Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №1 2007

Сарапулов В. Н., Якупова А. Р. Безопасность человека и гуманитарные средства ее обеспечения (на примере космодрома Байконур)

УДК 009

Аннотация: В статье на примере космодрома Байконур рассматриваются различные аспекты вопросов безопасности человека и гуманитарные средства ее обеспечения.

Ключевые слова: безопасность, Байконур, этническая безопасность.


Комплекс «Байконур» расположен в Юго-Восточной части Приаральской низменности (Кзыл-Ординская область Республики Казахстан) с резкоконтинентальным климатом (до +50оС летом, до -30оС зимой) с постоянными буранами и суховеями и включает в себя космодром Байконур с объектами наземной инфраструктуры и город Байконур (закрытое административно-территориальное образование Российской Федерации на территории Республики Казахстан). Общая площадь космодрома Байконур составляет 6,7 тыс. кв. км, общая численность населения – около 80 тыс. человек, в том числе около 50% – граждане Российской Федерации. Официальной датой рождения космодрома принято считать 2 июня 1955 года.

Глубинные перестроечные процессы, которые начались в России в середине 80-х годов и продолжаются до сих пор, привели наше общество к опасной черте, за которой прекращается развитие и начинается борьба за выживание. Стагнация охватила все стороны нашей жизни: экономическую, политическую, духовную, юридическую и т.д. Опасность этого не только в прекращении развития, но главным образом – в дезорганизации общественных отношений, нарушении установившегося порядка и устоявшихся связей, разрушении системы жизнеобеспечения человека, сложившихся нравственных ценностей и социальных гарантий. Возникла проблема обеспечения социальной безопасности.

Социальная опасность – это опасность особого рода, опасность не частная, а общая, подрывающая устои общества, создающая угрозу существования сообщества в целом и через это – каждого человека в отдельности. Необходимым средством обеспечения безопасности является право. Вне права невозможно реализовать экономический и духовный потенциал общества, только с помощью права государство имеет возможность контролировать и обеспечивать социальную безопасность

Исходя из системности понятия безопасности, представляется равным образом выделить наиболее характерные аспекты безопасности: территориальная, социальная, этническая, техническая. Более подробно остановится на этнической безопасности, как имеющей особенное значение для Байконура, являющемся субъектом права сразу двух государств и на территории которого проживают компактно русскоязычное и тюркоязычное население.

Этническая безопасность – это безопасность общественной жизни, в которой нет места национальной розни, национальной нетерпимости, в которой право не выделяет в качестве приоритета национальную принадлежность и применяется ко всем национальностям объективно и справедливо, согласно букве закона.

Этническая безопасность для Байконура – это не надуманная проблема, она здесь напоминает о себе постоянно. Эта проблема латентна, нет ни одного лица, кто бы открыто провозглашал этническое противостояние, но на бытовом уровне среди горожан г. Байконур этнические разногласия встречаются. В городе в настоящее время проживает около половины русскоязычного населения и около половины граждан Республики Казахстан. Этнолог Л. Н. Гумилев ввел понятие «комплиментарность»[1], т.е. симпатия или, по крайней мере, не отрицание одним другого этнического типа. Комплиментарность бывает положительной или отрицательной. Например, русские и тюркоязычные народы издавна обладали положительной комплиментарностью, а вот, например, романские и тюркоязычные народы всегда имели отрицательную комплиментарность. Именно положительная комплиментарность издавна позволяла русскоязычным и тюркоязычным народам жить «вместе, но розно», т.е. жить бок о бок, не смешиваясь в менталитете, порой даже не зная языка друг друга, но вместе с тем, глубоко уважая этнические различия друг друга.

Угроза этнической безопасности проявилось в г. Байконур полной мере в начале 90-х годов, когда начался «парад суверенитетов» и остро встал вопрос, что будет с комплексом «Байконур», если Республика Казахстан, как впервые образованное государство, возьмет сложный в техническом плане комплекс в свои руки. Перспективы были видны в проведенной Казахстаном «приватизации» советских военно-строительных отрядов и воинских частей противовоздушной обороны, действующих на Байконуре и возле Байконура. Буквально за кратчайшее время все имущество этих воинских формирований самым банальным образом было расхищено. Целые городки и складские зоны военных строителей и частей ПВО были разобраны по кирпичику, а из разобранных материалов местным населением строились кошары для скота, личные подворья и т.д. Город Байконур захлестнула волна самозахвата квартир.

Руководители вновь образованных государств, таких, как Украина, Беларусь, Молдова, государства Прибалтики отдали своим организациям, действующим на Байконуре, команды свернуть свою деятельность и вернуться на родину. Было буквально брошено огромное количество техники, материалов, комплектующих изделий, других материальных средств, которые завозились на Байконур годами. Все это делалось нарочито, лишь бы не работать на «империю», каковой стали называть бывший Советский Союз и его правоприемницу – Российскую Федерацию.

Для расположенных вокруг г. Байконур аулов, железнодорожных полустанков, поселений город всегда был вожделенный мечтой. Поэтому когда на волне национализма после развала СССР начался массовый исход из Байконура русских, украинцев, прибалтийцев, молдаван и др., их опустевшие квартиры стали захватывать коренные жители из ближайших поселков и полустанков. Причем в режимный город они проникали нелегально, за проживание и коммунальные услуги они не платили, т.к. не имели регистрацию. Массовая безработица, невозможность найти средства к существованию, отсутствие социальной защиты для этой категории населения стали толкать их некоторую часть на правонарушения. Город захлестнули квартирные кражи, разбои. А так как основными участниками правонарушений становились бывшие коренные жители близлежащих поселков и полустанков, то этническая напряженность в г. Байконур достигла своего пика. Этническое противостояние могло поставить под вопрос само существование комплекса «Байконур».

Город Байконур был создан как «площадка №10» в системе площадок космодрома как место для отдыха испытателей, где проживают их семьи, где обустроены все виды их обеспечения, где дети ходят в школу и т.д. В советский период здесь проживало практически славянское население, главы семей которого являлись испытателями ракетно-космической техники или имеющими к этому непосредственное отношение. При самозахвате квартир в одночастье Байконур превратился в город с преобладающим тюркоязычным населением, которое к аэрокосмической отрасли никакого отношения не имеет. На этой благодатной почве махровым цветом вырос национализм, этническая разобщенность, угроза этнической безопасности достигла своего максимального значения. Потребовалась большая кропотливая работа всех административных, правоохранительных, социальных и других органов Российской Федерации города Байконур по социальной адаптации прибывшего населения, по созданию рабочих мест. В настоящее время проблема нормализована, но сколько сил и затрат разного рода ушло на это! Этническая безопасность постоянно находится в поле внимания всех руководящих структур города, малейшие перекосы в этой области могут мгновенно разжечь целый пожар, который может погубить Байконур.

К принципам построения системы безопасности можно отнести следующие составляющие: взаимная ответственность личности, общества, государства в деле обеспечения безопасности друг друга и страны; надежность и устойчивость системы безопасности, открытость и гласность органов системы безопасности; приверженность нормам международного права; анализ процесса обеспечения безопасности с позиций политики, морали, образования[2].

Более подробно остановимся на последней составляющей, так как в городе Байконур имеется 12 общеобразовательных школ, 11 дошкольных учреждений, филиал Московского авиационного института, электрорадиотехнический техникум, медицинское училище. Молодое поколение при обучении в них должно стать именно той частью населения г. Байконур, которое в новых реалиях должно стать звеном системы безопасности.

Филиал «Восход» Московского авиационного института (государственного технического университета) города Байконур является техническим вузом, который готовит кадры для ракетно-космической отрасли. Гуманитарные дисциплины в нем являются не основными, но именно они зачастую являются тем стержнем, который формирует отношение молодого человека, студента к общественной жизни.

На новом этапе реформы системы образования, которая проводится в Российской Федерации, социальное воспитание и образование, являющиеся звеном в системе общественной безопасности, должны быть сфокусированы на достижении двух взаимосвязанных целей – успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности как личности, как индивидуальности. Основным содержанием воспитания и образования, таким образом, становится обеспечение процесса социализации и саморазвития на основе технологий и средств педагогической поддержки. Основные приоритеты развития воспитания и образования на ближайший период определяются, исходя из международных норм и стандартов, реалий переживаемого периода отечественной истории, уровнем развития образовательной политики и практики:

· повышение воспитывающего характера обучения и образовательного эффекта воспитания;

· создание в образовательных учреждениях всех типов и видов эффективных гуманистических воспитательных систем;

· ориентация молодежи на вечные ценности - Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля, Природа;

· развертывание клубной, досуговой и любительской деятельности в образовательных учреждениях молодежных общественных объединений, развитие и поощрение демократических начал в управлении образовательным учреждением молодежного самоуправления;

· введение дополнительных образовательных программ в рамках вузовского компонента, направленных на ранее профессиональное и личностное самоопределение студентов, сохранение, укрепление ресурсной базы и развитие сети дополнительного образования, социальной защиты, спорта, комитетов по делам молодежи, выполняющих социальный заказ для различных категорий молодежи[3].

Развитие личности происходит в процессе усвоения растущим человеком общественного опыта, определенных норм и образцов. Однако сущность этого процесса не сводится к их знанию и пониманию – необходимо такое усвоение, при котором нормы и образцы становится мотивами поведения и деятельности. Основным требованием гуманизации образования должно стать формирование мировоззрения, которое заключало бы в себе единое интегрированное знание, в конечном счете, определяющее и культурный уровень человека, и наиболее полно отвечающее интересам глобального выживания человечества.

Гуманизм как доктрина ставит во главу угла человеческие интересы и человеческую значимость. Человек, воспитанный и получивший образование на основе гуманизма, не подвержен негативному воздействию территориальных, социальных, этнических, технических противоречий в общественной жизни, а в системе безопасности Байконура это положение является основополагающим. В сфере физического и нравственного воспитания необходимо обучение поддержанию и совершенствованию устойчивости организма на уровне совершенствования внутренней среды; в сфере экологического воспитания – обучение поддержанию и совершенствованию благоприятных условий внешней среды; в интеллектуальной сфере – обучение основам информационного и коммуникативного моделирования; в сфере овладения практическими навыками – способностью активно формировать благоприятные для жизнедеятельности условия внешней и внутренней среды.

При формальном общении происходит простое воспроизведение сообщенной информации без осмысления. Но только в ходе осмысления традиционные представления под воздействием исторически меняющихся условий неизбежно подвергаются интерпретации, что ведет к их дальнейшему развитию, порождению новых смыслов, появлению новой актуализированной информации. Проблема заключается в том, чтобы найти наиболее удобные организационные формы, позволяющие сохранить и развить открытость процесса образования на разных уровнях системы, а не только на уровне учитель-ученик.

В качестве базовых принципов обучения студентов филиала «Восход» МАИ, на которых должно основываться развитие образования и, прежде всего, высшего профессионального, необходимо выделить такие, как:

  • демократизация, определяющая общедоступность высшего образования, свободу выбора вида образования, специальности, характера обучения, научно-педагогической школы, сферы творческой и общественной деятельности;
  • единство и взаимосвязь высшего образования и жизненных планов человека, что предполагает преемственность высшего образования с предшествующим и жизненными планами, этапность самого процесса высшего образования, его непрерывность и обращенность к будущей жизнедеятельности;
  • интеграция высшего образования, науки и производства;
  • гуманизация и гуманитаризация, где гуманизация означает создание благоприятных возможностей для самовыражения и развития личности преподавателя и студента, реализации познавательных запросов и духовных потребностей личности, ее профессионального роста и приобщения к общечеловеческим ценностям культуры,
  • обеспечение уважения к личности: признание ее индивидуальности, создание условий для разностороннего развития, формирования гуманного отношения к людям (особенно через результаты своей профессиональной деятельности),
  • толерантности (уважительного отношения и терпимости к различным мнениям), осознание ответственности перед обществом.

Гуманитаризация же обеспечивает освоение достижений общечеловеческой культуры, гуманитарный синтез всех учебных дисциплин, превращение ценностей культуры, нравственности из предметов изучения в содержательную основу образования и жизнедеятельности:

  • толерантность;
  • национальный и региональный подход к высшему образованию.

Освоение гуманитарных дисциплин теснейшим образом можно связать с использованием документальных источников знания. Умелое их использование активизирует восприятие, организует мышление, способствует развитию познавательных интересов студента, помогает в формировании приемов самостоятельного анализа изучаемого текса. В конечном счете, данная форма активизации процесса преподавания обеспечивает более успешное усвоение программного материала. Использование документа при освоении гуманитарных дисциплин предполагает знакомство с первоисточниками, документальными материалами прошлого и настоящего. Факт видения старинного документа способен вызвать живой и чрезвычайно напряженный интерес студента. Подобный лабораторный метод (имеется в виду работа с первоисточниками) позволяет индивидуализировать преподавание, учитывая возраст и степень подготовленности студента.

Для преподавателей истории России несомненный интерес представляет новая технология исторического образования[4]. Она предполагает, что основной формой учебной деятельности становится работа с системой документов (источников), характеризующих какую-либо историческую эпоху, событие, явление, процесс. Нужно рассмотреть несколько разных источников, для того, чтобы получить полный набор фактов и их интерпретацию.

Например, политические противоречия внутри страны и кризис власти в теме «Перестройка в СССР: от попыток модернизации – к смене общественного развития»:

1. Зенькович Н. А. Тайны ушедшего века: Сенсации. Антисенсации. Суперсенсации. М., 2004.

2. Зюганов Г. «Держава» М., 1994.

3. Тэтчер М. Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося государства / Пер. с анг. М., 2003.

4. Назарбаев Н. Казахстанский путь. Караганда, 2006.

5. Плимак Е. Г., Пантин И. К. Драма российских реформ и революций (сравнительно-политический анализ). М., 200.

6. Россия в ХХ веке: Люди, идеи, власть. / Отв. Ред. А. К. Соколов. В. М. Кузьменко. М., 2002.

Изучение курса «Истории России» предполагает использование альтернативных концепций, мнений различных научных школ, отечественных и зарубежных авторов об историческом пути России. Преподаватель ориентирует студентов на необходимость изучения таких работ, как Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский. С. Ф. Платонов, а также влияние их на исторический путь страны и перспективы ее развития.

Особой формой активизации учебного процесса являются наглядные материалы (картины, схемы, изображения), выполненные в присутствии самого студента[5] или одновременно с ним. Так, при составлении схемы «Государственные органы Российской Федерации» («Политология») студенты с неподдельным интересом включаются в учебный процесс, оживляя в памяти знания, которые были получены ими ранее. В рамках изучения курса по политологии на семинарских занятиях предлагается проведение занятия по практической политологии. Тема занятия «Приемы актуализации имиджа кандидата в депутаты». Ряд студентов при предварительной помощи преподавателя готовят сообщения о современных избирательных технологиях. После обсуждения материала, подготовленного докладчиками, студентам предлагается агитационный материал сегодняшнего дня (различные формы листовок, плакаты, значки, программные документы политических партий и пр.). Проходит обсуждение на основе известных российских и зарубежных технологий для анализа подобных документов, а затем студент выполняет свой проект листовки, символа партии, значка и т.д.

Активизирует обучение использование докладов, рефератов, сообщений по предложенной тематике. Но наибольшую ценность приносит последующий разбор услышанного материала. При рецензировании доклада следует учесть достоверность использованных источников информации, полноту сообщений по вынесенной теме, следует отметить недостатки и достоинства сообщения.

Рассмотренные методы и формы обучению способствуют:

- созданию условий в вузе, которые позволили бы новым поколениям, вступающим в сознательную трудовую и общественную жизнь, овладеть гуманистическим менталитетом, хорошим знанием профессии и широким культурным кругозором, быть готовым взять на себя ответственность за судьбы страны;

- формированию таких качеств у студентов, как: толерантность, уважение к традициям, отзывчивость, взаимная поддержка и взаимопомощь и др.

Использование разнообразных форм и методов гуманитаризации учебного процесса приводит к формированию гражданской позиции молодежи. Но гражданское становление выпускника в вузе не может происходить только под воздействием словесных призывов, приверженности интересам Отечества. Задача преподавателя вуза состоит в том, чтобы включить каждого студента в активную, конструктивную деятельность. Только реальные дела студенческой молодежи в сфере образования и труда, политической и культурно-эстетической деятельности могут стать важными факторами гражданского становления молодого специалиста.


Якупова Алевтина Равильевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных наук филиала «Восход» МАИ (Московский авиационный институт).

Сарапулов Валерий Николаевич кандидат военных наук, доцент кафедры «Испытание летательных аппаратов» МАИ, профессор кафедры «История и теория государства и права» МНЭПУ.

[1] Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли М., 1993. С. 234.

[2] Сарапулов В. Н. Угрозы юридической безопасности человека в сфере юриспруденции. Набережные Черны, 2006. С. 54.

[3] Клименко Н. Ю. Становление и развитие социально-педагогического образования в России: ). Автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2003. С. 19.

[4] Войшнис В. Э. Использование прогрессивных технологий и активных методов в процессе изучения цикла СГД в сб.: Опыт и проблемы модернизации преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин в вузе. Тезисы выступлений участников 4 межвузовской научно-практической конференции (30-31 января 2003 г.) М., 2003. С. 164-165.

[5] Якупова А. Р. Формирование методологической культуры у студентов технических вузов // В сб. «Труды Международной научно-практической конференции «Педагогические инновации в подготовке учителей». Тараз, 2000. Т. 1. С. 142-154.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»