Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / № 8 2010 – Экономика и право
Акиншина Г. В., Быков Ю. В. Опыт проведения студенческой предметной олимпиады по криминалистике и судебной экспертизе
УДК 340.115(075)
Akinshina G. V., Bykov Yu. V. Experience in Conducting of Student Academic Competitions in the Field of Forensics and Legal Expertise
Аннотация ◊ В настоящей работе рассмотрен опыт проведения в Ставропольском государственном университете студенческой предметной олимпиады по криминалистике и судебной экспертизе. Приведены примеры задач, ставившихся перед студентами, описана методология проведения олимпиады. Результаты, показанные студентами, проанализированы в сопоставлении с результатами текущей аттестации по соответствующим учебным дисциплинам, сделан вывод о наличии проблемы рассогласования уровня личностно-профессионального развития юристов-выпускников вузов и уровня требований к ним практики.
Ключевые слова: студенческая предметная олимпиада, криминалистика, судебная экспертиза.
Abstract ◊ The experience of conducting of student academic competition in the field of forensic science and inquiry is considered in this article by the example of Stavropol State University. There are some exemplary problems that have been raised in the face of students on the competition. The competition methodology is described. The students’ results are analyzed in the comparison with the current report on the academic progress in respective subjects. In the paper the authors come to the conclusion that there is a problem of non-coincidence between the level of personal and professional development of young lawyers and the level of practice requirements for them.
Keywords: student academic competition, forensic science, forensic inquiry.
Профессиональная юридическая деятельность отличается сложностью и многогранностью. В процессе профессиональной подготовки юристов особенно велика и ответственна роль вуза, который в процессе обучения и воспитания должен развить в личности обучаемого профессионально значимые качества, умения и навыки, адекватные требованиям юридической деятельности. Содержательно развитие таких качеств следует соотносить с формированием ключевых компетентностей, т. е. обеспечением уровня обученности социальным и индивидуальным формам активности, который позволит индивиду в рамках своих способностей и статуса успешно функционировать в обществе[1]. Как известно, нередки случаи, когда выпускники вуза по успехам своей профессиональной деятельности располагаются в ином ранговом порядке, нежели это было во время учебы. Указанная проблема объясняется в первую очередь тем, что успехи в практической деятельности определяются не только академической оценкой полученных знаний и способностей к обучению, но и целым рядом иных показателей, которые в учебном процессе зачастую не реализуются, не проверяются и не развиваются в достаточной степени[2]. В числе указанных «проблемных» показателей необходимо отметить способность к решению творческих профессиональных задач, требующих нестандартной комбинации имеющихся знаний, умения проявить свои способности в условиях ограничения времени и ресурсов.
Перспективным направлением совершенствования учебного процесса, способствующим развитию у студентов нестандартного мышления является олимпиадное движение, активно разрабатываемое и внедряемое в последние годы не только на вузовском уровне, но и в рамках федеральных проектов[3].
Студенческие олимпиады позволяют реализовать в процессе обучения профессиональные и социальные контексты будущей профессиональной деятельности, формировать у обучающихся навыки творческой индивидуальной и коллективной работы, готовят студентов к научно-исследовательской деятельности.
В результате участия в олимпиадном движении студенты приобретают такие качества, как собранность, целеустремленность, интерес к науке, нестандартность мышления, творческую активность, широту взглядов и эрудицию, умение сконцентрироваться и решать параллельно проблемы несовпадающих направлений. При подготовке и проведении студенческих олимпиад качественное и количественное изменение всей структуры возможностей человека происходит за счет усложнения способов удовлетворения познавательной потребности: от типовых задач к эвристическим, от уяснения поставленной проблемы до самостоятельной постановки задачи и проведения научного поиска.
В процессе решения олимпиадных задач можно выделить следующие этапы творческой деятельности: осознание проблемы, рождение гипотезы, разработка модели решения задачи, реализация выбранного алгоритма и критический анализ проделанной работы.
В соответствии с перечисленными этапами творческой деятельности сформулируем требовании, предъявляемые к студенту, участвующему в олимпиадах:
- необходимые для погружения в информационное поле задачи: высокий интеллект, умение наблюдать, выделять главные и второстепенные объекты, уяснять взаимосвязь между ними;
- на этапе разработки алгоритма решения: развитость воображения, способность к комбинированию, созиданию новых знаний из уже имеющихся;
- на этапе критической проверки: способность к анализу, критичность.
При проведении командных туров олимпиад, к перечисленным требованиям необходимо добавить организационные способности хотя бы одного из участников олимпиадной команды.
Сопоставляя перечисленные требования с результатами исследований профессиональной юридической деятельности, выделяющими в ней поисковый, коммуникативный, удостоверительный, организационный, конструктивный, социальный аспекты[4],[5], заметим их взаимную согласованность.
Представляется, что олимпиадное движение, как проявление единства теоретической и практической подготовки обучающегося, позволит приблизить уровень выпускников юридических вузов к требованиям, предъявляемым практикой, и приблизить ранговое распределение студентов к аналогичному — по окончании вуза.
В 2009–2010 учебном году на юридическом факультете Ставропольского государственного университета впервые проводилась внутривузовская олимпиада по криминалистике и судебной экспертизе для студентов 4 курса специальности «Юриспруденция». К основным характеристикам олимпиады следует отнести ее высокую практическую ориентированность: в качестве композиторов задач выступили специалисты-практики, в т. ч. следователи следственного управления при Следственном комитете РФ и эксперты Бюро независимой технической экспертизы СГУ. Олимпиада проводилась в три тура, заданием первого тура было написание эссе на заданную тему, второй и третий туры были посвящены решению задач, связанных с аспектами назначения судебных экспертиз и оценкой заключения судебного эксперта.
В соответствии с позицией С. М. Корнеева, для достижения методической полноты задачи составлялись с максимально полной формулировкой, возможностью решения по четкому плану. Каждый факт или событие, упомянутые в задаче, требовали юридической оценки путем постановки связанных с ними вопросов, на каждый из которых можно было дать однозначный категорический ответ. Предполагалось, что в полном ответе студент должен показать, как он применяет ту или иную норму права, дать ее толкование, в соответствующих случаях сослаться на разъяснение данной нормы, содержащееся в постановлениях Пленумов Верховного суда РФ, Пленумов Высшего арбитражного суда РФ, а также на ее доктринальное толкование.
В соответствии с общими требованиями, решение задач было письменным, на его подготовку отводились 1 сутки в заочной форме, при этом студенты изначально ориентировались на использование правовых информационных систем (Консультант Плюс, Гарант и пр.), ресурсов сети интернет и иных источников.
Во избежание появления одинаковых ответов студенты в случайном порядке были разбиты на олимпиадные микрогруппы, каждой из которых было предоставлено индивидуальное задание эквивалентного уровня сложности. Требования к необходимости строго индивидуального решения не предъявлялись. Итоги решения задач подводились в индивидуальном зачете членами жюри, которое формировалось из числа независимых экспертов. Материалы заданий олимпиады были размещены на сайте Бюро НТЭ СГУ (http://www.expert.stavsu.ru/) и включали, например, задачи следующего вида:
«1. Судом рассматривается ходатайство о назначении строительно-технической экспертизы по вопросу наличия скрытых дефектов в строительной конструкции. Специалист дал в судебном заседании пояснения о том, что для разрешения данного вопроса необходимо проведение технического обследования конструкции. Сформулируйте требования к экспертному учреждению (организации).
2. Вы — судья Арбитражного суда. На Ваш запрос в порядке ВАС-66 поступили ответы о возможности производства судебной экспертизы от двух различных организаций А и В. В ответе организации А указано, что экспертиза может быть произведена за 30 дней, при этом ее стоимость составит 350 тыс. руб., в ответе организации В указано, что экспертиза может быть произведена за срок не менее 2.5 месяцев, при этом ее стоимость составит 300 тыс. руб. Прочие параметры можно признать равными. Обоснуйте выбор экспертной организации.
3. В здании банка были захвачены заложники, преступники были замаскированы, им удалось скрыться. Потерпевшие показывают, что один из преступников часто (с периодичностью 10–15 мин) разговаривал по сотовому телефону, притом, как им кажется, с одним и тем же лицом. Вы — следователь. В ходе расследования Вы изъяли записи журнала оператора сотовой связи. Какой вид экспертизы может быть назначен в данной ситуации? Какие вопросы поставлены перед экспертом?
4. В заключении эксперта приводятся результаты измерений, при этом не указываются методы измерений и примененные средства измерения. Может ли быть признан достоверным полученный результат? Ответ обоснуйте.
5. В заключении эксперта содержится формулировка «Ввиду отсутствия того, что вопрос 4 определения суда предложен к постановке истцом в деле (см. протокол судебного заседания от хх.хх.2008 г., который отказался от оплаты экспертизы, вопрос в рамках настоящего заключения не решается». Вправе ли эксперт таким образом отказываться от дачи заключения по поставленному судом вопросу?
6. В ходе ведения следственных действий возникла необходимость в изъятии баз данных бухгалтерской системы 1С. Известно, что базы данных хранятся на файловом сервере организации. В момент изъятия бухгалтерий ведется работа с базами данных. Изложите порядок изъятия, упаковки и опечатывания вещественных доказательств.
7. В сети Интернет на городском форуме опубликована информация, порочащая честь и достоинство мэра города. Каким образом может быть получена и сохранена информация, имеющая доказательственное значение по делу? Предложите варианты решения.
8. На одежде, снятой с трупа человека, погибшего в результате ранений, нанесенных ему холодным оружием при совершении на него разбойного нападения, имеются разрезы ткани, пятна крови, предполагается наличие микрочастиц, произошедших вследствие контакта этой одежды с одеждой нападавшего, а на отдельных ее частях (пуговицах, клапанах карманов) — наличие отпечатков этого лица. Укажите последовательность назначения судебных экспертиз.
9. В заключении эксперта по судебной строительно-технической экспертизе фактический объем извлеченного грунта определен методом лазерного сканирования. Указанный метод имеет неопределенную погрешность измерения. Возможно ли признать заключение достоверным? Ответ обоснуйте».
Участие в олимпиаде приняли 32 студента. После подведения итогов было проведено независимое анонимное анкетирование участников, которое позволило выяснить мнение студентов о реализованном проекте, его достоинствах и недостатках как с точки зрения общей идеи, так и с точки зрения реализации.
Анализ результатов проведенного анкетирования позволил сделать ряд принципиально важных выводов. Во-первых, ответы респондентов показывают, что предметные олимпиады привлекательны для студентов как форма обучения, максимально приближенная к практической деятельности, при этом наибольший интерес они представляют для тех студентов, которые отвечают требованиям, сформулированным выше для участников олимпиад, т. е. тем, для которого интеллектуальная деятельность является средством самовыражения и самоутверждения. Участие специалистов-практиков, как видно из ответов респондентов, позволило не только обеспечить дополнительную степень заинтересованности участников, но и в целом способствовало формированию положительного имиджа интеллектуального труда и побудительных мотивов для дальнейшего самосовершенствования.
Результаты проверки второго и третьего тура с последующим сравнением их с результатами академической успеваемости продемонстрировали слабую коррелированность между указанными множествами. Уровень корреляции результатов текущей аттестации студентов и результатов олимпиады в среднем составил -0,261. Как видно из рисунка 1, многие из успешно занимающихся студентов показали весьма посредственный результат на олимпиаде, и напротив — некоторые слабо обучающиеся студенты показали достаточно высокий уровень решения олимпиадных задач.
Рис. 1 — Сравнение результатов текущей аттестации и результатов олимпиады
Таким образом, в настоящей работе сформулирована проблема рассогласования уровня личностно-профессионального развития юристов-выпускников вузов и уровня требований к ним практики, продиктованным резко возросшей общественной потребностью в компетентных юристах, способных эффективно решать профессиональные задачи адвокатов, сотрудников корпоративных юридических служб, работников правоохранительных органов, предложен путь ее решения путем использования предметных олимпиад, а также проанализирован опыт проведения предметной олимпиады по криминалистике и судебной экспертизе в Ставропольском государственном университете.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Автореф. дис. докт. псих. наук. Л., 1991.
[2] Левитан К. М. Юридическая педагогика : учебник. М. : Норма, 2008.
[3] Быков Ю. В., Колесникова М. Е., Пржиленский В. И. Организация и проведение интернет-олимпиад как средство повышения качества послевузовского профессионального образования // Вестник Ставропольского государственного университета. 2009. № 64(5). С. 5–13.
[4] Васильев В. Л. Юридическая психология. СПб., 1997.
[5] Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. М., 2004.
Акиншина Галина Владимировна — кандидат технических наук, руководитель Бюро независимой технической экспертизы Ставропольского государственного университета. Тел.: +7 (8652) 35-34-78; +7 (9624) 40-97-79.
Akinshina Galina Vladimirovna — a Candidate of Science (engineering), the head of Independent Technical Inquiry Bureau at Stavropol State University. Tel: +7 (8652) 35-34-78; +7 (9624) 40-97-79.
E-mail: expert@stavsu.ru
Быков Юрий Валерьевич — начальник методического отдела Центра мониторинга послевузовского образования Ставропольского государственного университета. Тел.: +7 (8652) 35-34-78; +7 (918) 773-23-44.
Bykov Yuriy Valerievich — the director of Methodological Department of the After-graduating Education Monitoring Center at Stavropol State University. Tel: +7 (8652) 35-34-78; +7 (918) 773-23-44.
E-mail: antekov@stavsu.ru
|
|
|
|
Вышел в свет
№4 журнала за 2021 г.
|
|
|