Poliakov O. Yu., Lukov Vl. A. The Metaphysical School
Аннотация ◊ В статье рассматривается английская разновидность литературы маньеризма и барокко XVII века — «метафизическая школа». Авторы раскрывают особенности эстетики поэтов-метафизиков, младших современников У. Шекспира: Дж. Донна, Дж. Герберта, Р. Крэшо, Г. Воэна и др.
Ключевые слова: метафизическая школа, современники Шекспира, Дж. Донн, Дж. Герберт, Р. Крэшо, Г. Воэн, маньеризм, барокко.
Abstract ◊ The paper considers an English form of the literature of Mannerism and Baroque of the 17th century — the metaphysical school. The authors describe the features of the aesthetics of the metaphysical poets, the younger contemporaries of W. Shakespeare: J. Donne, G. Herbert, R. Crashaw, H. Vaughan, etc.
Keywords: the metaphysical school, Shakespeare’s contemporaries, J. Donne, G. Herbert, R. Crashaw, H. Vaughan, the Mannerism, the Baroque.
Метафизическая школа — направление в английской поэзии XVII века, развивавшееся со времен Шекспира (метафизики были его младшими современниками) до 1640-х годов и выразившее барочную направленность лирики группы художников, которые восприняли поэтику Дж. Донна (англ. вариант литературы барокко). Определение «метафизическая» применительно к поэзии Дж. Донна, Дж. Герберта, Р. Крэшо, Г. Воэна и других, менее значимых авторов вошло в широкое употребление литературоведов и критиков после публикации «Жизнеописания Каули» Сэмюеля Джонсона (1777), в котором осуждалось отступление метафизиков от принципов подражания природе, проявившееся в усложненной метафорике их творчества.
Понятие школы в отношении метафизических поэтов довольно условно, поскольку они не объединялись и не создавали общих эстетических манифестов и поскольку их эстетические и художественные ориентации значительно варьировались; различной была и рецепция творчества Джона Донна, но, в целом, метафизические поэты восприняли лирическую энергичность его стихов, основанных на индивидуальном переживании действительности, заимствовали его стилевые приемы, пристрастие к парадоксальным образам-концептам, символике. Значительная часть произведений метафизиков пронизана религиозными мотивами и выражает ощущение дисгармоничности мироздания, не поддающегося рационалистической интерпретации.
Английская литература этого периода знает взлеты и падения, ренессансный гуманизм испытывает кризис. Не случайно именно в Англии философ Томас Гоббс (1588–1679) в «Левиафане» (1659), осмысливая истинную сущность новых, буржуазных отношений, вспомнил фразу Плавта “Homo homini lupus est” («Человек человеку волк»). Поздний гуманизм представлен в творчестве Бена Джонсона, других младших современников Шекспира. Особый интерес представляет «Анатомия меланхолии» (1621) Роберта Бертона (1577–1640) — своего рода энциклопедия позднего гуманизма.
Понятие меланхолии, но в другом ключе (меланхолия как мечтательность, печальная задумчивость, трагическое мироощущение) разрабатывали Джон Донн и представители «метафизической школы» в поэзии. В эту группу входили Дж. Герберт, Г. Воган, Р. Крэшоу и другие поэты.
Метафизическая школа воплотила эстетику барокко в ее английском варианте. Выход из меланхолического состояния метафизики находили в мистике и эротике. Поэтике школы присущи умозрительность, дисгармоничность, особого рода формализм, воплощенный в понятии “concept” («концепт») — так «метафизики» называли необычную, развернутую, усложненную метафору.
Образ лирического героя, трагически переживающего бренность всего сущего, несовершенство человеческой природы и стремящегося трансцендировать за пределы земного, приблизиться к вечному, является центральным в поэзии Джорджа Герберта (George Herbert, 1593–1633). В его единственном поэтическом сборнике «Храм» (1633) прославляется величие Творца, для чего используются эмблематические приемы (выражение религиозных идей в графических образах-символах, в особом расположении поэтических строк, воспроизводящих материальные объекты — алтарь, «пасхальные крылья» птицы и др.; материализация абстрактных понятий; символизация названий стихов).
В творчестве Генри Воэна (Henry Vaughan, 1621–1695), как и у Герберта, выражено интенсивное религиозное переживание бытия, «внутреннее ощущение чуда», при этом, в отличие от Герберта, Воэн последовательно воплощает образы природы, стремясь обнаружить, как божественное начало проявляется в сотворенном мире в виде эмблем. Образ Бога у Воэна представлен в соответствии с неоплатоновскими идеями как воплощение «созидательного духа природы» (сб. «Кремень искросыплющий», 1650–1655; и др.).
Особое место среди метафизических поэтов принадлежит Ричарду Крэшо (Richard Crashaw, 1613–1649), автору книг «Забавы муз», «Ступени к храму» (1646), чье творчество в большей мере связано не с национальными, а с континентальными традициями. Подобно итальянскому поэту Дж. Марино, ранний Крэшо использовал метафоры с затемненным смыслом, стремился изобразить обыденное в необычном свете. В дальнейшем творчестве Крэшо испытал влияние испанских поэтов, в частности Тересы де Хесус, проявившееся в стремлении представить внутреннее мистическое переживание посредством чувственных метафор. Стихи Крэшо отличаются повышенной декоративностью стиля, превосходящей барочно-орнаментальные изыски его коллег по «школе».
В 1640-х гг. метафизическая поэзия испытала кризис, выразившийся в переусложнении художественной формы произведений, в нечуткости ее представителей к новым духовным запросам общества и грядущим изменениям жанрово-стилевых структур, — новый этап развития английской поэзии XVII века будет связан с деятельностью прежде всего Дж. Мильтона и Дж. Драйдена.
Значение поэтических экспериментов метафизиков было оценено по достоинству лишь в XX веке, когда была осознана родственность их поэтики исканиям модернизма. Особую роль в этом возрождении памяти о метафизической школе сыграл крупнейший английский поэт ХХ века Т. С. Элиот.
Лит.: Nuis H. J.,Van. The “Heart in Pilgrimage”: A Study of George Herbert's Life and Style. Ann Arbor : University of Michigan Press, 1972; Горбунов А. Н. Джон Донн и английская поэзия XVI–XVII вв. М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1993; Макуренкова С. А. Джон Данн: поэтика и риторика. М. : Академия, 1994; Шайтанов И. О. Уравнение с двумя неизвестными. Поэты-метафизики Джон Донн и Иосиф Бродский // Вопросы литературы. 1998. № 6. С. 3–39; Falloon J. Heart in Pilgrimage : A Study of George Herbert. Milton Keynes : AuthorHouse, 2007; Sullivan C. The Rhetoric of the Conscience in Donne, Herbert, and Vaughan. Oxford : OxfordUniversity Press, 2008; Горбунов А. Н. Три великих поэта Англии: Донн, Милтон, Вордсворт. М. : Издательство МГУ, 2012.
Bibliography (transliteration): Nuis H. J.,Van. The “Heart in Pilgrimage”: A Study of George Herbert's Life and Style. Ann Arbor : University of Michigan Press, 1972; Gorbunov A. N. Dzhon Donn i angliiskaia poeziia XVI–XVII vv. M. : Izd-vo Mosk. gos. un-ta, 1993; Makurenkova S. A. Dzhon Dann: poetika i ritorika. M. : Akademiia, 1994; Shaitanov I. O. Uravnenie s dvumia neizvestnymi. Poety-metafiziki Dzhon Donn i Iosif Brodskii // Voprosy literatury. 1998. № 6. S. 3–39; Falloon J. Heart in Pilgrimage : A Study of George Herbert. Milton Keynes : AuthorHouse, 2007; Sullivan C. The Rhetoric of the Conscience in Donne, Herbert, and Vaughan. Oxford : Oxford University Press, 2008; Gorbunov A. N. Tri velikikh poeta Anglii: Donn, Milton, Vordsvort. M. : Izdatel'stvo MGU, 2012.
Поляков Олег Юрьевич— доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой зарубежной литературы и английского языка Вятского государственного гуманитарного университета.
Poliakov Oleg Yurievich, Doctor of Science (philology), professor, the head of the Foreign Literature and the English Language Department at Vyatka State University for the Humanities.
Луков Владимир Андреевич — доктор филологических наук, профессор, директор Центра теории и истории культуры Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной академии наук (IAS, Инсбрук) и Международной академии наук педагогического образования. Тел.: +7 (499) 374-75-95.
Lukov Vladimir Andreevich, Doctor of Science (philology), professor, the director of the Theory and History of Culture Center of the Institute of Fundamental and Applied Studies at Moscow University for the Humanities, honoured scientist of the Russian Federation, full-member of the International Academy of Science (Innsbruck) and the International Teacher’s Training Academy of Science. Tel.: +7 (499) 374-75-95.