Алексеев С. В., Гневашева В. А., Луков С. В., Плотникова О. А. Исследование уровня исторической осведомленности студенческой молодежи г. Москвы: общая информация
УДК 93 ; 316
Alekseev S. V., Gnevasheva V. A., Lukov S. V., Plotnikova O. A. Research on the Level of Historical Actual Knowledge among Moscow Students: General Information
Аннотация ♦ Информационный материал, посвященный исследованию уровня исторической осведомленности студенческой молодежи Москвы.
Ключевые слова: социология молодежи, историческое образование, исторические знания, историческая мифология, фальсификации истории, современная российская молодежь.
Abstract ♦ This is an information item that covers the research of the level of historical actual knowledge in students of Moscow.
Keywords: sociology of youth, historical education, historical knowledge, historical mythology, falsification of history, contemporary Russian youth.
В октябре 2014 — феврале 2015 г. коллективом исполнителей научно-исследовательского проекта «Влияние исторических фальсификаций и мифов на сознание и социальное поведение современной российской молодежи» проведено эмпирическое исследование уровня исторической осведомленности студентов г. Москвы и осуществлена обработка его результатов. При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 № 11-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ. Проект реализуется АНО ВПО «Московский гуманитарный университет».
В рабочий коллектив проекта входят: д.и.н., проф. С. В. Алексеев; д.и.н., проф. Б. А. Ручкин; д.э.н. В. А. Гневашева; д.и.н. О. А. Плотникова; к.с.н. С. В. Луков, — специалисты кафедры истории Московского гуманитарного университета, Центра социологии молодежи и Центра исторических исследований Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ. Основу эмпирического исследования составил анкетный опрос, проведенный в нескольких московских вузах. Анкета и методика исследования разработаны В. А. Гневашевой при участии С. В. Алексеева и О. А. Плотниковой. Рабочую группу по проведению опроса и первичной обработке его результатов составили В. А. Гневашева и С. В. Луков. Тематический анализ результатов анкетирования проводят С. В. Алексеев, В. А. Гневашева, О. А. Плотникова.
Всего опрошено 2051 студент 8 высших учебных заведений. В анкетировании приняли участие учащиеся Московского гуманитарного университета, Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, Национального института бизнеса, Финансового университета при Правительстве РФ, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Военного университета Министерства обороны РФ, Государственного университета управления.
Анкета респондента состояла из 60 вопросов, являющихся преимущественно закрытыми и полузакрытыми с вариантов выбора «другое» и возможностью обоснования своего ответа. В комплексной анкете респондента первая часть, состоящая из 17 вопросов, представлена скрининговыми вопросами, где от респондента требуется указание своей возрастной, гендерной, социальной, материальной принадлежности, а также выясняется характер и уровень причастности респондента к вопросам изучения и владения историей.
1. Ваш пол?
1 — мужской
2 — женский
2. Ваш возраст?
1 — 17–19 лет
2 — 20–22 года
3 — 23–25 лет
4 — свыше 25 лет
3. Где Вы изучали историю до поступления в вуз?
1 — в школе, колледже и т. д. — в рамках обычной школьной программы
2 — на специальных курсах и в других формах дополнительного образования — по углубленным программам изучения истории
4. Было ли Вам интересно изучать отечественную историю в школе?
1 — да, это был один из моих любимых предметов
2 — история не входила в число моих любимых предметов, но и нелюбимых тоже
3 — история запомнилась как один из самых неинтересных и ненужных мне предметов
4 — другое (напишите) ____________________________________________
5. Согласны ли Вы с тем, что от того, как преподается история в школе и вузе, зависит отношение молодежи к своей стране?
1 — да
2 — скорее да, чем нет
3 — трудно сказать
4 — скорее нет, чем да
5 — нет
6. По Вашей оценке Ваше материальное положение...
1 — очень хорошее
2 — хорошее
3 — терпимое
4 — плохое
5 — очень плохое
6 — затрудняюсь ответить
7. Приходится ли Вам совмещать учебу с работой?
1 — да, постоянно
2 — иногда
3 — нет
8. Интересно ли Вам учиться в вузе?
1 — да
2 — скорее да, чем нет
3 — скорее нет, чем да
4 — нет
5 — затрудняюсь ответить
9. Является ли сегодня высшее образование гарантией жизненного успеха?
1 — да
2 — нет
3 — затрудняюсь ответить
10. Являетесь ли Вы членом каких-либо политических партий, общественных организаций, участником общественно-политических движений?
1 — да
2 — нет
11. Гордитесь ли Вы своей страной?
1— да
2 — нет
3 — затрудняюсь ответить
12. Ощущаете ли Вы свою принадлежность к какой-либо национальности со своим языком, обычаями и традициями?
1 — да, чувствую принадлежность к определенной национальности
2 — чувствую свою принадлежность сразу к нескольким национальностям
3 — нет, не чувствую своей принадлежности ни к какой определенной национальности
13. Что для Вас означает «хорошо жить»? (выберете до пяти наиболее значимых ответов)
1 — быть материально обеспеченным
2 — иметь хорошую работу
3 — иметь хорошую семью
4 — иметь власть, занимать высокое положение в обществе
5 — любить и быть любимым
6 — быть здоровым
7 — иметь хорошее образование
8 — быть независимым, свободным
9 — заботиться сначала о других, а потом о себе
10 — чувствовать себя защищенным, в безопасности
14. Считаете ли Вы себя патриотом?
1 — да
2 — скорее да, чем нет
3 — скорее нет, чем да
4 — нет
5 — затрудняюсь ответить
15. Вы смотрите в будущее...
1 — с надеждой и оптимизмом
2 — спокойно, без особых надежд и иллюзий
3 — с тревогой и неуверенностью
4 — со страхом и отчаянием
16. Считаете ли Вы, что знаете историю России?
1 — да, считаю
2 — знаю пока недостаточно, но изучаю ее
3 — нет, я не могу так сказать
4 — история меня не интересует
17. Откуда Вы в первую очередь черпаете знания об историческом прошлом? (можно выбрать до четырех ответов)
1 — из учебников
2 — из научных трудов
3 — из популярной литературы
4 — из художественной литературы
5 — из кинофильмов, телесериалов
6 — из компьютерных игр
7 — из личного общения со знающими или интересующимися историей людьми
8 — из СМИ
9 — из Интернета
10 — из участия в работе общественных организаций (поисковые отряды, клуб юных историков и т. п.)
11 — другое (что, напишите) ______________________________________
Затем респонденту предлагается ответить на вопросы, связанные с историей России. Первая группа вопросов (18–29) призвана выявить общий уровень исторической осведомленности на закрытых вопросах с прозрачными для респондента формулировками. Вопросы 30–33 выявляют уровень познаний в исторической хронологии. Вопросы 34–39 также выявляют общий уровень исторической информированности, однако имеют усложненные формулировки, требующие от респондента исходного знания терминологии и персоналий. Вопросы 40–52, в соответствии с общими задачами исследования, выявляют уровень влияния на респондента различных устойчивых в массовом сознании стереотипов и мифологем, связанных с отечественной историей. Вопросы 53–57 адресуются к идеологическим мифологемам и фальсификациям, присутствующим, в том числе, в научной и учебной литературе. Вопросы 58–60 выявляют уровень познаний респондентов о новейшей истории России.
18. Как называется теория, согласно которой государственность на Русь была принесена варягами?
1 — славянофильской
2 — норманнской
3 — западнической
4 — антинорманнской
5 — затрудняюсь ответить
19. Назовите порядок назначения должностных лиц по знатности рода, появившийся на Руси в XV в.
1 — местничество
2 — пожилое
3 — кормление
4 — уложение о службе
5 — затрудняюсь ответить
20. В Московском государстве XV века шли процессы...
1 — централизации
2 — децентрализации
3 — федерализации
4 — деструкции
5 — затрудняюсь ответить
21. Как называлась первая русская печатная книга?
1 — Букварь
2 — Азбука
3 — Апостол
4 — Часослов
5 — затрудняюсь ответить
22. Кто из нижеперечисленных русских полководцев и флотоводцев прославился в войнах XVIII в.?
1 — А. В. Суворов
2 — М. И. Кутузов
3 — П. И. Багратион
4 — Ф. Ф. Ушаков
5 — П. С. Нахимов
6 — затрудняюсь ответить
23. Как назывался кружок приближённых к Александру I друзей его юности?
1 — Избранной радой
2 — Государственным советом
3 — Ближней думой
4 — Негласным комитетом
5 — затрудняюсь ответить
24. Какое сражение современники назвали Битвой народов?
1 — при Бородине
2 — под Лейпцигом
3 — под Парижем
4 — при Ватерлоо
5 — затрудняюсь ответить
25. Полное собрание законов Российской Империи было подготовлено комиссией во главе с
1 — А. Аракчеевым
2 — А. Бенкендорфом
3 — М. Сперанским
4 — Е. Канкриным
5 — затрудняюсь ответить
26. Назовите страны, являвшиеся основными союзниками России перед Первой мировой войной.
1 — Австро-Венгрия и Италия
2 — Германия и Болгария
3 — Великобритания и Франция
4 — Испания и Османская империя
5 — затрудняюсь ответить
27. Какое название получило наступление русских войск в 1916 г. на Юго-Западном фронте?
1 — Корниловский прорыв
2 — Калединский прорыв
3 — Деникинский прорыв
4 — Брусиловский прорыв
5 — затрудняюсь ответить
28. С чьим именем была связана попытка установления в России военной диктатуры в июле 1917 г.?
1 — А. И. Деникина
2 — А. М. Каледина
3 — П. Н. Краснова
4 — Л. Г. Корнилова
5 — затрудняюсь ответить
29. Как назывался план Гитлера молниеносной войны против СССР?
1 — Тайфун
2 — Барбаросса
3 — Ост
4 — Цитадель
5 — затрудняюсь ответить
30. В каком году, согласно летописи, произошло объединение двух центров Древней Руси?
1 — 860 г.
2 — 862 г.
3 — 882 г.
4 — 911 г.
5 — затрудняюсь ответить
31. Когда Россия перешла на летоисчисление от Рождества Христова
1 — 1 января 1698 г.
2 — 1 января 1700 г.
3 — 1 сентября 1700 г.
4 — 1 сентября 1703 г.
5 — затрудняюсь ответить
32. Когда была принята первая Советская Конституция?
1 — ноябрь 1917 г.
2 — март 1918 г.
3 — июль 1918 г.
4 — январь 1919 г.
5 — затрудняюсь ответить
33. В каком году началась Вторая мировая война?
1 — 1939
2 — 1941
3 — 1936
4 — 1914
5 — 1917
6 — 1931
7 — 1937
8 — 1921
9 — затрудняюсь ответить
34. Какое из перечисленных сочинений принадлежит митрополиту Илариону?
1 — Слово о полку Игореве
2 — Слово о законе и благодати
3 — Слово о погибели Русской земли
4 — не знаю, кто имеется в виду
5 — затрудняюсь ответить
35. Назовите наиболее известного иконописца новгородской школы второй половины XIV в.
1 — Прохор Городецкий
2 — Феофан Грек
3 — Андрей Рублёв
4 — не знаю, что имеется в виду
5 — затрудняюсь ответить
36. Как называлась часть территории России, не вошедшая в опричнину?
1 — уделом
2 — земщиной
3 — испольщиной
4 — не знаю, что имеется в виду
5 — затрудняюсь ответить
37. Кто был избран царем после свержения Лжедмитрия I?
1 — М. Скопин-Шуйский
2 — В. Шуйский
3 — королевич Владислав
4 — не знаю, что имеется в виду
5 — затрудняюсь ответить
38. Кто был основным противником реформы патриарха Никона?
1 — Е. Славинецкий
2 — А. Сатановский
3 — Аввакум
4 — не знаю, что имеется в виду
5 — затрудняюсь ответить
39. По итогам Северной войны был заключен
1 — Столбовский мир
2 — Ништадтский мир
3 — Поляновский вечный мир
4 — не знаю, что имеется в виду
5 — затрудняюсь ответить
40. Какое древнейшее известное государство на территории России?
1 — Урарту
2 — Боспорское царство
3 — Хазарский каганат
4 — Киевская Русь
5 — Московская Русь
6 — затрудняюсь ответить
41. В правление Владимира I и Ярослава Мудрого школы создавались при...
1 — погостах
2 — княжеских дворах
3 — церквах
4 — монашеских скитах
5 — затрудняюсь ответить
42. С кем сражались русские в Ледовом побоище?
1 — с татаро-монголами
2 — с немецкими рыцарями
3 — с шведскими рыцарями
4 — с поляками
5 — затрудняюсь ответить
43. С кем сражались русские в Куликовской битве?
1 — между собой
2 — с ордынцами, татаро-монголами
3 — с западноевропейскими рыцарями
4 — с литовцами
5 — затрудняюсь ответить
44. Инициатор воссоединения Украины с Россией в середине XVII в.:
1 — Русская Церковь
2 — русский царь Алексей Михайлович
3 — украинский гетман Богдан Хмельницкий
4 — затрудняюсь ответить
45. Кто из нижеперечисленных российских монархов XVIII в. были иностранцами по происхождению?
1 — Петр I
2 — Екатерина I
3 — Анна Иоанновна
4 — Анна Леопольдовна
5 — Екатерина II
6 — затрудняюсь ответить
46. При ком из нижеперечисленных императоров была уступлена США Аляска?
1 — Екатерина II
2 — Петр I
3 — Александр II
4 — Николай II
5 — затрудняюсь ответить
47. Державы-победительницы в Первой мировой войне (выберите из списка):
1 — Россия
2 — Великобритания
3 — Германия
4 — Франция
5 — США
6 — Турция
7 — затрудняюсь ответить
48. Кто был Верховным главнокомандующим Красной Армии во время Великой Отечественной войны?
1 — Г. К. Жуков
2 — В. И. Ленин
3 — И. В. Сталин
4 — М. И. Кутузов
5 — затрудняюсь ответить
49. Кто из названных исторических лиц представлял союзников СССР во Второй мировой войне?
1 — Рузвельт
2 — Эйзенхауэр
3 — Гитлер
4 — Монтгомери
5 — Маннергейм
6 — затрудняюсь ответить
50. Кто командовал парадом Победы в Великой Отечественной войне на Красной площади?
1 — И. В. Сталин
2 — Г. К. Жуков
3 — Р. Я. Малиновский
4 — К. К. Рокоссовский
5 — затрудняюсь ответить
51. В период правления Н. С. Хрущёва основной сельскохозяйственной культурой считалась...
1 — озимая пшеница
2 — рожь
3 — гречиха
4 — кукуруза
5 — затрудняюсь ответить
52. Какие из перечисленных открытий, изобретений, достижений принадлежат России и СССР?
1 — паровоз
2 — радио
3 — самолет
4 — первый полет человека в Космос
5 — первая высадка на Луне
6 — периодическая таблица химических элементов
7 — затрудняюсь ответить
53. В результате чего возникло государство у восточных славян?
1 — государство создал скандинавский конунг Рюрик
2 — государство создал славянский князь Рюрик
3 — государство возникло под влиянием развитых соседей — Византии, Хазарии
4 — государство возникло в результате развития славянского общества, под влиянием различных факторов
5 — затрудняюсь ответить
54. Русь приняла христианство из:
1 — Византии
2 — Болгарии
3 — Ирландии
4 — Рима
5 — затрудняюсь ответить
55. Какие города являлись столичными на Руси с IX по XIII вв.?
1 — только Киев
2 — Киев, затем Владимир
3 — Киев и Новгород
4 — Киев, Новгород, затем и центры других многочисленных княжеств
5 — затрудняюсь ответить
56. СССР создавался как
1 — конфедерация
2 — унитарное государство
3 — союз суверенных республик
4 — содружество автономий
5 — затрудняюсь ответить
57. Скажите, кто на Ваш взгляд, развязал Вторую мировую войну?
1 — Советский Союз
2 — Великобритания
3 — Германия
4 — США
5 — Япония
6 — Франция
7 — затрудняюсь ответить
58. Политика перестройки проводилась под руководством
1 — Ю. В. Андропова
2 — К. У. Черненко
3 — М. С. Горбачёва
4 — Б. Н. Ельцина
5 — затрудняюсь ответить
59. Кто занял пост и.о. президента РФ после досрочной отставки Б. Н. Ельцина?
1 — В. С. Черномырдин
2 — М. М. Касьянов
3 — В. В. Путин
4 — Д. А. Медведев
5 — затрудняюсь ответить
60. Когда был утвержден триколор Российского государственного флага?
1 — 19 августа 1991 г.
2 — 31 декабря 2000 г.
3 — 11 декабря 1993 г.
4 — 18 января 1990 г.
5 — затрудняюсь ответить
В настоящее время опрос полностью завершен, идет обработка его результатов. При подготовке итогового аналитического материала будут учтены также собранные в процессе эмпирического исследования дополнительные материалы: обзоры интернет-активности молодежи на историческую тематику, отечественные и зарубежные публикации по тем же и смежным темам. Собранные материалы эмпирического исследования позволяют представить сводную и объективную картину исторической осведомленности молодежи.
Алексеев Сергей Викторович — доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Московского гуманитарного университета, председатель правления Историко-просветительского общества «Радетель». Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 3. Тел.: +7 (499) 374-55-81.
Alekseev Sergey Viktorovich, Doctor of History, Professor, Head; Department of History, Moscow University for the Humanities, Chairman of the Board, «Radetel’» Historical and Educational Society. Postal address: Bldg. 3, 5 Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-55-81.
Гневашева Вера Анатольевна — доктор экономических наук, директор Центра социологии молодежи Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 6. Тел.: +7 (499) 374-58-07.
Gnevasheva Vera Anatolyevna, Doctor of Economics, Director, Center for Sociology of Youth, Institute of Fundamental and Applied Studies, Moscow University for the Humanities. Postal address: Bldg. 6, 5 Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-58-07.
Луков Сергей Валерьевич — кандидат социологических наук, заместитель директора Центра социологии молодежи Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 6. Тел.: +7 (495) 374-75-95.
Lukov Sergey Valerievich, Candidate of Sociology, Deputy Director, Center for Sociology of Youth, Institute of Fundamental and Applied Studies, Moscow University for the Humanities. Postal address: Bldg. 6, 5 Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (495) 374-75-95.
Плотникова Ольга Анатольевна — доктор исторических наук, доцент, заместитель председателя Историко-просветительского общества «Радетель». Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 3. Тел.: +7 (499) 374-55-81.
Plotnikova Olga Anatolievna, Doctor of History, Associated Professor, Vice-Chair, «Radetel’» Historical and Educational Society. Postal address: Bldg. 3, 5 Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-55-81.
Библиограф. описание: Алексеев С. В., Гневашева В. А., Луков С. В., Плотникова О. А. Исследование уровня исторической осведомленности студенческой молодежи г. Москвы: общая информация [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2015. № 2 (март — апрель). С. 77–96. URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2015/2/Alekseev_et-al_Historical-Actual-Knowledge-Students/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).