Val. A. (2012) Teorii molodezhi : Mezhdistsiplinarnyi analiz. M. : Kanon+, 2012.

Molodezhnaia politika Rossii na sovremennom etape (2009) : Doklad Gosudarstvennomu sovetu Rossiiskoi Federatsii [Elektronnyi resurs] // Informatsionno-prosvetitel'skii portal Khanty-Mansiiskogo avtonomnogo okruga — Iugry. URL: http://molod.eduhmao.ru/var/db/files/16401.doklad-molodezhnaya-politika-na-sovremennom-etape.doc (data obrashcheniia: 27.02.2012).

Molodezh' v Rossii (2010) : Obzor literatury [Elektronnyi resurs] // Organizatsiia Ob"edinennykh Natsii v Rossiiskoi Federatsii. URL: http://www.unrussia.ru/sites/default/files/doc/youth_in_Russia_Executive_Summary_rus.pdf (data obrashcheniia: 27.02.2012).

Molodezh' Rossii (1993) : Tendentsii, perspektivy / pod red. I. M. Il'inskogo, A. V. Sharonova. M. : Mol. gvardiia.

Pershutkin, S. N. (2009) Gosudarstvo i molodezh'. M. : Izd-vo RAGS.

Sotsiologiia molodezhi (2008) : entsiklopedich. slovar' / avt.-sost. Iu. A. Zubok, A. I. Kovaleva, Val. A. Lukov, V. I. Chuprov ; otv. red. Iu. A. Zubok, V. I. Chuprov. M. : Academia.

Chuprov, V. I., Zubok, Iu. A., Pevtsova, E. A. (2007) Prava molodezhi v Rossii: sostoianie i problemy realizatsii : Sravnitel'nyi sotsiologo-pravovoi analiz. M. : Russkoe slovo.

Chuprov, V. I., Zubok, Iu. A. (2011) Sotsiologiia molodezhi : uchebnik. M. : Norma ; INFRA-M.


Луков Валерий Андреевич — доктор философских наук, профессор, проректор по научной и издательской работе — директор Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, заслуженный деятель науки Российской Федерации, вице-президент Русского отделения Международной академии наук (IAS, Инсбрук, Австрия). Тел.: +7 (499) 374-70-20.

Lukov Valery Andreevich, Doctor of Science (philosophy), professor, the pro-rector for scientific and publishing work — director of the Institute of Fundamental and Applied Studies at Moscow University for the Humanities, honored scientist of the Russian Federation, vice-president of the Russian Division of the International Academy of Science (Innsbruck, Austria). Tel.: +7 (499) 374-70-20.

E-mail: v-lukov@list.ru

Луков Сергей Валерьевич — кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета. Тел.: +7 (499) 374-75-95.

Lukov Sergey Valerievich, Candidate of Science (sociology), senior researcher of the Institute of Fundamental and Applied Studies at Moscow University for the Humanities. Tel.: +7 (499) 374-75-95.

E-mail: sv-lukov@rambler.ru

Погорский Эдуард Константинович — аспирант кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета. Тел.: +7 (499) 374-75-95.

Pogorskiy Eduard Konstantinovich, postgraduate of the Philosophy, Culturology and Politology Department at Moscow University for the Humanities. Tel.: +7 (499) 374-75-95.

E-mail: pogorsky@yandex.ru


Библиограф. описание: Луков В. А., Луков С. В. , Погорский Э. К. Российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений: подходы к исследованию [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2012. № 1 (январь — февраль). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/1/Lukovs~Pogorskiy_New-Generations-Innovative-Potential/ (дата обращения: дд.мм.гггг).



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»