Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №4 2016

Федотов О. И. Студия стиха как форма организации внеурочной деятельности детей с особыми потребностями

УДК 801.82,01.371.372,8.374

Fedotov O. I. Poetry Workshop as a Form of Extracurricular Activities Organization for Children with Special Needs

Аннотация ♦ В статье предлагается проект организации внеурочной деятельности одаренных детей с особыми потребностями, обладающими выраженной склонностью к поэтическому творчеству. Доминирующей формой такой организации является Студия стиха, созданная по модели Царскосельского лицея, Тенишевского училища, Академии стиха Вячеслава Иванова, Студии стиха Николая Гумилева при Институте живого слова и других литературных объединений подобного типа, в которых воспитанники могли бы не только овладевать азами версификации, но и расширять свой культурный кругозор и совершенствовать поэтический вкус. Проект предполагает, что учителя-словесники, а также школьные библиотекари, претендующие на роль руководителей таких студий, получат знания и умения, необходимые для анализа стихотворных произведений как профессиональных, так и самодеятельных авторов. Одновременно они смогут оказывать квалифицированную помощь филологически ориентированным детям, участвующим в Олимпиадах.

Ключевые слова: стих и проза, системы стихосложения, рифма, рифмовка, поэтический метр, поэтический размер, ритм, строфика, звуковая организация стиха, образ, литературное объединения, студия стиха, внеурочная деятельность, дети с особыми потребностями.

Abstract ♦ In the article, the author presents a project of extracurricular activities organization for exceptional children with special needs who have an intense desire for poetic creativity. The dominant form of such organization is poetry workshop created along the lines of the Tsarskoye Selo Lyceum, Tenishev’s school, Vyacheslav Ivanov’s Academy of Verse, Nikolay Gumilev’s Poetry Workshop at the Institute of Living Word and other literary associations of this kind where pupils would not only have an opportunity to master the nuts and bolts of versification, but also to broaden their cultural outlook and refine their poetic taste. The project contemplates that language and literature teachers as well as school librarians applying for the position of head of a poetry workshop will gain knowledge and abilities necessary for the analysis of poetic works by both professional and amateur authors. At the same time, they will be able to give a qualified support to children who are fond of philology and participate in Academic Olympics.

Keywords: verse and prose, systems of versification, rhyme, rhyming, poetic number, poetic measure, rhythm, strophic patterns, phonic organization of verse, image, literary associations, poetry workshops, extracurricular activity, children with special needs.


При жесткой концентрированности учебных программ, неуклонном сокращении учебных часов, отводимых на изучение литературы, учитель-словесник, даже если он и обладает необходимыми навыками и познаниями, не имеет возможности ввести своих воспитанников в «волшебный мир стиха», в полной мере продемонстрировать возможности различных инструментов, составляющих многоуровневый оркестр стихотворной формы (Сильман, 1977: 48). Вот почему счастливая предрасположенность детей к поэтическому творчеству не должна уходить в песок. Необходимо поддерживать и лелеять ее, выявлять одаренных детей и подростков с тем, чтобы в увлекательной адаптированной форме пропагандировать облагораживающую страсть к творчеству. Пусть они не станут настоящими поэтами, но настоящими читателями стихов и вообще читателями станут непременно!

Учитель-словесник, понимающий, как много может дать его воспитанникам приверженность к самодеятельной поэзии, должен выработать стройную продуманную систему рационального использования творческой энергии школьников и подростков для их просвещения, повышения культурного уровня и неуклонного духовного роста.

В 2015 г., который был объявлен годом Литературы, мною и моими коллегами-стиховедами, профессорами С. И. Кормиловым и Ю. Б. Орлиц­ким, был проведен Всероссийский конкурс на лучшее произведение в двух номинациях: 1) стихотворение в форме сонета и 2) стихотворение в свободной форме. Результаты конкурса показали, что, с одной стороны, учащиеся российских школ по давно сложившейся доброй традиции проявляют живой интерес к самодеятельному поэтическому творчеству. Но, с другой стороны, пришлось констатировать, что энтузиазм подавляющего большинства начинающих стихотворцев оказался значительно выше их поэтического мастерства.

Одновременно вскрылся и весьма обнадеживающий факт: в разных регионах необъятной России нашлось несколько школ, в которых пестованию юных талантов уделяют должное внимание. Выделяются — кроме Москвы — пос. Иноземцево г. Железногорска Ставропольского края, гимназия № 1 им. А. С. Пушкина г. Севастополя, Хибинская гимназия г. Кировска Мурманской обл., а также школы Ижевска, Ярославля и Ярославской области (г. Тутаев и дер. Волково).

Главный вывод, к которому приводят результаты конкурса, состоит в том, что драгоценное искусство слова не дается само собой, для его шлифовки требуется упорная кропотливая работа. Кроме способности грамотно рифмовать и выдерживать ритм, начинающие поэты должны воспитать в себе отменный художественный вкус, изучить творческий опыт профессиональных поэтов и выработать оригинальное образное мышление.

Превратить все российские школы в гигантский Лицей — задача утопическая, совершенно неподъемная. Однако подготовить компетентных наставников из числа педагогов-словесников, библиотечных и творческих работников можно и должно. Предлагаемый проект предусматривает основательную стиховедческую и педагогическую подготовку, необходимую для профессионального руководства литературно-творческими объединениями при школах сначала в Москве, а затем и в других крупнейших региональных центрах страны: Благовещенске, Волгограде, Екатеринбурге, Ижевске, Йошкар-Оле, Казани, Мурманске, Нижнем Новгороде, Петрозаводске, Санкт-Петербурге, Севастополе, Ставрополе, Ярославле и др.

В рамках задуманного проекта его участникам предстоит пройти стадию пилотной апробации в наиболее благоприятных условиях столицы на базе кафедры филологического образования Московского института открытого образования (см.: Профессиональный стандарт «Педагог», 2016: Электронный ресурс; шифр курса 1351), реализация которого предусматривает: 1) системное обучение основам стиховедческих знаний, анализу профессиональных и любительских стихотворных текстов; 2) детальное знакомство с опытом работы Царскосельского лицея, Тенишевского училища и других знаменитых школ самодеятельного поэтического творчества; 3) разработку и апробацию индивидуальных учебных программ, презентаций и методических рекомендаций для внеклассной работы в качестве руководителей творческих объединений; 4) выработку методики проведения творческих конкурсов (школьных, региональных, всероссийских) для выявления победителей, публикации их произведений на электронных и бумажных носителях. В перспективе сертификаты лауреатов Всероссийского творческого конкурса должны получить статус сертификатов победителей Олимпиад и давать право их обладателям на льготы при поступлении в гуманитарные и творческие вузы.

Первый раздел предстоящих занятий будет посвящен установочной теме «Литературное объединение в школе: его разновидности, цели, задачи, роль руководителя». Совместными усилиями мы постараемся осмыслить место литературного объединения в системе образовательных программ школы в целом и изучения литературы в частности. Нет никакого сомнения в том, что самодеятельное творчество учеников для учителя словесности не лишняя докука, а поистине драгоценное свойство их духовного развития. Надо лишь грамотно направить его в нужное русло, заразить детей благородной страстью творческого самовыражения и самосовершенствования, рассказать им о первых опытах великих поэтов: А. С. Пушкина, его друзей-лицеистов, М. Ю. Лермонтова, А. А. Блока, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, М. И. Цветаевой, Н. С. Гумилева с его «гумилятами», О. Э. Мандельштама и В. В. Набокова в стенах Тенишевского училища, упорного самоучки М. Горького, переписывавшего фрагменты классической прозы высоких мастеров, чтобы изнутри почувствовать, как рождаются шедевры, предложить им разнообразные увлекательные творческие игры, вроде буриме, каламбурной игры в слова «мужья-жены» (чай / чайка, пол / полка, порт / портянка) и т. д. Постепенно необходимо от игры переходить к работе над собой, над своим художественным вкусом, над выработкой своего стиля, который можно сформировать только на фоне того, что стало в конце концов классикой. Таким образом самодеятельное творчество изначально будет идти параллельным курсом с изучением лучших образцов отечественной и мировой литературы. Разве не этого мы добиваемся в наших учебных программах?

С самого начала любой будущий или продолжающий свою деятельность в этой роли руководитель литературного объединения должен исходить из конкретных условий, в которых сформировался коллектив его подопечных. Ему необходимо проанализировать состав литобъединения, склонности его участников для того, чтобы решить, по какой дороге он поведет своих подопечных. Это может быть или — чаще всего — Студия стиха, если подавляющее большинство составляют юные стихотворцы, или Литобъединение широкого профиля, если находится и достаточное число начинающих прозаиков. В их среде могут оказаться, впрочем, и будущие критики. Или чаще всего в этой роли могут подвизаться все желающие, и поэты, и прозаики, и просто сочувствующие.

Исключительно полезно изучить позитивный опыт знаменитых литературно-творческих объединений от античности до наших дней. Участники нашего семинара выберут для своих рефератов наиболее интересные для них темы и поделятся своими впечатлениями друг с другом. Особенно важно будет осветить такие вопросы, как специфика разных литературных сообществ в тех или иных учебных заведениях, способы руководства ими, сочетание коллективных и индивидуальных занятий, учебное содержание, формы и методы работы. Чрезвычайно продуктивным методологическим ориентиром при этом может быть использование принципов тезаурусного подхода к образованию, а именно свободного выбора между авторитарной, природосообразной, коллективно-соревновательной и индивидуально-инициативной формами воспитания (Луков В., Луков Вл., 2007: 25; 2008: 585; Луков, 2015).

Наконец, каждый участник семинара волен выбрать для себя определенный образ руководителя, может быть, по моделям лицейских учителей А. С. Пушкина, Алексея Федоровича Мерзлякова — первого наставника М. Ю. Лермонтова, Владимира Васильевича Гиппиуса — строгого критика первых стихов юного тенишевца В. В. Набокова, Вячеслава Ивановича Иванова, создавшего в своей Башне Академию стиха, Иннокентия Федоровича Анненского — директора Царскосельской гимназии, в которой учились Н. С. Гумилев и его будущая жена А. А. Ахматова, или самого Гумилева, руководившего Студией стиха, взыскательного Бориса Абрамовича Слуцкого, непринужденно игравшего со своим воспитанниками в жмурки, и т. д.

Решив все организационные проблемы и обсудив их с коллегами, каждый к концу наших штудий сможет подготовить проект своей индивидуальной программы на определенный период времени.

Наиболее ответственная и трудоемкая часть предстоящих занятий по необходимости будет посвящена составлению модуля рабочей программы по теме «Стихопоэтика». Здесь неминуемо придется заполнять лакуны, образовавшиеся в подготовке учителей-словесников из-за непродуманных вузовских программ и вообще традиционной недооценки стиховедческой проблематики. Увлечение изучением стихотворной формы в советские времена считалось предосудительным формализмом. Инерция этого заблуждения аукнулась и в наше время.

Первая тема, без которой системное изучение основ стихосложения просто невозможно, — ключевая тема о соотношении стиха и прозы, позволяющая прояснить основной вопрос стиховедения — проблему специфики стихотворной речи. Вводное занятие должно быть проведено в самой что ни на есть завлекательной игровой, максимально интерактивной форме. Учитель должен почувствовать себя Вергилием, который вводит своих подопечных не в двери Ада, а в Волшебный мир стиха, где все чудесным образом преображается: знакомое оказывается таинственно незнакомым, а в незнакомом угадываются знакомые черты, как в том удивительном стихотворении А. А. Блока:

Случайно на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран —
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман!

(Блок, 1980: 216)

Слайд с Котом ученым, гусиным пером с чернильницей и репродукцией пушкинской рукописи, своеобразной стенограммы мучительной борьбы гения с сопротивлением самого гибкого, самого совершенного материала поэзии — Слова, создаст необходимую эмоциональную атмосферу при входе в Волшебный мир стиха, настроит детей на высокий лад, подготовит их к поистине сказочным метаморфозам, о которых так просто, но в то же время так пленительно поведал А. С. Пушкин в своем Вступлении к «Руслану и Людмиле»:

В волшебном мире стиха

Своеобразным эпиграфом к теме может быть опять же цитата из «Евгения Онегина»: «Они сошлись. Волна и камень, // Стихи и проза, лед и пламень // Не столь различны меж собой» (Пушкин, 1976: 87). На проблемный вопрос: «Чем принципиально стихотворная речь отличается от нестихотворной?» практически в любой аудитории следуют стандартные ответы: 1) рифмой; 2) ритмом; 3) метром (или размером). Эту последовательность учитель использует как план беседы, с попутным уточнением сущности специфических признаков стиховности и подводит участников обсуждения к выводу, что ни один из названных признаков не является абсолютным стихообразующим фактором. Стих может обходиться и без рифмы (белый, безрифменный и холостой), и без метра (верлибр), не утрачивая своей сущности. А ритм как универсальный признак не способен отличить стихотворную речь от нестихотворной. В конце концов всплывает такой признак, как сегментация речевого потока на стихи, которая объективируется на письме графикой (столбиком), а в устном исполнении (паузировкой и особой интонацией). Очень важно донести до детей в адаптированном виде смысл тыняновских понятий «единства стихового ряда» и «тесноты стихового ряда» (Тынянов, 1965: 76; Гаспаров, 2004), в условиях которых слово значит больше, чем оно значит. В заключение учитель может привести замечательное высказывание Т. И. Сильман о том, что стихотворное произведение напоминает «концерт для смысла с оркестром» (Сильман, 1977: 48).

Понятие стиха исторически изменчиво. Поэтому нельзя обойтись без краткого исторического экскурса как в область отечественной стиховой культуры, так и в область иноязычных версификаций, с которыми она генетически связана. Откуда есть пошел русский стих? Ответ на этот вопрос дают фольклористы и медиевисты, занятые проблемой происхождения отечественной стиховой культуры. Традиционная гипотеза, согласно которой первые образцы русского стиха следует искать в устном народном творчестве, а также в памятниках древнерусской литературы, требует существенного уточнения. Ни фольклорные певцы и сказители, ни средневековые книжники никакого понятия о стихе как специфической, отличной от прозы речи не имели. Оппозиция «стих / проза» для них не была актуальной. Она сформировалась в сознании русских людей достаточно поздно, на рубеже XVI–XVII вв. Тогда же появился и соответствующий термин vers — wierz — вершъ (верша, вирша), пришедший в Московию из Европы через польское и украинско-белорусское посредничество, встретившись со своим греческим прототипом στίχος (стих), обозначавшим до этого законченное по смыслу высказывание (как в Библии).

Тем не менее памятники отечественного песенного и говорного фольклора и древнерусской довиршевой литературы в той или иной мере выдерживали определенный уровень ритмической организации, отличаясь от необработанной разговорной речи. С незапамятных древнейших времен до конца XVI — начала XVII вв. развивалась так называемая эмбриональная стихопроза.

Стих: приключения термина

Индивидуальные манеры сказителей

Пословицы, поговорки

Стихами или прозой написано Слово?

В песенном фольклоре ритмику формирует музыкальный напев, в речевом — звуковые повторы, которые со временем, обретая регулярность, превращаются в рифму. Аналогичным же образом зарождается стих в древнерусской литературе.

Разумеется, нельзя не познакомить начинающих поэтов с образцами античного (метрического) стиха, а также с различными системами стихосложения: силлабикой, силлаботоникой, тоническим стихом и верлибром. Все это следует делать в занимательной игровой форме.

Продолжая разговор о системах стихосложения, необходимо, конечно, отдать явное предпочтение силлаботонике, которая превалирует в русской классической поэзии и не может не быть актуальной для тех, кто на эти традиции равняется. Любой начинающий стихотворец прежде всего должен овладеть элементарным инструментарием, уметь, грубо говоря, отличить ямб от хорея. Поэтому на первом же практическом интерактивном занятии следует потренироваться определять стихотворный размер на слух, быстро и безошибочно, методом скандированного чтения, с тем, чтобы участники семинара потом с тем же эффектом обучили этому нехитрому навыку своих самодеятельных поэтов. Каждому из них предварительно следует дать задание написать по одному четверостишию всеми пятью классическими метрами: хореем, ямбом, дактилем, амфибрахием и анапестом. Затем отрабатывается навык скандированного чтения нараспев с выделением голосом сильных и слабых слогов и подстановкой соответствующей «считалки»:

  • для хорея:

Мчатся тучи, вьются тучи...
РАЗ-два РАЗ-два РАЗ-два РАЗ-два;

  • наоборот, для ямба:

Мой дядя самых честных правил...
раз-ДВА раз-ДВА раз-ДВА раз-ДВА раз;

  • для дактиля:

Тучки небесные, вечные странники...
РАЗ-два-три РАЗ-два-три РАЗ-два-три РАЗ-два-три;

  •  для амфибрахия:

Как ныне сбирается вещий Олег...
раз-ДВА-три раз-ДВА-три раз-ДВА-три раз-ДВА;

  • для анапеста:

Вот парадный подъезд, по торжественным дням...
раз-два-ТРИ раз-два-ТРИ раз-два-ТРИ раз-два-ТРИ.

Заодно участники семинара, а через них — их подопечные познакомятся с уточняющими понятиями анакрузы (ритмического зачина) и эпикрузы (ритмического окончания), а также с основными ритмическим определителями силлаботонического стиха, которые собственно и поддерживают содержательные ореолы различных уровней стихотворной формы.

Отдельно поговорим о пропусках ударений на сильных местах (пиррихиях), наоборот, о лишних ударениях (спондеях), об их изобразительно-выразительных потенциях; о длине стиха; о цезуре, постоянной внутристиховой паузе, дисциплинирующей стих; об особенностях ритма двусложных и трехсложных размеров; о так называемой каталектике, акаталектике и гиперкателектике; мужских, женских, дактилических и гипердактилических клаузулах; анжамбеманах и других инструментах оркестра стихотворной формы. Все это чрезвычайно полезные сведения как для творчества, так и для анализа стихотворных произведений, профессиональных и любительских.

Кроме классической силлаботонической системы стихосложения, в которой междуиктовые интервалы постоянны (один слабый слог в двусложных метрах: хорее и ямбе, и два — в трехсложных: дактиле, амфибрахии и анапесте) юные стихотворцы должны иметь хотя бы элементарное понятие о неклассическом тоническом стихе, который принципиально отличается от своего более упорядоченного собрата вариативным количеством слабых слогов между сильными. Различают три вида тонического стиха: дольники с междуиктовыми интервалами от 1-го до 2-х слабых слогов; тактовик (от 0 до 2 слабых слогов или от 1-го до 3-х) и акцентный или чисто-тонический стих, с совершенно произвольным количеством слабых слогов между сильными (от 0 до 8-ми слабых слогов).

Довольно сложное и вдобавок дискуссионное понятие верлибра можно представить как систему стихосложения, в которое все признаки стиховой урегулированности присутствуют факультативно, нежданно-негаданно появляются и также нежданно-негаданно исчезают. Единственным обязательным признаком оказывается сегментация речевого потока на стихи.

Разумеется, нельзя обойтись и без такого исключительно важного и интересного признака стиха, как строфика. Редко кто на невинный тестовый вопрос «Как и при каких обстоятельствах появилась строфа?» с вариантами ответа — а) ее ввел Аристотель; б) строфа пришла в поэзию из театра; в) строфа была изобретена в арабской лирической поэзии; г) строфа появилась в средневековой рыцарской лирике — даст правильный ответ и обоснует его. Конечно, строфа в каждой национальной поэзии зарождалась самобытно и самостоятельно. Но официально она стала сама собой, т. е. обрела свою версификационную специфику в древнегреческом театре. Об этом свидетельствует сам термин, его этимология: Это слово в древнегреческом языке буквально обозначало «оборот», «кружение», а применительно к трагедии тот фрагмент текста, который успевал пропеть марширующий в пароде хор, двигаясь вокруг орхестры; закончив движение, он разворачивался и, двигаясь в обратном направлении, исполнял антистрофу. Вместе они составляли «систему». Правда, античные строфы мало напоминали современную строфику, потому что складывались без рифмы. Рифма, а вслед за ней и рифмовка, появились в творчестве средневековых поэтов-рыцарей, позаимствовавших ее во время крестовых походов у арабов. Для наглядности разумно будет воспользоваться слайдом со схематическим изображением устройства античного театра, на фоне которого можно будет рассказать много интересного о спектаклях, соревнованиях античных драматургов, игре актеров, котурнах и масках, в которых они выступали, о роли хора в действии пьес и т. д.

Античные театр - происхождение строфы

Большой и малознакомый материал строфики интересен не только с познавательной точки зрения, но и в плане отработки поэтического мастерства. Дети могут упражняться в сочинении одностиший, двустиший, разнообразных форм 3-, 4-, 5-, 6-, 7-, 8-, 10-стиший, вплоть до онегинской строфы и сонета.

Частотность гласных и согласных в русском языке

Помимо метрики, ритмики и строфики в оркестре стихотворной формы активную роль играет фоника, звуковая организация текста в целом и в отдельных его фрагментах. Необходимо иметь четкие представления об эвфонии, благозвучии, не допускать зияния, т. е. неоправданного скопления гласных звуков, и какофонии — труднопроизносимого нагромождения согласных. С другой стороны, воспитанники должны получить квалифицированные рекомендации по звукописи, звукоподражанию, внутренней рифме и даже статистические данные о частотности гласных и согласных звуков, о явлении редукции и т. д. и т. п.

Подробнее все инструменты стихотворной формы — в отдельности и в оркестре — и семантические эффекты от их взаимодействия со смыслом описаны в двух моих двухтомных учебниках (Федотов, 2002ab, 2003ab), а также монографиях, посвященных сонету (Федотов, 2011) и стихопоэтике В. В. Набокова (Федотов, 2014) и В. Ф. Ходасевича (Федотов, 2016).

Конечной целью штудий должна быть выработка оптимальной стратегии приобщения детей к поэтическому творчеству, понимающих, вслед за Н. С. Гумилевым, что стихотворение есть не просто написанный или напечатанный в столбик текст, скрепленный рифмовкой или обходящийся без нее, а, по словам Т. С. Колриджа, «лучшие слова, расставленные в лучшем порядке» (“Poetry = the best words in the best order”; см.: Coleridge, 1835: 84; курсив источника. — О. Ф.), и осознающих, вслед за Т. И. Сильман, что это маленькое чудо напоминает «концерт для смысла с оркестром», где каждое слово в условиях «единства и тесноты стихового ряда» значит больше и иначе, чем оно значит за его пределами (Сильман, 1977: 48). Руководитель студии стиха постоянно должен внушать детям, что слово, «возведенное в перл создания», не дается само по себе, что даже гений А. С. Пушкина являет собой талант, помноженный на неустанный труд по совершенствованию текста и на знание достижений всей мировой поэзии. Надо чаще демонстрировать ксерокопии пушкинских рукописей — как своего рода стенограмму его вдохновенного труда. Работая над текстом, поэт работает над собой! Не случайно И. А. Бродский на дежурный вопрос, над чем он работает в настоящее время, неизменно и совершенно всерьез отвечал: «Над собой!»

К концу занятий ожидается, что каждый участник семинара продумает и оптимальный, присущий ему образ наставника, который он будет выдерживать на протяжении всей своей деятельности в качестве руководителя Студии, а также составит подробный план занятий, сочетающий овладение элементарными приемами поэтического мастерства, различного рода упражнения, игры, вечера поэзии в своем кругу и на уровне школы, участие в различных творческих конкурсах, выступления детей с рассказом об их любимых поэтах, приглашение профессиональных поэтов, реальные и виртуальные экскурсии по литературным достопримечательностям и т. д.

После завершения семинара предполагается поддержание дальнейших связей с его участниками. Не могу обещать, что отвечу на все мыслимые и немыслимые вопросы, возникающие перед человеком, взявшимся за этот благородный, но непредсказуемо сложный вид деятельности. По мере возможности, мы будем решать их совместными усилиями. Однако твердо обещаю поддерживать контакты и впредь, делиться своим богатым опытом и как стиховеда, и как воспитателя довольно значительного числа творчески одаренных учеников, время от времени проводить общие мероприятия, особенно если удастся создать Всероссийскую школу поэзии с центром подготовки руководителей школьных литературных объединений в Москве.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Блок, А. А. (1980) Собр. соч. : в 6 т. Л. : Худож. лит-ра. Т. II. 470 с.

Гаспаров, М. Л. (2004) «Теснота стихового ряда». Семантика и синтаксис // Analysieren als Deuten: Wolf Schmid zum 60. Geburtstag / hrsg. von L. Fleishman, Ch. Gölz, A. A. Hansen-Löve. Hamburg : Hamburg University Press. 741 s. S. 85–95.

Луков, В. А. (2015) Воспитание // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 332–340. DOI: 10.17805/zpu.2015.3.29

Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2007) Парадигмы воспитания и теория тезаурусов // Тезаурусный анализ мировой культуры : сб. науч. трудов. Вып. 9 / под общ. ред. Вл. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 96 с. С. 3–25.

Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2008) Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. М. : Нац. ин-т бизнеса. 784 с.

Профессиональный стандарт «Педагог». Студия стиха как форма организации внеурочной деятельности детей с особыми потребностями (2016) [Электронный ресурс] // Дополнительное профессиональное образование педагогических работников города Москвы. URL: http://dpomos.ru/getfile/?file=9488 [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 10.04.2016).

Пушкин, А. С. (1976) Евгений Онегин : роман в стихах. М. : Детская литература. 304 с.

Сильман, Т. И. (1977) Заметки о лирике. Л. : Советский писатель. 223 с.

Тынянов, Ю. Н. (1965) Проблема стихотворного языка : статьи / [вступ. статья Н. Л. Степанова]. М. : Советский писатель. 301 с.

Федотов, О. И. (2002a) Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха : в 2 кн. М. : Флинта ; Наука. Кн. 1: Метрика и ритмика. 359 с.

Федотов, О. И. (2002b) Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха : в 2 кн. М. : Флинта ; Наука. Кн. 2: Строфика. 484 с.

Федотов, О. И. (2003a) Основы теории литературы : в 2 ч. М. : Владос. Ч. 1: Литературное творчество и литературное произведение. 269 с.

Федотов, О. И. (2003b) Основы теории литературы : в 2 ч. М. : Владос. Ч. 2: Стихосложение и литературный процесс. 237 с.

Федотов, О. И. (2011) Сонет. М. : Изд-во РГГУ. 610 с.

Федотов, О. И. (2014) Между Моцартом и Сальери: о поэтическом даре Набокова. М. : Флинта ; Наука. 396 с.

Федотов, О. И. (2016) Стихопоэтика Ходасевича. М. : Азбуковник. (В печати).

Coleridge, S. T. (1835) Specimens of the table talk of the late Samuel Taylor Coleridge : in 2 vols. / ed. by H. N. Coleridge. L. : John Murray, Albermale Street. Vol. 1. lxxviii, 267 p.


REFERENCES

Blok, A. A. (1980) Sobranie sochinenii [Works] : in 6 vols. Leningrad, Khudozhestvennaia literatura Publ. Vol. II. 470 p. (In Russ.).

Gasparov, M. L. (2004) «Tesnota stikhovogo riada». Semantika i sintaksis [“The tightness of poetic line”. Semantics and syntax]. In: Analysieren als Deuten: Wolf Schmid zum 60. Geburtstag / hrsg. von L. Fleishman, Ch. Gölz und A. A. Hansen-Löve. Hamburg, Hamburg University Press. 741 s. S. 85–95. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2015) Vospitanie [Personality development]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 332–340. DOI: 10.17805/zpu.2015.3.29 (In Russ.).

Lukov, V. A. and Lukov, Vl. A. (2007) Paradigmy vospitaniia i teoriia tezaurusov [Paradigms of personal development and the theory of thesauri]. In: Tezaurusnyi analiz mirovoi kul'tury [Thesaurus analysis of world culture] : A collection of research articles. Issue 9 / ed. by Vl. A. Lukov. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. 96 p. Pp. 3–25. (In Russ.).

Lukov, V. A. and Lukov, Vl. A. (2008) Tezaurusy: Sub"ektnaia organizatsiia gumanitarnogo znaniia [Thesauri: The subjective organization of humanities knowledge]. Moscow, The National Institute of Business Publ. 784 p. (In Russ.).

Professional'nyi standart «Pedagog». Studiia stikha kak forma organizatsii vneurochnoi deiatel'nosti detei s osobymi potrebnostiami [Professional standard “Pedagogue”. Poetry workshop as a form of extracurricular activities organization for children with special needs] (2016) Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie pedagogicheskikh rabotnikov goroda Moskvy [online] Available at: http://dpomos.ru/getfile/?file=9488 [archived in WaybackMachine] (accessed 10.04.2016). (In Russ.).

Pushkin, A. S. (1976) Evgenii Onegin [Eugene Onegin] : A novel in verse. Moscow, Detskaia literatura Publ. 304 p. (In Russ.).

Silman, T. I. (1977) Zametki o lirike [Notes on lyrics]. Leningrad, Sovetskii pisatel' Publ. 223 p. (In Russ.).

Tynyanov, Yu. N. (1965) Problema stikhotvornogo iazyka [Issue of poetic language] : Articles / [opening chapter by N. L. Stepanov]. Moscow, Sovetskii pisatel' Publ. 301 p. (In Russ.).

Fedotov, O. I. (2002a) Osnovy russkogo stikhoslozheniia. Teoriia i istoriia russkogo stikha [The basics of Russian prosody. Theory and history of Russian verse] : in 2 bks. Moscow, Flinta Publ. ; Nauka Publ. Bk. 1: Metrika i ritmika [Metrics and rhythmics]. 359 p. (In Russ.).

Fedotov, O. I. (2002b) Osnovy russkogo stikhoslozheniia. Teoriia i istoriia russkogo stikha [Basics of Russian prosody. Theory and history of Russian verse] : in 2 bks. Moscow, Flinta Publ. ; Nauka Publ. Bk. 2: Strofika [Strophics]. 484 p. (In Russ.).

Fedotov, O. I. (2003a) Osnovy teorii literatury [Basics of the theory of literature] : in 2 pts. Moscow, Vlados Publ. Pt. 1: Literaturnoe tvorchestvo i literaturnoe proizvedenie [Literary creativity and literary work]. 269 p. (In Russ.).

Fedotov, O. I. (2003b) Osnovy teorii literatury [Basics of the theory of literature] : in 2 pts. Moscow, Vlados Publ. Pt. 2: Stikhoslozhenie i literaturnyi protsess [Prosody and literary process]. 237 p. (In Russ.).

Fedotov, O. I. (2011) Sonet [Sonnet]. Moscow, Russian State University for Humanities Publ. 610 p. (In Russ.).

Fedotov, O. I. (2014) Mezhdu Motsartom i Sal'eri: o poeticheskom dare Nabokova [Between Mozart and Salieri: On Nabokov’s poetic gift]. Moscow, Flinta Publ. ; Nauka Publ. 396 p. (In Russ.).

Fedotov, O. I. (2016) Stikhopoetika Khodasevicha [Stichopoetics of Khodasevich]. Moscow, Azbukovnik Publ. (Forthcoming). (In Russ.).

Coleridge, S. T. (1835) Specimens of the table talk of the late Samuel Taylor Coleridge : in 2 vols. / ed. by H. N. Coleridge. London, John Murray, Albermale Street. Vol. 1. lxxviii, 267 p.


Федотов Олег Иванович — доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры филологического образования Московского института открытого образования; член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, член Союза писателей СССР, председатель Международного научно-творческого семинара «Школа сонета». Тел.: +7 (985) 909-11-68.

Fedotov Oleg Ivanovich, Doctor of Philology, Professor, Professor of the Philological Education Department, Moscow Institute of Open Education, Corresponding Member, International Teacher’s Training Academy of Science, Member, Union of Writers of Russia, Chairman, International Scientific and Creative Seminar “The School of Sonnet”. Tel.: +7 (985) 909-11-68.

E-mail: o_fedotov@list.ru


Библиограф. описание: Федотов О. И. Студия стиха как форма организации внеурочной деятельности детей с особыми потребностями [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2016. № 4 (июль — август). С. 20–36. URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2016/4/Fedotov_Poetry-Workshop/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).

Дата поступления: 16.04.2016.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»