Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / № 6 2010 – История
Богаткевич Т. А. Деятельность государственных органов по укреплению и развитию главной военно-морской базы Черноморского флота — г. Севастополя в 1963–1991 годах
УДК 33; 36; 37
ББК 65.441
Б 73
Bogatkevich T. A. Work of State Structures for Consolidation and Development of the Main Naval Base of the Black Sea Fleet — Sevastopol City in 1963–1991
Аннотация ◊ Рассмотрены вопросы развития членения городской территории Севастополя на планировочные зоны: расселения, труда и отдыха с учетом и взаимной увязкой экономических, функциональных и архитектурно-художественных требований. Проведён анализ генеральных планов развития города Севастополя.
Ключевые слова: генеральный план, численность населения, Черноморский флот, город, порт.
Abstract ◊ The author considers the problems of Sevastopol City’s territory division into planning areas of settlement, labour and rest taking economic, functional, and architectural and artistic requirements into consideration and linkage. An analysis of master plans of Sevastopol City’s development was conducted.
Keywords: master plan, population size, the Black Sea Fleet, city, port.
С 1961 г. велась разработка генерального плана развития Севастополя, где на основании новых условий кардинально поменялись приоритеты в гражданской сфере жизни города. Генеральный план города Севастополя на период 1961–1980 гг. был разработан Севастопольским проектным отделением Крымского филиала Гипроград и утвержден Советом Министров УССР в 1963 г.[1] Предусматривалось увеличение численности населения до 250 тыс. человек. В проекте были применены новые принципы развития города, из которых основными являлись:
1. Проект определял значение города как: главной базы Черноморского флота; крупного порта с развитыми авто-, железнодорожными и автобусными внешними связями; города с развитой промышленностью (судостроение, судоремонт, приборостроение, рыбная промышленность, производство строительных материалов и др.); города — памятника двух знаменательных исторических оборон.
2. Членение городской территории на основные планировочные зоны: расселения, труда и отдыха, с учетом и взаимной увязкой экономических, функциональных и архитектурно-художественных требований.
3. Компактное размещение новых жилых районов в пределах пешеходной доступности до основных мест приложения труда, использование для жилищного строительства всех территорий города в границах существующих селитебных земель как свободных от застройки или ранее принадлежавших военному ведомству, так и пригодных для проведения реконструктивных мероприятий.
4. Обеспечение удобной транспортной связи трудящихся с предприятиями и центральными пунктами города.
5. Проектом намечалась ликвидация разрыва между мощностью водопровода и канализации, значительное повышение водопотребления, дальнейшее развитие электро-, тепло- и газоснабжения города при постепенном переключении газоснабжения на обслуживание отопительных котельных и промышленности, широкое использование электроэнергии в быту.
6. В отношении архитектурно-планировочных мероприятий генеральным планом предусматривалось решение двух принципиальных задач: решение проблемы выхода города к морю жилой и общественной застройкой, формирование морского фасада города на территориях ранее принадлежавших военному ведомству; создание базы отдыха населения и значительное озеленение всей городской и пригородной территории.
Таким образом, по сравнению с предыдущими проектами Генеральных планов новый документ был разработан в значительной степени с акцентом на развитие города-базы в интересах гражданского населения, не ограничивая значения Черноморского флота, но предоставляя значительно больше свободы для развития промышленности, науки и культурных учреждений. Что касается архитектурной характеристики проекта, то предусматривалось использование природных и ландшафтных особенностей города, расположенного на холмистой местности с глубоко вдающимися в территорию бухтами, обеспечивая раскрытие объемно-пространственных композиций на город, море и окружающий гористый пейзаж
Как и во всей стране в 1950–1960-е гг. в городе началось массовое индустриальное строительство, имевшего как свои недостатки, так и достоинства. Со временем такую застройку удалось улучшить за счёт расширения номенклатуры проектов, в т. ч. использования форм криволинейной и ломаной конфигурации, вписывающихся в рельеф местности, индивидуальных проектов для крупных и особо ответственных построек. Важно было не испортить силуэт города, который цельно воспринимается с моря с дальних планов как единый городской ансамбль.
В 1963–1965 гг. была произведена корректировка Генерального плана города Севастопольским филиалом «Гипрограда» (ныне «КрымНИОпроект») под руководимом архитектора К. В. Бутовой (консультант архитектор В. М. Артюхов) одновременно с проектом пригородной зоны на период до 1980 г. с расчётной численностью населения в черте города в 317 тыс. человек. Это было связано с намечавшимся строительством крупных промышленных предприятий точного приборостроения, радиоэлектроники, рыбопереработки и рыбного порта согласно постановлению ЦК КПУ и СМ УССР (1960 г.) «О мероприятиях по развитию промышленности г. Севастополя». Генплан был утвержден Совмином УССР в 1965 г. и действовал по 1982 г. На его основе каждое пятилетие разрабатывались схемы размещения жилищно-гражданского строительства, а также были разработаны проекты детальной планировки жилых районов, зон отдыха и парков, намечены значительные объемы реконструкции и расширения ряда предприятий. В основу планировки города было положено членение территории на 11 самостоятельных структурных подразделений — планировочных районов, включающих жилые районы, места приложения труда, зоны отдыха. При этом была заложена идея активного выхода города к морю: зоны отдыха размещались на побережье, к ним примыкали жилые районы, предприятия и склады концентрировались на специально выделенных участках.
Данный генплан оказал значительное влияние на развитие города. Были созданы новые крупные массивы жилой застройки в районах Камышовой и Стрелецкой бухт, проспектов Гагарина, Победы, Куликова поля, улицы Горпищенко, Получил дальнейшее развитие общегородской центр, план детальной планировки (ПДП) которого разрабатывался на конкурсной основе (победитель Киев НИИПград, ныне НИПИ градостроительства). Город украсило много крупных зданий общественного значения. Получила значительное развитие транспортно-инженерная инфраструктура.
Для разработки нового генплана в 1972–1975 гг. была создана авторская группа, однако завершить проект в полном объеме не удалось, поэтому в 1979 г. был образован новый авторский коллектив, который во многом использовал имевшиеся наработки. В 1983 г. «Севастопольский филиал КрымНИИпроекта» (ныне «КрымНИОпроект») завершил корректировку Генерального плана г. Севастополя, рассчитанного до 2000 г., на предполагаемое население в 405 тыс. человек, утвержденный Совмином УССР (руководители проекта архитекторы В. П. Щербинина и В. М. Артиюхов). Одновременно был разработан Проект районной планировки в границах пригородной зоны («Гипроград», г. Киев).
Основными в генеральном плане являлись следующие направления развития Севастополя: город республиканского подчинения, крупный промышленный и культурный центр юга Украины; город — главная база Черноморского флота; город с уникальными памятниками истории и архитектуры. Однако фактически весь народнохозяйственный комплекс по-прежнему был ориентирован на обслуживание военно-морской базы. Жилищное строительство размещалось на свободных территориях, в районах, начатых освоением по предыдущему генплану: Камышовая и Стрелецкая бухты, Куликово поле, Доковая балка (пр. Победы — ул. Горпищенко), Северная сторона, а также в районах реконструкции — Центр, гора Матюшенко, Корабельная сторона, Балаклава, преимущественно за счет сноса одноэтажного усадебного фонда. Намечались значительные объемы дорожно-транспортного строительства.
Полностью завершить намеченное не удалось; после 1990 г. реализация генплана значительно затормозилась в связи с экономическими трудностями переходного периода.
Важнейшим компонентом обустройства города являлось жилищное строительство, планирование микрорайонов, происходила застройка огромных территорий Камышовой балки, Стрелецкой балки, Северной стороны и др.
Большое внимание уделялось развитию системы образования. По постановлению Совета Министров СССР филиал Одесского университета был преобразован в приборостроительный институт: «Совет Министров Союза ССР постановляет: Принять предложение Совета Министров Украинской ССР и Министерства высшего и среднего специального образования СССР об организации в 1964 г. на базе Севастопольского филиала Одесского политехнического института Севастопольского приборостроительного института Министерства высшего и среднего специального образования Украинской ССР»[2]. Этим решением, прежде всего, преследовалась цель обеспечения квалифицированными кадрами развивающийся оборонный комплекс Севастополя. Ракетное оружие, в том числе ядерное, изучалось в Нахимовском военном училище. Институт ядерных технологий «Голландия» выпускал специалистов по управлению атомными подводными лодками, ядерными реакторами.
Со второй половины 60-х гг. начинается развитие современных на тот период отраслей оборонной промышленности. Начали работу завод им.В. И. Ленина «Парус» Министерства приборостроения СССР, разрабатывавший блоки управления для атомных подводных лодок; завод радиоаппаратуры им. Калмыкова Министерства радиопромышленности СССР, специализировавшийся на системах связи военно-морского флота и атомных подводных лодок; завод «Маяк», занимавшийся разработкой световой аппаратуры.
В условиях развертывания новой гонки производства вооружений и «холодной войны» началось создание уникальных конструкторских бюро, связанных прежде всего с атомным подводным флотом: ЦКБ Компас («Таврия»), КБ «Карал», КБ «Черноморец», Севастопольский филиал всесоюзного института источников токов (Совниит) и др. Их работа была строго засекречена, им предоставлялись огромные средства для научных исследований и возможность проводить испытания, в том числе на базе севастопольских заводов.
В этот период Черноморский флот стал в большом количестве получать новые ракетные корабли океанской зоны и на постоянной основе эскадра Черноморского флота находилась в Средиземном море. В интересах освоения мирового океана, в том числе в оборонных целях, развитие получил Морской гидрофизический институт Академии наук СССР, который помимо изучения океанского шельфа, занимался разработкой методов обнаружения атомных подводных лодок противника.
С 1974 г. в связи с подготовкой Олимпийских игр в Москве было принято решение о замораживании социально-культурного строительства в стране. Тем не менее в Севастополе в 1979 г. был построен Спортивный комплекс в Загородной балке, закончено строительство Дома культуры рыбака и др. Безусловно, местному руководству города и партийной организации приходилось более настойчиво добиваться выделения средств на строительство того или иного объекта, но строительные работы в городе не перестали наращивать свой темп.
В Севастополе продолжался рост населения, превышая даже заданные Генеральным планам нормы: Стремление людей жить в Севастополе вызывалось высоким уровнем жизни и благоустройства города. Это был цветущий белокаменный город-памятник, постоянно расширяющий свои границы, с большим количеством промышленных предприятий, научных институтов, исследовательских центров, и других мест работы. Значительные темпы прироста населения были достигнуты в условиях, когда город был открытым, что впоследствии послужит одной из причин принятия решения о переводе города в закрытый режим в середине 80-х гг.
В 1983–1991 гг. в Севастополе продолжали нарастать темпы капитального строительства, город постоянно расширял свои границы за счет застройки Стрелецкой, Камышовой бухт, Воронцовой горы и др. Территории между Стрелецкой и Камышовой бухтами представляли особый интерес, так как, охватывая площадь в более 800 га, позволяла создавать крупные жилые массивы.
За счет постоянного роста численности населения Севастополя и расширения сети промышленных предприятий, научных и культурных учреждений еще в начале 1970-х гг. стала очевидной необходимость разработки нового Генерального плана развития города-базы. Как и в случае с другими Генпланами, темпы роста города и флота значительно опережали планы архитекторов. Каждый Генплан был рассчитан на 20 лет.
Новый Генеральный план и Пояснительная записка к нему были утверждены постановлением Совета Министров Украинской ССР 27 августа 1983 г. В постановлении указывалось: «С целью обеспечения дальнейшего планомерного экономического обоснованного и комплексного развития города Севастополя, повышения уровня его благоустройства и создания благоприятных условий для работы, строительства и отдыха населения Совет Министров Украинской ССР постановляет: Одобрить разработанный Севастопольским филиалом «КрымНИИпроект» Генеральный план развития города Севастополя и проект планировки его пригородной и зеленой зон. Утвердить Основные положения Генерального плана развития города Севастополя и проекта планировки его пригородной и зеленой зон»[3].
Нельзя не отметить положительную роль проектных разработок по генплану, выполненных в 1973–1975 гг. первоначально созданным авторским коллективом. И хотя этот коллектив преждевременно распался, не успев завершить проект в нужном объёме и откорректировать его по замечаниям экспертизы, изучение указанных материалов позволило вновь созданной в начале 1979 г. авторской группе избежать многих ошибок и исполнить некоторые ценные положения и предложения в своем варианте Генплана.
Генеральный план г. Севастополя с заданным Госпланом УССР расчётным населением в 447 тыс. человек был разработан в 1984 г. Севастопольским филиалом института «КрымНИИпроект» по заданию Госстроя УССР. Проект выполнен в соответствии с требованиями об ограничении чрезмерного роста населения города без размещения новых промышленных предприятий. Было учтено развитие только тех предприятий, по которым имелись соответствующие решения ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Проект Генплана был выполнен только по территории г. Севастополя в проектных границах — 9,1 тыс. га (зона городской застройки), на остальную территорию был принят проект районной планировки пригородной зоны (в новом Генплане эта зона обозначена как сельскохозяйственная и рекреационная).
На период 1983–2000 гг. основное направление развития города было определено как города республиканского подчинения; главной база Черноморского Краснознаменного Флота; крупный промышленный и культурный центр юга Украины; город, имеющий уникальные памятники истории и архитектуры.
Проектом предусматривался значительный рост населения города, объёмов жилищного и культурно-бытового строительства, инженерной инфраструктуры. Однако объективные изменения социально-политических и экономических условий в стране не позволили в полной мере реализовать намеченное.
Генпланом намечалось развитие всех градообразующих отраслейгорода, основное направление — развитие базы ВМС, увеличение занятых на 7,5 тыс. чел. в перспективных отраслях промышленности — судоремонтной, судостроительной, приборостроительной и радиотехнической; намечалось дальнейшее развитие горнорудной, рыбной и винодельческой отраслей без увеличения количества занятых; рост рабочих мест планировался в отраслях: научные и проектные организации, КБ (2 тыс.); высшие и средние учебные заведения, ПТУ (0,5 тыс.); строительство (0,8 тыс.), транспорт (0,7 тыс.), сельское и лесное хозяйство (1,1 тыс.); сфера обслуживания (22 тыс.).
Однако с 1990 г. резко уменьшается численность занятых в целом по городу и в градообразующих отраслях. Были реализованы показатели занятости в высших и средних учебных заведениях, профессионально-технических училищах, в сфере обслуживания. На недовыполнении Генплана сказалось то, что в новых социально-экономических условиях военный комплекс не был в должной мере востребован.
Населениек 1990 г. превысило намеченные показатели на 2 тыс. (прирост составил 53 тыс. человек или 6,6 тыс. в год). Достигнув своего максимума в 1994 г. — 416,2 тыс. жителей (для демографических процессов характерна некоторая инерционность), впоследствии численность населения уменьшается, составив в 2000 г. 388,4 тыс. жителей (на 4,6 тыс. в год за этот период). С 2002 г. численность населения была в пределах: 378,4 — 378,5 тыс. человек.
Жилфонд города за указанный период вырос на 2,33 млн. м2 (генпланом закладывалось 3,4 млн. м2 общей площади). Среднегодовой объем строительства за период 1983–2003 гг. составил 110 тыс. м2. Жилобеспеченность выросла с 14,0 до 19,2 м2 общей площади на жителя.
Генпланом предусматривалось основной объем строительства осуществить 5–9-этажной застройкой (92%) с акцентными зданиями 10–16 этажей (5%); малоэтажная застройка не планировалась, усадебная — 3% (реконструкция существующей). На 2003 г. заложенные пропорции этажности в основном были реализованы в отношении многоэтажного строительства; ввод жилого фонда был в районах реконструкции (Центральный планировочный район, проспект Гагарина, Корабельная сторона, Балаклава и Инкерман). В связи с возросшим спросом на усадебную застройку «КрымНИОпроектом» была разработана «Схема размещения индивидуального строительства». В 1990 г. основными районами усадебной застройки были район Фиолентовского шоссе, ст. Севастополь — 2, 5-й и 7-й км Балаклавского шоссе, ул. Строительная в Балаклаве, район Мекензивевых гор.
Значительные социальные изменения, которые произошли в стране за период реализации Генплана, вызвали существенные изменения в численности и структуре постоянного и временного населения города, в нормативной базе учреждений общественного обслуживания, в подходе к функционально-планировочному зонированию территории города, формированию центров разных рангов и их наполнению.
Период с 1982 по 1994 гг. характерен большими объемами строительства учреждений социальной сферы (детских садов, школ, кинотеатров, магазинов в районах новой застройки); 1995–2000 гг. — незначительными объемами строительства, переоборудованием помещений невостребованных объектов (детсадов, прачечных, химчисток и др.) под служебные помещения, 2000–2003 гг. — ростом ёмкости учреждений культурно-бытового обслуживания, в частности, магазинов, рыночных комплексов, учреждений общественного питания, аптек, физкультурно-спортивных залов, банков, вузов, культовых сооружений.
За период реализации Генплана построены: школы на 2500 мест, Дворец культуры рыбаков, кинотеатры «Россия», «Москва» (612 мест), 4 библиотеки (146,1 тыс. книг), организованы театр танца и театр для детей и молодежи, Дом политпросвещения, Дом межрейсового отдыха моряков, гостиницы «Крым», «Ярл», магазин «Океан» и др., филиал Московского государственного университета им. Ломоносова (11 тыс. м2 площади).
Озеленение города. Зеленые насаждения г. Севастополя включают городские насаждения и пригородные леса. К первым относятся насаждения общего пользования — парки, скверы, бульвары; насаждения ограниченного пользования, специального назначения в санитарно-защитных и охранных зонах, на кладбищах, уличное озеленение и т. п. К ним добавились переданные городу для развития городские леса.
Генеральным планом 1983 г. рассматривались только городские насаждения. Все виды зеленых насаждений в черте города (границе зоны городской застройки по новому генплану) составляли на начало 1981 г. 1,9 тыс. га, в 2003 г. — 4,5 тыс. га, при намеченных к концу периода 3,0 тыс. га. То есть, при ожидавшемся приросте на 1,1 тыс. га, или в 1,6 раза, фактический прирост составил 2,6 тыс. га, или в 2,4 раза преимущественно за счет роста насаждений ограниченного пользования в жилой застройке и лесопосадок.
Однако в последующие годы наметилась тенденция резкого сокращения площадей зеленых насаждений общего пользования по причинам уплотнения существующей застройки, самовольной вырубки насаждений. Если в 1983 г. они составляли 520,4 га, или 15,96 м2 на 1 городского жителя, то в 2003 г. соответственно 309,5 га и 10,4 м2.
Общая идея взаимопроникновения внешнего зеленого пояса плавно переходят в городские леса по периферии застройки. Однако ландшафтные коридоры, намеченные в балках, ведущих к морским бухтам, частично застроены дачами, гаражами, усадебной жилой застройкой.
Местами кратковременного отдыха являются пляжи. Согласно решениям Генплана построен пляж в Парке Победы, расширена зона отдыха в районе пляжа Учкуевка.
Получал развитие внешний и городской транспорт, магистральные улично-дорожные сети. Предложения Генплана 1983 г., предусматривающие строительство и реконструкцию крайне необходимых для города объектов транспортной инфраструктуры, были реализованы частично. Из мероприятий по развитию железнодорожного транспорта получили развитие грузовые станции «Севастополь-II» и «Инкерман-II», станция «Мекензиевы горы», имеющая сливной фронт нефтетерминала «Нефтяная гавань» Черноморского флота и «Золотая балка» в Балаклаве, специализирующаяся на перевозке флюсов, добываемых Балаклавским рудоуправлением им. М. Горького.
В 2002 г. в Севастополе открыт собственный гражданский сектор военного аэродрома «Бельбек» — аэропорт «Севастополь («Бельбек») с авиапавильоном, который получит дальнейшее развитие с учетом ускоренного развития рекреационно-туристической отрасли.
В плане формирования структуры внешней магистральной дорожной сети (в Генплан 1983 г. не включалась) построены: участок автодороги 2-ой категории от Ялтинского кольца под Сапун-Горой до ул. Чернореченской, протяженностью 4,3 км, соединяющий в обход основного города магистрали государственного значения М-26 (на Симферополь) и М-18 (на Ялту), что позволило одновременно получить для города вторую (внешнюю) объездную дорогу, пропускающую как внешние, так и городские потоки автотранспорта (при том, что первая объездная дорога, непосредственно вокруг границ зоны городской застройки, осталась пока незавершенной); обходная автодорога вокруг Инкермана, как часть скоростной связи между М-26 и М-18; участок дороги в обход с Фруктовое для связи М-26 и М-18 с аэропортом.
Построены по внутригородской сети, частично, согласно Генплану:3 участка проектной центральной внутренней широтной магистрали № 1 (однако в половину проектной ширины): участок по ул. Руднева, протяженностью 1,98 км; участок от ул. Б. Михайлова до СТО «Москвич», протяженностью 2,5 км; участок от пр. Победы до ул. Горпищенко, протяженностью 0,72 км; улица Адмирала Фадеева, протяженностью 1,6 км, в прибрежной зоне, которая состыковалась с ул. Степаняна, что позволило соединить бухты Стрелецкую и Круглую (Омега) и обойти жилой район бухты Камышовой транзитным потокам на Фиолентовское шоссе.
Из-за нарушений в реализации Генерального плана в 90-е гг. в настоящее время уже невозможно построить: основную радиальную магистраль вдоль Карантинной балки с туннельным переходом под Севастопольской бухтой, что затруднит организацию связи Южной и Северной стороны города, периферийной и центральной части города; связь района Куликово поле с проектируемым районом Красной Горки по широтной магистрали № 2 в створе ул. Ген. Хрюкина; центральную широтную магистраль № 1 в ее проектную ширину в западной части и полностью ее восточную часть.
Проведен ряд мероприятий по расширению обслуживания населения электротранспортом: сдано в эксплуатацию троллейбусное депо № 3; построено 10 км троллейбусных линий; произведена реконструкция участка обводной магистрали от ул. Правды до депо № 3, протяженностью 2, 4 км, и участка по пр. Героев Сталинграда, протяженностью 1,2 км.
Генеральным планом 1983 г. предусматривались мероприятия по развитию систем водоснабжения и канализации города, направленные на создание благоприятных условий проживания населения с учетом роста до 447 тыс. чел., с ограниченным развитием промышленного комплекса и минимальным отрицательным влиянием на окружающую среду.
По водоснабжению запланировано и выполнено: реконструкция очистных сооружений на ГУ-3, с увеличением производительности очистных сооружений до 120,0 тыс. м3/сутки; выполнен частично ввод ряда объектов Днепровского водопровода, в комплексе с Симферопольскими сооружениями, в т. ч.: построен водовод от Межгорного водохранилища., диаметром 1400 мм, длиной 86 км, и две насосные станции второго и третьего подъема; выполнена частично установка аварийных систем электропитания на городских КНС: установлен дизель-электродвигатель на КНС-9 в г. Инкермане.
По промбытовой канализациивыполнены следующие мероприятия: ликвидация канализационных сооружений, производительностью 2,8 тыс. м3/сут., в г. Инкермане с переброской сточных вод на КОС Северной стороны; реконструкция и строительство напорных и самотечных коллекторов: главный канализационный коллектор переключен в самотечный туннель «Карантинный» в районе КНС-5а. По ул. Г. Петровой построен участок канализационной сети с подключением на туннель (исключен из эксплуатации аварийный участок длиной 660 м); выполнена частично реконструкция очистных сооружений (КОС) Южной стороны города на полную биологическую очистку (с общей проектной производительностью 210 тыс. м3/сутки и строительством сбросного коллектора Ø 1200 мм от КОС -1 до Голубой бухты, протяженностью 3 км): построена 1 очередь сооружений — блок биологической очистки производительностью 105 тыс. м3/сутки и метатенки для обработки осадка очистных сооружений; однако данный пусковой комплекс еще не сдан в эксплуатацию, не выведен на проектные показатели технологического режима очистки в установленные сроки, в связи с необходимостью проведения дополнительных мероприятий, которые ранее не предусматривались проектной документацией и были выявлены в ходе пуско-наладочных работ.
Электроснабжение. В Генеральном плане 1983 г. намечался рост потребления электроэнергии Севастополем от 191 МВт (в т. ч. 6 МВт — пригородная зона) на январь 1982 г. до 300 МВт (15 МВт пригород) — в 1990 г. и 340 МВт (20 МВт) в 2000 г. Основным энергоисточником Севастополя, обеспечивающим около 90% его потребностей, оставалась ОЭС юга, с подачей электроэнергии через Симферопольскую подстанцию 330/220 кВ на Севастопольскую подстанцию 220/110/35 кВ, по линии 220 кВ, Симферополь — Севастополь. Распределение электроэнергии к потребителям осуществлялось через 43 распределительных пункта и 1015 трансформаторных подстанций; для троллейбусного транспорта по 14 тяговым подстанциям. Так как одиночная линия 220 кВ недостаточно надежна, намечалось сооружение второй линии в габаритах 330 кВ и реконструкция подстанции, которые, однако, не были осуществлены. Севастопольская ТЭЦ рассматривалась как резервный источник энергоснабжения (с доведением мощности с 33 до 41,5 МВт). Проект реконструкции обоих цехов не реализован. В августе 2000 г. решением Минтопэнерго Украины Севастопольская ТЭЦ была переведена в состав ГП «Крымская генерирующая система» г. Симферополя. Отсутствие собственных генерирующих источников не позволяет обеспечивать по 1-й категории надежности ответственных потребителей: Севгорводоканал, Севтеплоэнерго, районные АТС, больницы с операционными, гортранспорт, предприятия пищевой промышленности, спецобъекты. Из-за экономического кризиса переходного периода многие позиции Генерального плана и специализированной Схемы развития электрических сетей остались не выполненными или потеряли свою актуальность.
Теплоснабжение. Специализированная Схема теплоснабжения г. Севастополя на 2000 г. с учетом перспективы на 2005 г. была разработана Белорусским отделением института ВНИПИЭНЕРГОПРОМ в 1987 г. и утверждена Министерством энергетики и электрификации СССР в 1989 г. с целью детализации решений Генерального плана 1983 г. До этого действовала аналогичная схема теплоснабжения на 1990 г., учитываемая Генпланом.
В плане реализации принятых решений по Генплану и Схеме теплоснабжения были выполнены следующие мероприятия: расширение районных котельных: в Камышовой бухте, в III–VII микрорайонах Куликова поля и других; реконструкция котельной по ул. Аксютина, 37; по ул. Челюскинцев с заменой котлов; котельной 4-ой Горбольницы, с увеличением мощности, в «Радиогорки», завода «Парус», котельной по ул. Первомайской, 38 (школа № 31); строительство магистральных тепловых сетей Ø 800 мм — 3 км; строительство ЦТП по ул. Невской, 5; ЦТП в г. Инкермане с подключением его к ТЭЦ; подключение пр. Победы к ТЭЦ; реконструкция теплопункта на Хуторе Пятницкого с подключением его к котельной завода «Муссон».
Газоснабжение. Обеспечение газом нового жилищного строительства происходило за счет строительства новых и частичной реконструкции существующих сетей газопроводов среднего и низкого давлений. Только в 2000 г. была введена в эксплуатацию ГРС-3 на Северной стороне от магистрального газопровода.
Сразу с окончанием «холодной войны» по итогам соглашений на о. Мальта в 1989 г. в Севастополе начинается резкий спад финансирования. Прежде всего сокращение бюджета коснулось учреждений флота и базы, но, со всей страной, гражданское население города также вкусило все прелести дефицита, инфляции и др.
Из Великой Отечественной войны СССР вышел мировой державой, страной-победительницей, сфера влияния которой распространялась на всю Восточную Европу. В таких условиях очевидным было стремление советского правительства воплотить в жизнь историческую мечту России о контроле над черноморскими проливами.
Но надежды И. В Сталина по созданию военно-морской базы в Черноморских проливах не оправдались. Жесткая политика СССР по отношении к правительству Анкары: выдвижение территориальных претензий, односторонний разрыв мирного договора — вызвали обратный эффект. Турция склонилась на сторону Соединенных Штатов и всячески выказывала свою антипатию Советскому Союзу вплоть до окончательного вступления в НАТО в 1952 г.
Соединенным Штатам было выгодно не допустить корабли Советского Союза в Средиземное море, таким образом, воспрепятствовав распространению советского влияния на юге Европы и Ближнем Востоке и обеспечив себе полный контроль над торговыми путями в Средиземном море.
Одним из авторов политики США по отношению к Советскому Союзу, в частности, в регионе Черного моря, стал видный дипломат Д. Кеннан в своей «Длинной телеграмме». Курс на конфронтацию бывших союзников во Второй Мировой войне был запущен в Фултонской речи У. Л. С. Черчилля в 1946 г., когда стала очевидной невозможность избежать дальнейшего роста противоречий двух враждебных блоков.
В таких условиях, когда в непосредственной близости от границ Советского Союза находился потенциальный противник, в любой момент готовый атаковать, необходимо было создание мощных оборонительных сил, которые не только могли бы противостоять НАТО в Черном море, но и были бы способны прорваться через Проливы и выйти в Средиземное море.
Задачу обеспечения безопасности на южных границах Советского Союза, прежде всего, осуществлял Черноморский флот, Главной базой которого всегда являлся Севастополь.
Но Севастополь после Великой Отечественной войны лежал в руинах и был неспособен служить выполнению задач флота. Города фактически не существовало, степень разрушения составила 94 %, а его возрождение могло затянуться на десятилетия.
Однако внешнеполитическая обстановка, необходимость обеспечения безопасности южных границ от возможной опасности со стороны Проливов делали задачу скорейшего восстановления города-базы жизненно необходимой, так как функционирование флота без базы было невозможно.
На данном примере хорошо прослеживается взаимосвязь внешней и внутренней политики, когда необходимость ускоренного восстановления города Севастополя была вызвана, прежде всего, необходимостью в кратчайшие сроки обеспечить безопасность южных границ Советского Союза, не допустить проникновение сил НАТО в Черное море.
Восстановление Главной базы Черноморского флота г. Севастополя являлось важнейшей государственной задачей, осуществление которой проходило в период с 1944 по 1954 гг. Но в первый восстановительный период, с 1944 по 1948 гг., темпы строительства в городе оставались медленными и не удовлетворяли требованиям советского руководства, несмотря на то, что еще в ходе войны, в 1944 г., на строительные работы в Севастополе выделялись значительные финансовые средства и материальные ресурсы. Ситуация коренным образом изменилась после посещения Севастополя Сталиным с делегацией советских руководителей и принятия в 1948 г. постановления «О мероприятиях по ускорению восстановления Севастополя», которое ознаменовало переход к новому этапу восстановления города. Постановлением ставилась задача восстановить Севастополь в рекордные сроки — за 3–4 года и предлагались конкретные меры для осуществления строительных мероприятий в срок. В том числе, было создано Управление по восстановлению Севастополя при Совете Министров СССР, которое обеспечивало возможность непосредственного контроля за ходом восстановительных работ правительству Советского Союза.
Чтобы ускорить процесс строительства в Севастополе и обеспечить благоприятные условия Черноморскому флоту, советское правительство выделяло значительные финансовые средств, постоянное содействие во всех, даже незначительных вопросах строителям города оказывали высшие государственные органы, ведомства и предприятия. Постоянно курировали восстановление руководители страны: Л. П. Берия, В. М. Молотов, А. Н. Косыгин, Н. А. Вознесенский, К. Е. Ворошилов, Н. С. Патоличев и другие. На их имя приходили отчеты о состоянии восстановительного процесса, жалобы, просьбы о разрешении конфликтов.
Основная тяжесть материальных и людских затрат легла на РСФСР. С заводов Москвы, Ленинграда и других городов эшелонами в Севастополь направлялись строительные материалы, инструменты, мебель, ткань… — в общем, всё, что было необходимо для обеспечения успешного строительства и улучшения бытовых условий населения города.
Для упрощения контроля за ходом восстановления и улучшения обеспечения города в 1948 г. решением Совета Министров РСФСР Севастополь получил статус города республиканского подчинения. С этого момента он не являлся частью Крымской области, а был самостоятельной административной единицей в рамках РСФСР.
Беспрецедентное внимание и постоянный жесткий контроль со стороны правительства Советского Союза и Совета Министров РСФСР подтверждает, что Севастополю и Черноморскому флоту отводилось важное место в общей системе обеспечения безопасности Советского Союза.
Однако обеспечение успешного процесса восстановления в Севастополе было сложным и трудоемким делом, особенно на фоне тяжелых бытовых условий и напряженной социальной обстановки. Поистине уникальным стала разработка Генерального плана строительства города, в которой участвовали в разное время величайшие архитекторы страны: Г. Бархин, В. Артюхов, Ю. Траутман, М. Гинзбург и др., а также проектные организации Москвы и Ленинграда. Постоянный контроль за ходом проектирования осуществлял Комитет по делам архитектуры при Совете Министров СССР. Город проектировали со столичным размахом, к нему и относились соответственно. Обеспечение Севастополя в статьях бюджета РСФСР выделялось отдельной строкой.
В результате, по выражению архитектора Н. Соколова, городу создали «несколько возвышенный архитектурный образ, соответствующий Севастополю, как городу-герою и как столице Черноморского флота. Эти особенности города позволяют считать, что в нём уместны сооружения общесоюзного значения, которые будет воздвигать не столько город, исходя из своих нужд и средств, сколько вся страна, как это она делает в столицах»[4].
Основной особенностью восстановления Севастополя было то, что невозможно провести грань между флотом и городом. Они существовали и существуют как единое целое. Невозможно было проводить два параллельных процесса восстановления — все мероприятия осуществлялись в комплексе. Поэтому в Севастополе очень важна роль как флота и военных строителей, так и городских властей и гражданских строительных управлений. Основными организациями, осуществлявшими строительные работы, являлись «Севастопольстрой» и «Военморстрой». В строительных работах на первом этапе восстановления было задействовано значительное количество военнопленных (немцев и румын), численность которых постепенно сокращалась вплоть до 1950 г., когда все они вернулись на родину. Несмотря на плохое качество работы, их труд был необходим в условиях, когда строителей постоянно не хватало, особенно в первые годы.
На втором этапе восстановление города-базы Севастополя являлось настоящей общегосударственной стройкой, куда каждый год прибывали тысячи молодых людей со всех концов России. Постоянное участие в восстановлении принимали матросы Черноморского флота.
Восстановление Севастополя стало результатом самоотверженного труда тысяч строителей, моряков, стало подвигом людей, которые жертвовали своим благополучием, здоровьем, материальным обеспечением, чтобы возродить город-герой, символ русской доблести и мужества.
Задача, поставленная правительство СССР, была в основном реализована к 1954 г. Усилиями всей страны город-база Севастополь был восстановлен и даже превзошел довоенный уровень. Также была создана программа постоянного строительства и развития города до 1970 г., что обеспечивало постоянное улучшение бытовых условий, расширение жилищного строительства, чтобы город продолжал соответствовать темпам развития Черноморского флота.
Кроме того, когда Крымская область была передана в состав Украинской ССР в 1954 г., Севастополь являлся городом республиканского подчинения и подчинялся на прямую Совету Министров РСФСР. Черноморский флот, в свою очередь, являлся объектом общесоюзного значения, обеспечивающий безопасность южных границ Советского Союза.
Основная инфраструктура города-базы, возрожденная и созданная в послевоенные годы, продолжает использоваться Черноморским флотом России, предприятиями и организациями города.
Для осуществления внешнеполитических задач во все периоды разгоревшейся в 1946 г. «холодной войны» необходим был сильный боеспособный и современный флот в Севастополе с мощной базой.
Во время визита на Украину 18 мая 2010 г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подчеркнул значение базирования Черноморского флота в Севастополе для обеспечения безопасности в Черноморском регионе: «Для России очень важно, чтобы эта база сохранялась, потому что это элемент системы безопасности. Мне кажется, что она никому не мешает, а скорее поддерживает в Черноморском бассейне статус-кво»[v].
В советский период в Севастополе одновременно развивался не только как база флота, но и как промышленный, научный, культурно-исторический центр юга страны. При этом увеличение темпов гражданского строительства, рост числа научных институтов, исследовательских бюро, промышленных предприятий в области кораблестроения, судоремонта, рыбодобывающей и рыбообрабатывающей отраслей, позволяли Черноморскому флоту сохранять и развивать военно-морскую базу на современном уровне, готовой к реализации первоочередных задач по защите границ государства. В современных условиях, когда, в результате пролонгации договора о пребывании Черноморского флота в Севастополе до 2042 г. и налаживания отношений с Украиной, возникла возможность реализации социально-экономических проектов в городе, для чего знания и опыт советского периода имеет непреходящее значение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Генеральный план развития г. Севастополя на период 1961–1980 гг. Пояснительная записка // Государственный архив г. Севастополя. Ф. Р-308. Оп. 3. Д. 538. Л. 8
[2] Постановление Совета Министров СССР от 18 декабря 1963 г. № 1222 «Об организации Севастопольского приборостроительного института»// ГА РФ, Р-5446. Оп. 1. Д. 758. Л. 81. (Оригиналы постановлений ЦК КПСС, Совета Министров СССР и Совета Министров УССР на 193 листах).
[3] Пояснительная записка к Генеральному плану г. Севастополя. Т. 1. 1983 г. Л. 1. Севастопольская городская государственная администрация. Управление Городского строительства и архитектуры. Спецчасть. инв. № 78дсп. Перевод авторский. Оригинальный текст: «З метою забезпечення дальшого планомірного, економічно обґрунтованого і комплексного розвитку міста Севастополя, підвищення рівня його благоустрою і створення найсприятливіших умов для праці, побуту і відпочинку населення Рада Міністрів Української РСР постановляє: Схвалити розроблений Севастопольським філіалом «КримНДІпроект» генеральний план розвитку міста Севастополя і проект планування його приміської та зеленої зон. Затвердити Основні положення генерального плану розвитку міста Севастополя і проекту планування його приміської та зеленої зон».
[4] Соколов Н. Архитектурный образ города. Заметки о проектах центров городов советского юга. // Архитектура СССР. Вып. 15. / Союз Советских Архитекторов. М., 1947. С 14.
[5] Визит Президента Медведева на Украину. Медведев: Севастополь важен как для России, так и для Украины [Электронный ресурс] // Россия — 24. Вести Политика. Вести.RU. 18 мая 2010 г. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=360367 (дата обращения: 10.06.2010)
Богаткевич Татьяна Анатольевна — аспирант кафедры истории Московского гуманитарного университета.
Bogatkevich Tatiana Anatolievna — a postgraduate of the History Department of Moscow University for the Humanities.
Е-mail: bogatkevichta@mail.ru
|
|
Вышел в свет
№4 журнала за 2021 г.
|
|
|