31-е заседание Русского интеллектуального клуба на тему «Воспитание новых поколений: от стратегии к действию»
25 мая 2016 г. в Зале заседаний Ученого совета Московского гуманитарного университета состоялось 31-е заседание Русского интеллектуального клуба на тему «Воспитание новых поколений: от стратегии к действию».
Вступительное слово произнес Президент Русского интеллектуального клуба ректор Московского гуманитарного университета, доктор философских наук, профессор Игорь Михайлович Ильинский. Он рассказал об истории формирования концепции воспитания жизнеспособных поколений на базе исследований, проводившихся в Научно-исследовательском центре при ВКШ (позже Институте молодежи, ныне МосГУ), об участии сотрудников НИЦ в работе над Законом о молодежи, принятом по проекту, созданному под его научным руководством в апреле 1991 г.
И. М. Ильинский подробно рассказал о подготовке в 1995 г. государственного доклада по проблемам воспитания подрастающего поколения. Доклад был представлен российскому правительству, назван очернительским и запрещен для рассылки в регионы. Но борьба за возрождение воспитания как важнейшей задачи государства и общества продолжалась. МосГУ в этой борьбе отстаивал принципиальную позицию, состоящую в последовательной реализации неразрывной связи воспитания и обучения в образовательных организациях всех уровней, включая и высшую школу. «Когда я думаю о том, что было сделано за 25 лет после Великой Октябрьской социалистической революции: были созданы экономика, промышленность, армия, образование и многое другое. Да, конечно, там было много издержек, но тем не менее многое было создано. Когда мы сегодня говорим об изменениях в условиях развития человека и самого человека, то вопросов возникает множество. Что сейчас происходит — вот это нам надо обсудить с точки зрения условий, целей и задач воспитания нового человека» — сказал И. М. Ильинский.
И. М. Ильинский
Для обсуждения на заседании Русского интеллектуального клуба были предложены следующие вопросы:
- Воспитание новых поколений как проектирование будущего.
- Разрушение советской системы воспитания: пиррова победа либералов.
- Концепция воспитания жизнеспособных поколений 1995 года: новые смыслы через два десятилетия.
- Возможна ли единая стратегия воспитания в обществе без идеологии?
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года: как от декларации намерений перейти к эффективным действиям?
- Ценностные ориентации российской молодежи и задачи «воспитательного фронта»
С основным докладом по теме заседания выступил вице-президент Русского интеллектуального клуба, директор Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, доктор философских наук, профессор Валерий Андреевич Луков.
Вал. А. Луков
Он отметил, что проблема воспитания стала осознаваться как особо актуальная для современного российского общества с 2014 г. Должны были произойти события на Украине, чтобы на уровне государственной власти в России стало ясно значение воспитания как важнейшего направления государственной деятельности. В докладе были проанализированы новейшие документы в этой области, и прежде всего Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года. Были показаны трудности на пути ее создания, но особенно — на пути ее реализации. Возможны ли практические действия в сфере воспитания новых поколений, адекватные требованиям времени? Отвечая на этот вопрос, В. А. Луков выделил три основные позиции:
1. Нужен новый поворот к теории воспитания, к Руссо, Макаренко, педагогам-новаторам советского времени. Надо снова прочесть концепции воспитания, появившиеся в 1990-х годах как ответ на обновление общества и его идейных и нравственных устоев. Концепция воспитания жизнеспособных поколений И. М. Ильинского обрела новые смыслы через два десятилетия после своего создания.
2. Задачи «воспитательного фронта» необходимо связать с задачами молодежной политики — государственной и общественной, что означает прежде всего вовлечь саму молодежь в процесс воспитания через взаимодействие в патриотических практических делах, через самовоспитание и самореализацию.
3. В условиях идейного плюрализма и нравственной неопределенности в российском обществе невозможно ожидать успеха в массовом освоении новыми поколениями некоторой нормативно установленной сверху системы социальных и культурных ценностей. Но, во-первых, необходимо искать те точки, где есть потенциал сближения идейно-нравственных позиций в молодежной среде, работать в этом направлении, особенно в вопросах исторического сознания, демифологизации истории России, восстановления правды о трудных, но великих подвигах народа и его вождей, о вкладе в мировую культуру, в науку и искусство. Во-вторых, надо создавать очаги культурного развития, творческого роста детей и молодежи, используя прежде всего славные своими высокими достижениями и традициями университеты, школы, детские сады и в не меньшей степени общественные организации и движения, любительские объединения, спортивные общества. Использовать силу убеждения, какой обладают художественная литература и искусство. В таких очагах воспитательной деятельности не удастся оградить молодых людей от всякого рода соблазнов и примитивного прожигания жизни, но если не опускать руки, если, как говорится, «бить в одну точку», то многого — и очень многого — можно достигнуть.
С презентацией опыта воспитательной работы в МосГУ выступил проректор по воспитательной работе, дополнительному образованию и внешним связям — директор Института дополнительного образования МОСГУ, кандидат исторических наук Евгений Анатольевич Белый.
Е. А. Белый
После докладов развернулась оживленная дискуссия, в которой выступили члены Русского интеллектуального клуба:
- ректор Российского государственного гуманитарного университета, доктор философских наук, профессор Евгений Николаевич Ивахненко;
- главный редактор журнала «Наша молодежь», член правления и секретарь правления Союза писателей России, член Президиума Литературного фонда России, генеральный директор издательства «Голос-Пресс» Петр Федорович Алёшкин;
- доктор исторических наук; профессор Военной академии Генерального штаба ВС РФ, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, генерал-майор в отставке Игнат Семенович Даниленко.
Е. Н. Ивахненко
П. Ф. Алёшкин
И. С. Даниленко
В дискуссии также участвовали приглашенные эксперты: ведущий научный сотрудник Института философии РАН, доктор философских наук Анатолий Алексеевич Горелов; председатель правления общественного объединения «Бунинское общество России» Александр Михайлович Мотлох; профессор Московского городского педагогического университета, доктор философских наук Инна Алексеевна Бирич.
А. А. Горелов
А. М. Мотлох
В конце заседания И. М. Ильинский подвел итоги обсуждения: «Мы должны заниматься воспитанием. И не только патриотическим. Когда мы говорим о патриотизме, нам надо реально понимать, что на пустом месте патриотизм не воспитаешь. Воспитание предполагает огромные изменения в нашей жизни, в политике, во внутренней политике. Нам нравится внешняя политика, но живем-то мы внутри страны, живем тем, что государство, общество делают для благоприятной жизни, для счастья человека. За это и можно любить Родину».
Стенограмма заседания будет опубликована в очередном томе стенограмм Русского интеллектуального клуба, материалы выступлений — в журнале «Знание. Понимание. Умение», других изданиях Московского гуманитарного университета.