Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №5 2016

Емельянова Т. П., Вопилова И. Е., Озерова А. М., Мишарина А. В. Коллективные воспоминания о первом полете человека в космос: анализ качественных данных

Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант РГНФ № 16-36-00034, «Коллективные воспоминания о первом полете человека в космос (к 55-летней годовщине)».

The article was prepared with financial support from the Russian Foundation for the Humanities (grant No. 16-36-00034, “Collective Memories of the First Human Spaceflight (To the 55th Anniversary)”.


УДК 159.9.316.6

Emelianova T. P., Vopilova I. E., Ozerova A. M., Misharina A. V. Collective Memories of the First Human Spaceflight: Qualitative Data Analysis

Аннотация ♦ Статья посвящена исследованию содержания коллективных воспоминаний о первом полете человека в космос (к 55-летию юбилея). Для выявления категорий, которыми оперируют респонденты, рассуждая о первом полете человека в космос, был разработан опросник, включающий свободные ассоциации и блок социально-демографических вопросов. Всего в исследовании приняли участие 412 человек в возрасте от 16 до 80 лет. Для обработки полученных ассоциаций применялась методика П. Вержеса. Проведен анализ по всей выборке и для двух контрастных возрастных групп — для молодежи в возрасте 18–23 лет и для людей в возрасте более 55 лет. Выявлен рад отличий в репрезентации первого полета человека в космос между двумя возрастными группами: люди старшего возраста репрезентируют изучаемое событие с большой степенью эмоциональности, в то время как категории, описывающие эмоциональные состояния, отсутствуют среди ассоциаций молодых людей. Ассоциации молодых людей более абстрактны, не содержат конкретных фактов о полете Ю. А. Гагарина. Молодежь больше внимания обращает на влияние первого полета в космос на науку и мировой технический прогресс.

Ключевые слова: метод свободных ассоциаций, качественные методы, социальные представления, первый полет в космос, Ю. А. Гагарин, коллективная память, историческая память.

Abstract The article presents the results of a study of collective memories about the first human spaceflight. The study is dedicated to the 55th anniversary of this event. A specialized questionnaire was devised for detecting categories used by respondents in their reasoning about the first human spaceflight. It includes free associations for the phrase “The first human spaceflight” and a group of sociodemographic questions. The interviews were carried out in electronic form. 412 people aged 16–80 took part in the study. The P. Vergès method was used for processing the extracted associations. This allowed determining the structure of representations. A content analysis of associations was carried out across the whole sample and separately — for two contrasting age groups: 18–23 years old youths and respondents aged 55+. Some differences between the two age groups in representing the first human spaceflight were detected. Older people tend to represent the considered event more emotionally, while categories describing emotional states are absent in young respondents’ associations. The youths’ associations are more abstract and do not contain concrete facts about Yuri Gagarin’s flight, while more attention is paid to science and technology development.

Keywords: method of free associations, qualitative methods, social representations, first human spaceflight, Yuri Gagarin, collective memory, historical memory.


Введение

Космическая тематика в социальных исследованиях начала активно изучаться с 50-х гг. XX в. в связи с бурным развитием космической отрасли после Второй мировой войны. Запуски первых космических кораблей, спутников, первый полет человека в космос были яркими событиями мирового масштаба. Появились философские работы, посвященные проблемам освоения космоса — расширению ноосферы, воздействию новой отрасли на науку, технику, производство, необходимости развивать исследования в данной области или концентрированию ресурсов на более «земных» проблемах, противопоставлению целей — гуманистических и созидательных в противовес милитаристским (Урсул, 1967; Etzioni, 1964).

В психологии в эти же годы сформировалось новое направление — психология экстремальных состояний, а в ее рамках появилась более узкая отрасль — космическая психология. Изучающие ее ученые проводили эмпирические исследования, связанные с психофизиологическими изменениями, которые происходят в условиях космических полетов, невесомости, особенностями психологических состояний космонавтов, испытывающих экстремальные нагрузки, тонкостями отношений в коллективах, работающих в замкнутом пространстве, познавательным процессам (Лебедев, 1989). Совместные монографии В. И. Лебедева с первыми советскими космонавтами опираются как на научные знания, так и на непосредственные наблюдения самих космонавтов, анализ их дневниковых записей и воспоминаний ( Гагарин, Лебедев, 1968; Леонов, Лебедев, 1968, 1971, 1975). В настоящее время проблематика пребывания человека в экстремальных условиях космоса продолжает развиваться в рамках психологии, психофизиологии, так как полеты человека в космос стали регулярными, что только увеличило значимость психологического сопровождения. Более того, важной темой становится психологическое сопровождение планируемых длительных межпланетных перелетов: исследуются как индивидуальные психофизиологические особенности космонавтов, влияющие на качество полетов, так и психологические особенности космических коллективов (Kanas, Manzey, 2008; Kanas et al., 2009).

Важным этапом в развитии социальных исследований космической отрасли стало появление опросов общественного мнения относительно осведомленности населения о достижениях отрасли, степени одобрения государственных расходов на космические разработки, поддержки населением космических программ и проектов. Такие исследования в полной мере могут считаться мониторинговыми, поскольку фиксируют настроение населения по ключевым вопросам на протяжении нескольких лет и даже десятилетий. Так, Американским институтом общественного мнения (American Institute of Public Opinion) проводятся регулярные опросы, в которых замеряется уровень удовлетворенности государственными расходами на космическую отрасль, исследуется общественное мнение о приоритетах ее развития, изучаются коллективные эмоции по отношению как к историческим событиям, так и к современным программам. Например, с течением времени все больше американцев соглашаются с утверждением, что проект по высадке человека на Луну оправдал вложенные в него ресурсы.

В России фонд «Общественное мнение» (ФОМ) также проводит регулярные опросы населения по космической тематике. Опрос 2015 года показал, что 55% респондентов считают, что Россия сохраняет лидирующее положение в космонавтике, в то время как 27% респондентов не согласны с этим. Также наблюдается значительный прирост оптимистических ожиданий, по сравнению с результатами 2012 года: в данный момент 60% респондентов считают, что Россия будет занимать лидирующие позиции и в следующие 10 лет, не согласных с такой позицией лишь 12%, однако в 2012 г. всего 31% россиян придерживались оптимистичной позиции, а 34% — пессимистичной. В качестве приоритетных задач развития космической отрасли россияне называют создание новых военно-космических технологий и разработку надежных ракет для вывода спутников и других объектов на орбиту Земли.

Однако важно не только то, как в обществе воспринимаются актуальные проблемы и задачи космической отрасли, но и как достижения предыдущих лет отражены в коллективной памяти представителей различных социальных групп. Исследования коллективной и исторической памяти, берущие свое начало в идеях Э. Дюркгейма и М. Хальбвакса, активно продолжаются современными социальными исследователями. М. Хальбвакс в своей работе 1950 года рассматривает «коллективную память» как историческую память группы, дающую ориентиры индивидуальному сознанию (Емельянова, 2002), представляющую собой картину сходств, общих моментов, которые объединяют группу (Хальбвакс, 2005). В целом, Хальбвакс рассматривает память как социальный конструкт, подчеркивая творческую, созидательную роль групп в отборе информации для запоминания и влияние социальных рамок на этот отбор. Коллективная память необходима группам для формирования групповой идентичности, выстраивания отношений с другими группами и поиску уже апробированных тактик и стратегий поведения. Коллективные воспоминания об историческом событии придают ему смысл, наделяют событие эмоциональной окраской, вписывают в более широкую историю группы. Помимо формирования групповой идентичности в настоящем времени коллективные воспоминания, репрезентации исторических событий наделяют группу собственной историей, обеспечивая межпоколенные культурные связи (Liu, Hilton, 2005).

К важным событиям истории нашей страны, несомненно, можно отнести первый полет в космос. В ряде социологических и социально-психологических исследований выявлено, что Юрий Гагарин является одним из самых популярных исторических деятелей, а первый полет человека в космос упоминается среди поворотных событий прошлого. Ю. А. Гагарин также фигурирует среди деятелей прошлого, оказавших влияние на ход истории страны (Левада, 2004; Емельянова, Кузнецова, 2013). Тем не менее, требуют дополнительного исследования вопросы конструирования коллективных воспоминаний относительно первого полета человека в космос и личности самого Юрия Гагарина, их представленность в массовом сознании, особенности этих воспоминаний в различных социальных группах.

Теоретическая основа и метод исследования

Методологической основой исследования стала теория социальных представлений С. Московиси, так как она позволяет изучать коллективную память как феномен, конструируемый в дискурсах различных социальных групп (Емельянова, 2002). Применение качественных методов в данном исследовании было направлено на выявление категорий, которыми оперируют респонденты из различных социальных (возрастных) групп для репрезентации первого полета человека в космос и структуры представлений памяти (Abric, 1993, 2001).

Нами был разработан опросник, включающий методику свободных ассоциаций (респонденты должны были дать пять ассоциаций к словосочетанию «Первый полет человека в космос»), рисуночную методику, в ходе которой респонденты рисовали портрет Юрия Гагарина, социально-демографические вопросы. Для обработки полученных ассоциаций применялась методика П. Вержеса (Vergès, Tyszka, Vergès, 1994). В рамках данной методики полученные категории предлагается анализировать, основываясь на двух показателях — частоте появления понятия в ответах респондентов и ранге появления понятия. Пересечение медианы частоты и среднего ранга понятия образуют четыре области. Понятия, характеризующиеся высокой частотой и низким рангом, образуют ядро социального представления. Периферическая система делится на первую периферическую систему и вторую, или собственно периферическую. К первой системе относятся понятия с высокой частотой и высоким рангом, т. е. часто, но не в первую очередь упоминаемые, и понятия с низкой частотой и низким рангом, т. е. понятия, упоминаемые в первую очередь незначительным количеством респондентов. Собственно периферическая система состоит из ассоциаций, характеризующихся как низкой частотой, так и высоким рангом упоминания. В анализ были включены только те категории, которые были упомянуты не менее чем 5% респондентов.

Опрос проводился в электронной форме. Респонденты получили ссылку на запрограммированную анкету и смогли ее заполнить онлайн. Рисунки были сфотографированы самими респондентами и прикреплены к электронной форме анкеты. Выборка составила 412 респондентов. 44,7% выборки составили мужчины (средний возраст 42,7 лет, минимум — 16 лет, максимум — 80 лет), женщины составили 55,3% выборки (средний возраст 36,4 лет, минимум — 16 лет, максимум — 78 лет). Было выделено 4 возрастные когорты респондентов: рожденные до 1961 года (всего 126 респондентов, 30,6% от всей выборки), 1961–1980 г. р. (95 респондентов, 23,1%), 1981–1993 г. р. (100 респондентов, 24,3%) и 1994–2000 г. р. (91 респондент, 22,1%). Высшее и незаконченное высшее образование имеют в общей сложности 63,1% респондентов, 25,5% — среднее специальное, 10% — среднее, 1,5% — отказались от ответа на данный вопрос. В выборке представлены жители всех федеральных округов РФ.

Результаты и обсуждение

Всего в ходе исследования было получено 2055 ассоциаций к словосочетанию «Первый полет человека в космос», которые были обработаны согласно методике, описанной выше. На первом этапе нами была выделена структура социального представления о первом полете человека в космос, характерная для всей выборки сразу (см. таблицу 1, вошедшие в структуру социального представления ассоциации описывают 69,4% от всех ассоциаций). К ядру социального представления, т. е. к набору категорий, которые являются наиболее устойчивыми к изменениям со стороны индивидуального опыта респондентов, относятся в первую очередь такие понятия, как «Гагарин» и «Ракета». Можно утверждать, что личность Юрия Гагарина является основным ядерным элементом коллективных воспоминаний о полете человека в космос. Также ядро включает категорию «СССР», связывающую первый полет человека в космос с определенным историческим этапом развития нашей страны, и серию ассоциаций, объединенных в категорию «Мы первые», включающую ответы «Космос наш!», «первооткрыватели», «Первый космонавт — наш». Вместе с категорией «Победа» («Прорыв», «Успех», «Достижение») ядро представляет собой репрезентацию первого полета человека в космос как крайне важного исторического события. Интересно, что к наиболее высокочастотным ассоциациям относятся ассоциации «Восток», «Королев», «Поехали!» и «12 апреля», которые говорят о знании исторических деталей полета 1961 года . Если говорить об эмоциональной окраске воспоминаний о первом полете человека в космос, то в ядре социального представления мы видим категорию «Радость», объединяющую такие ответы, как «Ликование», «Счастье», «Восторг», а также категорию «Гордость» в периферии социального представления.

Таблица 1. Структура социального представления о первом полете человека в космос:
вся выборка

Table 1. Structure of the Social Representation of the first human spaceflight:
all respondents

Частота
ассоциации

Средний ранг ассоциации

<3.2

≥3.2

≥47

Ядро

Периферия близкая к ядру

Гагарин (327; 1,46)

Поехали! (84;3,54)

Ракета (139; 2,87)

Космос (открытый космос, выход в космос) (67; 3,52)

СССР (94; 3,05)

12 апреля (57; 3,23)

Мы первые (космос наш, первооткрыватели, первые в космосе) (87; 3,18)

Радость (ликование, счастье, восхищение, восторг, ура!) (70; 3,16)

Восток (65; 3,00)

Победа (прорыв, успех, достижение) (58; 3,03)

Королев (47; 2,91)

<47

Первая периферия

Собственно периферия

Прогресс (21; 3,00)

Гордость (гордость за страну, слава стране!) (45; 3,24)

Байконур (45; 3,73)

Наука (научное достижение, проверка ракетостроения, слава ученым) (40; 3,35)

Белка и Стрелка (37; 3,35)

Звезды (34; 3,35)

Земля (как выглядит из космоса) (32; 3,81)

Луна (31; 3,42)

Космонавт (24; 3,33)

Союз (23; 3,43)

На втором этапе был проведен анализ полученных ассоциаций отдельно для наиболее контрастных по возрасту групп — для молодежи в возрасте от 16 до 23 лет (всего получено 455 ассоциаций, структура представления описывает 79,3% ассоциаций) и для людей старше 55 лет (всего получено 630 ассоциаций, структура представления описывает 74,1% ассоциаций). Особенностью воспоминаний о первом полете человека в космос среди молодых людей является, с одной стороны, схожий паттерн структуры социального представления: в ядре и близкой периферии присутствуют категории «Гагарин», «Ракета», «СССР», «Поехали!», «12 апреля», «Восток», «Мы первые», «Победа» (см. таблицу 2). Наличие общих компонентов в исторической памяти различных возрастных групп говорит о преемственности в репрезентации важных и даже поворотных моментов в истории страны. С другой стороны, коллективные воспоминания молодежи имеют отличия как от воспоминаний всех групп респондентов в целом, так и в особенности они отличаются от воспоминаний о первом полете человека в космос среди людей старшего возраста (см. таблицу 3). В первую очередь обращает на себя внимание отсутствие в структуре представления эмоциональных категорий — нет упоминаний радости, «Гордость» присутствует лишь во второй периферии, наиболее подверженной изменениям в течении времени. Наиболее эмоциональной является категория «Мы первые», в которую включены ответы респондентов с восклицательными знаками («Первые!») и апеллирующие к групповой идентичности («Мы в космосе!», «Мы первые»). В целом ассоциации носят более обобщенный, неконкретный характер: в ядре мы видим категории «Звезды», «Планеты» («Марс», «Юпитер», «Сатурн», «Планеты»), «Космонавт», в периферии — «Луна», «Космос», «Галактика». Первый полет человека в космос начинает ассоциироваться не столько с конкретными его деталями и подробностями, сколько с космической отраслью и космосом в целом.

Таблица 2. Структура социального представления о первом полете человека в космос:
возрастная группа 1994–2000 г. р.

Table 2. Structure of the social representation of the first human spaceflight:
respondents born in 1994–2000

Частота

ассоциации

Средний ранг ассоциации

<3.2

≥3.2

≥8

Ядро

Периферия близкая к ядру

Гагарин (78; 1,44)

12 апреля (День космонавтики, 1961) (26; 3,42)

Ракета (43; 2,86)

Космос (14; 3,21)

СССР (23; 2,91)

Восток (11; 3,27)

Звезды (13; 2,92)

Наука (исследование, советская наука, знание) (11; 3,73)

Поехали! (13; 3,15)

Белка и Стрелка (11; 3,45)

Планеты (Марс, Юпитер, Сатурн, планеты) (10; 2,82)

Мы первые (Первые!; Первенство; Мы в космосе!) (11; 3,82)

Космонавт (9; 3,11)

Луна (10; 3,90)

Открытие (8; 1,88)

Победа (прорыв, успех, достижение) (8; 3,25)

Россия (8; 3,38)

<8

Первая периферия

Собственно периферия

Величие (великое событие, великая страна) (5; 3,00)

Галактика (7; 3,71)

Терешкова (4; 2,50)

Скафандр (6; 3,67)

Байконур (6; 3,33)

Земля (5; 4,60)

Неизведанное (5; 3,60)

Небо (4; 3,50)

Гордость (4; 3,25)

Союз (4; 3,75)

Холодная война (гонка, США) (4; 3,25)

В то же время ассоциации представителей старшего поколения содержат в себе имя одного из главных конструкторов («Королев» в ядре представления) и исторические факты о самом полете в космос («Восток» — в ядре, «Орбита», «Виток», «108 мнут», «Один оборот вокруг Земли» — в периферии). Такие ассоциации насыщают воспоминания деталями и подробностями, связанными с исследуемым событием. Также стоит отметить категории, относящиеся непосредственно к личности Юрия Гагарина: в периферии представления мы видим ассоциации «Герой» и «Смелость» («Мужество», «Отвага»), которые окрашивают образ первого космонавта.

Таблица 3. Структура социального представления о первом полете человека в космос:
возрастная группа до 1961 г. р.

Table 3. Structure of the social representation of the first human spaceflight:
respondents born before 1961

Частота
ассоциации

Средний ранг ассоциации

<3.1

≥3.1

≥16

Ядро

Периферия близкая к ядру

Гагарин (80; 1,43)

Гордость (гордость за страну; Cлава стране!) (36; 3,14)

Радость (ликование, счастье, восхищение, восторг, ура!) (55; 2,87)

Поехали! (22; 3,41)

Мы первые (первый, космос наш, наш, мы и здесь первые, первооткрыватель, впервые, русские впереди) (47; 3,06)

Космос (16; 3,13)

Восток (33; 2,94)

СССР (Cоветский Cоюз, Россия) (23; 3,04)

Ракета        (22; 2,73)

Королев (20; 2,80)

12 апреля (День космонавтики) (17; 2,71)

Победа (прорыв, успех, достижение) (16; 2,56)

<16

Первая периферия

Собственно периферия

Прогресс (6; 1,67)

Байконур (12; 4,17)

Наука (слава ученым, прорыв в науке, прогресс в науке, гордость за науку, проверка ракетостроения, новые материалы) (12; 3,17)

Холодная война (Гуд бай, Америка!; обогнали; США; Мы все-таки показали им!) (9; 3,78)

Орбита (виток, 108 минут) (8; 4,00)

Герой (7; 3,29)

Земля (7; 4,43)

Смелость (мужество, отвага) (7; 3,57)

Космонавт (6; 3,17)

Достижение человечества (человеку все подвластно, у человека огромные возможности, как человек может такое изобрести) (6; 4,17)

Основной особенностью коллективных воспоминаний людей старшей возрастной группы можно считать высокую степень эмоциональности, которая проявляется в таких категориях как «Радость» («Ликование», «Счастье», «Восхищение», «Восторг», «Ура!», «Нет слов!!!», «Это что-то!») и «Гордость» («Гордость за страну», «Слава стране!»). Более того, ассоциации, объединенные в категорию «Наука» тоже оказываются более эмоционально заряженными (например, включают в себя такие ассоциации, как «Слава ученым», «Прогресс в науке», «Гордость за науку»), нежели категории, относящиеся к науке в группе молодежи. Так же ситуация обстоит и с категорией «Холодная война», которая получена объединением крайне эмоциональных высказываний («Гуд бай, Америка!», «Обогнали, США», «Мы все-таки показали им!»). И, наконец, необходимо отметить внимание представителей старшей возрастной группы к роли первого полета в космос в общечеловеческом развитии: это событие видится как большое достижение всего человечества, демонстрирующее возможности и таланты человека. Об этом свидетельствуют такие ассоциации, как «Достижение человечества», «Человеку все подвластно», «У человека огромные возможности», «Как человек может такое изобрести».

Вероятно, традиция всенародной гордости за первенство в космическом пространстве, заложенная в советские времена, по-прежнему сильна, как у поколения очевидцев этого события, так и у их детей и внуков. Коллективные воспоминания в данном случае выполняют интегрирующую функцию, связывая различные возрастные когорты и играя роль поддержки позитивного образа всей нации.

Заключение

Наше качественное исследование показало, что коллективные воспоминания о первом полете человека в космос, безусловно, выполняют функцию конструирования национальной идентичности и объединяют представителей различных возрастных групп. И молодые респонденты, и респонденты предпенсионного и пенсионного возраста продуцируют ряд идентичных ассоциаций. Так, общим для всех возрастных групп является воспоминание о личности первого космонавта Юрия Гагарина, упоминание Советского союза, Дня космонавтики, обозначение первенства нашей страны в освоении космоса и восприятие этого события как прорыва и прогресса. Респонденты, родившиеся до 1961 года, ныне являющиеся пенсионерами, либо людьми предпенсионного возраста, лично были свидетелями полета Юрия Гагарина в космос, имели возможность испытать коллективные чувства непосредственно в момент празднований большой победы и зачастую могут рассказать про 12 апреля 1961 года как про факт личной биографии, вспомнить семейные истории о том, что происходило в этот день и какова была реакция окружающих. Контрастная группа молодежи в возрасте 16–23 лет была выбрана нами для сравнения как группа людей, рожденных и воспитанных после распада СССР уже в новой России (не случайно в их ассоциациях появляется категория «Россия», а не «СССР»). Показано, что несмотря на наличие общих ядерных категорий, воспоминания представителей разных поколений существенно различаются. Так, люди старшего возраста вспоминают о первом полете человека в космос намного эмоциональнее, нежели молодежь, воспоминания которых носят более обобщенный, и можно сказать абстрактный характер: с первым полетом человека в космос у молодых людей ассоциируются не столько конкретные факты и особенности самого полета, сколько космическая отрасль и космос в целом. Можно предположить, что первый полет человека в космос является для молодежи не выдающимся, а одним из многих событий в ходе покорения космоса, и поэтому теряет свой эмоциональный заряд. Молодежь не испытывает ни радости, ни гордости в связи с данным историческим событием, однако помнит о первенстве нашей страны в космической гонке. Примечательно, что в представлениях молодых людей о первом полете остается нераскрытой тема общечеловеческого прорыва и общемирового достижения, однако уделяется больше внимания развитию науки и технологий. Полученные результаты позволяют предположить, что коллективные воспоминания о первом полете в космос выполняют интегрирующую функцию для всех социальных групп, служат основой для построения позитивной социальной идентичности.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гагарин, Ю. А., Лебедев, В. И. (1968) Психология и космос. М. : Молодая гвардия. 207 с.

Емельянова, Т. П. (2002) Социальное представление как инструмент коллективной памяти (на примере воспоминаний о Великой Отечественной войне) // Психологический журнал. Т. 23. № 4. С. 49–59.

Емельянова, Т. П., Кузнецова, А. В. (2013) Значимыефигуры российской истории в коллективной памяти разных групп общества // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 123–129.

Лебедев, В. И. (1989) Личность в экстремальных условиях. М. : Политиздат. 303, [1] с.

Левада, Ю. А. (2004) Исторические рамки «будущего» в общественном мнении // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. № 1 (69). С. 16–25.

Леонов, А. А., Лебедев, В. И. (1968) Восприятие пространства и времени в космосе. М. : Наука. 11 6 с.

Леонов, А. А., Лебедев, В. И. (1971) Психологические особенности деятельности космонавтов. М. : Наука. 255 с.

Леонов, А. А., Лебедев, В. И. (1975) Психологические проблемы межпланетного полета. М. : Наука. 248 с.

Урсул, А. Д. (1967) Освоение космоса: философско-методологические и социологические проблемы. М. : Мысль. 238 с.

Хальбвакс, М. (2005) Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. № 2–3. С. 8–27.

Abric, J. - C. (1993) Central system, peripheral system: Their functions and roles in the dynamics of social representations // Papers on Social Representations. Vol. 2. No. 2. P. 75–78.

Abric, J. - C. (2001) A structural approach to social representations // Representations of the social: Bridging theoretical traditions / ed. by K. Deaux, G. Philogène. Oxford, UK ; Malden, MA : Blackwell Publishers Ltd . xii, 362 p. P. 42–47.

Etzioni, A. (1964) The moon-doggle: Domestic and international implications of the space race. Garden City, NY : Doubleday. xv, 198 p.

Kanas, N. (2009) Psychology and culture during long-duration space missions / N. Kanas, G. Sandal, J. E. Boyd, V. I. Gushin, D. Manzey, R. North, G. R. Leon, P. Suedfeld, S. Bishop, E. R. Fiedler, N. Inoue, B. Johannes, D. J. Kealey, N. Kraft, I. Matsuzaki, D. Musson, L. A. Palinkas, V. P. Salnitskiy, W. Sipes, J. Stuster, J. Wang // Acta Astronaut. Vol. 64. No. 7 –8 . P. 659–677. DOI: 10.1016/j.actaastro.2008.12.005

Kanas, N., Manzey, D. (2008) Space psychology and psychiatry. 2nd edn. El Segundo, CA : Microcosm Press ; Dordrecht : Springer. xv, 240 p.

Liu, J. H., Hilton, D. J. (2005) How the past weighs on the present: Social representations of history and their role in identity politics // British Journal of Social Psychology. Vol. 44. No. 4. P. 537–556. DOI: 10.1348/014466605X27162

Vergès, P., Tyszka, T., Vergès, P. (1994) Noyau central, sai ll ance et propriétés structurales // Textes sur les représentations sociales. Vol. 3. P. 3–12.


REFERENCES

Gagarin, Yu. A. and Lebedev, V. I. (1968) Psikhologiia i kosmos [Psychology and space]. Moscow, Molodaia gvardiia Publ. 207 s. (In Russ.).

Emelianova, T. P. (2002) Sotsial'noe predstavlenie kak instrument kollektivnoi pamiati (na primere vospominanii o Velikoi Otechestvennoi voine) [Social representations as a tool of collective memory (The case of representations of the Great Patriotic War)]. Psikhologicheskii zhurnal, vol. 23, no. 4, pp. 49–59. (In Russ.).

Emelianova, T. P. and Kuznetsova, A. V. (2013) Znachimye figury rossiiskoi istorii v kollektivnoi pamiati raznykh grupp obshchestva [Thesignificant persons of Russian history in the collective memory of varioussocial groups]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 123–129. (In Russ.).

Lebedev, V. I. (1989) Lichnost' v ekstremal'nykh usloviiakh [Personality in extreme situations]. Moscow, Politizdat Publ. 303, [1] p. (In Russ.).

Levada, Yu. A. (2004) Istoricheskie ramki «budushchego» v obshchestvennom mnenii [Historical frames of the “future” in public opinion]. Vestnik obshchestvennogo mneniia. Dannye. Analiz. Diskussii, no. 1 (69), pp. 16–25. (In Russ.).

Leonov, A. A. and Lebedev, V. I. (1968) Vospriiatie prostranstva i vremeni v kosmose [Perception of space and time in outer space]. Moscow, Nauka Publ. 116 p. (In Russ.).

Leonov, A. A. and Lebedev, V. I. (1971) Psikhologicheskie osobennosti deiatel'nosti kosmonavtov [Psychological features of astronauts’ performance]. Moscow, Nauka Publ. 255 p. (In Russ.).

Leonov, A. A. and Lebedev, V. I. (1975) Psikhologicheskie problemy mezhplanetnogo poleta [Psychological problems of interplanetary flight]. Moscow, Nauka Publ. 248 p. (In Russ.).

Ursul, A. D. (1967) Osvoenie kosmosa: filosofsko-metodologicheskie i sotsiologicheskie problemy [Space exploration: Philosophical, methodological and sociological problems]. Moscow, Mysl' Publ. 238 p. (In Russ.).

Halbwachs , M. (2005) Kollektivnaia i istoricheskaia pamiat' [Collective and historical memory]. Neprikosnovennyi zapas. Debaty o politike i kul'ture, no. 2–3, pp. 8–27. (In Russ.).

Abric, J.-C. (1993) Central system, peripheral system: Their functions and roles in the dynamics of social representations. Papers on Social Representations, vol. 2, no. 2, pp. 75–78.

Abric, J.-C. (2001) A structural approach to social representations. In: Representations of the social: Bridging theoretical traditions / ed. by K. Deaux and G. Philogène. Oxford, UK ; Malden, MA, Blackwell Publishers Ltd. xii, 362 p. Pp. 42–47.

Etzioni, A. (1964) The moon-doggle: Domestic and international implications of the space race. Garden City, NY, Doubleday. xv, 198 p.

Kanas, N. (2009) Psychology and culture during long-duration space missions / N. Kanas, G. Sandal, J. E. Boyd, V. I. Gushin, D. Manzey, R. North, G. R. Leon, P. Suedfeld, S. Bishop, E. R. Fiedler, N. Inoue, B. Johannes, D. J. Kealey, N. Kraft, I. Matsuzaki, D. Musson, L. A. Palinkas, V. P. Salnitskiy, W. Sipes, J. Stuster and J. Wang. Acta Astronaut, vol. 64, no. 7–8, pp. 659–677. DOI: 10.1016/j.actaastro.2008.12.005

Kanas, N. and Manzey, D. (2008) Space psychology and psychiatry. 2nd edn. El Segundo, CA, Microcosm Press ; Dordrecht, Springer. xv, 240 p.

Liu, J. H. and Hilton, D. J. (2005) How the past weighs on the present: Social representations of history and their role in identity politics. British Journal of Social Psychology, vol. 44, no. 4, pp. 537–556. DOI: 10.1348/014466605X27162

Vergès, P., Tyszka, T. and Vergès, P. (1994) Noyau central, saillance et propriétés structurales. Textes sur les représentations sociales, vol. 3, pp. 3–12. (In Fr.).


Емельянова Татьяна Петровна — доктор психологических наук, профессор кафедры социальной и этнической психологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности 5. Тел.: +7 (499) 374-56-11.

Emelianova Tatiana Petrovna, Doctor of Psychology, Professor, Department of Social and Ethnic Psychology, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-56-11.

E-mail: t_emelyanova@inbox.ru

Вопилова Ирина Евгеньевна — аналитик Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Россия, г. Москва, пер. Потаповский, д. 16, стр. 10. Тел.: +7 (495) 772-95-90.

Vopilova Irina Evgenievna, Analyst, Institute of Education, National Research University Higher School of Economics. Postal address: Bldg. 10, 16 Potapovsky Lane, 101000 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (495) 772-95-90.

E-mail: irina.vopilova@gmail.com

Озерова Александра Михайловна — аналитик ЗАО «НИИ социологической экспертизы». Адрес: 117628, Россия, г. Москва, ул. Старобитцевская, 11. Тел.: +7 (926) 686-77-67.

Ozerova Alexandra Mikhailovna, Analyst, Research Institute of Sociological Experti s e CJSC. Postal address: 11 Starobitsevskaya St., 117628 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (926) 686-77-67.

E-mail: sunny_cheb@mail.ru

Мишарина Анна Владимировна — менеджер по персоналу ООО «Курапрокс». Адрес: 125315, Россия, г. Москва, Большой Козихинский пер., д. 7, стр. 2. Тел.: +7 (915) 157-30-49.

Misharina Anna Vladimirovna, HR manager, Kuraprox LLC. Postal address: Bldg. 2, 7 Kozikhinskiy Lane, 125315 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (915) 157-30-49.

E-mail: nutkins@mail.ru


Библиограф. описание: Емельянова Т. П., Вопилова И. Е., Озерова А. М., Мишарина А. В. Коллективные воспоминания о первом полете человека в космос: анализ качественных данных [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2016. № 5 (сентябрь — октябрь). С. 23–39. URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2016/5/Emelianova_et-al_First-Human-Spaceflight/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).

Дата поступления: 5.10.2016.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»