Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №1 2007
Приступа Е. Н. Социально-педагогическая интервенция аномий социального здоровья подростков
УДК 37
Аннотация: В статье рассматривается феномен социально-педагогической интервенции аномий социального здоровья подростков.
Ключевые слова: аномия, социальное здоровье, социально-педагогическая интервенция.
Интервенция аномии социального здоровья личности является одним из направлений социально-педагогической деятельности. Данная работа приходится на подростковый возраст, поскольку и пограничные состояния, и социокультурные личностные деформации являются устойчивым, а не ситуативным, образованием. В нашу компетенцию входила работа с учащимися общеобразовательных школ. Большую часть испытуемых составили дети с социально-педагогической запущенностью, воспитывающиеся в социальном приюте поселка Глебово-Избище Истринского района Московской области, а также дети, стоящие на внутришкольном контроле, на учете в ОДН.
Целью социально-педагогической интервенции аномии социального здоровья личности заключалась в ослаблении / устранении деформаций в структуре личного социального здоровья у детей с пограничным и аномальным уровнем.
Психолого-педагогическим условием осуществления данной деятельности явилось желание изменений со стороны несовершеннолетнего, а также низкий порог сопротивляемости педагогическому воздействию.
Основанием для вмешательства является 1) низкая социальная адаптивность; 2) асоциальность / антисоциальность поведения; 3) наличие негативного социального опыта; 4) агрессивность к себе (аутоагрессия), людям, животным, игрушкам, окружающему; 5) низкий уровень воспитанности / социально-педагогическая запущенность; 6) низкий уровень социального развития.
Социально-педагогическая коррекционная работа с ребенком заключалась в выявлении причин аномий социального здоровья ребенка, выбор адекватных воспитательных форм и методов работы, а также прогноза дальнейшего процесса социального и личностного развития. Данные социально-педагогической коррекции личности воспитанников группы риска с аномиями социального здоровья приведены ниже. К основным нарушениям в социальном здоровье детей и воспитанников относятся средовая и школьная дезадаптация, неадекватная социальная активность, поведенческие расстройства. Психопатические синдромы, социальная и педагогическая запущенность, а также труднообучаемость и трудновоспитуемость.
Организация педагогических взаимодействий с детьми и подростками с выявленными «предсказуемыми ожиданиями» и ярко выраженными социокультурными личностными деформациями (воспитанник, личностные качества, проявления, причины, методы коррекции, педагогический прогноз) (на 2002-2006 годы, МОУ Лицей г. Истры Московской области):
1. Петр (08.10.1992, 8 класс). Отсутствуют агрессивность и враждебность по отношению к себе и к окружающим. Воспитуем, но не воспитан. Обучаем, но низкая успеваемость в связи с невозможностью полноценного отдыха, отсутствием времени на выполнение домашнего задания Присутствуют социально обусловленные поведенческие расстройства. Имеют место социальная и педагогическая запущенность. Ребенок находится в социально опасной ситуации в семье. Социально-педагогическая коррекционная работа в отношении семейного воспитания. Положительный при наличии постоянного социально-педагогического сопровождения. Требуется дальнейшая социально-педагогическая коррекция.
2. Марина (15.01.1995, 5 класс). Отсутствуют агрессивность и враждебность по отношению к себе и к окружающим. Воспитуема, но не воспитана. Низкая обучаемость. Психопатический синдром отсутствует. Присутствуют социально обусловленные поведенческие расстройства. Имеют место социальная и педагогическая запущенность. Уровень социального развития низкий. Ребенок находится в социально опасной ситуации в семье. Социально-педагогическая коррекционная работа в отношении семейного воспитания. Положительный при наличии постоянного социально-педагогического сопровождения. Требуется дальнейшая социально-педагогическая коррекция.
3. Владимир (16.09.1995, 5 класс). Неадекватное поведение по отношению к одноклассникам. Все решает силовыми методами. Вспыльчивый, агрессивный, легковозбудимый. Тяжело идет на контакт со сверстниками и взрослыми. Обучаем. Присутствуют школьная дезадаптация, неадекватная социальная активность, девиантное поведение, психопатические синдромы, трудновоспитуемость. Наличие нездоровой психической деятельности. Психологическая коррекция личностного и социального развития. Условно положительный прогноз при постоянной квалифицированной психологической и педагогической помощи. Требуется дальнейшая социально-педагогическая коррекция.
4. Наталья (15.01.1993, 8 класс). Наличие демонстративного (неадаптивного) поведения. Ленива. Пропускает уроки без уважительной причины. Дружит с лицами с асоциальным поведением. Со сверстниками плохо взаимодействует. В классе является социометрической отверженной. Враждебна по отношению к ко всем окружающим. Присутствуют средовая и школьная дезадаптация, неадекватная социальная активность, девиантное поведение, педагогическая запущенность, труднообучаемость, трудновоспитуемость. Педагогическая безграмотность семейного воспитания, гипоопека в семье, отсутствие требовательности со стороны родителей. Постановка на внутришкольный контроль. Постоянное психологическое и педагогическое сопровождение. Положительный при социально-педагогической коррекции социального развития и воспитания, социально-педагогической поддержке и сопровождении до окончания школы.
5. Михаил (21.11.1996, 4 класс). Капризный, себялюбивый. Заинтересован в учебных успехах. Повышенная нервозность. Дружит с одноклассниками, но часто с ними конфликтует. Мучают частые головные боли. Девиантное поведение. Трудновоспитуемость. Противоречивое воспитание в семье. Отсутствие единых педагогических требований в семье. Постановка на внутришкольный контроль. Ежедневная работа со школьным психологом, социальным педагогом. Педагогическое просвещение родителей. Положительный при изменении стиля семейного воспитания. Требуется дальнейшая социально-педагогическая коррекция.
6. Антон (20.07.1996, 4 класс). Дезорганизатор трудовой дисциплины на уроках. Обучаемый и обученный. Конформный. Находит общий язык со сверстниками. Неадекватно реагирует на замечания. Вспыльчив, легковозбудим, неадекватен. Девиантное поведение. Трудновоспитуемость. Противоречивое воспитание в семье. Взаимодействие с референтной группой одноклассников с асоциальным поведением. Пренатальная и натальная патология. Постановка на внутришкольный контроль. Ежедневная работа со школьным психологом, социальным педагогом. Педагогическое просвещение родителей. Условно положительный при изменении стиля семейного воспитания и сопровождении школьного и клинического психолога. Требуется дальнейшая социально-педагогическая коррекция.
7. Григорий (23.05.1996, 4 класс). Дезорганизатор трудовой дисциплины на уроках. Использует нецензурную речь в разговоре с одноклассниками и взрослыми. Расторможен. Трудно успокоить. Случайное товарищество. Девиантное поведение. Трудновоспитуемость. Снисходительный стиль семейного воспитания, полное отсутствие контроля со стороны матери. Неадекватность матери на попытки педагогического воздействия. Постановка на внутришкольный контроль. Ежедневная работа со школьным психологом, социальным педагогом. Педагогическое просвещение матери. Условно положительный при полностью измененном характере семейного воспитания. Требуется дальнейшая социально-педагогическая коррекция.
8. Иван (14.11.1996, 4 класс). Дезорганизатор трудовой дисциплины на уроках. Грубо обращается к детям. Гиперактивен. Труднообучаем. Девиантное поведение. Трудновоспитуемость. Полное отсутствие контроля со стороны матери. Постановка на внутришкольный контроль. Ежедневная работа со школьным психологом, социальным педагогом. Педагогическое просвещение родителей. Условно положительный при смене характера семейного воспитания. Требуется дальнейшая социально-педагогическая коррекция.
9. Евгения (16.11.1993, 8 класс). Враждебна по отношению к себе и к окружающим. Ярко выраженная аутоагрессия. Раздражительна. Присутствуют зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева за действительные или мнимые страдания. Полтора года не посещала школу. Средовая и школьная дезадаптация. Неадекватная социальная активность. Девиантное поведение. Социальная и педагогическая запущенность. Труднообучаемость и трудновоспитуемость. Равнодушное отношение матери к жизни ребенка. Органические нарушения во время беременности матери. Постановка на внутришкольный контроль. Ежедневная работа со школьным психологом, социальным педагогом. Педагогическое просвещение матери. Требуется дальнейшая социально-педагогическая коррекция.
10. Алексей (17.01.1991, 10 класс). Поставлен диагноз в отклонении психики. коммуникабелен. обучаем. Склонен к бродяжничеству (за это поставлен на учет в ОДН), к азартным играм. Присутствуют: школьная дезадаптация, поведенческие расстройства, психопатический синдром, педагогическая запущенность, трудновоспитуемость. Нездоровая психическая деятельность. Снисходительное воспитание матерью. Социально-педагогическая поддержка, сопровождение и коррекция со стороны всех специалистов междисциплинарной команды. Условно положительный при смене характера семейного воспитания. Требуется дальнейшая социально-педагогическая коррекция.
11. Юлия (12.01.1994, 9 класс). Обидчива, завистлива, подозрительна. Враждебна по отношению к себе и к окружающим. Имеется аутоагрессия. Честолюбива, неудачи не снижают уверенности в себе, заносчива, злопамятна. Конфликтна. Эмоционально холодная. Учится средне. Обучаема. Присутствуют школьная дезадаптация, поведенческие расстройства, психопатический синдром, педагогическая запущенность, трудновоспитуемость. Структурная и психологическая деформация семейных отношений. Социально-педагогическая поддержка, сопровождение и коррекция со стороны всех специалистов междисциплинарной команды. Накопление положительного социального опыта. Условно положительный при смене характера семейного воспитания. Требуется дальнейшая социально-педагогическая коррекция.
Полученные данные свидетельствуют о присутствии всех критериев социокультурных личностных деформаций у воспитанников группы риска. Как правило, основными причинами аномии социального здоровья детей и подростков являются органические нарушения у ребенка в пренатальный и натальный периоды (20 % случаев), а также педагогически безграмотное воспитание в семье (90 % от числа всех испытуемых). 18 % воспитанников находится в социально опасной ситуации.
Социально-педагогическая интервенция включала работу с семьей. Работа с семьей детей с аномиями социального здоровья проводится по схеме, отраженной в таблице.
Социально-педагогическая работа с семьей и ребенком,
обучающимся в МОУ Лицей г. Истры Московской области
в 2002-2007 гг.
Семья
|
Причины
социально-педагогической работы
|
Индивидуальная программа
социально-педагогической поддержки семьи
|
Результаты принятых мер
|
Предложения по улучшению
ситуации
|
Выводы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
М.
|
Дети (Петр 14 лет и Марина 11 лет) находятся в социально опасной ситуации. Мать страдает алкоголизмом, ведет аморальный образ жизни, не работает.
|
- постановка на учет в комиссии по делам несовершеннолетних при Администрации Истринского района,
- посещение на дому,
- помощь семье попечительским советом школы,
индивидуальная работа.
|
Мать устроилась на работу. Дети имеют относительно ухоженный вид.
|
Проводится работа по лишению матери родительских прав.
|
Аномии социального здоровья являются следствием неправильного воспитания в семье и нахождением в социально опасной ситуации.
|
З.
|
Психолого-педагогическое просвещение родителей по воспитанию ребенка с социальным нарушениями в развитии. Семья полная, благополучная.
|
Индивидуальная работа с родителями.
|
Использование родителями адекватными методами воспитания с учетом личностных аномалий ребенка.
|
Психолого-педагогическая помощь со стороны психолога, педагогического коллектива.
|
Аномии социального здоровья ребенка носят органические причины в связи с нездоровой психической деятельностью.
|
К.
|
Наталья (13 лет) прогуливает уроки, плохо учится.
В семье используется снисходительный стиль воспитания.
|
- посещение на дому,
- индивидуальная работа.
|
Частичный контроль за досугом девочки.
|
Повышение требовательности к ребенку со стороны родителей.
|
Аномии социального здоровья ребенка являются следствием неправильно выбранного стиля воспитания в семье.
|
С.
|
Иван (13 лет) нарушает дисциплину на уроках.
|
- посещение на дому,
- индивидуальная работа,
- родительские собрания.
|
Попытка родителей использовать единые педагогические требования в воспитании.
|
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
|
Аномии социального здоровья являются следствием противоречивого воспитания в семье.
|
Ж.
|
Григорий (13 лет) нарушает дисциплину на уроках. Имеются проблемы в общении с одноклассниками.
|
- посещение на дому,
- индивидуальная работа,
родительские собрания.
|
В силу агрессивности матери результатов работы нет.
|
Психолого-педагогическое просвещение матери.
|
Аномии социального здоровья являются следствием снисходительного воспитания в семье.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение таблицы
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
К.
|
Антон (13 лет) нарушает дисциплину на уроках. У мальчика наблюдается конформное поведение.
Властный стиль воспитания со стороны отца (оперуполномоченный Москвы) и снисходительный стиль воспитания матери.
|
- посещение на дому,
- индивидуальная работа,
родительские собрания.
|
Попытка родителей использовать единые педагогические требования в воспитании.
|
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
|
Аномии социального здоровья являются следствием противоречивого воспитания в семье.
|
С.
|
Иван (13 лет) постоянно нарушает дисциплину на уроках. Грубо обращается к детям. Семья неполная, мать работает в Москве, мало уделяет времени воспитанию сына.
|
- посещение на дому,
- индивидуальная работа,
- родительские собрания.
|
Мать противится коррекционным формам работы со стороны школы. Результатов нет.
|
Психолого-педагогическое просвещение матери.
|
Аномии социального здоровья являются следствием гипоопеки.
|
Г.
|
Евгения (13 лет) 1,5 года не посещает школу. Девочка безнадзорна. Семья неполная, мать занята зарабатыванием денег в Москве.
|
- посещение на дому,
- индивидуальная работа,
- родительские собрания.
|
Мать противится коррекционным формам работы со стороны школы. Результатов нет.
|
Психолого-педагогическое просвещение матери.
|
Аномии социального здоровья являются следствием гипоопеки.
|
Окончание таблицы
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Г.
|
Алексей (15 лет) с 2004 года состоит на учете в ОДН. Бродяжничает, попрошайничает, увлекается азартными играми. Наблюдается нездоровая психическая деятельность. Семья неполная. Мать-педагог не интересуется воспитанием сына, зарабатывает деньги.
|
- посещение на дому,
- индивидуальная работа,
- родительские собрания.
|
Мать плохо поддается коррекционным формам работы со стороны школы. В течение полугода мальчик ведет социальный образ жизни, не бродяжничает.
|
Психолого-педагогическое просвещение матери.
|
Аномии социального здоровья являются следствием гипоопеки.
|
М.
|
Юлия (12 лет) состоит на учете в ОДН за кражу мобильного телефона. У матери второй брак.
|
- посещение на дому,
- индивидуальная работа,
- родительские собрания.
|
В силу личностных деформаций, положительная динамика плохо проявляется.
|
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
|
Аномии социального здоровья являются следствием неправильного семейного воспитания и личностных аномалий ребенка.
|
Социально-педагогическая работа с семьей проводится параллельно с работой педагогического коллектива и специалистов междисциплинарной команды с ребенком группы риска с предсказуемыми ожиданиями, аномией социального здоровья личности.
Основными формами и методами коррекции аномий социального здоровья являются социально-психологическая поддержка, сопровождение, коррекция личностного и социального развития, создание благоприятных психолого-педагогических условий воспитания социально здоровой личности воспитанников, а также своевременная помощь всех специалистов междисциплинарной команды (психолога, администрации школы, врача, инспектора ОДН, социального работника из органов социальной защиты). Педагогический прогноз может носить положительный, либо условно положительный (если соблюдаются все требования специалистов) при достаточном личностном и социальном развитии детей подростков.
Особую категорию учащихся общеобразовательных учреждений составляют воспитанники социального приюта. Данные дети, как правило имеют родителей, не лишенных родительских прав. Несовершеннолетние либо изымаются из семьи, где находятся в социально опасной ситуации, либо их привозят с улицы (со свалки, ТБО), либо приходят сами, либо попадают из-под опеки, либо через привод правоохранительными органами. 90% таких детей можно отнести к группе с аномальным уровнем социального здоровья личности. Мы проанализировали 78 социальных досье детей, живущих в социальном приюте, отслеживая их дальнейшую жизнь на протяжении 2004-2007 года. В ходе исследования было выявлено следующее содержание отклонений.
Характеристика аномального уровня личного социального здоровья
воспитанников социального приюта на начало и конец интервенции (%)
Структурные компоненты личного социального здоровья
|
Начало
интервенции
|
Окончание
интервенции
|
Неадекватность психических реакций
|
12, 8
|
5,1
|
Низкая социальная адаптивность,
социально-педагогическая запущенность
|
100
|
19,2
|
Антисоциальность / асоциальность
поведения
|
100
|
14,1
|
Негативный социальный опыт
|
100
|
Купирование
процесса
|
Отрицательное отношение к себе, людям, природе, вещам
|
89,7
|
38,5
|
Неудовлетворительный уровень воспитанности, базовой культуры личности
|
89,7
|
6,4
|
Низкий уровень социального развития
|
100
|
44,8
|
Данные таблицы показывают тенденцию на существенное улучшение качества социального здоровья с учетом следующих психолого-педагогических и социально-педагогических условий:
- изменение социальной обстановки проживания;
- индивидуальная работа по формированию доверия к педагогам, себе;
- ориентация на всесторонность развития личности;
- проведение нравственного (социального) закаливания;
- нивелирование социально-педагогической запущенности;
- активизация внутренних личностных резервов на конструктивную самореализацию;
- профессиональная ориентация подростков и старших школьников.
В ходе исследования в течение 2002 по 2007 годы проводились как превенция, так и интервенция аномий личного социального здоровья несовершеннолетних. В каждом учебном году исследовались дети с социально-педагогической запущенностью, которые переводились из других школ (пример школ городского округа Тольятти Самарской области), наблюдались в ОДН в связи с совершением административных и уголовных правонарушений, проживали в государственном учреждении Московской области (ГУМО) «Социальном приюте» Истринского района. С частью детей с аномальным уровнем социального здоровья достаточно было проведение вторичной профилактики, чтобы перейти на пограничный, либо нормативный уровень. С оставшимся контингентом осуществлялась социально-педагогическая интервентивная деятельность. Количественные данные приведены ниже в диаграмме.
Дети, нуждающиеся в социально-педагогической интервенции с аномальным уровнем социального здоровья (абсолютное число)
Следует отметить, что в каждом учебном году, несмотря на профилактическую деятельность, отмечается большое количество подростков с аномальным уровнем из-за изучения выборки воспитанников социального приюта, образовательных учреждений, где обучаются дети, состоящие на учете в ОДН. В процессе работы не все дети смогли достичь пограничного, нормативного уровней по ряду причин:
- дети возвращались в прежнюю социальную среду к родителям (из социального приюта);
- имели место психопатологические личностные изменения;
- дети стойко сопротивлялись любому педагогическому воздействию;
- оставалось негативное отношение к себе, людям, природе, игрушкам в силу нежеланности, ненужности ребенка со стороны родителей, родственников, опекунов.
Наиболее сложной представлена работа социальных педагогов, воспитателей и психологов с Сергеем К. 1986 года рождения. Поступил в ГУМО «Социальный приют» Истринского района в 1996 году в возрасте 10 лет из крайне неблагополучной среды. Родители разведены, злоупотребляют алкоголем. Врачами поставлен диагноз «патохарактерологическое формирование личности, психопатоподобный синдром; синдром бродяжничества; эписиндром». Состоял на учете у психоневролога. Мальчик был отдан на попечение отцу, который систематически избивал сына. Ребенка в социальное учреждение привезли со свалки. В 10 лет Сергей много пил и курил. Сложно поддавался социализации. Совершал противоправные действия (кражи, драки). Труднообучаем. В приюте жил до 17 лет, затем ушел к бабушке. За все время смог закончить 4 класса. В настоящее время бродяжничает.
Социально-педагогическая интервенция рассчитана на долгий период времени (от одного года). В основном делался акцент на формирование моделей просоциального поведения, повышение социальной адаптивности к социуму, социализированности, создание условий для всесторонности воспитания, принятия себя и окружающих. Как правило, самый больший успех заключается в переводе ребенка на пограничный уровень социального здоровья, поскольку полностью искоренить социокультурные личностные деформации не удается, лишь частично. Приведем данные результатов социально-педагогической интервенции на конец исследования.
Данные диаграммы свидетельствуют о положительной тенденции в переводе детей с аномального уровня личного социального здоровья на более высокий положительный.
Приступа Елена Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии филиала Российского государственного социального университета в г. Дедовске.
|
|
Вышел в свет
№4 журнала за 2021 г.
|
|
|