Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / № 3 2009 – Социология
Луков Вал. А. Российский вуз глазами студентов: пять лет мониторинга
УДК 316
Lukov Val. A. Russian Institute of Higher Education in Students’ Eyes: Five Years of Monitoring
Аннотация: В статье характеризуется динамика мнений, выявленных за 5 лет мониторинга «Российский вуз глазами студентов», проводимого МосГУ, и вытекающие из этой динамики практические выводы для руководителей негосударственных вузов России.
Ключевые слова: высшее образование, государственные и негосударственные вузы, социологический мониторинг, мнения студентов о вузе.
Abstract: In the article, the author characterizes the dynamics of opinions, which have been elicited during the 5 years of monitoring “Russian Institute of Higher Education in Students’ Eyes” that is being conducted in Moscow University for the Humanities, and the ensuing practical conclusions for managers of non-state universities of Russia.
Keywords: higher education, state and non-state institutes of higher education, sociological monitoring, students’ opinion on university.
XXI век Россия встретила с надеждами на преодоление кризиса 1990-х гг., утверждение в экономике рыночных отношений, политическую стабильность, повышение благосостояния народа. В области высшего образования ожидалось завершение структурной реформы, сокращение разрыва между подготовкой специалистов и запросами рынка труда, вхождение в европейское и мировое образовательное пространство. Вузовской системе предстояло справиться с вызовами времени и новыми рисками и возможностями, с хаосом, который характеризовал общество в целом и систему образования в частности. Из проблем высшего образования, порожденных коренными социальными переменами 1990-х гг., оставались нерешенными в масштабах всей страны и каждого вуза финансовые, кадровые, организационно-правовые. Из новых возможностей наиболее значимой было формирование в соответствии с нормами Закона РФ «Об образовании» (1992) негосударственной подсистемы высшего образования: если на начало 1993/94 уч. г. в РФ было 78 негосударственных вузов и в них обучалось 69,9 тыс. чел., то в 2001/02 уч. г. действовали уже 387 вузов, в которых получали образование 629,5 тыс. чел. В новом веке рост числа негосударственных вузов продолжился.
Появление негосударственных вузов было встречено государственными структурами и общественным мнением с опаской. Частично на базе отдельных скандальных фактов, освещавшихся в СМИ, частью на основе домыслов и недобросовестных обобщений, сформировались достаточно устойчивые мифы, общий смысл которых — в безусловной вредности негосударственной подсистемы высшего образования и недопустимости потери государством контроля над всей образовательной системой. Некоторые из этих мифов касались студентов, пошедших учиться в негосударственные вузы.
Студент негосударственного вуза представлялся интеллектуально слабым, не способным к обучению и получению специальности, требующей высокой квалификации. Сам приход такого студента в вуз связывался с посторонними мотивами (уклонение от воинского призыва для юношей, продление беззаботного детства для девушек), а выбор вуза и специальности — с материальными возможностями семьи. Но так ли это на самом деле?
Чтобы лучше понять своих студентов, мотивы их учебы, их отношение к своему вузу, его возможностям осуществлять образовательные программы, ряд негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, объединенных в Союзе негосударственных вузов Москвы и Московской области, с 2000 г. начали проведение социологического исследования «Российский вуз глазами студентов», которое к настоящему времени стало мониторингом с ежегодными этапами сбора и обработки данных. Инициатор и научный руководитель исследовательского проекта — ректор Московского гуманитарного университета проф. И. М. Ильинский, известный своими работами в области социологии молодежи и государственной молодежной политики. Исследовательская работа организуется на базе Московского гуманитарного университета.
В 2004 г. в структуре МосГУ был создан Институт гуманитарных исследований (с 2008 г. — Институт фундаментальных и прикладных исследований МосГУ), на который была возложена задача по ведению мониторинга в ежегодном режиме (руководитель IV и последующих этапов — проф. Вал. А. Луков, организатор полевых исследований — В. А. Гневашева). В инструментарий исследования тогда были внесены существенные изменения, и анализ динамики показателей главным образом возможен за прошедшие пять лет исследования. Результаты каждого из прошедших этапов исследования неоднократно публиковались.
Недавно завершился очередной полевой этап мониторинга 2008 г. В исследовании приняли участие 2500 студентов 2–4 курсов гуманитарного профиля. Как и на предыдущих этапах, опрос проводился как в негосударственных, так и государственных вузах. География исследования охватывала все федеральные округа России. Негосударственный сектор услуг учреждений высшего профессионального образования был представлен преимущественно вузами Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области (МАЭП, МосГУ, НИБ, ИСИ, МЮИ, СГА), а также региональными филиалами учебных заведений Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области и Национального союза негосударственных вузов в таких городах, как Элиста, Астрахань, Екатеринбург, Челябинск, Калининград, Иркутск, Якутск. Общая выборка по региональным филиалам союза СНВ составила 550 чел. В Москве в исследовании в вузах СНВ приняли участие 480 респондентов.
В настоящее время обработка данных по последнему этапу мониторинга еще продолжается, но уже сейчас в предварительном порядке можно говорить о тенденциях, которые характерны для всего пятилетия.
1. Мониторинговое исследование «Российский вуз глазами студентов» подтверждает устойчивую тенденцию к становлению негосударственных вузов как важной части российской образовательной системы. Темпы развития этой новой для России образовательной подсистемы по многим показателям выше, чем в государственной подсистеме высшего образования.
2. Различия между государственной и негосударственной подсистемами образования сглаживаются; по ряду субъективных показателей, каковыми являются мнения студентов; негосударственные вузы оказываются не только сопоставимыми с вузами государственными, но
и превосходят их. Важно, что конкуренция двух подсистем идет по вопросам, затрагивающим, в частности, качество образования и результативность образовательного процесса. Так, на протяжении всего пятилетнего периода в негосударственных вузах Москвы доля тех, кто фиксирует высокую степень своей удовлетворенности условиями проведения учебных занятий, примерно, на 10% больше, чем в государственных (а следует еще раз подчеркнуть, что сопоставлялись вузы, признаваемые лучшими).
В негосударственных вузах больше тех студентов, которые высоко оценивают компьютерный парк учебного заведения, применение в образовательном процессе мультимедийных технологий. Негосударственные вузы в целом выше оцениваются студентами в аспектах, связанных с готовностью к практической работе после окончания вуза.
3. По всей видимости, определенные различия в оценке образовательных услуг вуза связаны с тем, что меняется сам тип студента. Этап мониторинга 2008 г. вновь подтверждает, что рынок образовательных услуг в большинстве своем перестраивается на нового потребителя — знающего цену образованию, стремящегося получить необходимые знания для дальнейшей работы, финансово самостоятельного, ориентированного на повышение уровня своей жизни благодаря хорошей
и высокооплачиваемой работы. Во всяком случае новые требования
к образованию, выдвигаемые жизнью, ведут к динамичному изменению вуза как целого — не только студентов, но и состава преподавателей, подходов к организации учебно-воспитательного процесса и т. д.
4. Из исследования 2008 г. вновь вытекает вывод, что некоторые задачи в негосударственных вузах остаются на периферии и по-прежнему не решаются. В частности, это относится к студенческой науке, а по показателю удовлетворенности условиями для НИРС негосударственные вузы отстают от государственных (хотя и в них ситуацию нельзя назвать благополучной). Сегодня на это следует обратить внимание, поскольку предстоящий переход на двухуровневую систему высшего образования выведет задачу развития навыков научного исследования в число приоритетных. Между тем, как косвенно свидетельствует и результаты нашего мониторинга, в вузах, особенно негосударственных, готовность к решению этой задачи низка.
5. Мониторинг подтверждает, что негосударственные вузы в ситуации конкурентной борьбы за студенческий контингент вырабатывают свои стратегии. В частности, их работа по развитию форм довузовской подготовки все 5 лет динамично развивалась и опередила государственные вузы по эффективности: значительная часть контингента негосударственных вузов сегодня формируется на базе этих форм,
в то время как в государственных вузах показатель за пятилетие практически не изменился. Здесь важно не только достижение прямого результата. Негосударственные вузы своим опытом довузовской подготовки формируют общую систему непрерывного образования.
6. Новый этап мониторинга закрепляет ранее сформированные представления о том, что при всем различии состава студентов государственных и негосударственных вузов их отношение к учебе, базовые ценности, удовлетворенность студенческой жизнью, включенность в жизнь вуза, уровень материальной обеспеченности, представление
о перспективах и жизненных планах обладают высокой степенью сходства, имеют схожую конфигурацию. Очевидно, что эта конфигурация определяется особенностями социально-экономического положения, социокультурными процессами, общественными настроениями в стране. Этот вывод, ранее делавшийся на данных по Москве, уже несколько лет подтверждается и в исследованиях по регионам.
Отсутствие разобщенности студентов из двух групп вузов по тому, как они смотрят на жизнь, на свои перспективы, — серьезный аргумент против противопоставления негосударственных и государственных учебных заведений. Но при этом сохраняется положение, когда студенты негосударственных вузов в меньшей степени идентифицируют себя со своим вузом, чем студенты вузов государственных; чаще выражают сомнение в престижности своих вузов, даже имеющих высокие знаки общественного и профессионального признания. Здесь по-прежнему остается недостаточно реализованным ресурс негосударственных вузов, активизация которого лежит на путях развития корпоративной культуры как важнейшего фактора управления и самоуправления в вузе. Идентификация со своей учебной группой, курсом, факультетом, вузом возможна и на фоне индивидуалистических установок, которые сегодня сильны как в среде студентов, так и преподавателей.
Исследование продолжится и в 2009 г. при поддержке Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области, Национального союза негосударственных вузов. Думается, сама возможность осмысления опыта развития образовательных систем через мнение студентов заслуживает внимания. Это рефлексия, которая не вытекает прямо из ежедневных забот того или иного вуза, питается общим развитием ситуации, динамичными изменениями в мире, стране, регионе. Она дает данные для проектирования более совершенных и соответствующих духу времени образовательных программ.
Луков Валерий Андреевич — проректор по научной и издательской работе — директор Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик Международной академии наук (IAS, Инсбрук).
Lukov Valery Andreevich – pro-rector of Moscow University for the Humanities (MosUH) — director of the Institute of Fundamental and Applied Studies of MosUH, Ph.D., professor, academician-secretary of the International Academy of Science (IAS), honoured scientist of Russian Federation.
|
|
Вышел в свет
№4 журнала за 2021 г.
|
|
|