Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №6 2016
Горелов А. А., Горелова Т. А. Роль ценности национальной идентичности в эпоху глобализации
Статья подготовлена для секции «Ценности российской цивилизации в современной культуре, экономике, политике», организованной кафедрой философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета и проведенной 17 октября 2016 г. в рамках IV Международной научно-практической конференции «Ценности и интересы современного общества».
The paper was prepared for the panel “Values of Russian Civilization in Contemporary Culture, Economics, Politics”, which was organized by the Department of Philosophy, Culturology and Politology at Moscow University for the Humanities and convened on October 17, 2016 within the framework of the 4th International research-to-practice conference “Values and Interests of Modern Society”.
УДК 009
Gorelov A. A., Gorelova T. A. The Role of the National Identity Value in the Globalization Era
Аннотация ♦ В статье показано, что в эпоху, когда значение ценности дробится и затушевывается, особый смысл приобретает ценность национальной идентичности. Объективную тенденцию глобализации «оседлала» субъективная тенденция господства западной цивилизации над остальным миром, которая привела к гибридной глобальной войне. Возвращение России к пониманию своей цивилизационной идентичности и осознанию собственного значения в глобальном мире можно назвать реставрацией в позитивном эволюционном смысле.
Ключевые слова: идентичность, нация, глобализация, реставрация, Россия, цивилизация, инволюция.
Abstract ♦ The article shows that during an era when the significance of value is divided and effaced, the value of national identity acquires a special meaning. The objective tendency of globalization has been “saddled” by the subjective tendency related to the domination of the western civilization over the rest of the world. This has led to a hybrid global war. It is possible to determine the return of Russia to an understanding of its civilizational identity and awareness of its own significance in the global world as a restoration in a positive evolutionary sense.
Keywords: identity, nation, globalization, restoration, Russia, civilization, involution.
Современная глобальная ситуация и проблема ценностей
Прежде всего, зададимся вопросом, который может показаться парадоксальным, если не абсурдным: а можно ли вообще говорить о наличии ценностей в современную эпоху? Как утверждал еще римский стоик Эпиктет, философия может говорить парадоксальные вещи, но не нелогичные. Но Эпиктет жил около 2000 лет назад. А современный философ пишет: «Коль скоро мир движется к бредовому положению вещей, и мы должны смещаться к бредовой точке зрения» (Бодрийяр, 2012: 5). Сомнение в наличии ценностей в нашей общественно-политической жизни, которое высказывает, в частности, автор концепции «общества потребления» Ж. Бодрийяр, принадлежит к числу таких парадоксальных вещей, которые нуждаются в рассмотрении и опровержении с точки зрения позиции ее автора, заявляющего, что «мы находимся в состоянии лицедейства и не способны ни на что, кроме как заново разыграть спектакль по некогда написанному в действительности или в воображении сценарию» (там же: 8).
Ценности, по Бодрийяру, в своем развитии прошли три этапа:
1) бытовые ценности;
2) ценность как средство обмена;
3) ценности-символы.
Соответственно можно говорить о такой линии развития ценностей: «Закон естественного развития — закон рынка — структурный закон ценностей» (там же: 10). В современную эпоху все эти три стадии имеют место, но наряду с ними появилась четвертая — стадия дробления, «которую мы могли бы назвать также вирусной или стадией диффузии ценностей…» (там же). На ней «нет больше самого закона ценности; есть лишь нечто похожее на эпидемию ценности, на разрастание метастазов ценности, на ее распространение и рассеяние, зависящее лишь от воли случая» (там же: 11). Отметим, что эпидемии могут быть при наличии биологического оружия рукотворными. Французский философ считает, что в эпоху дробления «уже не следовало бы прибегать к самому понятию ценности, поскольку такое дробление, такая цепная реакция делает невозможным какое-либо исчисление и оценку» (там же). Ведь «логика вирусного рассеяния сетей уже не есть логика ценности или равноценности» (там же: 9). Произошла не трансмутация всех ценностей, а рассеивание и запутанность ценностей, поскольку все выходит за свои пределы: политика становится трансполитикой, экономика — трансэкономикой, государство — трансгосударством.
Ж. Бодрийяр пишет о том, что в современную эпоху имеет место «метастатический беспорядок размножения путем простого соприкосновения, путем ракового деления, которое более не повинуется генетическому коду ценности» (там же: 13). Но за этим видимым беспорядком стоят невидимые ценности низшего порядка, не афиширующие себя, но которые следовало бы вывести из тени, чтобы подчинить их генетическому коду ценности. Разговоры о вновь открытом законе ценностей, в соответствии с которым их значение падает до нуля, играют на руку попыткам затушевывания жестокой борьбы между главными общественно-политическими, идеологическими и социокультурными ценностями современного мира. Если какие-то ценности и исчезают сейчас под обсуждение об отказе от ценностей, то это ценности высшего порядка. Идет процесс понижения ценностей как таковых, который провоцируется проводниками низших ценностей. Признать это мешает ценностный релятивизм, который исповедует французский философ. Современные герои подтверждают ценности — остаться верным себе, своему долгу, своей цивилизации — не очень-то задумываясь над тем, существуют ли в нашу эпоху ценности как таковые. Эти реальные факты выше любых теоретических рассуждений о распаде генетического кода ценности. Прорывающий ткань обыденности героизм явно не вписывается в «закон ценности» французского философа. По-видимому, ценность должна упасть на ложе обыденности, чтобы восстал героизм.
Когда низшие ценности выступают на поверхность, а высшие стушевываются, зло становится прозрачным. Это происходит в обществе потребления, о котором ранее писал Ж. Бодрийяр. Из становления общества потребления вытекает прозрачность зла, не содержащего высшие ценности. Отказ от ценностей — это путь возвращения к хаосу, который уже сейчас объял огромные пространства мира. Эта новая ситуация есть хорошо забытое старое, из которого возникла цивилизация. Когда вопрос о следовании определенным ценностям становится вопросом жизни и смерти данного индивида, или группы, или целой цивилизации, от него не отмахнуться тем законом ценности, который предлагает Бодрийяр. Казалось бы, о каких ценностях может идти речь, когда мир ввергается в хаос? Но цели и интересы остаются, и само по себе создание хаоса может стать задачей государства, например, уповающей на свою исключительность единственной ныне сверхдержавы. Даже если ценности исчезают, интересы остаются. В соответствии с ними ведется политическая игра на понижение ценностей.
Борьба низших, инволюционных ценностей, против высших, эволюционных, и прорыв от низших ценностей к высшим — это и есть подлинный закон ценностей, который действует на всех этапах развития общества и определяет его эволюционный тренд от телесного к духовному. Это и есть эволюционный закон возвышения ценностей, аналогичный эволюционному закону возвышения потребностей. Что должно быть сделано, чтобы развитие мира шло в соответствии с данным законом? Об этом речь пойдет ниже.
Ценности и цивилизационная идентичность
Если исчезает классовое общество в отдельных государствах, то в рамках трансгосударства сами страны начинают делиться на высшие и низшие. Классовая борьба продолжается в виде борьбы цивилизаций. По мнению Ж. Бодрийяра, «ни Революция, ни философия Просвещения, ни критическая утопия не способствовали преодолению противоречий» (Бодрийяр, 2012: 65). Прежде были угнетенные экономические классы, теперь в рамках глобального неоколониализма множатся угнетенные нации: «Сам пролетариат просто рассеялся вместе с классовой борьбой», — утверждает философ (там же: 18). Что же наконец-то наступили справедливость, равенство и братство? Нет, в оборот вошло понятие «страны-изгои». Произошел сдвиг эксплуатации. Сместились интересы и ценности. Французский мыслитель называет это трансполитизацией капитала, который представил «весь мир во всем его многообразии по своему образу и подобию» (там же). В том числе и человека. «Мы обитаем в трансполитическом, иначе говоря, на нулевой отметке политического» (там же: 19).
У каждой цивилизации присутствует свой самобытный набор ценностей, которым противостоят иные ценности. В эпоху глобализации нации и государства вынуждены чаще сталкиваться между собой, и те, кто сильнее, не могут отказать себе в желании и удовольствии покорять более слабых. Угнетаемые государства становятся новым пролетариатом. «…мы спешим в пустоту, потому что все конечные цели освобождения остались позади», — сетует Ж. Бодрийяр (там же: 8). Ценность освобождения, однако, остается в новом, модифицированном смысле. Да, «космополитический эволюционизм — иллюзия» (там же: 207). Борьба в современную эпоху из экономической перерастает в политическую и идеологическую и предстает в виде глобальной гибридной войны цивилизаций. В результате на первый план выходит проблема цивилизационной идентичности, причем отказ от таковой препятствует развитию социокультурной сущности человека. В контексте рассуждений Бодрийяра можно и национальное самоотречение СССР рассматривать как «тайное стремление избавиться от идеи своего существования, от своей сущности» (там же: 12).
Разрушение Советского Союза предстало инволюционным взрывом. В течение последней четверти века в России уничтожались промышленность, высокие технологии, наука, национальное самосознание, подтверждая слова песни «Я люблю тебя, Россия» (автор текста: М. И. Ножкин; композитор: Д. Ф. Тухманов):
Много раз тебя пытали —
Быть России иль не быть;
Много раз в тебе пытались
Душу русскую убить.
Но нельзя тебя, я знаю,
Ни сломить, ни запугать,
Ты мне, Родина родная,
Вольной волей дорога.
(цит. по: Русские советские песни … , 1977: 685)
Под угрозой оказались материальные и духовные основы существования нации. Цифры уехавших из России за рубеж на постоянное место жительства за последние 25 лет, которые, по-видимому, намного превышают объявленные Росстатом 4,5 млн человек, свидетельствуют не только об ухудшении экономической ситуации в стране, но и о потере цивилизационной идентичности. Если не остается жителей, признающих свою цивилизационную идентичность, цивилизация в скором времени прекращает свое существование, а ее носители превращаются в сырьевой придаток других народов, которым они служат. Наши «партнеры» — конкуренты, которые стремятся уничтожить нашу цивилизационную идентичность, и нам ничего не остается, как отстаивать и укреплять ее, защищая свой национальный характер и исконные способы хозяйствования и самоуправления.
Ныне Россия вновь начинает понемногу обретать себя, возвращаясь к своим глубинным ценностям. Для утверждения национальной идентичности важно, как люди ведут себя, как одеваются, что едят, в какие игры играют, какие фильмы смотрят. Если, скажем, из всех искусств для нас важнейшим сейчас является американское кино, то таковым для нашего населения должно стать кино российское. А. И. Солженицын задавался вопросом: «…как же иначе может духовно растерзанная Россия вернуть себе духовные ценности, если не через национальное возрождение?» (Солженицын, 2006: 35).
Возвращение к цивилизационной идентичности как позитивному эволюционному процессу можно назвать реставрацией. В советское время реставрация понималась в социально-политическом смысле как восстановление чего-то реакционного, отжившего. Но восстанавливать можно и нечто ценное, например, картины. Здесь налицо положительный смысл данного понятия. В социально-политическом плане речь может идти о реставрации духовных ценностей Российской Федерации, что является насущной потребностью современного этапа развития нашей страны.
Знаменитый современный художник И. С. Глазунов часто повторяет: «Русский — тот, кто любит Россию» (см.: Шаблинская, 2005: Электронный ресурс). Любовь к Родине необходима, но одной ее мало. Можно любить футбол, но не быть футболистом. Пророчески звучат слова поэта-эмигранта И. Северянина:
Москва вчера не понимала,
Но завтра, верь, поймет Москва:
Родиться Русским — слишком мало,
Чтоб русские иметь права…
<…>
Родиться Русским — слишком мало:
Им надо быть, им надо стать.
(«Предгневье», 1925; Северянин, 1990: 87)
Это и означает сформировать цивилизационную идентичность. Ее достижение не означает отказа от модернизации различных сфер жизни, о чем много говорилось в последние годы. Вторая индустриализация, о которой заявляет сейчас президент России, представляет собой привязку модернизации к общей цепи развития русской цивилизации в XX–XXI вв. Это ценность, позволяющая России выжить в современном глобальном мире и вновь восстать в качестве великой суверенной державы.
Пока модернизация просматривается лишь в военной сфере, но этого недостаточно. Она должна идти по всем направлениям и вместе с цивилизационной идентичностью представляет собой двуединую задачу, которую можно определить как двойное соответствие — современным глобальным тенденциям и традиционным ценностям более чем тысячелетней российской истории. Без единства модернизации как глобальной социоэкономической тенденции и реставрации цивилизационной идентичности Россия или растворится среди других цивилизаций, или будет пребывать в состоянии псевдоморфоза (по терминологии О. Шпенглера).
Цивилизационной идентичности мешают такие отмеченные, в частности, еще Ф. М. Достоевским черты, как наша открытость до низкопоклонства перед Западом, наша приверженность интересам Европы, которые порой становятся нам дороже собственных. В эпоху глобализации в условиях уплотнения системы динамических связей между народами создаются объективные предпосылки для нивелировки национальных особенностей, а эрозия цивилизационной идентичности может стать особенно опасной и требовать постановки и решения соответствующих образовательных и воспитательных задач.
Роль патриотического воспитания
в обретении цивилизационной идентичности
Современное образование призвано формировать эрудированного, понимающего, творческого интеллектуала, обогащенного знаниями когнитивных наук и компьютерных технологий («интеллектуального пролетариата» как движущей силы в борьбе против глобального неоколониализма). Воспитание же должно создавать интеллигента (в русском смысле слова) — справедливого, совестливого, способного к сопротивлению злу. Огромное значение в воспитании имеет русская классическая литература — одно из высших достижений мировой культуры. Важным фактором воспитания является идеология, основанная на приоритете духовных ценностей над материальными, нестяжательстве, коллективизме, социальной справедливости, высокой нравственности. Так создается единство образования и воспитания, формирующее полноценную саморазвивающуюся личность.
В СССР много писали о воспитании нового человека. В эпоху глобализации и информационных войн это еще более важная задача, чем ранее. Новым моментом в воспитании патриотизма и цивилизационной идентичности должен стать учет особенностей эпохи глобализации, придание патриотизму глобального облика, а именно: соединение патриотизма с глобальным интернационализмом. Не может быть обеспечена свобода какого-либо народа без развития глобально-освободительного движения всех народов мира. Можно вспомнить и о пролетарском интернационализме, понимая под пролетариями работников и физического, и интеллектуального труда (умственных, творческих работников), которые эксплуатируются всемирным финансовым олигархатом, захватившим львиную долю материальных ценностей планеты. (В фильме «Освобождение Европы», вышедшем к 71-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, сообщалось, что 85 крупнейших семей имеют больше собственности, чем 3,5 млрд человек, т. е. половины населения земного шара).
Мы должны защищать Родину и мир от идеологии, основанной на исключительности одного народа (немецкого, как пропагандировали национал-социалисты, или американского, как заявляют президенты США), одной расы (арийской как высшей, и англосаксов как наиболее предприимчивой ее разновидности), западной цивилизации (как самой передовой), одной части мира (концепция «золотого миллиарда», созданная современным либерал-фашизмом); одной общественно-экономической формации (как самой продвинутой), а также от пропаганды культа силы при попрании всех норм международного права.
Л. Н. Толстой в «Войне и мире» писал, что победа в сражении определяется численностью войска, помноженной на его духовную силу. Н. Я. Данилевский добавлял к этому умение воевать и талант полководцев. Психологическими и духовными основами воспитания, помимо любви и преданности Родине, знания ее истории и веры в ее светлое будущее, является преодоление страха, презрение к смерти и материальному потребительству. Надо культивировать представления и помыслы, развивающие смелость, стойкость, непреклонность, физическую и духовную мощь. Нужна скромная, доблестная, самоотверженная молодежь, служащая своей Родине[1], «образованный класс с русской душой, просвещенным разумом и твердой волей» (Булгаков, 1909: 30).
Нынешнему российскому поколению повезло. Деды и отцы добыли Великую Победу, и ее хватило на то, чтобы первому послевоенному поколению и следующему за ним не пришлось защищать страну в беспощадных боях. Но во все периоды существования нашей цивилизации на нас неоднократно нападали. Так будет и впредь, и к этому надо быть готовым. Тем более что в будущей глобальной войне не будет различия между военным и гражданским населением. Это будет война на уничтожение как в битве с фашизмом, когда потери мирного населения СССР оказались намного больше военных потерь. Сейчас нужно воспитывать поколение защитников России на основе реальных примеров настоящего и прошлого (особенно на примере самоорганизации народа в Смутное время). Такие примеры мужества есть и в современной жизни нашей страны и других государств. Герои — это маяки, освещающие пути ценности и указующие, куда следует идти.
Большое воспитательное значение имеет проведение таких акций, как «Бессмертный полк», которая прошла в 2016 г. в 42 странах — в США, Канаде, Франции, Чехии, Украине и др. Движение «Бессмертный полк» должно стать постоянно действующей структурой в рамках глобально-освободительного движения. Следует восстанавливать старые и создавать новые молодежные организации. Важной инициативой последних лет является организация кадетских классов при воскресных школах. Может, это и есть способ достичь соединения духовной силы с воинским умением? Без постоянной и планомерной физической и духовной подготовки всего населения сам по себе ядерный щит никого не спасет, как он не спас от разрушения Советский Союз.
ПРИМЕЧАНИЕ
[1] Ф. М. Достоевский писал в «Дневнике писателя» за 1877 год: «Но если и есть у нас такие офицеры, то всё же этим корреспондентам не дурно было бы узнать и о той молодежи или об тех, незаметных даже по чину своему офицерах, скромных слугах отечества и правого дела, которые умирали вместе с своими солдатами доблестно, с полным самоотвержением, вовсе уже не для награды, не для красы и не для карьеры, а потому только, что были великие сердца, великие христиане и незаметные
великие русские люди, которых так много, чуть не до последнего солдата, в нашем войске» (Достоевский, 1995: 298; курсив писателя. — А. Г., Т. Г.).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бодрийяр, Ж. (2012) Прозрачность зла. 4-е изд. М. : Добросвет ; КДУ. 260 с.
Булгаков, С. Н. (1909) Героизм и подвижничество (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции) // Вехи: сборник статей о русской интеллигенции. М. : Тип. В. М. Саблина. [2], II, 209, [2] с. С. 27–73.
Достоевский, Ф. М. (1995) Дневник писателя. 1877. Сентябрь. Глава вторая. III. Легкий намек на будущего интеллигентного русского человека. Несомненный удел будущей русской женщины // Достоевский Ф. М. Собр. соч. : в 15 т. СПб. : Наука. Т. 14. 783 с. С. 296–299.
Русские советские песни. 1917–1977 (1977) : [сборник] / сост. Н. Крюков, Я. Шведов ; худож. В. Добер. М. : Худож. лит. 751 с.
Северянин, И. (1990) Стихотворения и поэмы, 1918–1941 / сост., послесл. и примеч. Ю. Шумакова. М. : Современник. 491, [1] с.
Солженицын, А. И. (2006) Измельчание свободы : избр. публицистика // Роман-газета. № 16. С. 5–120.
Шаблинская, О. (2005) И. Глазунов. «Русский — тот, кто любит Россию» / О. Шаблинская (корр.), И. Глазунов [Электронный ресурс] // Аргументы и факты. № 23. 8 июня. URL:
http://www.aif.ru/archive/1640384 [архивировано в
WebCite] (дата обращения: 15.10.2016).
REFERENCES
Baudrillard, J. (2012) Prozrachnost' zla [The transparency of evil]. 4th edn. Moscow, Dobrosvet Publ. ; KDU Publ. 260 p. (In Russ.).
Bulgakov, S. N. (1909) Geroizm i podvizhnichestvo (Iz razmyshlenii o religioznoi prirode russkoi intelligentsii) [Heroism and self-sacrifice (Reflections on the religious nature of Russian intelligentsia]. In: Vekhi: sbornik statei o russkoi intelligentsii [Landmarks: A collection of articles about the Russian intelligentsia]. Moscow, Tipografiia V. M. Sablina [V. M. Sablin’s Printing House]. [2], II, 209, [2] p. Pp. 27–73. (In Russ.).
Dostoevsky, F. M. (1995) Dnevnik pisatelia. 1877. Sentiabr'. Glava vtoraia. III. Legkii namek na budushchego intelligentnogo russkogo cheloveka. Nesomnennyi udel budushchei russkoi zhenshchiny [A writer’s diary. 1877. September. Chapter 2. III. A slight hint on the prospective intelligent Russian man. The undeniable destiny of the prospective Russian woman]. In: Dostoevsky, F. M. Sobranie sochinenii [Collected works] : in 15 vols. St. Petersburg, Nauka Publ. Vol. 14. 783 p. Pp. 296–299. (In Russ.).
Russkie sovetskie pesni. 1917–1977 [Russian Soviet songs. 1917–1977] (1977) : A collection / comp by. N. Kriukov and Ya. Shvedov ; illustrations by V. Dober. Moscow, Khudozhestvennaia literatura Publ. 751 p. (In Russ.).
Severianin, I. (1990) Stikhotvoreniia i poemy, 1918–1941 [Verses and poems, 1918–1941] / comp., afterword and notes by Yu. Shumakova. Moscow, Sovremennik Publ. 491, [1] p. (In Russ.).
Solzhenitsyn, A. I. (2006) Izmel'chanie svobody [The disintegration of freedom] : selected publicistic writings. Roman-gazeta, no. 16, pp. 5–120. (In Russ.).
Shablinskaia, O. (2005) I. Glazunov. «Russkii — tot, kto liubit Rossiiu» [I. Glazunov. “Russian it is who loves Russia”] / O. Shablinskaia (corr.), I. Glazunov. Argumenty i fakty, no. 23, June 8. [online] Available at:
http://www.aif.ru/archive/1640384 [archived in
WebCite] (accessed 15.10.2016). (In Russ.).
Горелов Анатолий Алексеевич — доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН. Адрес: 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.
Gorelov Anatoly Alekseevich, Doctor of Philosophy, Chief Research Fellow, Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences. Postal address: Bldg. 1, 12 Goncharnaya St., 109240 Moscow, Russian Federation.
E-mail:
gorelovata@mail.ru
Горелова Татьяна Анатольевна — доктор философских наук, профессор кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-55-11.
Gorelova Tatyana Anatolievna, Doctor of Philosophy, Professor, Department of Philosophy, Culturology and Politology, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-55-11.
E-mail:
gorelovata@mail.ru
Библиограф. описание: Горелов А. А., Горелова Т. А. Роль ценности национальной идентичности в эпоху глобализации [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2016. № 6 (ноябрь — декабрь). С. 61–71. URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2016/6/Gorelovs_National-Identity-Value/ [архивировано в
WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).
Дата поступления: 5.11.2016.
|
|
Вышел в свет
№4 журнала за 2021 г.
|
|
|