Граждане, будьте осторожны!.. (интервью с профессором И. М. Ильинским)
11 июля 2014 г. в МГУ им. М. В. Ломоносова состоялся Внеочередной съезд Российского Союза ректоров (РСР). Наш корреспондент беседует с ректором МосГУ, членом РСР Игорем Михайловичем Ильинским.
Корр.: — Игорь Михайлович, что случилось, в чём причина, по которой собрался Внеочередной съезд РСР?
И. И.: — Об этом на съезде не говорилось, но, на мой взгляд, причин несколько. Первая — в октябре с. г. состоится очередной съезд РСР, на котором, как сказал в докладе Президент РСР В. А. Садовничий, будет присутствовать Президент РФ В. В. Путин. Надо было принять некоторые решения, согласовать ряд принципиальных позиций РСР и Министерства образования и науки с ректорами. Вторая — огласить меры, которые будут предпринимать Минобрнауки и Рособрнадзор РФ до этого съезда, чтобы В. В. Путин услышал о том, что поставленные им задачи выполнены. Эти вопросы обозначил в докладе Министр образования и науки Д. В. Ливанов.
Корр.: — Каковы же наиболее важные из них?
И. И.: — Важно всё, о чём говорил министр. Пожалуй, впервые он в полном объёме обозначил проблему «демографической ямы» и её последствия: четыре года назад в РФ было 7,5 млн студентов, сейчас — 5,7 млн , а через год будет около 4 млн человек, и эта тенденция продолжится лет на 7–8. Выпуск из школ сократился с 1,5 млн человек в 2008 году до 650 тысяч человек в 2014 году, т. е. более чем вдвое. А количество вузов пока остается практически прежним. Кого им учить? Абитуриентов не хватает. По мнению министра, количество вузов должно быть сокращено, в них надо больше привлекать иностранцев. Однако это упирается в проблему низкого качества образования во многих госвузах, но прежде всего — в негосударственных, а также (и особенно!) в филиалах тех и других. Министр призвал ректоров резко сократить сеть филиалов, а тем госвузам, которые признаны по итогам мониторинга неэффективными, решать вопрос о своём существовании самим. Или сделать это заставит министерство.
Корр.: — Что сказал министр в отношении негосударственных вузов?
И. И.: — По его мнению (и я считаю это так) Рособрнадзор РФ долгие годы выдавал лицензии и государственную аккредитацию кому попало. В итоге большинство таких «вузов» были пустышками, фабриками по продаже дипломов. В основном в них шла профанация высшего образования, они компрометировали хорошие негосударственные вузы. Поэтому в основном, как сказал министр, «будем “хоронить” негосударственные вузы». За последние 2 года у негосударственных вузов уже отозвано 300 лицензий, их количество в России сократилось вдвое. В Москве из двухсот аккредитованных негосударственных вузов только 87 признаны эффективными. Вскоре, как сказал министр, Рособрнадзор будет отзывать не столько лицензии, а прежде всего государственную аккредитацию. Такие вузы, если им оставят лицензию, смогут существовать, но будут выдавать свои, а не государственные дипломы.
Корр.: — Но ведь, насколько я знаю, в законе «Об образовании в РФ» лицензия и госаккредитация выдаются образовательным организациям по их заявлениям независимо от того, государственные они или негосударственные (частные). В статье 93 говорится, что лицензия и госаккредитация могут быть отозваны Рособрнадзором только через суд.
И. И.: — Да, сегодня это так. Но выступавший на съезде Председатель Комитета по образованию Госдумы РФ В. Никонов сообщил, что в первом чтении Дума уже приняла законопроект с поправками в закон «Об образовании в РФ», который после его принятия позволит Рособрнадзору отзывать лицензии и госаккредитацию во внесудебном порядке, то есть своим решением. Подчеркну: на мой взгляд, эта мера вынужденная, она коснётся, как я понял из выступления министра, не всех, а псевдовузов, слабых вузов. В этом случае винить надо только себя.
Мониторинг — это (в основном) инструмент закрытия вузов, как государственных, так и негосударственных. Показатели и критерии эффективности, как считают многие ректоры, весьма спорны. Но Министерство на них стоúт, а РСР (руководство и «ведущие» вузы) его поддерживают. Это данность, от которой никуда не уйдёшь. В итоге трёх мониторингов накопились многие десятки вузов и сотни их филиалов, которые признаны неэффективными, но они продолжали набирать студентов в прошлом году, ведут приём и в этом. И Рособрнадзор, как ни старается, не может «переварить» эту массу.
С принятием закона (а он, я думаю, будет одобрен Думой на первой же осенней сессии) руки у Рособрнадзора будут развязаны. И, вероятно, к съезду РСР в октябре произойдёт «большая зачистка».
Корр.: — Но абитуриенты всего этого не знают. Для них и их родителей это станет шоком, потрясением.
И. И.: — Если случится так, как я говорю, общество ожидает сложная ситуация. Объективная необходимость требует от госорганов делать то, что они делают и собираются делать. Но как ни смотри, а это акт насилия. По результатам каждого нового мониторинга под «нож» попадают даже известные университеты (РГГУ, РГСУ и др.), не говоря уж о негосударственных (Московская финансово-юридическая академия, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», МИРБИС, Академия труда и социальных отношений).
Корр.: — 13 июля в телепрограмме «Вести недели» сообщалось, что восьми негосударственным вузам Рособрнадзор запретил осуществлять набор на первый курс. Среди них — Современная гуманитарная академия, в которой (с учетом филиалов) дистанционно обучается более 100 тысяч студентов.
И. И.: — Я хорошо знаю Президента этой академии М. П. Карпенко. Это один из пионеров и лучших специалистов в области дистанционного обучения. Дистанционная форма обучения широко распространена в мире, да и в России. У неё есть свои достоинства и недостатки. Но зачем её «прихлопывать» целиком?.. Заставить сократить количество филиалов — это необходимо. Но, на мой взгляд, ей надо бы дать шанс выжить.
Корр.: — Что же делать сейчас тем, кто поступает в негосударственные вузы, не зная всего того, о чем говорите Вы?
И. И.: — Я бы сказал так: «Граждане, будьте осторожны! Ознакомьтесь с итогами мониторингов по итогам деятельности 2012 и 2013 годов этого вуза, и если он признан «неэффективным», хорошенько подумайте о том, сдавать ли документы в приёмную комиссию. Итоги этих двух мониторингов ещё не доведены до логического конца: если вуз «неэффективный», у него вскоре отзовут либо лицензию, либо аккредитацию, или то и другое вместе. И вы останетесь на улице. Вам нельзя будет сдать документы (перевестись) в другой, «эффективный», успешный вуз. Вам придется снова поступать в него на 1-й курс. Таковы новые правила перевода из вуза в вуз, утверждённые Министерством.
Корр.: — Игорь Михайлович, а каково положение дел в МосГУ?
И. И.: — Пока никаких оснований тревожиться нет ни у студентов, ни у преподавателей. Лицензия у нас бессрочная, госаккредитация до апреля 2019 года. Набор на первый курс идёт в полтора раза лучше, чем в прошлом году. Все мониторинги мы прошли успешно, выполнив четыре необходимых показателя, что означает, что МосГУ — вуз «эффективный». Еще по двум показателям мы не добрали буквально крохи: по «международной деятельности» — 0,08 (в численном выражении — это 1 человек); по «трудоустройству» — 0,04. Вот в этих сотых долях процента и состоит, на мой взгляд, весь абсурд показателей мониторинга. На момент подачи документов в Министерство у нас в вузе не хватало одного иностранца, а через день-два, неделю-другую из другого вуза перевелись, скажем, пять-шесть человек… Ну, да Бог с ними, с этими сотыми процента… Главное, пока всё в порядке.
Но мне хочется обратиться с призывом и к руководителям госорганов: «Граждане, будьте осторожны — люди!..»
Корр.: — Вы говорите «пока». А завтра?
И. И.: — А к завтрашнему дню мы готовимся, руководствуясь истиной, что завтрашний день будет сложней и трудней, чем день сегодняшний. Такая тактика за двадцать лет моего ректорства не подвела нас ни разу.