Криворученко В. К. Образование для XXI века: субъективный взгляд
УДК 378;316.344.3; 37.015
Krivoruchenko V. K. Education for the 21st Century: A Subjective View
Аннотация ◊ Рассматриваются вопросы модернизации системы образования от общеобразовательной школы до учёных степеней. Автор предлагает принципиально новые подходы к получению знаниевого образования и организации подготовки научно-педагогических кадров.
Abstract ◊ The article considers the issues of education system modernization from the general education school to academic degrees. The author suggests conceptually new approaches to the acquiring of knowledge education and organization of academic and teaching staff training.
Прежде всего обратимся к советскому периоду в истории страны.
Достаточно прочным сложилось суждение о том, что советская система образования была одной из лучших или даже самая лучшая в мировом сообществе. Видимо, это надо признать, но не в плане оценки её результативности, а в соотношении образовательного уровня людей и их образованности. Поэтому она была лучшей в силу недостаточного уровня образовательной системы в иных странах. Но и у нас и «у них» образовательная система не давала возможности человеку получить ту квалификацию, которая ему необходима, в сфере, в которой он трудится. Широко было известно заключение о том, что выпускнику высшего учебного заведения приходится переучиваться или доучиваться с учётом профиля трудовой занятости. Многие полученные знания оставались невостребованными даже при условии работы по специальности. Скажем, сложнейшая дисциплина «Сопротивление материалов», знания и навыки по которой нужны были ограниченному кругу специалистов конструкторских и технологических подразделений и к которым основанная масса инженеров не обращалась.
Но надо признать, что научно-познавательный эффект современной школы желает лучшего.
На заседании «Открытого правительства» 25 июля 2012 г. при обсуждении законопроекта «Об образовании» приводились данные социологического опроса старшеклассников, который показал, что в 2011 г. 28 % из них были в уверены, что Солнце — спутник Земли, а в 2012 г. таких «знатоков» астрономии стало 32%[1]. «Да, это действительно так, — пишет кандидат наук А. Н. Мацуев. — И в этих условиях правительство не хочет признать грубейшей ошибки связанной с введением ЕГЭ, который оглупил молодёжь и продолжает оглуплять. Не удивлюсь, если они скоро будут говорить как Митрофанушка, что дверь это прилагательное, потому что она прилагается к стене. Грустно становится от всего этого»[2].
Интересно высказывание премьер-министра Д. А. Медведева, который был горячим сторонником Единого государственного экзамена. Теперь он ощутил его через свою семью: «В этом году у меня мой сын сдавал ЕГЭ. У меня тоже изменилось к этому отношение, оно стало менее однозначным, потому что, когда это пропускаешь через себя и видишь все недостатки и прорехи той или иной системы... Для меня абсолютно очевидно, что ЕГЭ должен совершенствоваться, и внедрение в него новых компонентов, на мой взгляд, абсолютно неизбежно». «…По добровольности единого госэкзамена. Это тема вечная для наших дискуссий с КПРФ и некоторыми другими коллегами. Знаете, у меня тоже представления о ЕГЭ меняются. Когда он появился, у меня были одни ощущения, потом стала приходить разная информация, его стали критиковать. Я общался с учителями. Учителя говорят, нет, всё хорошо, нам нравится. Общался, допустим, с родителями. Те говорят, да, здорово. Особенно когда приезжаешь в провинцию, в абсолютном большинстве школ говорят, хорошо, что появился ЕГЭ, наши дети стали поступать в столичные вузы»[3].
Справедливо система образования критиковалась за отставание от технического прогресса, институты обучали на устаревшей технике, производственные практики носили форму физического труда, часто оторванного от его инженерной составляющей. В 1971 г. мне представилась возможность познакомиться с системой высшего образования в Австралии. Тогда у них лекционный курс преподносился бесплатно, а за практики, которые могли быть и в других странах, устанавливалась высокая плата.
Но главное в советской системе была «закованность» учебного процесса, его неповоротливость, оторванность от реальных достижений технического прогресса, учебные дисциплины были стабильными на протяжении десятилетий. Обучающийся не имел возможности получить дополнительные знания в учебных и научных организациях.
Всё это вело к тому, что выпускники высших учебных заведений приобретали как бы общее по набору и количеству учебных дисциплин высшее образование, а не приближённое к будущей работе. Прорыв был, например, в возникновении заводов-втузов, то есть комплексов производства и учебных подразделений, когда студенты совмещали обучение по специальности со своей практической работой в её сфере, но это не стало системой, правилом. Жизнь заставляет адаптировать этот опыт применительно к современным условиям и прежде всего в развитии кооперации, сотрудничества высших учебных заведений и трудовых коллективов всех форм собственности и в любой отрасли.
Ещё раз поясним нашу мысль — советская система высшего образование была соизмерима с развитыми странами, принятый в мире структурный порядок в целом утвердился как производитель специалистов с высшим образованием, в какой-то мере он соответствовал существовавшим представлениям, но не давал простора обучающимся маневрировать содержанием учебного процесса. Школьное и вузовское образование направлялось не на формирование компетенции и свободного владения возможностями углубить общее и специальное образование и практические навыки, а на заучивание материалы для сдачи экзаменов, в результате получившие дипломы и аттестаты не могли эксплуатировать свои же знания. В данном случае проблема в системе организации учебного процесса.
В передаче «Сто вопросов взрослому» народный артист России Николай Цискаридзе на вопрос школьников прямо ответил, что по его ученикам он видит, что советская школа давала лучшее образование, чем нынешняя российская[4]. И с этим я вполне солидаризируюсь.
В постсоветский период существовавшая система вузовской подготовки изменилась незначительно, её основы остались незыблемыми — получение образования в едином последовательном процессе в одном вузе, на одном факультете, с одним и тем же набором кафедр. К этому добавилась мания получения высшего образования максимальным числом людей, да освобождение от службы в армии, что привело к значительному увеличению количества учебных заведений — государственных, впервые появившихся негосударственных и частных. Резко упали оценочные показатели студентов, многие из них не имеют мотивации к реальному образовательному процессу по специальности. В силу сложившихся (прежде всего материальных) условий сузились масштабы вузовской науки, что существенно отражается на её вкладе в научно-технических прогресс и на качестве подготовки специалистов в плане практической составляющей. Стало нормой, когда студенты дневного отделения с разрешения российского законодательства параллельно работают, причём, как правило, не по профилю обучения, а преподаватели, особенно профессура, в нескольких учебных заведениях читают общевузовские курсы. И в одном и во втором случаях наносится ущерб качеству подготовки специалистов и всей образовательной системе.
Главный редактор газеты «Вузовский вестник», а это «Российская информационно-аналитическая газета ректоров, проректоров, преподавателей, аспирантов, студентов, абитуриентов», А. Б. Шолохов замечает: «Говорят он сам (А. А. Фурсенко, бывший министр Министерства образования и науки) сейчас делает попытку подвести итоги своей деятельности, интересно будет ознакомиться. Но со своей стороны скажу уже сейчас: глубоко продуманной стратегии развития российской высшей школы, способной стать локомотивом модернизации станы, как не было, так и нет. Справедливости ради надо заметить, что нет у нас и стратегии развития страны»[5].
Модернизация в её академическом смысле должна охватить всю систему образования — общешкольное, среднее и высшее, а также систему кандидатства и докторства в науке. Начинать надо со школы, где обучение объективно не может удовлетворить совремённое общество, но одновременно изменениям должна подвергнуться вся образовательная система в силу её взаимосвязанности.
Критерием должен быть специалист, нужный по квалификации, знаниям, организаторским качествам на конкретном рабочем месте, с мотивацией на высокопроизводительный, качественный и организованный труд, и уже от него, от требований к нему должны спускаться задания в школу, средние и высшие специальные учебные заведения, в аспирантуру и докторантуру. И здесь возникает взаимообусловленный процесс — человек познаёт своё рабочее место через реальность требований к нему и определяет, какое образование и где получить, а образовательная система должна находиться «на марше» — ассоциировать конкретные потребности в ней с учётом всех направлений прогресса, отечественного и зарубежного опыта. И конкретного человека в систему образования государственные и коммерческие структуры должны направлять посредством определения действительной потребности в конкретных специалистах. Как и во всей жизни, здесь должен быть реальный заказ государства и бизнеса, предпринимателей на подготовку специалистов, материальное, финансовое и прочие содействия им, лоббирование своих интересов.
В определённой форме государственный социальный заказ на подготовку специалистов существовал в советское время, и этим опытом не следует пренебрегать, более того, для таких сфер как общеобразовательная школа, медицина, видимо, он жизненно необходим. Но речь идёт не только о специалистах массового характера, но и о подготовке специалистов в малых и единичных масштабах, о создании условий людям для получения избранного ими образования, приоритетного для государства, общества, предпринимательства. Может быть грубо — но если предприниматель заинтересован в приобретении какого-то экстра современного оборудования, то почему ему не подготовить себе специалиста, отвечающего его требованиям? Об этом говорит и опыт продвинутых в смысле постановки образования стран — качество образования невозможно без чёткого заказа со стороны тех, кому нужен конкретный специалист, и без осознания этим специалистом всей необходимой суммы знаний для прогрессивной работы. А настоящие специалисты хотят работать на высокотехнологических, автоматизированных, творческих, креативных местах, без излишней директивности управления. И здесь неважно, в какой стране, при какой политической системе работать, что и предопределяет движение творческих личностей в самой России и по за границам. Не только сверх творческие и талантливые личности, но и человек, так сказать, среднего уровня должен владеть иностранным (лучше двумя) языком, информационными технологиями, ориентироваться в поисковых системах, уметь применить свои знания, использовать современное оборудование.
Для подкрепления моей мысли мобилизую пример «Московского городского университета управления Правительства Москвы». Он был создан для обеспечения столицы управленческими кадрами. Обучение являлось бюджетным, мэрия определяла структуры вуза, специалитет, устанавливала количественные критерии. Как сейчас стало очевидным качество выпускников и их состав не совпадали с потребностями управления в мегаполисе. Эффективнее отбирать на работу лучших людей на рынке, талантливых, мотивированных на конкретную работу. В 2012 г. в университете остались несколько бюджетных программ в области социальной работы и социально-культурного менеджмента для департаментов соцзащиты и культуры, где существенен кадровый дефицит. В последнее время (с приходом С. С. Собянина) все структуры исполнительной власти резко пополнились выходцами из бизнеса: 38% новых чиновников в возрасте до 30 лет, число сотрудников с опытом предпринимательской деятельности в отдельных департаментах составляет 20–30%. И здесь решающее слово за разумностью. Конкретное решение зависит от департамента и уровня должностей: чем активнее структура взаимодействует с предпринимательским сообществом, тем больше его представителей в ней работают[6].
Свои тезисы я направил руководителю управлением персоналом крупного научно-производственного комплекса С. М. Коростылёву. Вот его ответ: «Осмелюсь высказаться за весь высокотехнологичный бизнес. В настоящий момент кадровый голод достиг такого масштаба, что наличие сертификатов и бумажек о высшем образовании не играет никакой роли. Вообще главное — знания и желание развиваться, продолжать обучение на практике в компании. Точно такая же ситуация и у меня». Собственно это я и имел ввиду, внося свои соображения.
Сошлёмся на авторитетную научную организацию.
Социологические исследования показывают активную заинтересованность работников повышать квалификацию, овладевать новыми специальностями, в то же время такую заинтересованность не проявляют работодатели. «По данным исследований, около 68% предприятий в 2007 г. реализовывали те или иные профессиональные программы по развитию персонала. Однако в 2010 г. только половина работодателей сообщали о своих кадровых программах», — отмечала социолог Левада-Центра Н. Бондаренко[7].
Готовы ли вы к переквалификации?
Ответ и его доля в %
Все
Пол
Ежемесячный доход тысяч рублей
муж
жен
до 25
25-35
35-45
св. 45
Готов к повышению квалификации, но сферу деятельности менять не намерен
20
20
20
10
18
24
27
Готов к обучению смежным специальностям
27
27
27
27
27
26
27
Готов осваивать новую специальность «с нуля»
38
37
39
45
46
37
30
Нет, я и так достаточно квалифицирован
6
7
4
4
4
5
8
Не хочу / нет возможности
4
3
5
6
2
3
4
Затрудняюсь ответить
5
6
5
8
3
5
4
Источник: Исследовательский центр портала “Superjob.ru”
Как видим, абсолютное большинство работающих хотят повышать свою квалификацию, понимают крайнюю её необходимость для них и для общего дела.
И конечно, надо максимально использовать положительный опыт, независимо от того, когда и где он утверждался.
Скажем, советский опыт имел превосходную систему математических, физико-математических олимпиад и прочих научных школ, в которых занимались талантливые школьники по всей стране. Сейчас в инженерных высших учебных заведениях, в бизнес-школах успешно применяется проектный метод, когда в ходе учебного процесса студенты вместе с преподавателями выполняют полноценную проектную работу по реальным заказам. Кстати, эту практику использовали ещё в конце XIX в. в России и в США.
Надо осознать советский подход к возможности работы студентов и аспирантов параллельно учёбе. Это разрешалось в исключительных случаях и, как правило, на работах типа разгрузки железнодорожных вагонов в вечерне-ночное время, а жили мы не лучше, чем сегодня, да и стипендия была скромноватая. Давайте посоветуемся сами с собой — можно ли при полной нагрузке дневного обучения вечером работать хотя бы на половине ставки или половине загрузки? Лично я однозначно отвечу — нет. А можно ли работать днём по полной программе, а в вечернее время изредка приходить на лекции, активничать на семинарах, читать учебную и научную литературу? Опять же — нет! Учёба должна занимать весь рабочий день и часть свободного времени, только в этом случае можно получить стандартное полноценное образование, а если хочется существенно обогатить, расширить свои знания, то надо сознательно укорачивать даже время сна. Только что ко мне поступил новый аспирант, и первое, что он о себе заявил, — буду параллельно работать в коммерческой структуре, понятно, далёкой от специализации по отечественной истории. В нарушение существующего законодательного порядка я запретил ему работать, и пусть за это меня привлекут к ответственности. По моему опыту, только всезнающему интернету надо отдавать ежедневно часа по три. Полезен советский опыт, когда студентов и аспирантов, имеющих академическую неуспеваемость, отчисляли из учебных заведений, а сейчас их перетасовывают на платное обучение в интересах учебного заведения.
И ещё позитивно привлекательный советский опыт — после получения высшего образования надо было по государственной разнарядке отработать не менее трех лет, естественно прямо, непосредственно по полученной специальности. После этого опять же строго по специальности работали абсолютное большинство специалистов. А сейчас — открыл рекламный справочник и вижу, что коммерческие структуры даже на должности технических секретарей берут только с высшим образованием, для них это беззатратный способ укомплектоваться людьми с таким образованием, причём часто даже независимо от их специальности. Кстати, такое излишество и роскошество не допускают развитые страны.
В предлагаемой системе высшего образования большая роль дистанционных технологий обучения, но важно, чтобы его целью было не просто (или не только) получение «корочки», а мотивация обучающегося и непосредственная связь изучаемого с пополнением знаний по своей отрасли.
На заседании «Открытого правительства» 25 июля 2012 г. А. В. Овчинников, учитель биологии средней общеобразовательной школы села Баловнево Липецкой области, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России–2011», поведал о том, что даже дистанционное обучение встречает сопротивление и преподавателей и руководителей образования. «Зачастую, даже когда выхожу к своим руководителям с предложением организовать, например, какую-то экспериментальную площадку по дистанционному обучению, руководители говорят: “Как это так? Образование — и вне урока, вне класса, вне штатного расписания?”. То есть вот эти стереотипы как раз мешают внедрению дистанционных технологий». Премьер-министр Д. А. Медведев был всецело на стороне Овчинникова[8].
В настоящее время проводится массовое объединение высших учебных заведений. Объясняется это созданием лучших условий для подготовки специалистов, укреплением педагогических кадров. Лично я трудно представляю, как этого можно достигнуть объединением Российской экономической университет имени Г. В. Плеханова (Москва) и Саратовского государственного социально-экономического университета; насколько знаю эти учреждения образования и науки имеют громадную материально-техническую и преподавательскую базу, свою практику организации учебного процесса и научных исследований.. Но сошлюсь на мнение известнейшего в мире специалиста — дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации, летчик-космонавт А. А. Леонов в интервью «Московскому комсомольцу» со знанием дела и с болью отмечал последствия объединения Академии имени Н. Е. Жуковского с Военно-воздушной академией имени Ю. А. Гагарина; по его словам, перевод академии Жуковского в Монино повлёк за собой ликвидацию материально-технической базы учебного заведения, для лабораторий и многочисленных тренажеров в подмосковных корпусах академии Гагарина не нашлось места; не было его и для преподавателей — жилплощадь профессорам не выделили, и они вынуждены по несколько часов в день ездить на работу на электричках. «Как перевезти учебно-лабораторную и исследовательскую базу Академии Жуковского, которая создавалась 90 лет? Это нереально». Затем Минобороны приказало передать подготовку обучающихся из академий Жуковского и Гагарина в Военный авиационный инженерный институт в Воронеже. Обучать кого-либо в таких условиях невозможно, да и некому учить — большинство профессорско-преподавательского состава отказалось переезжать в Воронеж. Поехали, по данным Леонова, из полутора тысяч только 17 человек. А вот в США, по информации А. А. Леонова, когда NASA объявило открытый набор космонавтов, заявления подали около шести тысяч человек[9].
Как мы видим целесообразное развитие образования на уровне выше среднего.
Прежде всего, система, дающая такое образование, должна быть разнообразной.
Во-первых, это устоявшаяся система высших учебных заведений, но с бакалавриатом и магистратурой. Её модернизация должна привнести в сам процесс обучения лучшие образцы отечественного и зарубежного опыта. Принципиальное развитие должны получить система совместного выполнения преподавателями и студентами проектных работ по заказу государства и бизнеса, система учебно-производственных практик на конкретном реальном производстве с выполнением реальных программ. Иначе говоря, через насыщение учебного процесса реальной жизнью. Кроме того, обучающимся должны предоставляться возможности получать дополнительные знания по смежным и не смежным дисциплинам как в своём (базовом), так и в других учебных заведениях. Обучение в таких вузах предполагает государственные дипломы.
Во-вторых, систему получения образования в государственных и аккредитованных негосударственных вузах на уровне бакалавра, которое приобретает самостоятельное звучание, но не является законченным высшим со всеми вытекающими последствиями (например, невозможность обучаться в аспирантуре и защищать кандидатские диссертации).
Специалисты с образованием бакалавра определяются на работу в государственный и негосударственный сектора и в соответствии с потребностями обучаются в различных образовательных структурах для приобретения определённых знаний, как по личной инициативе, так и по направлению организаций любой формы собственности, в которой они работают или с которой сотрудничают. В этих целях высшие и другие учебные заведения предлагают различные по времени курсы, предоставляют своим и приглашённым учёным возможность открыть научные школы.
В этой сети могут обучаться и люди, не имеющие степени бакалавра, и, наоборот, обучающиеся в магистратуре, а также специалисты с высшим образованием. У них одна цель — получить знания и опыт, которые им необходимы для своей деятельности. Эта система позволит любому человеку за свои средства прослушать лекции учёных и специалистов, добившихся существенных результатов в своей области знаний.
Оценщиком знаний и умений человека в этом случае выступает он сам и работодатель.
Предлагаемая организация высшего образования позволит сократить количество вузов и число обучающихся, а, следовательно, и государственные расходы. А это входит в современную стратегию — на заседании Правительства РФ 6 июля 2012 г. было заявлено, что социальные статьи расходов в бюджете будут сокращаться, существенное урезание финансирования произойдёт в образовании, здравоохранении и спорте; приоритетными статьями бюджета в 2013-2015 гг., на армию и полицию, по словам премьер-министра Д. А. Медведева, потратят почти треть бюджета[10].
Учёными при координирующей роли Агентства стратегических инициатив (АСИ) в ходе форсайт-сессий на теплоходе «Ленин» сформулировано предложение принизить роль вузовского диплома. «Диплом о высшем образовании должен перестать играть решающую роль при приёме на работу. А вес ему должна придать бумажка, именуемая сертификатом и выдаваемая, как настаивают авторы проекта, независимыми Ассоциациями профессиональных сообществ. Сейчас уже вовсю идет работа по созданию системы компетенций и квалификаций»[11].
Показательный опыт образовательной системы в ведущих странах мира и укрепляющаяся практика в российской системе говорят о том, что магистральным путём развития является прочная двусторонняя связь «работодатель-вуз», которая позволяет не просто государству, а конкретным его структурам и частным компаниям (то есть прямым работодателям) действенно влиять на разработку учебных программ образовательных систем, вносить свои коррективы в соответствии с потребностями и требованиями рынка труда.
Во всём этом слово за разумным переходом на Болонскую систему. Приверженность к традиционности отвергала её как неприемлемую для нашенских условий, шли длительные разноориентированные дискуссии. В большинстве случаев российские вузовские структуры её воспринимали с осторожностью и предубеждённостью, но немало и тех, которые с умом восприняли эту Европой принятую систему, привнеся в неё свою откровенную заинтересованность. В Интернете натолкнулся на любопытный пример позитивного отношения к возможностям новой системы, удачного сочетания классических подходов и открывшиеся возможности для нововведений — Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова МГУП, готовящий кадры для быстро развивающейся и обновляющейся медиаотрасли. Представлю купюры статьи А. Лыкова «Болонская система: российские вузы на международном образовательном рынке: Грамотное использование всех возможностей новой системы дает положительные результаты»[12].
В университете уверены, что международное сотрудничество позволяет выпускникам чувствовать себя уверенно как на внутреннем, так и на международном рынке труда. «Подготовка специалистов для быстро развивающейся медиаотрасли — а именно это является основной задачей нашего университета — требует постоянного обмена опытом с зарубежными коллегами. Мы убеждены, что международные связи помогают актуализировать программу обучения, готовить специалистов, отлично разбирающихся в современных процессах, и практика подтверждает это. Благодаря сотрудничеству вуза с иностранными партнерами, наши выпускники востребованы как на внутреннем, так и на международном рынке труда», — отмечает ректор Московского государственного университета печати К. Антипов.
Университет действительно имеет договоренности об обмене студентами со многими странами как ближнего, так и дальнего зарубежья: Болгарией, Великобританией, Венгрией, Германией, Китаем, Литвой, США, Францией, Южной Кореей. Среди западных вузов наиболее тесное сотрудничество осуществляется с немецкими Высшей школой средств информации (г. Штутгарт), Бергским университетом (г. Вупперталь), Высшей школой техники, экономики и культуры (г. Лейпциг), Специальной высшей школой (г. Шмалькальден), с Университетом Джунг Бу (Южная Корея). С британским Университетом Оксфорд Брукс и Государственным университетом библиотековедения и информационных технологий Болгарии МГУП реализует программу двойных дипломов, в Бергском университете предусмотрена возможность бесплатных стажировок для студентов университета.
В 2008 г. при поддержке индийской компании APTECH Limited и британской Meridian Technologies при МГУП был создан международный образовательный центр “Arena Multimedia” по подготовке специалистов в области компьютерного дизайна, анимации, 3D-моделирования, веб-технологий и рекламы, который нацелен на предоставление прикладных знаний в самых инновационных областях медиарынка и помогает студентам найти работу в актуальных направлениях — таких как мультимедиа, анимация и веб-дизайн — уже в процессе учебы.
Преподаватели МГУП регулярно проходят курсы повышения квалификации за рубежом на базе крупных европейских вузов: Высшей школы средств информации в Германии, Реймского университета или Университета П. Сабатье во Франции и других. МГУП состоит в различных международных организациях, в том числе в Международной ассоциации исследовательских организаций в области принтмедиа индустрии «ИАРИГАЙ» и Международной ассоциации полиграфических вузов, ежегодно принимает участие в научной конференции Международной ассоциации образовательных учреждений полиграфического профиля.
Международное сотрудничество затрагивает не только образовательный, но и научный процесс. На базе лабораторий МГУП изучаются новейшие методы печати и обработки информации, разрабатываются средства информационной защиты, проводятся независимые экспертизы. Это становится возможным во многом благодаря партнерству с крупными зарубежными производителями печатного и полиграфического оборудования: Heidelberg, Meridian Technologies, Technoform, Hewlett Packard, ExxonMobil Chemical, APTECH, Тоkyо Bоeki и др. Представители компаний Heidelberg, DuPont, MAN Roland и Koenig & Bauer, которые входят в попечительский совет вуза.
«Развитие российского медиарынка и поддержка образования в медиаотрасли — одна из наших главных задач. В 2003 г. мы открыли в Московском государственном университете печати Технологический центр и за несколько лет его работы убедились, что студенты очень ценят возможность получить полезные практические навыки непосредственно в процессе обучения. Каждый год мы организуем курсы для студентов, на которых они изучают процессы печати. Мы рады, что с нашей помощью студенты МГУП могут развивать навыки работы с реальным оборудованием при помощи компетентных специалистов-практиков», — отмечает руководитель направления DuPont Packaging Graphics по Восточной Европе Г. Задоров.
Известный немецкий производитель печатных машин КБА (Koenig & Bauer AG) также осуществляет масштабную программу сотрудничества: строит при МГУП типографию полного цикла, которая позволит выпускать собственную полиграфическую продукцию широкого спектра, привлекая студентов к реальному производству с самого начала учебы. «Концерн КБА сотрудничает с МГУП на протяжении десяти лет. За это время мы неоднократно поставляли вузу современное печатное оборудование, студенты университета проходили обучение на нашем спецкурсе “Печатные машины РСН”, а лучшие из них посетили завод КБА в Радебойле. В мае 2012 г. мы подписали соглашение с Университетом печати, в рамках которого планируем установить в вузе офсетную печатную машину КБА Rapida 75. Она станет основой для создания высокотехнологичной типографии. Мы всегда придавали большое значение российскому медиарынку и рады сотрудничать в вопросе подготовки квалифицированных специалистов полиграфической индустрии», — отмечает вице-президент компании КБА Кристоф Мюллер.
Мы специально прибегли к столь большим купюрам из статьи А. Лыкова, чтобы акцентировать внимание исключительно на конкретных фактах.
По сути эти же вопросы касаются послевузовского образования — аспирантуры и докторантуры. Главное — это качество диссертационных работ, их научная и практическая значимость, оригинальность и новизна. Именно в этом поле большие просчёты и низкая эффективность этой важнейшей части науки. Об этом толкуют постоянно, но результаты никудышные.
Надо признать, что в последний период предпринимаются определённые усилия, но с полным сознанием дела скажу, что научного эффекта практически нет. Скажем, сейчас заседание диссертационного совета записывается на видео и входит в состав аттестационного дела. Говорят, что это делается на случай поступления компрометирующих материалов. Но часто ли это бывает? А ведь повсеместное осуществление этой процедуры дороговато обходится учебным и научным организациям, при которых созданы советы — приобретение оборудования, оплата специалиста, стоимость дисков. Опять же говорят, что камера позволяет фиксировать присутствие членов советов и не разрешает им выйти в ходе заседания. Но минимальная сообразительность позволяет направить камеру на трибуну и выступающих.
По вековой традиции заседание диссертационного совета записывается на магнитофон и расшифровывается стенографисткой — и этого вполне достаточно для работы экспертных советов, да и затраты вполне приемлемы.
Но современная техника позволяет изобретать более серьёзные революционного характера новшества. Предполагается осуществлять трансляцию заседаний диссертационных советов по Интернету. Из печати (лет пять назад) известно, что на федеральном уровне было закуплено соответствующее оборудование, выделено помещение, подготовлены специалисты. Но дело сорвалось опять-таки из-за сложности и дороговизны процедуры. Экспериментально согласно анонсу ВАК была трансляция защиты диссертации — опять же, если этим предполагается контроль, то из заседания можно сделать «конфетку». А если это войдёт в систему, должна быть заблаговременная информация научной общественности, оформление её просмотра инициативно желающими в рабочее время. А в ВАКе, видимо, потребуется иметь штатную профессуру для просмотра интернет-трансляций.
Всё это «игрушки», но никак не магистральный путь совершенствования, повторим, диссертационной составляющей отечественной науки.
В то же время не решаются принципиальной значимости вопросы.
В настоящее время ни ВАК, ни государственные академии не определяют тематику для разработки научных проблем в диссертационных исследованиях даже на соискание ученой степени доктора наук. Диссертационные советы и ВАКовские экспертные советы дают заключения об актуальности и новизне исследования, не имея перечня диссертаций на полках Российской государственной библиотеки. В этом процессе не задействованы «приёмщики» результатов диссертационных исследований, то есть государственные головные научные организации по конкретной тематике. Отсюда установилось «не опровержимое» заключение об использовании научного труда доктора и кандидата наук — «в курсе лекций» конкретного учреждения.
Не определены критерии заключений экспертов. Не подлежит сомнению, что за недочёты нормативного характера диссертационным советам и соискателям возможны замечания. Касательно содержания диссертации, её выводов, то здесь не должно применяться право «последней инстанции», нельзя пренебрегать мнением большого числа крупных (т. е. докторов наук) учёных — научных руководителей и консультантов, профессоров выпускающей кафедры, официальных оппонентов, ведущей организации, членов диссертационных советов.
Возьмём исторический вопрос, по которому многие десятилетия ведутся споры и дискуссии, — оценка первых руководителей Советского государства. Убедительно говорит приведённый ранее факт — Ю. С. Пивоваров, академик Российской академии наук, доктор исторических наук, профессор, директор Института научной информации по общественным наукам РАН в передаче «Сталинобус» по третьему каналу федерального телевидения 5 мая 2012 г. назвал В. И. Ленина и И. В. Сталина бандой, швалью[13]. А ведь он и по научному и по государственному статусу является в высшей степени экспертом. Следовательно, если человек (скажем, В. Р. Мединский, который такой же доктор исторических наук, профессор, депутат Государственной Думы ФС РФ нескольких созывов, нынешний министр культуры РФ) открыто (в том числе в столкновении точек зрения с Пивоваровым в передаче «Исторический процесс»[14]) занимает иную позицию, то на его исследование могло лечь вето. Официальная оценка исследования должна быть корректной, обоснованной. В Положении о ВАК Министерства образования и науки РФ говорится: «Основными принципами деятельности Комиссии являются компетентность, независимость, объективность, открытость и соблюдение норм профессиональной этики»[15]. Формулировка идеальна, и она ни в коем случае не допускает субъективности в научных оценках, а, следовательно, учёта мнения всех перечисленных (в каждом случае более 40) докторов наук. И на самом диссертационном совете возможны разные точки зрения на научную проблему.
Предложим вариант для докторских диссертаций.
ВАК по каждой науке определяет научные направления и определяет головные организации с соответствующим их утверждением. Эти организации проводят следующую работу:
ведут каталог всех защищённых докторских и кандидатских диссертаций по данному направлению науки;
разрабатывают от имени государства тематику для будущих диссертационных исследований;
рассматривают предложения государственных и негосударственных учебных и научных учреждений и частных лиц по тематике диссертационных исследований, дают необходимые консультации и утверждают её, тем самым эти организации несут ответственность перед государством о целесообразности и важности одобряемой тематики диссертаций, а перед обратившимися к нему учреждениями и исследователями за одобрение тематики конкретных диссертаций.
на протяжении выполнения соискателями диссертационных исследований осуществляют квалифицированные консультации, в обязательном порядке дают заключения по диссертациям, высказывает рекомендации по возможным оппонирующим организациям и официальным оппонентам, содействуют публикации материалов диссертации в изданиях по Списку ВАК, в том числе издаваемых данной организацией. Утверждённые ВАК организации по направлениям науки в определённой (достаточно высокой) мере несут ответственность за соответствие диссертаций положениям, принятым правительством РФ.
Таким образом, в научном плане помимо диссертационных советов ответственность за диссертационные работы несут утверждённые ВАК организации по направлениям науки. Подчеркиваем, мы не говорим о нарушениях показателей нормативного характера, которые незыблемы и за которые несут ответственность диссертационные советы перед государством в лице ВАК Министерства образования и науки РФ.
Государственные органы вменяли бы в обязанность организаций по отраслям науки проведение указанной работы и соответственно включают в статьи бюджетного расходования. Помимо этого могла бы быть система оплаты со стороны соискателей за научно-организационные услуги, как, например, в образовательной школе широко практикуется за дополнительные занятия. В этом случае при организации дополнительных занятий мог бы осуществляться контроль за установлением размера оплаты, который был бы сдержанным по сравнению с частными услугами. Сегодня на входе в мой дом висит объявление: «Мы не просто языковые курсы — мы уникальные специалисты! И настоящие профессионалы! Только сейчас целый час обучения английскому языку с индивидуальным высококвалифицированным преподавателем стоит всего 650 рублей!». В школе моего правнука час занятий по языку стоит 150 рублей. Разница чувствительная.
В этой связи возможное обретение негосударственными учебными заведениями своего важнейшего предназначения — гибкость и маневренность учебного процесса, установление оригинальных курсов, предоставление известным учёным возможности чтения спецкурсов, организация системы дополнительного образования. Этим процессом могут охватываться студенты, аспиранты, люди, специалисты и другие желающие пополнить свои знания на современном уровне.
Особо оговорим требование публикаций в журналах (изданиях) по Списку ВАК — «Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание учёных степеней доктора и кандидата наук». Последняя редакция от 17 июня 2011 г. История этого вопроса заслуживает особого рассмотрения, коснёмся существа. В Интернете много говорится о том, что это помимо научной значимости это материально довольно доходная статья. Журналы определялись по направлениям науки, но в последней редакции это условие исчезло. В некоторых журналах публикуются статьи по десяти наукам — можно представить трудности рецензирования учёными, которые, как правило, обходятся стороной. Опубликоваться довольно сложно, и не по научным требованиям, а по формальным установкам журналов, которые приписаны к конкретному изданию. Распространялись ажиотажные заявления о необходимом наборе количества изданий с идущими отсюда последствиями.
Здесь также (по типу утверждаемых ВАК организаций на направлениям науки) вполне возможно определить издания по отраслям науки. Выше мы упомянули отечественную историю, коснёмся её и в отношении журналов. Можно было бы к журналу «Отечественная история» открыть специальное приложение для публикации научных результатов диссертаций. В нём помимо редколлегии создается массивная консультационная коллегия из научно-действующих учёных (в основном историков) со всей страны, которым с учётом научных знаний направляются присланные в издание статьи на официальную рецензию. В редакции ведется хронологический учёт поступающих статей с соответствующим соблюдением порядка и сроков их рассмотрения. Количество выпусков определяется поступившими статьями. Издание платное по цене близкой к себестоимости. При таком порядке соискатели должны иметь обязательные публикации только в этом Приложении.
Кроме того, следует более чётко определить установленный Положением о порядке присуждения учёных степеней статус монографий, публикаций в интернете и на научных конференциях. Как нам представляется, для докторской работы главным и обязательным должна быть публикация монографии.
Предлагаемая процедура обслуживания подготовки диссертаций касается только докторских работ. Для кандидатских при их внушительном массиве нужны иные подходы, хотя при сегодняшних требованиях к кандидатским диссертациям отдалять их слишком далеко от докторских не следует.
5 сентября 2012 г. министр образования и науки РФ Д. В. Ливанов заявил, что только университеты с высокими показателями научной деятельности получат возможность реализовывать программы обучения в магистратуре и аспирантуре, остальным придётся ограничиться бакалавриатом. По его словам, должно остаться 100–150 вузов, где готовят магистров, а аспирантов и докторантов будут готовить ещё меньшее количество университетов, требования к подготовке будут повышаться[16].
В силу многих, очень многих просчётов в организации подготовки остепенённых учёных понимаю нового министра, мысленно поддерживаю. Решать эти важнейшие вопросы нельзя спонтанно, надо хорошо всё продумать в интересах отечественной науки, семь раз отмерить, чем рубить секирой. Но добраться до важнейшей отрасли науки — диссертационной — надо и как можно быстрее.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Наумов И. Открытое правительство выпустило пар на Мясницкой: Обсуждение законопроекта «Об образовании» перекрыло половину центральной части Москвы [Электронный ресурс] // Независимая + НГ — Exlibris. 26.07.2012. http://www.ng.ru/economics/2012-07-26/1_pravitelstvo.html (дата обращения: 27.07.2012).
[3] Председатель Правительства Российской Федерации Д. А. Медведев встретился с экспертами «Открытого Правительства». Стенограмма. 25.07.2012 г. [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации. URL: http://government.ru/docs/19799/ (дата обращения: 26.07.2012).
[7] Сергеев М. Кризис подталкивает граждан к освоению новых профессий. А предприятия снижают расходы на кадровые программы [Электронный ресурс] // Независимая газета. 20.07.2012. URL: http://www.ng.ru/economics/2012-07-20/4_profession.html (дата обращения: 20.07.2012).
[8] Председатель Правительства Российской Федерации Д. А. Медведев встретился с экспертами «Открытого Правительства». Стенограмма. 25.07.2012 г. [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации. URL: http://government.ru/docs/19799/ (дата обращения: 26.07.2012).
[9] Лётчик-космонавт Леонов: власти развалили систему подготовки пилотов и теперь хотят нанимать небесных гастарбайтеров [Электронный ресурс] // Newsru.com. 6.07.2012. URL: http://www.newsru.com/russia/06jul2012/leonov.html (дата обращения: 8.07.2012).
[10] Высоцкая М. Треть бюджета отдали армии и полиции. Приоритетными в ближайшую трехлетку станут расходы на оборону и правоохранительные органы, заявил премьер [Электронный ресурс] // Ежедневная электронная газета «Утро». 6.07.2012. URL: http://www.utro.ru/articles/2012/07/06/1057548.shtml (дата обращения: 06.07.2012).
[11] Савицкая Н. Диплом теперь ничто: грядут существенные изменения в вузах // Независимая газета. 22.08.2012 г. [Электронный ресурс] // Независимая газета. URL: http://www.ng.ru/education/2012-08-22/7_diplom.html (22.08.2012).
[12] Лыков А. Болонская система: российские вузы на международном образовательном рынке: Грамотное использование всех возможностей новой системы дает положительные результаты [Электронный ресурс] // Ежедневная электронная газета «Утро». 29.06.2012. URL: http://utro.ru/articles/2012/06/29/1056052.shtml (дата обращения: 8.07.2012).
[13] «СТАЛИНОБУСЫ», ведущий Роман Бабаян [Электронный ресурс] // 3 канал. 5.05.2012. URL: http://www.3channel.ru/pg050512 (дата обращения: 8.05.2012).
[14] Исторический процесс: «Великая Отечественная война: от начала Второй мировой до праздника Победы сегодня». Вып. 22 [Электронный ресурс] // Телеканал «Россия 1». 16.05.2012. URL: http://russia.tv/video/show/brand_id/9777/video_id/127465 (дата обращения: 4.07.2012).
[15] Положение о высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации: Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. № 474 [Электронный ресурс] // Высшая аттестационная комиссия. URL: http://vak.ed.gov.ru/ru/docs/?id54=1&i54=1 (дата обращения: 5.07.2012).
[16] Агранович М., Ионова Л. Кандидат на вылет: вузов с аспирантурой станет меньше [Электронный ресурс] // Российская газета. 6.09.2012 г. URL: http://www.rg.ru/2012/09/06/asprantura.html (дата обращения: 6.09.2012).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агранович М., Ионова Л. Кандидат на вылет: вузов с аспирантурой станет меньше [Электронный ресурс] // Российская газета. 6.09.2012 г. URL: http://www.rg.ru/2012/09/06/asprantura.html (дата обращения: 6.09.2012).
Высоцкая М. Треть бюджета отдали армии и полиции. Приоритетными в ближайшую трехлетку станут расходы на оборону и правоохранительные органы, заявил премьер [Электронный ресурс] // Ежедневная электронная газета «Утро». 6.07.2012. URL: http://www.utro.ru/articles/2012/07/06/1057548.shtml (дата обращения: 06.07.2012).
Исторический процесс: «Великая Отечественная война: от начала Второй мировой до праздника Победы сегодня». Вып. 22 [Электронный ресурс] // Телеканал «Россия 1». 16.05.2012. URL: http://russia.tv/video/show/brand_id/9777/video_id/127465 (дата обращения: 4.07.2012).
Лётчик-космонавт Леонов: власти развалили систему подготовки пилотов и теперь хотят нанимать небесных гастарбайтеров [Электронный ресурс] // Newsru.com. 6.07.2012. URL: http://www.newsru.com/russia/06jul2012/leonov.html (дата обращения: 8.07.2012).
Лыков А. Болонская система: российские вузы на международном образовательном рынке: Грамотное использование всех возможностей новой системы дает положительные результаты [Электронный ресурс] // Ежедневная электронная газета «Утро». 29.06.2012. URL: http://utro.ru/articles/2012/06/29/1056052.shtml (дата обращения: 8.07.2012).
Наумов И. Открытое правительство выпустило пар на Мясницкой: Обсуждение законопроекта «Об образовании» перекрыло половину центральной части Москвы [Электронный ресурс] // Независимая + НГ-Exlibris. 26.07.2012. http://www.ng.ru/economics/2012-07-26/1_pravitelstvo.html (дата обращения: 27.07.2012).
Положение о высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации: Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. № 474 [Электронный ресурс] // Высшая аттестационная комиссия. URL: http://vak.ed.gov.ru/ru/docs/?id54=1&i54=1 (дата обращения: 5.07.2012).
Председатель Правительства Российской Федерации Д. А. Медведев встретился с экспертами «Открытого Правительства». Стенограмма. 25.07.2012 г. [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации. URL: http://government.ru/docs/19799/ (дата обращения: 26.07.2012).
Савицкая Н. Диплом теперь ничто: грядут существенные изменения в вузах // Независимая газета. 22.08.2012 г. [Электронный ресурс] // Независимая газета. URL: http://www.ng.ru/education/2012-08-22/7_diplom.html (22.08.2012).
Сергеев М. Кризис подталкивает граждан к освоению новых профессий. А предприятия снижают расходы на кадровые программы [Электронный ресурс] // Независимая газета. 20.07.2012. URL: http://www.ng.ru/economics/2012-07-20/4_profession.html (дата обращения: 20.07.2012).
«СТАЛИНОБУСЫ», ведущий Роман Бабаян [Электронный ресурс] // 3 канал. 5.05.2012. URL: http://www.3channel.ru/pg050512 (дата обращения: 8.05.2012).
Шолохов А. Не корысти ради // Вузовский вестник. 2012. 16–31 мая. № 10 (154). С. 1.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
Agranovich M., Ionova L. Kandidat na vylet: vuzov s aspiranturoi stanet men'she [Elektronnyi resurs] // Rossiiskaia gazeta. 6.09.2012 g. URL: http://www.rg.ru/2012/09/06/asprantura.html (data obrashcheniia: 6.09.2012).
Vysotskaia M. Tret' biudzheta otdali armii i politsii. Prioritetnymi v blizhaishuiu trekhletku stanut raskhody na oboronu i pravookhranitel'nye organy, zaiavil prem'er [Elektronnyi resurs] // Ezhednevnaia elektronnaia gazeta «Utro». 6.07.2012. URL: http://www.utro.ru/articles/2012/07/06/1057548.shtml (data obrashcheniia: 06.07.2012).
Sholokhov A. Ne korysti radi // Vuzovskii vestnik. 2012. 16–31 maia. № 10 (154). S. 1.
Криворученко Владимир Константинович — доктор исторических наук, профессор, заместитель начальника Управления аспирантуры, докторантуры и научной работы, профессор кафедры истории Московского гуманитарного университета, академик Академии гуманитарных наук, действительный член Национальной академии ювенологии, Почетный работник сферы молодежной политики Российской Федерации. Тел.: +7 (499) 374-68-87.
Krivoruchenko Vladimir Konstantinovich, Doctor of Science (history), professor, the vice-chief of the Postgraduate / Doctoral Education and Scientific Work Board at Moscow University for the Humanities, member of the Academy of the Humanities, corresponding-member of the Russian Academy of Natural Sciences, member of the National Academy of Juvenology, the Honorary worker in the sphere of youth policy of the Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-68-87.