Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №2 2009 – Педагогика. Психология

Ястребова А. П. Потребности в контексте теории социального благополучия

УДК 159.9

Iastrebova A. P. Needs in the Context of the Theory of Social Welfare

Аннотация: В статье разнообразные социальные потребности человека рассматриваются в контексте теории благополучия и в частности в ракурсе взглядов А. Маслоу. Дается типология разных групп потребностей с точки зрения их соответствия объективным обстоятельствам и субъективно воспринимаемому благополучию.

Ключевые слова: потребности, интересы, благополучие, А. Маслоу, удовлетворение, социальная ситуация, взаимоотношения, взаимопонимание.

Abstract: In the article various social needs of human being are considered in the context of the theory of social welfare and in the perspective of A. Maslow’s views in particular. The typology of different groups of needs are given in the terms of their accordance with external circumstances and subjectively perceived welfare.

Keywords: needs, interests, welfare, A. Maslow, satisfaction, social intuition, relationship, mutual understanding.


Статья посвящена типологии социальных потребностей в контексте теории социального благополучия, в том числе, как основание для манипуляций. Однако прежде нам необходимо выяснить соотношение понятий удовлетворения социальной потребности и благополучия: благополучие означает наличие «блага» для удовлетворения каждой потребности. Интересно с научной точки зрения было бы разработать реестр потребностей и сопоставить его с наличествующими благами, причем слово «благо» имеет здесь специфическое значение. Это не просто физические предметы или услуги, но и абстрактные, социальные или психологические факторы, такие как любовь, престиж и т. д. (Gimbutas, 1974: 502).

Интересно рассмотреть в этой связи реестр человеческих потребностей Мэррея, который приводит их систематический анализ, классифицирующий потребности индивида в соответствии с четырьмя аспектами:

  • первичные и вторичные потребности, в зависимости от того, имеют ли они физиологическое происхождение;
  • позитивные и негативные потребности, в зависимости от того, привлекает ли объект индивида;
  • явные и латентные потребности, в зависимости от того, обусловливает ли потребность действительное или воображаемое поведение;
  • осознанные и неосознанные потребности, в зависимости от того, связаны ли они с интроспективными процессами индивида.

Интересно, что на базе данных категорий Мэррей выводит 37 потребностей, при этом ученый полагает, что все люди обладают одними и теми же потребностями, но признавал, что выражение их будет для разных людей различным в силу различий факторов личных и факторов среды. Непосредственно социальные потребности могут быть спровоцированы как внутренними, так и внешними стимулами и могут быть в определенные периоды сильными или слабыми. Причем, потребности существуют в трех состояниях:

  • рефракторном, когда никакой стимул не способствует пробуждению потребности;
  • внушаемом, когда потребность пассивна, но может быть возбуждена;
  • активном, при котором потребность определяет поведение организма.

Отсюда напрашивается вывод о том, что деятельность в области управления системой социальных потребностей и современного маркетинга может иметь непосредственное влияние на внушаемые потребности. Применительно к нашему исследованию интересна также типология потребностей, предложенная Маслоу (Маслоу, 1999). Согласно мнению этого ученого, который некоторым образом похож на предыдущий метод, группируя фундаментальные потребности, можно свести их к ряду категорий, однако его анализ не сводится просто к классификации, он постулирует существование иерархии потребностей, зависящей от фазы развития индивида:

  • Физиологические потребности фундаментальны; будучи удовлетворенными, они перестают быть детерминирующими факторами мотивации и более на поведение не влияют.
  • Потребности в безопасности: физическая безопасность, сохранность структуры организма, психологическая безопасность, консервация психической структуры личности.
  • Потребность в формировании личности, чтобы чувствовать ответственность за собственную судьбу.
  • Социальные потребности: желание объединяться в группу, взаимодействовать с себе подобными, ощущают потребность любить и быть любимыми. Взаимопомощь, сопричастность, чувство общности также социальные потребности.
  • Потребности в уважении: самоуважение, личное достоинство, уверенность в себе и собственная компетентность, ощущение, что цели значимы, также то, как нас оценивают другие.
  • Потребность в признании, в наличии социального статуса.
  • Потребности в самоактуализации.
  • Последние потребности находятся наверху лестницы человеческих потребностей, включают самореализацию и развитие; потребность преодолеть самих себя; использовать все свои возможности и раздвинуть заданные рамки; придать значение вещам и обнаружить их смысл существования.

Интересно, что рассматривая теорию иерархии потребностей по А. Маслоу, возникает неизбежный вопрос о мотивации, который, возможно, является наиболее важным во всей персонологии и теории социальных потребностей. Маслоу полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной, действительно, мотивационные процессы являются сердцевиной гуманистической теории личности. Маслоу описал человека как «желающее существо», который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения, полное отсутствие желаний и потребностей, когда (и если) оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека, в том случае, когда человек удовлетворяет и ее, еще одна шумно требует удовлетворения: социальная и культурная жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают, в той или иной степени удовлетворяя свои потребности (Маслоу, 1999).

Подчеркнем, что Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, или инстинктоидные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания, они включают в себя потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и моральных опасностей со стороны окружающей среды и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.

При этом важно отметить, что социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, включающие в себя чувство принадлежности к кому-либо или чему-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки. Потребности в уважении включают в себя потребности в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании, а потребности самовыражения — потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности. Маслоу сформулировал три допущения относительно человеческой природы, которые составляют основу его теории:

  • люди — нуждающиеся существа, потребности которых никогда не могут быть удовлетворены;
  • состояние частичного или полного неудовлетворения потребностей побуждает человека к действию (согласно Маслоу, «лучший способ побудить кого-нибудь к поиску любви — отказать ему в ней»);
  • существует иерархия потребностей, в которой основные потребности низкого уровня находятся на нижних ступенях, а потребности более высокого уровня — на самом верху.

Интересно, что в качестве фундамента иерархии потребностей располагаются физиологические потребности в пище, воде, одежде, жилье, сексе, это потребности выживания. По мере того, как физиологические потребности удовлетворяются, появляются потребности в безопасности и социальные потребности, люди нуждаются в защите от опасностей и неопределенностей в будущем. В промышленно развитых странах пища уже может не быть проблемой для большинства населения, но оно ощущает настоятельную потребность в защите от неспособности зарабатывать в старости, серьезных болезней и прочих опасностей в неопределенном будущем.

Безусловно, не все потребности соотносятся с безопасностью и выживанием отдельной личности, люди нуждаются также в общении, признании со стороны других и ощущении причастности, например, к коллективу. Поэтому третий уровень иерархии Маслоу носит также название потребности в причастности, которые, по нашему мнению, тоже могут быть отнесены к социальным потребностям. Далее следует потребность в уважении, ибо каждый из нас стремится к нему: человеку необходимо верить, что его поступки и потребности, а также их удовлетворение имеют смысл, что он честен, благороден, его принимают как друга, как уважаемого коллегу. В том случае, когда человек уверен в таком приеме со стороны других, наша потребность в уважении удовлетворена.

Важно также отметить в данной связи, что на самой вершине иерархии находится потребность в самореализации — более полном выявлении талантов и мастерства, которые человек в себе несет. Однако, в то время как остальные потребности часто удовлетворяются, немногие обычные личности самореализуются, при этом самореализация — это поиск, цель, а не какое-либо определенное свершение, это состояние, когда всегда есть работа, которую надо сделать, отношения, которые надо улучшить, возможности, которые надо использовать. Маслоу разделил также потребности в своей иерархии на две большие категории:

  • Дефицитные потребности охватывают потребности на низших уровнях.
  • Потребности роста суть потребности в уважении и самореализации.

Подчеркнем, что дефицитные потребности удовлетворяются за счет факторов, так или иначе внешних по отношению к личности, а к ним относятся, например, пища, здоровая окружающая среда, друзья и любимые люди, тогда как потребности роста присуща личности, ее внутренним характеристикам. В основе данной схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху, следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая, расположенная выше, потребность проявится и станет действующей. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации.

Таким образом, мы приходим к выводу, согласно которому физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены прежде, чем возникнут потребности безопасности; физиологические потребности и потребности безопасности и защиты должны быть удовлетворены до некоторой степени прежде, чем возникнут и будут требовать удовлетворения потребности принадлежности и любви. По Маслоу, это последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. Ученый исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей и что чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.

Важно отметить, что ученый допускал исключения из этого иерархического расположения мотивов, признавая, что какие-то творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы. По его мнению, также есть люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод и жажду или даже умереть, чем отказаться от них. Наконец, Маслоу предполагал, что некоторые люди могут создавать собственную иерархию социальных и культурных потребностей благодаря особенностям своей биографии: например, люди могут отдавать больший приоритет потребностям уважения, а не потребностям любви и принадлежности, их больше интересует престиж и продвижение по службе, а не интимные отношения или семья. Однако, в целом, однако, чем ниже расположена потребность в иерархии, тем она сильнее и приоритетнее.

Отметим, что ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего», потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух и более уровнях потребностей. Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет потребности в следующей степени:

  • 85 % — физиологические,
  • 70 % — безопасность и защита,
  • 51 % — любовь и принадлежность,
  • 40 % — самоуважение,
  • 12 % — самоактуализация.

Отметим, что те или иные социальные потребности, появляющиеся в иерархии, возникают постепенно, люди не просто удовлетворяют одну потребность за другой, но одновременно частично удовлетворяют и частично не удовлетворяют их. Следует также отметить, что, по мнению ученого, неважно, насколько высоко продвинулся человек в иерархии потребностей: если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены.

Мы согласны с тем, что использование теории Маслоу в управлении системой социальных потребностей актуально для нашего времени, для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Российским культурологам, экономистам и менеджерам необходимо знать, что в большинстве случаев в связи с низким уровнем жизни в стране, с одной стороны, и с высоким уровнем образования, с другой стороны, им необходимо мотивировать подчиненных, используя все уровни потребности в комплексе. С помощью только экономических стимулов удовлетворяются потребности низших уровней.

Отметим, что ученым были также разработаны рекомендации по удовлетворению потребностей, так, например, для удовлетворения социальных потребностей необходимо:

  • Создание в коллективах единой команды.
  • Построение работы так, чтобы сотрудники могли общаться.
  • Проведение периодических совещаний.
  • Сохранение неформальных групп, если они не наносят организации ущерба.
  • Создание условия для социальной активности работников вне ее рамок

Для удовлетворения потребности в самоуважении следовало:

  • Предлагать подчиненным содержательную работу.
  • Обеспечивать положительную обратную связь с результатами.
  • Высоко оценивать и поощрять достигнутые подчиненными результаты.
  • Привлекать подчиненных к формулировке целей и выработке решений.
  • Делегировать подчиненным дополнительные полномочия.
  • Продвигать подчиненных по служебной лестнице.
  • Обеспечивать обучение и переподготовку.

Интересно, что в целях удовлетворения потребности в самовыражении, по мнению ученого, нужно обеспечивать подчиненным возможности для обучения и развития. По Маслоу, у потребностей существует ранжирование по приоритету: мы начинаем с попыток удовлетворить доминирующие потребности, прежде чем переходим к следующей категории, удовлетворение потребностей низшего порядка позволяет более высоким потребностям служить мотиватором нашего поведения и влиять на него. Существует прогрессивное ослабление интенсивности потребностей, уже удовлетворенных, и повышение интенсивности потребностей высшего порядка, еще не удовлетворенных. Наблюдается также эволюция структуры потребностей в зависимости от развития индивида по мере его перехода от общей цели выживания или обеспечения жизненного минимума к целям более высокого порядка, касающимся стиля или качества жизни.

Научный интерес вызывает исследование Маслоу именно социальных потребностей, так как он выдвигает на передний план не только многомерную структуру потребностей, но и тот факт, что потребности характеризуются разной степенью интенсивности для различных индивидов. В действительности эти категории потребностей постоянно сосуществуют, причем та или иная категория приобретает большую важность в зависимости от особенностей индивида или в соответствии с обстоятельствами, в которых данный индивид находится. Таким образом, товары, разрабатываемые для удовлетворения социальных потребностей, необходимо соответствующим образом планировать: благо или товар может исполнять более чем одну роль или функцию, помимо основной. Люди используют товары не только из практических соображений, но и для связи, с их помощью, с окружающей средой, чтобы показать, кто они есть, продемонстрировать свои чувства и т. д.

Отметим, что развитие современной культуры и научно-технического прогресса ведет к созданию более совершенных предметов, удовлетворяющих ту же потребность, в результате потребность в конкретном изделии переходит в стадию угасания, начинает сокращаться. Одновременно возникает потребность в усовершенствованном изделии, которое так же, как и прежнее, попеременно проходит рассмотренные стадии. Данный закон является движущей силой экономического роста, в силу того, что человеку требуется всегда больше, чем он достиг. В литературе встречается также классификация личных социальных потребностей, в зависимости от характера, природы возникновения выделяют три основные группы: физические, социально-психологические и интеллектуальные.

Однако, на наш взгляд такая классификация не правомерна, мы признаем, что любая потребность, в том числе, и в пище, одежде, жилье, в двигательной активности, сне обусловлена так или иначе социумом и культурой, поэтому в этом смысле, все потребности могут быть названы социальными. И безусловно, характер производства, социальный строй, уровень развития культуры и конкретный условия, в которых находятся люди, накладывают на них отпечаток: степень их развития, формы проявления, способы удовлетворения всех потребностей видоизменяются и совершенствуются по мере развития производительных сил и производственных отношений. Так, например потребность в жилище из простейшей нужды в крыше над головой превратилась в высокоразвитую потребность в благоустроенном жилье и стала частью статусной потребности и предметом имиджа.

Иными словами, можно сказать, что в широком смысле социальные потребности — это все человеческие потребности, поскольку они возникают в связи с функционированием человека в обществе и культуре. Однако в узком смысле к непосредственно социальным могут быть отнесены следующие: потребность в общественной деятельности, потребность в самовыражении, потребность в общении с людьми, потребность в обеспечении социальных прав, потребность в творчестве.

Традиционно известно, что социальные потребности рождаются в процессе деятельности человека как общественного субъекта, в отличие от физических они не задаются природой, не закладываются генетически, а приобретаются в ходе становления человека как личности, его развития как члена общества. К социальным иногда относят интеллектуальные и духовные потребности, которые рождаются разумом человека и связаны с его интеллектуальной и духовной деятельностью. К интеллектуальным могут быть отнесены потребности в познании окружающего мира, образовании, повышении квалификации, различных видах творческой деятельности, в том числе и творческой самодеятельности. Как и социальные, в узком смысле этого слова, интеллектуальные являются потребностями, созданными обществом, развиваются вместе с развитием человека, повышением его интеллектуального уровня, приобретаются в процессе становления человека как личности. Безусловно, решающую роль в этом играет культурная и общественная среда, в которой находится и воспитывается человек.


Список литературы

Маслоу, А. (1999) Мотивация и личность. СПб. : Евразия.

Gimbutas, M. (1974) The Gods and Goddesses of Old Europe. Los Angeles.


Ястребова Александра Петровна — аспирант Московского государственного университета культуры и искусств.

Iastrebova Aleksandra Petrovna — a postgraduate of Moscow State University of Culture and Arts.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»