Статья написана автором в рамках работы над кандидатской диссертацией на тему «Эволюция фотографии в условиях конвергенции информационно-коммуникационных технологий» на кафедре новых медиа и теории коммуникаций факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова.
УДК 004
Ganyushin A. A. Digital Photography in New Media
Аннотация ◊ Статья рассматривает изменения функциональной нагрузки цифрового фотографического изображения как вида сообщения, распространяемого в пространстве новых медиа.
Abstract ◊ The article examines the key changes in the functionality of digital photographic images as messages distributed via new media.
Keywords: digital photography, information and communication technologies, new media, social networks, Facebook, Instagram, Snapchat.
В наше время свойства фотографического снимка как разновидности медиа-текста подвергаются определённой трансформации. Если в процессе дигитализации цифровые технологии усилили информационный потенциал фотографии, то в дальнейшем процессы конвергенции актуализировали коммуникационный потенциал цифрового снимка в пространстве новых медиа. В настоящее время мы становимся свидетелями того, что фотографическое изображение становится основным контентом социальных сетей, делая возможным общение между участниками в самых разнообразных, зачастую инновационных формах.
По статистическим данным, опубликованным компанией Facebook (Facebook, электр. ресурс), 70% времени, проводимого пользователями этой социальной сети на её сайте, посвящено работе с фотографиями. Исследователи называют три основных причины, объясняющих такое положение дел. Первая: быстрая скорость загрузки. Сегодня существуют специальные приложения для различных типов устройств, позволяющие практически мгновенно, а при желании пользователя и автоматически, опубликовать снимок с мобильного телефона или планшетного компьютера на своей страничке в социальной сети. Вторая: практически мгновенная реакция аудитории, которая может выражаться как в словестных комментариях, так и в символических обозначениях («лайки») либо же в ответных фотографиях. Третья: расхожая фраза «Картинка стоит тысячи слов» становится актуальной как никогда ранее — благодаря распространению цифровой фототехники и мобильных средств связи. Таким образом, в настоящее время наблюдается рост популярности фотографии как средства общения между людьми, что находит отражение в статистических показателях.
Основной специализированной площадкой, на которой осуществляется коммуникация посредством фотографий, на сегодняшний день является сервис Instagram. Поэтому для получения в достаточной степени объективной информации о характере аудитории и типах контактов, практикуемых сейчас в данной сфере, имеет смысл обратиться к статистическим данным по этому ресурсу.
В начале 2012 года каждую секунду на Instagram размещалось 26 снимков, в марте 2013 года ежедневно — 40 млн. Если на старте в январе 2011 года число пользователей Instagram составляло 1 млн человек, в 2012 году оно возросло в 27 раз, а в марте 2013 года ежемесячное количество активных пользователей равнялось 100 млн. Большая часть из них представлена мужчинами: соотношение составляет 55% к 45% в пользу сильного пола. Интересны так же данные по возрастным группам: 12–17 лет — 20%, 18–24 года — 34%, 25–34 года — 33%, 35–44 года — 8% и, наконец, 45–54 года — 5%. Как видно из статистики, Instagram представляет собой площадку общения преимущественно молодых людей: 87% аудитории находятся в возрасте 12–34 лет. Данный факт позволяет судить о перспективах развития такой формы коммуникации, как обмен сообщениями в виде фотографий (What Your Instagram Filter Says about You, электр. ресурс). Осознавая потенциал данного стартапа, в апреле 2012 года Facebook приобрёл компанию, в штате которой на тот момент работала дюжина сотрудников, за 1 млрд долларов. Результатом этой сделки стало явление синергизма новых медиа: социальная сеть, выступившая в качестве канала распространения информации, приобрела и проинтегрировала Instagram, являющийся средством создания фотографических сообщений, в свою структуру, тем самым создав и усилив классическую в коммуникативистике и теории информации схему «отправитель-сообщение-канал-получатель». Благодаря данному приобретению стал очевиден ещё один факт: чем моложе люди, тем чаще они проявляют тенденцию, направленную на обмен снимками, либо через электронную почту, либо через социальные сети.
Рассмотрим некоторые ключевые аспекты функционирования Instagram. Основными видами деятельности на ресурсе, помимо размещения собственных снимков, являются: расстановка знаков симпатии (положительных оценок, так называемых «лайков») — 8,5 тыс. в секунду, а также размещение комментариев к фотографиям — 1000 в секунду. Помимо данной вербальной активности, в качестве способа упорядочивания содержания используется методика, впервые появившаяся на ресурсе Twitter: создание хэштегов и размещение под ними сюжетов с соответствующим контентом[1]. Пять наиболее популярных топиков в Instagram публикуются под следующими хэштегами: #LOVE, #INSTAGOOD, #ME, #TBT (Throwback Thursday, что концептуально можно перевести на русский как «после дождичка в четверг») и #CUTE. Как явствует из названий, пользователи Instagram преимущественно сосредоточены на фотографировании вещей, которые они находят привлекательными, либо ведут фотохронику своей жизни, чтобы рассказать о ней своим друзьям и близким. На примере Instagram хорошо видно, как в пространстве новых медиа реализуется коммуникативная функция фотографии. При наличии технических возможностей люди проявляют склонность к распространению позитивной, в том числе и с эстетической точки зрения, визуальной информации, что, вероятно, приносит им радость сопричастности к процессу совершенствования окружающего, в том числе и виртуального, пространства.
Безусловно, большинство владельцев смартфонов всё же сохраняют и делятся своими фотографиями в первую очередь при помощи данных устройств. Но есть и различия между мужчинами и женщинами: женщины в целом более склонны не только сохранять, но и делиться своими фото. По данным ресурса Babycenter, эта тенденция, прежде всего, обусловлена объектами женской съемки — детьми. Для каждой матери её дитя представляется объектом гордости, поэтому они фотографируют его минимум раз в день — 9% матерей, или раз в неделю и чаще — 67%, а затем публикуют фотографии в социальных сетях (BabyCenter® Reveals Five Trends…, 2012: Электр. ресурс).
К новым практикам обмена сообщениями в виде снимков следует отнести явление самоуничтожения фотографий, которое используется ресурсом Snapchat.
Существует определённая правда относительно клише, "картинка стоит 1000 слов." Эта истина известна пользователям Instagram, так же как и тем, кто предпочитает Twitter. Исходя из сути данного высказывания, неудивительно, что основанный на публикации фотографий Instagram имеет больше ежедневных активных пользователей, чем ориентированный на текст Twitter. По сведениям ресурса Mashable.com, количество ежедневных пользователей Instagram равняется 7,3 млн, в то время как у Twitter — 6,9 млн, а среднее время, затраченное первыми, на общение c Instagram равно 170 минутам, против 257 — в Twitter (Twitter vs. Instagram…, 2013: Электр. ресурс). Именно поэтому компания Twitter попыталась купить Instagram за $ 525 млн до того, как Facebook удалось заключить эту же сделку, но уже за $ 1 млрд Неудивительно, что вслед за этим событием Twitter приостановил хранение своих фотографий на аутсорсинге в Photobucket, решив контролировать их судьбу самостоятельно.
Однако, приняв во внимание то, что «1000 слов» пользователя могут быть автоматически записаны другой стороной, которая сохранила бы в своих архивах эту запись, пользователь подумает дважды, прежде чем задействовать камеру смартфона или поделиться с миром своими фотографиями. Для многих легкомысленных пользователей неприятной новостью станет тот очевидный факт, что их «1000 слов» будут записаны в ту минуту, когда они опубликуют свои снимки. Каждый раз, когда пользователь будет отправлять снимки, на устройстве получателя возникнет их копия, и далее последний сможет делиться этими фото с третьими лицами. Автор же ничего с этим поделать уже не сможет. Данная ситуация усугубляется в пространстве социальных сетей. В ходе исследования социальной функции изображений компания 6Sight выяснила, что люди в среднем публикуют в соцсетях 34 фотографии в месяц (See You Next Week…, электр. ресурс). Но каждый раз, когда пользователь размещает свои фото через Facebook, никому не известно: кто увидит этот снимок сегодня, на текущей неделе, или через десять лет. Этот снимок может навсегда остаться циркулировать в Интернете, а затем может вернуться и преследовать автора, о чем предупреждает редактор сайта PandoDaily News Сара Лейси (Ibid).
Задавшись вопросом, захотел бы пользователь опубликовать большее число фотографий, не опасаясь быть записанным, создатели Snapchat изобрели фотографии, запрограммированные на "самоуничтожение" через несколько секунд.
Стартап, в котором заняты пять человек, позволяет фотографу поделиться тем, что называется «самоуничтожающееся» фото. В настоящий момент более 70 млн пользователей общаются таким образом каждый день. Эта цифра в 10 раз больше, чем у Instagram, и уже равняется четвёртой частью от количества изображений, загружаемых ежедневно через Facebook. Предвидя конъюнктуру на рынке визуальной коммуникации, компания объявила, что в ближайшее время к статичным кадрам будет также добавлено «самоуничтожающееся» видео.
В своём манифесте Snapchat раскрывает суть концепции, утверждая, что это новый способ обмена фотографиями. Разработчики сервиса заявили следующее: «Речь идёт вовсе не только о снимках из отпусков, суши-ужинов, или красивых закатов. Иногда это шутка для узкого круга друзей или даже для кого-то одного, самого близкого, глупое выражение собственного лица, или привет от любимой домашней рыбки. Обмен этими моментами должен приносить радость. Коммуникация становится более интересной, когда в ней участвуют люди, которые знают нас лучше всего. И мы знаем, что никто не рассмешит нас лучше, чем наши друзья. Ценность такого контакта эфемерна, и, тем не менее, её сложно переоценить. Лучшие беседы — это всегда волшебство. Это потому, что вы обменивались ими, получали удовольствие, но они исчезают, как только вы их окончили» (Snapchat Turns 1 Today!, 2012: Электр. ресурс).
80% фотографий, которые публикуются в течение дня на Snapchat, не являются подобием распространённого в Интернете явления, известного как «секстинг»[2]. Вместо этого, посетители сайта становятся свидетелями рождения новой эры коммуникации посредством обмена изображениями.
Что же становится предметом обмена? Это могут быть, в первую очередь, дурашливые снимки, которые пользователи хотят отправить в шутку при условии, что будет абсолютно уверены: эти снимки не создадут им в перспективе угрозу потенциального смущения.
Такие сообщения могут также помочь новому поколению пользователей смартфонов понять и принять истинное значение визуальной коммуникации — использование изображения вместо тысячи слов, с абсолютной свободой от озабоченности тем, у кого их снимки могут оказаться после. В свете сегодняшних скандалов с прослушкой телефонов в США, эта ситуация аналогична той, когда дело доходит до разговоров по телефону, которые записываются спецслужбами и слова абонентов могут быть восстановлены, чтобы быть использованными против них.
Мгновенные, «одноразовые» изображения стремительно набирают популярность. Стоит ожидать в ближайшем будущем появления Snapchat-клонов. По существующим в сети данным, первым среди желающих обзавестись собственным снэпчатом числится Facebook. Компания, потратив 1 млрд долларов на приобретение Instagram, постарается не допустить ситуации, при которой обмен фотографиями в массовом порядке выйдет за пределы социальных сетей.
В любом случае, нужно приветствовать данный вид бизнес-активности, поскольку он позволяет нам, пользователям социальных сетей и цифровых фотокамер, глубже понимать возможности современной фотографии и эффективнее использовать её для коммуникации с нашими друзьями и всем остальным миром.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Хэштегами (от англ. — hash tag) называются специальные обозначения, состоящие из значка # в сопровождении слова. Хэштеги применяются в социальных медиа для группировки тематического контента.
[2] Секстингом (от англ. sexting) называется пересылка личных фотографий, сообщений интимного содержания посредством современных средств связи: сотовых телефонов, электронной почты, социальных интернет-сетей.
See You Next Week at the Future Imaging Summit plus 24 More [Электронный ресурс] // 6Sight : The Executive View on Imaging Technology. URL: http://6sightreport.com/newslatter/6Sight [архивировано в WebCite] (дата обращения: 15.11.2013).
See You Next Week at the Future Imaging Summit plus 24 More [Electronic resource] // The Executive View on Imaging Technology. URL: http://6sightreport.com/newslatter/6Sight [archived in WebCite] (retrieved on: 15.11.2013).
Ганюшин Александр Александрович — преподаватель кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.
Ganyushin Alexander Aleksandrovich, lecturer of the New Media and Communication Theory Department of the Faculty of Journalism at Moscow State University.