Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №1 2016
Вагабов М. М., Тюрин Р. Ф. Опыт использования объектов исторического и культурного наследия государственного историко-архитектурного художественного музея-заповедника «Нарын-кала» в учебном процессе
УДК 379.85
Vagabov M. M., Tyurin R. F. An Experience of the Usage of Historical and Cultural Heritage Sites of the State Historical and Architectural Art Reserve Museum “Naryn-kala” in Teaching Process
Аннотация ♦ В статье обобщается опыт использования объектов исторического и культурного наследия крепости Нарын-кала в образовательном и учебном процессе. Раскрывается специфика воспитания учащихся в г. Дербенте — городе, признанном ЮНЕСКО самым толерантным городом России. Древние памятники, религиозные и культовые сооружения, фортификация города и крепости, музеи и выставки составляют единое образовательное, культурное и воспитательное пространство, в котором каждый объект несет свою нагрузку и используется в межнациональном и военно-патриотическом воспитании.
Ключевые слова: Нарын-кала, Дербент, Дагестан, учебный процесс, нравственное воспитание, фортификация, религия, объекты исторического наследия, объекты культурного наследия, образовательный туризм.
Abstract ♦ The article summarizes the experience of the usage of the historical and cultural heritage sites situated in the fortress of Naryn-kala in educational process. The authors reveal the specific character of students’ personal development in Derbent. This city was declared the most tolerant one in Russia by UNESCO. Archaic memorials, religious and ceremonial buildings, the fortification of the city and fortress, museums and exhibitions comprise a common educational and cultural space where all sites are used in interethnic and military patriotic education.
Keywords: Naryn-kala, Derbent, Dagestan, educational process, moral upbringing, fortification, religion, historical heritage sites, cultural heritage sites, educational tourism.
Современное конфронтационное политическое противостояние РФ с рядом стран выдвигает на первый план роль исторического компонента образования молодежи, необходимость выработки патриотического, нравственного, культурного кода на основе знания исторического прошлого страны и уважения к своей истории. В этом плане образовательный процесс, школа, семья и окружающее образовательное пространство должны представлять единый, непрерывный, взаимодополняющий цикл. Уникален в этом плане опыт образовательного туризма, сложившийся на протяжении десятилетий и, особенно в связи с двухтысячелетием Дербента, опыт увлекательного погружения в историю своего края.
Военно-патриотическое и культурное воспитание молодого человека в Дербенте и цитадели Нарын-кала, где первые поселения датируются IV–III тыс. до н. э., начинается с раннего возраста со знакомства и изучения исторических, этнических, культурных памятников. Город пронизывают две крепостные стены IV–V вв., идущие от крепости к морю, а над городом возвышается цитадель Нарын-кала, каждая из стен которой имеет комплексы древних ворот со своей многовековой историей. Проживая фактически в городе-музее, школьник с младших классов отправляется в увлекательное путешествие во времени. Попадая на экскурсии в крепость Нарын-кала, молодежь видит знакомые ей по школьному курсу древнейшие свидетельства отца истории Геродота, который упоминал в своих сочинениях о Дербентском крепостном сооружении (см., например: Козубский, 2012: 29). Это побуждает новые поколения глубже вникнуть в историю родного города, вызывает неподдельный интерес и стремление больше узнать о нем. Экскурсовод посвящает их в историю многовековой борьбы за дербентскую крепость, которую вели Римская империя и Парфия, арабский халифат и хазарский каганат, сефевидский Иран и Османская империя, Россия и Персия. Все это подкрепляется знакомством с уникальным памятником военного фортификационного искусства — цитаделью Нарын-кала, с ее бойницами, башнями, величественными стенами, защищавшими город (История … : Электронный ресурс).
В формировании нравственности, уважении молодежи к своей и другим религиям и религиозным ценностям огромное значение играет духовное воспитание. Подлинной сокровищницей традиционных мировых религий, многие из которых пришли на территорию нынешней Российской Федерации с юга, является древний город Дербент. В нем уже в V в. располагалась резиденция главы христианской церкви Кавказской Албании. В самой крепости был найден целый комплекс, который, как предполагают ученые, является крестово-купольным храмом христианской культуры. В городе находится древнейшая в России Джума-мечеть, построенная в 733–734 гг. Дербент был городом, через который шло распространение ислама с арабского Востока.
В дербентской синагоге и православной церкви идут службы, памятником архитектуры является армянская церковь. В городе к двухтысячному юбилею был открыт первый в стране Музей истории мировых культур и религий. Молодые поколения не только воспитываются в уважении к другим вероисповеданиям, но и с детства знакомятся со всеми религиозными праздниками других конфессий, постигает обрядовую культуру и традиции. Не случайно в 2001 г. Дербент получил премию ЮНЕСКО как самый толерантный город. Здесь происходит взаимопроникновение культур, традиций, и вырастающий в этой среде школьник получает дополнительное образование, которое не навязывается ему в виде скучных лекций и нравоучений, а входит в его жизнь в виде праздников, участия в обрядовых традиционных гуляниях, шествиях и т. д.
Большой загадкой не только для школьников, но и для историков остается то, как сохранилась крепость и городские стены с воротами с V в. до наших дней. Здесь школьник познает основы военной дипломатии и узнает, что при всех нашествиях город всегда находил общий язык с завоевателями и оставался целым, играя при этом ключевую роль при завоевателях, шедших с севера на юг и с запада на восток. И эти знания основ дипломатии всегда отличали дербентскую молодежь от сверстников из других районов Дагестана. В городе-музее образовательные процессы идут постоянно, и самое главное, что подросток своими глазами видит в ремесленных рядах, как делается чеканка, как куется оружие, как инкрустируется посуда, изготавливаются огромные ковры с натуральными красителями. Более глубокого погружения в этнографию своего родного края сложно придумать. Здесь ребята обучаются декоративно-прикладному искусству народов Дагестана практически круглосуточно. Погружение и дальнейшая образовательная этнографическая практика идет в самом городе, где не надо ходить в музей, чтобы увидеть национальные костюмы разных народов, типы и убранство домов каждой из народностей, кулинарию горских, кочевых, степных народов, кухню русских, армян, евреев, татов, азербайджанцев, иранцев и других народов Дагестана. Причем каждый взрослый житель Дербента — это «ходячая энциклопедия» по истории, культуре, этнографии, с удовольствием собирающая молодежь и делящаяся с ней своими знаниями. Город и его окрестности полны тайн, и время от времени при прокладке коммуникаций, строительстве домов, сельхозработах находят древние стоянки, оружие, предметы быта, захоронения и т. д.
Каждое из таких открытий моментально становится целым образовательным лекторием, широко обсуждается в школе, дома, в СМИ и подталкивает подростка к углубленному изучению своей истории. Даже купание на пляже — продолжение образовательного процесса. Поскольку основы крепостных стен уходят далеко в море, после шторма в море находят каменные якоря, монеты и другие археологические артефакты. Здесь уже в процессе отдыха у школьника проявляется интерес к истории, географии, мореплаванию. Здесь он узнает, что через его город проходили Волго-балтийский водный путь и часть Великого шелкового пути. В дополнение к историческим, этнографическими, природным и культурным памятникам образовательный процесс продолжается в многочисленных музеях, хранящих ценнейшие памятники истории: музей в цитадели Нарын-Кала, Музей ковроткачества, Музей Петра I и десятки других музеев, ведущих активную образовательную и воспитательную деятельность.
Здесь в городе, на стыке веков и цивилизаций, использование объектов исторического, культурного и природного наследия в целях военно-патриотического и нравственного воспитания успешно внедряется в образовательный и воспитательный процессы как в рамках федеральных, региональных и муниципальных программ, так и с использованием различных форм туристического и экскурсионного обслуживания. Уникальный опыт различных форм и методов непрерывного образования и воспитания, обогащения жизненного пространства школьника многовековой историей, многонациональной культурой и историей десятков народов, живущих в Дербенте, воспитание его в духе уважения к другим конфессиям и национальностям требует изучения, обобщения и дальнейшего распространения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
История Дербентского музея-заповедника [Электронный ресурс] // ГБУ «Дербентский государственный историко-культурный и художественный музей-заповедник». URL:
http://derbentmuzei.ru/muzei.html [архивировано в
WebCite] (дата обращения: 10.01.2016).
Козубский, Е. И. (2012) История города Дербента : в 3 кн. Баку : Нагыл Еви. Кн. I. 280 с.
REFERENCES
Istoriia Derbentskogo muzeia-zapovednika [The history of the Derbent reserve museum]. GBU «Derbentskii gosudarstvennyi istoriko-kul'turnyi i khudozhestvennyi muzei-zapovednik» [State-financed entity “Derbent State Historical, Cultural and Art Reserve Museum”]. [online] Available at:
http://derbentmuzei.ru/muzei.html [archived in
WebCite] (accessed 10.01.2016). (In Russ.).
Kozubskii, E. I. (2012) Istoriia goroda Derbenta [The history of the city of Derbent] : in 3 bks. Baku, Nagyl Evi Publ. Bk. I. 280 p. (In Russ.).
Вагабов Махач Мустафаевич — доктор исторических наук, профессор кафедры «История и политология» ФГБОУ ВО «Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)». Адрес: 107023, ул. Большая Семеновская, д. 38. Тел.: +7 (495) 683-99-82.
Vagabov Makhach Mustafaevich, Doctor of History, Professor, Department “History and Political Science”, Moscow State University of Mechanical Engineering. Postal address: 38 Bolshaya Semenovskaya St., 107023 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (495) 683-99-82.
E-mail:
9162803@mail.ru
Тюрин Р. Ф. — студент 1-го курса ФГБОУ ВО «Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)». Адрес: 107023, ул. Большая Семеновская, д. 38. Тел.: +7 (495) 683-99-82.
Tyurin R. F., First-year Student, Moscow State University of Mechanical Engineering. Postal address: 38 Bolshaya Semenovskaya St., 107023 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (495) 683-99-82.
E-mail:
9162803@mail.ru
Библиограф. описание: Вагабов М. М., Тюрин Р. Ф. Опыт использования объектов исторического и культурного наследия государственного историко-архитектурного художественного музея-заповедника «Нарын-кала» в учебном процессе [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2016. № 1 (январь — февраль). URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2016/1/Vagabov_Tyurin_Naryn-kala/ [архивировано в
WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).
Дата поступления: 16.01.2016.
|
|
Вышел в свет
№4 журнала за 2021 г.
|
|
|