OPUS UNIVERSUM: «всеобщее творение» музыкального искусства
В середине осени 2016 г. в музыкальной жизни столицы появился новый молодежный проект. Необычное латинское название, глубина идеи, оригинальность стройно расположенных программ, яркий артистический кворум составляют его неповторимый облик. К числу индивидуальных черт этой идеи можно причислить и концепцию анонсирования. На официальном сайте и страницах в социальных сетях публикуются фото- и видеорепортажи не только о главных событиях проекта, но и о репетициях, будничных событиях жизни артистов академического мира. Есть и ответы на вопросы слушателей концертных программ.
«В рамках этого проекта мы открываем двери каждому, кто хочет узнать о мире классической музыки и о жизни артистов…» — говорят руководители проекта.
«Всеобщий труд», «всеобщее творение», «целая профессия» — так переводится латинское название Международного музыкального проекта OPUS UNIVERSUM («Опус универсум»). Его артистов — столь разных и непохожих — объединяет идея глубокого творческого поиска как образа жизни, как способа противостояния тенденциям «упрощения», столь характерным для сегодняшнего времени. Результат продолжительной творческой работы, объединения умов, взаимодействия разных точек зрения, пониманий авторского текста, диалога различных творческих миров вне времени и пространства — это и есть «всеобщий труд», «всеобщая профессия», «целая профессия», тот самый OPUS UNIVERSUM, эпиграфом к описанию которого была выбрана фраза актера и режиссера Ю. Мильтиниса «Не ищите в искусстве новое, ищите вечное». Глубокий духовный поиск и смелость творческих решений — непременные условия обращения к вечному, а потому всегда новому.
Анна Янчишина, Елена Тарасова, Сергей Суворов
OPUS UNIVERSUM представляет свои программы в Центральном музее музыкальной культуры Всероссийского музейного объединения имени М. И. Глинки. Первый цикл концертных программ носит название «Музыка Времени». К этому моменту успешно прошли четыре программы цикла («Величие барокко / Стройность классицизма»; «Романтические категории возвышенного»; «Русский романтизм. Между действительностью и мечтой»; «Геометрия пространства. Линии Новой простоты»). В календаре предстоящих событий проекта еще две программы — «Игра со временем. Реминисценции и аллюзии» (10 декабря, 19:00), «Музыка впечатления. Из мимолетного в вечное, из мгновения в век» (23 декабря, 19:00).
«Мне кажется, что это редкий проект… Мне кажется, что единственный. Были отдельные философские конференции на тему “Философия и музыка” с участием музыкантов, но так, чтобы музыканты наконец-то пробудили у зрителей желание вместе подумать о философской идее произведения — это впервые...» — делится впечатлениями о работе в рамках OPUS UNIVERSUM ведущая концертов, автор исследовательских работ по истории европейской музыки, современной музыкальной политике и проблемам музыкального образования Наталья Даль.
Наталья Даль
«В этом проекте демонстрируются абсолютно разные стили и эпохи, что редко можно увидеть сейчас в одном абонементе. В нескольких концертах показать все эпохи и стили — мне кажется, это очень здорово…» — говорит артистка проекта, лауреат международных конкурсов, скрипачка Анна Янчишина.
Анна Янчишина
«Мы живем в очень быстро живущем мире… Мы все торопимся, мы все постоянно в делах. А этот проект заставляет нас остановиться, зайти в красивый концертный зал, послушать красивую музыку, подумать о смысле слов, которые я исполняю, а кто-то слушает. Это очень нужно — как слушателям, так и мне…» — говорит певица, лауреат международных конкурсов Мирослава Фльорчак.
Мирослава Фльорчак
В день открытия проекта, 15 октября 2016 г., звучала музыка И. С. Баха, В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена. Следует отметить, что выбранные для исполнения в программе «Величие барокко / Стройность классицизма» трио венских классиков по странному стечению обстоятельств нельзя назвать часто звучащими в концертах в наше время.
Программа «Романтические категории возвышенного» охватила большой временной период. Путешествие в эпоху романтизма начиналось от вокального сочинения Ф. Шуберта «Гретхен за прялкой», написанного 17-летним композитором в 1814 г. на стихи И. В. Гёте, и завершалось поздним сочинением М. Бруха — Картинами для кларнета, альта и фортепиано (1911), которые отделяет от сочинения Шуберта почти век.
В программе «Русский романтизм. Между действительностью и мечтой» звучала фортепианная музыка. Раннее произведение П. И. Чайковского (юношеская фортепианная соната, написанная в год окончания Петербургской консерватории) сочеталось в программе с последним сочинением С. В. Рахманинова — «Симфоническими танцами», исполненными в авторской версии для двух фортепиано.
Самое время сказать несколько слов об артистах проекта, воплощающих эти программы в жизнь. OPUS UNIVERSUM объединил недавних выпускников Московской консерватории, лауреатов международных конкурсов, сочетающих активную концертную деятельность в России и за рубежом и преподавательскую деятельность в стенах Alma Mater. В проекте принимают участие Анна Янчишина (скрипка), Елена Корженевич (скрипка), Евгений Румянцев (виолончель), Елена Тарасова (фортепиано), Мирослава Фльорчак (сопрано) /Польша/ , Николай Агеев (кларнет), духовой квинтет Московской консерватории Modus Vivendi. Приглашены к участию лауреаты международных конкурсов Сергей Полтавский (альт), Сергей Суворов (виолончель), Михаил Турпанов (фортепиано), Алексей Кудряшов (фортепиано), Олеся Кравченко (орган), Айдана Карашева (арфа) /Казахстан/, Сюй Кехань (фортепиано) /Китай/. Автором идеи и художественным руководителем проекта является Елена Тарасова. В составе руководства — кларнетист Николай Агеев (исполнительный директор проекта) и журналист Екатерина Гоголева (исполнительный продюсер).
Елена Корженевич, Елена Тарасова
Николай Агеев
Олеся Кравченко
Сергей Полтавский, Николай Агеев, Елена Тарасова
Алексей Кудряшов
Елена Тарасова
Попечительский совет OPUS UNIVERSUM составили следующие имена: профессор Московской консерватории, профессор Бостонского университета, заслуженный артист России П. Т. Нерсесьян; народный артист России, лауреат Государственной премии Д. Л. Мацуев; заслуженная артистка России, профессор Московской консерватории М. И. Кравченко; заслуженный артист России, профессор Московской консерватории А. Б. Тростянский; солистка Государственного академического Большого театра, обладатель Гран-при конкурса BBC «Певец мира» (Кардифф) Е. Н. Щербаченко; народный артист России, профессор Московской консерватории Р. О. Багдасарян; руководитель Артистического центра Yamaha, кандидат искусствоведения О. А. Левко.
24 ноября состоялась четвертая программа цикла под названием «Геометрия пространства. Линии Новой простоты», о которой хочется сказать особые слова. Обостренные линии сочинений С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича, звучавших в первом отделении, прекрасно сочетались с пространством «нового консонанса» Арво Пярта и Георгса Пелециса. Выбранное художником по свету решение концерта противопоставило «декларацию» мыслей и идей первого отделения тишине и частности второго. В этом была особая красота.
Главным событием четвертой программы цикла стала российская премьера фортепианного сочинения Паскаль Якубовски (Франция). Наша современница, она создает произведения для различных исполнителей и инструментальных составов по заказам государства, Радио Франс, многих престижных фестивалей. Ее сочинение «Эллипсы» было написано для фестиваля Les Pianos Folies (автор концепции и директор — И. Оффруа, художественный советник — Н. Оффруа), который проходит каждый год во французском городе Ле-Туке на побережье Ла-Манша. Среди участников фестиваля — множество российских артистов, таких как Григорий Соколов, Николай Луганский, Борис Березовский и др. В августе этого года в рамках VIII фестиваля Les Pianos Folies состоялась мировая премьера «Эллипсов», а 24 ноября сочинение предстало в виде российской премьеры в проекте OPUS UNIVERSUM. Обе премьеры исполнила Елена Тарасова.
Паскаль Якубовски
Сочинение «Эллипсы» продолжительностью менее десяти минут представляет собой макромир, в котором правят глубина смысла, причудливость мелодических линий, прозрачность тембровых и оригинальность фактурных решений, рожденных творческой интуицией и яркой индивидуальностью композитора.
Автор исследовательских работ по истории европейской музыки, современной музыкальной политике и проблемам музыкального образования Наталья Даль анализирует сочинение Паскаль Якубовски: «“Эллипсы” — потрясающее воображение композитора бесконечности вселенной мадам Паскаль звучат в исполнении пианистки Елены Тарасовой, которая сумела передать всю утончённость акустической материи слушателю. Мадам Паскаль черпает вдохновение в “невозможности возврата”. Сшивая музыкальными нитями прошлое и будущее, находит или интуитивно угадывает новые сочетания отражённых частотных характеристик звуков не электронного инструмента XXI века, а “зеркала” фортепиано. Указания мадам Паскаль в музыкальном тексте, частая смена размеров и темпов способствуют выражению извечной мечты о свободе, воплощаемой лишь в музыке…»
Информационные партнеры проекта: радиостанция «Орфей», медиахолдинг News Media, портал культурного наследия «Культура.РФ», газета «Музыкальный клондайк», сетевое издание m24.ru, информационный портал «Музеи России», Общественное информационное агентство «ПроАртИнфо», Новости классической музыки ClassicalMusicNews.ru, интернет-портал о классической музыке Belcanto.ru, Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир», Электронная энциклопедия «Мир Шекспира», Электронное научное издание «Современники Шекспира», Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение», Московский гуманитарный университет, Электронное научное издание «Н. Г. Чернышевский», Электронное научное издание «В. Г. Белинский», интернет-журнал ERFOLG, Афиша.ру, афиша нового формата KudaGo, элитный женский журнал Women’s Time, «Мир женской политики», онлайн-журнал «ОКНО В МОСКВУ. Столичные истории и не только».
По вопросам приобретения билетов: +7 (495) 739-62-26 (музей).