Главная / Гуманитарное знание в XXI веке / Ученый-гуманитарий и научное сообщество
Луков Вал. А. Миссия интеллигенции в современном российском обществе
Источник: Луков В. А. Миссия интеллигенции в современном российском обществе // Гуманитарное знание: тенденции развития в XXI веке : В честь 70-летия Игоря Михайловича Ильинского / под общ. ред. Вал. А. Лукова. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2006. 680 с. С. 37–47.
Свойства интеллигенции. Социальная субъектность как источник и рамка креативности на индивидуальном уровне выступает через посредство сообществ, к которым относится или тяготеет тот или иной человек. Применительно к гуманитарным наукам в узко профессиональном аспекте мы можем это наблюдать в научных школах, формирующихся вокруг крупных ученых, и в формальных научных организациях. В широком смысле в России в роли сообщества выступает интеллигенция — особый социальный слой людей интеллектуального труда, характеризующийся не столько даже единым образом жизни (сегодня социальная дифференциация в этом слое велика), сколько определенным уровнем и характером убеждений, связанных с представлением о своей миссии в обществе.
О месте и роли интеллигенции в современной России идет сегодня широкая дискуссия. В Российском государственном гуманитарном университете уже несколько лет под руководством известного социолога Ж. Т. Тощенко проводятся ежегодные международные конференции, посвященные проблеме интеллигенции.
На VII конференции в РГГУ, посвященной ценностному аспекту проблемы интеллигенции (2006), вновь полемика развернулась вокруг общей характеристики свойств интеллигенции и ее назначения в обществе. В определении, данном Н. И. Лапиным, интеллигенция характеризуется как страта квалифицированных специалистов, которая выполняет совокупность ценностных функций по отношению к обществу как целому, т. е. социетально-ценостных функций. Эта страта, согласно концепции Н. И. Лапина, включает многие профессии, каждая из которых по-своему интерпретирует ценности — их состав и содержание. Основные из них Н. И. Лапин располагает в такой последовательности (основываясь на хронологическом принципе — порядке появления на общественной арене): теологи, священники, философы; затем законодатели, судьи, правоведы, политики, художники (деятели литературы и искусства); далее журналисты, социологи, социальные психологи, преподаватели школ всех ступеней и т. д. Иными словами, видный российский социолог сближает понятие интеллигенции с профессиональной деятельностью определенного рода, а именно такой, которая связана с функционированием общества как целого в его ценностном аспекте. И. В. Рывкина, размышляющая над проблемой интеллигенции в аспекте социально-структурном, показывает, что идеологическая функция советской интеллигенции с падением советского строя исчерпала себя, изменился спрос в обществе на духовные ценности, в результате чего произошла утрата «властителей дум». Интеллигенция трансформировалась в (1) политическую элиту, (2) бизнес-элиту, (3) в слои малоимущих и бедных. Если в советское время интеллигенция и государственный аппарат представляли собой разные социальные реальности, что позволяло интеллигенции выполнять определенные функции в социально-классовой структуре, то сейчас часть интеллигенции «вошла во власть», слилась с государственным управлением. В целом интеллигенция ушла из социально-классовой структуры вместе с партийной номенклатурой, колхозным крестьянством, рабочим классом (в его классовых, а не профессиональных характеристиках). С этим солидарен Н. Е. Покровский, который считает нормальным уход тех или иных классов и социальных групп с исторической арены. Если сегодня нет сомнений, что дворянство как класс российского общества не существует (несмотря на какие-то фрагменты идентичностей и форм ритуализации вроде дворянского собрания), то без надрыва и трагедий надо признать уход интеллигенции из общественной жизни, хотя фрагменты ее есть и будут долго обнаруживать себя в социальных практиках.
Этим взглядам активно противостоят позиции В. М. Соколова, Ф. И. Минюшева и ряда других исследователей феномена интеллигенции. В частности в полемике с Н. И. Лапиным и И. В. Рывкиной В. М. Соколов провел границу между понятиями «элита», «интеллектуал» и «российская интеллигенция», подчеркивая, что интеллигенция (и именно российская — уникальная, такого феномена больше нет нигде в мире), несет в народ идеи правды и справедливости, высокой морали, что является ее неотъемлемой характеристикой (а вовсе не профессиональная принадлежность). Интеллигенция — своего рода «братство скитальцев» (Л. Анненский).
Как представляется, дискуссия на VII конференции в РГГУ закрепляет существенные различия в представлениях российских исследователей о ценностной характеристике интеллигенции. Если одна группа гуманитариев основывается на ценностной функции интеллигенции в обществе, то другие — на ценности интеллигенции как таковой, что лежит в основе самоидентификации. Иначе говоря, одна точка зрения позволяет вести разговор о ценностной функции как тесно связанной в обществе с определенными профессиональными компетенциями. В этом случае, между прочим, не уходит в тень вопрос, какого рода ценности несут соответствующие профессиональные сообщества. Согласно второй точке зрения интеллигенция — некое священное братство, жречество, секта, это — ценностная общность, отнесение к которой предполагает личностную готовность на верность высокой идее, альтруизм, антипрагматизм.
Многие высказывания на конференциях и в публикациях свидетельствуют о разочарованиях определенной части интеллигенции в курсе либерализации России, утрате чувства сопричастности с судьбами страны, иногда — глубокой обиды на власть. В то же время велико стремление представителей старших поколений гуманитарной интеллигенции несмотря ни на что продолжать выполнять высокую культурную миссию, которая и отделяет человека с высшим образованием от интеллигента.
Участвуя в этой дискуссии, мы считаем целесообразным сопоставить поколения интеллигенции в масштабе социокультурных дистанций, которые отделяют вторую половину XIX века (когда и появляется интеллигенция в современном смысле слова, да и само слово для обозначения этой социальной группы) и второй половиной XX века.
Интеллигенция XIX века выступала в роли интерпретатора и ретранслятора культурных ценностей на базе тесной связи между образом культурного человека и грамотностью (в самом прямом значении — как умение читать и писать). Коммуникационные связи, основанные на передаче письменного текста, имели стратификационное значение, и этим поддерживалась, во-первых, идентичность интеллигенции как высококультурного слоя, во-вторых, ее миссионерские установки (стремление облагородить народ, внести в него подлинную культуру). Эти характеристики гуманитарной интеллигенции воспроизводятся из поколения в поколение даже при смене социального строя.
Однако в конце XX века среда действий интеллигенции существенно изменилась и ее роль носителя культурных ценностей уже не может быть прежней. Изменился смысл грамотности, которая связана все меньше с работой над письменным текстом и все больше — с образной информацией. Этим сократилось социально дифференцирующее расстояние между высококультурными и малокультурными слоями в смысле доступа к информации, необходимой для жизненной ориентации. Но еще более значимо то, что преобразование информации через СМИ привело к фрагментарности картины мира как важной характеристике современной культурной жизни (по Ю. Хабермасу). А в этом случае ведущее свойство мировоззрения интеллигенции — целостность оказывается неадаптивным.
Роль интеллигенции в современной России. Анализ исследований по ценностным ориентациям молодежи показывает, что труд гуманитарной интеллигенции — учителей школ, преподавателей вузов — не рассматривается не только как престижный (известное исключение в смысле престижности составляет профессор вуза), но и как свидетельство жизненного успеха. В частности, наши исследования 1995–2000 гг. показывают, что среди студентов (в том числе педагогических и других гуманитарных вузов) самоидентификации с интеллигенцией практически не обнаруживается.
Миссионерская функция интеллигенции уже не основывается на тесной связи с профессией и этим существенно подорвана. Интеллигенты в этом случае определяются скорее по самоидентификации, и их характерные черты могут рассматриваться по аналогии (но не более чем аналогии) с религиозными меньшинствами. Подобие видится в особенностях узнавания «своих» (неконтактная общность), аскетизме и стремлении к нормативному поведению, феноменах отступничества и осуждения отступников (и то и другое как поиск новой устойчивости), активном сопротивлении в отношении чуждых культурных образцов.
Означает ли это, что для культурной миссии интеллигенции в современном российском обществе нет места и что эта группа находится в социальной изоляции? Такой вывод вряд ли отражал бы более сложную реальность современной России, для которой свойственны противоречивые процессы:
а) определенная часть интеллигенции обладает авторитетом в глазах общества и имеет (хотя и ограниченный) доступ к СМИ как трибуну для своего рода культурной проповеди (так назовем публичное представление своего оценочного отношения к культурным аспектам жизни). Именно в этом видится миссия Ю. М. Лотмана, Д. С. Лихачева, Н. Н. Моисеева и ряда других крупных деятелей российской культуры — носителей референтных черт интеллигенции и в этом плане воспринятых более или менее широкими слоями населения (его культурных слоев);
б) часть интеллигенции, прежде всего деятелей искусства, имеют достаточные материальные и финансовые возможности в реализации культурной проповеди (постановка кинофильмов, театральных спектаклей, написание художественных произведений, где есть простор для демонстрации авторских картины мира и понимания жизни);
в) определенная часть интеллигенции непосредственно участвует в реализации властных полномочий, работает в представительных, исполнительных, судебных органах, входит в состав правящих и неуправляющих элит, оказывающих непосредственное воздействие на принятие управленческих решений, в том числе и по вопросам государственной культурной политики (формируя проекты нормативных правовых актов, государственных концепций и т. д.);
в) многие работники умственного труда, идентифицирующие себя с интеллигенцией, находятся в тесных деловых связях с властью, производством, финансовыми, дипломатическими и другими кругами, обладающими богатством-престижем-властью (по формуле М. Вебера); профессиональный труд таких работников востребован миром бизнеса в различных его проявлениях, они успешны и по меркам «деловых людей», и по самоидентификации. Такие работники реализуют свою культурную миссию, участвуя в, можно сказать, межкультурной коммуникации, облагораживая деловую среду;
г) лишь некоторая часть лиц, идентифицирующих себя с интеллигенцией, замыкается в узких сообществах или пребывает в фактическом одиночестве, не имеет достаточно разнообразных внешних контактов, которые могли бы стать каналами культурной проповеди.
В итоге даже если признать, что как элемент социально-классовой структуры интеллигенция потеряла свою функцию, то это может быть связано преимущественно с социально-классовой структурой советского общества. Но пала в ходе социальных перемен вся эта структура, а вовсе не один ее элемент. Из этого не следует, что носители функций интеллигенции советского времени исчерпали свою миссию (хотя бы и на уровне самооценки) и в ходе трансформации всей социально-классовой структуры не окажутся вновь элементом ее в новом контексте общественных отношений. Здесь самооценки, разделяемые достаточно большим числом людей, существенны. По теореме Томаса, «Если ситуации определяются как реальные, они реальны по своим последствиям». Это означает, что определение ситуации ее участниками выступает как важнейшая характеристика ее референции: придания ей смысла и границ.
Многообразие культурных ситуаций и особенности их определения — характерная черта переходного общества, и в российских условиях субъектная позиция интеллигента особенно существенна в смысле реализации им своей культурной миссии.
Воспроизводство гуманитарной интеллигенции. Проблемой остается воспроизводство гуманитарной интеллигенции в новых поколениях. Гуманитарное образование как процесс передачи от старших поколений младшим определенного объема социокультурных знаний и установок, предполагает не только институциональные средства такой передачи, т. е. не только наличие соответствующих норм, ролей и статусов, учреждений, но и наличие некоторой устойчивой общности, которая несла бы в себе импульс такой ретрансляции знаний. Очевидно, что в отношении гуманитарного образования такую миссию несет на себе гуманитарная интеллигенция.
Однако очевидность данного положения не означает, что от него можно переходить дальше к институциональным формам высшего образования и рассматривать способы передачи знаний как главные, поскольку наличие носителя этих знаний может быть принято за константу. В действительности такого положения нет, и проблему составляет не только социальный институт, обеспечивающий ретрансляцию гуманитарного образования, но и носитель гуманитарной образованности.
Мы обозначили выше этого носителя как общность. При этом из разнообразных значений понятия «общность» исходили из трактовки Я. Щепаньского, который выделил лишь один атрибутивный признак общностей — наличие социальной связи. И в данном случае важно обратить внимание на то, что речь идет не только о разного рода научных и педагогических сообществах — группах ученых, педагогов, практиков, составляющих педагогический персонал высших учебных заведений, но и о всем слое гуманитарной интеллигенции, поскольку усвоение гуманитарной образованности возможно преимущественно в определенной среде, не обязательно и не во всем совпадающей с сообществом вуза, а в вузе — с сообществом учителей и учеников в рамках образовательных программ.
Вот почему воспроизводство моделей гуманитарного образования необходимо рассматривать в социальном контексте воспроизводства интеллигенции.
Посмотрим на этот процесс на примере России. В наше время он не имеет ясно очерченных границ и характеристик. Прежде всего, эту неясность порождает смена социальной структуры, которая в этой части существенно обновляется. Далее, немаловажно то, что функциональное назначение интеллигенции изменяется как в российском, так и в глобальном мировом контексте. Умственный труд, интеллектуальное и художественное творчество перестают быть уделом группы людей с определенной образовательной подготовкой, основанной на специальном знании и идентификации с определенными культурными образцами. Наконец, существенно, что в новых поколениях россиян, жизненные ориентиры которых формируются после 1991 г., ценности, присущие интеллигенции, и образ жизни интеллигентов не обладают столь большой привлекательностью, как раньше, а жизненный успех понимается в формах, нередко далеких от установок тех, кто сохраняет идентичность с интеллигенцией.
В этом плане могут быть осмыслены жизненные ориентации российских студентов, поскольку интеллигенция преимущественно рекрутируется (по крайней мере, последние сто лет) из студенческой среды.
Студенческие годы обычно совпадают с активной фазой конструирования личностью своего будущего. Но формирование жизненных планов студента не является произвольным и независимым. Как образовательный процесс, так и в не меньшей степени экономическое положение семьи, воздействие студенческого сообщества, университетской среды, общественного настроения в стране и других внешних обстоятельств могут существенно корректировать жизненный план. Эти общеизвестные положения совсем не банальны, когда изучаются жизненные ориентации студенчества в условиях социальной аномии, и в современной России это отчетливо видно. С началом экономических реформ в России (1991–1992 гг.) возникла катастрофическая ситуация в системе высшего образования. Кроме оттока финансов из образовательной сферы, огромное значение имело изменение мотиваций молодежи в сфере труда. Образование как источник жизненного успеха на время потеряло свою стимулирующую роль. Высокий образовательный статус стал мешать быстрому обогащению в смутный период смены общественного строя и распада СССР. Вследствие этого в системе ценностей молодежи ранг ценности образования снизился. Одновременно с этим значительно уменьшились возможности для получения высшего образования.
С середины 1990-х годов ситуация в высшем образовании стала меняться, и к концу десятилетия в России на 10 тыс. населения приходилось 246 студентов вузов. Но это не означает расширения условий для воспроизводства интеллигенции с ее ориентацией на культурную миссию. Новым для российских условий стало утверждение в студенческой среде (не только в Москве, Санкт-Петербурге и других городах, где формируется движение к рыночной экономике) прагматического подхода к образованию. Тенденцию рассматривать в молодежной среде образование как средство получения максимальных материальных благ и удовольствий выявили многие исследования, в том числе и наши.
В целом такие перемены в мотивации свидетельствуют о структурных изменениях в социальных отношениях, которые затрагивают и функции высшей школы. Тем не менее, этот процесс обладает спецификой, которую покажем на материалах исследований, проведенных кафедрой социологии Московского гуманитарного университета в 2001 г. (исследование проведено в Москве и Подмосковье, Вогограде, Ростове, Рязани, Кадардино-Балкарии, Казани, Н. Уренгое, Красноярске; N=1835).
1. Сохраняется высокая доля студентов, которые не связывают высшее образование с гарантированным достижением жизненного успеха: положительные ответы составляют только 35%. Эти данные следует оценить на фоне распространенного в студенческой среде представления о том, что в современной России сегодня достичь высокого положения в обществе невозможно благодаря честному, добросовестному труду: иначе считают лишь 28% опрошенных.
2. Остается значительной группа тех, кто связывает реализацию своих жизненных планов с удачей: это по крайней мере треть опрошенных на протяжении всего пятилетия (в исследовании 2001 г. — 36%). Реализацию своих жизненных планов ставят в зависимость от достигнутого уровня профессиональной подготовки 63% опрошенных, от собственной инициативы и настойчивости — 55%, от личных связей с «нужными людьми» — 38%.
3. Социальные ожидания студентов в значительной степени строятся в условиях неопределенности своей судьбы. Анализ представлений студентов относительно их жизненных планов показывает, что немногим более половины из них исходят в своих самооценках из готовности к режиму профессиональной трудовой деятельности: планируют пойти работать 62,5% (в исследовании 1999 г. — 44%, исследовании 2005 г. — 56%). Остальные по тем или иным основаниям такой перспективы для себя не видят. В частности, 22% намерены продолжить учебу дальше (т. е. еще дальше откладывают включение в профессиональную деятельность), 5% имеют четкий план за пределами профессии (например, собираются выйти замуж), 1,5% намерены после окончания вуза «вволю поотдыхать».
Данные наших и других исследований показывают, что на протяжении 1990-х — начала 2000-х годов сохранялась высокая степень неопределенности в жизненных планах студенчества, хотя ее источником и не был инфантильный страх перед самостоятельным трудом. Что из этого следует для молодого россиянина в плане определения жизненных стратегий?
1. Выбор вуза в малой степени мотивирован будущей профессией. Имеет значение скорее сам факт поступление в вуз (особенно для юношей — как форма укрытия от призыва на службу в армию). Достаточно частым следует считать выбор вуза прерогативой родителей, а не абитуриентов (особенно если приходится выбирать между платными формами обучения).
2. Обучение в вузе также слабо мотивировано требованиями будущей профессии, чем в немалой степени затруднено профессиональное становление молодого специалиста в России.
3. Однако такая слабая мотивация к освоению профессии создает возможность активных замещающих действий: слабые мотивации легко вытесняются при наличии сильных стимулов, каковыми являются как стимулы корпоративной солидарности вуза, так и различные внешние обстоятельства. Среди последних надо признать очень эффективными международные обмены вузов в области развития образовательных услуг и демонстрации передового профессионального опыта.
Воспроизводство социальной структуры не предопределено только мотивацией тех или иных выборов молодого поколения, связанных с жизненными планами. Объективная сторона дела состоит в том, что многие социальные группы воспроизводятся как бы по инерции даже тогда, когда они теряют свои социальные функции. Очевидно, что интеллигенция сохраняет свои позиции в российском обществе, меняя отдельные характеристики. Однако нельзя не видеть, что в молодежной среде субъективное стремление к воспроизводству интеллигенции существенно уменьшилось в последнее десятилетие, что может иметь определенное значение для воспроизводственного процесса и в ближайшее время будет влиять на структурно-функциональную трансформацию интеллигенции, а в перспективе — и на ценностно-нормативные перемены в этой социальной группе.
Все изложенное вновь ставит проблему оценки потенциала гуманитарного образования. Гуманитарная интеллигенция, как и другие слои общества, не является неизменной, она отражает общие социокультурные процессы и воспроизводит культурные образцы, нередко существенно видоизменяя их при передаче новым поколениям. Следовательно, в образовательных стратегиях недостаточно обращаться только к корпусу идей, которые желательно предать новым поколениям, и к способам такой передаче (дидактике, методике). Важно внимательно наблюдать тенденции в самой общности, каковую составляет гуманитарная интеллигенция. Эти тенденции могут быть прояснены и на исследованиях, проводимым среди студентов как потенциальных членов этой общности.
Можно ли из всего сказанного делать вывод о вырождении интеллигенции в России? Ни один анализ объективных данных (по индикаторам благосостояния, социального статуса, престижа профессий и т. д.), впрочем, как и субъективных (социальное настроение, ожидания от будущего и т. п.), не дает повода для оптимизма. И тем не менее истинный интеллигент остается важнейшей фигурой российской действительности. Он, подобно Дон-Кихоту, не отказывается от своей миссии, ссылаясь на форс-мажорные обстоятельства, он ищет и находит учеников, таких же преданных науке и истине и не ждущих даров от рыночной экономики. Он — гражданин и поэт.
|
|
Вышел в свет
№4 журнала за 2021 г.
|
|
|