Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / № 1 2012

Криворученко В. К. Год российской истории

Статья зарегистрирована ФГУП НТЦ «Информрегистр»: № 0421200131\0009.

УДК 372.893

Krivoruchenko V. K. The Year of Russian History

Аннотация ◊ 2012 год Указом Президента РФ объявлен Годом российской истории. Автор размышляет о проблемах отечественной истории, о задачах, на которые должно быть обращено внимание исторической науки и общества.

Ключевые слова: отечественная история, наука, общество, патриотизм, фальсификация истории.

Abstract ◊ The year 2012 was declared as the Year of Russian history in conformity with the Decree of the President of the Russian Federation. The author speculates on the problems of Russian history and its aims, which historical science and society should pay attention to.

Keywords: Russian society, science, society, patriotism, falsification of history.


Указом Президента Российской Федерации 2012 год объявлен Годом Российской Истории[1].

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. указывается на возрождение исконно российских идеалов, духовности, достойное отношение к исторической памяти и отмечается: «Негативное воздействие на состояние национальной безопасности в сфере культуры усиливают попытки пересмотра взглядов на историю России, её роль и место в мировой истории, пропаганда образа жизни, в основе которого — вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость»[2].

Собственно официальное и на столь высоком государственном уровне признание влияния состояния разработки российской истории на национальную безопасность страны даётся, пожалуй, впервые. И здесь немаловажное значение имеет то, что в российском обществе и государстве до сих пор не определились с тем, какую версию истории следует считать официальной и правильной, какую степень её искажения следует признать неприемлемой. Наверное, совсем не случайно создана Комиссия при Президенте РФ по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России[3].

Позволю себе предположить, что Год российской истории инициирован следующими обстоятельствами.

Во-первых, все — от «простого» человека до Президента истосковались по отечественной истории, её потеснили в школьных и вузовских учебниках, на телевидении подлинную историю заменили скандально-развлекательными шоу (то «Суд истории», то «исторический процесс»).

Во-вторых, активно сворачивается историческая наука, потребности в остепенённых историках практически нет, их чаще можно встретить государственными клерками и мелкими участниками бизнеса, нежели в библиотеках и архивах, просветительских аудиториях, по-прежнему не слышно головного центра — Института российский истории Российской академии наук, исчезли государственные заказы, на уровне общих рассуждений законсервировалась президентская Комиссия противодействия фальсификации в представлении истории нашей страны.

В-третьих, в представлении нашего исторического прошлого немало фальшивого, надуманного, предвзятого, апологетических, шовинистических, ультранационалистических, ура-патриотических наскоков.

В четвёртых, просматривается желание, а то и требование общества, чтобы историки, политики, журналисты, писатели осознавали лежащую на них ответственность, повышали требования к объективности представления исторического пути России — СССР — Российской Федерации. Отечественная история может и должна преподноситься различными жанрами, но История, безусловно, является наукой, если строго придерживаться принципа историзма, учитывать всю совокупность фактов, и именно наука должна быть критерием и судьёй в освещении истории.

Указом Президента РФ поручено Правительству Российской Федерации образовать организационный комитет по проведению Года российской истории, обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по его проведению, а органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано осуществлять необходимые мероприятия в рамках Года российской истории. Пока о таких мероприятиях информации нет. Мне представляется, что проведению Года российской истории следует подключить всё общество, все государственные структуры, политические партии и общественные организации. Именно все.

Скажем, Российское космическое агентство разве может остаться безучастным? Поразмышляем. Символом мировых достижений был и есть первый в мире космонавт гражданин нашей страны Юрий Алексеевич Гагарин, его знал как родного каждый советский человек и практически каждый на планете Земля. А так ли сейчас в России? Если в советское время информация строилась вокруг выдающегося подвига и прекрасных качеств этого Великого Человека, то сейчас выплёскиваются небылицы, как бы открывается Герой с теневой стороны. Разве не долг, переплетённый с обязанностью, Роскосмоса создавать или стимулировать создание всё новых исторически и морально выверенных произведений о Гагарине?!

Как не печально, но от Роскосмоса мы ждём не только нового правдивого слова о советских достижениях в освоении околоземного пространства, но и о том, почему и как мы растратили эти достижения, проваливаем одну за другой космические российские программы. В паре с этим можно говорить об отечественной системе образования — были передовыми в мире, действительно «догнали и перегнали» Америку, а теперь в этой сфере настойчиво движемся в противоположную сторону. Всё это НАШЕНСКАЯ история, хотя и горькая пилюля для Года российской истории.

Понятно, что по линии общего и профессионального образования нужны крупные меры по постановке изучения школьниками, студентами и их учителями отечественной истории — как говорится, им сам Бог велел.

Не могут оставить равнодушным слова доктора филологических наук, профессора В. Ю. Троицкого об изучении истории в школе: «Напомню, как у нас в школе говорят о нашей истории... То, что происходит в последние десятилетия с преподаванием истории, — это откровенно и бессовестно антипатриотично. Ибо, всё, что является негативом, — здесь утверждается, а героические страницы истории России и русского народа исключаются или нивелируются. Никто, кроме людей враждебных (если говорить определительно и резко), такое сделать не может»[4].

Это, так сказать, в масштабе страны и общества. А вот в моём доме.

В детской библиотеке правнуков обнаружил книгу Владимира Михайловича Соловьева «История России для детей и взрослых»[5]. Это огромное по формату (22×28 см) издание, в нём 416 страниц. В книге, как поведано на титуле, 1500 иллюстраций, 500 рассказов, 25 иллюстрированных словарей. Хотя на титуле книги сказано «для детей и взрослых», в выходных данных указывается — «для старшего школьного возраста». Автор доктор исторических наук, профессор, член Союза писателей России. Как отмечено на лацкане суперобложки, он автор около 200 научных, научно-популярных и художественно-публицистических книг и публикаций по отечественной истории и культуре, в том числе школьного учебника по отечественной истории. Опять как обозначено на суперобложке, «в книге реализован совершенно новый методический подход к подаче материала: научно-популярное изложение исторических событий дополняется интересными рассказами из жизни исторических деятелей, описаниями народных обрядов и цитатами из литературных произведений, афоризмами и высказываниями классиков».

Действительно, как историк, педагог и в прошлом молодогвардейский издатель отмечу, что книга по своему построению, подаче материала не имеет аналогов, слишком трудоёмка для полиграфического исполнения. И очень сложна для чтения, для восприятия истории в силу разбросанности материала, его неодномерности.

К примеру, как представлен в книге Л. Д. Троцкий. Есть три упоминания, но только упоминания по несколько строк:

  • «По его предложению для награждения отличившихся в боях красноармейцев был введён орден Красного Знамени»;
  • «Троцкий был одним из организаторов высылки неугодных власти людей. Когда кто-то из иностранных журналистов спросил его, не жаль ли вождям большевиков лишаться таких замечательных и знаменитых соотечественников, терять такие “мозги”, он ответил: высылаем из милости, чтобы не расстреливать».
  • «Царский поезд. Командир Красной Армии наводил порядок и дисциплину в войсках с помощью арестов, наказаний, расстрелов. Троцкий разъезжал с одного фронта на другой на бронепоезде из двенадцати вагонов и с двумя паровозами. Этот бронированный состав в народе прозвали “царским поездом”. Но на самом деле цари были гораздо скромнее, чем вождь Красной Армии, который путешествовал со всеми удобствами и был окружён роскошью. Он очень берёг свою жизнь, и около него постоянно находилась охрана. К услугам Троцкого были баня, прекрасные повара, опытные медики, многочисленные секретари. При поезде состоял авиаотряд из двух самолётов, нескольких автомобилей и даже целый оркестр. Телеграфная станция и узел радиосвязи позволяли поддерживать связь с внешним миром»[6].

Фигура Троцкого очень сложна, не одномерна, но эти три упоминания не позволяют даже минимально, ограниченно представить его роль в государстве, в судьбе страны и его народа.

Вот как в оглавлении представлена история страны с 1922 по 1941 гг.: * Страна Советов * Становление Страны Советов * Коммунистическая партия — партия большевиков * Образование СССР * Иосиф Сталин — красный царь * Разрушение храмов и памятников прошлого * Патриарх Тихон * СССР при И. В. Сталине * Советские репрессии (подзаголовок — «Страна — тюрьма» — В.К.) * Ф. Э. Дзержинский * Голод * НЭП * Из истории кино * «Философский пароход» * Коллективизация * Строительство метрополитена.

О В. И. Ленине автор говорит: «Он считал, что для достижения великой цели все средства хороши. Известны его слова: “Пусть девяносто процентов русского народа погибнет, лишь бы десять процентов дожили до мировой революции”» (в вопросах для повторения: «Как вы думаете, прав ли он?») и «иллюстрирует» «анекдотом советского времени»:

«— Здравствуйте товарищ ходок, садитесь! Вы, конечно, бедняк?
— Да вот, Владимир Ильич в роде бы и нет. Лошадь есть у меня.
— Ага, стало быть, товарищ, вы середнячок?
— Да, как сказать, Владимир Ильич… Сыт каждый день, дети сыты, одеты, так что да… две коровы у меня, вот как.
— Ага, стало быть, кулачок! Товарищ Дзержинский расстрелять, пожалуйста, товарища!».

О Сталине то же есть «анекдот советского времени»:

«Сталин делает доклад. Вдруг в зале кто-то чихнул.
— Кто чихнул? (Молчание).
— Первый ряд встать. Расстрелять. (Бурные аплодисменты).
— Кто чихнул? (Молчание). Второй ряд встать. Расстрелять. (Несмолкаемая овация).
— Кто чихнул? (Молчание). Третий ряд встать. Расстрелять. (Бурная овация всего зала, все встают, возгласы: “Слава великому Сталину”).
— Кто чихнул?
— Я, я чихнул. (Рыдания).
— Будьте здоровы, товарищ!».

Чтобы убедить читателя, ему предписывается второй «анекдот советского времени»:

«Сталину доложили, что обнаружили очень похожего на него человека.
— Расстрелять его, — приказал Сталин.
— А может быть, ему усы сбрить, чтобы не так был на Вас похож?
— Оч-ень хо-рошая мысль! Сбрить ему усы, а потом расстрелять!».

«Учащиеся старших классов» как раз таки запомнят анекдоты и будут по ним оценивать наше прошлое.

Великий Сын Отечества М. В. Ломоносов говорил: «Учебники, по которым мы будем учить наших детей, не должны содержать вообще ничего отрицательного из истории отечества»[7]. Весь земной мир уважает и прислушивается к великому российскому учёному супермирового имени — так как мы воспримем его мысль об истории отечества для современного молодого российского поколения?

Поучительны мысли гения более раннего времени — Марка Туллия Цицерона (106 до н. э. — 43 до н. э.), древнеримского политика и философа, признанного блестящим оратором: «Не знать истории — значит всегда быть ребенком»[8]. Но ребёнком несмышлёнышем, а не ребёнком детсадовского, тем более школьного возраста, которому общество должно сделать своеобразную прививку патриота своего Отечества.

Невольно вспомнил факт, на всю жизнь пронзивший моё сознание. В Китайской Народной Республике в 1964 г. именно в детском саду я видел группу ребят, которые усваивали «Как закалялась сталь». Это специальное издание для детишек, смысл произведения представлен в виде рисунков, сопровождаемых текстом в несколько фраз на каждой странице, которые зачитывала воспитатель. Я причастен и к другому факту — в «Молодой гвардии» мы выпускали в финансовый убыток книжки молодых поэтов, а восполняли за счёт миллионных тиражей «Как закалялась сталь».

Это история патриотизма. И она имела реализацию на фронтах Великой Отечественной, на восстановлении разрушенных городов и сожженных деревень, в гагаринском «Поехали!».

Требуют поправки небрежные броски в нашу историю государственными служителями высокого ранга. Сейчас, когда взбудоражило нашу жизнь широкое недовольство организацией последних парламентских выборов и признание немалого количества грубых нарушений министерством полиции, федеральной следственной службой, генпрокуратурой и самой Центральной избирательной комиссией, официальные заявления политических партий, «гарант Конституции» вдруг утверждает, что они — данные выборы — были самыми честными за всю историю. Иначе, как оскорблением нашего исторического прошлого, это не назовёшь, нужны железные доказательства, нужно объяснить, почему на ушедших в историю выборах не проявлялось народное недовольство, а звучало поветрие (в смысле утверждения, получившего широкое распространение) о том, что граждане шли «на выборы как на праздник».

Критерием должно быть усвоена истина о том, что человеку предписано жить в гармонии со своей историей.

Притчей во языцех стало гражданское общество. Вот при царе и советах его не было, только сейчас его строим. Теоретический багаж тяжеловесен, но сам вопрос запутывается, переборщается отдельными, а то и системными фактами. А могла ли жить страна великая без него? Арифметически гражданское общество — это набор действующих факторов: партий, общественных организаций, демократических канонов, основополагающих ячеек, объединяющих людей в семьи, многое иное и, в конце концов, сама жизнь. Если бы всего этого не было, то не было бы жизни, но ведь всё это было, другое дело какое качество, результативность. Поэтому именно гражданское общество постоянно развивается, совершенствуется, осовременивается. Это неотъемлемая часть отечественной истории, только к ней надо не предвзято относиться.

Активно вводится термин «национальная инновационная система», опять же как совершенно новое для России явление. Её суть транслируется как «совокупности субъектов и институтов, деятельность которых направлена на осуществление и поддержку в осуществлении инновационной деятельности» или «совокупность хозяйствующих субъектов (предприятия, научные учреждения, потребители) и институтов (правовых, законодательных, финансовых, социальных), взаимодействующих в процессе, производства, распространения и использования конкурентоспособных знаний и технологий, направленных на реализацию стратегических целей устойчивого развития экономической системы и способствующих повышению конкурентоспособности ее субъектов (предприятий, регионов, страны в целом), в том числе, на международном уровне». Возникает вопрос — почему заявляется, что в СССР такой системы (подчеркнем — суммы элементов её составляющих) не было, что в современной России она только формируется. Исходя из приведенных определений, такая система по существу была и раньше, различным было её наполнение элементами и содержание, но не использовалась сама эта категория. Разве советский научно-технический комплекс, включавший элементы инновационной системы и предполагавший активное внедрение инноваций, не являлся этой системой? Общепризнано, что советский военно-промышленный комплекс был носителем в высшей степени научно-технических достижений, новаций и инноваций[9].

А как много на поприще отечественной истории могут и должны сделать (но не делают!) политические партии. Всю советскую часть нашей истории верховенствующую роль в стране играла коммунистическая партия. Были и громадные достижения во всех областях, и грубейшие просчеты, нарушения, даже преступления. Статейного характера и ораторских заявлений немало, но почему о важнейшем явлении отечественной истории, о носящей титул правящей и руководящей силы общества всецело ушедшей в историю партии нет обстоятельной работы? Разве не долг и обязанность её наследницы и однофамильцы всероссийской компартии (во главе с доктором философских наук) донести до мировой общественности «правду и только правду».

Подобные рассуждения можно продолжать, и всё это «белые пятна и чёрные дыры» в освещении отечественной истории. Как бы хотелось, чтобы такие праздники истории, как Год Отечественной Истории, были двигателем науки и пропаганды истории.

Знаменитый русский историк-историограф, писатель, поэт Николай Михайлович Карамзин оставил сегодняшним историкам важный совет: «Историк должен ликовать и горевать со своим народом. Он не должен, руководимый пристрастием, искажать факты, преувеличивать счастье или умалять в своём изложении бедствие; он должен быть, прежде всего, правдив, но может, даже должен, всё неприятное, всё позорное в истории своего народа передавать с грустью, а о том, что приносит честь, о победах, о цветущем состоянии, говорить с радостью и энтузиазмом»[10]. Знаю, не всем это по душе, хочется «сладенького и солёненького», лягнуть похлещи. Да и я вслед Карамзиным против искажения и припудривания, также как и он — патриот Отечества и его истории. Николай Михайлович присоединился бы ко мне против конъюнктуры, мифов, создаваемых в интересах определённого социального режима, научной и политической элиты. Наш современник польский писатель Веслав Брудзиньский подметил: «Те, кто творит историю, часто заодно и фальсифицируют её»[11], и с этим надо скрепя сердце согласиться. И я бы расширил эту мысль — исторические факты не следует «причёсывать» или попросту фальсифицировать в угоду указаний в угоду, скажем, партийно-государственного руководства. В идеологизированном Советском государстве признавалось только официальное мнение, всё остальное считалось фальсификацией. А ведь факт — это, по сути, «память» истории и одновременно её памятник и в эмоциональном отношении и в научном смысле — поэтому фальсификация памятников не может иметь каких-либо оправданий. В то же время в совремённым историческим писаниям нередко присуще не только искажение известных фактов, но и их полное забвение, что также является фальсификацией. Писатели истории как бы выбрасывают неугодные «краски» из исторической картины и варьируют ими. Историю писать и пропагандировать надо не эмоциональным всплеском, а умом. Любая фальсификация — это действо политическое, чаще всего злонамеренная ложь. С этим надо бескомпромиссно бороться на основании системы фактов, знаний, науки и т. д., но никак не эмоциями. Конечно, в данном случае не имеется в виду выражение разных точек зрения, инакомыслие, но если раскладывать «пасьянс» совокупности имевших место фактов, то «одеяло» легко перетянуть на любую сторону. Должна быть гражданская ответственность, отсутствие которой опасно для общества.

Величие история в том, что она фундамент патриотизма. Сейчас патриотизм всё больше связывают с состоянием государства. Правильно и совсем неправильно. Конечно, государство должно создать условия для жизнедеятельности человека, его творческого развития, обеспечения своего благосостояния. Но человек должен ценить Родину и Отечество в целом; уважать своё государство, способствовать его развитию. Ведь происходящий от древнегреческого “patris“ (“родина“, “отечество“) патриотизм определяется именно как любовь к родине. Не случайно именно Л. Д. Троцкому принадлежит подленькая фраза: «Будь проклят патриотизм!»[12]. Но не показной, а истинный патриотизм — это любовь к Родине, её прошлому и настоящему, это надежда и вера в её будущее; это не слепая любовь, а стремление сохранить и улучшить достоинства, сочетающееся с непримиримостью к недостаткам. И конечно, нужен не «квасной патриотизм», «ура-патриотизм», фальшивый (показной) патриотизм. Патриотизм — это прежде всего то главное и сокровенное, что связывает человека с историей страны, что заставляет благоговейно, но и вполне объективно, справедливо относиться к Отчизне, так как любовь к Родине и соотечественникам базируется прежде всего на верном представлении об их историческом развитии. Без истории нет будущего, а отрицая историю, народ лишается родословности.

На «круглом столе» в Петербурге «некоторые договорились до того, что стали указывать на общность российского патриотизма и… фашизма». Отмечая эту бестолковость, Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон сделал мудрое предостережение: «Воспитание патриотизма, не обоснованное нравственными аксиомами, неминуемо приводит к агрессивному национализму и ксенофобии. Именно поэтому Русская Православная Церковь утверждает, что, если у человека не сформировалась парадигма ценностей, если в мировоззрении юноши нет места для святого, то там не будет места и для патриотизма, тогда рано говорить и о служении Отечеству»[13].

История — именно история — является важнейшим «поставщиком» патриотизма. «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости. Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно»[14]. Это слова Великого Человека России — Александра Сергеевича Пушкина.

Год Российской Истории должен привнести лепту в воспроизводство всего лучшего, что имеет механизм передачи исторической памяти, и поправить то, что ущемлялось в прошлом. Прежде всего на исторический пьедестал надо возвести Человека Великой России. Так получилось, что в исторических сочинениях государство затмевало главный элемент истории — жизнь или жизнедеятельность людей, ходячими были посылы типа «народ — творец истории», «государство — это мы», забывая, что человек персонифицирован, даже в благополучной во всех отношениях семье родители и дети идентифицированы, у них может и должна быть преемственность, последовательность, но не может быть полного повторения, дети по логике продвинутее своих предков.

И всё же тяжёлая, затяжная болезнь исторической науки и популяризации истории — фальсификация. К этому надо подходить с пониманием того, что она появилась вместе с самой историей, в России как и в мире проявлялась во все периоды, при всех правителях и режимах. Но в конце прогрессивного двадцатого века и теперь в просвещённом XXI столетии она стала агрессивной, вульгарно наглой, далёкой от истины.

При Президенте Российской Федерации его Указом от 25 мая 2009 г. была образована Комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России[15]. Основными задачами Комиссии являются: обобщение и анализ информации о фальсификации исторических фактов и событий, направленной на умаление международного престижа России, и подготовка соответствующих докладов Президенту РФ; выработка стратегии противодействия попыткам фальсификации исторических фактов и событий, предпринимаемым в целях нанесения ущерба интересам нашей страны; подготовка предложений по осуществлению мер, направленных на противодействие попыткам фальсификации исторических фактов и событий, наносящих ущерб интересам России; рассмотрение предложений и координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и организаций по вопросам противодействия попыткам фальсификации исторических фактов и событий в ущерб интересам России; выработка рекомендаций по адекватному реагированию на попытки фальсификации исторических фактов и событий в ущерб интересам России и по нейтрализации их возможных негативных последствий[16].

Необходимость противодействия фальсификации ни у кого не может вызвать сомнения, наоборот, все как бы едины. Но содержательная сторона деятельности Комиссии понималась по-разному, в средствах массовой информации, особенно в Интернете высказано довольно много противоречивой информации. Но в Год Российской Истории укажем лишь на то, что никто (даже профессионалы историки) не почувствовал позитива от неё, а ведь прошло почти три года XXI столетия, да и её председателя единороссы делегировали на другое руководящее положение — спикером парламента[17]. А ведь расчёт был на то, что Комиссия будет стимулировать квалифицированный ответ на всякого рода фальсификации, мобилизовать для этого государственные и общественные информационные ресурсы. Более того, с учётом высшего президентского статуса ожидалось её позитивное влияние в сфере отечественной истории. Правда состав комиссии больше походит на структуру административного характера, а не научного[18]. Совсем непонятно, почему в Комиссии нет представителя Русской Православной Церкви[19] в силу огромной роли РПЦ во всей жизни России и её народа, а также соотечественников за рубежом, и с учётом предпринимающейся фальсификации церковной истории. В немалой степени и в силу того, что бывший Патриарх Алексий II и нынешний Патриарх Кирилл — умнейшие люди, они в своих проповедях, в многочисленных обращениях к народу всегда опираются на глубокие, достоверные исторические знания[20]. Настораживало и то, что вслед за федеральной стали создаваться свои самостоятельные комиссии в регионах. Как бы не переборщить, тем паче, что борщ — традиционно, исторически излюбленное блюдо россиян.

Ради справедливости будем иметь в виду, что государственные или общественные структуры по вопросам истории созданы во многих странах; как свидетельствует просачивающаяся информация, они борются с фальсификациями в их понимании и сами создают условия для фальсификаций в угодной им окраске. Во Франции есть закон об историках (так называемый исторический закон), существует компания французских историков. Президент Франции Николя Саркози считает, что нужно проводить определённую политику в области разработки истории[21]. С извинением замечу — как нужно это применительно к разработке российской истории!

Подчеркнём для усвоения — фальсификация это сознательное искажение исторических событий либо историческое мифотворчество, когда не имевшие место факты появляются в историческом труде; цели фальсификаций разнообразные — идеологические, политические, конъюнктурные. При этом следует развести «по разные стороны баррикад» понятия и сущность фальсификации и переписывания истории. Переписывания истории– это естественный творческий процесс, если, конечно, он не декларируется политико-идеологическими установками, то есть когда совершается фальсификация. Переписывание истории — это дальнейшее развитие исторических знаний, прежде всего с учётом новых источников, дополнительных сведений о результатах исторических фактов, событий, явлений, новых научных исследований; это движение к утверждению исторической правды и отказу от мифиозного их представления. Хотелось бы, чтобы Год Российской истории стимулировал этот процесс. И в то же время важно и необходимо застолбить как правило, что политические деятели, государственные чиновники не вправе указывать профессиональным историкам, какие выводы они должны получить при анализе исторических фактов и явлений, так как это будет уже не наука, а низкопробная агитка. Но при этом сами историки должны лучше осознавать лежащую на них ответственность, повышать требовательность к объективности, не допускать тенденциозности. Люди, вошедшие в мировую историю, пророчески предупреждали современников и людей будущего не «плевать в свой колодец», не забывать историю, какой бы ни была, памятуя, что она уже неизменна, это дальнее и ближнее, но прошлое.

Каждый божий день ребятня открывает «Дневник российского школьника». На каждой странице напечатана краткая историческая справка на видных деятелей отечественной истории и на значимые исторические события. О руководителе государства и партии в течение тридцати лет кроме дат жизни сказано только то, что правление Сталина характеризовалось массовыми репрессиями и расстрелами[22]. Правильно, но если только об этом говорится, сложится явно искаженное представление об истории страны, о нашем, советском народе. И уж совсем не позволительно допускать такую оплошность в издании, адресованном школьнику.

Итак…

Я бы предложил эпиграф Году Российской Истории: за правдивую, научно выверенную историю, которая учит, благословит на труд и знания во имя Отечества!



ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Указ Президента РФ «О проведении в Российской Федерации Года российский истории» от 09.01.2011 № 49 [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://президент.рф/acts/14238 (дата обращения 21.01.2012).

[2] Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.: Утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 [Электронный ресурс] // Сайт Совета Безопасности Российской Федерации URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html (дата обращения: 21.01.2012).

[3] Указ Президента РФ «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России» от 15.05.2009 № 549 [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1013526 (дата обращения: 20.01.2012).

[4] Троицкий В. Ю. О патриотическом воспитании. 13 березня 2010 р. [Электронный ресурс] // Blah-Blah. Патриотизм. URL: http://zen-dao.blogspot.com/2010/03/blog-post_4338.html (дата обращения: 21.01.2012).

[5] Соловьев В. История России для детей и взрослых. Для старшего школьного возраста. Изд. 2-е. М. : Белый город, 2003. 416 с. 25 000 экз. Бумага мелованная. Формат 60×88/8.

[6] Соловьев В. Указ. соч. С. 333, 335, 356.

[7] Цитирую по: Колесников В. Как нас пытаются лишить нашей истории [Электронный ресурс] // Российская Федерация сегодня. Журнал Федерального Собрания — парламента РФ. 2010. № 16. Август. URL: http://www.russia-today.ru/v-gos-dume/767-vladimir-kolesnikov-kak-nas-pytayutsya-lishit-nashej-istorii.html (дата обращения: 23.11.2010); Детей нужно воспитывать на позитивных исторических примерах — Данилов [Электронный ресурс] // РИА Новости. Образование. Аналитика и комментарии. 28.08.2009. URL: http://www.rian.ru/edu_analysis/20090828/182803972.html (дата обращения: 21.01.2012).

[8] Афоризмы об истории [Электронный ресурс] // Афоризмы, цитаты и крылатые слова. URL: http://aphorism-list.com/tema.php?page=istoria&tktema=istoria (дата обращения: 21.01.2012).

[9] Для подкрепления нашей позиции обратимся к свободной энциклопедии «Википедия»: «Инновация (англ. innovation) — это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем. Термин “инновация” происходит от латинского “novatio”, что означает “обновление” (или “изменение”) и приставке “in”, которая переводится с латинского как “в направление”, если переводить дословно “innovatio” — “в направлении изменений”. Само понятие “innovation” впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем. Более общее это понятие может применяться также и к творческой идее, которая была осуществлена». См.: Инновация [Электронный ресурс] // Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Инновация (дата обращения: 28.01.2012).

[10] Карамзин Н. М.Соч. Л., 1984. Т. 2. С. 49–50.

[11] Веслав Брудзиньский [Электронный ресурс] // Aphorism-Portal. Крупнейший портал афоризмов. URL: http://www.aphorism-portal.info/2007/09/20/veslav_brudzinskijj.html (дата обращения: 21.01.2012).

[12] Цит. по: Митрополит Иоанн. Свет во тьме светит, и тьма не объяла его…. [Электронный ресурс] // Союз нерушимый. URL: http://old-ru.ru/articles/art_5_11.htm (дата обращения: 21.01.2012).

[13] Чего боятся противники патриотического воспитания? [Электронный ресурс] // Борьба мировых центров. Архив публикаций. 26.04.2009. URL: http://www.win.ru/civil/1786.phtml (дата обращения: 21.01.2012).

[14] Пушкин А. С. Полн. собр. соч. М., 1950. Т. 5. С. 165.

[15] Указ Президента РФ «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России» от 15.05.2009 № 549 [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1013526 (дата обращения: 21.01.2012).

[16] Комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России [Электронный ресурс] // Президент России URL: http://archive.kremlin.ru/articles/216485.shtml (дата обращения: 21.01.2012).

[17] Уже после того, как данная статья была опубликована, стало известно, что Указом Президента РФ от 14.02.2012 № 183 «Об утверждении состава комиссии при Президенте Российской Федерации по формированию и подготовке резерва управленческих кадров, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» Указ Президента РФ от 15 мая 2009 г. № 549 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России» был признан утратившим силу. См.: Указ Президента РФ «Об утверждении...» от 14.02.2012 № 183 [Электронный ресурс] // Закон прост! Правовая консультационная служба. URL: http://zakonprost.ru/content/base/252916/ (дата обращения: 06.04.2012) (примеч. Ред.).

[18] Для истории заметим, что Комиссия в первосозданном виде включала 28 человек: руководитель Администрации Президента РФ — председатель Комиссии, заместители председателя Комиссии — заместитель Министра образования и науки РФ и помощник Руководителя Администрации Президента, ответственный секретарь Комиссии — начальник департамента Управления Президента по внутренней политике, члены Комиссии — начальник Управления Президента по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами, заместитель начальника Управления Президент по внешней политике, начальник Референтуры Президента, заместители министров юстиции, культуры, иностранных дел РФ, директор департамента министерства регионального развития (Минрегионразвития РФ), заместитель руководителя Федерального агентства по образованию (Рособразования, в ведении Министерства образования и науки), заместитель руководителя Федерального агентства по науке и инновациям (Роснаука), заместитель директора Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России), он же ответственный секретарь Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, руководитель Федерального архивного агентства (Росархив), заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать), заместитель руководителя Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодежь), начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ — первый заместитель Министра обороны РФ, начальник Службы внешней разведки России, начальник управления Федеральной службы безопасности России, заместитель Секретаря Совета Безопасности РФ, а также по согласованию с соответствующими структурами — первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, первый заместитель Председателя Совета Федерации ФС РФ, директор Института российской истории РАН, директор Института всеобщей истории РАН, председатель Комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести Общественной палаты Российской Федерации, президент Фонда изучения исторической перспективы. См.: Российская газета. 20 мая 2009 г. [Электронный ресурс] // Российская газета. Документы. URL: http://www.rg.ru/2009/05/20/komissia-dok.html (дата обращения: 20.01.2012).

[19] Комиссия против фальсификации истории [Электронный ресурс] // Мангуст. Сайт Ассоциации православных экспертов. URL: http://www.raskol.net/content/komissiya-protiv-falsifikatsii-istorii (дата обращения: 21.01.2012).

[20] См.: Криворученко В. К. Патриарх: с думой о молодёжи // Управление мегаполисом: Научно-теоретический и аналитический журнал. 2010. № 1. С. 76–96. Журнал входит в Список ВАК. В Википедии в статье «Патриарх Кирилл» указана ссылка на электронный вариант статьи.

[21] Н. Саркози: «Нам нужна та история, которой мы должны гордиться. Хватит каяться за то, что Франция не так себя повела в том или ином вопросе: в Алжире, выдавала евреев во время Холокоста и прочее. Хватит каяться». См.: «Нужна совместная кропотливая работа ученых, а не чиновные приказы». Создание комиссии по фальсификации истории в комментариях ученых. Подготовлено Екатериной Публичук. 20 августа 2009 г. [Электронный ресурс] // ПОЛИТ.РУ. URL: http://www.polit.ru/analytics/2009/08/10/istorija.html (дата обращения: 26.12.2011).

[22] История России. Учите заново [Электронный ресурс] // Spekulator URL: http://spekulator.livejournal.com/1400.html (дата обращения: 04.12.2010).


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Афоризмы об истории [Электронный ресурс] // Афоризмы, цитаты и крылатые слова. URL: http://aphorism-list.com/tema.php?page=istoria&tktema=istoria (дата обращения: 21.01.2012).

Веслав Брудзиньский [Электронный ресурс] // Aphorism-Portal. Крупнейший портал афоризмов. URL: http://www.aphorism-portal.info/2007/09/20/veslav_brudzinskijj.html (дата обращения: 21.01.2012).

Детей нужно воспитывать на позитивных исторических примерах — Данилов [Электронный ресурс] // РИА Новости. Образование. Аналитика и комментарии. 28.08.2009. URL: http://www.rian.ru/edu_analysis/20090828/182803972.html (дата обращения: 21.01.2012).

Инновация [Электронный ресурс] // Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Инновация (дата обращения: 28.01.2012).

История России. Учите заново [Электронный ресурс] // Spekulator URL: http://spekulator.livejournal.com/1400.html (дата обращения: 04.12.2010).

Карамзин Н. М.Соч. Л., 1984. Т. 2. С. 49–50.

Колесников В. Как нас пытаются лишить нашей истории [Электронный ресурс] // Российская Федерация сегодня. Журнал Федерального Собрания — парламента РФ. 2010. № 16. Август. URL: http://www.russia-today.ru/v-gos-dume/767-vladimir-kolesnikov-kak-nas-pytayutsya-lishit-nashej-istorii.html (дата обращения: 23.11.2010).

Комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://archive.kremlin.ru/articles/216485.shtml (дата обращения: 21.01.2012).

Комиссия против фальсификации истории [Электронный ресурс] // Мангуст. Сайт Ассоциации православных экспертов. URL: http://www.raskol.net/content/komissiya-protiv-falsifikatsii-istorii (дата обращения: 21.01.2012).

Криворученко В. К. Патриарх: с думой о молодёжи // Управление мегаполисом: Научно-теоретический и аналитический журнал. 2010. № 1. С. 76–96.

Митрополит Иоанн. Свет во тьме светит, и тьма не объяла его…. [Электронный ресурс] // Союз нерушимый. URL: http://old-ru.ru/articles/art_5_11.htm (дата обращения: 21.01.2012).

«Нужна совместная кропотливая работа ученых, а не чиновные приказы». Создание комиссии по фальсификации истории в комментариях ученых. Подготовлено Екатериной Публичук. 20 августа 2009 г. [Электронный ресурс] // ПОЛИТ.РУ. URL: http://www.polit.ru/analytics/2009/08/10/istorija.html (дата обращения: 14.02.2012).

Пушкин А. С. Полн. собр. соч. М., 1950. Т. 5. С. 165.

Российская газета. 20 мая 2009 г. [Электронный ресурс] // Российская газета. Документы. URL: http://www.rg.ru/2009/05/20/komissia-dok.html (дата обращения: 20.01.2012).

Соловьев В. История России для детей и взрослых. Для старшего школьного возраста. Изд. 2-е. М. : Белый город, 2003. 416 с. 25 000 экз. Бумага мелованная. Формат 60×88/8.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.: Утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 [Электронный ресурс] // Сайт Совета Безопасности Российской Федерации URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html (дата обращения: 21.01.2012).

Троицкий В. Ю. О патриотическом воспитании. 13 березня 2010 р. [Электронный ресурс] // Blah-Blah. Патриотизм. URL: http://zen-dao.blogspot.com/2010/03/blog-post_4338.html (дата обращения: 21.01.2012).

Указ Президента РФ «Об утверждении состава комиссии при Президенте Российской Федерации по формированию и подготовке резерва управленческих кадров, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» от 14.02.2012 № 183 [Электронный ресурс] // Закон прост! Правовая консультационная служба. URL: http://zakonprost.ru/content/base/252916/ (дата обращения: 06.04.2012).

Указ Президента РФ «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России» от 15.05.2009 № 549 [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1013526 (дата обращения: 20.01.2012).

Указ Президента РФ «О проведении в Российской Федерации Года российский истории» от 09.01.2011 № 49 [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://президент.рф/acts/14238 (дата обращения 21.01.2012).

Чего боятся противники патриотического воспитания? [Электронный ресурс] // Борьба мировых центров. Архив публикаций. 26.04.2009. URL: http://www.win.ru/civil/1786.phtml (дата обращения: 21.01.2012).


REFERENCES  (TRANSLITERATION)

Aforizmy ob istorii [Elektronnyi resurs] // Aforizmy, tsitaty i krylatye slova. URL: http://aphorism-list.com/tema.php?page=istoria&tktema=istoria (data obrashcheniia: 21.01.2012).

Veslav Brudzin'skii [Elektronnyi resurs] // Aphorism-Portal. Krupneishii portal aforizmov. URL: http://www.aphorism-portal.info/2007/09/20/veslav_brudzinskijj.html (data obrashcheniia: 21.01.2012).

Detei nuzhno vospityvat' na pozitivnykh istoricheskikh primerakh — Danilov [Elektronnyi resurs] // RIA Novosti. Obrazovanie. Analitika i kommentarii. 28.08.2009. URL: http://www.rian.ru/edu_analysis/20090828/182803972.html (data obrashcheniia: 21.01.2012).

Innovatsiia [Elektronnyi resurs] // Vikipediia. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Innovatsiia (data obrashcheniia: 28.01.2012).

Istoriia Rossii. Uchite zanovo [Elektronnyi resurs] // Spekulator URL: http://spekulator.livejournal.com/1400.html (data obrashcheniia: 04.12.2010).

Karamzin N. M.Soch. L., 1984. T. 2. S. 49–50.

Kolesnikov V. Kak nas pytaiutsia lishit' nashei istorii [Elektronnyi resurs] // Rossiiskaia Federatsiia segodnia. Zhurnal Federal'nogo Sobraniia — parlamenta RF. 2010. № 16. Avgust. URL: http://www.russia-today.ru/v-gos-dume/767-vladimir-kolesnikov-kak-nas-pytayutsya-lishit-nashej-istor... (data obrashcheniia: 23.11.2010).

Komissiia po protivodeistviiu popytkam fal'sifikatsii istorii v ushcherb interesam Rossii [Elektronnyi resurs] // Prezident Rossii. URL: http://archive.kremlin.ru/articles/216485.shtml (data obrashcheniia: 21.01.2012).

Komissiia protiv fal'sifikatsii istorii [Elektronnyi resurs] // Mangust. Sait Assotsiatsii pravoslavnykh ekspertov. URL: http://www.raskol.net/content/komissiya-protiv-falsifikatsii-istorii (data obrashcheniia: 21.01.2012).

Krivoruchenko V. K. Patriarkh: s dumoi o molodezhi // Upravlenie megapolisom: Nauchno-teoreticheskii i analiticheskii zhurnal. 2010. № 1. S. 76–96.

Mitropolit Ioann. Svet vo t'me svetit, i t'ma ne ob"iala ego…. [Elektronnyi resurs] // Soiuz nerushimyi. URL: http://old-ru.ru/articles/art_5_11.htm (data obrashcheniia: 21.01.2012).

«Nuzhna sovmestnaia kropotlivaia rabota uchenykh, a ne chinovnye prikazy». Sozdanie komissii po fal'sifikatsii istorii v kommentariiakh uchenykh. Podgotovleno Ekaterinoi Publichuk. 20 avgusta 2009 g. [Elektronnyi resurs] // POLIT.RU. URL: http://www.polit.ru/analytics/2009/08/10/istorija.html (data obrashcheniia: 14.02.2012).

Pushkin A. S. Poln. sobr. soch. M., 1950. T. 5. S. 165.

Rossiiskaia gazeta. 20 maia 2009 g. [Elektronnyi resurs] // Rossiiskaia gazeta. Dokumenty. URL: http://www.rg.ru/2009/05/20/komissia-dok.html (data obrashcheniia: 20.01.2012).

Solov'ev V. Istoriia Rossii dlia detei i vzroslykh. Dlia starshego shkol'nogo vozrasta. Izd. 2-e. M. : Belyi gorod, 2003. 416 s. 25 000 ekz. Bumaga melovannaia. Format 60×88/8.

Strategiia natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii do 2020 g.: Utverzhdena Ukazom Prezidenta RF ot 12 maia 2009 g. № 537 [Elektronnyi resurs] // Sait Soveta Bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html (data obrashcheniia: 21.01.2012).

Troitskii V. Iu. O patrioticheskom vospitanii. 13 bereznia 2010 r. [Elektronnyi resurs] // Blah-Blah. Patriotizm. URL: http://zen-dao.blogspot.com/2010/03/blog-post_4338.html (data obrashcheniia: 21.01.2012).

Ukaz Prezidenta RF «Ob utverzhdenii sostava komissii pri Prezidente Rossiiskoi Federatsii po formirovaniiu i podgotovke rezerva upravlencheskikh kadrov, izmenenii i priznanii utrativshimi silu nekotorykh aktov Prezidenta Rossiiskoi Federatsii» ot 14.02.2012 № 183 [Elektronnyi resurs] // Zakon prost! Pravovaia konsul'tatsionnaia sluzhba. URL: http://zakonprost.ru/content/base/252916/ (data obrashcheniia: 06.04.2012).

Ukaz Prezidenta RF «O Komissii pri Prezidente Rossiiskoi Federatsii po protivodeistviiu popytkam fal'sifikatsii istorii v ushcherb interesam Rossii» ot 15.05.2009 № 549 [Elektronnyi resurs] // Prezident Rossii. URL: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1013526 (data obrashcheniia: 20.01.2012).

Ukaz Prezidenta RF «O provedenii v Rossiiskoi Federatsii Goda rossiiskii istorii» ot 09.01.2011 № 49 [Elektronnyi resurs] // Prezident Rossii. URL: http://prezident.rf/acts/14238 (data obrashcheniia 21.01.2012).

Chego boiatsia protivniki patrioticheskogo vospitaniia? [Elektronnyi resurs] // Bor'ba mirovykh tsentrov. Arkhiv publikatsii. 26.04.2009. URL: http://www.win.ru/civil/1786.phtml (data obrashcheniia: 21.01.2012).


Криворученко Владимир Константинович — доктор исторических наук, профессор, заместитель начальника Управления аспирантуры, докторантуры и научной работы Московского гуманитарного университета, главный научный сотрудник Московского городского университета управления Правительства Москвы, академик Академии гуманитарных наук, член-корреспондент Российской академии естественных наук, академик Национальной академии ювенологии. Тел.: +7 (499) 374-68-87.

Krivoruchenko Vladimir Konstantinovich, Doctor of Science (history), professor, the vice-chief of the Postgraduate / Doctoral Education and Scientific Work Board at Moscow University for the Humanities, main scientific fellow at Moscow Government Moscow City University, member of the Academy of the Humanities, corresponding-member of the Russian Academy of Natural Sciences, member of the National Academy of Juvenology. Tel.: +7 (499) 374-68-87.

E-mail: vk.mosgu@gmail.com


Библиограф. описание: Криворученко В. К. Год российской истории [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2012. № 1 (январь — февраль). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/1/Krivoruchenko_The-Year-of-Russian-History/ (дата обращения: дд.мм.гггг).



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»