Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №6 2016
Иванова И. С. Проблема истинных и ложных ценностей в работе Э. Фромма «Бегство от свободы» и отношение к ней в современной России
Статья подготовлена для секции «Ценности российской цивилизации в современной культуре, экономике, политике», организованной кафедрой философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета и проведенной 17 октября 2016 г. в рамках IV Международной научно-практической конференции «Ценности и интересы современного общества».
The paper was prepared for the panel “Values of Russian Civilization in Contemporary Culture, Economics, Politics”, which was organized by the Department of Philosophy, Culturology and Politology at Moscow University for the Humanities and convened on October 17, 2016 within the framework of the 4th International research-to-practice conference “Values and Interests of Modern Society”.
УДК 141
Ivanova I. S. The Problem of True and False Values in Erich Fromm’s “Escape from Freedom” and Its Reception in Contemporary Russia
Аннотация ♦ В статье рассматривается соотношение между авторитарной и гуманистической системой ценностей в работе Э. Фромма «Бегство от свободы». Автор указывает, что Э. Фромм выделяет позитивную и негативную свободу, подчеркивает, что позитивная свобода связана с активным участием в политическом преобразовании общества, сопротивлением навязыванию ложных ценностей, среди которых фашизм, нацизм, тоталитаризм. Отмечается, что к ложным ценностям, по Э. Фромму, относятся престиж, успех в обществе, материальное благополучие, если они достигнуты путем отказа от реализации светлых сторон личности и замены ее на псевдоличность, что происходит в тоталитарных системах.
Ключевые слова: ценности, потребности, позитивная свобода, личность, псевдоличность, активность, новое общество.
Abstract ♦ The article discusses the correlation between the authoritarian and humanistic value systems in Erich Fromm’s work “Escape from Freedom”. The author points out that E. Fromm identifies positive and negative freedom and emphasizes that positive freedom is associated with active participation in the political transformation of society, resistance to the imposition of false values, including fascism, Nazism, and totalitarianism. The author notes that the false values, according to Fromm, comprise prestige, success in society and material well-being if they are achieved as a result of renouncing the bright sides of the personality and replacing it by pseudo-personality as it happens in totalitarian systems.
Keywords: values, needs, positive freedom, personality, pseudo-personality, activity, new society.
Аксиология утверждает, что человеческая личность и общество правильно развиваются тогда, когда верно определяют, что есть высшее благо и ведущие к нему ценности. Проблеме ценностей посвящено много работ. По мнению Р. Г. Яновского, «идеал нового времени — раскрытие в каждом человеке широких и глубоких духовно-нравственных возможностей. Надвигающиеся на человечество социально-экономические, духовно-нравственные угрозы и опасности вызваны неспособностью индустриально развитых государств, современной цивилизации вырваться из приоритета материального потребительства и глобального насилия и войн, ведущих к засорению и разрушению природной, социальной, духовно-нравственной среды обитания» (Яновский, 1998: 11).
Известный немецкий философ и социолог Э. Фромм в своем труде «Бегство от свободы» связывает ценности с потребностями человека: от его потребности в выживании и безопасности до потребности в самореализации. Ученый указывает, что отсутствие ценностей ведет к духовной смерти личности от одиночества и отсутствия смысла жизни, а связь «с какими-то идеями, моральными ценностями или хотя бы социальными стандартами — и дает ему чувство общности и “принадлежности”» (Фромм, 2006: 33–34). Но не всякая общность и принадлежность благотворны для совершенствования личности и обретения ею истинного смысла жизни.
Проблема истинных и ложных ценностей остро встает перед человеком, так как на него воздействует общество, навязывая нужные системе общественных отношений блага, которые далеко не всегда оказываются полезными для развития личности. Идеологемы и мифологемы, разработанные философами, культурологами и психологами и, чаще всего, действующими политиками, управленцами всех рангов на государственном уровне определяют вектор развития личности, стратегию и тактику ее развития, манипулируя общественным и индивидуальным сознанием индивидов.
Э. Фромм приходит к выводу, что перед мыслящими людьми возникает в итоге проблема выбора: нужно либо приспособиться к системе, заменив свою личность на псевдоличность и даже на человека-робота, либо изменить саму систему общественных отношений.
Э. Фромм близок россиянам идеей необходимости социальной активности личности, утверждением таких ценностей, как неравнодушие к несоответствию между сущим и должным, стремление преобразовывать мир, активная жизненная позиция, утверждением истинной, а не ложной свободы, любовь к людям. Психолог А. Романов указывает, что «Эрих Фромм выделил три типичных механизма бегства от свободы, характерных для современного общества:
1) авторитаризм;
2) разрушительность (деструктивность);
3) автоматизирующий конформизм» (Романов, 2011: Электронный ресурс; выделено автором. — И. И.).
Свободу как ценность Э. Фромм подвергает проверке качеством и количеством. Есть негативная свобода, ведущая к разрушению личности, одиночеству и новому рабству. Это антиценность. И есть истинное благо — позитивная свобода. В стремлении к «позитивной» свободе индивид «может спонтанно связать себя с миром через любовь и труд, через подлинное проявление своих чувственных, интеллектуальных и эмоциональных способностей… обрести единство с людьми, с миром и с самим собой, не отказываясь при этом от независимости и целостности своего собственного Я» (Фромм, 2006: 150; курсив автора. — И. И.).
Это спонтанная свобода связанна с такими ценностями, как любовь, творческий труд. Спонтанность, внезапные движения души, противопоставляемые рационализму, характерны для российской ментальности. Этим Э. Фромм также близок жителям нашей страны, для которых важно право выбора души на свободу и зависимость, личностное и порой внезапное. Как пишет известный российский культуролог А. В. Костина, «Россия западному рационализму осмысленно противопоставила антирационализм и антисхоластичность, что особенно ярко проявилось в трудах В. Соловьева, критиковавшего рационализм как “отвлеченное начало”. Сходные идеи высказывали Л. Шестов, Н. Бердяев, П. Флоренский, И. Ильин, намеренно порвавшие с декартовским “Мыслю, следовательно, существую”. Это первая принципиальная особенность русской культуры» (см.: Костина, 2016: 140).
Э. Фромм считает, что позитивная свобода приведет к реализации даров личностей, их гармонии с миром, созданию высокой культуры. Эта идея близка к концепции Н. Я. Данилевского, о которой А. В. Костина пишет следующее: «Н. Данилевский связывал полноту реализации замысла каждой из культур не столько с развитием ее рационального элемента… но и с полнотой самоосуществления человека во всей его глубине и цельности, со степенью практического осуществления идеалов “правды, свободы, общественного благоустройства и личного благосостояния”… с возможностью воплощения личности в ее идеях и идеалах, с соответствием характера культуры и человека области имманентной трансцендентности, к которой относится индивидуальное и неповторимое душевно-духовное ядро личности… с обретением жизнью целостности внутреннего бытия с целостностью внешнего мира, с возможностью обретения человеком смысла исторического существования» (там же) Но любые прекрасные идеи может погубить неверное воплощение и использование. Культуротворческая деятельность должна указывать не только цели пути, но и стратегию, тактику, методы их достижения.
На примерах отношения к свободе в различных исторических формациях Э. Фромм показывает, что благами надо пользоваться в меру, так как при превышении чувства меры позитивная ценность переходит в антиценность: свобода — в рабство и т. д. Из разбора текста работы философа следует, что жизненные блага связаны друг с другом, а потому особой качественно новой ценностью является не только набор этих благ, но и правильное соотношение между ними.
Власть и подчинение могут выступать и как благо, и как зло. Ценностью является такое соотношение этих категорий, при котором и тот, кто руководит, и тот, кто подчиняется, остается доволен и развивает лучшие стороны своей личности. Пример Э. Фромма: «Отношения между профессором и студентом основаны на превосходстве первого над вторым, как и отношения рабовладельца и раба. Но интересы профессора и студента стремятся к совпадению: профессор доволен, если ему удалось развить своего ученика; если это не получилось, то плохо для обоих. Рабовладелец стремится эксплуатировать раба: чем больше он из него выжмет, тем лучше для рабовладельца; в то же время раб всеми способами стремится защитить доступную ему долю счастья. Здесь интересы определенно антагонистичны, поскольку выигрыш одного обращается потерей для другого» (Фромм, 2006: 174).
Соединение ценностей должно быть таким, чтобы одно благо помогало осуществлению другого. Если же у подножия истинной ценности оказывается ложная, то и истинное благо оказаться недостижимым.
Например, такие блага как свобода и благополучие членов общества очень важны, но они превращаются в свою противоположность, если достижение этих ценностей идет по пути, выраженному многократно раскритикованной формулой Н. Макиавелли «Цель оправдывает средства», представленной в его трактате «Государь». Недавнее историческое прошлое России повествует о попытке построить и удержать прекрасный в идеале социализм насильственными методами, когда люди были духовно не готовы к новому общественному строю. Она привела к плачевным результатам. Современные примеры не менее печальны. США четко определили систему своих ценностей. Эта страна готова бороться за них, экспортировать в другие страны. Сегодня между Россией и Америкой идет холодная война, наблюдается конфликт ценностей, а потому прямой угрозой для нашей страны звучит цитата из Стратегии национальной безопасности США, которую приводит А. В. Костина: «Для защиты… ценностей Америка допускает готовность “применять военную силу, при необходимости используя ее в одностороннем порядке” (разд. 2 “Безопасность”)» (Костина, 2016: 142). Борьба за преобладание государственных ценностей одной страны во всем мире гипотетически может привести к образованию единого тоталитарного государства, которое станет для своих сограждан Левиафаном.
Заслугой Э. Фромма является то, что ложными ценностями он называет не только психологические (садизм, мазохизм, симбиоз садизма и мазохизма), но и политические феномены (фашизм, нацизм, тоталитаризм). Важно отметить, что к ложным ценностям, по Э. Фромму, относятся престиж, успех в обществе, материальное благополучие, если они куплены ценой отказа от реализации светлых сторон личности и замены ее на псевдоличность, что в массовом масштабе происходит в обществе, особенно в тоталитарных системах. На этом аспекте, как правило, не останавливают внимание враждебные русскому духу учения утилитаризма и прагматизма. Дальнейшее исследование указанного выше феномена подмены ценностей и превращения личности в раба успеха и благополучия, социокультурных явлений и процессов, способствующих этой трансформации, нашло отражение в работе Э. Фромма «Иметь или быть», а основной идеей аксиологической сферы его учения является переход от авторитарной системы ценностей к гуманистической и такое изменение общества участием человека в политических процессах, при котором это станет возможно.
Надо заметить, что сам философ по матери имеет российские корни. Его мама, Роза Фромм, была дочерью эмигранта из России. Интерес к Фромму в России огромен. Сама свобода как ценность высоко поставлена в русской литературе: свободолюбивая лирика А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Блока, А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, роман И. С. Тургенева «Накануне». Парадоксы борьбы за свободу представлены в романах Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы», М. А. Шолохова «Тихий Дон». Тема свободы разработана в трудах российского философа Н. А. Бердяева, особенно в его работах «Метафизическая проблема свободы», «Философия свободы», «Смысл творчества». Таким образом, тема свободы у Э. Фромма органически вписывается в систему российских ценностей.
Следует подчеркнуть, что из текста данного ученого для мыслящего читателя логически следует ряд идей, которые касаются методики изучения и оценивания благ. Это диалектический поход к исследованию, при котором одна ценность раскрывается через другую и служит условием появления новой, более важной ценности; проявляется чувство меры при формировании какой-либо мировоззренческой категории; существует взаимосвязь формирования человека и совершенствования общества, а также правильное соотношение между такими феноменами, как власть и подчинение, свобода и необходимость, личное и общественное.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Костина, А. В. (2016) Цивилизационная идентичность России: вызовы и ответы // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 138–152. DOI: 10.17805/zpu.2016.2.12
Романов, А. (2011) Эрих Фромм о парадоксах свободы [Электронный ресурс] // Консультация психолога, психотерапия, психоанализ. URL:
http://psychoanalyse.od.ua/articles/terapevticheskie/fromm_erich.html [архивировано в
WaybackMachine] (дата обращения: 27.09.2016).
Фромм, Э. (2006) Бегство от свободы. Человек для себя : пер. с англ. М. : АСТ ; АСТ Москва . 571, [5] с.
Яновский, Р. Г. (1998) Восток — Запад: социальные изменения и динамика геополитической ситуации // Социологические исследования. № 7. С. 3–16.
REFERENCES
Kostina, A. V. (2016) Tsivilizatsionnaia identichnost' Rossii: vyzovy i otvety [Russia’s civilizational identity: Challenges and responses]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 138–152. DOI: 10.17805/zpu.2016.2.12 (In Russ.).
Romanov, A. (2011) Erikh Fromm o paradoksakh svobody [Erich Fromm on the paradoxes of freedom]. Konsul'tatsiia psikhologa, psikhoterapiia, psikhoanaliz [online] Available at:
http://psychoanalyse.od.ua/articles/terapevticheskie/fromm_erich.html [archived in
WaybackMachine] (accessed 27.09.2016). (In Russ.).
Fromm, E. (2006) Begstvo ot svobody. Chelovek dlia sebia [Escape from freedom. Man for himself] : trasnl. from English. Moscow, AST Publ. ; AST Moskva Publ. 571, [5] p. (In Russ.).
Yanovskiy, R. G. (1998) Vostok — Zapad: sotsial'nye izmeneniia i dinamika geopoliticheskoi situatsii [East — West: The social changes and dynamics of geopolitical situation]. Sotsiologicheskie issledovaniia, no. 7, pp. 3–16. (In Russ.).
Иванова Ирина Сергеевна — кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, 5, корп. 3. Тел.: +7 (499) 374-61-81.
Ivanova Irina Sergeyevna, Candidate of Philosophy, Associate Professor, Department of Philosophy, Culturology and Politology, Moscow University for the Humanities. Postal address: Bldg. 3, 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-61-81.
E-mail:
Lesnaya10@yandex.ru
Библиограф. описание: Иванова И. С. Проблема истинных и ложных ценностей в работе Э. Фромма «Бегство от свободы» и отношение к ней в современной России [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2016. № 6 (ноябрь — декабрь). С. 72–78. URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2016/6/Ivanova_True-False-Values/ [архивировано в
WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).
Дата поступления: 5.11.2016.
|
|
Вышел в свет
№4 журнала за 2021 г.
|
|
|