Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №1 2016
Александрова А. Ю. Образование и туризм: аспекты взаимодействия
УДК 379.85
Aleksandrova A. Yu. Education and Tourism: Aspects of Interaction
Аннотация ♦ В статье раскрываются причины и формы взаимодействия образования и туризма, а также результаты их синергии. Предложен методический подход к определению образовательного туризма. Освещается вклад туристской индустрии (тематических парков) в развитие теории и методов активного обучения. Показаны возможности использования педагогических технологий в продвижении туристских продуктов.
Ключевые слова: туризм, образование, образовательные технологии, образовательный туризм.
Abstract ♦ The article discusses the causes and forms of interaction between education and tourism as well as their synergy results. A methodological approach to the definition of educational tourism is presented. The author clarifies the contribution of tourism industry (theme parks) to the development of active learning theory and methods. The possibilities of educational technologies for tourist products promotion are shown.
Keywords: tourism, education, educational technologies, educational tourism.
Между образованием и туризмом существует прочная взаимосвязь, которая проистекает из общности целевых установок. И образование, и туризм как система «пропитаны» философией гуманизма. Они создаются во имя и на благо Человека и, по своей сути, являются «человеко-наполненными», антропоцентричными. Выбор человека-личности в качестве ведущей силы, смыслового и целевого центра не простая дань моде на гуманистические принципы, а отражает понимание того факта, что вся система отношений, в данном случае в образовании и туризме, есть одновременно и процесс, и результат взаимодействия личных воль, личных выборов поведения, личных мотиваций и ограничений. Этот примат личностной составляющей выражается в том, что образование и туризм в конечном счете нацелены на воспитание гармонически развитой личности. Сила каждой такой личности есть залог силы всего общества, всего человечества, условие социального прогресса.
Закономерно, что в России организованные путешествия и экскурсии изначально были связаны с познавательной (научной) и образовательной сферами жизнедеятельности. В 1777 г. газета «Московские ведомости» опубликовала «План предприемлемого путешествия в чужие краи» В. Генша. Он намеревался собрать группу молодых людей из дворянского сословия для путешествия по странам Западной Европы — Германии, Швейцарии, Италии и Франции — с целью ознакомления с образовательными учреждениями, музеями и предприятиями. План путешествия, разработанный В. Геншем, был первой попыткой осуществить коллективную поездку за границу с туристскими целями. В своем начинании В. Генш намного опередил Т. Кука, считающегося одним из основателей современных форм организации туризма (Энциклопедия туриста, 1993: 7).
Примерно в то же время укрепляется связь между научными исследованиями, образовательной деятельностью и экскурсионным делом. В России первые экскурсии проводились среди учащихся школ с целью изучения природы родного края. Постепенно они вошли составной частью в школьные программы и с 1786 г. были закреплены в Уставах учебных заведений (Соколова, 2002: 257). Отчеты о проведенных экскурсиях, написанные учителями и нередко напечатанные отдельными книгами, по содержанию и доступности изложенного материала являлись первыми учебными пособиями по краеведению. В XIX — начале ХХ в. видную роль в активизации экскурсионного дела сыграли выдающиеся ученые Д. И. Менделеев, Н. М. Пржевальский, К. А. Тимирязев, И. П. Павлов и др.
На подъеме экскурсионного движения в Санкт-Петербурге в 1907 г. при Российском обществе туристов была создана специальная комиссия «Образовательные экскурсии по России», при которой работали курсы подготовки экскурсоводов. К концу 1915 г. в России насчитывалось уже около 100 подобных учреждений (Туристское образование, 2004: 45). Методическую помощь в развитии ученических экскурсий первоначально оказывали педагогические журналы, в которых давались советы по организации экскурсионной работы, а затем специализированные периодические издания «Русский экскурсант», «Экскурсионный вестник» и др. Появилась специальная литература методического характера. В книге «Школьные экскурсии, их значение и организация» под редакцией Б. Е. Райкова и Г. Н. Боча (Школьные экскурсии …. , 1910) был предложен примерный план экскурсий для всего цикла обучения в школе (Соколова, 2002: 257). Разработанная в это время школьная экскурсионная методика широко обсуждалась на педагогических съездах и совещаниях (Ердавлетов, 2010), что свидетельствует о придании особой важности ученическим экскурсиям в образовательном процессе.
В настоящее время правомерно говорить об образовательном туризме как о самостоятельном сегменте глобального туристского рынка и виде туризма с широким разнообразием форм, особой географией, кругом задействованных акторов и т. д. Всемирная туристская организация выделяет образование в качестве одной из приоритетных целей туризма (Международные рекомендации … , 2010: 126). В отсутствии общепринятого определения образовательного туризма его можно рассматривать в качестве своеобразной «понятийной рамки», внутреннее пространство которой заполняется конкретными занятиями человека — получение профессионального образования вне постоянного местожительства, изучение иностранного языка по специальным учебным программам за рубежом, стажировки и повышение квалификации и т. д. Конечно, туризм не может быть сведен к простому перечню занятий. Тем не менее такое расширенное «полуопределение» дает представление о примерных границах образовательного туризма. Более точное определение образовательного туризма затруднено вследствие, в частности, активно протекающего процесса гибридизации — объединения классического образовательного туризма с досуговыми (развлекательными) формами туристской деятельности и деловыми поездками.
Туризм — образованию
В специальной литературе особое внимание уделяется значению и месту образовательного туризма в современной системе непрерывного образования человека. В отдельных статьях и диссертациях он рассматривается в контексте поиска новых технологий, методик, инновационных форм обучения, обеспечивающих демократизм, социальную открытость, целостность, непрерывность, гибкость и вариативность, а также завершенность образования (см., например: Пономарева, 2015). Подчеркивается, что образовательный туризм как междисциплинарный феномен обладает существенным педагогическим потенциалом и служит эффективным инструментом овладения человеком знаниями, умениями и навыками на протяжении всей его жизни. Авторы предлагают определенные формы раскрытия этого потенциала для разных возрастных и социальных групп населения, среди которых «деятельностная и сценическая формы для детей дошкольного и младшего школьного возраста, проектно-исследовательская форма для школьников, академическая мобильность для студентов, повышение квалификации для работающих специалистов, социальная реабилитация для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями» (Ковалева, 2013: 27).
Некоторые авторы более подробно раскрывают возможности использования образовательного туризма для успешного формирования компетенций, определенных образовательными стандартами подготовки специалистов по конкретным направлениям — биологии, экологии, географии, истории, лингвистики, физической культуры, туризму и др. (Погодина, 2009). Например, в высшем географическом образовании учебные практики обычно проводятся в виде образовательных туристских (экскурсионно-ознакомительных) поездок. В соответствующем Государственном образовательном стандарте они закреплены в качестве обязательной формы обучения и имеют целью овладение методами географических дисциплин.
Ниже на конкретном примере рассмотрим вклад мировой индустрии туризма (сектора развлечений) в развитие системы образования, в частности, теории и методов активного обучения. В 1948 г. компания У. Диснея ввела понятие “edutainment” (от англ. “education” — образование и “entertainment” — развлечение) — обучение посредством развлечений, с которым специалисты связывают новый этап в развитии игрового метода обучения. В настоящее время «эдьютейнмент вобрал в себя самое лучшее из таких областей знания, как: педагогика (например, педагогические принципы); психология (коммуникативные теории); информатика (современные информационные и коммуникационные технологии)» (Железнякова, Дьяконова, 2013: 68). Для этого типа обучения характерен ряд особенностей: акцент на увлечение, формирование стойкого интереса обучающегося к учебному процессу, мотивация через развлечение, игра как базисный принцип обучения.
Принцип обучения через развлечения был блестяще воплощен и развит в Диснейленде, а затем и других тематических парках мира. Универсальный как для детей, так и для взрослых, он способствует привлечению в тематические парки взрослого населения, объединению людей разных возрастов и укреплению имиджа тематических парков как центров семейного отдыха. Так, в парках Sea World («Мир моря»; США) образовательный контент присутствует во всех развлекательных программах: во время шоу морских животных посетители могут ознакомиться с ценными научными данными о поведении дельфинов, касаток, тюленей, полученными в процессе их дрессировки. На курорте Сирахама (Япония) находится один из самых необычных тематических парков «Парк электричества» (Electric Power Park) с аттракционами и познавательными программами на тему электричества, в которых рассказывается, как зажигаются огни в городах, работают электростанции и рождаются молнии. Благодаря развлечениям сам процесс приобретения знаний эмоционально окрашивается и способен доставить удовольствие, а, следовательно, увлечь человека. Поэтому эдьютейнмент нередко противопоставляется традиционной образовательной парадигме, основанной на «фундаментальности», «приверженности к классике» и «установке на консерватизм» (Столяренко, 2010: 147; Железнякова, Дьяконова, 2013: 68).
С развитием тематических парков экскурсии по ним постепенно сменялись организацией полноценного учебного процесса в новом формате, открытием разнообразных программ обучения, созданием специализированных школ, выпуском учебных книг и т. п. Так, в структуру корпорации У. Диснея входит образовательное учреждение «Дисней-университет». Спектр образовательных программ, предлагаемых тематическими парками, чрезвычайно широк — от курсов по фигурной стрижке кустов до цикла семинаров по теории и практике менеджмента. Они рассчитаны на людей разного возраста и разного интереса. В Диснейленде, например, существуют программы обучения для детей младшего возраста (Youth Program), старшего возраста и взрослых (Adult Learning Adventures Program), организуются специализированные трехдневные семинары по теории и практике шоу-бизнеса и др. Евродиснейленд предлагает иностранным школьникам и студентам 3–4-дневные образовательные туры с семинарскими занятиями и практикумом, в ходе которых учащиеся узнают, как знания в области математики, химии, физики, биологии, которые они получают в классных аудиториях, применяются в парковом деле. Занятия ведут работники парка (Science at Disneyland … : Электронный ресурс). В праздничной атмосфере, путем погружения в захватывающий мир аттракционов и на примере лучшей парковой практики учащиеся легче и эффективнее усваивают учебный материал. Такое «креативное образование способствует активному вовлечению учащихся в образовательный процесс, формированию и развитию творческой личности» (Дьяконова, 2012: 183).
Таким образом, тематические парки вносят особый вклад в развитие эдьютейнмента, представляющего собой «особый тип обучения, который основывается на развлечении и формировании первичного интереса к предмету с получением удовольствия от процесса обучения и стойким интересом к процессу обучения» (Железнякова, Дьяконова, 2013: 69).
Образование — туризму
Не только туризм воздействует на образование, но прослеживается и обратно направленный процесс, когда в сфере образования задаются импульсы развитию туризма. Это влияние проявляется, с одной стороны, в том, что стремление человека повысить образовательный уровень и, как следствие, качество жизни, порождает спрос на новые турпродукты с образовательным содержанием — образовательные туры и одновременно их предложение, а с другой стороны, — в использовании педагогических технологий в продвижении туристских продуктов. В данном контексте представляет интерес опыт Вентспилса — популярной туристской дестинации Латвии. Его эффективная маркетинговая кампания в сфере туризма была отмечена рядом престижных международных наград (Награды за … : Электронный ресурс).
При формировании туристского бренда Вентспилса упор был сделан на уникальность, которая достигается, в том числе, благодаря утверждению собственного флага, языка, часового пояса и даже собственной туристской валюты (своеобразных купонов) — вентов с изображением достопримечательностей города. В оборот было выпущено 1 млн вентов (100 вентов = 1 лат = 2 долл. США). Венты являются маркетинговым инструментом для привлечения туристов в город. Владельцы вентов становятся участниками уникальной системы скидок до 100% при предъявлении их более чем в 60 наиболее посещаемых туристских объектах города (Латвийский город … , 2011: Электронный ресурс).
Венты, по аналогии с обычными деньгами, можно зарабатывать. Для этого на туристском сайте Вентспилса — «Вентспилское виртуальное посольство» (www.visitventspils.com) — предусмотрен специальный раздел (Зарабатывай венты: Электронный ресурс). Для пополнения счета требуется выполнить виртуальные задания, которые представлены в активной и интерактивной формах и отличаются большим разнообразием. Они носят творческий характер, стимулируют познавательную и мыслительную деятельность и способствуют умственному развитию человека.
Сайт знакомит с главными туристскими достопримечательностями, историей и культурой города. Причем информация преподносится не в виде сухих фактов, а пользователь сайта погружается в мир Вентспилса через эмоциональный ряд. Он путешествует по эпохам на «ленте времени», отгадывает загадки, участвует в викторинах и т. д., тем самым приобретая новые ощущения, опыт, дополнительные возможности для самореализации.
Одно из заданий называется «Мазбанитис» в честь достопримечательности города — узкоколейной железной дороги с мини-поездом. Его выполнение может принести до 250 вентов. Задание выполняется в три этапа. Сначала предлагается сложить паровозик из нарисованных деталей путем их перемещения с помощью компьютерной мыши. Затем — создать свой маршрут для Мазбанитиса по туристским объектам. Когда же участник игры доберется до пункта назначения, ему нужно сложить объект из нескольких частей. За каждый правильно сложенный объект можно получить 50 вентов. Столько же вентов можно заработать, если собрать пазл с одним из видов Вентспилса.
В основе обоих заданий, как и многих других, лежит актуальный деятельностный подход. Он проявляется в разных формах: зарабатывании вентов, сборке паровоза или прокладке собственного экскурсионного маршрута. Участник игры активно занимается исследовательской деятельностью, в основном виртуальным обследованием туристских объектов Вентспилса. В процессе деятельности он решает разные задачи, открывает и познает окружающий мир, овладевает способами взаимодействия с ним, в конечном счете, развивается как личность. Благодаря деятельностному подходу информация, обычно черпаемая из путеводителя, становится близкой и понятной, надолго запоминающейся. В ходе содержательной значимой деятельности человек создает самого себя, в данном случае как посетителя.
При всем разнообразии заданий на сайте все они выполнены в развивающей (игровой) форме. Например, задание «Распланируй день»: пользователю сайта предлагается создать туристский маршрут по Вентспилсу и получить до 150 вентов. При этом можно прибегнуть к подсказкам или разрабатывать его полностью самостоятельно. Подсказки тематически сгруппированы в шесть блоков в зависимости от предпочтений потенциальных посетителей и туристского потенциала территории: «Активный отдых», «На природе», «Семьям с детьми», «Культура», «Школьникам», «<Маршруты>, созданные пользователями». Выбранные для осмотра объекты привязываются к карте города. Составленный таким образом маршрут можно распечатать и получить персональную туристскую карту в поездку. Протяженность маршрута указывается в километрах. Это задание, как и все остальные, разработано исходя из принципа персонификации, в частности дифференцированного обучения и просвещения, т. е. адресного подхода, ориентированного на конкретного потребителя и его запросы.
Все содержимое сайта, которое посетитель может прочесть, просмотреть или прослушать, разрабатывалось на основе принципа креативности. Настройка на «творческую частоту» выделяет сайт Вентспилса среди других туристских сайтов и повышает имидж города. Творческая идея, положенная в его основу, имеет особое значение в продвижении туристской дестинации, обеспечении ее конкурентоспособности.
В общей сложности на сайте Вентспилса представлено 14 способов-заданий, чтобы заработать венты. В другом разделе сайта предлагаются варианты, как потратить венты. В нем рассказывается о том, чем заняться в городе, и представлены все объекты, участвующие в акции вентов. По каждому объекту дана исчерпывающая информация, начиная с адреса и координат GPS, размера скидки при предъявлении вентов, описания объекта и проводимых анимационных мероприятий в нем до графика работы и цен.
Таким образом, синергия образования и туризма, в конечном счете, позволяет лучше удовлетворять потребности различных возрастных и социальных групп населения в системе непрерывного образования, эффективнее раскрывать познавательные силы и творческий потенциал людей, воспитывать человека развивающегося.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Дьяконова, О. О. (2012) Понятие «эдьютейнмент» в зарубежной и отечественной педагогике // Сибирский педагогический журнал. № 6 С. 182–185.
Ердавлетов, С. Р. (2010) История туризма: развитие и научное изучение. Алматы : Қазақ университетi. 302 с.
Железнякова, О. М., Дьяконова, О. О. (2013) Сущность и содержание понятия «эдьютейнмент» в отечественной и зарубежной педагогической науке // Alma Mater (Вестник высшей школы). Вып. 2. С. 67–70.
Зарабатывай венты [Электронный ресурс] // Ventspils virtuālā vēstniecība. URL:
http://visitventspils.com/ru/zarabatyvai-venty/ [архивировано в
WebCite] (дата обращения: 16.01.2016).
Ковалева, А. Н. (2013) Педагогический потенциал образовательного туризма в системе непрерывного образования человека : автореф. дис. … канд. пед. наук. Великий Новгород. 29 с.
Латвийский город выпустил в обращение собственную валюту (2011) [Электронный ресурс] // РИА Новости. 12 октября. URL:
http://ria.ru/tourism/20111012/456922392.html [архивировано в
WebCite] (дата обращения: 16.01.2016).
Международные рекомендации по статистике туризма, 2008 год. (2010) Мадрид ; Нью-Йорк : Организация Объединенных Наций. 167 с.
Награды за кампанию вентов [Электронный ресурс] // Ventspils.lv. URL:
http://ventspils.lv/rus/nagradi_goroda_ventspils/nagradi_za_kampaniu_ventov/ [архивировано в
WebCite] (дата обращения: 16.01.2016).
Погодина, В. Л. (2009) Образовательный туризм и его роль в формировании профессиональной компетентности учителей географии : автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб. 44 с.
Пономарева, Т. В. (2015) Образовательный туризм как инновационный метод образовательного процесса // Молодой ученый. № 12. С. 792–795.
Соколова, М. В. (2002) История туризма. М. : Мастерство. 352 с.
Столяренко, Л. Д. (2010) Основы психологии. М. : Проспект. 464 с.
Туристское образование: основные тенденции и перспективы (2004) / под ред. А. А. Федулина. М. : Логос. 288 с.
Школьные экскурсии, их значение и организация (1910) : сб. ст. под ред. Б. Е. Райкова : Прил.: Отчет С.-Петербургского восьмиклассного коммерч. училища в Лесном за 1907–1908 и 1908–1909 учеб. годы / авт.: Г. Н. Боч, А. Н. Бойко, Н. Н. Беклемишев [и др.] ; под ред. Г. Н. Боча. СПб. : Тип. Б. М. Вольфа. VI, 333, 262 с.
Энциклопедия туриста (1993) / редкол.: Е. И. Тамм (гл. ред.), А. Х. Абуков, Ю. Н. Александров и др. М. : Большая российская энциклопедия. 607 с.
Science at Disneyland® Paris [Электронный ресурс] // Study Experiences. URL:
http://studyexperiences.co.uk/details.asp?mt=L&tc=SB1GCS02 [архивировано в
WebCite] (дата обращения: 16.01.2016).
REFERENCES
Diakonova, O. O. (2012) Poniatie «ed'iuteinment» v zarubezhnoi i otechestvennoi pedagogike [The concept of edutainment in foreign and Russian pedagogy]. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal, no. 6, pp. 182–185. (In Russ.).
Erdavletov, S. R. (2010) Istoriia turizma: razvitie i nauchnoe izuchenie [The history of tourism: Development and Scientific Study]. Almaty, Kazak universiteti Publ. 302 p. (In Russ.).
Zhelezniakova, O. M. and Diakonova, O. O. (2013) Sushchnost' i soderzhanie poniatiia «ed'iuteinment» v otechestvennoi i zarubezhnoi pedagogicheskoi nauke [The essence and content of the concept of edutainment in Russian and foreign pedagogy]. Alma Mater (Vestnik vysshei shkoly), issue 2, pp. 67–70. (In Russ.).
Zarabatyvai venty [Earn vents]. Ventspils virtuālā vēstniecība. [online] Available at:
http://visitventspils.com/ru/zarabatyvai-venty/ [archived in
WebCite] (accessed 16.01.2016). (In Russ.).
Kovaleva, A. N. (2013) Pedagogicheskii potentsial obrazovatel'nogo turizma v sisteme nepreryvnogo obrazovaniia cheloveka [Pedagogical potential of educational tourism in the system of lifelong education of man] : Abstract of the diss. … Candidate of Pedagogy. Veliky Novgorod. 29 p. (In Russ.).
Latviiskii gorod vypustil v obrashchenie sobstvennuiu valiutu [Latvian town has put its own currency into circulation]. (2011) RIA Novosti, October 12. [online] Available at:
http://ria.ru/tourism/20111012/456922392.html [archived in
WebCite] (accessed 16.01.2016). (In Russ.).
Mezhdunarodnye rekomendatsii po statistike turizma, 2008 god [International recommendations for tourism statistics, 2008]. (2010) Madrid ; New York, United Nations. 167 p. (In Russ.).
Nagrady za kampaniiu ventov [Awards for the campaign of vents]. Ventspils.lv. [online] Available at:
http://ventspils.lv/rus/nagradi_goroda_ventspils/nagradi_za_kampaniu_ventov/ [archived in
WebCite] (accessed 16.01.2016). (In Russ.).
Pogodina, V. L. (2009) Obrazovatel'nyi turizm i ego rol' v formirovanii professional'noi kompetentnosti uchitelei geografii [Educational tourism and its role in the development of professional competence of geography teachers] : Abstract of the diss. … Doctor of Pedagogy. St. Petersburg. 44 p. (In Russ.).
Ponomareva, T. V. (2015) Obrazovatel'nyi turizm kak innovatsionnyi metod obrazovatel'nogo protsessa [Educational tourism as an innovative method of educational process]. Molodoi uchenyi, no. 12, pp. 792–795. (In Russ.).
Sokolova, M. V. (2002) Istoriia turizma [The history of tourism]. Moscow, Masterstvo Publ. 352 p. (In Russ.).
Stoliarenko, L. D. (2010) Osnovy psikhologii [Foundations of psychology]. Moscow, Prospekt Publ. 464 p. (In Russ.).
Turistskoe obrazovanie: osnovnye tendentsii i perspektivy [Tourist education: Main trends and prospects] (2004) / ed. by A. A. Fedulin. Moscow, Logos Publ. 288 p. (In Russ.).
Shkol'nye ekskursii, ikh znachenie i organizatsiia [School excursions, their significance and organization] (1910) : collection of articles ed. by B. E. Raikov : Supplement: Otchet S.-Peterburgskogo vos'miklassnogo kommercheskogo uchilishcha v Lesnom za 1907–1908 i 1908–1909 ucheb. gody [Report of the St. Petersburg eighth grade commercial training school in Lesnoe for the academic years 1907–1908 and 1908–1909] / G. N. Boch, A. N. Boiko, N. N. Beklemishev [et al] ; ed. by G. N. Boch. St. Petersburg, Tipografiia B. M. Vol'fa [B. M. Wolf’s Printing House]. VI, 333, 262 p. (In Russ.).
Entsiklopediia turista [Tourist’s encyclopedia] (1993) / editorial board: E. I Tamm (editor-in-chief), A. Kh. Abukov, Yu. N. Aleksandrov et al. Moscow, Bol'shaia rossiiskaia entsiklopediia Publ. 607 p. (In Russ.).
Science at Disneyland® Paris. Study Experiences [online] Available at:
http://studyexperiences.co.uk/details.asp?mt=L&tc=SB1GCS02 [archived in
WebCite] (accessed 16.01.2016).
Александрова Анна Юрьевна — доктор географических наук, кандидат экономических наук, профессор, профессор кафедры рекреационной географии и туризма Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области туризма. Адрес: 119991, Россия, г. Москва, ГСП-1, Ленинские горы, МГУ, д. 1, Главное здание, географический факультет. Тел.: +7 (495) 939-15-55.
Aleksandrova Anna Yurevna, Doctor of Geography, Candidate of Economics, Professor, Department of Recreational Geography and Tourism, Lomonosov Moscow State University, laureate of the Russian Federation Government Prize in the Field of Tourism. Postal address: Faculty of Geography, Main Building, 1, Moscow State University, Lenin Hills, GSP-1, 119991 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (495) 939-15-55.
E-mail:
analexan@mail.ru
Библиограф. описание: Александрова А. Ю. Образование и туризм: аспекты взаимодействия [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2016. № 1 (январь — февраль). URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2016/1/Aleksandrova_Education-Tourism/ [архивировано в
WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).
Дата поступления: 16.01.2016.
|
|
Вышел в свет
№4 журнала за 2021 г.
|
|
|