Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №2 2009 – Педагогика. Психология
Казеичева И. Н. Самообразование: требования современности и актуальные уроки истории
УДК 37.041
Kazeicheva I. N. Self-education: Challenges of Modernity and Actual Lessons of History
Аннотация: В статье изложены взгляды великих педагогов XVII–XIX веков на проблему саморазвития и самообразования личности. Через прочтение трудов мыслителей XVII–XX вв. сделана попытка ответить на следующие вопросы: 1) Каким быть педагогу, учителю, наставнику? 2) Как наилучшим образом решить задачу его профессионального образования, развития? 3) Какова роль самосовершенствования в этом процессе?
Ключевые слова: самообразование, саморазвитие.
Abstract: In the article the views of some great pedagogues of the XVII–XIX centuries on the problem of self-development and self-education are outlined. Trough interpretation of works by the thinkers of the XVII–XX centuries the author is attempting to answer the following questions: 1) What kind of person a pedagogue, a teacher, a tutor should be? 2) How should we solve the task of his/her professional education and development in the best way? 3) What is the role of self-improvement in this process?
Keywords: self-education, self-development.
…Смотри же, не являешься ли часом именно ты сам
главным препятствием для обновления школы!
П. П. Блонский (1917 г.)
Одной из задач социокультурной модернизации образования XXI века является задача развития «компетентности к обновлению компетенций»[1], что при условии стремительного роста информационных потоков и темпе социальных изменений позволяет справляться с различными профессиональными и жизненными проблемами как подрастающему поколению, так и тем, кто призван обеспечить достижение жизненных притязаний молодых — их учителям и наставникам.
В свою очередь, личностно-ориентированная модель образования формирует новые цели образования, направленные на максимальное раскрытие и развитие индивидуальных способностей личности, ее интересов, потребностей, мотивов, ценностных установок; обращает свое внимание на развивающегося человека, его запросы и познавательные интересы, условия жизнедеятельности и трудности. Все это возможно при наличии рядом с учеником педагога с выработанной потребностью в самопознании, саморазвитии, находящегося в постоянной готовности к самообразованию, способного к систематическому труду над собой.
Таким образом, возникает необходимость создания в образовательных учреждениях условий, при которых будет обеспечиваться профессиональное развитие педагога, направленное на удовлетворение потребностей в социализации и самореализации, а также на повышение культурного, образовательного, профессионального и научного уровней.
Появляются противоречия:
1) между достаточной теоретической разработанностью вопросов обеспечения необходимых условий профессионально-личностного развития учителя и недостаточной адаптацией разработанных технологий к образовательной практике;
2) между стремительным ростом информации, появлением новых сведений и невозможностью усвоить их человеком с несформированными приемами продуктивного овладения знаниями;
3) между необходимостью применять новое в педагогической практике и психологической неготовностью учителя к самообразованию и саморазвитию.
Слова, вынесенные в качестве эпиграфа к этой статье, заставляют остановиться и задуматься, наверное, каждого неравнодушного учителя. А что он делает в школе? Насколько правильным путем он следует, не наносит ли он вред своим подопечным, своим ученикам, своим воспитанникам? Не тормозит ли он их развитие, не тормозит ли он сам себя в своем развитии? Попробуем ответить на эти вопросы, перечитав труды великих педагогов прошлого.
Вопрос о том, каким быть педагогу, учителю, наставнику, как наилучшим образом решить задачу его профессионального образования, развития, какова роль самосовершенствования в этом процессе — занимал умы учёных с момента становления педагогической науки. В трудах многих мыслителей Нового (с XVII в. до 90-х гг. XIX в.) и Новейшего (с 90-х гг. XIX в. до середины XX в.) времени большое внимание сконцентрировано на проблеме саморазвития и самообразовании личности. Рассмотрим основные идеи профессионального самосовершенствования, изложенные в трудах великих педагогов XVII–XIX веков.
К числу наиболее ярких выразителей новых педагогических идей в Западной Европе XVII–XVIII вв. относится, вне всякого сомнения, гениальный чешский мыслитель и педагог-практик Ян Амос Коменский (1592–1670), труды которого получили широкую известность и мировое признание и сохраняют свое научное значение. Коменский написал свой знаменитый труд «Великая дидактика», в котором разработал основные вопросы теории и организации учебной работы с детьми. В 1652–1653 г. он создал «Законы хорошо организованной школы», где был рассмотрен широкий круг педагогических проблем преимущественно школоведческого характера[2]. Все труды Я. А. Коменского пронизаны идеей пансофии — всеобщей мудрости, которая должна быть предметом познания для человека на протяжении всей его жизни, охватывая мир духовный, мир моральный и мир материальный. «…Пусть будет установлено: всем, рожденным людьми, безусловно, необходимо воспитание для того, чтобы они были людьми, а не дикими животными, не бессмысленными зверями, не неподвижными чурбанами. Отсюда следует и то, что каждый настолько превосходит других, насколько он более других упражняется»[3]. Большой интерес представляет труд Коменского «Всеобщее воспитание» («Пампедия»), в котором педагог излагает популярную сейчас концепцию непрерывного образования человека и делает акцент на образовании и самообразовании: «Великолепно было бы соблюсти и осуществить также, чтобы каждый, кто родился человеком и научен пользоваться разумом, сам для себя стал школой, книгой и учителем; чтобы каждый в беседах с другими был школой, книгой и наставником также и для своего ближнего и, наконец, чтобы нигде не было недостатка в народных школах (collegiatae scholae), общедоступных книгах (publici libri) и учителях»[4].
В творческом наследии многих мыслителей содержатся идеи необходимости постоянной работы над собой и своим развитием. Среди них Иоганн Фридрих Гербарт (1776–1841), Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790–1866) и Гербарт Спенсер (1820–1903). Многие мысли, которые они развивали, остаются актуальными и в наше время. Так, средством достижения необходимых целей, по И. Ф. Гербарту, является усвоение простых нравственных идей, определяющих обязанности человека по отношению к самому себе и другим людям: «Педагогика — это наука, необходимая для воспитателя лично»[5].
Особое внимание личности учителя, его профессиональным качествам уделял в своих трудах Адольф Дистервег. Особенно жизненными и полезными являются его идеи о подготовке народных учителей. В «Руководстве к образованию немецких учителей» (1835 г.) одно из «Правил обучения, касающихся учителей», звучит так: «Никогда не останавливайся! …лишь до тех пор являешься способным начать образование других, пока продолжаешь работать над собственным образованием и видишь в самой школе, в общении с детьми и преподавании главное образовательное средство. Образование никогда и нигде не является чем-то законченным и завершенным. Оно находится в становлении и изменении, чего нельзя себе представить без деятельности, движения, роста. Если верно, что образование других состоит преимущественно в их возбуждении, а это возбуждение зависит от самодеятельности возбуждающего, то отсюда следует, что подобное обучение для самого учителя является школой самообразования в высшем смысле слова»[6]. Вряд ли можно сказать лучше и полнее.
Мысли Ф. А. В. Дистервега подхватывает в своих трудах Герберт Спенсер. В работе «Воспитание: умственное, нравственное и физическое» (1861 г.) ученый подчеркивает, что «…образование должно быть обращено в процесс самообразования и, следовательно, в процесс приятного обучения» и выражает надежду, «…что процесс этот не прекратится вместе со школьными занятиями»[7].
Активно разрабатывались идеи профессионально-личностного становления и развития педагога российскими учеными. Огромный вклад в развитие отечественной педагогики внесли К. Д. Ушинский (1824–1870), Н. И. Пирогов (1810–1881), Л. Н. Толстой (1828–1910), П. Ф. Каптерев (1849–1922), П. П. Блонский (1884–1941).
Выдвигая принцип единства и бессословности образования, Н. И. Пирогов особое значение придавал деятельности учителя. В своей статье «Быть и казаться» (1858 г.) он говорил о необходимости подготовки таких учителей, которые смогут по-новому строить воспитание и обучение ребенка. Много внимания он уделял повышению научного уровня образования и считал, что наука не только развивает интеллект человека, но и является могучим средством воспитания.
Основателем научной педагогики и народной школы в России считается К. Д. Ушинский — автор ряда известных трудов по вопросам обучения и воспитания, а именно: «О пользе педагогической литературы» (1857), «О народности в общественном воспитании» (1857), «Три элемента школы» (1857), «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (в 2 т., 1868–1869). Разрабатывая педагогику как науку, К. Д. Ушинский особое внимание уделил личности учителя и системе его подготовки. Взгляды на этот вопрос изложены им в целом ряде работ. В самом начале своей педагогической деятельности К. Д. Ушинский в своих трудах показывает, что «самый существенный недостаток в деле русского народного просвещения есть недостаток хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей»[8]. В статье «О пользе педагогической литературы» (1857) К. Д. Ушинский говорит о необходимости поднять авторитет учителя, раскрывает его огромную общественную роль. В ней он рисует яркий образ народного учителя и формулирует основные требования к нему. Прежде всего, К. Д. Ушинский высказывает мысль о том, что учитель — самый важный элемент в педагогическом процессе: «...влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений»[9]. Здесь же К. Д. Ушинский дает яркую характеристику общественного значения народного учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя <…> посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по наружности,— одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые пополнения»[10]. Высокое общественное значение учителя определяет, по мнению Ушинского, серьезные требования к нему. Одним из важнейших качеств, которым должен обладать учитель, является дар убеждения; учитель обязан привить своим воспитанникам определенные взгляды и создать систему ценностей, а это возможно лишь в том случае, если он имеет свое мировоззрение. «Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением»[11]. Убеждения учителя нельзя заменить ни инструкциями, ни контролем, ни никакими программно-методическими указаниями. Учитель, лишенный твердых убеждений, превращается в слепого исполнителя.
Во многих своих работах К. Д. Ушинский выражает твердое убеждение в том, что одним из важнейших качеств учителя являются знания не только в рамках преподаваемого предмета, но и специально педагогические. Природные воспитательные таланты, которые сами прокладывают себе дорогу, встречаются редко, «знание и умение преподавать и действовать преподаванием на умственное и нравственное развитие детей могут быть сообщены молодым людям, и не обладающим особенными способностями»[12]. Ушинский разработал вопрос о различных формах и содержании подготовки учителя. Подчеркивая важность педагогической направленности преподавания наук в учительской семинарии, Ушинский вместе с тем придавал большое значение специальной педагогической и методической подготовке учителя. Учитель должен получить такие специальные педагогические знания, которые бы помогли ему определить цель воспитания и руководить процессом воспитания на всех этапах. Однако одних теоретических знаний учителю недостаточно, необходимо еще овладеть практическим искусством преподавания, получить навыки педагогической работы. Кроме того, Ушинский считал, что будущему народному учителю следует научиться красиво и правильно писать, рисовать, чертить, читать ясно и выразительно и, если возможно, даже петь.
Перед педагогическими факультетами К. Д. Ушинский ставил следующие задачи: 1) разработка наук, всесторонне изучающих человека «со специальным приложением к искусству воспитания»; 2) подготовка широко образованных педагогов; 3) распространение среди учителей и общественности педагогических знаний и убеждений. Наряду с выполнением этих задач педагогические факультеты должны обеспечивать высококвалифицированными кадрами учительские институты и семинарии.
Разрабатывая проблему подготовки учителя, К. Д. Ушинский рассматривает роль женщины в воспитании и обучении детей. Он выступил в защиту женщин-учительниц, которые, по его мнению, могут быть «не только отличными учительницами в младших классах, но и образцовыми преподавательницами в классах высших, и притом — преподавательницами таких предметов, каковы, например, химия, физика, высшая геометрия»[13]. Ушинский подчеркивает, что учитель не должен ограничиваться полученными знаниями. Очень важно развить в педагоге способность и готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора. Учитель учит успешно до тех пор, пока учится сам. Взгляды К. Д. Ушинского на педагога и его подготовку проникнуты большой любовью к народному учителю и его благородному труду. Он высоко поднял общественное значение учителя, разработал систему его научной и педагогической подготовки, значительную часть своих работ посвятил именно народному учителю. Идеи К. Д. Ушинского по-прежнему сохраняют свою творческую силу, в системе педагогической подготовки учителей плодотворно используется прогрессивное наследие великого русского педагога.
Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л. Н. Толстой, который в имении Ясная Поляна в начальной школе для детей крестьян реализовывал свои мысли об обучении и воспитании. В трудах Л. Н. Толстого также прослеживается мысль о необходимости самообразования педагога. «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на ответы и вопросы, тем легче будет учиться ученик»[14].
П. Ф. Каптерев привлекал внимание ученых и педагогов к проблеме саморазвития личности и ее усовершенствовании. В работе «Педагогический процесс» он говорит об этом как о процессе «творческого характера», процессе «самобытном». Каптерев высказывает мысль о том, что «усовершенствование не чуждо саморазвитию: саморазвиваясь, организм совершенствуется, делается сильнее, крепче, лучше»[15].
И поэтому, говоря словами писателя и педагога, издателя книг по педагогике И. И. Горбунова-Посадова, «первая и главная работа учителей, родителей, воспитателей — это работа над самовоспитанием, потому что самовоспитание родителя, учителя, воспитателя создаёт лучшую среду для детей; наилучшая среда создает лучшие условия для выявления всех великих возможностей, лежащих в каждом сыне человечества»[16]. По мнению И. И. Горбунова-Посадова, «самые высшие требования должны предъявлять к себе родители, воспитатели и учителя. Их дело всех ответственнее, всех труднее»[17].
Не потерявшие свою актуальность вопросы, значимые и в наши дни, в 1917 году в работе «Задачи и методы новой народной школы» задает П. П. Блонский: «Не отбывает ли учитель в классе опостылевшую ему повинность за гроши ежемесячного жалованья, и не проходит ли его личная жизнь где-то в стороне, то в томлении и тоске “культурной одиночки”, то в моральном падении и опустошении души?» [18]
В последнее время много говорится о творческом развитии детей, творчестве учителя. Вслед за П. П. Блонским хочется повторить: «Любите жизнь и как можно больше живите живою жизнью… Школа должна дать место жизни учителю, иначе она не будет иметь учителей — живых людей. Школа должна дать возможность учителю стать человеком для детей и жить в классе интенсивной человеческой жизнью»[19].
С. Л. Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью. Говоря о повышении профессионального мастерства учителя через самообразование, постоянную работу над собой, необходимо помнить о том, что учитель — лицо школы; при этом ценность школы приравнивается к ценности ее педагогического коллектива и, в частности, каждого педагога в отдельности. Развиваясь, учитель развивает своих учеников, а по меткому выражению Ф. А. Дистервега, не потерявшему актуальности и в наши дни («Покажи мне своих учеников, и я увижу тебя!») можно судить и о личности педагога, и его вкладе в судьбы вверенных ему детей.
Литература
1. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования как реализация целевых установок Послания президента РФ Д. А. Медведева Федеральному Собранию [Электронный ресурс] / А. Г. Асмолов. URL: http://mo.mosreg.ru/userdata/d-asl-42326.ppt#302,22 (дата обращения: 09.08.2009)
2. Ушинский К. Д. Избранные труды. В 4 кн. Кн. 1: Проблемы педагогики / К. Д. Ушинский; сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э. Д. Днепрова. М.: Дрофа, 2005. — 638 с. ISBN 5-7107-8996-8 (кн. 1)
3. Ушинский К.Д. Избранные труды. В 4 кн. Кн. 2: Русская школа / К. Д. Ушинский; сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э. Д. Днепрова. М.: Дрофа, 2005. — 447 c. ISBN 5-7107-8997-6 (кн. 2)
4. Ушинский К.Д. Избранные труды. В 4 кн. Кн. 3: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии (1) / К. Д. Ушинский; сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э. Д. Днепрова. М.: Дрофа, 2005. — 557 с. ISBN 5-7107-8998-4 (кн. 3)
5. Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 2. Новое время / Под ред. А. И. Пискунова. М.: ТЦ Сфера, 2006. — 464 с. ISBN 5-89144-681-2
6. Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 3. Новейшее время / Под ред. А. И. Пискунова. М.: ТЦ Сфера, 2007. — 560 с. ISBN 5-89144-707-Х
Казеичева Ирина Николаевна — главный специалист, педагог-психолог Управления образования администрации г. о. Орехово-Зуево.
Тел.: 8 (496) 422-11-14
Kazeicheva Irina Nikolaevna — the chief specialist, pedagogue-psychiatrist of the Board of Education of the Orekhovo-Zuyevo Administration.
Tel.: 8 (496) 422-11-14
E-mail: ikazeicheva (at) yandex.ru
[1] Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования как реализация целевых установок Послания президента РФ Д. А. Медведева Федеральному Собранию [Электронный ресурс] / А. Г. Асмолов. URL: http://mo.mosreg.ru/userdata/d-asl-42326.ppt#302,22 (дата обращения: 09.08.2009)
[2] Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 2. Новое время / Под ред. А. И. Пискунова. М., 2006. С. 9.
[8] Ушинский К. Д. Избранные труды. В 4 кн. Кн. 2: Русская школа / К. Д. Ушинский; сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э. Д. Днепрова. М., 2005. С. 47.
[9] Ушинский К. Д. Избранные труды. В 4 кн. Кн. 1: Проблемы педагогики / К. Д. Ушинский; сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э. Д. Днепрова. М., 2005. С. 32.
[12] Ушинский К. Д. Избранные труды. В 4 кн. Кн. 2: Русская школа / К. Д. Ушинский; сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э. Д. Днепрова. М., 2005. С. 40.
[13] Ушинский К. Д. Избранные труды. В 4 кн. Кн. 1: Проблемы педагогики / К. Д. Ушинский; сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э. Д. Днепрова. М., 2005. С. 538.
[14] Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 2. Новое время / Под ред. А. И. Пискунова. М., 2006. С. 405.
[15] Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 3. Новейшее время / Под ред. А. И. Пискунова. М., 2007. С. 56.
|
|
|
|
Вышел в свет
№4 журнала за 2021 г.
|
|
|