Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / № 3 2009 – Социология
ЛУКОВ ВЛ. А. НЕОФРЕЙДИЗМ: СОЦИОЛОГИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИИ
Neofreudism: sociologization of psychology and psychologization of sociology
Vladimir A. Lukov (Moscow University of Humanities)
Неофрейдизм как психологическая концепция социологии культуры.
Ключевые слова: неофрейдизм, социология культуры
Abstract: Neofreudism as the psychological theory of the sociology of culture.
Keywords: neofreudism, sociology of culture
Неофрейдизм — термин, объединяющий различные школы фрейдизма, возникшие начиная с 1940-х гг. (прежде всего в США). Общей чертой этих школ стал отход от пансексуализма З. Фрейда и гегемонии индивида в его теории в сторону признания приоритета социальных отношений. Отсюда стремление обогатить фрейдизм достижениями социологии, которое выливается в социологизацию психологии и психологизацию социологии. Отправной точкой для неофрейдизма можно считать распространение идей отделившихся от Фрейда А. Адлера (комплекс неполноценности, «воля к власти», «социальный интерес») и К. Г. Юнга (коллективное бессознательное), которых иногда причисляют к неофрейдизму. Крупнейшие представители неофрейдизма — Э. Фромм, К. Хорни, Г. К. Салливан, к нему тяготеют также М. Мид, Э. Эриксон и др.
К. Хорни подчеркнула значение для формирования невроза тревоги, возникающей в детском возрасте при столкновении с враждебным внешним миром и отсутствии любви родителей и ближайшего окружения, что выливается во внутренние конфликты и борьбу за самореализацию. Э. Фромм также увидел истоки невроза в разладе с окружающим миром, что порождает чувство одиночества и автоматический конформизм. Г. С. Салливан, отвергнув приоритет фрейдовского либидо, главным компонентом личности признал систему динамизмов (особых «образцов энергии»), которые проявляются в коммуникации, обеспечивая удовлетворение потребностей индивида. Американский неофрейдист Э. Бёрн придал особое значение игре как форме межличностного общения, в структуре «Я» выделил состояния «ребенка», «родителя» и «взрослого», вступающих в трансакции с соответствующими состояниями другой личности, создал сценарную теорию личности, согласно которой судьба личности определяется ее ролями в жизненных сценариях межличностных взаимоотношений. Таким образом, неофрейдисты выходят за границы фрейдовского психоанализа, внося определенный вклад в социологические исследования (прежде всего в социологию малых групп), придавая им психологическое обоснование.
Обособленно стоит фигура французского «постфрейдиста» Ж. Лакана (1901–1981), провозгласившего «возвращение к Фрейду», хотя его теория «стадии зеркала» как образующей функцию «Я» и представление о структурировании бессознательного по образцу языка также усиливают значимость социального в психоанализе. Свой вариант неофрейдизма был предложен и фрейдомарксизмом.
Луков Владимир Андреевич — директор Центра теории и истории культуры Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, академик Международной академии наук (IAS, Инсбрук) и Международной академии наук педагогического образования. Тел.: (495) 374-75-95. Эл. адрес: lookoff@mail.ru
|
|
Вышел в свет
№4 журнала за 2021 г.
|
|
|