Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №2 2009 – Педагогика. Психология

Леонова И. В. Подготовка социальных педагогов к работе с девиантным поведением виктимных детей

Работа выполнена в рамках гранта Президента РФ «Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения виктимных детей» (МК-1130.2008.6).


УДК 376

Leonova I. V. Training of Social Pedagogues for the Work with Deviant Behaviour of Victim Children

Аннотация ◊ В статье рассмотрены пути подготовки социальных педагогов к сложным случаям в их будущей работе.

Ключевые слова: педагогика, социальная работа, девиантное поведение, виктимные дети.

Abstract ◊ In the article ways of social pedagogues training for complicated cases in the their future work are considered.

Keywords: pedagogy, social work, deviant behaviour, victim children.


В современных условиях существенной реорганизации всей структуры работы с детьми и молодежью, обращения к личности ребенка, отказа от традиционных, форм работы, появления широкой сети разноплановых и многопрофильных детско-юношеских объединений и сообществ требуется качественно новая система подготовки специалиста, готового к организации взаимодействия с детьми как в учебной, так и внеучебной деятельности. Тем более высокие требования должны предъявляться к специалистам социально-педагогической сферы, которые по определению должны работать по предупреждению и преодолению разнообразных социальных отклонений у детей и молодежи.

В то же время анализ существующей практики подготовки специалистов социально-педагогической деятельности свидетельствует об отсутствии целенаправленной системы формирования профессиональной готовности к такой деятельности, которую мы рассматриваем в контексте целостного педагогического процесса. Выпускники не владеют современной методикой работы с виктимными и девиантными детьми, не готовы к использованию гибких технологий, не владеют навыками диагностики социальных отклонений, коррекции и прогнозирования, не имеют коммуникативной культуры.

Поэтому, мы хотели бы рассмотреть вопрос о готовности специалиста работать с виктимными детьми. На наш взгляд, основные компоненты профессиональной готовности должны выглядеть следующим образом:

  • мотивационный компонент — профессиональные установки, интересы, стремление заниматься социально-педагогической деятельностью, помогать детям с разнообразными социальными проблемами, профессиональная направленность;
  • нравственно-ориентационный — нравственно-профессиональная ориентация, основой которой являются профессиональная этика, профессионально-нравственные взгляды, убеждения, принципы, готовность действовать в соответствии с ними;
  • познавательно-операциональный — мышление, внимание, память, восприятие, воображение, педагогические способности, действия, необходимые социальному педагогу для успешного выполнения профессиональной деятельности;
  • эмоционально-волевой — волевые процессы, обеспечивающие успешность процесса и результативность деятельности специалиста: восприимчивость, целеустремленность, самообладание, настойчивость, решительность, уравновешенность, выдержка, способность управлять своим поведением и поведением других, активность и саморегуляция, подвижность темпа работы, эмоциональный тонус;
  • рефлексивно-оценочный — самооценка своих личностных качеств, адекватная уровню профессиональной подготовленности в соответствии с процессом решения профессиональных задач, самопознание, отношение к себе.

Наши наблюдения позволили сделать вывод, что профессиональная подготовка социального педагога должна обязательно включать в себя формирование профессионально-этического потенциала социального педагога, его умения учитывать нравственно-психологическую суть дела, в профессиональной деятельности использовать свой профессионализм, моральную безупречность, авторитет, стиль работы в создании морального климата, в нравственном воспитании детей.

Формирование личности социального педагога — весьма сложный, многоаспектный и длительный процесс, который начинается и завершается за пределами учебных педагогических заведений. Актуально звучит сегодня позиция К. Д. Ушинского: «... в педагогические заведения надо принимать людей, специально к тому подготовленных, по крайней мере настолько, чтобы выразился их характер и способности, подающие надежды образовать из них хороших деятелей на поприще народного образования» (Ушинский, 1951: 49).

В этом блоке как особенно необходимые для работы с детьми виктимными, да еще отличающимися девиантным поведением мы выделяем следующие умения и навыки:

  • информационные умения и навыки: в отличие от взаимодействия с обычными детьми, виктимные требуют иной информационной насыщенности общения и большего терпения, выдержки, такта;
  • мобилизационные умения и навыки, которые включают быстрое вхождение в ситуацию, адекватность реакции на изменившиеся условия, на необычные способы эмоционального реагирования виктимных детей, на свойственные им и нехарактерные для обычных детей поведенческие реакции.

Следующей немаловажной сущностной характеристикой профессиональной готовности является, по нашему мнению, создание условий для постоянного накопления опыта решения социально- педагогических задач, которая тесным образом связана с овладением технологией процесса взаимодействия с «особыми» детьми. Мы считаем, что это на сегодняшний день — самое слабое звено в сложном процессе форм профессиональной готовности и профессионально-педагогической направленности личности, как ее составляющей. Причин слабости этой позиции много, но можно выделить главные: во-первых, низкий уровень мотивационно-ценностного отношения у студентов, пришедших в социальный педагогический вуз, к работе с детьми, особенно проблемными; во-вторых, существующие учебные планы и программы акцентируют все усилия на теоретической подготовке, развитии личности, и значительно меньше уделяется внимания обеспечению практической подготовки к участию в реальном социально-педагогическом процессе, которая требует введения тренинговых форм обучающей работы в вузе, изменения программ учебных практик, создания условий обучения, приближенных к реальным, т. е., использование возможности глубокого погружения в модель будущей социально-педагогической деятельности.

Таким образом, обсуждение проблемы модели готовности социального педагога к работе с детьми, имеющими проблемы в социализированности, привело нас к следующему выводу. Профессиональная готовность социального педагога к работе с виктимными детьми — целостное состояние личности, выражающее качественные характеристики ее сознания, стиль мышления, гражданскую и профессиональную позиции. Ее составляющими являются также знания, умения, и навыки, опыт и способность к педагогическому творчеству, мотивационно-ценностное отношение к работе с детьми.

Важнейшим условием совершенствования профессиональной подготовки социального педагога к работе с детьми — жертвами неблагоприятных условий социализации является овладение еще в студенческие годы теоретическими знаниями и практическими педагогическими умениями, сориентированными на развитие творческих способностей и индивидуальности студента.

Раскрывая сущностные характеристики практической готовности социального педагога к работе с девиантными виктимными детьми, необходимо подчеркнуть, что образовательное пространство педагогического вуза в целом ориентировано на овладение профессиональной деятельностью, предметом которой является ребенок. Конечно, фундамент профессиональной подготовки составляет комплекс современных научных знаний о человеке, его становлении и развитии в реальном социокультурном пространстве (Сластенин В. А., 1995: 112).

Однако следует отметить дефицит практической направленности в организации учебного процесса педагогических вузов, что сказывается на результате профессиональной подготовки выпускников, которые часто оказываются беспомощными перед реальной педагогической действительностью и пасуют, встречаясь с любыми отклонениями от нормы у детей.

По результатам нашего исследования можно сделать вывод, что сущность профессиональной готовности студентов к работе с виктимными детьми с девиантным поведением заключается в состоянии, при котором будущий социальный педагог практически, психологически и личностно готов к самостоятельному творческому общению и взаимодействию с проблемными детьми, в соответствии с индивидуальными особенностями и сочетанием в одном коллективе виктимных и обычных детей.

Наши наблюдения за деятельностью студентов в период прохождения психолого-педагогической практики свидетельствуют о том, что неуверенность, испытываемая ими в процессе социально-педагогической работы с виктимными детьми, чаще всего является результатом незнания или недостаточного знания специфики взаимодействия с такими детьми. Но, став личностно значимыми, ценности социально-педагогической деятельности помогают студентам найти правильный путь в разрешении проблем, регулируя их общественное и профессиональное поведение.

Чем ближе к окончанию университета находится студент, тем ближе к модельным должны быть его знания, умения, навыки, личностные качества. Все это требует некоторого пересмотра учебных программ и программ всех видов практик с целью их интегрированности и прибли­женности к реалиям современной действительности. Для этого в процессе педагогической подготовки будущего социального педагога необходимо соблюсти следующие важнейшие принципы:

  • единство социально-педагогической теории и практики (профессиональная готовность специалиста складывается из целостной подготовки, единство которой составляют общекультурная, психолого-педагогическая, а также специальная подготовка (согласно профилю) и различные виды практической деятельности, основанной на последовательном освоении будущими специалистами различных сред жизнедеятельности);
  • возможность координации с курсами, частных методик;
  • дифференциация и индивидуализация подготовки социального педагога (свобода выбора форм, методов, содержания образования, создание предпосылок для формирования индивидуального стиля деятельности социального педагога, работающего с виктимными детьми);
  • принцип оптимизации содержания, т. е. расширение и углубление содержания образования на основе учета новейших тенденций функционирования социума, опору на базовый компонент подготовки социального педагога, апробацию вариативных учебных планов и программ, исключающих дублирование учебной информации, учет внутри и межпредметных связей; освоение ведущих направлений социально-педагогической деятельности;
  • принцип гуманизации и гуманитаризации, предполагающий целенаправленное развитие профессионально-значимых качеств, выработку необходимого тона и стиля взаимоотношений между субъектами педагогического процесса на основе диалога, единство общекультурной, психолого-педагогической, специальной подготовки будущего социального педагога.
  • нацеленность на углубленное изучение философии воспитания, что должно было обеспечить осмысление сущности процессов развития и воспитания (обучения) как взаимодействия общечеловеческого, конкретно-исторического и национального компонентов культуры в процессе становления личности;
  • ориентацию на личность ребенка как субъекта взаимодействия;
  • связь изучения психолого-педагогической теории с педагогической практикой, интеграция теоретических и методических вопросов, практико-ориентированный характер их освоения, соотнесения теоретических положений и практики;
  • направленность на целостное видение социально-педагогической действительности.

Для большей практической ориентированности в процесс теоретической подготовки необходимо вводить:

  • ситуации формирования суждений, отношения, способности к общению — дискуссии, свободный диалог, ролевые игры, круглые столы, коллективное планирование и др.;
  • ситуации требующие ответственности, способности к принятию решений, такие, как: деловые игры, тренинги, работа в группах по выполнению заданий, турниры, практические работы, индивидуальные и коллективные исследования и пр.;
  • ситуации успеха, признания, достижения: конкурсы, выставки, тематические праздники, смотры, олимпиады, фестивали и пр.

Одним из важнейших факторов улучшения содержания и организации учебного процесса может явиться педагогически целесообразное включение активных методов, форм обучения. Среди них наибольшее предпочтение должно быть отдано лекциям — диалогам, раскрывающим одну и ту же тему, проблему с различных теоретических, методологических и технологических позиций. Например, в курсе «Социальной педагогики» проблемы девиации поведения детей рассматривались с психологических, педагогических и социологических позиций, а также с позиций медицины и юриспруденции.

Высокий ранг имели деловые, имитационные, ролевые игры, решение социально проблемных ситуаций, разработка и защита авторских и групповых проектов, тематические дискуссии, «круглые столы», конференции, защита реферативно-творческих работ, анализ индивидуальной и групповой деятельности в период практики, встречи-диалоги с учеными, практиками. Как показывает наше исследование, подобный подход находит применение не только в обще-профессиональных и специально-профессиональных дисциплинах, но и базовых учебных предметах, таких, как философия, культурология, социология и др. Система учебных проблемных ситуаций, имитационные игровые ситуации предоставляют возможности моделировать отдельные аспекты профессиональной деятельности, воспроизводить предметное и социально-психоло­гиче­ское содержание труда социального педагога.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Беличева, С. А. (1991) Охранно-защитная концепция социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. М. : Изд. консорциум «Социальное здоровье России». 199 с.

О социально-педагогической работе с детьми (1995) : методическое пособие. М. : Политиздат. 12 с.

Сластенин, В. А. (1995) Социальный педагог: готовность к профессиональной деятельности. М. : МГПУ. 440 с.

Ушинский, К. Д. (1948–1951) Материалы к 3 тому «Педагогической антропологии» // Ушинский К. Д. Собр. соч. : в 11 т. М. Т. 10. С. 49.


BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Belicheva, S. A. (1991) Okhranno-zashchitnaia kontseptsiia sotsial'noi profilaktiki otkloniaiushchegosia povedeniia nesovershennoletnikh. M. : Izd. konsortsium «Sotsial'noe zdorov'e Rossii». 199 s.

O sotsial'no-pedagogicheskoi rabote s det'mi (1995) : metodicheskoe posobie. M. : Politizdat. 12 s.

Slastenin, V. A. (1995) Sotsial'nyi pedagog: gotovnost' k professional'noi deiatel'nosti. M. : MGPU. 440 s.

Ushinskii, K. D. (1948–1951) Materialy k 3 tomu «Pedagogicheskoi antropologii» // Ushinskii K. D. Sobr. soch. : v 11 t. M. T. 10. S. 49.


Леонова Ирина Владимировна — кандидат педагогических наук, доцент, и.о. начальника отдела по координации научных исследований Московского гуманитарного университета.

Leonova Irina Vladimirovna, Candidate of Science (pedagogy), associate professor, the acting chief of the Scientific Investigations Coordination Department at Moscow University for the Humanities.


Библиограф. описание: Леонова И. В. Подготовка социальных педагогов к работе с девиантным поведением виктимных детей [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2009. № 2 — Педагогика. Психология. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/2/Leonova/ (дата обращения: дд.мм.гггг).



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»