Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №2 2009 – Педагогика. Психология
Серова А. А. К. Д. Ушинский о роли русского языка в воспитании человека
УДК 37
Serova A. A. K. D. Ushinskiy on the Role of the Russian Language in Person Upbringing
Аннотация: В статье рассматриваются взгляды К. Д. Ушинского на роль русского языка в воспитании человека.
Ключевые слова: педагогика, русский язык, воспитание, К. Д. Ушинский.
Abstract: K. D. Ushinskiy’s views on the role of the Russian language in human being upbringing are being considered.
Keywords: pedagogy, the Russian language, upbringing, K. D. Ushinskiy.
Константин Дмитриевич Ушинский был человеком высокой образованности, он свободно владел английским, французским, немецким языками, в оригиналах читал Декарта, Руссо, Дидро, Гольбаха, Бэкона, Канта, Гегеля и других мыслителей. И хорошо владел родным языком, его высоким нравственным слогом. Лекции ученого увлекали, завораживали студентов.
Великий русский педагог всю жизнь посвятил делу образования народа, воспитанию детей. К. Д. Ушинский в начале своей деятельности в дневнике писал: «Сделать как можно более пользы моему отечеству — вот единственная цель моей жизни, и к ней то я должен направлять все свои способности»[1].
Особое место в педагогической системе К. Д. Ушинского занимает родной язык. Русский язык он рассматривал как составную часть жизни народа. Без языка невозможна человеческая жизнь, существование человеческого общежития, без него не могла бы развиваться ни одна отрасль научных знаний. Родной язык он рассматривал как ни с чем не сравнимую духовную ценность. В подготовительных материалах к «Педагогической антропологии» он раскрывает вопрос происхождения языка, связь языка и мышления, изучения иностранных языков, их взаимоотношениям с русским языком и особую роль придавал русскому языку в формировании личности человека.
Всё то, что педагог-демократ, патриот своей Родины, оставил в своём учении о языке, представленном в статьях, записях, подготовительных материалах, книгах для первоначального обучения, даёт основание утверждать, что он был учёным с передовыми взглядами. Он высказал свой взгляд на происхождение и роль языка в жизни общества, на связь языка и мышления, на сочетание слова и наглядности.
Необходимо заметить, что высшее общество — дворянство — в то время по существу не знало русского языка, разговорным языком был французский язык. Детей учили французскому, английскому языку, русский язык не изучался. К. Д. Ушинского как истинного русского человека такая ситуация в образовании не устраивала. К. Д. Ушинский в своих работах утверждал, что умственное, нравственное развитие ребёнка начинается с овладения родным языком. Ушинский называет родной язык «удивительным педагогом», который учит очень многому и учит легко, основательно. Язык будит мысль ребёнка, формирует множество понятий, взглядов, развивает мышление.
У К. Д. Ушинского в подходе к языку и его происхождению чувствуется строго последовательный историзм. Первые слова, которые начал произносить человек, были междометиями, а может быть корнями слов, из которых могли образовываться глаголы, затем прилагательные и т. д.
У К. Д. Ушинского мы находим прямое указание на роль труда в происхождении языка. Язык возникает из потребностей человека. Изучая родной язык дитя как бы вводится в дух народа, тот единственный живой ключ, из которого бьёт всякая сила и всякая поэзия.
К. Д. Ушинский создал учебную книгу в двух частях «Детский мир и хрестоматия» (1861), предназначенную для классного чтения на уроках родного языка в первых классах Смольного института. В книге содержался значительный для тех лет естествоведческий, исторический и литературно-художественный материал. На этом материале автор стремился помочь развитию речи у учащихся начальных классов. Первая часть «Детского мира» состояла из трёх отделов. Первый отдел — первое знакомство с детским миром, где помещены рассказы о человеке, о временах года. Второй отдел «Из природы» был самым большим, содержал значительный природоведческий материал. В третьем разделе «Первое знакомство с Родиной» излагалась в виде исторических картинок родная история. В методических статьях к «Детскому миру» ставились актуальные проблемы развития детей, образования понятий, этического и эстетического воспитания.
К. Д. Ушинский составил еще одну замечательную книгу для классного чтения «Родное слово» (1864–1870). Обе учебные книги являются образцом богатства содержания, совершенствования языка ребенка. Они пользовались заслуженным успехом и широко распространялись в дореволюционной России: первая часть «Родного слова» выдержала 150 изданий. На этих книгах воспитывались многие поколения русских школьников младших классов. Простота, образность, эмоциональность изложения, прекрасный язык, сочетание образовательного и воспитательного элементов — таковы достоинства «Детского мира» и «Родного слова» в педагогическом отношении.
К. Д. Ушинский неоднократно подчёркивал в свои трудах «О народности в общественном воспитании», «Педагогическая антропология», что язык — слово — речь есть источники воспитания. Ушинский выделял основные направления в воспитании личности: сознание и мышление; чувственное познание; язык — слово — речь; поведение — разнообразная деятельность; труд — умственный, физический, свободный. В становлении и развитии этих понятий заложена теория развития личности ребёнка как важного раздела научной педагогики.
К. Д. Ушинский ввёл в научный оборот термин «народная педагогика» и высоко ценил её традиции. Народная педагогика славянских народов — составная часть общечеловеческой культуры. Константин Дмитриевич писал, что школа должна стать хранительницей ценностей народа. В школьном обучении на родном русском языке необходимо использовать весь спектр народного творчества: пословицы, поговорки, поучения, задачи на сообразительность, песни, сказки и, самое главное, — уметь видеть и слушать природу.
Осознание своей национальной принадлежности принято называть национальным самосознанием. На первое место в возрождении русского национального самосознания Ушинский ставил язык русского народа. Язык не только средство передачи знаний и мыслей, но и средство сохранения этноса.
Статья «О необходимости сделать русские школы русскими» вся пронизана глубоким пониманием задач национального образования. Ушинский выделяет понятие «обучение» как могущественный орган воспитания. Обучение, находясь в единстве с воспитанием подчиняется тем же условиям общественного бытия (окружающая среда, свободная творческая деятельность ребенка и т. п.). Но обучение имеет свою специфику, заключённую в содержании обучения. В процессе обучения ребёнок осуществляет индивидуальный процесс познания, усваивает исторический опыт культуры человечества — в этом связь обучения и воспитания. Всё это осуществляется в соответствии с возрастом ребёнка и развитием его способностей, со способностью создавать что-то новое для себя. Отсюда Константин Дмитриевич определяет цель обучения и воспитания — развитие сознания ребёнка, обогащение его ума историческим опытом человечества, развитие и совершенствование способностей ребёнка.
Цель обучения и воспитания достигает своего результата, если обучение и воспитание направлено на развитие самостоятельной мыслительной деятельности и пробуждает интерес к познанию. Учение — это творческая самостоятельная работа ученика при обязательном руководстве учителя.
Большое значение Ушинский придавал изменению социальной и бытовой среды, окружающей ребёнка: «Именно эта среда внушает ребёнку его первые идеи, от которых зависит его отношение к учению». К. Д. Ушинский дал новое подлинно научное понимание воспитания как предмета педагогической науки. Не ребёнка воспитывают, а дети воспитываются в процессе своих жизненных отношений. Согласно взглядам педагога, по своему содержанию воспитание складывается из двух сторон:
1. Внешней стороны, когда новое поколение овладевает производственным и жизненным опытом, накопленным предшествующими поколениями.
2. Внутренней стороны — это развитие естественных сил, способностей детей в соответствии со становлением личности ребёнка.
В обучении и воспитании К. Д. Ушинский ставил на первое место изучение родного языка, которое, по его убеждению, составляет не только главный предмет образования, но и предмет центральный, вокруг которого группируются все остальные. Он подчёркивал значимость родного языка в духовном становлении человека. В своей блистательной статье «Родное слово», опубликованной в 1861 году, он так описал роль родного языка: «Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина, вся история духовной жизни народа. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившее и будущее поколение народа в одно великое, историческое целое. Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ»[2].
Константин Дмитриевич считал родной язык «величайшим народным наставником», который делает главное в человеке — развивает его дух. Усваивая родной язык, ребёнок усваивает слова, понятия, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию народного сознания. Ушинский ставил три основные цели изучения отечественного языка: развитие у ребёнка «дара слова», овладение сокровищами русского языка, усвоение логики этого языка (т. е. грамматических его законов в их логической системе). Так Ушинский развивал гуманистическую сущность педагогики. Главными в педагогике является сам ребёнок и раскрытие его внутренних глубинных сил.
К. Д. Ушинский совершенно правильно утверждал, что педагогу недостаточно усвоить принципы и конкретные правила воспитательной работы, педагогу-учителю необходимо знать законы человеческой природы, и он много пишет о формировании духа — духовности, положительных чувств, физического здоровья, подчёркивая серьёзность и глубину педагогики.
К. Д. Ушинский утверждал, что педагогика есть наука и искусство. В основу педагогической системы Ушинский положил идею народности. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту формирующую силу, которой нет в самых лучших научных системах.
Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями. Лучшим выражением народности, по мнению Константина Дмитриевича, является родной язык, и в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык, обучение в начальной школе должно хорошо знакомить детей с русской историей, географией России, с её природой. Это воспитание призвано развивать у детей чувство любви к родине и с уважением относиться к другим народам.
Удивительно, насколько актуальны сегодня идеи К. Д. Ушинского для современной отечественной школы, особенно для понимания особой роли и значения русского языка в деле формирования национального самосознания подрастающего поколения.
Литература
1. Ушинский К. Д. Собрание сочинений в 12 тт. М., 1952. Т. 11.
2. Ушинский. (Сер. «Антология гуманной педагогики»). М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998. — 224 с.
Серова А. А.— кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики Московского городского педагогического университета (МГПУ).
Serova A. A. — a candidate of science (pedagogy), professor of the Pedagogy Department of Moscow City Pedagogical University.
[1] Ушинский К. Д. Собрание сочинений в 12 тт. М., 1952. Т. 11. С. 43.
[2] Ушинский. М., 1998. С. 113.
|
|
Вышел в свет
№4 журнала за 2021 г.
|
|
|