Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №2 2009 – Педагогика. Психология
Косинова О. А. Традиция гражданско-патриотического воспитания российского Зарубежья в Китае в 1920–30-е годы
УДК 37:93
Kosinova O. A. The Tradition of Civil and Patriotic Upbringing of the Russian Abroad in the 1920–30s
Аннотация: Статья посвящена источникам и сущности традиции гражданско-патриотического воспитания подрастающих поколений российского зарубежья в Китае в 1920-30-е годы. Ее содержание раскрывается в работах педагогов, педагогических системах школ через такие понятия, как любовь к Родине и своей национальной культуре, православная вера, активная социальная позиция и др.
Ключевые слова: российское Зарубежье в Китае, теория педагогики, содержание воспитания, общее среднее образование, гражданско-патриотическое направление воспитания.
Abstract: The article covers the sources and essence of the tradition of civil and patriotic upbringing of the rising generation of the Russian abroad in China in the 1920–30s. Its content reveals in works of pedagogues, pedagogical systems of school per such concepts as love to Motherland and own national culture, the Orthodox faith, active social position, etc.
Keywords: Russian Abroad in China, theory of pedagogy, content of upbringing, secondary education, civil and patriotic school of upbringing.
В результате эмиграции в Китае оказалось довольно большое количество россиян. Постепенно в течение 1920-х годов они образовали центры локализации, основными из которых были: Северная Маньчжурия и Харбин, Тяньцзинь, Шанхай. В области образования формирующаяся диаспора характеризовалась созданием сети образовательных и воспитательных учреждений, общественных объединений педагогов, развитием патронатной деятельности, формированием детского и молодежного движения.
Центр российского Зарубежья в Северной Маньчжурии имел свои особенности. Традиции российской педагогической деятельности были заложены там еще до 1917 года, и к началу эмиграции в этом регионе была разветвленная система образовательных и воспитательных учреждений, органы управления ими, действовали детские и молодежные объединения. В регионе сложилась традиция образовательно-воспитательной деятельности. С возникновением российского Зарубежья она получила дальнейшее развитие.
Условия эмиграции актуализировали гражданско-патриотическое направление воспитательной работы. Ведущей идеей педагогической деятельности российского Зарубежья в Китае была идея национального возрождения. Сохранение национальной культуры обеспечивало существование российской диаспоры. В педагогическом аспекте эта идея означала: национально ориентированное содержание образования и воспитания, сохранение качества классического российского образования, развитие прогрессивных идей отечественной педагогической науки и др. Стремление к национальному возрождению обуславливало важность гражданско-патриотического воспитания. Объективно оно было направлено на сохранение этнокультурного единства российского Зарубежья в Китае.
Содержание этого направления воспитания определялось идеями: общности российской эмиграции, знания и уважения к своей культуре, стремлением познакомить с российской культурой народы Китая. Педагогические задачи в данной области воспитательной работы были следующими: формирование национального сознания, социализация личности детей и подростков, формирование коллективизма, развитие толерантного отношения к культурам других народов и стран, борьба с денационализацией.
Значимость гражданско-патриотического воспитания обусловила научный интерес к нему со стороны педагогов и деятелей образования. Тех или иных аспектов данной проблемы касались в своих работах: профессор права, председатель Комитета образовательных учреждений Г. К. Гинс, профессор Юридического факультета М. Н. Ершов, профессор истории, ректор Харбинского Педагогического института в 1930-е годы К. И. Зайцев и другие мыслители.
М. Н. Ершовым и Г. К. Гинсом, как представителями социальной педагогики, эта тема была затронута в связи с проблемой формирования правового сознания и гражданской позиции личности. Необходимо отметить, что актуальность данного аспекта обусловлена осознанием негативного влияния условий гражданской войны и беженского существования, имеющих значение факторов депривации личности подрастающего поколения. В связи с этим гражданско-патриотическое воспитание рассматривалось как педагогическое средство социализации детей и молодежи.
Г. К. Гинсом были выделены институты социализации личности: семья, школа, церковь. Общность в деятельности этих институтов и их воспитательной эффективности определялось, по его мнению, приверженностью национальным идеалам. Показателем успешности реализации задач гражданско-патриотического воспитания являлось приобретение подрастающим поколением качеств социальности, культурности, где существенно важной характеристикой было правовое сознание.
Г. К. Гинс, в соответствии с теорией солидаризма, сторонником которой он был, отмечал, что для успешной коллективной жизни индивидам необходимо понимание значимости интересов других людей. Прогрессивное развитие общества возможно на основе баланса интересов его субъектов. В соответствии с этими взглядами Г. К. Гинс сформулировал цель воспитания — формирование у подрастающего поколения правосознания и правовой культуры, — а также составляющие ее идеи: примат права, уважение личности, создание условий для формирования правосознания в образовательных учреждениях и детских коллективах. При этом воспитательная работа должна строиться в двух направлениях: индивидуального воспитания по передаче правовых знаний, воспитанию достоинства личности школьников, формированию коммуникативных умений, и коллективного — по выработке правил общежития, культивированию социальной активности, признанию ценности личности и необходимости единства индивидуальностей. Гражданско-патриотическое воспитание было осмыслено Г. К. Гинсом на основе принципа гуманизма.
В трудах М. Н. Ершова гражданско-патриотическое воспитание было связано с проблемой духовного становления личности. Отталкиваясь от идеи, что содержанием духовного развития каждого народа является его национальная культура, им были выделены доминанты национальной культуры: отечественная история, православные традиции, общность жизни (соборность), правда (право) и др. М. Н. Ершов отмечал, что эти компоненты одновременно являются внутренними регуляторами самореализации индивидуальности. Целью воспитания он считал формирование национального самосознания; его становление позволяет соединить национально обусловленные доминанты с особенностями личностного развития и обеспечить интеграцию личности в ту или иную социальную общность.
Духовность личности и ее правосознание обуславливали, по мнению Г. К. Гинса и М. Н. Ершова, активную гражданскую позицию индивида, выражающуюся в единении с соотечественниками, творческом развитии национальной культуры, укреплении сообщества российского Зарубежья в Китае.
Проблему гражданско-патриотического воспитания в 1930-40-е годы рассмотрел в своих работах К. И. Зайцев. Актуальность данной темы в этот период обусловлена военным временем, связанным с японской оккупацией территории Китая. Последовавшие за этим сокращение образовательной деятельности российского Зарубежья, отъезд молодежи в другие страны, распространение денационализации в целом негативно сказались на развитии педагогической деятельности, определив ее тенденцию к сокращению. Вместе с тем, именно названные проблемы обострили вопросы гражданско-патриотического воспитания. В трудах К. И. Зайцева, впоследствии принявшего духовный сан, данная проблема была тесным образом связана с темой духовности, точнее — православной духовности.
Становление личности, как носителя культуры в трудах К. И. Зайцева связано с восприятием таких ценностных понятий, как: православие, царство (общественная власть), вселенскость (географические просторы и многонациональный характер российского государства), духовность и др. Эти ценностные понятия сопровождают русского человека, так или иначе влияя на его мировоззрение, деятельность, представления. Социализация в обществе, в том числе, адаптация в условиях эмиграции, зависят от успешности усвоения этих доминант и, следовательно, цель школы заключается в привитии подрастающему поколению ценностных понятий своего народа.
Работы названных педагогов показывают, что гражданско-патриотическое воспитание было осмыслено ими в контексте формирования духовности детей и молодежи, в связи с нравственным и религиозным направлениями воспитания. Ими была также обоснована роль национальной российской культуры как источника содержания гражданско-патриотического воспитания. В педагогическом аспекте обращалось внимание, на то, что гражданско-патриотическое воспитание относится как к воспитательной, так и к образовательной функциям педагогического процесса.
В образовании компонент гражданско-патриотического воспитания был представлен, прежде всего, в содержании образования. В средней школе этому соответствовал приоритет предметов Россики, составлявших приблизительно одну треть учебного плана средней общеобразовательной школы, выработанного программными комиссиями Комитета образовательных учреждений Харбина в 1922-1924 годах. Русский язык, русская литература, история и география России, краеведение — предметы, которым придавалась не только образовательная, но и воспитательная роль. Такое понимание места и функций предметов Россики было характерно также для русского Зарубежья в Западной Европе. Педагогическим бюро по делам средней и низшей русской школы за границей последовательно отстаивалась идея повышения воспитательной функции образования. Общность позиций двух диаспор указывает на сходство педагогических задач и тенденций развития данного направления образовательно-воспитательной деятельности.
Особо следует отметить воспитательную роль Закона Божьего. Патриотизм связывался, прежде всего, с православием, как исконной религией большинства россиян. В связи с этим Закон Божий традиционно сохранял приоритетное место в учебных планах средней школы. Кроме того, в режим учебного дня школьников были включены молебны; традиционным было присутствие деятелей православной церкви на праздниках; ряд школ имел свои домовые церкви. Православная религия пронизывали все стороны жизни школьников. Интересно, что в вопросе определения основ авторитета учителей в детской среде Комитетом образовательных заведений обращалось внимание на отношение педагогов к религии и необходимость соблюдения ими религиозных традиций (ГА РФ. Ф.5772. Оп.1. Д.45. Л.22).
Гражданско-патриотическое воспитание было также одним из важных направлений воспитательной практики российского Зарубежья в Китае. Система гражданско-патриотического воспитания была поставлена в приюте-училище «Русский дом», организованном Иварским братством в 1920 году. Его директором в 1924-1934 годы был бывший лейтенант Русского Императорского флота Константин Иванович Подольский.
В педагогической системе К. И. Подольского прослеживаются две приоритетные идеи. Во-первых, национально-патриотического воспитания. Во-вторых, за основу организации жизни и деятельности приюта-училища была взята воспитательная система русских военных учебных заведений. Этому соответствовал второй девиз — слова адмирала П. С. Нахимова: «Родина ждет от каждого исполнения своего долга!». Воспитанники приюта носили матросскую форму, за что получили в городе название «маленьких матросов».
Педагогическую позицию К. И. Подольского отличали четкость и продуманность. Установленные в приюте-училище порядок деления детского коллектива на подразделения и система дежурств были нацелены на формирование у воспитанников дисциплинированности и самоорганизации. С 1923 года при «Русском доме» была основана церковь во имя Иоанна Богослова, настоятелем которой до конца 1930-х годов был законоучитель протоиерей о. Владимир Светлов. В приюте-училище регулярно отмечались религиозные праздники и знаменательные даты российской истории (Харбинский архив. Фонд «Русские материалы». Д.170. «Русский Дом», 1934).
В организации воспитательной работы педагоги российского Зарубежья в Китае старались использовать методы опосредованного воздействия на учащихся, предпочитая директивным способам воспитания стимулирование самовоспитания. В таком случае успешность воспитательных усилий зависела от педагогической концепции школы. Среди многообразия педагогических средств с точки зрения названной проблемы необходимо отметить приверженность педагогов эмиграции традициям гимназического образования. Русские гимназии Харбина, Шанхая, Тяньцзиня придерживались классического порядка, выработанного в практике данного типа учебных заведений России.
Подобной постановкой учебно-воспитательной работы отличалась гимназия имени Ф. М. Достоевского. Философия гимназии определялась им следующим образом: «Сторонники новизны во всем «во что бы то ни стало» нередко упрекают нашу эмигрантскую школу в том, что она продолжает жить в старых формах, больше преподает, чем изучает, гонится за формальными знаниями, заглушает индивидуальные стремления учащихся в ходе и приемах обучения и т. д. Трудно сказать — чего больше в этих упреках: прямого ли заблуждения или простого незнания истинного порядка вещей. Во-первых, перепрыгивать нам из русской школы в американскую, или сильно американизированную, совершенно не за чем, да и невозможно без того, чтобы не растерять, что имеем, ибо русское есть русское, только для нас оно хорошо, ценно и полезно, а американское есть американское, и, как нельзя лучше годится для американцев…» (Сборник памяти 1-го Харбинского русского реального училища, 1987: 39).
Четкая регламентация учебной жизни, определявшая, в том числе, права и обязанности учащихся, способствовали формированию у них правового сознания. Форма одежды и значки учебных заведений, традиции школьной жизни создавали основы для становления культуры поведения, формировали уважение к своей гимназии, гордость за нее. Директор гимназии Василий Савельевич Фролов, будучи убежденным патриотом, каждый день обращался к ученикам с такими словами: «Дети, помните! Россия без нас была, есть и будет. А мы без России — ничто!» (Косинова О. А., 2008: 197-198).
В гимназии имени Ф. М. Достоевского работали многочисленные кружки: истории, литературы, родиноведения, религиозно-просветительский, благотворительный. Темы рефератов учащихся говорят об их интересах: «Петербург как исторический памятник», «Время императрицы Елизаветы Петровны», «Русский чудо-вождь А. В. Суворов» и др. Отмечались даты, связанные с биографией Ф. М. Достоевского, и других русских писателей.
Активная внеурочная и внешкольная деятельность, включавшая кружки, секции, экскурсии и т.п., способствовали становлению коллектива учащихся. В результате в учебных заведениях формировалось ученическое сообщество с присущими ему традициями, внешней атрибутикой. Гражданско-патриотическое воспитание начиналось с консолидации маленького ученического сообщества, продолжалось участием в других объединениях российского Зарубежья, формируя привычку к проявлению и поддержке общественной инициативы.
В пользу данного вывода говорит факт многообразия объединений российского Зарубежья в Китае, буквально пронизывающего все социальные слои эмигрантского сообщества: детские и молодежные организации, общества выпускников различных учебных заведений, студенческие союзы, профессиональные объединения с культурно-просветительскими функциями. Об этом также косвенно свидетельствует распространение традиции благотворительности и разнообразие форм ее организации: балов, вечеров, докладов, спектаклей и т.п. О сложившихся традициях образовательно-воспитательной работы рассказывают сохранившиеся до настоящего времени сборники бывших выпускников учебных заведений: Первого харбинского реального училища, Лицея Святого Николая, юбилейный сборник Харбинского политехнического института и др.
Развитию гражданско-патриотического воспитания способствовали расширяющиеся международные контакты российского Зарубежья в Китае с другими российскими диаспорами, в частности, в Западной Европе. Налаженными контактами с этим регионом отличалось Первое смешанное реальное училище в Харбине.
В училище работал постоянный корреспондент Педагогического бюро, преподаватель и воспитатель шестого класса В. В. Пономарев, который обратился в Бюро с просьбой помочь установить общение своих воспитанников с учениками какой-либо русской гимназии в Европе и препроводил соответствующие письма детей. Бюро сделало в связи с этим первую попытку организации переписки между русскими школами. Всего было прислано девять писем. В Педагогическом бюро эти письма переслали директору гимназии в Моравской Тршебове В. Н. Светозарову. Учащиеся моравской Тршебовской гимназии в ответ послали шестнадцать писем (девять от мальчиков и семь — от девочек).
По источникам трудно установить, насколько длительной была переписка. Однако, факт ее установления наглядно показывает направленность работы педагогов российского Зарубежья в Китае на расширение контактов своих воспитанников. В заметке председателя Объединения русских учительских организаций А. В. Жекулиной в «Вестнике Педагогического бюро» отмечалось: «Переписка между детьми различных учебных заведений могла бы в нашем рассеянии сослужить нам, русским, большую службу. Наши школы раскинуты по различным странам — обычаи, природа в которых очень разнообразны, взаимное ознакомление детей с окружающей их обстановкой вызвало бы интересные темы для переписки. Переписка эта создала бы также и дружественные связи между школьниками. Можно было бы при желании наладить и обмен открытками, марками, работами. Можно было переписке устраивать шахматные состязания и конкурсы на литературные и исторические темы; обмениваться коллекциями, диапозитивами. Это взаимное общение скрасило бы жизнь наших эмигрантских интернатов и дало бы им связь с внешним миром, которой им часто недостает» (Вестник Педагогического бюро, 1927: С. 210-211).
Данная форма в определенной степени способствовала расширению социокультурных представлений учащихся о российском Зарубежье, формированию у них чувства единения со своими соотечественниками в других регионах, сопричастности происходящим там событиям.
Постоянные контакты Первого смешанного реального училища способствовали проявлению инициативы празднования в Китае Дня русской культуры. Праздник отмечался 6 июня и был приурочен ко дню рождения А. С. Пушкина как символа российской культуры. Педагогические задачи определялись духовно-нравственным и гражданско-патриотическим направлениями воспитания.
Эту традицию, начавшуюся в 1926 году, быстро подхватили другие учебные заведения и учреждения дальневосточной диаспоры. В подготовке и проведении Дня русской культуры принимали участие школы, вузы, администрация Харбина, общественные объединения, культурные учреждения. Праздник стал формой выражения единства российского Зарубежья. В программу входили: православная служба, доклады на темы русской истории и насущным проблемам российского Зарубежья, концерт. Известно, что в проведении Дня русской культуры принимали активное участие такие учебные заведения, как: коммерческие училища, гимназия имени Ф. М. Достоевского, лицей Святого Николая, «Русский дом» и других крупных учебных заведений города. В Шанхае, где так же отмечался этот праздник, его участниками были: мужское коммерческое училище, Русский школьный комитет, Казачий союз и другие объединения русской эмиграции.
С 1929 года стал праздноваться День русского ребенка. Праздники отмечались во всех центрах локализации российского Зарубежья в Китае. Подготовка к праздникам была включена в планы воспитательной работы всех учебных заведений. К их проведению учащиеся различных школ готовили парады, гимнастические выступления, концерты. Оба праздника отмечались синхронно дальневосточным и западноевропейским зарубежьем. Таким образом, российским Зарубежьем в Китае была развита традиция общеэмигрантских праздников, имеющих большое воспитательное значение. Данная педагогическая традиция была частью внеурочной воспитательной работы. Ее особенность заключалась в том, что воспитательное воздействие на детей и молодежь осуществлялась со стороны всего сообщества российского Зарубежья.
Гражданско-патриотическое воспитание было также направлением в работе с детскими и молодежными организациями. Национальная организация русских разведчиков, основанная в Западной Европе в 1928 году полковником П. Н. Богдановичем, была нацелена на сохранение русской молодежи от денационализации. В Китае находился один из крупных отделов этой организации. Программа воспитания состояла из элементов: религиозного, физического, социального воспитания, объединенного национально-патриотической идеей. Символика, форма, традиция православных праздников подчеркивали национальный характер этой организаций.
Национальная организация витязей, один из отделов которой был основан в Харбине в конце 1920 — начале 1930-х годов, стремилась к объединению и воспитанию русских детей и молодежи под девизом «За Русь, За Веру!». Программа воспитания включала в себя решение следующих задач: развитие правильного сознания своего долга в отношении Церкви, Родины, ближнего и Общества; развитие и выработку характера на началах христианской любви к ближнему, беззаветной преданности православной Церкви и усвоения ее учения, как основы жизни; развитие сознательного чувства любви и преданности своему отечеству России и веры в ее лучшие стороны, через ознакомление с историей России, ее культурой, искусством, великими людьми, бытом, народным творчеством, экономическими богатствами и природой; развитие положительных качеств характера, как: безупречной честности, ответственности, самоотверженности, дисциплины, верности и чистоты в мыслях и поступках; развитие чувства внимания и заботливости, взаимной поддержки; подготовка к самостоятельной жизненной борьбе за всестороннее физическое воспитание, выносливость, неприхотливость, через развитие природных способностей, трудолюбия и самодеятельности (Окороков А. В., 2000: 55-56).
В результате деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения русских эмигрантов возникла система работы, включающая в себя: определение содержания, методов и форм воспитания, налаживание взаимодействия с различных социальными институтами и общественными объединениями россиян в Китае, а также в других странах, дифференциацию по учреждениям образования и воспитания, педагогическим подходам к постановке, осмыслению и решению педагогических задач. Данный опыт позволил продолжить эту работу в последующие годы существования российского Зарубежья в Китае.
Список источников и литературы
Вестник Педагогического бюро. Прага, 1927. № 6. С. 210–211.
ГА РФ. Ф.5772. Оп.1. Д.45. Л.22.
Из интервью с Т. С. Гартунг 28.05.2008 г. в Москве// Косинова, О. А. (2008)
Педагогические традиции российского Зарубежья в Китае в конце XIX — первой половине ХХ веков. М. С. 197–198.
Окороков, А. В. (2000) Молодежные организации русской эмиграции (1920–1945 гг.). М.: АПП «Джунгар». С. 55–56.
Сборник памяти 1-го Харбинского русского реального училища. Сидней, 1987. С. 39.
Харбинский архив. Фонд «Русские материалы». Д.170. «Русский Дом». Юбилейный альбом-сборник приюта. Харбин, 1934.
Косинова Оксана Анатольевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. Тел.: 374-74-59. Эл. адрес: kosinova1967 (at) rambler.ru
Kosinova Oksana Anatolievna — candidate of science (in pedagogy), associate professor of Pedagogy and Psychology of the Higher School Department of Moscow University for the Humanities. Tel.: 374-74-59. E-mail: kosinova1967 (at) rambler.ru
|
|
Вышел в свет
№4 журнала за 2021 г.
|
|
|