В тихом арбатском переулке в обычном многоэтажном доме есть заповедный и любимый многими уголок — Мемориальный музей-квартира актерской семьи М. В., А. А. Мироновых — А. С. Менакера, одна из самых известных в столице и за ее пределами. Здесь прошла жизнь знаменитых артистов Марии Владимировны Мироновой, ее сына — любимого миллионами зрителей Андрея Миронова — и Александра Семеновича Менакера.
«Мария Владимировна не любила слово “квартира”, она всегда говорила — “дом”, — рассказывает заведующая Музеем Евгения Борисовна Гречишкина. — Это был “Дом” с большой буквы — со своими устоями, традициями, атмосферой, присущей только ему. Любовь и уважение всегда царили в этом Доме. Все, о чем говорила Мария Владимировна, сохранено в нашем Музее-квартире».
И действительно, войдя сюда, с порога попадаешь в неповторимую атмосферу творчества, радости и вдохновения, долгие годы трепетно сохраняемую сотрудниками музея. Здесь тебя не покидает ощущение, что зашел в дом, откуда его хозяева отлучились ненадолго, и совсем скоро, через несколько минут, ты встретишься с ними. Ведь все тут осталось таким, каким было при жизни артистов.
В эту квартиру семья переехала в 1971 г. из дома на Петровке, в котором прошли детские и юные годы Андрея Миронова. Здесь артист жил с родителями непродолжительное время, но позже бывал почти каждый день. Дом Мироновых — Менакера был открыт для гостей, творческий поиск и искрометный юмор, доброжелательность и приветливость хозяев, царившая жизнерадостная атмосфера артистических, художественных, музыкальных экспериментов покоряли всех, кому посчастливилось оказаться здесь. Было очень интересно и весело — непрестанные шутки и розыгрыши, чтение новых произведений, празднование премьер. И каждого из гостей всегда ждал маленький сюрприз от хозяев дома.
Заведующая музеем Е. Б. Гречишкина
«Дорогая Маша, поздравляю тебя с нашим днем…»
Как и где могли встретиться два артиста — так, чтобы эта встреча вызвала сильные чувства и случилась… на всю жизнь? Чтобы долгие годы совместной жизни прошли под знаком преданной и глубокой любви, под знаком вдохновенного погружения в творчество, под знаком бережного сохранения семейных традиций?
Так хочется сказать: они должны были встретиться в театре, на спектакле, в котором играли вместе. Это звучит почти, как сказка, и в нее жаждешь верить.
В случае с Марией Мироновой и Александром Менакером сказка стала реальностью. Они встретились в 1939 г. в Театре эстрады и миниатюр, где Мария Владимировна была в труппе, а Александр Семенович приглашен в качестве актера. Первая встреча была короткой. Вторая состоялась на репетициях спектакля «Роковая ошибка», в том же году, и перевернула жизнь обоих актеров. Через полгода, 26 сентября 1939 г., они поженились в Ленинграде. С этого момента Александр Семенович каждый год посылал жене, где бы она не находилась — на гастролях ли, в Москве ли, телеграмму: «Дорогая Маша, поздравляю тебя с нашим днем. Твой Саша».
Счастливый семейный союз был и счастливым союзом творческим. Мария Миронова и Александр Менакер создали свой «Театр двух актеров», миниатюры которого имели огромный успех у публики. Артисты много ездили на гастроли в разные уголки страны, и их творческий процесс, бурливший на сцене, выплескивался за ее пределы — в квартиру в арбатском переулке.
«Поцелованный Богом»
Надо сказать, что выросший в актерской семье Андрей Миронов избрал путь артиста, вопреки желанию родителей, готовивших его к дипломатической карьере и с детских лет обучавших иностранным языкам. Не желая огорчать их, он подал документы в МГИМО, но, воспользовавшись длительными гастролями родителей, поступил в Щукинское училище, о чем Мария Владимировна узнала случайно, прогуливаясь по Арбату, от знакомой актрисы, бывшей в приемной комиссии. Владевшая ею тревога, что придется краснеть за сына, поскольку, по мнению Марии Мироновой, мужчина должен быть очень хорошим актером, а в противном случае не стремиться к карьере артиста, утихла, когда она увидела дипломную работу Андрея.
Поступив в Театр сатиры, он сыграл несколько ролей, и одной из первых больших актерских работ Андрея была роль Тушканчика в спектакле «Женский монастырь» (1964) В. Дыховичного и М. Слободского в постановке В. Плучека. Уже здесь в полной мере проявился его актерский и музыкальный талант: он играл, пел, танцевал и был таким, каким его полюбят и будут любить зрители в течение всей его жизни — обаятельным, искрометным, легким на подъем, мгновенно импровизировавшим. Мария Владимировна отметила эту работу как «хорошую», а через год увидела сына в другой премьере — «Над пропастью во ржи» Дж. Д. Сэлинджера (1965, постановка А. Шатрина), где Андрей сыграл совершенно противоположную, глубоко драматическую роль главного героя Холдена. Тогда Мария Владимировна поняла, что ей не придется стыдиться сына и что ему уготована судьба талантливого актера, продолжателя семейной династии.
Далее последовали годы стремительного роста творческой карьеры Андрея Миронова. Он сыграл все, о чем мог мечтать актер в театре — от русской и зарубежной классики до современного драматургического материала. Публика его обожала. Спектаклей с участием Андрея Миронова ждали с нетерпением, так же как и выхода на экраны кинофильмов, где он сыграл много ярких ролей. Правда, сетовал, что Геша Козодоев из «Бриллиантовой руки» (1968) испортил ему жизнь в кинематографе — артиста стали эксплуатировать в комическом жанре, который прекрасно ему удавался. Но Андрей Миронов дождался и глубоких драматических, трагических ролей в кино, среди них особенно запоминающиеся — в картинах «Фантазии Фарятьева» (1979), «Сказка странствий» (1982), «Мой друг Иван Лапшин» (1984). К сожалению, эти фильмы, положенные в эпоху застоя на полку, не сразу пришли к зрителю.
Он очень много работал, жизнь была чрезвычайно насыщенной: роли в театре и кинофильмах, телеспектаклях, выступления на эстраде, режиссерская работа — от постановки «Маленьких комедий Большого дома» (1973) до спектакля «Тени» (1987) по М. Е. Салтыкову-Щедрину.
Режиссер Валентин Николаевич Плучек говорил, что Андрей Миронов — «актер, поцелованный Богом, и может сыграть все».
…Есть нечто мистическое, ставшее предсказанием судьбы замечательного артиста в словах любимого героя Андрея Миронова — Фигаро, роль которого актер исполнял долгое время в театре: «Я вынужден был идти дорогой, на которую я вступил, сам того не зная, и с которой сойду, сам того не желая...».
Родившись в буквальном смысле на сцене — Мария Владимировна выступала все время до начала родов, когда ее увезли в антракте из театра в роддом Грауэрмана, Андрей Миронов сказал свои последние в жизни слова тоже на сцене — на гастролях Театра сатиры в рижском Театре оперы и балета, исполняя роль Фигаро и произнеся в конце спектакля реплику, относящуюся к его невесте Сюзанне: «...Сегодня она оказывает предпочтение мне…» Обморок, попытки сделать искусственное дыхание, вызов «скорой», больница… Он больше не пришел в себя. 16 августа Андрея Александровича Миронова не стало. Дорога от Риги до Москвы, по которой везли гроб с телом артиста, была усыпана цветами... Толпы оплакивавших своего любимца людей встречали и провожали печальную процессию в Москве… Горе Марии Владимировны, за несколько лет до этого потерявшей мужа, было неизмеримо…
Рождение музея
Идея создания музея-квартиры актерской семьи родилась в начале 1990-х гг., после открытия выставки в Театральном салоне на Тверском бульваре, посвященной творчеству Андрея Миронова. Запланированная к показу на четыре месяца, выставка оставалась открытой для посетителей целых четыре года: людской поток был неиссякаем — так много благодарных зрителей стремилось узнать больше о жизни и творчестве своего любимого актера. Мария Владимировна часто бывала на выставке, смотрела на людей, приходивших отдать дань любви и памяти ее сыну. Вероятно, уже тогда она решила завещать свою квартиру Театральному музею имени А. А. Бахрушина. Музей-квартира актерской семьи М. В. и А. А. Мироновых и А. С. Менакера открылся спустя два года, уже после ухода Марии Владимировны из жизни, в день ее памяти 13 ноября 1999 г.
Рассказывает Е. Б. Гречишкина:
«Сотрудники Музея очень бережно относятся к предметам и экспонатам. Здесь все пропитано любовью к актерской семье. За годы работы (я с уверенностью могу говорить от лица всех) у нас создалось впечатление, что мы являемся близкими друзьями этой замечательной семьи и знали их с детства. Архивы, книги, статьи, воспоминания, с которыми мы соприкасаемся, дают нам эти ощущения. В Музей приходят родственники, друзья и коллеги, близко знавшие Марию Владимировну, Александра Семеновича и Андрея. Здесь бывают Б. Поюровский, В. Зельдин, В. Васильева, М. Миронова, Л. Голубкина, М. Голубкина, А. Сурикова, Н. Фатеева, К. Ласкари-младший, А. Удалов, Л. Маковский, Н. Троицкая, А. Ушаков. Вечера и встречи с посетителями дополняют знания о жизни и творчестве актеров. Каждый из этой удивительной семьи заслуживает отдельного внимания, о каждом можно говорить часами. Это личности, которых объединяет безграничная любовь к театру и служение искусству до конца».
Гостиная. Фрагмент экспозиции
Основная экспозиция
Рассказывает Е. Б. Гречишкина:
«Основная экспозиция составлена из предметов, любовно собиравшихся артистами в течение многих лет. Иконы, антикварная мебель, люстры, старинные гравюры, коллекции фарфора и гжели, керамические сырные доски. Также книги и автографы, фотографии, живопись и графика известных художников, часть из которых — подарки авторов. Все это расположено в трех разных по стилю комнатах, самая большая из которых — гостиная, где по воспоминаниям, проходили незабываемые встречи».
Гостиная
В большой светлой гостиной с элегантным роялем, старинным буфетом и изысканной люстрой в былое время часто собирались в кругу гостеприимной семьи известные актеры и режиссеры, писатели и поэты, композиторы и певцы. Здесь бывали Л. Утесов, Ф. Раневская, Р. Зеленая, А. Райкин, З. Гердт, Б. Брунов; драматурги Б. Ласкин и В. Поляков, В. Дыховичный и М. Слободской, А. Володин, Л. Зорин, М. Зощенко, Л. Ленч, писавшие сценарии для Марии Владимировны и Александра Семеновича; Г. Горин, А. Арканов, Л. Давидович, пушкиновед С. Гейченко, режиссеры Д. Тункель, А. Лобанов, Р. Симонов, Б. Львов-Анохин, художники Б. Ефимов, О. Верейский, Е. Ахвледиани и многие известные люди искусства и литературы, чьи фотографии, рисунки, книги с автографами собраны в обширной семейной библиотеке. В этой же коллекции — книги и фотографии А. Ахматовой, Б. Пастернака, В. Маяковского, Ф. Шаляпина, И. Москвина, подаренные ими артистической семье.
Гостиная. Фрагмент экспозиции
Гостиная. Фрагмент экспозиции. Старинный буфет, знаменитый стол, изысканная люстра
За элегантным роялем фирмы Мюльбах (1910), подаренным Александру Менакеру композитором Исааком Дунаевским на память о родине артиста — Санкт-Петербурге, часто музицировали сам даритель, М. Блантер, Я. Френкель, Н. Богословский и другие композиторы и исполнители. Обладавший хорошим чувством ритма Андрей Миронов с детства занимался музыкой, по настоянию мамы продолжая домашнюю музыкальную традицию. Но мало кто знает, что артист не имел слуха, и все, что слышали зрители в его исполнении — легком, искрящемся, невероятно ритмичным и мелодичным, — было результатом огромного, постоянного, кропотливого труда, которого никогда не было видно.
На рояле две награды Андрея Миронова — «Золотой билет» (1985) и «Золотой Остап» (2000). «Золотой билет» вручался Марии Владимировне. Андрей Миронов, по мнению зрителей, был признан лучшим актером XX в. Интересно, что такой же «Золотой билет» был присужден посмертно и режиссеру огорчавшего актера фильма — Леониду Гайдаю, за лучшую комедию века — «Бриллиантовую руку». Приз «Золотой Остап» был присужден актеру за лучшее исполнение роли Остапа Бендера.
Гостиная. Фрагмент экспозиции. Рояль «Мюльбах», награды А. Миронова и его портрет
Многие предметы в гостиной хранят связанные с ними легенды и истории. Массивный буфет красного дерева (начало XIX в.), привезенный Марией Владимировной из родительского дома, примечателен тем, что помнит маленькую Машу Миронову и делавшего первые шаги Андрюшу. Венчают буфет английские часы с двойным циферблатом, тоже красного дерева, сделанные очень известной английской фирмой «Нортон».
За круглым столом Петровских времен сиживал Федор Шаляпин, бывавший у отца Марии Мироновой — Владимира Семеновича Миронова, и, по семейному преданию, однажды усадивший к себе на колени трехлетнюю Машеньку и со всем вниманием прослушавший прочитанные девочкой стихи.
Гостиная. Фрагмент экспозиции. Знаменитый стол
С этим столом связана и история из жизни. В квартире часто шли репетиции постановок «Театра двух актеров», поскольку собственной площадки не было. На одной из репетиций спектакля «Мужчина и женщины»(1971), который ставил режиссер Борис Львов-Анохин, последний, полемизируя с Александром Семеновичем и утверждая свою точку зрения, стукнул по столу кулаком. Старинная массивная столешница раскололась на три равные части. Вероятно, ввиду столь неожиданного явления, полемика прекратилась. Столешницу отреставрировали, и впоследствии Мария Владимировна, представляя коллегам Львова-Анохина, не упускала случая пошутить, говоря: «Познакомьтесь, пожалуйста, Борис Львов-Анохин, очень хороший режиссер, но… — тут она делала паузу и с улыбкой добавляла, — очень дорогой».
В доме много фарфора и керамики. Мария Владимировна очень любила фарфор и привила любовь к коллекционированию мужу и сыну. В экспозиции — коллекция статуэток, среди которых две, посвященные хозяевам дома. Одна изображает сцену из спектакля «Мужчина и женщины», где Александр Семенович окружен несколькими героинями пьесы, которых всех играла Мария Владимировна. Вторая запечатлела Андрея Миронова в роли Фигаро в спектакле «Женитьба Фигаро». Заказанные специально Андреем Александровичем к 75-летию Марии Владимировны настенные керамические часы украшены фигурками родителей в костюмах героев спектакля «Мужчина и женщина».
Гостиная. Настенные керамические часы, заказанные и подаренные А. Мироновым родителям
Кроме статуэток, привлекают внимание разнообразные чайники, керамические доски для сыра, тарелки. Мария Владимировна и Александр Семенович собрали большую коллекцию агитационного советского фарфора — всё, выпущенное с 1917 по 1922 г., с советской символикой. Желая сохранить память о сыне, Мария Владимировна подарила Музею декоративно-прикладного искусства эту коллекцию — более 500 предметов, куда вошли и ценнейшие тарелки агитационного фарфора Ломоносовского завода. Сейчас в музее выставлена одна тарелка — с серпом и молотом.
Гостиная. Фрагмент экспозиции
И еще трогательная деталь — в доме по-прежнему тянутся к солнцу домашние цветы, посаженные и взращенные Марией Владимировной.
«Красная кухня»
«Красная кухня», любовно украшенная Марией Владимировной, в 1960–1970-е гг. славилась на всю Москву своим необычным интерьером, который в эпоху застоя и дефицита всего становился словно окном в мир домашнего уюта и красоты. Мария Владимировна любила красный цвет, считая его способствующим бодрости духа и улучшающим аппетит, поэтому в помещении много ярко-красных предметов. Над столом под бывшей керосиновой лампой — деревянные плошки, расписанные вручную мастерицами волжского села Полхов-Майдан, и выразительные горельефы из глины со сценками из сельской жизни работы известной ныне художницы Ирины Емелиной, счастливую будущность которой предсказала Мария Владимировна, однажды купив на Арбате у вчерашней студентки Иры несколько ее работ.
Здесь же, в кухне, — гжель, картины, предметы конца XIX — начала XX вв. из родительского дома Марии Мироновой, деревянные швейцарские настенные часы ручной работы с кукушкой (конец XIX в.).
«Музей моих мальчиков»
В соседней с кухней комнате, называвшейся в семье Кабинетом, работал и творил Александр Менакер. Здесь совершенно другая атмосфера — атмосфера Санкт-Петербурга. Обращает на себя внимание коллекция гравюр конца XVIII — начала XIX вв. с видами Петербурга, которые Александр Семенович собирал всю жизнь. Он говорил, что когда смотрит на эти гравюры, то возвращается в город своего детства и прогуливается по его улицам.
Кабинет. Фрагмент экспозиции
После смерти сына Мария Владимировна переименовала эту комнату в «Музей моих мальчиков». Она очень часто приходила сюда, садилась в кресло, смотрела на портреты Андрея и мужа и говорила, что пока жива память о людях, они живы, «есть ниточка, которая связывает эти два мира — это память».
Кабинет. Фрагмент экспозиции
В комнате — стол Андрея Миронова с его гримировальными принадлежностями и вещами, прежде стоявший в артистической в Театре сатиры; много интересных экспонатов, связанных с А. С. Пушкиным, культ которого царил в доме артистов; скульптурные портреты известных театральных режиссеров работы Кукрыниксов; ширма, заполненная коллажем из фотографий Андрея Миронова в ролях и в жизни.
Стол Андрея Миронова с гримировальными принадлежностями и вещами
«Моя Хиросима»
При виде комнаты Марии Владимировны невольно проникаешься уважением перед ее мужеством, с которым она приняла кончину Александра Семеновича, а позже — трагическую смерть Андрея, перед ее верой в Бога и любовью к мужу и сыну — самым дорогим для нее людям, память о которых она хранила до своих последних минут. И в годы без них, и уже после ухода самой Марии Владимировны в стенах квартиры все было и есть проникнуто ее любовью к своим родным: бережно сохраняемые обстановка, разнообразные коллекции и книги, сценические костюмы и предметы театрального обихода — все в том же виде, на тех же местах, что и при жизни артистов.
В день кончины сына Мария Владимировна сказала: «Это моя Хиросима...» На долгое время она закрылась от окружающего мира в пространстве своей трехкомнатной квартиры... В этой комнате, которая стала местом уединения Марии Владимировны и куда допускались единицы, взирают на нас печальные лики старинных икон, у изголовья кровати — букет роз, последние цветы, подаренные маме Андреем Мироновым и ею сохраненные.
Экспозиция, посвященная творчеству
«Кроме мемориальных комнат, обстановка которых осталась в первозданном виде, существует экспозиция, позволяющая коснуться темы творчества членов артистической семьи, — рассказывает Е. Б. Гречишкина. — Афиши, фотографии, сценические костюмы А. С. Менакера, М. В., А. А. Мироновых (в том числе и уникальный экспонат — костюм Фигаро с разорванной рубашкой) рассказывают об их служении сцене.
Костюмы Марии Владимировны и Андрея Александровича
Особую по атмосфере и уюту актерскую квартиру Мария Миронова сберегла для истории театрального искусства. С этой атмосферой посетители могут познакомиться спустя 16 лет — именно столько времени существует уникальный в своем роде Музей актерской семьи».
В коридоре — живописные работы художников, бывавших в доме и друживших с семьей: О. Верейского, Е. Ахвледиани, Ф. Збарского, И. Игина, Б. Ефимова. Последний преподнес Марии Владимировне на 45-летие смелый дружеский шарж, снабдив его припиской: «Гарантийное свидетельство. В течение 6 месяцев настоящий шарж может быть изменен на другой с большим сходством. По истечении указанного срока никаких претензий не принимается». Остроумная женщина, Мария Владимировна оценила юмор художника и украсила рисунком коллекцию картин.
В витринах — костюмы и предметы, которыми пользовались Мария Миронова и Александр Менакер, костюмы, в которых Андрей Миронов играл Дон Жуана, Хлестакова, Чацкого, Фигаро.
Мария Владимировна вернулась на драматическую сцену только через несколько лет. В Музее представлен последний костюм Марии Мироновой, в котором она играла очень серьезную, трагическую роль Веры Максимовны в спектакле «Уходил старик от старухи». На сцене московского театра «Школа современной пьесы». И. Райхельгауз поставил пьесу С. Злотникова для двух актеров (1994). Партнером Марии Владимировны в этом спектакле выступил Михаил Глузский. До самого конца Мария Миронова была действующей актрисой этого театра. На 16 ноября 1997 г. был назначен очередной спектакль, 13 ноября Марии Владимировны не стало. Пришедшие в театр зрители почтили минутой молчания великую женщину, мать и актрису.
То, о чем мечтала Мария Владимировна — сохранение памяти о сыне, произошло: есть звезда имени Андрея Миронова, Театр драматической антрепризы им. А. Миронова в Санкт-Петербурге, конкурс актерской песни имени А. Миронова, в его наследии — много фильмов и спектаклей, есть продолжение актерской династии — его дочь и внук избрали актерскую стезю. Но самое главное — есть Музей, где можно побывать и соприкоснуться с жизнью и творчеством талантливого актера.
Деятельность Музея
В Музее продолжаются традиции актерской семьи. Проводятся тематические вечера, посвященные творческим достижениям М. В. и А. А. Мироновых, А. С. Менакера, вечера памяти, музыкальные и творческие вечера актеров, проходят видеопоказы. Для детей организованы лекции и показы мультипликационных работ А. А. Миронова в цикле «Мультипликация в музее». Также Музей проводит занятия по актерскому мастерству и речи, на которых каждый может почувствовать себя актером под руководством профессиональных актеров и режиссеров.
Новая семейная экскурсия-диалог «Здесь жили актеры» будет интересна и взрослым, и детям. С сентября 2015 г. в Музее стала проводиться вечерняя экскурсия «Московских окон негасимый свет». Экскурсионный маршрут предлагает знакомство с мемориальными комнатами при вечернем освещении. Старинные лампы и люстры поведут свой рассказ о жизни семьи знаменитых артистов. В конце экскурсии посетителей ждет небольшой сюрприз.
Рассказывает Е.Б. Гречишкина:
«Что касается мероприятий к 75-летию со дня рождения Андрея Александровича Миронова, мы бы хотели показать в нашем Музее все три костюма из спектакля “Безумный день, или Женитьба Фигаро”. Сейчас в экспозиции находится черный костюм из финальной сцены этого спектакля, тот самый, в котором Андрей Миронов в последний раз вышел на сцену. В Доме актера планируется провести вечер “Семейный альбом в письмах”. В этот вечер артисты московских театров впервые прочитают письма и записи А. А. Миронова (из рукописных архивов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина).
Заведующая музеем Е. Б. Гречишкина
Обязательно пройдет цикл вечеров, в планах пригласить родственников, коллег и друзей. Это будут вечера памяти и отдельные творческие встречи с актерами. Мы планируем продолжать показ документального фильма “Болгарская роза для Андрея”, снятого в Болгарии к 70-летию любимого артиста. Остались архивные записи, интервью и выступления Андрея в дружественной Болгарии, воспоминания его болгарских друзей. И это еще одна попытка рассказать, почему спустя десятилетия снова и снова с замиранием сердца зрители смотрят фильмы и спектакли с участием талантливого актера.
Если говорить об изданиях, посвященных Андрею Миронову и его родителям, советую прочитать книги А. В. Висловой “Андрей Миронов: Неоконченный разговор” (М. : Искусство, 1993); Б. М. Поюровского “Андрей Миронов глазами друзей : сборник статей” (М. : Центрполиграф, 2002).
“Моим богатством была моя семья”, — говорила Мария Владимировна. В нашем Музее можно приобрести мемуары “В своем репертуаре” (М., 2011) М. В. Мироновой и А. С. Менакера. Книга была переиздана к 100-летнему юбилею М. Мироновой и дополнена фотографиями и монографией Б. М. Поюровского (театрального критика, биографа семьи, попечителя Музея-квартиры). Книгу оценят любители хорошей литературы, написана она с юмором, увлекательно и легко.
Музей для нас — это, прежде всего живой, уютный и теплый Дом. Хозяева незримо всегда присутствуют в этом доме. Существуют свои легенды и наблюдения. Мы рассказываем эти истории нашим экскурсантам и находим отклик в их сердцах, им не хочется уходить из Музея. Все потому, что посетители чувствуют гостеприимство и расположенность к тем, кого интересует судьба наших замечательных актеров. Каждый день начинается с приветствия, мы здороваемся со всеми членами семьи. А на прощание цитируем Марию Владимировну: “Если пришли, значит, помните. Спасибо, что пришли!”
Это уже тоже становится хорошей традицией...»
Екатерина Гоголева