Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» /  №1 2009 - Философия. Политология

Новосадов Б. К. Гуманитарная миссия естествознания

УДК 009

Novosadov B. K. The Humanitarian Mission of Natural Science

Аннотация: В статье рассматривается значение естествознания для развития образования, которое видится в аспекте его гуманитарной миссии.

Ключевые слова: философия образования, естествознание, гуманитарные и точные науки, гуманитарная миссия.

Abstract: In the article the significance of natural science for the development of education in the aspect of its humanitarian mission is being considered.

Keywords: philosophy of education, natural science, the humanities, exact sciences, humanitarian mission.


Естествознание революционизировало современный мир не только в экономической, но и в общественной и политической жизни народов. Впечатляющие достижения науки о природе нашли применение во всех сферах человеческих интересов: в промышленности, сельском хозяйстве, в медицине, в культуре, в образовании. Появление термина «политтехнологии» также свидетельствует о формализации и технологизации рассуждений, принятых в естественных и прикладных науках. Однако думы и чаяния человека, исследуемые гуманитарной наукой, не поддаются ни голливудской, ни мосфильмовской технологизации; рассуждения о смысле бытия остаются актуальными и в усовершенствованных интерьерах, в которых человек проводит свою жизнь. Страхи и опасения за свою жизнь и жизнь близких людей не уменьшаются с внедрением технических удобств жизни. Тревога, исходящая от знания, порой подавляет человека сокрушающей силой возможностей влиять на окружающую среду. Этика социальных взаимоотношений преобразуется под действием новых знаний о природе, под влиянием развитых информационных технологий и многократного убыстрения обработки информации, добываемой с несравненной продуктивностью.

Высшее образование в мире становится столь же необходимым, как профессиональная подготовка рабочих полвека назад. Оно как бы переходит в разряд профессионально-технического образования населения, поскольку многие методы высшей школы естественнонаучного направления целесообразно вошли в учебные планы профтехучилищ, называемых ныне лицеями, колледжами и т. п. Изменилась градация сложности преподаваемых предметов подрастающему поколению. В школьные программы вошли элементы программ высшего образования, такие как начала высшей математики, экономики, химической технологии и пр. Гуманитарии вынуждены изучать общенаучные разделы физики, химии, биологии, экономики, математики. Таким образом, естественные науки непосредственно оказывают влияние на методологию исследований в области наук о человеке, о взаимоотношениях людей, об общественном поведении человека, о факторах развития общества и вообще исследований по взаимодействию групп людей и влиянию отдельных представителей человеческого общества на поведение людских масс. Многие закономерности психологии могут быть выведены из закономерностей естественнонаучных дисциплин. Вводя формальные признаки притяжения и отталкивания индивидуумов и групп людей между собой, можно моделировать общественные проявления системы многих индивидуумов в полной аналогии со статистическим анализом системы многих частиц в физике, причем совсем не обязательно предполагать взаимодействие индивидуумов. Законы идеального газа и понятие температуры системы, состоящей из большого числа людей, удивительным образом приложимы и к общественным движениям. В этом заключается как единство природы, так и смысл изучения методологии естественных наук людьми, обобщающими опыт развития человеческой системы. Законы природы одинаково проявляются во всех средах: от микро- до макро-масштаба вплоть до объектов Вселенной. Процессы ассоциации частей и диссоциации целого на части имеют общий характер и, вероятно, могут быть поняты с помощью одинаковых формальных моделей. Ключевым словом здесь может быть «взаимодействие». В конце концов поведение человека связано с внутриклеточными биохимическими процессами. Законы подобия в гидродинамике могут быть использованы для моделирования поведения социума. Незнание естественнонаучных законов не освобождает исследователей или законодателей от ответственности за их нарушение, приводящее к драматическим последствиям для жизни людей в обществе.

Значение и непреходящая ценность законов естествознания заключается в том, что они установлены и проверены опытным путем, а не в порядке умозрительного процесса, зачастую характерного для гуманитарных исследований. В то же время следует иметь в виду, что натурные эксперименты в гуманитарной области, не опирающиеся на твердо установленные и повторяющиеся закономерности, могут приводить к трагическим результатам, поскольку касаются жизни людей. Опытный характер получения знания в естественных науках гарантирует безопасные для человека технологии, в то время как в гуманитарной области «техника безопасности» не является принятой нормой деятельности в условиях эксперимента, экономического, например, что приводит к психогенным реакциям, к войнам между общественными группами и государствами. Борьба за прибыль капитала любым путем есть процесс хаотизации взаимодействия групп людей, и задача гуманитарного сектора науки об обществе и его развитии состоит в том, чтобы упорядочить наши опытные знания об обществе с целью внедрения в сознание руководителей государств и сообществ принцип гуманитарного управления с позиций науки, а не выходящих за рамки осмысленных фактов действий, ничего кроме хаоса не сулящих жизни людей. Примером тому могут служить кризисы — свидетельства экспериментирования в области промышленной и финансовой деятельности человечества. Маркс был прав, призывая к научному осмыслению экономической деятельности государств, однако ход истории XX века показал, что односторонние эксперименты без гибкого регулирования потоков человеческих интересов приводят к кризисным ситуациям в жизни человечества, к волюнтаризму правящих кругов и гибельным последствиям для народов. Войны, в том числе и холодные, экономические, финансовые являются свидетельствами ненаучного анализа событий и проявлениями животных инстинктов владельцев капитала.

Война как бифуркация политико-экономического порядка в сложно организованной системе отношений есть проявление эгоизма правящих кругов, подстрекаемых ложно понятой концепцией прибыли. Не исключено, что военные амбиции происходят из образовательной доктрины государств, когда студентам внушается идеал превосходства над слабым. В этом смысле система высшего образования нуждается в большей социализации, в обучении стремления творить благо, а не разрушать другие культуры, настоятельно демонстрирующие свою самобытность. Здесь как раз именно гуманитарные отрасли знания могут направить достижения естественнонаучных отраслей к целям сохранения жизни на планете, объясняя приоритет духовной составляющей человеческого бытия над ограниченно-материальной фазой жизни. Великая мировая литература неоднократно ставила данную проблему и интуитивно показывала путь решения трудной задачи миролюбивого взаимодействия людей и их сообществ. Разрушение устроенной жизни всегда есть сиюминутная прихоть властителей, которым вручены полномочия целых народов. Это также закономерность общественного развития, проявляющаяся при ослабленном контроле руководимых над действиями руководителей. Удивительно, но хаос поражает общество незаметно, едва проявляющиеся симптомы разрушительной тенденции сперва воспринимаются как неудачи рыночной экономики, неуправляемыми воздействиями якобы случайных факторов в финансовой сфере, неизбежными конфликтами в различных районах земного шара, как вдруг в несколько месяцев образуется мощный клубок кризиса, подобного нынешнему мировому экономическому кризису, приводящий к разрушительным неэкономическим действиям государств. Как будто нет и не было науки управления, кибернетики, а лучше сказать политической кибернетики, когда границы устойчивости экономического мира известны и стоит повсеместными мерами корректировать состояние всей экономической системы. В такое время люди как будто забывают, что существует наука, которой необходимо пользоваться для управления, а не действовать хаотически, бессистемно. Но для этого нужна коллективная воля согласования действий. Нужно осознание того, что в современном мире разрозненные действия групп людей приводят к хаосу. Естественные науки дают метод безошибочного действия, а гуманитарные науки играют организующую роль, оказывающую влияние на сознание не только отдельных людей, но и сообществ и государств.

Можно задаться вопросом, каким образом зарождается хаос во взаимодействии сообществ, как определить момент корректирующего регулирования нестабильного хода общественных процессов. Не лежит ли причина плохой регулируемости политико-экономического комплекса в системе образования поколений? Какова роль среднего образования в этом процессе? Последнее является фундаментом к более специальному высшему образованию, которое помимо обучения профессиональным навыкам дает продвинутую системную подготовку специалистов будущего управленческого комплекса. Возможен ли хаос в образовании? Психологам полагается ответить на этот казалось бы риторический вопрос. Можем ли мы с прогнозируемой определенностью утверждать, что вообще кризисы в общественных отношениях зарождаются в системе образования, как высшего, так и в первую очередь среднего. И не исключено, что ведущее положение здесь занимают именно гуманитарные дисциплины, слабо согласующие свои концепции с естественнонаучными выводами. На это обстоятельство указывал, например, доктор физико-математических наук, профессор Л. А. Грибов[1]. Тем не менее, обнадеживающим обстоятельством в этой дискуссии может служить стремление представителей научно-образовательного сообщества учесть исторический опыт общественной жизни людей с точки зрения знания механизма неустойчивости социальной системы и возможности предсказания и устранения точек роста неустойчивости средствами продуманной системы высшего образования, использующего мощь диалектики и взаимодействия естественных и гуманитарных наук.


Новосадов Борис Константинович — доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Института геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского Российской академии наук.

Novosadov Boris Konstantinovich — a Doctor of Physico-mathematical Science, the leading scientific fellow of V. I. Vernadsky Institute of Geochemistry and Analytical Chemistry of the Russian Academy of Sciences.



[1] См.: Грибов Л. А., Прокофьева Н. И. Основы физики. М., 1995; Грибов Л. А. Ума холодных наблюдений... М, 2002.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»