Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №2 2009 – Педагогика. Психология
Трушников Д. Ю. Система управления качеством воспитания в инженерном вузе
УДК 378.115
ББК Ч 481.34
(Тюменский государственный нефтегазовый университет)
Trushnikov D. Yu. Management System of Education Quality at Engineering Institute of Higher Education
(Tyumen State Oil and Gas University)
Аннотация: В статье отражены основные противоречия, возникающие в ходе реализации воспитательной деятельности в вузе. Предлагаются механизмы управления воспитанием, имеющие целью содействие становлению социальной и профессиональной компетентности выпускников.
Ключевые слова: воспитание, кластер, образовательные системы, социальная и профессиональная компетентность, профессиональное воспитание.
Abstract: The article reflects the main contradictions that appear during realization of educational activity in a university. Some mechanisms of educational management, which are aimed at formation promotion of social and professional competence of graduates, are suggested
Keywords: upbringing, cluster, educational systems, social and professional competence, professional education.
Неоднократные попытки разрешения очевидного эколого-экономического кризиса с помощью технических и организационных средств не увенчались успехом. Закономерно это привело к модернизации образования, в особенности профессионального, так как философское осмысление ситуации показывает, что ключ к решению проблемы — в повышении уровня культуры общества, ограничении формировавшегося тысячелетиями влечения к материальному избытку, совершенствовании человеческих качеств, развитии и поощрении духовного, его гармоничном сочетании с материальным в каждой отдельной личности. Помимо необходимого повышения уровня профессиональной компетентности, общество требует от выпускников вузов проявление сформированного комплекса профессионально и социально значимых качеств личности, овладение социальной компетентностью. Особенностью современного педагогического процесса является его гуманитарность, признающая сложность, противоречивость, неисчерпаемость и постоянную изменчивость человеческого в человеке. Еще более острой становится проблема организации воспитания, ведь сам воспитатель, вновь осмысливая и переосмысливая собственный опыт, присваивая опыт коллег, изменяясь в ходе приобретения новых смыслов, ценностей и знаний, не может являться константой для воспитательного процесса в силу собственной включенности. Специфика воспитания в инженерном вузе очевидна прежде всего из-за высокой внутренней специфичности образовательного пространства, ориентированного не на гуманитарную сослагающую культуры. Преподаватели в инженерном вузе, как правило, далеки от теории воспитания, и в воспитательном процессе ориентированы прежде всего на собственные жизненные ценности и смыслы, которые, впрочем, не являются чуждыми для их воспитанников. Вместе с тем потребность в приобретении педагогического знания, осмысление и присвоение психолого-педагогической культуры, понимание всех сторон образовательного процесса (от социального заказа до конкретного методического приема), достижение понимания сути воспитания с опорой и на рационально-логическое, и на иррациональное (чувственное, интуиционное) начала человеческой деятельности не могут не становиться «камнем преткновения» для преподавателей-инженеров. Исторически обусловленная практика создания технических университетов вновь обращает инженеров к гуманитарной составляющей культуры.
Проблема обеспечения эффективности воспитания в вузе, особенно в инженерном, считается наиболее сложной. Специфика подхода к воспитательному процессу в инженерных вузах проявляется в чрезмерном увлечении массовыми мероприятиями. Воспитательный эффект от такого рода воздействия пролонгирован, проявляется не сразу, а спустя некоторое, порой и длительное время. С учетом многообразия содержания студенческого образа жизни, широкого диапазона интересов студентов представляется невозможным выяснить, какое именно мероприятие произвело должный педагогический эффект. В этом смысле воспитательная работа в вузе носит в известном смысле вероятностный характер, и организаторам приходится говорить о некоем комплексе воспитательных мероприятий, воздействующих на сознание студентов.
В условиях модернизации профессионального образования особенно заметными становится противоречие между потребностями субъектов образования в наличии эффективно работающих систем воспитания, в получении объективной, полной, качественной информации о качестве воспитания, постоянном обновлении и стимулировании воспитательнозначимых культурных ценностей, знаний, смыслов и сложившейся практикой воспитательной деятельности с оценкой эффективности по формальным (чаще количественным) показателям, эклективным привлечением методических приемов воспитания в чуждую для них образовательную среду. Разрешение этого противоречия с учетом специфики инженерного вуза возможно через внедрение в образовательную практику комплексов мероприятий, несущих близкую или идентичную воспитательную составляющую и работающих на становление социальной и профессиональной компетентности. Это переводит вопрос методологии воспитания в инженерном вузе в область вычленения основных компонентов социальной компетентности инженера; априорно можно говорить об универсальности компонентов социальной компетентности как части общей культуры для любой личности.
Профессиональная подготовка выпускников, т. е. содействие становлению их профессиональной компетентности, должна быть сосредоточена на формировании совокупности требований по созданию в вузе многокомпонентной образовательной среды, в которой подготовка специалистов обеспечивает понимание студентами, преподавателями, сотрудниками сущности идеи, ценностей устойчивого развития общества, реального гуманизма. Учитывая тесную взаимосвязь профессиональной и социальной компетентности, отметим, что во многом данная среда зависит от контингента субъектов образовательного процесса, т. е. от уровня общей культуры профессорско-преподавательского состава и студенчества. Это определяет ряд требований к образовательной среде:
- формирование контингента поступающих за счет поиска и отбора талантливой молодежи;
- повышение спроса на предоставляемые университетом образовательные, научные и другие услуги на основании развития маркетинговых исследований;
- совершенствование структуры и содержания профессионального образования путем создания в рамках Государственного образовательного стандарта системы требований вуза к качеству специалиста и взаимно согласованных учебных планов по всем уровням подготовки;
- разработку новых технологий обучения, авторских курсов, предоставление возможностей для индивидуальных образовательных траекторий обучаемых, реализацию дистанционного обучения; усиление социально-экономической подготовки, формирование личности специалиста, способного к принятию профессионально-экономических, управленческих и социальных решений с ориентацией на знание законов развития общества.
Данные направления реализуются через определенную структуру воспитательного пространства вуза, которая представляет собой единство двух уровней: общеуниверситетского и уровня подразделения (факультета, института, учреждения НПО и СПО, лицея и пр.). На общеуниверситетском уровне осуществляются следующие функции: общее руководство воспитательной работой (ректорат), совершенствование нормативной базы, определение путей воспитательной работы, оказание организационно-методической помощи, инициация мероприятий общеуниверситетского уровня (департамент учебно-воспитательной работы, Ассоциация студенческих объединений, старостат). На данном уровне осуществляется координация деятельности всех структурных подразделений и лиц, участвующих в воспитательном процессе.
На уровне подразделения осуществляется как непосредственная реализация задач воспитательной работы, так и внедрение частных воспитательных программ, отражающих специфику подразделения. Особенно это важно в условиях университетского комплекса, где системообразующим является инженерный вуз. Необходимо отметить, что деление на уровни достаточно условно. Каждое структурное подразделение имеет свои особенности и ставит определенные задачи. Следовательно, результат воспитательной работы будет достигнут при условии единства направленности и целей воспитательной работы при тесной взаимосвязи и контакта всех структурных подразделений и лиц, задействованных в воспитательной процессе.
Отметим, что для эффективного управления воспитательной работы необходимо соблюсти следующий ряд условий.
Психолого-педагогические условия:
- формирование мотивации для активного участия в реализации концепции всех участников учебно-воспитательного процесса;
- организационно-методическая подготовка кураторов, профессорско-преподавательского состава, родительской общественности;
- обеспечение субъектов воспитательного процесса информационно-методическими материалами по приоритетным направлениям воспитательной работы;
Социально-организационные условия:
- широкое обсуждение данной концепции в педагогической, родительской, молодежной среде, в СМИ;
- включение в реализацию концепции представителей местных органов власти, общественных организаций;
Управленческо-ресурсные условия:
- привлечение к реализации концепции в качестве координаторов высококвалифицированных специалистов управленческого звена;
- разработка и мониторинг эффективности мероприятий по реализации каждого из приоритетных направлений воспитательной работы в соответствии с концепцией;
- финансовое и материально-техническое обеспечение направлений учебно-воспитательной работы.
Ожидаемые результаты воспитательной работы.
- позитивные тенденции в студенческой среде, снижение показателей различных негативных тенденций;
- рост эффективности работы органов студенческого самоуправления и молодежных общественных организаций, усиление их роли в жизни молодежи;
- активизация работы с интеллектуально, художественно и социально одаренными детьми;
- рост числа участников олимпиад, конкурсов, соревнований интеллектуального характера;
- стабильная динамика укрепления здоровья, рост числа участников спортивных секций, соревнований;
- усиление взаимодействия структур вуза с учреждениями культуры, искусства, вузами, средствами массовой информации;
- активизация взаимодействия с семьей, усиление влияния родительской общественности на воспитательную работу в вузе;
- профессионально компетентный выпускник с активной гражданской позицией, научным мировоззрением, нравственным поведением, развитым самосознанием, высококультурный и способный к творчеству;
- успешная послевузовская адаптация выпускников и эффективность их профессиональной деятельности.
Трушников Денис Юрьевич — кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой теории и методики профессионального образования Тюменского государственного нефтегазового университета).
Trushnikov Denis Yurievich — a candidate of science (pedagogy), the head of the Theory and Methodology of Professional Education Department of Tyumen State Oil and Gas University.
E-mail: 466360den (at) mail.ru
|
|
Вышел в свет
№4 журнала за 2021 г.
|
|
|