The article was written within the framework of the project "Thesaurus Analysis in the Humanities" (supported by the Russian Foundation for the Humanities, grant No. 12-33-01055).
УДК 009
Bichenko S. G., Lukov M. V., Retunskikh A. D. The Main Works of Vladimir A. Lukov on the Thesaurus Approach
Аннотация ♦ В статье содержится обзор работ по тезаурусному походу, принадлежащих перу Владимира Андреевича Лукова (1948–2014), показывается его вклад в развитие теории тезауруса как основы субъектной культурологии.
Ключевые слова: культурология, тезаурусный подход, Луков Владимир Андреевич.
Abstract ♦ The article contains a synopsis of works by Vladimir Andreevich Lukov (1948–2014) on the thesaurus approach. The authors describe his contribution to the development of the theory of the thesaurus as a basis of subjective culturology.
Keywords: culturology, cultural studies, thesaurus approach, Lukov Vladimir Andreevich.
Выдающийся российский филолог и культуролог Владимир Андреевич Луков (1948–2014) выдвинул идеи, позже приобретшие форму теории тезаурусов и методологии тезаурусного подхода, в своем докладе на Международной конференции по преподаванию русского языка за рубежом, которая прошла венгерском городе Тата в июле 1989 г. (Луков Вал. А., Луков Вл. А., 2008: 9). В 1990 и 1992 г. появились две статьи, написанные Вл. А. Луковым совместно с его братом социологом Вал. А. Луковым; в статьях излагалась концепция учебного курса «Мировая культура», которая в основе своего построения имела идеи тезаурусного подхода, тогда еще называемого авторами «тезаурологическим» (Луков Вал. А., Луков Вл. А., 1990; 1992a).
Первой основательной разработкой этого подхода стала концепция тезауруса, которая с самого начала имела практическое назначение, а именно она выступила в роли обоснования задуманного Вал. А. и Вл. А. Луковыми масштабного социокультурного проекта «Всемирная Детская Энциклопедия», который взялось реализовывать государственное издательство «Педагогика-Пресс» (проект не был осуществлен, поскольку в период галопирующей инфляции начала 1990-х годов не удалось привлечь на его реализацию необходимых финансовых средств). Энциклопедия должна была получить название «Глобус». Авторы следующим образом характеризуют замысел проекта: «Этот проект был задуман как своего рода мост между культурами в период, когда в мировой политике произошли огромные сдвиги, был с обеих сторон поднят «железный занавес» и межкультурная коммуникация набирала силу. То, что проект был адресован детской аудитории (не только детям как читателям, поскольку планировалось сразу работать над многими версиями энциклопедии — компьютерной, теле-, радио-, киноверсиями и т. п.), предполагало создание особой ситуации коммуникации, которую необходимо было осмыслить теоретически именно как стержневую, обеспечивающую, с одной стороны, оригинальность проекта и его отличие от имевшихся к тому времени “Детских энциклопедий”, а с другой — его соответствие интересам и жизненному опыту ребенка» (Луков Вал. А., Луков Вл. А., 2008: 3–4).
В связи с данным проектом появилась публикация его концепции, которая включала ряд разделов, в том числе, характеризовавших, во-первых, «Глобус» как социокультурный проект через представление его философии (памятник эпохи, детство как ценность, высшее детское образование), структуры (тезаурологический подход, тематизмы «Глобуса» по томам, построение тома), методики (адаптация, принцип «пирамиды», разнообразие носителей информации); во-вторых, «Глобус» как общественное движение, представленное как совокупность идей (планетарное мышление, гармония в семье, просветительство), форм (международное сотрудничество, детские объединения, культурно-просветительские центры), стиля (культ знаний, социальная забота, мода); в-третьих, «Глобус» как коммерческий проект: его стратегию, организацию, товарные характеристики (Луков Вал. А., Луков Вл. А., 1992b). Тезаурусный (тезаурологический) подход в концепции изложен в связи с определением структуры предполагавшегося 28-томного издания, хотя он пронизывал всю концепцию. Авторы писали в концепции: «При определении структуры “ГЛОБУСА” особое внимание обращено на то, что тезаурус (как характеристика субъекта) строится не от общего к частному, а от своего к чужому. Свое выступает заместителем общего. Реальное общее встраивается в свое, занимая в структуре место частного. Все новое для того, чтобы занять определенное место в тезаурусе, должно быть в той или иной мере освоено (буквально: сделано своим)» (там же: 6–7). Это ключевое положение тезаурусного подхода впоследствии почти без изменений появлялось в работах Вал. А. и Вл. А. Луковых, посвященных тезаурусам, в том числе в их фундаментальных монографиях (Луков Вал. А., Луков Вл. А., 2008; 2013).
Это и в самом деле ключ к тезаурусному подходу, и в работах Вл. А. Лукова по теории литературы, теории и истории культуры это показано как базовый принцип понимания рассматриваемых проблем и как средство организации текста. Фундаментальная работа Вл. А. Лукова «Предромантизм» (Луков, 2006a) в полной мере демонстрирует эвристичность тезаурусного подхода. В теоретико-методологическом введении к монографии автор обозначает свою ориентацию на историко-теоретический подход и на тезаурусный подход и тут же показывает, что при всем их различии они могут выступать вместе и обеспечивать методологическую сторону исследования на основе определенного баланса (там же: 23–26)[1]. Вл. А. Луков вводит 7-ступенчатую структуру — «пирамиду тезауруса», по аналогии с топикой З. Фрейда (там же: 18), а также «динамику», под которой он понимает «процесс передвижения информации в тезаурусе с момента ее первоначального освоения» (там же: 19). Топика и динамика выразились в структуре сбора исследуемого материала, и культурный контекст предромантизма изложен в соответствии с так понимаемой структурой. Например, европейский культурный контекст XVII–XVIII вв. дан в следующей последовательности: образ человека, «порядочный человек», бэдмен, мир вещей, цивилизационные процессы, войны и взаимодействие культур, искусство, взгляд на вселенную, апология разума. Европейская культура XVIII в. опять же представлена в динамике от образа человека до картины мира и т. п. (там же). Этот прием был изобретен Вл. А. Луковым, когда он готовил главы коллективной монографии «Очерки по истории мировой культуры» (Очерки … , 1997). Из-за технических просчетов издателей монографии его главы были приписаны другим авторам, лишь при переизданиях ошибки были исправлены. Позже та же тезаурусная конструкция культуры, поступающей в сознание человека в определенной (логической) последовательности (один человек, двое, трое, малая группа и т. д.) применен и в обобщающей книге «Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания» где тезаурусам европейской культуры нового времени посвящена глава 3 (Луков Вал. А., Луков Вл. А., 2008: 233–347).
Убедительно предстали результаты применения тезаурусного подхода в работах Вл. А. Лукова, в которых представлены персональные модели авторов художественных произведений. В этом ключе созданы книги Вл. А. Лукова об Э. Ростане, О. Уайльде, П. Мериме, Ж. Ж. Руссо (Луков, 2003; 2006c; 2012a; Луков, Соломатина, 2005; Луков Вл. А., Соломатина, Луков М. В., 2008), обобщающая работа «Теория персональных моделей в истории литературы» (Луков, 2006b) и статьи методологического характера (Луков, 2006d; 2008a), а также учебники и учебные пособия по истории литературы, в которых тезаурусное толкование персональных моделей дало замечательные результаты в плане методики преподавания (Луков, 2009a; 2014a). Следует отметить, что в учебных пособиях Вл. А. Луков нередко выделяет во введении специальный раздел, где излагает суть тезаурусного подхода. Это позволяет объяснить принцип отбора материала и его представления студенту в компактной и в то же время достаточно полной (в тезаурусном смысле) форме. Так, во введении к «Истории культуры Европы XVIII–XIX веков» он пишет, объяснив суть тезаурусного подхода: «Таким образом, следует учитывать, что культура Европы XVIII–XIX вв. нами представлена тезаурусно, сквозь призму восприятия русского человека конца ХХ в., получившего образование в определенной традиции, принадлежащего определенной научной школе, обладающего определенным складом личности… Специалист, родившийся в другой стране, получивший другое образование, имеющий другие личностные характеристики, увидел бы иные тенденции в развитии европейской культуры, ибо материал, который нужно проанализировать для решения поставленной задачи, поистине неисчерпаем и бесконечно разнообразен» (Луков, 2011b: 5). Тезаурусная конструкция, применяемая при решении задач систематизации и выбора приоритетов, обладает субъектностью, но не субъективностью представляемого знания: отбор не произволен, не является авторским капризом, он соотнесен с культурными кодами образованного россиянина, которых необходимо придерживаться и которые нужно передать новому поколению.
Существенным вкладом в разработку тезаурусного подхода стала разработка Вл. А. Луковым «парадокса Элиота» в связи с понятием взаимоотражения в художественной культуре (Луков, 2012c). Этот парадокс состоит в том, что прошлое создателем художественного произведения ощущается не только как прошедшее, но и как настоящее, а вся культура выступает как одновременно существующая. Только тезаурусная трактовка дает его объяснение и условия применения в анализе литературного (и шире — общекультурного) процесса (Луков Вал. А., Луков Вл. А., 2013: 467–470).
Продуктивны идеи Вл. А. Лукова о тезаурусных расширениях, которые он развил в книге о Шекспире, написанной совместно с Н. В. Захаровым (Захаров, Луков, 2012), и других публикациях (Луков, 2012b). Но особенно перспективной представляется его концепция тезаурусных сфер, которой посвящена одна из его последних публикаций в журнале «Знание. Понимание. Умение» (Луков, 2014b)[2]. В статьях Вал. А. Лукова и Вл. А. Лукова, опубликованных в 2013–2014 гг. в том же журнале, содержатся новые идеи относительно тезаурусов и показывается, насколько существенным для понимания Происходящего является тезаурусный подход (Луков Вал. А., Луков Вл. А., 2013b; 2014a).
Основной вклад Вл. А. Лукова в тезаурусную теорию заключается в создании фундаментальной концепции субъектной (или тезаурусной) культурологии. По этому поводу в «Тезаурусах II» указываются наиболее существенные идеи Вл. А. Лукова: «…им были развиты представления о возможностях культурологии как парадигмы гуманитарного знания, о цивилизационной культуре, взаимодействующей с народной культурой, о взаимоотражении культур на материале мировой литературы в связи с тезаурусным “парадоксом Элиота”, о концентрах литературных влияний, о концепции теоретической истории литературы и ее перспективах; о культурном каноне и тезаурусном макете, об актуальных персональных моделях в литературе, о тезаурусном поле культуры и сфер гуманитарного знания, о тезаурусном обосновании системы “предромантизм — романтизм — неоромантизм”» (Луков Вал. А., Луков Вл. А., 2013a: 10). Это подтверждается анализом многочисленных работ Владимира Андреевича Лукова.
Тезаурусный подход утверждается в современных гуманитарных науках, в междисциплинарных исследованиях, он поддержан в научном сообществе (Гуревич, 2008; Костина, 2008; Болотин, 2009; Ищенко, 2009; Иванов-Маринин, 2009; Криворученко, Яковлев, 2012; Яковлев, 2013; Ковалева, Левичева, 2014). Авторские работы Вл. А. Лукова и его редакторская работа (в частности подготовка 27 выпусков сборника «Тезаурусный анализ мировой культуры» в 2005–2013 гг.) сыграли в признании этого подхода методологически ценным средством исследования неоценимую роль.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Глубокий анализ историко-теоретического подхода Вл. А. Луков провел в книге об академике Д. С. Лихачеве (Луков, 2011a), работах о Пуришевской научной школе — или иначе: школе Пуришева-Елизаровой, Михальской, — к которой он сам считал себя принадлежавшим (Луков, 2005; 2008c; 2009b). О методологическом балансе двух названных подходов также см.: Луков, 2008b.
[2] Тема тезаурусных сфер возникла как обобщение частного случая, каковым представлена в научной школе тезаурусного анализа мировой культуры шекспиросфера (Захаров и др., 2012; Луков Вал. А., Луков Вл. А., 2014b).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Болотин, И. С. (2009) Тезаурусы как инструмент преподавателя // Высшее образование в России. № 5. С. 169–172.
Гуревич, П. С. (2008) [Рец. на кн.: Луков Вал. А., Луков Вл. А. Тезаурусы : Субъектная организация гуманитарного знания. М., 2008. 784 с.] // Эдип. № 3 (6). С. 165–166.
Захаров, Н. В., Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2012) Шекспиросфера [Электронный ресурс] // Электронное периодическое научное издание «Вестник Международной академии наук. Русская секция». № 2. C. 70–75. URL: http://www.heraldrsias.ru/online/2012/2/238/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 15.05.2014).
Иванов-Маринин, С. (2009) [Рец. на кн.:] Луков Вал. А., Луков Вл. А. Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2008. 784 с. // Социологические исследования. № 11. С. 154–155.
Ищенко, Ю. А. (2009) Размышления над книгой // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 262–268.
Костина, А. В. (2008) Тезаурусный подход как новая парадигма гуманитарного знания // Обсерватория культуры. № 5. С. 102–109.
Криворученко, В. К., Яковлев, И. Г. (2012) Теории молодежи // Управление мегаполисом. № 4. С. 161–169.
Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (1990) Концепция курса «Мировая культура». Статья первая: исходя из реальностей // Педагогическое образование. Вып. 2. М. : Прометей. С. 24–31.
Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (1992a) Концепция курса «Мировая культура» : Тезаурологический подход // Педагогическое образование. Вып. 5. М. : Прометей. С. 8–14.
Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (1992b) Всемирная Детская Энциклопедия «Глобус»: Концепция. М. : Педагогика-Пресс.
Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2008) Тезаурусы : Субъектная организация гуманитарного знания : науч. монография. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 784 с.
Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2013a) Тезаурусы II : Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира : науч. монография. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 640 с.
Луков, Вл. А. (2003) Эдмон Ростан : монография. Самара : Изд-во СГПУ. 268 с.
Луков, Вл. А. (2005) Традиции Пуришевских чтений: итоги и перспективы // «Времен связующая нить…» : Страницы истории кафедры всемирной литературы МПГУ / отв. ред. В. Н. Ганин, М. И. Никола. М. : Прометей. С. 173–181.
Луков, Вл. А. (2006a) Предромантизм. М. : Наука. 683 с.
Луков, Вл. А. (2006b) Теория персональных моделей в истории литературы : науч. монография. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 103 с.
Луков, Вл. А. (2006c) Мериме : Исследование персональной модели литературного творчества : науч. монография. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 110 с.
Луков, Вл. А. (2006d) Проблема исследования персональных моделей в истории литературы: методологические подходы // Тезаурусный анализ мировой культуры : сб. науч. трудов. Вып. 6 / под общ. ред. Вл. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 58–90.
Луков, Вл. А. (2008b) Методологический баланс: на пути к синтезу историко-теоретического и тезаурусного подходов [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 9 — Комплексные исследования: тезаурусный анализ мировой культуры. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/9/Lukov_Balance/ [архивировано в Archive.Today] (дата обращения: 15.05.2014).
Луков, Вл. А. (2008c) Н. П. Михальская: портрет и труды ученого [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 12 — Портреты деятелей науки и образования, библиография их трудов. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/12/Lukov/ [архивировано в Archive.Today] (дата обращения: 15.05.2014).
Луков, Вл. А. (2009a) История литературы : Зарубежная литература от истоков до наших дней : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений; 6-е изд. М. : Издательский центр «Академия». 512 с.
Луков, Вл. А. (2009b) Нина Павловна Михальская // Филологические науки. № 6. С. 118–120.
Луков, Вл. А. (2012b) Имагология: тезаурусные расширения // Имагологические аспекты русской и зарубежных литератур : межвуз. сб. науч. трудов / отв. ред. О. Ю. Поляков. Киров : ООО «Радуга-ПРЕСС». С. 15–31.
Очерки по истории мировой культуры (1997) / под ред. Т. Ф. Кузнецовой. М. : Языки рус. культуры. 496 с.
Яковлев, И. Г. (2013) Интеллектуальный прорыв в мире тезаурусов // Управление мегаполисом. № 6 (36). С. 51–58.
REFERENCE
Bolotin, I. S. (2009) Tezaurusy kak instrument prepodavatelia [Thesauri as a Teaching Tool]. Vysshee obrazovanie v Rossii, no. 5, pp. 169–172. (In Russ.).
Gurevich, P. S. (2008) [Rets. na kn.: Lukov Val. A., Lukov Vl. A. Tezaurusy : Sub"ektnaia organizatsiia gumanitarnogo znaniia. M., 2008. 784 s.] [A Review on the Book: Lukov Val. A. and Lukov Vl. A. Thesauri: The Subjective Organization of Knowledge in the Humanities. Moscow, 2008. 784 p.]. Edip, no. 3 (6), pp. 165–166. (In Russ.).
Zakharov, N. V., Lukov, Val. A. and Lukov, Vl. A. (2012) Shekspirosfera [The Shakespearean Sphere]. Elektronnoe periodicheskoe nauchnoe izdanie «Vestnik Mezhdunarodnoi akademii nauk. Russkaia sektsiia», no. 2, pp. 70–75. [online] Available at: http://www.heraldrsias.ru/online/2012/2/238/ [archived in WebCite] (accessed 15.05.2014). (In Russ.).
Zakharov, N. V. and Lukov, Vl. A. (2012) Genii na veka: Shekspir v evropeiskoi kul'ture [A Genius for Centuries: Shakespeare in European Culture]. Moscow, Humanities Institute of TV & Radio Broadcasting Press. 504 p. (In Russ.).
Ivanov-Marinin, S. (2009) [Rets. na kn.:] Lukov Val. A., Lukov Vl. A. Tezaurusy: Sub"ektnaia organizatsiia gumanitarnogo znaniia. M. : Izd-vo Nats. in-ta biznesa, 2008. 784 s. [A Review on the Book: Lukov Val. A. and Lukov Vl. A. Thesauri: The Subjective Organization of Knowledge in the Humanities. Moscow, The National Institute of Business Press, 2008. 784 p.]. Sotsiologicheskie issledovaniia, no. 11, pp. 154–155. (In Russ.).
Ishchenko, Yu. A. (2009) Razmyshleniia nad knigoi [Reflections on Book]. Znanie. Ponimanie. Umenie. no. 3, pp. 262–268. (In Russ.).
Kovaleva, A. I. and Levicheva, V. F. (2014) [Rets. na kn.:] Lukov Val. A. Teorii molodezhi: mezhdistsiplinarnyi analiz. M. : Izd-vo «Kanon+», 2012. 656 s. [A Review on the Book: Lukov Val. A. Theories of Youth: Interdisciplinary Analysis. Moscow, Kanon+ Publ., 2012. 656 p.]. Sotsiologicheskie issledovaniia, no. 4 (360), pp. 153–155. (In Russ.).
Kostina, A. V. (2008) Tezaurusnyi podkhod kak novaia paradigma gumanitarnogo znaniia [The Thesaurus Approach as a New Paradigm of the Humanities]. Observatoriia kul'tury, no. 5, pp. 102–109. (In Russ.).
Krivoruchenko, V. K. and Yakovlev, I. G. (2012) Teorii molodezhi [Theories of Youth]. Upravlenie megapolisom, no. 4, pp. 161–169. (In Russ.).
Lukov, Val. A. and Lukov, Vl. A. (1990) Kontseptsiia kursa «Mirovaia kul'tura», stat'ia pervaia: iskhodia iz real'nostei [A Conception of the Course “World Culture”, Article 1: Proceeding from Realities]. In: Pedagogicheskoe obrazovanie. Issue 2. Moscow, Prometei Publ. Pp. 24–31. (In Russ.).
Lukov, Val. A. and Lukov, Vl. A. (1992a) Kontseptsiia kursa «Mirovaia kul'tura» : Tezaurologicheskii podkhod [A Conception of the Course “World Culture”: The Thesaurological Approach]. In: Pedagogicheskoe obrazovanie. Issue 5. Moscow, Prometei Publ. Pp. 8–14. (In Russ.).
Lukov, Val. A. and Lukov, Vl. A. (1992b) Vsemirnaia Detskaia Entsiklopediia «Globus»: Kontseptsiia [World Children’s Encyclopedia “Globus”]. Moscow, Pedagogika-Press Publ. (In Russ.).
Lukov, Val. A. and Lukov, Vl. A. (2008) Tezaurusy: Sub"ektnaia organizatsiia gumanitarnogo znaniia [Thesauri: The Subjective Organization of Knowledge in the Humanities]. Moscow, The National Institute of Business Press. 784 p. (In Russ.).
Lukov, Val. A. and Lukov, Vl. A. (2013a) Tezaurusy II : Tezaurusnyi podkhod k ponimaniiu cheloveka i ego mira [Thesauri II: The Thesaurus Approach to the Conceptualization of the Person and His/Her World]. Moscow, The National Institute of Business Press. 640 p. (In Russ.).
Lukov, Val. A. and Lukov, Vl. A. (2013b) Tezaurus kak orientatsionnyi kompleks [The Thesaurus as an Orientation Complex]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 107–110. (In Russ.).
Lukov, Vl. A. (2003) Edmon Rostan [Edmond Rostand]. Samara, Samara State Pedagogical University Press. 268 p. (In Russ.).
Lukov, Vl. A. (2005) Traditsii Purishevskikh chtenii: itogi i perspektivy [Traditions of the Purishev Readings: Results and Prospects]. In: «Vremen sviazuiushchaia nit'…» : Stranitsy istorii kafedry vsemirnoi literatury MPGU [“The Joint of Time…” : Pages of the History of the Department of World Literature, Moscow State Pedagogical University] / ed. by V. N. Ganin and M. I. Nikola. Moscow, Prometei Publ. Pp. 173–181. (In Russ.).
Lukov, Vl. A. (2006a) Predromantizm [Pre-Romanticism]. Moscow, Nauka Publ. 683 p. (In Russ.).
Lukov, Vl. A. (2006b) Teoriia personal'nykh modelei v istorii literatury [The Theory of Personal Models in Literary History]. Moscow, Moscow University for the Humanities Press. 103 p. (In Russ.).
Lukov, Vl. A. (2006c) Merime: Issledovanie personal'noi modeli literaturnogo tvorchestva [Mérimée: A Study of the Personal Model of Literary Creative Work]. Moscow, Moscow University for the Humanities Press. 110 p. (In Russ.).
Lukov, Vl. A. (2006d) Problema issledovaniia personal'nykh modelei v istorii literatury: metodologicheskie podkhody [The Problem of the Study of Personal Models in Literary History: Methodological Approaches]. In: Tezaurusnyi analiz mirovoi kul'tury [The Thesaurus Analysis in World Culture] : collection of research articles. Issue 6 / ed. by Vl. A. Lukov. Moscow, Moscow University for the Humanities Press. Pp. 58–90. (In Russ.).
Lukov, Vl. A. (2008a) Personal'nye modeli v istorii literatury [Personal Models in Literary History]. Informatsionnyi gumanitarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie», no. 5 — Filologiia [Philology] [online] Available at: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/5/Lukov_models/ [archived in Archive.Today] (accessed 15.05.2014). (In Russ.).
Lukov, Vl. A. (2008b) Metodologicheskii balans: na puti k sintezu istoriko-teoreticheskogo i tezaurusnogo podkhodov [Methodological Balance: On the Way to the Synthesis of the Historical and Theoretical and the Thesaurus Approaches]. Informatsionnyi gumanitarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie», no. 9 — Kompleksnye issledovaniia: tezaurusnyi analiz mirovoi kul'tury [Comprehensive Studies: The Thesaurus Analysis in World Culture] [online] Available at: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/9/Lukov_Balance/ [archived in Archive.Today] (accessed 15.05.2014). (In Russ.).
Lukov, Vl. A. (2008c) N. P. Mikhal'skaia: portret i trudy uchenogo [N. P. Mikhal’skaia: Portrait and Works of the Scientist]. Informatsionnyi gumanitarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie», no. 12 — Portrety deiatelei nauki i obrazovaniia, bibliografiia ikh trudov [Portraits of People of Science and Education, Bibliography of Their Works] [online] Available at: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/12/Lukov/ [archived in Archive.Today] (accessed 15.05.2014). (In Russ.).
Lukov, Vl. A. (2009a) Istoriia literatury : Zarubezhnaia literatura ot istokov do nashikh dnei [The History of Literature: Foreign Literature from the Origins to Our Times] : a study guide for university students. 6th edn. Moscow, Akademiia Publ. 512 p. (In Russ.).
Lukov, Vl. A. (2009b) Nina Pavlovna Mikhal'skaia. Filologicheskie nauki, no. 6, pp. 118–120. (In Russ.).
Lukov, Vl. A. (2011b) Istoriia kul'tury Evropy XVIII–XIX vekov [The History of the European Culture of the 18th–20th Centuries] : a study guide. Moscow, Humanities Institute of TV&Radio Broadcasting Press. 78 s. (In Russ.).
Lukov, Vl. A. (2012b) Imagologiia: tezaurusnye rasshireniia [Imagology: Thesaurus Extensions]. In: Imagologicheskie aspekty russkoi i zarubezhnykh literatur [Imagological Aspects of Russian and Foreign Literature] : interuniversity collection of research papers / ed. O. Yu. Poliakov. Kirov, Raduga-PRESS LLC. Pp. 15–31. (In Russ.).
Lukov, Vl. A. (2014a) Istoriia ispanskoi literatury [The History of Spanish Literature] : a study guide for higher education institutions. Moscow, Moscow University for the Humanities Press. 128 p. (In Russ.).
Lukov, Vl. A. (2014) Kontseptsiia tezaurusnykh sfer [The Conception of Thesaurus Spheres]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 307–326. (In Russ.).
Lukov, Vl. A. and Solomatina, N. V. (2005) Fenomen Uail'da [The Phenomenon of Wilde]. Moscow, The National Institute of Business Press. 216 p. (In Russ.).
Lukov, Vl. A., Solomatina, N. V. and Lukov, M. V. (2008) Uail'd kak «literaturnyi chelovek» (tezaurusnyi analiz samosozdaniia poeta-mifa) [Wilde as a “Literary Man” (A Thesaurus Analysis of the Autopoiesis of the Poet-Myth]. In: Tezaurusnyi analiz mirovoi kul'tury [The Thesaurus Analysis in World Culture] : collection of research articles. Issue 16 / ed. by Vl. A. Lukov. Moscow, Moscow University for the Humanities Press. Pp. 51–73. (In Russ.).
Ocherki po istorii mirovoi kul'tury [Essays on the History of World Culture] (1997) / ed. by T. F. Kuznetsova. Moscow, Iazyki russkoi kul'tury Publ. 496 p. (In Russ.).
Yakovlev, I. G. (2013) Intellektual'nyi proryv v mire tezaurusov [Intellectual Breakthrough in the World of Thesauri]. Upravlenie megapolisom, no. 6 (36), pp. 51–58. (In Russ.).
Биченко Станислав Григорьевич — аспирант кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета.
Bichenko Stanislav Grigorievich, Postgraduate, Department of Philosophy, Culturology and Politology, Moscow University for the Humanities.