Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №1 2013

Щудло С. А., Длугош П. Удовлетворенность системой образования: Польша, Россия и Украина (сравнительный анализ)

УДК 316.74

Shchudlo S. A., Długosz P. Satisfaction with Educational System: Poland, Russia and Ukraine (A Comparative Analysis)

Аннотация ◊ В статье проведен сравнительный анализ функционирования систем образования в Польше, России и Украине. Статья основана на эмпирико-социологических результатах Европейского социального исследования и Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Корреляционный анализ данных опроса в Украине, России и Польше позволил выявить факторы, влияющие на оценку системы образования. Полученные выводы коррелируют с результатами школьных достижений учеников по исследованию PISA.

Ключевые слова: образование, высшее образование, социальный институт, Европейское социальное исследование, Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся.

Abstract ◊ The article presents a comparative analysis of the functioning of the education systems in Poland, Russia and Ukraine. The article is based on the empirical and sociological results of the European Social Survey (ESS) and the Programme for International Student Assessment (PISA). The correlation analysis of the survey data in Ukraine, Russia and Poland highlighted the factors that influence the assessment of educational system. The conclusions obtained correlate with the results of school achievements according to PISA.

Keywords: education, higher education, social institution, the European Social Survey, the ESS, the Programme for International Student Assessment, the PISA.


В начале XXI века стало вполне очевидным, что состояние и динамика развития образования все существеннее определяют траекторию развития каждого государства. Знание постепенно трансформируется в ресурс, определяющий конкурентоспособность государства и его статус в мировом сообществе. От уровня и качества знаний, их практического внедрения зависит не только экономический рост, уровень благосостояния общества, но и качество жизни в целом.

Значимость образования и знаний в современном социуме повышает требования к их уровню, а также актуализирует необходимость адекватной оценки их качества и соответствия социальному запросу. Исследования ученых свидетельствуют об обострении в современных условиях проблемы качества высшего образования. В частности, украинский ученый Е. Астахова отмечает, что «на общем фоне постоянной неудовлетворенности общества качеством образования выделяются периоды, когда критика становится более напряженной и аргументированной. Считаем, что сегодня — именно такой период. За точку отсчета можно брать какие-либо параметры, однако вывод будет одинаковым: современное отечественное образование не отвечает вызовам времени» (Астахова, 2010: 66). Можем утверждать, что эта проблема не является сугубо украинской. Она имеет более глобальный характер, обусловлена как факторами национального уровня, так и цивилизационными изменениями.

Анализ научных источников показал, что проблема функционирования системы образования находится в фокусе исследователей и представлена значительным количеством работ социологического, философского, педагогического и управленческого направлений. Однако современная ситуация в сфере образования убедительно доказывает, что однозначных ответов на вопросы о качестве современного образования, обусловливающих его факторов и критериев оценки, нет. Социологический анализ проблем образования активно исследуется и представлен работами украинских исследователей (В. Астахова, Е. Астахова, В. Бакиров, С. Оксамитная, Е. Подольская, Л. Сокурянская, В. Чепак и др.), российских ученых (В. Алексеенко, Г. Зборовский, И. Ильинский, А. Ковалева, Вал. Луков, С. Плаксий, В. Собкин и др.) и польских исследователей (Р. Борович, И. Бялецьки, М. Захорский, С. Квецинськи, М. Незгода и др.). В то же время проведенные исследования в большей степени концентрируются на внутренних институциональных конфликтах образования. В нашем исследовании мы хотим преодолеть такую ограниченность и выйти за пределы национальных системы образования, сопоставив ситуацию в национальных системах образования Украины, Польши и России на фоне стран Восточной Европы, обратиться к компаративному анализу общественного мнения относительно функционирования образования.

Целью нашей статьи является сравнительный эмпирико-социологический анализ общественных оценок удовлетворенности системой образования в Польше, России и Украине, а также поиск механизмов, определяющих отношение респондентов этих стран к образованию. Также нас интересует, какие из механизмов, обеспечивающих уровень удовлетворенности, имеют универсальный характер, а какие — являются специфическими в исследуемых обществах.

Ситуация в образовательной сфере каждого из отобранных нами для анализа государств становится более понятной при сопоставлении эмпирических данных, характеризующих эту сферу. По нашему мнению, изменения института образования в значительной степени имеют объективно обусловленный характер. Они существенно зависят от государственной политики в сфере образования, в частности, интеграции в международные образовательные структуры, государственных расходов на сферу образования, степени охвата населения общим и высшим образованием, численностью учебных заведений и качеством преподавания в них и т. п. Однако среди индикаторов эффективности образовательных трансформаций большое значение имеет общественная оценка удовлетворенности системой образования. Она является своеобразным барометром, характеризирующим удовлетворенность системой образования и ее результатами, степень согласования образования с рынком труда и т. д. К анализу ситуации в системах образования Украины, Польши и России нас подтолкнули результаты Европейского социального исследования, участницами которого являются и рассматриваемые нами страны. Это исследования проводится регулярно с 2002 года и охватывает около 30 европейских стран.

Наряду с широким спектром вопросов, в инструментарий ESS включены вопросы, касающиеся образования. По результатам пятой волны опроса 2010 г., оценки системы образования респондентами государств Восточной Европы существенно различаются (рис. 1).

Средневзвешенные показатели удовлетворенности системой образования респондентами стран Восточной Европы (ESS, 2010)

* Респондентам предлагалось определить свою удовлетворенность состоянием системы образования в стране по шкале от 0 (полностью неудовлетворен) до 10 (полностью удовлетворен).

Рис. 1. Средневзвешенные показатели удовлетворенности системой образования респондентами стран Восточной Европы (ESS, 2010)

Максимальные оценки среди стран Восточной Европы получили образовательные системы Эстонии (6,05), Чехии (5,99), Польши (5,93). Низкие оценки характеризуют системы образования Украины (3,83), Болгарии (4,01), России (4,27). Настораживает, что система образования Украины получила минимальную оценку. По уровню оценок Россия попала в один кластер с Болгарией и Украиной. Привлекает внимание существенное отличие оценок, высказанных респондентами, с одной стороны, Польши, с другой, — России и Украины. Рассматриваемые страны проводят активные реформы в системе образования, являются участницами формирования единого европейского пространства высшего образования, однако Польша включилась в Болонский процесс в 1999 году, а Россия — 2003 г., Украина — 2005 г. Возникает вопрос, что обуславливает такие различия? Однозначных ответов на этот вопрос не находим. Желание выяснить причины такой существенной разницы побудило нас к более глубокому научному анализу.

Методология исследования. Прежде чем начать анализ данных, остановимся на характеристике эмпирической базы исследования. В статье использованы данные пятой волны Европейского социального исследования (2010 г., the European Social Survey). Исследование проводилось методом опроса среди населения в возрасте от 16 лет. Для анализа использованы данные репрезентативных выборочных совокупностей стран, в частности Украины, России и Польши. В Польше опрошено 1751 респондент, в Украине — 1931, в России — 2595. Для анализа нами использован массив данных, размещенный на официальном сайте Европейского социального исследования ( www.europeansocialsurvey.org ).

Анализ результатов ESS позволил выявить существенные различия в оценке системы образования респондентами Польши, России и Украины, о чем свидетельствуют данные рис. 1. Целью нашего анализа будет поиск ответа о причинах этого различия во взглядах респондентов этих стран. В перечне переменных мы попытаемся найти переменные, определяющие разницу во взглядах на образование между респондентами Польши, России и Украины. Поиск связи между уровнем удовлетворенности системой образования и независимыми переменными позволит понять, что имеет влияние на формирование оценок системы образования в этих странах. Результаты корреляционного анализа представлены в табл. 1.Таблица 1.

Корреляции удовлетворенности системой образования

Переменная

Украина

Польша

Россия

Удовлетворенность жизнью

0,215

0,217

0,302

Связь с этничностью

0,051

0,059

Возраст

-0,097

-0,074

Включенность в образование

0,072

0,065

0,109

Оценка материального состояния

0,091

0,066

0,142

Дополнительное образование

-0,074

0,118

-0,051

Удовлетворенность работой

0,077

0,122

0,268

Институциональное доверие

0,398

0,367

0,487

Личностное доверие

0,238

0,154

0,211

Место жительства

0,073

Уровень образования

- 0,115

-0,082

Количество лет обучения

- 0,136

-0,104

Заинтересованность политикой

0,091

Участие в выборах

0,068

0,054

Индекс гражданственности


-0,115

-0,094

В Польше удовлетворенность системой образования более всего коррелирует с институциональной доверием (r = 0,367). Существенной также является корреляция уровня удовлетворенности системой образования с удовлетворенностью жизнью (r = 0,217). Ощущение личного комфорта и удовлетворенности жизнью способствует высокой оценке социальных подсистем. Так, высокая оценка системы образования коррелирует с личностным доверием (r = 0,154). Индивиды, характеризующиеся высоким доверием к другим людям, также хорошо оценивают систему образования. Таким образом, наличие доверия к государственным институтам и другим лицам, а также удовлетворенность жизнью определяют положительный имидж системы образования.

На уровень оценки системы образования оказывает влияние количество лет обучения респондента (r = -0,136). Однако это влияние является отрицательным: большее количество лет обучения определяет более низкую оценку образования. Возможно, выше образованные личности видят больше недостатков в системе образования. На это указывает также корреляция с уровнем образования (r = -0,115), показатель которой также является отрицательным: чем выше уровень образования респондентов, тем ниже оценка образования. Из этих данных очевиден вывод, что более образованные личности критичнее и ниже оценивают систему образования.

Уровень удовлетворенности системой образования также коррелирует с удовлетворенностью трудом (r = 0,122): чем выше удовлетворенность трудом, тем больше удовлетворенность и системой образования. Предполагаем, что индивиды, удовлетворенные работой, имеют основания быть удовлетворены и образованием, поскольку их профессиональный статус определяется полученным образованием. Удовлетворенность системой образования коррелирует с получением дополнительного образования (r = 0,118). Более высокий уровень удовлетворенности образованием среди лиц, не получавших дополнительного образования. Это может свидетельствовать о том, что лица, получившие дополнительное образование, таким образом, должны покрыть недостатки полученного первого образования. Такая ситуация побудила их к более низкой оценке системы образования.

В результате анализа нами выявлено отрицательную корреляцию между уровнем индекса гражданственности и удовлетворенности образованием (r = -0,115). Это свидетельствует о том, что респонденты, являющиеся более активными в общественной жизни, ставят и более высокие требования к системе образования.

В целом, результаты корреляционного анализа указывают, что оценка системы образования поляками является, прежде всего, функцией доверия к государственным институтам и межличностного доверия. Таким образом, положительная оценка системы образования является частью этого доверия. В целом, как свидетельствуют данные, позитивное отношение к жизни (счастье) формирует также оценку системы образования. Лица, довольные жизнью, выражают и высокую оценку системы образования.

Таким образом, в механизме оценки отношения к образованию можем выделить два измерения. Первое — имеет характер системный и связано с культурой доверия. В то же время, вызывает удивление и требует дополнительного анализа тот факт, что чаще положительно высказывались об образовании лица, более отдаленные от политической и общественной жизни. Второе — связано с уровнем образования: чем он выше, тем ниже оценивается образование. Более образованные лица видят больше недостатков и проблем в образовании. Вероятно, что высказанные оценки являются результатом их установок и ожиданий. Респонденты, которые получили образование и не вынуждены дополнительно учиться, имеют лучшее представление об образовании, чем те, кто дополнительно учится. Очевидно, они вынуждены наверстывать недостатки полученного образования, что снижает удовлетворенность положением вещей в образовании. Удовлетворенность трудом способствует позитивным оценкам образования, поскольку лица значительной мере обеспечили себе работу благодаря полученному образованию. Также лучше высказываются об образовании учащиеся и студенты, которые являются участниками образовательного процесса. Мы проанализировали данные, характеризующие отношение к системе образования в Польше. Напомним, что Польша по результатам ESS относится к странам с высоким уровнем удовлетворенности системой образования.

Противоположной, по сравнению с Польшей, является ситуация в Украине. По результатам проведенного опроса, государство относится к группе стран с очень низкой удовлетворенностью образованием. Каковы механизмы формирования этих оценок респондентами Украины? Результаты корреляционного анализа указывают, что в Украине, как и в Польше, высшие оценки системы образования выражают лица, удовлетворенные жизнью (r = 0,215). Положительно на оценку системы образования также влияет доверие к социальным институтам (r = 0,398) и личностное доверие (r = 0,238). Чем выше доверие к институтам, тем выше оценка системы образования. Удовлетворенность жизнью и доверие являются главными детерминантами оценки системы образования в Украине.

Также выявлена зависимость между принадлежностью к этнической группе и оценкой системы образования. Выше оценивают систему образования украинцы, чем этнические меньшинства. Удовлетворенность системой образования также коррелирует с возрастом. Молодые респонденты лучше оценивали систему образования, чем респонденты старших возрастных групп. Также выявлена связь удовлетворенности образованием с пребыванием в системе образования. Ученики и студенты лучше оценивали образование, чем лица, непосредственно не включенные в систему образования. Таким образом, подтверждается факт, что пребывание в системе образования положительно сказывается на оценке этой системы. Влияет на положительную оценку системы образования в Украине. Лучшая материальная ситуация определяет более высокую оценку системы образования. Появляется также связь удовлетворенности образованием с получением дополнительного образования. Однако в Украине, в противовес Польше, те, кто получает дополнительное образование, более удовлетворены системой образования. Вероятно, возможность дополнительно учиться склоняет этих лиц к положительной оценке системы образования.

Следовательно, на удовлетворенность системой образования в Украине влияет также доверие к социальным институтам и удовлетворенность жизнью. Выявлено, что культура доверия влияет на оценку функционирования различных измерений общественной жизни. Лица с высоким уровнем доверия чаще будут положительно оценивать различные аспекты социальной реальности. Такой механизм, очевидно, является универсальным и характерен не только для Польши, но и для Украины. На оценку образовательной системы имели также влияние такие переменные, как удовлетворенность трудом, оценка материальной ситуации и включенность в систему образования.

В России, как и в двух других рассматриваемых странах, оценка системы образования в наибольшей степени коррелирует с институциональным доверием (r = 0,487). Вероятно, это может свидетельствовать, что удовлетворенность системой образования является компонентом общей удовлетворенности социальными институтами, поскольку образование является составляющей системы общества. Именно в России такая корреляция является самой высокой из трех рассматриваемых государств. Это касается и корреляции между удовлетворенностью жизнью и удовлетворенностью образованием (r = 0,302). Подобно, как и в предыдущих случаях, респонденты, удовлетворенные жизнью, чаще положительно оценивают и образование. Возможно, это характеризует их оптимизм, являющийся особым условием положительной оценки общественной системы и ее подсистем. В России в наибольшей степени удовлетворенность трудом связана с оценкой образования (r = 0,268). Здесь чаще респонденты, удовлетворенные работой, выражают положительные оценки образования. Также на оценку системы образования влияет личностное доверие (r = 0,211): чем она выше, тем лучше оценено образование. Такая ситуация похожа на ситуацию в Украине и Польше. Основываясь на эмпирических результатах, видим, что в России, значительно чаще, чем в Украине и Польше, удовлетворенность образованием определяется включенностью респондента в систему образования (r = 0,109). Лучше оценивают образование учащиеся, чем их старшие коллеги, окончившие обучение.

Исходя из результатов нашего анализа, подтверждается факт, что доверие является одним из главных факторов, определяющих влияние на оценку обществом системы образования. Также удовлетворенность разными аспектами жизнедеятельности общества как показатель уровня оптимизма имеет значительное влияние на оценку функционирования системы образования. Третий фактор — образованность, которую можно рассматривать как фильтр, сквозь который оценивается общественная реальность. Сочетание этих факторов формирует механизм, определяющий отношение к образованию. Лица, удовлетворенные функционированием государственных институтов, оптимистически настроенные, реализовавшие свои материальные потребности, с невысоким уровнем образование будут положительнее относиться к образованию. Такая ситуация наблюдается в Польше и России. В Украине наибольшей степени это отношение определяет общее доверие к людям и государственным институтам. Исходя из таких результатов, возможно, оценку системы образования следует рассматривать как элемент доверия. В культурах, где доверие выше, оценка образования также будет выше, а там, где доверие является низким, можно ожидать и относительно образования более низкие оценки.

Глубже понять факторы, влияющие на удовлетворенность общества системой образования, помогут результаты еще одного международного сравнительного исследования по оценке образовательных достижений учащихся PISA (the Programme for International Student Assessment), которое осуществляется Организацией экономического сотрудничества и развития — ОЭСР (Organization for Economic Cooperation and Development — OECD) (Программа международной оценки обучающихся…, электр. ресурс). Следует отметить, что сегодня существует ряд международных мониторинговых исследований качества образования, направленных на сравнение уровня знаний среди учащихся и студентов по различным дисциплинам и на разных этапах обучения. К большому сожалению, Украина, в отличие от Польши и России, не участвует ни в одном из исследовательских проектов, кроме TIMSS (The Trends in International Mathematics and Science Study — Исследование тенденций в международной математике и науке) (с 2007 г.), «лишая и политиков, и управленцев, и граждан в целом возможности точно знать и понимать процессы социальной дифференцированности образовательных возможностей, механизмы воспроизводства образовательной неравенства в Украине на фоне других, прежде всего европейских стран, а затем сомнительными представляются перспективы эффективного реформирования отрасли образования» (перевод наш. — Авторы) (Оксамитна, Васильченко, 2009: 13).

Цель исследования PISA, как отражено в документах проекта (Программа международной оценки обучающихся…, электр. ресурс), — оценить, обладают ли учащиеся, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе. Дополнительно к оценке образовательных достижений изучается влияние на эти достижения различных факторов, связанных с учащимися и их семьями, школой и образовательными возможностями, существующими вне школы. Основной вопрос исследования заключается в том, «обладают ли молодые люди по окончании базового обязательного образования знаниями и навыками, необходимыми для полноценного функционирования в обществе, и готовы ли они к встрече с теми испытаниями, которые подстерегают их в современном мире» (Мешкова, 2008: 56).

Объектом исследования являются образовательные достижения учащихся 15-летнего возраста. Выбор этих учащихся объясняется тем, что во многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе, и программы обучения в разных странах имеют много общего. Именно на данном этапе образования важно определить состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также оценить способности учащихся самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире. Исследование образовательных достижений учащихся проводится по трем основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность. Особое внимание уделяется оценке овладения учащимися общеучебными и интеллектуальными умениями.

Результаты этих исследований могут свидетельствовать об уровне качества системы образования. Они являются независимым показателем этого качества, поскольку тесты PISA осуществлялись международными институциями. Обратимся к анализу результатов исследований PISA (2009 г.) (PISA 2009 Key Findings, электр. ресурс). На рис. 1 представлены результаты исследования для некоторых стран Восточной Европы. Поскольку Украина не принимала участия в проекте PISA, сравним успехи учеников Польши и России, а также сопоставим их с результатами ESS.

Оценка качества образования на основе результатов исследований PISA

Рис. 2. Оценка качества образования на основе результатов исследований PISA (2009 г.)

В тесте по чтению Польша получила 500 баллов (15 рейтинговая позиция), что свидетельствует о результате выше среднего для исследуемых стран. Россия с результатом 459 баллов (42 рейтинговая позиция) заняла позицию ниже средней. Аналогичной является ситуация и по результатам математической грамотности школьников. Польская молодежь в математическом тесте получила 495 баллов (25 рейтинговая позиция), что предоставило полякам место в группе стран со средними результатами. Молодые россияне получили результат 468 баллов (38 рейтинговая позиция), что обеспечило место в группе стран с уровнем ниже среднего. Последний из тестов касался грамотности в естественных науках, где молодые поляки получили 508 баллов (19 рейтинговая позиция) и место в группе исследуемых стран с уровнем выше среднего, а российская молодежь получила 478 баллов (39 рейтинговая позиция) с местом в группе стран с уровнем ниже среднего. Результаты тестирований показывают, что высокие оценки системы образования поляками (за ESS), подкрепляются и достаточно высокими результатами образовательных достижений, о чем свидетельствуют данные исследований PISA. В чтении и в естественных науках польская молодежь получила показатели выше средних для исследуемых стран. В математических умениях польские ученики получили средние показатели. Можно сделать вывод, что достаточно высокая общественная оценка системы образования, как свидетельствуют результаты ESS, адекватно отражает уровень образования и подтверждается результатами тестирований учащихся PISA.

Возможно, эти результаты стали следствием изменений в образовании Польши после 1999 г. В стране проведены образовательные реформы, среди которых изменены формы экзаменов с описательных на тестовые. В частности, введена система 6-летней начальной школы, которая завершается тестовым экзаменом. Следующим этапом является трехлетнее обучение в гимназии, завершающееся тестовым экзаменом, а также введены выпускные экзамены (матура) в форме тестов, оценивающиеся внешней комиссией. Возможно, описанные изменения существенно влияют на успех польских учеников в результатах PISA, поскольку они на каждом образовательном этапе тренируются в выполнении тестовых заданий, имеющих одновременно и негативные последствия (унификация и конформизм). Однако это тема отдельного анализа.

Ученики российских школ, как свидетельствуют результаты тестов PISA, имеют более низкие показатели, что может характеризовать и более низкое качество образования в школах. В каждом тесте, особенно в тесте по чтению, российская молодежь заняла довольно низкие позиции. Одной из причин, возможно, является то, что, по сравнению с польской молодежью, у учащихся российских школ нет столь большого опыта выполнения тестовых заданий и сдачи тестовых экзаменов. Во всяком случае, результаты исследования PISA указывают на существование определенных проблем в российских школах.

Сопоставление результатов двух независимых исследований ESS и PISA проливает свет на состояние системы образования. Возможно, недовольство российского общества образованием обусловлено низким качеством образования. В то время, поляки лучше оценивают систему образования, поскольку их ученики имеют лучшие образовательные результаты. Заметим, что общественная осведомленность об образовательных результатах учащихся по исследованиям PISA является почти нулевой, однако оценки в двух независимых исследовательских проектах в значительной степени совпадают. Исходя из этого, считаем, что следует внимательнее присмотреться к результатам исследований ESS и PISA с целью понимания механизма согласования результатов. Например, Эстонию можем отнести к странам с высоким уровнем удовлетворенности системой образования. В то же время, в этой стране выявлены и высокие результаты учащихся. Противоположная ситуация в Болгарии: страна (не считая Украину, поскольку она не принимала участия в исследованиях PISA) характеризуется одним из самых низких уровней удовлетворенности системой образования и, как видно из исследований PISA, болгарские ученики показали также низкие результаты. Аналогичной является ситуация и в других странах: где общество высоко оценивает образование, высокими являются и результаты учеников, и наоборот. К сожалению, мы не располагаем результатами исследований PISA для Украины, однако на основе выявленных трендов можно предположить, что эти результаты были бы не намного выше, чем в Болгарии. В такой ситуации для Украины актуализируется включение в международные исследовательские проекты с целью уяснения реального качества образования в стране.

Проведенный эмпирико-социологический анализ показал, что общество как один из субъектов образовательного пространства выражает отношение к системе образования исходя из субъективных оценок, среди которых — уровень доверия к социальным институтам общества, удовлетворенность разными аспектами личной жизни. Эти оценки формируют уровень удовлетворенности общества системой образования в целом. Эмпирически выявлено их взаимосвязь с фактическими показателями качества образования, в частности, школьного. Активизация международных социологических проектов в области оценки качества образования и повышения интереса всех государств к участию в этих исследованиях предоставит возможность глубже понять уровень современного образования и выявить механизмы его повышения.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Астахова, Е. В. (2010) Преподавательская корпорация отечественного университета: размышления по поводу // Universitates = Университеты. Наука и просвещение : Научно-популярный ежеквартальный журнал. № 1 (40). С. 66–71.

Мешкова, Т. А. (2008) Уроки PISA-2006: домашнее задание на завтра // Вестник международных организаций. № 1. С. 4–11.

Оксамитна, С. М., Васильченко, А. А. (2009) Соціальна диференціація освітніх можливостей за результатами міжнародного проекту PISA: досвід для України // Наукові записки НаУКМА : Соціологічні науки. Т. 96. С. 13–21.

Программа международной оценки обучающихся : Мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии [Электронный ресурс] // Центр оценки качества образования ИСМО РАО. URL: http://www.centeroko.ru/pisa/pisa.htm (дата обращения: 26.02.2013).

PISA 2009 Key Findings [Электронный ресурс] // Organisation for Economic Co-operation and Development. URL: http://www.oecd.org/pisa/pisaproducts/pisa2009/pisa2009keyfindings.htm (дата обращения: 26.02.2013).


REFERENCES (TRANSLITERATION)

Astakhova, E. V. (2010) Prepodavatel'skaia korporatsiia otechestvennogo universiteta: razmyshleniia po povodu // Universitates = Universitety. Nauka i prosveshchenie : Nauchno-populiarnyi ezhekvartal'nyi zhurnal. № 1 (40). S. 66–71.

Meshkova, T. A. (2008) Uroki PISA-2006: domashnee zadanie na zavtra // Vestnik mezhdunarodnykh organizatsii. № 1. S. 4–11.

Oksamitna, S. M., Vasil'chenko, A. A. (2009) Sotsіal'na diferentsіatsіia osvіtnіkh mozhlivostei za rezul'tatami mіzhnarodnogo proektu PISA: dosvіd dlia Ukraїni // Naukovі zapiski NaUKMA : Sotsіologіchnі nauki. T. 96. S. 13–21.

Programma mezhdunarodnoi otsenki obuchaiushchikhsia : Monitoring znanii i umenii v novom tysiacheletii [Elektronnyi resurs] // Tsentr otsenki kachestva obrazovaniia ISMO RAO. URL: http://www.centeroko.ru/pisa/pisa.htm (data obrashcheniia: 26.02.2013).

PISA 2009 Key Findings [Elektronnyi resurs] // Organisation for Economic Co-operation and Development. URL: http://www.oecd.org/pisa/pisaproducts/pisa2009/pisa2009keyfindings.htm (data obrashcheniia: 26.02.2013).


Щудло Светлана Андреевна — кандидат социологических наук, доцент Дрогобычского государственного педагогического университета им. Ивана Франко (Украина).

Shchudlo Svetlana Andreevna, Candidate of Science (sociology), associate professor at Drohobych Ivan Franko State Pedagogical University (Ukraine).

E-mail: schudlo@ua.fm

Длугош Петр — доктор Жешувского университета (Польша).

Długosz Piotr, doctor (sociology), the University of Rzeszów (Poland).

E-mail: ptc@wp.pl


Библиограф. описание: Щудло С. А., Длугош П. Удовлетворенность системой образования: Польша, Россия и Украина (сравнительный анализ) [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 1 (январь — февраль). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/1/Shchudlo_Dlugosz_Satisfaction-with-Educational-System/ (дата обращения: дд.мм.гггг).


Дата поступления: 26.02.2013.


См. также:




в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»