Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №6 2016
Гудима Т. М. Духовные основания жизни русской деревни
Статья подготовлена для секции «Ценности российской цивилизации в современной культуре, экономике, политике», организованной кафедрой философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета и проведенной 17 октября 2016 г. в рамках IV Международной научно-практической конференции «Ценности и интересы современного общества».
The paper was prepared for the panel “Values of Russian Civilization in Contemporary Culture, Economics, Politics”, which was organized by the Department of Philosophy, Culturology and Politology at Moscow University for the Humanities and convened on October 17, 2016 within the framework of the 4th International research-to-practice conference “Values and Interests of Modern Society”.
УДК 008
Gudima T. M. The Spiritual Foundations of Life in the Russian Village
Аннотация ♦ В статье показано, что в последние десятилетия заметной тенденцией в развитии общества стало возрастание интереса к сельскому образу жизни, к деревне. Автор вскрывает причины этого. Уровень урбанизации в развитых странах, закономерный и необходимый этап цивилизации, видимо, достиг предела. Одно из самых убедительных доказательств этого — состояние природной среды.
Ключевые слова: духовная жизнь, русская деревня, ценности, природная среда, человек, гуманизм.
Abstract ♦ The article shows that over the last decades a rise of interest in rural mode of life and countryside has become a noticeable trend in the development of society. The author reveals the causes of this tendency. The level of urbanization in the developed countries, a consistent and necessary stage of civilization, has evidently reached its limit. The condition of the environment is one of the most eloquent evidences of this.
Keywords: spiritual life, Russian countryside, values, environment, human being, humanism.
В 70-е гг. прошлого века прозвучало первое серьёзное предупреждение в знаменитом докладе Римского клуба «Пределы роста», подготовленного известными учёными разных стран. Негативные процессы в природе, связанные с активной деятельностью человека, продолжают развиваться. Не случайно по инициативе Организации Объединенных Наций в 2015 г. в Париже состоялась Международная научная конференция с участием глав государств, посвященная проблемам, связанным с изменением климата на планете. Эти процессы продолжают развиваться.
Выводы, основанные на научном анализе взаимодействия человека, общества и природной среды, делаются принципиальные: человечество должно изменить парадигму своего развития. Одно из таких изменений — выстроить новые, гармоничные отношения с природой. Это означает переход во всех сферах производства на новые ресурсосберегающие, безотходные технологии, значительное увеличение вложений в восстановление природы и многие другие активные действия. Решать эту проблему возможно только усилиями всего человечества При этом две трети государств планеты находятся на этапе развития, требующего индустриализации и увеличения промышленного производства. Значит, вторжение в природу будет увеличиваться, стимулироваться идеалами потребительского общества.
Технократическая цивилизация внесла в жизнь человека много доброго и ценного, обогатив и облегчив его труд и каждодневные заботы. Трудно представить жизнь без современной бытовой техники. Мегаполис расширил возможности для общения с культурой, для всестороннего образования. Стремление уехать из деревни в город долгие годы было понятным и оправданным стремлением: город давал большие возможности. Сегодня эта тенденция сохраняется. К причинам прибавилось ещё и отсутствие в деревнях и посёлках работы, возможности обеспечить себя и семью, сокращение образовательных и культурных организаций.
И всё-таки всё чаще люди стремятся выехать за город, в дачный посёлок, в деревню (летом в деревнях население увеличивается в два-три раза). Жизнь в деревне и дачном посёлке различаются по целому ряду особенностей. Горожане стараются перенести на дачу жизнь, к которой привыкли в городе. Так, в деревне люди никогда не огораживали свой дом высокими заборами («От людей на деревне не спрятаться, // Нет секретов в деревне у нас»), на дачах высокий забор — отличительный признак: люди сохраняют неприкосновенность своей жизни.
По нашему мнению, желание людей жить в деревне будет возрастать. Деревенский образ жизни имеет целый ряд преимуществ.
Во-первых. в деревне более органичные, естественные отношения человека и природы. Человек видит восход и закат солнца, ощущает природный ритм, наблюдает и переживает многочисленные природные явления. Здесь всё обаяние запахов и цветов природы.
Во-вторых, в деревне более тесные, открытые отношения людей. Люди знают друг друга в лицо, по роду и племени, не забудут в болезни, разделят радость праздника. В деревне нет беспризорных детей, естественна и действенна сила общественного мнения, людского суда. Именно деревня сохраняет и передаёт от поколения к поколению духовные ценности, то, что делает человека Человеком, формирует личность.
В последнее время внимание к теме духовных ценностей явно возросло. Данный термин вошёл в ряд государственных документов, прежде всего, в Концепцию «Основы государственной культурной политики», подписанную Президентом России В. В. Путиным 24 декабря 2014 г. По поручению Президента разработана и утверждена 29 февраля 2016 г. распоряжением главы правительства Д. А. Медведевым «Стратегия государственной культурной политики». На базе этих документов разрабатывается и новый федеральный закон «О культуре».
Внимание к проблеме духовных и нравственных ценностей — это обращение к содержательной характеристике общественного сознания и культуры. Это осознание интеллектуальной частью общества и властью того неоспоримого факта, что лозунг «деидеологизации» системы образования и культуры, два десятилетия реализуемый на практике, был маскировкой, ширмой для протаскивания иной идеологии, во многом противоположной традиционным ценностям народов России. Задача была поставлена коварная: ослабить нравственный иммунитет человека, переломить духовное основание народного характера. В этих условиях обращение к проблеме духовных ценностей представляется крайне актуальным, является составной частью укрепления национальной безопасности.
Определимся с понятиями. Что мы понимаем под «духовностью», «духовными ценностями»? С нашей точки зрения, духовность не равна религиозности, высокая духовность может характеризовать и человека невоцерковлённого. Вместе с тем, религиозное чувство — составная часть духовного мира человека, религии принадлежит особое место в формировании духовности.
Русский Север — особый край нашей Отчизны, никогда не знавший крепостного права, не подвергавшийся иноземным завоеваниям. (Исключением является кратковременное вторжение англо-американских интервентов в 1918–1919 гг. Захватчики «успели» создать два лагеря смерти в Белом море — Иоканьга и остров Мудьюг.) Север сохранил русскую культуру во всём её богатстве и многообразии. Об этом очень точно писал академик Д. С. Лихачёв: «…Север не может не тронуть сердце каждого русского человека… тем, что он самый русский. Он не только душевно русский, — он русский тем, что сыграл выдающуюся роль в русской культуре. Он не только спасал Россию в самые тяжкие времена русской истории — в эпоху польско-шведской интервенции, в эпоху первой Отечественной войны и Великой, он спас нам от забвения русские былины, русские старинные обычаи, русскую деревянную архитектуру, русскую музыкальную культуру, русскую великую лирическую стихию — песенную, словесную, русские трудовые традиции — крестьянские, ремесленные, мореходные, рыболовецкие.
Книг о Русском Севере не так много. Есть книги о деревянной архитектуре Севера, о северных ремеслах, о северном фольклоре, но о Севере как таковом, о мужественных и простых северных людях, никогда не испытавших на себе гнетущей унизительности крепостного права, сохранивших во всей своей манере держаться, работать, уважать друг друга, общаться друг с другом достоинство Человека — таких книг почти нет» (Лихачёв, 2004: 3–4).
Не случайно, все, кто изучает темы русской культуры, её духовных, нравственных оснований обращаются к русскому Северу (Архангельская, Вологодская, Мурманская, Кировская области, республики Карелия и Коми, некоторые другие территории).
На Севере сложная история становления православия. В XVII в. столкновение учения протопопа Аввакума с учением, утверждаемым Никоном при поддержке престола, проходило болезненно и не бескровно. Аввакум почитаем на Севере, его учение достаточно известно. Место мученической смерти Аввакума в Пустозерске (Ненецкий автономный округ) активно посещается и сегодня. Одно из фундаментальных и талантливых произведений, глубинно исследующих эту проблему, — многостраничный роман Владимира Личутина «Раскол», удостоенный Государственной премии.
Для изучения духовных ценностей есть два наиболее авторитетных источника: научные исследования (философские, культурологические, психологические, исторические, социологические, лингвистические и др.) и художественные произведения (литература, музыка, изобразительное искусство, хореография, кинематограф и др.).
Духовность, с нашей точки зрения, проявляется в способности человека выйти за пределы своекорыстного существования, чувствовать другого человека, ощущать чужое горе как собственное. Духовность — это устремлённость человека к высоким целям, таким как служение Отечеству, Родине, добру. Эти ценности утверждались самой жизнью, передавались от поколения к поколению. Люди, их олицетворяющие, становятся кумирами, героями, учителями.
Что принято общественным сознанием как духовные ценности в менталитете, в культуре нашего народа? Любовь к Родине, в том числе к малой родине — месту, где человек родился, где прошло его детство, где живёт память о его предках. Огромное количество поэтических строк, песенных мелодий свидетельствуют об этом.
А. С. Пушкин:
Два чувства равно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
(Пушкин, 1959: 596)
М. Ю. Лермонтов:
Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее подобные морям…
(Лермонтов, 1954: 117)
К. М. Симонов:
Клочок земли, припавший к трем берёзам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
(Симонов, 1996: 39)
Ценностью является почитание старших, особенно отца и матери, бережное отношение к традициям семьи, родного дома. В популярной в народе песне «Родительский дом» сказано точно: «Поклонись до земли своей матери // И отцу до земли поклонись, // Мы с тобою в долгу неоплаченном, // Свято помни об этом всю жизнь».
В этом году нам довелось выступить на международной конференции в Кенозерском национальном парке с докладом на тему «Деревянный дом как местожительство души». И в связи с этим — не только много прочитать по этой теме, но и посмотреть много старинных, родовых домов в русских деревнях.
Хозяева всегда были очень гостеприимны. Устройство этих домов, порядок жизни при всех современных нововведениях (есть телевизоры, холодильники, стиральные машины, иногда и компьютеры) сохраняют то, что дорого душе человека: красный угол, где хранится вместе с иконой всё самое ценное, общая фотография членов семьи, родных и близких в единой, красиво украшенной рамке, девичья комната, как правило, самая светлая и нарядная, бабий угол, гостеприимная большая скамья и стол в красном углу. Со столом и с русской печкой, которую стараются сохранить, связаны многие правила жизни семьи в деревне. За столом собиралась вся семья, но трапеза начиналась тогда, когда ложку брал главный кормилец — отец семейства, с особым почётом относились к хлебу.
Во многих деревнях можно встретить людей, проявляющих большой интерес к истории своей деревни, своего рода, судьбам близких и далёких родственников. В Устьянском районе Архангельской области, например, каждый год краеведческий музей проводит научные конференции, где озвучиваются результаты проведённых исследований. Материалы конференций публикуются. Главные участники и инициаторы этой работы — местные жители. В деревне Веркола Пинежского района этой же области проходит парад династий: каждый дом оформляет выставку, рассказывающую о жизни разных поколений своей семьи, об успехах и сложностях жизненного пути близких и дальних родственников. В этой деревне родился, учился и долгие годы жил великий русский советский писатель Фёдор Александрович Абрамов. Здесь на высоком берегу реки Печоры — его могила. В этой деревне разворачиваются события его тетралогии «Пряслины», в романе она называется Пекашино. В здании деревенской школы, где учился Федя Абрамов, есть музей писателя, но музеем, по сути, является всё село: многие дома, поля, тропинки, лиственница над угором, а главное — люди хранят память о великом земляке. Смысл и главную задачу своего творчества Ф. А. Абрамов выразил так: «…будить, всеми силами будить в человеке человека» (Абрамов, 1987: 266).
С огромным уважением в деревне относились к труду, мастерству и таланту человека. Н. А. Некрасов, значительную часть своего творчества посвятивший жизни крестьян, их труду, быту, характерам, вместе с описанием невыносимой тяжести труда, написал следующие строки:
В полном разгаре страда деревенская...
Доля ты! — русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Все-выносящего русского племени
Многострадальная мать!
Зной нестерпимый: равнина безлесная,
Нивы, покосы да ширь поднебесная —
Солнце нещадно палит.
Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается,
Жалит, щекочет, жужжит!
(Некрасов, 1863: 557)
Вот так он показывает отношение крестьянки к труду: «В ней ясно и крепко сознанье, // Что всё их спасенье в труде, // И труд им несёт воздаянье: // Семейство не бьётся в нужде…» (Некрасов, 1950a: 72).
И ещё: «Эту привычку к труду благородную // Нам бы не худо с тобой перенять… // Благослови же работу народную // И научись мужика уважать» (Некрасов, 1950b: 116).
Сложный и широко обсуждаемый в обществе вопрос — отношение крестьян к частной собственности. Опираясь на многочисленные источники, утверждаем, что отношение самое здравое и тесно связано с трудом, производно от труда. Собственность, созданная честным нелёгким трудом, признавалась и уважалась, неправедно нажитое подвергалось осуждению. Зажиточного человека называли справным хозяином, к нему шли за советом, обращались за помощью. Он, как правило, по наказу крестьян деревни защищал их интересы перед властью.
Вместе с тем, крестьяне не признавали и не принимали частной собственности на землю. Земля — Божья, принадлежать должна тем, кто её обрабатывает, кто трудится на земле и обихаживает её. Общинно-коллективистский принцип землепользования был близок крестьянскому сознанию.
В духовном мире русского крестьянина глубоко укоренилось чувство красоты, гармонии. Это наглядно подтверждает деревянная архитектура: церкви, часовни, дома, удивительным образом вписанные в природные ландшафты, дополняющие их. В деревнях сохранились и активно развиваются народные художественные промыслы: холмогорская резьба по кости, вологодское кружевоплетение, каргопольская глиняная игрушка, берестяные изделия, лоскутное шитьё, палехская миниатюра, ростовская финифть и мн. др.
Деревня сформировала русский национальный характер. Исследователи отмечают в нём такие особенности как согласованность ритма и характера трудовой деятельности с непредсказуемостью и капризами природы. Проявлялось это в умении работать предельно напряжённо, самоотверженно в короткое время и отсутствии привычки к размеренному труду. Характерной чертой русского человека является социоцентричность — ориентация на коллектив, а не на личность, соборность и терпимость к иноверцам, другим народам. На формирование русского национального характера огромное влияние оказало православие, внушавшее презрение к земным благам, мессианизм. Все, кто исследовали «душу» русского человека (Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. А. Некрасов, М. Горький Н. О. Лосский и др.) отмечали её противоречивость: в ней соединялись рабская покорность и готовность к бунту, фанатичная вера в Бога и безбожие, всемирная отзывчивость и изоляционизм.
Нам представляется убедительным вывод, сделанный Н. А. Бердяевым в книге «Истоки и смысл русского коммунизма»: «Русский коммунизм трудно понять вследствие двойного его характера. С одной стороны он есть явление мировое и интернациональное, с другой стороны — явление русское и национальное» (Бердяев, 1990: 7). Философ утверждает, что коммунизм детерминирован русской историей, он — неотъемлемая судьба России, внутренний момент в судьбе русского народа: «В коммунизм вошли знакомые черты: жажда социальной справедливости и равенства, признание классов трудящихся высшим человеческим типом, отвращение к капитализму и буржуазии…» (там же: 100).
По мнению Н. А. Бердяева, «большевизм же оказался наименее утопическим и наиболее реалистическим, наиболее соответствующим всей ситуации, как она сложилась в России в 1917 году, и наиболее верным некоторым исконным русским традициям, и русским исканиям универсальной социальной правды... <…> Народ в прошлом чувствовал неправду социального строя, основанного на угнетении и эксплуатации трудящихся, но он кротко и смиренно нёс свою страдальческую долю. Но наступил час, когда он не пожелал больше терпеть, и весь строй души народной перевернулся» (там же: 93, 102).
Воспитание будущих поколений на лучших традициях прошлого — тезис бесспорный. Человек без прошлого — это и индивид без будущего. Восточная пословица «Ударишь в прошлое из пистолета — будущее выстрелит по тебе из пушки» многократно подтверждена жизненной практикой.
Вместе с тем, традиции бывают разные, часть из них содержит в себе разрушительные, антигуманные смыслы. Например, обязательность физического наказания ребёнка за провинность, оправдание жестокости мужа по отношению к жене («бьёт — значит, любит»), поощрение лёгкой жизни («работа дураков любит») и др.
Изучение традиций — это и выявление их смыслов, поддержка позитивного содержания, того, что поможет человеку жить лучше и стать счастливее.
Традиции живут и умирают — это естественный процесс смены поколений, изменения условий и тенденций в развитии цивилизации. Воспитание на традициях будет успешным и результативным тогда, когда они востребованы, когда их содержание обогащает сегодняшнюю жизнь и способствует развитию. Актуализация традиций — это не только сохранение исторической памяти, но и использование богатого опыта прошлого в решении современных проблем. Примеры такого использования традиций многообразны и дают убедительные результаты. Духовные основания деревенской жизни, глубоко человечные в своём содержании, способны обогатить нашу действительность, а потому их важно изучать, особенно молодым людям, решающим «делать бы жизнь с кого».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамов, Ф. А. (1987) Слово в ядерный век : статьи, очерки, выступления, интервью, литературные портреты, воспоминания, заметки. М. : Современник. 447 с.
Бердяев, Н. А. (1990) Истоки и смысл русского коммунизма. Репринтное воспроизведение издания YMCA-PRESS, 1955 г. М. : Наука. 224 с.
Лермонтов, М. Ю. (1954) Родина («Люблю отчизну я, но странною любовью!..») // Лермонтов М. Ю. Соч. : в 6 т. М. ; Л. : Изд-во АН СССР. Т. 2: Стихотворения, 1832–1841. 386 с. С. 177.
Лихачёв, Д. С. (2004) Русский Север // Гемп К. Сказ о Беломорье. 2-е изд., доп. М. : Наука ; Архангельск : Поморский университет. 637 с. С. 3–4.
Некрасов, Н. А. (1863) Страда // Современник. Т. XCV. № 3. С. 557—558.
Некрасов, Н. А. (1950a) Мороз, красный нос // Некрасов Н. А. Стихотворения : в 3 т. Л. : Советский писатель. Т. 2. 384 с. С. 66–109.
Некрасов, Н. А. (1950b) Железная дорога // Некрасов Н. А. Стихотворения : в 3 т. Л. : Советский писатель. Т. 2. 384 с. С. 113–119.
Пушкин, А. С. (1959) Два чувства дивно близки нам… // Пушкин А. С. Собр. соч. : в 10 т. М. : ГИХЛ. Т. 2: Стихотворения 1823–1836. 800 с. С. 596.
Симонов, К. М. (1996) Стихотворения / сост. Л. И. Лазарев ; Т. А. Бек. М. : Слово / Slovo. 95 с.
REFERENCES
Abramov, F. A. (1987) Slovo v iadernyi vek : stat'i, ocherki, vystupleniia, interv'iu, literaturnye portrety, vospominaniia, zametki [Word and the atomic century: Articles, essays, speeches, interviews, literary portraits, memoirs, notes]. Moscow, Sovremennik Publ. 447 p. (In Russ.).
Berdyaev, N. A. (1990) Istoki i smysl russkogo kommunizma [The origins and meaning of Russian communism]. Reprint of the 1955 edition published at YMCA-PRESS. Moscow, Nauka Publ. 224 p. (In Russ.).
Lermontov, M. Yu. (1954) Rodina («Liubliu otchiznu ia, no strannoiu liubov'iu!..») [Motherland (“I love my fatherland, but with a strange kind of love!..”]. In: Lermontov, M. Yu. Sochineniia [Works] : in 6 vols. Moscow ; Leningrad, Publ. House of the Academy of Sciences of the USSR. Vol. 2: Stikhotvoreniia, 1832–1841 [Poems, 1832–1841]. 386 p. P. 177. (In Russ.).
Likhachev, D. S. (2004) Russkii Sever [Russian North]. In: Gemp, K. Skaz o Belomor'e [A tale about the White Sea coast]. 2nd edn., enlarged. Moscow, Nauka Publ.; Arkhangelsk, Pomor University. 637 p. Pp. 3–4. (In Russ.).
Nekrasov, N. A. (1863) Strada [Harvest time]. Sovremennik, vol. XCV, no. 3, pp. 557–558. (In Russ.).
Nekrasov, N. A. (1950a) Moroz, krasnyi nos [Jack Frost]. In: Nekrasov, N. A. Stikhotvoreniia [Poems] : in 3 vols. Leningrad, Sovetskii pisatel' Publ. Vol. 2. 384 p. Pp. 66–109. (In Russ.).
Nekrasov, N. A. (1950b) Zheleznaia doroga [The railway]. In: Nekrasov, N. A. Stikhotvoreniia [Poems] : in 3 vols. Leningrad, Sovetskii pisatel' Publ. Vol. 2. 384 p. Pp. 113–119. (In Russ.).
Pushkin, A. S. (1959) Dva chuvstva divno blizki nam… [Two feelings are amazingly close to us…]. In: Pushkin, A. S. Sobranie sochinenii [Works] : in 10 vols. Moscow, GIKhL Publ. Vol. 2: Stikhotvoreniia 1823–1836 [Poems, 1823–1836]. 800 p. P. 596. (In Russ.).
Simonov, K. M. (1996) Stikhotvoreniia [Poems] / comp. by L. I. Lazarev and T. A. Bek. Moscow, Slovo Publ. 95 p. (In Russ.).
Гудима Тамара Михайловна — доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности 5, корп. 3. Тел.: +7 (499) 374-55-11.
Gudima Tamara Mikhailovna, Doctor of Philosophy, Professor, Department of Philosophy, Culturology and Politology, Moscow University for the Humanities. Postal address: Bldg. 3, 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-55-11.
E-mail:
gudima.tamara@yandex.ru
Библиограф. описание: Гудима Т. М. Духовные основания жизни русской деревни [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2016. № 6 (ноябрь — декабрь). С. 5–15. URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2016/6/Gudima_Spiritual-Foundations/
[архивировано в
WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).
Дата поступления: 5.11.2016.
|
|
Вышел в свет
№4 журнала за 2021 г.
|
|
|